Меню Закрыть

ЗОЛЬНАЯ КУКЛА В МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

ЗОЛЬНАЯ КУКЛА В МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Но, пожалуй, самые оригинальные и простые куклы – из репейников. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру. Вид удмуртских кукол – тренога (зольная кукла также может изготавливаться на основе треноги). Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.

Зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Но, пожалуй, самые оригинальные и простые куклы – из репейников. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру.
Вид удмуртских кукол – тренога (зольная кукла также может изготавливаться на основе треноги). Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.

Зольная кукла (этнографический сбор)

“..Встретила я Матрену Дмитриевну в поезде, ехали в одном купе в город Тюмень. А она живёт в Новосибирской области. Я ехала на семинар по народной кукле и все думы мои были о предстоящем событии. Потому я и спросили свою соседку, когда разговорились, делала ли она куклы в детстве. На мой вопрос она ответила, что ничего такого не припоминает. Слово за слово, разговор покатился совсем на другую тему и коснулся простых бытовых воспоминаний о топке печи, о том, что печь чаще дровами топили, хоть и угольный край, тогда плохо было с углем…И прямо, без перехода говорит: «Слушай, а куклы с древесной золы мы делали». И стала говорить, что и как было, а я вот что записала:

«Из золы тоже мы делали. Во всех тряпочки свои были. В тряпочку золы насыпали, только сеять надо, чтобы камешков не было. Наберешь древесной золы, в тряпочку насыпешь, и это место передавишь (на шею показывает) и к бороде палочки. Выстрогаешь и заматываешь. Прямо поставишь, она крепкая и не выдернешь. Это длинно (на тело показывает), там делаешь как ноги.
Шея не болтается, голова не болтается. А две палки, чтобы ноги. С ваты титечки и платье еще выкраивали, шили. На голову со льна или конопли пришиваешь волоса. Лицо рисовали, друг от друга учились. Долго с куклами этими возились.

Золу из печки брали, насыпешь в тряпочку золу и в воду макаешь. Она намокает и сожмется, как камень делается, придавишь, чтобы поплоще было. Сзади круглая, а спереди поплоще, так вот (на лицо показывает). Еще шишечку делали, если надо. Когда делаешь, выдавишь шишечку, ниткой обовьешь. Это когда еще не застыла. Платок наденешь.
Играли так: она у своей бани, я у своей. И в гости приезжаем: конопли наберешь, маку полный подол и это угощаешь.
Сестренка раз сделала. Отец с работы пришел, спал (показывает – сидит, опершись на руку). А она куклу – мужика делала. А не было тогда ничего. И она со спины рубахи и выстригла кусок, и усы тоже (а усы у отца были большие, пышные). Клейстер с картошки наварила, прилепила усы. Потом отец проснулся: «Ах, ты, что наделала». Потом на рубаху-то заплатку обратно поставили – не было лишнего.
А еще мода была кукол-то ставить на окно. А у нас окно расколото было. Прихожу домой, а куклы-то нет. Я в слезы, да искать. Пошла к подружке, а они на окне у ей. Я зашла, всех в подол сгребла и пошла домой: раз она так, и я так. А ее мать – навстречу, говорит: «Мотя, ты чего здесь?» Я ей рассказала, что собрала всех, а после свою только оставила, а ее разбросала по двору, да и ушла. Так было»…”
Автор: Энка


Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как-бы дух предков, обращённый к потомкам.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба – женское божество. “Баба” передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.
При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.


Куклы из золы выполнялись Пелагеей Ильиничной Щербининой из села Шубное Острогожского района Воронежской области. Эта интересная женщина недавно ушла из жизни.
Вплоть до 30-х годов нынешнего столетия подобными куклами одаривали молодоженов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая ее на завязке под прикрепленными грудями.

При кукле находился маленький кукленок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник. И кукла, и куленок изготовлялись с “пустым” лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребенка.
Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья.

Постепенно холм нарастает все выше и выше. Обитатели жилища держатся достойно. Соседи воспринимают их род сильным, богатым, благополучным. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Вручая ее жениху и невесте, родственники приговаривали: “Чтобы дети у вас были хорошие да много”. Молодожены с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его до тех времен, когда у них нарождались и подрастали дети, начинали играть с зольной куклой и ее кукленком. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром.

Опубликовано в МАГИЯ, МИСТИКА

Связанные записи