Меню Закрыть

ВООБРАЖАЕМЫЙ МИР

image editor output image 419377828 1664781383323

Воображаемый мир

Важной особенностью нашего сознания является творческое созидание мира. Иными словами — по сути мы все живём не в реальном, а в воображаемом мире. Мы привыкли считать всё, что мы воспринимаем объективной реальностью. Но на самом деле в процессе восприятия эта реальность проходит через множество индивидуальных фильтров, и по этой причине даже имея на входе наших органов чувств один и тот же объект — на выходе (в нашем сознании) мы получаем совершенно разные его изображения. Если говорить упрощённо — это подобно тому, как если бы каждый человек смотрел на реальность через цветное стёклышко — и у каждого человека оно было совершенно уникального и неповторимого особенного цвета.

Наши органы чувств что-то воспринимают, и посылают импульсы мозгу. Мозг, как может, пытается из этих импульсов нарисовать более или менее правдоподобную картинку. Мы привыкли, что эта картинка обычно нас не подводит во взаимодействии с окружающим миром, и по этой причине привыкли считать её абсолютно тождественной самой реальности. Но это не так. Есть множество вещей, которые не могут воспринять наши органы чувств, но которые от этого не становятся менее реальными (электромагнитные волны например), и множество вещей которые наш мозг нам подсовывает как реальность, но стоит присмотреться чуть внимательнее и мы обнаружим их иллюзорность (например — стереограммы и прочие оптические иллюзии).

Но в обычной жизни (да и в духовной практике) намного важнее другой «психологический» уровень интерпретации реальности. Можно сказать, что это ещё один слой иллюзии, накладываемый нами поверх иллюзии создаваемой нашим мозгом. Можно назвать это «иллюзией сердца». Дело в том, что когда мы воспринимаем мир — мы не воспринимаем его «объективно» — то есть — отстраненно. Всегда есть наша субъективная личностная оценка.

Представьте, что вы едете в автобусе, и вокруг вас множество людей. Можно сказать — серая масса. Но вдруг среди них появляется кто-то, кто привлекает ваше внимание, скажем — прекрасная девушка (или парень, — кому что больше нравится) Вы как бы выделяете их своим вниманием из общей массы и наделяете особыми свойствами — в данном случае — красотой. Вам может казаться, что они наделены ими объективно, но в действительности эти свойства существуют лишь в вашем восприятии. Для другого человека (с другими вкусами) эти же самые люди могут казаться совершенно обычными, или вообще безобразными.

Аналогичным образом — идя по улице мы можем давать воспринимаемой нами реальности совершенно разные свойства. Если у нас хорошее настроение — мы замечаем вокруг счастливые лица, солнечную погоду, прекрасные ароматы, цветущие травы… Идущий рядом с вами другой человек может на той же улице выделять своим вниманием бомжей, мусор на дорогах, серость домов, переругивающихся прохожих и тд… Действительно ли по одной и той же улице вы идёте? Или всё-таки эта улица находится в разных параллельных мирах?

По причине субъективности нашего восприятия, всё что мы думаем о мире и об окружающих нас людях, говорит прежде всего о нас самих. Мы лишь проецируем своё собственное состояние во вне. Но когда мы этого не понимаем, мы можем принимать привносимые нами оценки за свойства самой реальности. Но если уж называть это реальностью — то это реальность сугубо субъективная. Мы носим внутри себя свой собственный мир. И если вам не нравится мир в розовых очках, для вас в нём всегда найдутся все оттенки чёрного и серого.

Особенно важно понимать относительность оценки характера других людей. Например вы можете считать каких-то людей плохими, злыми или наделять какими-то иными эпитетами. Но быть может они проявляют себя так лишь по отношению к вам? Вполне вероятно, что есть люди, о которых они заботятся и проявляют свои лучшие качества и свойства, и весьма предвзято считать какого-то недостойным, лишь по той причине, что он проявляет эти качества не к вам, а к кому-то другому. Но аналогичным образом и самые лучшие люди далеко не всегда и не со всеми будут лучшими, чего бы о них не думали окружающие. Это относится и к оценке самих себя.

В своём собственном мире всегда можно считать себя центром вселенной, но в чужих субъективных мирах вы можете быть такой же серой массой, какой, возможно, вы воспринимаете окружающих. Наши представления о самих себе — это точно такое же воображение, которое может совершенно не соответствовать реальности, как не соответствуют реальности и наши представления об окружающих.

Но на самом деле восприятие себя и других — это одно и то же. Ведь поскольку все воспринимаемые нами люди являются отражением свойств внутри нас самих, то в каком-то смысле можно легко считать их архетипическими обитателями нашего внутреннего мира. Если вам кто-то не нравится — скорее всего он персонифицирует ваши негативные качества, которые вам не хотелось бы в себе видеть. Но и люди которыми вы восхищаетесь — это на самом деле тоже ваш собственный внутренний потенциал, который вы могли бы раскрыть в самих себе если приложите для этого достаточно усилий.

Любой человек — это величайшая тайна. И вне зависимости от того, какой образ он на себя накладывает, в нём таится нечто намного большее, что не может вместиться ни в какие рамки восприятия. Настоящий центр нашей вселенной отнюдь не в воображаемом образе себя. Но пока рамки нашего воображения не осознаны — практически не возможно выйти за их пределы.

Но понимая субъективность восприятия, совсем не обязательно полностью отказываться от любых оценочных суждений. Достаточно всего лишь, вынести центр себя за их пределы и перестать считать их истинными. Тогда мы можем открыть своё внутреннее пространство, которое было раньше занято «слишком серьёзными вещами», для подлинного творчества и настоящего созидания. Ибо хотя мечты и рождаются в нашем воображении, нашими усилиями они могут найти своё выражение и за пределами нашего внутреннего мира.