Меню Закрыть

ИСТОЧНИКИ ГЕПТАМЕРОНА ПЕТРА де АБАНО

ИСТОЧНИКИ ГЕПТАМЕРОНА ПЕТРА де АБАНО Гептамерон (от греческого ηπτα «семь» и ημερα - «день») - это короткое руководство по ангельской магии, корни которого уходят как минимум в средние века. Он оказал большое влияние на современную магическую практику, хотя до недавнего времени его источникам уделялось мало внимания.

Гептамерон (от греческого ηπτα «семь» и ημερα – «день») – это короткое руководство по ангельской магии, корни которого уходят как минимум в средние века. Он оказал большое влияние на современную магическую практику, хотя до недавнего времени его источникам уделялось мало внимания.

По словам историка Линн Торндайк, приписывание текста знаменитому врачу Петру де Абано (1250-1316) (также Петрус, Пьетро д’Абано; Апоне, Апоно, Аппоно, Апоненсис, Абанус, Аббано, Альбано, Эбано, Пьетро фон Абано) «определенно видится подложным». Однако его репутация как мага закрепилась довольно рано. Важно отметить, что в одной из работ Петруса, Conciliator differentiarum philosophorum [et] medicorum (1303), он предложил учение о циклах в 354 года, управляемых планетарными ангелами; впоследствии это оказало влияние на Тритемия и других. Хотя Петрус подразумевал, что его источник информации об этих ангелах был от Аверроэса, возможно, он был из более подозрительного источника – комментария Элеазара из Вормса (1176-1238) к Сефер Йецира.

Планеты и их ангелы у Элеазара из Вормса

Сатурн קפציאל Qaphtzial

Юпитер צדקיאל Tzedeqial

Марс סמאל Samael

Солнце רפאל Raphael

Венера ענאל Anael

Меркурий מיכאל Michael

Луна גבריאל Gabriel

Однако обратите внимание, что приписывание Рафаэля Солнцу и Михаэля Меркурию отличается от Conciliator. Имена ангелов в Conciliator фактически такие же, как в Гептамероне. Петрус, вероятно, получил имена из сочинений Аверроэса (Ибн Рушд, 1058-1126) или от Авраама Ибн Эзры (или Авенареса) (около 1145), чьи труды Петрус переводил с иврита. Интересно, что названия немного отличаются в VRL 1115 и Clm 849 (об этом см. ниже), а также в Агриппа, Оккультная философия 2.10 (1533).

ИСТОЧНИКИ ГЕПТАМЕРОНА ПЕТРА де АБАНО Гептамерон (от греческого ηπτα «семь» и ημερα - «день») - это короткое руководство по ангельской магии, корни которого уходят как минимум в средние века. Он оказал большое влияние на современную магическую практику, хотя до недавнего времени его источникам уделялось мало внимания.
[Для Liber Razielis см. VRL 1300 fol. 45V. В еврейском Сефер Разиэль Рафаэль связан с Меркурием, а Михаэль – с Солнцем, по крайней мере, в некоторых версиях. См., Например, Giovanni Grippo, Book of Raziel English/Hebrew, Sepher Raziel, 2018, pp. 32-33.]

Самое раннее указание на этот текст может относиться к 1508 году, где Тритемий ссылается на текст Петра де Абано с очень похожим описанием, хотя он называет Elucidarium necromantiae Petri de Apono medici Paduani и говорит, что он о заклинании демонов с использованием лет, месяцев, дней и единичных часов, а также имен духов. (См. Lucidarium artis nigromantice, Elucidarius magice.)

Была идентифицирована рукопись с аналогичным названием и идентичным началом – Vat. ms. Reg. lat. 1115, ff. 97-114, датированная 1569 годом. Раньше манускрипт находился в собственности королевы Швеции Кристины. Хотя манускрипт содержит практически тот же текст, что и самые ранние печатные издания Гептамерона, следует отметить некоторые различия. Наиболее важным является то, что в последнем реструктурировано содержание: вместо того, чтобы излагать имена ангелов, их печати, фимиам и т. д. в отдельных главах, Гептамерон удобно объединяет их для каждого дня недели.

Более подробную информацию о Elucidarium necromantiae см. В статье Véronèse в Médicine, astrologie et magie entre Moyen Âge et Renaissance, ed. Boudet et al, Firenze: Sismel, 2013, pp. 295-330.

Самое раннее печатное издание с названием «Eptameron» или «Heptameron» (также иногда пишется «Eptaëmeron»), которое я обнаружил, относится к 1559 году.

ИСТОЧНИКИ ГЕПТАМЕРОНА ПЕТРА де АБАНО Гептамерон (от греческого ηπτα «семь» и ημερα - «день») - это короткое руководство по ангельской магии, корни которого уходят как минимум в средние века. Он оказал большое влияние на современную магическую практику, хотя до недавнего времени его источникам уделялось мало внимания.
Henrici Cornelii Agripae Liber Qvartvs De Occulta Philosophia, seu de Ceremonys Magicis. Cui accesserunt, Elementa Magica Petri de Abano, Philosophi. Marpurgi Anno Domini. 1559,

Lynn Thorndike (указ. Соч., Стр. 325), вслед за Kiesewetter, говорит о более раннем издании, изданном в Венеции в 1496 году, однако мне не удалось идентифицировать ни одной копии. Полное название и ссылка, данные Kiesewetter: Heptameron. Elucidarium necromanticum. Elementa magica. Liber experimentum memorabilium de annulis secundum XXVIII mansiones Lunae. Venice 1496. Folio.

Манускрипты Heptameron и Elucidarius magice:

VRL 1115 Vat. ms. Reg. lat. 1115, ff. 97-114, Elucidarius Magia: Magistri Petri de Albani [sic]. Incip.: Multi experimentatores diversimodi operantur… (датируется 1569).

Ghent 1021a Universiteit Gent ms 1021A Clavicula Salmonis and other magical tracts and instructions Jabir ibn ?ayyan, Abu Musa, 737?-815; Arnoldus de Villa Nova, 1250?-1312; Hermes Trismegistus; (Ps.)Petrus de Abano, 1250?-1315? (fols. 130 ff) (16th ce)

VSG 334 В Vadian Library города St. Gallen есть Манускрипт 15 века, который может подходить (ms #334) , но кажется, это другой текст.

Graziella Federici-Vescovini nуказывает другой манускрипт в дополнение к списку Торндайка:

Pad. 235 Padova, Biblioteca del Seminario vescovile, Cod. 235, ff. 1r-39r. Elementa magica. Petri de Abano philosophi patavini (1651-1700). Fir. Pal. lat. 1022 Florence/Firenze Naz. Palatine 1022, начало 16 века, ff. 188v-216. Манускрипт составной, содержит сборник магических, алхимических и предсказательных текстов, относящихся к 15 и 16 векам из тосканского региона.

Другие позднейшие манускрипты:

Ad. 36674 London, British Library ms 36674, fol. 23r ff. Несмотря на множественные повреждения, это крайне интересная и независимая версия, которая может отображать более старые элементы. Найдена среди тайных бумаг доктора John Caius (1510–1573), основателя Caius College.

Sl. 3318 London, British Library ms 3318, Elementa Magica perfectissima Roberti Lombardi ordinis Minorum включает выдержки из некоторого независимого варианта Гептамерона или Elucidarium. (17 век)

Sl. 3850 London, British Library ms Sloane 3850 ff. 13v-23 (17 век)

Sl. 3851 London, British Library ms Sloane 3851 ff. 61r-74r. Английский перевод, независимо от Тернера. (17 век)

Clm 24936 Munich Clm. 24936, ff. 94-131 (17 век)

BnF 17870 Paris N.L. 17870 (1701-1800)

VL 11294 Vienne O.N.B. lat. 11294, ff. 41-74v. (В каталоге нет датировки, но согласно Торндайку это 17 век.)

Leipz. cod. mag. 23 Cod. mag. 23 , D. Johannis Fausti Haupt und Kunst Buch – Das ist aller Cabalisten und Weisen Fundamental Praxis zu Lehre in geheim seinen Diener Christoph Wagner hinterlassen (1750)

BnF 24245 Paris, Bibliothèque nationale de France. Département des manuscrits. Français 24245. Recueil de traités hermé’tiques … Liber conjurationis pro septem diebus, factus a Petro de Albano [sic] (1701-1800)

Wellcome 983 L’ART magique: ou la Science Angélique d’Agripa [sic], Salomon, Arbatel, Pierre de Abano et de plusieurs autres auteurs (1709?)

UPenn Codex 226 Heptameron, or a work of seven days, being the elements of practical magick. Это расширенная версия, возможно, не основанная на переводе Тернера. Некоторые ошибки перевода Тернера находятся и здесь, как «сосуд из глины или железа», но другие нет, как “Caratasa” vs. “Caracasa”, и “red wheat” vs “red saunders”. (English, 1725-26)

NLI var. 223 The National Library of Israel, Jerusalem, Israel Ms. Var. 223 Содержит также заклинания и изображения семи царей, а именно Samax, Modiat, и др. , магические круги (fol. 137v) как и другие материалы, относящиеся к Гептамерону (18-19 век)

Ритуальные методы
Детально описаны инструменты и ритуалы для заклинания ангелов семи дней недели.

Ритуальные инструменты включают в себя: символы 7 основных ангелов, благовония, святую воду, новый глиняный сосуд с огнем, облачение, пентакль, книгу, меч и свисток.

ИСТОЧНИКИ ГЕПТАМЕРОНА ПЕТРА де АБАНО Гептамерон (от греческого ηπτα «семь» и ημερα - «день») - это короткое руководство по ангельской магии, корни которого уходят как минимум в средние века. Он оказал большое влияние на современную магическую практику, хотя до недавнего времени его источникам уделялось мало внимания.
Пентакль из издания 1559

В разделе «Об образе действий» упоминается пентакль во множественном числе; это указывает на то, что данный метод основывался на более комплексном подходе.

Конкретная природа и использование символов (или печатей) семи ангелов не совсем ясны в тексте, но могут быть определены путем изучения соответствующих текстов. Во-первых, в печатных текстах Гептамерона рисунки печатей сопровождаются знаком планеты, названием соответствующего неба и знаком Зодиака. Цель последнего не поясняется в тексте, но разъясняется в VRL 1115 и CLM 849, в которых добавлено, что во время этого зодиакального знака должна быть сделана печать, например, CLM 849 37b.2: fac illud die Lune, hora lune, in signo Cancri («сделай это в день и час Луны, в знаке Рака»).

VRL 1115 содержит аналогичные указания: Doctrina autem sigillorum que debent fieri horis suis et signus и si non in signus saltem в suis horis. («Указание к символам сверх того таково, что они должны быть сделано в час [планеты] и знака [зодиака], но если не в знаке, то хотя бы в его час».)

Так печати должны быть сделаны в соответствующее время, рассчитанное астрологически.

Еще более полное описание можно найти в Liber Razielis § 134 (Rebiger et al 2009, стр. 42):

Et scribes nomina et caracteres in una lamina argentea, et signabis in ea cum calamo aeris vel latonis et coniurabis eos sic tribus vicibus. Et suspendes illam laminam de collo tuo taliter, quod veniat super cor tuum, et in omnibus temporibus, quibus fuerit super te, semper devinces et proficies.
«И вы должны написать имена и символы на серебряной пластинке (или табличке) и отметить на ней ручкой [стилусом] воздушным или из латуни, и таким образом трижды заклясть их вместе. И повесь пластину на шею так, чтобы свисала она над сердцем, и всегда, когда оно на вас, вы всегда будете полностью побеждать, и вы извлечете из этого пользу ».

Возможно, важным также является то, что в некоторых изданиях наряду с CLM 849 к первой фразе добавлялось слово «ac sigillo», что повторяет использование символа или печати:

Coniuro et confirmo ac sigillo super vos angeli… (“Заклинаю, утвержаю, равно и запечатлеваю над вами, ангелы….”).

Ангелы, духи, цари, демоны
В тексте используется термин angelus (ангел) для семи ангелов, которые правят в течение дней недели.

Второй тип перечисленных духов – это angeli aeris regnas («ангелы, управляющие воздухом»), состоит из короля и его помощников. Соответствующие тексты в CLM 849 используют термин reges spirituum, regnantium et seruientium septem diebus septimane («цари духов, управляющие и служащие семь дней недели»). Гонорий использовал термин «дух» в общем смысле для сверхъестественных существ. Соответствующие тексты Гонория, однако, являются более конкретными, используя термин «демон» (от древнегреческого δαιμων даймон, защитный дух) для королей и их помощников. Демон здесь не обязательно несет в себе какую-то коннотацию зла, но он определенно описывается как более низкий класс существ, чем ангелы. Таким образом, использование термина «ангел» для этих воздушных духов в Гептамероне, возможно, является попыткой очистить и отделить текст от последствий демонической магии.

Другая группа сверхъестественных существ идентифицируется в Гептамероне как «ангелы», связанные с ветрами.

Опубликовано в ГРИМУАР, КАББАЛА

Связанные записи