Меню Закрыть

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МУХОМОРА

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МУХОМОРА Чукчи и коряки относят мухомор к классу невидимых сил вселенского порядка - вагыйнын (корякск. вагыргын). Вагыйнын в переводе означает "существование", "существо", "сущность" и имеет категориальное значение. К этому же классу относятся так же некоторые почитаемые звезды и "направления". По универсальным космогоническим представлениям земля появилась из вод Первичного (Мирового) Океана и изначально пребывала в стадии яйца, которое разбилось в момент творения или его раскалывают боги, чтобы достать твердь. Под Первичным Океаном подразумевается не вода, как таковая, а некая бесконечная сила, о которой нельзя сказать что-либо определенное, кроме того, что она существовала - вагыйнын. Яйцо часто связывают с Мировой Уткой, самой первой творческой вселенской силой, выделившейся из Океана. Это она откладывает яйцо (вариант - яйца) в Океан и участвует в его (их) доставании с некоторого абстрактного дна. В конечном итоге на поверхности Океана образуется твердь.

Сотворение мира.

Чукчи и коряки относят мухомор к классу невидимых сил вселенского порядка – вагыйнын (корякск. вагыргын). Вагыйнын в переводе означает “существование”, “существо”, “сущность” и имеет категориальное значение. К этому же классу относятся так же некоторые почитаемые звезды и “направления”. По универсальным космогоническим представлениям земля появилась из вод Первичного (Мирового) Океана и изначально пребывала в стадии яйца, которое разбилось в момент творения или его раскалывают боги, чтобы достать твердь. Под Первичным Океаном подразумевается не вода, как таковая, а некая бесконечная сила, о которой нельзя сказать что-либо определенное, кроме того, что она существовала – вагыйнын. Яйцо часто связывают с Мировой Уткой, самой первой творческой вселенской силой, выделившейся из Океана. Это она откладывает яйцо (вариант – яйца) в Океан и участвует в его (их) доставании с некоторого абстрактного дна. В конечном итоге на поверхности Океана образуется твердь.

Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца из пестрой части.
Звезды сделались на небе;
Из яйца из темной части,
Тучи в воздухе явились.
Калевала.

Нет необходимости подробно останавливаться на детальном рассмотрении мифов о творении, поскольку этой теме посвящено огромное количество литературы. Прежде всего нас интересует сравнение мифологических этапов творения с развитием пластинчатых грибов, в частности – мухоморов. В начальной стадии роста мухомор бывает заключен в две белых оболочки (покрывала), соединяющих шляпку с ножкой и образующих яйцо. Со временем оболочка разрывается и кольцом повисает на ножке, а так же остается на шляпке в виде белых крапинок. С точки зрения мистики, все это происходит под влиянием некоторой внутренней силы, толкающей гриб к росту и… проявлению.

Как известно из основных положений символической антропологии, человек, находясь в культуре, окружен паутиной знаковости, которая читается как текст. В результате он воспринимает реальность опосредованно, знаково-представленной. Наблюдая рождение гриба из яйца, вылупление птицы из яйца, он начинает переносить эти образы на весь мир, описывая его с доступных для его понимания вещей. Таким образом гриб и птица становятся символами мира и наоборот, вселенские силы отражаются на обыденных объектах.

“Эти грибы, – пишет А. Верников в “Лесной сказке”, – вовсе никакие не грибы. Это особые силы, это такой народ. Можно, если хочется, назвать его волшебным. Они хранят память всей Земли, от динозавров, от сотворения. Они знают все, что есть и все, что будет… Вернее, все это знание лежит глубоко в нас. Они только помогают тем, кто хочет знать, тем, кто готов на контакт…”

Мировое Древо

В шаманском фольклоре мухомор рассматривается с разрушительно-созидательных позиций, как и иные высшие существа. Его внешний вид разделяет понятия трех миров Вселенной: Верхнего мира (шляпка с точками – небо со звездами), Среднего мира (кольцо на ножке), Нижнего мира (утолщенное основание, иначе именуемое вульвой). Об этом говорят многие шаманы, употребляющие мухомор: “Мухомор – это как человек (микрокосмос): шляпка – голова, ножка – туловище и ноги. При курении для пробития головы нужно использовать шляпки. Шляпка связана с Верхним миром, а нижняя часть, корневище, – со Зверем Нижнего мира. Сама ножка гриба подобна Мировому Древу, как известно из космогонических преданий большинства народов Земли, соединяющему все ярусы мироздания (семь или девять – по три на каждый из трех миров) и образующему ось, по которой шаманы могут перемещаться из одного мира в другой. В шаманских песнях говорится, что мухомор “пролезает в дыру зенита” и играет в мяч с небесными людьми, а так же “опускается сквозь пуповину земли” в страну блаженных. В человеке, согласно оккультной философии, Мировое Древо отождествляется с позвоночником, а многие шаманы и целители, обладающие экстрасенсорным виденьем, утверждают, что вокруг физического тела имеется разноцветная аурическая оболочка, напоминающая по очертаниям гриб или яйцо.

На корякском ритуале “Тэ-лытл”, входящем составной частью в осенние торжества в честь благодарения и обновления природы – Хололо, мухомор играет важную роль в урегулировании жизни людей. Ранее, по воспоминаниям старожилов поселка Лесная, “Тэлытл” совершался на одной из священных сопок, недалеко от Кин-киля. Само название ритуала, согласно исследованиям А. Уркачан, происходит от березовой вертушки, которую раскручивают за лахта-чьи ремни во время обряда. Продолжается “Гэлытл” уже в стойбище. По реконструкции, хозяин юрты опускает через дымовое отверстие ремень, с привязанными к нему мухоморами, а затем, держась за него начинает движение по ходу солнца. Постепенно темп ускоряется и переходит в бешенный круговорот. Вслед за хозяином дома к этому действию подключаются и другие присутствующие. Так совершается таинство изгнания из тела болезней, очищения души, обретения новых сил и “укрепления дыхания”. Разбирая этот ритуал, можно связать ремень, украшенный мухоморами, с понятием Мирового Древа, которое соединяет через дымоход пространство дома и всех присутствующих с Полярной звездой. Совершаемый при этом танец символизирует созвездия, вращающиеся вокруг неподвижной звезды, или даже пляску небожителей. Такая интерпретация кажется обоснованной, особенно если вспомнить, что “грибные деревья” (mushroom trees), иногда увитые змеями, имеются даже на раннехристианских фресках в церквях Туниса и Франции. М. Элиаде, обобщая понятия о Мировом Древе, пишет: “Символизм Мирового Древа воплощает несколько религиозных идей. С одной стороны, оно представляет постоянно обновляющуюся Вселенную, неисчерпаемый источник космической жизни, подлинное вместилище священного (как “центр” восприятия небесной святыни и т. д.); с другой стороны, Древо символизирует Небо или планетарные Уровни… Во многих архаических традициях Мировое Древо, выражающее саму сакральность мира, его плодовитость и извечность, связано с идеями творения, инициации и плодородия, то есть, в конечном итоге, с идеей абсолютной реальности и бессмертия. Мировое Древо становится таким образом, Древом Жизни и Бессмертия. Обогащенное бесчисленными мифическими двойниками и дополняющими символами (Женщина, Источник, Молоко, Животные, Фрукты и т. п.), Мировое Древо всегда предстает перед нами как истинное хранилище жизни и хозяин судеб”.

В культурах, где мухомор употребляется для достижения экстаза, символизм галлюциногенного гриба и Мирового Древа во многом совпадает, хотя и не рассматривается, как нечто единое.

Фаллический символизм

Мировое Древо (столп) и гриб безусловно являются древнейшими фаллическими символами, о чем неоднократно писали различные исследователи вопроса. Помимо этого, мухомор еще и символ мужского и женского соединения, так как вырастает из “вульвы” (нижняя часть ножки). Красный цвет его шляпки сравнивается с жизненной силой, подобной крови, которая наполняет все части творения.

Рисунок кровью или красной краской связывает изображение с основными жизненными константами. “Знак крови устанавливает, вернее, каждый год переутверждает некий “корень” отношений между людьми, духами, оленями, вещами, – делает заключение А. Головнев в очерке “Пегтымель”. – Подобный “корень” выражен и в рисунке на верхней части полога яранги, где красной краской изображены слева направо: олененок и олень, солнце, человек и человечек”.

В современной психологии и психиатрии красный цвет используется в известном тесте Лютера, где означает активность, пребывание в настоящем, возбуждение и сексуальность. Сексуальная символика в древности имела и еще одно значение – охранение человека от злых сил. Римский ученый Плиний Старший (I век н. э.), который классифицировал грибы на группы по признакам съедобности и несъедобности, в труде “Естественная история” рассказывает, что амулеты в виде фаллоса носят на шее дети, иногда даже в золотых футлярчиках. Изображения фаллоса в целях защиты прикрепляли к дверям домов, подвешивали на деревьях в саду, чеканили на перстнях, носили в ожерельях, рисовали на носу корабля и т. д. В Древней Греции, Риме и в других цивилизациях существовало поверье, что фаллос обладает магической силой и помогает одержать победу. Войны в то время часто отрезали пенисы своих врагов, считая их дорогим и ценным трофеем.

Надо полагать, что таким же целям служили на Чукотке костяные фигурки мухомора, недаром этот гриб называют “самым детским” в мире. В одной сказке под грибом спасается от дождя муравей. Гриб растет и уже может покрыть шляпкой воробья, потом – зайца, лису, волка и, под конец, медведя. В этой широко известной детской сказке отражен многосторонний символизм гриба: это и охранительная функция, и объединительная (все равны) и фаллическое начало, и связь с Мировым Древом (гриб в итоге вырос до неба).

С глубокой древности и до настоящего времени фаллос и мухомор украшают стены домов и детские площадки. Отличие состоит лишь в том, что раньше подобные символы выбирались сознательно, а сейчас мотивация такого решения не осознается.

Опубликовано в МИСТИКА, ШАМАНИЗМ

Связанные записи