«Что касается Гора, – указывает Плутарх, – то Его обычно называют еще Мин, что значит «зримый» (греч. Ороменон – видимый), ибо космос чувственен и зрим» [Is.Os. 56].
Имя это является антонимом известного нам божественного имени Амон. Фонетически слово «Амон» – «Незримый» египтяне записывали как Имен или Имену (jmn или jmnw). Но когда отрицание j (и) убиралось, тогда слово меняло смысл на противоположный: явленный, знаемый — Мину (mnw). Мин – это божественное имя, встречающееся значительно раньше имени Амон.
Геродот, который задолго до Плутарха побывал в Египте, еще при последних египетских царях, когда Египет на какое-то время освободился от персов, говорит, что Мин – это самый древний бог, и связывает его с греческим богом Паном. Теофорные имена, включающие элемент mnw, мы встречаем с первых династий, хотя и сравнительно редко. Mrt mnw (Меретмину) – Возлюбленная Мина, Nj anh mnw (Нианхмину) – Обладатель жизни есть Мин, Hm mnw (Хеммину) – Слуга Мина и т.д. В заупокойном комплексе царя Хеопса (Хуфу) одну из построек именовали Mr mnw Hwfw (Мер-Мину-Хуфу) — «Любит Мин Хеопса». Мин – это одно из самых важных божественных имен в Египте.
В Египте имена «Амон» и «Мин» очень часто соединялись. Чтобы никакого сомнения не было, что это не два разных бога, а два проявления одного и того же Бога. Мин-Амон – это одно из самых частых наименований Бога-Творца. Как Амон Он инобытийный, незримый, невидимый, а как Мин Он воплощенный, видимый. Поэтому в отношении Гора и Амона говорится: «Твое воплощение Мин – Владыка поколений». Так провозглашается в молитве Амону в храме Рамсеса III в Карнаке. Это очень похоже на то, что говорится апостолом Павлом о Боге в первой главе Послания к римлянам: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1, 20). Здесь антиномия: невидимое – видимое, Амон – Мин. Кода мы читаем эти слова Послания апостола, мы не понимаем часто всей глубины этих слов. Оказывается, этот мир – это некое видимое ипостазирование, проявление Невидимого Бога. Мы рассматриваем эти творения, и мы видим их Творца, мы понимаем их совершенства, но мы также, конечно, никогда не должны забывать, что этот мир разрушен грехом человека, что он потерял совершенство. И наша задача – восстановить нарушенное совершенство мира.
Как и Атум, Мин изображается в действии мастурбации, когда Он одной рукой поднимает плеть, как бы дает повелевающий приказ творению быть, а другой Сам извергает из Своего члена семя, которым творится мир. В гимне Среднего царства Мин-Гор-Нахт (Мин-Гор-Могучий) говорит: «Я Сам Себя оплодотворил для вас, Я исторг (нехси) вас из Себя».
Ежегодный праздник Мина – один из важнейших, если не важнейший, в Египте, — именовался «Праздником ступеней Мина». Во время ежегодных празднеств Мину, его статуя воздвигалась со ступени на ступень на особый пьедестал, изображения которого известны со Среднего Царства. И этот пьедестал – конечно, это первохолм, с которого начинается творение мира.
Тот, Кто родился в сотворенном Им мире, дабы восстановить мир, это Тот же самый, Кто сотворил мир. Ра-Горахти творит мир, Мин-Амон-Камутеф рождается в этом мире, и это одно и то же Существо, именуемое Незримым Быком Своей Матери. Незримый (Амон) – Бык Своей Матери, ликующий во чреве коровы, Муж, зачатый своим собственным членом. Вот так определяется этот удивительный образ. Во время Празднества ступеней жрец обращается к белому быку со словами: «Привет тебе, Мин, оплодотворивший мать свою! Как таинственно то, что ты с нею сделал во мраке». И это обыгрывается многократно.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ БОГ МИН
Опубликовано в БОГИ И БОГИНИ