Меню Закрыть

“ВЕДЬМИНЫ БУТЫЛКИ” – МАГИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

"ВЕДЬМИНЫ БУТЫЛКИ" - МАГИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА Около 300 года до нашей эры несколько жителей Афин провели магический ритуал. Они купили небольшой горшок для тушения, который часто использовался в те времена для погребальных жертвоприношений. Нарисовав красной охрой узор в виде венка посредине сосуда, владельцы выгравировали десятки имен - мужских и женских, местных и иностранных - на стенках горшка. Внутрь положили голову и ноги курицы – то есть части птицы с наименьшим количеством мяса. Дверной гвоздь скрепил горшок, пробив донышко, а монета, впоследствии проржавевшая до неузнаваемости, была помещена над горлышком сосуда. Затем безвестные создатели закопали все это под полом в студии скульптора рядом с Агорой.

ВЕДЬМИНЫ БУТЫЛКИ

Около 300 года до нашей эры несколько жителей Афин провели магический ритуал. Они купили небольшой горшок для тушения, который часто использовался в те времена для погребальных жертвоприношений. Нарисовав красной охрой узор в виде венка посредине сосуда, владельцы выгравировали десятки имен – мужских и женских, местных и иностранных – на стенках горшка. Внутрь положили голову и ноги курицы – то есть части птицы с наименьшим количеством мяса. Дверной гвоздь скрепил горшок, пробив донышко, а монета, впоследствии проржавевшая до неузнаваемости, была помещена над горлышком сосуда. Затем безвестные создатели закопали все это под полом в студии скульптора рядом с Агорой.

Можно ли считать это первой «ведьминой бутылкой»? Рискну усомниться. Даже если проигнорировать ее удаленность в пространстве и времени от других археологических находок, множество имен, выгравированных на стенках горшка, позволяют предположить, что это заклинание предназначалось для судебных или же политических целей, и, скорее всего, против тех, кто работал в здании, под которым она была захоронена. Это совсем не похоже на «ведьмины бутылки», которые обычно использовались для разрушения враждебных чар, а не для вредоносной магии.

Первые артефакты, которые официально трактуются как «ведьмины бутылки», появились в Великобритании примерно в 1500 году. Свинцовая пробка в горлышке каменного сосуда, найденного на участке в Кингстон Лайл, несет отпечаток австро-бургундского жетона, или счетной фишки, которую помещали на линованную счетную доску: они были распространены в период с 1482 по 1555 гг. Похожая печать с оттиском жетона из Турне относится к концу XV века. Лично мне не вполне понятно, почему они считаются «ведьмиными бутылками».

Благодаря археологическим раскопкам, мы имеем множество найденных магических бутылок, сделанных из каменных кувшинов с округлым корпусом и тонким горлышком, часто украшенных лицом бородатого мужчины. Такие кувшины, обычно использовавшиеся для перевозки пива, обыкновенно называли «белларминами», в насмешку над пользовавшимся дурной славой католическим богословом Робертом Беллармином (1542-1621). Одно время считалось, что кувшины похожи на лицо этого прелата, но сегодня эта гипотеза многими отвергается, тогда как связь с такими терминами, как «седая борода» и «Бартманн», более правдоподобна.

Самые ранние белларимины находят в Кельне и долине Рейна; Нидерланды и Англия освоили их производство к середине XVII века. Беллармины, вероятно, были известны в Англии в течение семидесяти лет, до того, как их начали использовать в качестве «ведьминых бутылок». Возможно, именно лица изображенные на кувшинах, вдохновили людей на их использование в магических целях.

Тем не менее, необходимость именно в беллармине не упоминается ни в рецептах, ни в других дошедших до нас свидетельствах, что ставит вопрос о том, насколько они были необходимы для этой процедуры. Возможно, беллармины использовались потому, что они были повсеместно распространены. При этом в ходу были и другие сосуды, разных форм и размеров. Другую причину можно увидеть в том, что «ведьмины бутылки» впервые зафиксированы в долине Рейна, где производилось так много белларминов.

Несколько экземпляров белларминов семнадцатого века, однозначно интерпретируемых как «ведьмины бутылки», было найдены в Лондоне: обычно их закапывали или выбрасывали в Темзу. Еще больше их обнаружено в Восточной Англии, особенно в Саффолке: там их чаще находили под порогом дома или же в очаге. В любом случае, обычно эти белларины содержат булавки, реже к ним добавляли войлочное сердце, волосы, шипы и обрезки ногтей. Самый любопытный образец из Саффолка включает в себя вышеупомянутые ингредиенты, а также осколки стекла, латунные шпильки, вилку и кусочки дерева, используемые для изготовления спичек.

Практика создания таких бутылок вскоре распространилась вплоть до Дублина, где на строительной площадке был обнаружен беллармин с железными гвоздями внутри.

До недавнего времени ограниченные возможности не позволяли провести какой-либо подробный анализ содержимого этих бутылок. В 2009 году лаборатории Ливерпульского университета, Королевского лазарета Лестера и Британской геологической службы совместно исследовали содержимое беллармина, в 2004 году найденного в Гринвиче, а позднее появилось исследование Алана Мэсси из Университета Лафборо. Содержимое включало мочу (со следами никотина, что указывает на курильщика), латунные булавки, ногти, волосы, железные иглы (согнутые в форме крючков), серу, растительные волокна и, возможно, сердцевидный кусок кожи. Скорее всего, замена сердец животных тканевыми сердечками произошла, дабы облегчить их размещение в бутылке.

"ВЕДЬМИНЫ БУТЫЛКИ" - МАГИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА Около 300 года до нашей эры несколько жителей Афин провели магический ритуал. Они купили небольшой горшок для тушения, который часто использовался в те времена для погребальных жертвоприношений. Нарисовав красной охрой узор в виде венка посредине сосуда, владельцы выгравировали десятки имен - мужских и женских, местных и иностранных - на стенках горшка. Внутрь положили голову и ноги курицы – то есть части птицы с наименьшим количеством мяса. Дверной гвоздь скрепил горшок, пробив донышко, а монета, впоследствии проржавевшая до неузнаваемости, была помещена над горлышком сосуда. Затем безвестные создатели закопали все это под полом в студии скульптора рядом с Агорой.
Опубликовано в МИСТИКА, МАГИЯ, ВИККА

Связанные записи