Меню Закрыть

УТРАЧЕННЫЙ АРТЕФАКТ БЕССМЕРТИЯ

УТРАЧЕННЫЙ АРТЕФАКТ БЕССМЕРТИЯ Широко распространён мифологический мотив, в котором превратившийся из исторического персонажа в мифологический Александр Македонский добывает бессмертие, чтобы затем утратить его. В Египте этот сюжет выглядит так: Александр, – точнее, здесь Искандер – узнаёт, что за некоей заброшенной долиной, где царит тьма, есть источник влаги, дарующей бессмертие. Искандер решает идти туда, но к несчастью для него, переход через эту долину занимает 12 лет. Он берёт с собою войско и велит каждому из своих людей запастись некой звучащей бусинкой, дабы не утратить правый путь во тьме долины. После трудного, долгого и опасного перехода они достигают источника, но во тьме его нашёл лишь хитрый Эль-Хидир, один из родственников Искандера. Искупавшись и напившись, он воспользовался тем, что усталые и недовольные соратники требовали возвращения. Убедив их вернуться, он единственным обрёл бессмертие, к которому были так близки все.

Широко распространён мифологический мотив, в котором превратившийся из исторического персонажа в мифологический Александр Македонский добывает бессмертие, чтобы затем утратить его. В Египте этот сюжет выглядит так: Александр, – точнее, здесь Искандер – узнаёт, что за некоей заброшенной долиной, где царит тьма, есть источник влаги, дарующей бессмертие. Искандер решает идти туда, но к несчастью для него, переход через эту долину занимает 12 лет. Он берёт с собою войско и велит каждому из своих людей запастись некой звучащей бусинкой, дабы не утратить правый путь во тьме долины. После трудного, долгого и опасного перехода они достигают источника, но во тьме его нашёл лишь хитрый Эль-Хидир, один из родственников Искандера. Искупавшись и напившись, он воспользовался тем, что усталые и недовольные соратники требовали возвращения. Убедив их вернуться, он единственным обрёл бессмертие, к которому были так близки все.

У болгар данный сюжет имеет мало отличий: дабы не заблудиться на краю земли, куда не доходит свет, Александр попеременно оставлял по пути жеребят и кобыл. Добравшись до источника, он взял из него чудесную воду, и возвращаясь во тьме, воспользовался тем, что лошади ржанием находили друг друга. Придя домой, усталый герой лёг спать, поставив кувшин на окне. Три его дочери, не зная что это за вода, испили её, а затем его сестра случайно уронила кувшин, разлив драгоценную жидкость. В гневе Александр убил её; бессмертие же досталось только трём дочерям царя, чей голос и сейчас ещё можно услыхать в городке Асеновград, где они обитают. У греков в этой истории у царя никаких дочерей нет, а сестра поливает волшебной водой дикий лук, который с того времени никогда не вянет. Гнев Александра обратил сестру в сирену, которой рыбаки и по сей день отвечают, что Александр жив и здоров, потому что если сказать ей правду, будет буря. В Персии же эта история закончилась ещё до возвращения – повесив сосуд на дерево, Александр не заметил, как там почти всю воду выпил ворон, разбрызгавший остатки на вечнозелёный с тех пор кипарис.

В Древнем Китае, где поиски бессмертия были явлением крайне распространенным, великий герой И получает снадобье бессмертия от богини Сиванму, но его хитрая жена тайком одна выпивает его полностью. Богам не понравилась эта подлость, и хотя и сохранив бессмертие, они отправили женщину на Луну, где она и поныне обитает в облике жабы; её-то и видно как тёмные пятна на Луне.

Известен сходный мотив и скандинавской мифологии. Хитростью принудив бога Локи к помощи, великану Тьяцци удаётся украсть у асов молодильные яблоки богини Идунн и её саму. Узнав о случившемся, начавшие стареть боги заставляют Локи вернуть Идунн. Младшая Эдда сообщает, что Локи удаётся похитить её, но на пути домой Тьяцци в облике орла пускается за ним в погоню. Почти нагнав Локи, Тьяцци, однако, попадает в огонь, разведённый асами: «огонь вспыхнул у него в перьях и прервал его полет. Тут подоспели асы и убили великана Тьяцци внутри ограды Асгарда, и это их славнейший подвиг» /Язык поэзии, 3/.

Одним из древнейших вариантов, и возможным первоисточником для более поздних мифов, мог послужить шумеро-аккадский Эпос о Гильгамеше, чей возраст более 3500 лет. В нём после утраты побратима Энкиду герой Гильгамеш начинает поиски бессмертия. Благодаря покровительству богов он-таки добывает цветок бессмертия, и в радости направляется назад, намереваясь омолодить людей своего города Урука. Но во время сна цветок украла змея, лишив героя бесценного артефакта. С тех пор змеи могут сбрасывать шкуру, «омолаживаясь», а
..Гильгамеш сидит и плачет,
По щекам его побежали слезы;
Обращается к кормчему Уршанаби:
«Для кого же, Уршанаби, трудились руки?
Для кого же кровью истекает сердце?
Себе самому не принес я блага,
Доставил благо льву земляному!..»
/Эпос о Гильгамеше, табл. 11/

Стремление к бессмертию можно считать естественным с древнейших пор; и те или иные мифы о нём, конечно, известны по всему свету. Однако лишь в Евразии возник сюжет, как дарующее бессмертие снадобье было утрачено после обретения. В данном случае было бы интересно проследить вариации этого сюжета в связи с легендами о философском камне в алхимии..

Мораль мифа ясно выражена устами богини Сидури, которая обратила их к Гильгамешу:
Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека, –
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днем и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу –
Только в этом дело человека!
/Эпос о Гильгамеше, табл. 10/

Кстати говоря, полторы тысячи лет спустя автор Екклесиаста повторит эту мораль в Библии (конечно, не указав на первоисточник): «Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем” /Библия, Еккл. 9:7-9/.

Опубликовано в МИСТИКА

Связанные записи