Меню Закрыть

ВОЛК ФЕНРИР – ПРЕДАННЫЙ ДО КОНЦА

ВОЛК ФЕНРИР - ПРЕДАННЫЙ ДО КОНЦА Волк Фенрир – одно из самых узнаваемых хтонических чудовищ германо-скандинавской мифологии, наряду с Ёрмунгандом и Хель. Примечательно, что все трое – дети трикстера Локи и воинственной великанши Ангрбоды. Есть версия, что волк-пес Гарм – еще одно чадо вышеупомянутой пары, либо же он – воплощение Фенрира (как Од – воплощение Одина).

Фенрир – преданный до конца

Волк Фенрир – одно из самых узнаваемых хтонических чудовищ германо-скандинавской мифологии, наряду с Ёрмунгандом и Хель. Примечательно, что все трое – дети трикстера Локи и воинственной великанши Ангрбоды. Есть версия, что волк-пес Гарм – еще одно чадо вышеупомянутой пары, либо же он – воплощение Фенрира (как Од – воплощение Одина).

Фенрир был самым младшим сыном Локи и в отличие от Ёрмунганда и Хель, асы позволили ему остаться в Асгарде. Но волк быстро вырос до ужасающих размеров и единственным, кто отваживался кормить чудовище, был бог победы и воинской доблести Тюр. Фенрир не проявлял признаков агрессии и, судя по тексту эддических песен, сблизился с Тюром. Однако волк был настолько огромен и силен, что асы решили перестраховаться.

Согласно «Младшей Эдде», темные альвы выковали из стали неразрушимую цепь («лединг»), но заставить Фенрира по собственному желанию влезть в оковы оказалось не так уж просто. В итоге асы одолели Фенира хитростью, мол, сильный он, спору нет, но не настолько, чтобы порвать гномью цепь. Однако Фенрир порвал лединг. И другую цепь он тоже порвал, хотя она была вдвое прочнее первой (называлась «дромми»). На третий раз подземные мастера создали настоящий шедевр – цепь Глейпнир состояла из «корней гор, женской бороды, кошачьих шагов, птичьей слюны, дыхания рыбы и медвежьих нервов». Как не трудно догадаться, в этом поэтическом описании скальды заключили вещи и явления, которых, как они полагали, не существует в природе.

Фенрир почуял опасность и не согласился надеть Глейпнир. Но Тюр вложил в пасть волку свою правую руку и сказал, что если Фенрир не порвет цепи, а асы откажутся их снимать, волк может смело лишить своего друга возможности сражаться. Так младший сын Локи познал предательство. Фенрир не сумел разорвать звенья Глейпнира и асы естественно отказались снимать путы. Волк в ярости откусил Тюру правую руку.

Затем асы взяли конец Глейпнира и протянули его сквозь неподъемную каменную плиту Гьёлль (также называется река, что окаймляет Хельхейм). Плиту закопали в землю, а сверху поставили огромный камень, а над камнем насыпали курган. В пасть Фенриру вставили меч таким образом, чтобы рукоятка уперлась под язык, а острие – в небо. Волк хрипел и рычал, но не мог сжать челюсти, так что из его пасти постоянно бежала слюна, обратившаяся рекой Вон.

В «Прорицании Вёльвы» сказано, что так Фенрир будет лежать до тех пор, пока не наступит Рагнарёк. Тогда могучее чудовище разорвет наконец свои путы, проглотит Луну и Солнце и погрузит мир в Фимбульвинтер, трехлетнюю зиму. Любопытно, что более ранние мифы описывают освобождение Фенрира иначе: волк Хати проглотит Луну, а волк Сколль пожрет Солнце, это вызовет ужасные катаклизмы и землетрясения, в результате скала, к которой привязан Фенрир, рухнет и он вырвется на свободу.

Справедливо задать вопрос – почему Один сразу не убил Фенрира, хотя знал (от все вёльвы Хейд), что именно чудовищный волк сразит его во время последней битвы на равнине Вигрид? В «Старшей Эдде» Всеотец поясняет свое решение: «Так чтили боги святилище свое, что не решились осквернять его волчьей кровью». Довольно лицемерное замечание, если учесть вероломство асов и их предательство в отношении волка, который фактически никому не желал зла.

Во время Рагнарёка Фенрир действительно убьет Одина, но за Всеотца отмстит его сын – Видар, он пронзит Фенрира мечом, либо разорвет ему пасть (в эддических текстах параллельно упоминаются обе версии гибели Фенрира от рук Видара).

В древнескандинавском языке для обозначения имени Фенрир используются слова ФЕНРИР, ФЕНРИСЮЛЬФР И ХЬЁДВИТНИР «fenrir», «fenrisúlfr» и «hróðvitnir». Fenrir – это имя собственное, Fenrisúlfr переводится как «Фенрир волк», а Hróðvitnir означает «прославленный волк». Также иногда Фенрира именуют Vanagandr, что значит «чудовище реки Вон». Предположительно само имя «Фенрир» происходит от старо-норвежского «fen-dweller» (дословно – «обитающий в топях болот»). Все это явно подчеркивает хтоничность образа.

Многие скандинавоведы (например, Р. Симек) полагают, что Фенрир был единственным волком-антагонистом в скандинавской мифологии, а Гарм, Сколль и Хати – это лишь его другие имена, либо воплощения. Тем не менее, данная версия поддерживается далеко не всеми исследователями.

Точное происхождение мифологического образа чудовищного волка неизвестно, а его антагонистичность выглядит странной, так как у скандинавов и германцев культ волка был силен во все эпохи – начиная с римского железного века, через эпоху переселения народов и вплоть до раннего средневековья. Например, об ульфхеднарах (дословно «в вольчей шкуре»), неистовых воинах, посвятивших свою жизнь Одину, упоминает еще древнеримский историк и хронист Тацит. При этом влияние Фенрира на раннехристианскую культуру очевидно. Так М. Шапиро пишет, что знаменитая «пасть ада» (популярный средневековый иконографический образ) является прямой отсылкой к пасти Фенрира.

Фенрир оказал огромное влияние на современную культуру, чудовищный волк встречается в книгах, фильмах и даже комиксах. О нем пишут стихи и песни, его образ переделывают в самые удивительные вариации, он выступает то врагом всего сущего, то настоящим героем, то «супер-компьютером» (это уже к Петру Воробьеву). Трудно сказать, что раннесредневековые скальды хотели передать нам через образ Фенрира. Резюмируя вышесказанное, повторюсь – изначально волк не желал никому зла, но его боялись за великую силу, которой он владел. Его предали, и он отомстил уничтожением мира. Знакомый сюжет, не так ли?..

Опубликовано в СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ, БОГИ И БОГИНИ

Связанные записи