Меню Закрыть

ОДИН И МЕРКУРИЙ

ОДИН И МЕРКУРИЙ Хильда Дэвидсон


Хильда Дэвидсон

В раннюю эпоху германские народы приносили щедрые жертвы богу Туистону и Водану, посвящая им тех, кто пал в бою или тех, кто попал к ним в руки, как пленник. Постепенно Водан, которого римляне называли Меркурием, вытеснил своего соперника. Он считался предком королей, и он встречал их в своих залах после смерти; он был божеством, которому приносились человеческие жертвы, при помощи сожжения, повешения, и ударов копьем. В мифах, известных Снорри, Водан ещё сильнее вырос и превратился в Одина, отца богов и верховного правителя Асгарда. Даже могущественный Громовник рассматривался теперь в качестве его сына, хотя у Снорри были сомнения по этому поводу, и в предисловии к своей книге он поставил Тора первым из северных богов. Один, как мы уже знаем, был богом сражения, его символами были копьё и ворон, но в стихах и сагах, изложенных Снорри, он показан в других аспектах. Он также был древним одноглазым богом, хитрым и посвящённым в волшебные знания, мастером перевоплощения, и мастером в беседах с мёртвыми. Он был всадником на восьминогом коне, путешественником по земле и небу, богом, знавшим секреты перемещения между мирами.

Так как римляне сравнивали Одина с Меркурием, можно считать, что сходство между этими двумя божествами отмечалось ещё в дни Тацита. Даже если Водан, как и Один, похож на Меркурия, обычно изображавшегося в шляпе, этого недостаточно для объяснения их близости; римляне не были, вероятно, введены в заблуждение поверхностными признаками внешнего сходства. Меркурий был богом торговли, покровителем обучения и мудрости, богом, которого его крылатые сандалии несли и по земле, и по морю, проводник, который сопровождал души умерших в иной мир. Это даёт нам основания для изучения Одина как бога мертвых.

Как и Меркурий, Один, по-видимому, имеет отношение к торговле, судя по германским посвятительным надписям, обращённым к Меркурию в римский период с такими названиями как Mercator (купец, торговец) и Negotiator (посредник, переговорщик). Среди скандинавских имен, данных Одину, можно найти аналогичное Farmatýr – «Бог ноши (товаров)», а следовательно, бог торговли. Что касается обучения, Один известен открытием или изобретением рунических знаков, которые давали германским народам вплоть до их христианизации обучение и магические познания. Водан, кажется, имел те же функции. В староанглийской поэме «Соломон и Сатурн», на вопрос: «Кто первый изобрёл письмена?» дан ответ «Великан Меркурий».

Многие мифы, известные Снорри свидетельствуют о привычке Одина странствовать вокруг Земли и путешествовать по воздуху, в форме птицы или на коне Слейпнире, в то время как в сагах он часто появляется в качестве одноглазого странника, появляющегося там, где его меньше всего ожидали увидеть. Его любимый способ передвижения – верхом на восьминогом скакуне, и предшествующий ему Водан также ездил верхом. «Второе Мерзебургское Заклинание», в котором Водан лечит ногу лошади, предполагает, что это соответствие Водана и лошади было хорошо известно в языческой Германии. Самой известной среди характеристик Меркурия является его функция психопомпа, проводника душ вниз в преисподнюю. Это же, в частности, является аспектом Одина, в котором он предстаёт перед нами в качестве бога мертвых.



Примечания:

Хильда Эллис Дэвидсон – британская исследовательница, антрополог и фольклорист, изучавшая германское и кельтское язычество.

Опубликовано в МАГИЯ, МИСТИКА, СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ, ЭЗОТЕРИКА, ВСЁ О РУНАХ

Связанные записи