На иврите есть слово «бина» (בינה), от корня «бин» (בין), означающее «лехабин» (להבין), хитбонен (התבונן) — созерцать, быть внимательным.
В каббалистической мистике третья Сефира Бина — сестра мудрости Хохмы (חכמ) — Софии — второй Сефиры.
Бина́ ( בינה) — «Разум», «Ум», «Мысль».
Хокма́ ( חכמה) — «Мудрость», «Премудрость».
Первые сфироты — Свет (Кетер), Мудрость (Хохма́) и Разум (Бина́) — «чело» и «веки» Адам-Кадмона — три самые главные. В их в абсолютном царстве духа нет места никакой раздвоенности. Раздвоение эманации на позитивную и негативную начинается только в третьей Сефире «Разум». Поэтому наш ум воспринимает в созерцании все бинарно: свет — тьма, верх — низ, добро — зло.
Под первой триадой — Кете́р («Венец»), Хохма́ («Мудрость») и Бина́ («Разум») — следует подразумевать интеллектуальный мир (עולם השנל или עולם המושכל).
Если Бина созерцание вещей и их понимание, то Хокма, глубокое проникновение в сущность и взаимоотношение вещей.
Первые три сефирот — Кетер, Хохма́ и Бина́ — образуют между собою единство: Знание — Даат, познающий субъект и познаваемый объект тождественны в единстве, и таким образом мир является только выражением «идей», или абсолютных форм разума.
Даат ( דעת) — «Познание» — в учении каббалы о происхождении миров союз двух сфирот мироздания:
мужского, активного принципа Хохма́ («Мудрость») и
женского, пассивного принципа Бина́ («Разум»).
То есть контраст между субъективностью и объективностью находит своё разрешение в «Познании».
Таким образом «Запретный Плод» Древа Познания — Эц Даат, дарованный Иным Богом Эль Нахаш, Примордиальным Змеем, образом-носителем Сатаны-Самаэля, первочеловеку в вышнем Эдеме, есть Разум и Мудрость в единстве Познания, когда бинарность исчезает как гегелевский тезис и антитезис, являя синтез высшего уровня. Это поистине обетование: «быть как боги», являя грандиозный эволюционный скачок от Яда Сам Эль.
Запретный Плод есть Плод Изначального Гнозиса.
Однако слабая человеческая природа также осознает с Познание и собственную конечность и ограниченность, осознает Смерть и предчувствие неминуемой смерти, а оттого бессмысленную суетность собственного бытия — это негативное действие Яда Самаэля, провоцирующего «мрак души», поэтому как сказал мудрейший:
«умножающий Познание — умножает скорбь свою».
Отсюда Древо Познание — Эц Даат, становится Древом Смерти — Эц Мот или Клиппотами — системой иерархии адских миров — состояний души и сознания в этом Мраке с атавистическими комплексами подсознания — демонами.
И сладкий Плод мистического познания становится горьким Плодом Смерти.
Однако только приняв его, возможно исполнить обетование Змея, чтобы превзойти человеческую природу и демиургические световые иллюзии Тетраграмматона.
Но именно этот Мрак Души, осознание тщеты бытия и своего собственного бытия, и порождает антикосмическое восстание, являя личность гностического сатаниста.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД
Опубликовано в КАББАЛА