Меню Закрыть

СУЩЕСТВА В СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ

СУЩЕСТВА В СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ Пожалуй, нет такой стройной и мощной религиозной системы (давайте называть это так) в которой столь важную роль играли именно различные животные, как Скандинавская. Вот, на удивление просто.

СУЩЕСТВА В СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ

Пожалуй, нет такой стройной и мощной религиозной системы (давайте называть это так) в которой столь важную роль играли именно различные животные, как Скандинавская. Вот, на удивление просто.

Почему так произошло – тема непростая и сложная. Сегодня мы ее затрагивать не будем. А просто предлагаю сегодня вспомнить некоторых из самых известных и важных персонажей.

Итак…

Начнем с….драконов, ну или змев (если угодно). Их по легендам немало, но я хотел бы выделить троих из них, которых называют не иначе, как “великие змеи”.

Первый и главный, это, безусловно Ёрмунганд (jœrmuŋgandr]) он же Йормунганд, он же «Змей Мидгарда» или «Мировой Змей»).

Мощное существо и морской змей, третий сын Локи и великанши Ангрбоды. Является аналогом греческого Уробороса. Нередко зовется «Мидгардсормом» – богом зла и насилия.

В Рагнарёке (финальной битве богов) Ёрмунганди Тор, будучи вечными противниками, убивают друг друга.

Главные источники мифов о Ёрмунганде — это «Младшая Эдда», Хусдрапа, Хюмисквида и Прорицание вёльвы.

Другой из “великих змеев” – Нидхёгг (Níðhǫggr)

Это дракон, лежащий в колодце Хвергельмир и грызущий один из корней Иггдрасиля – мирового ясеня. Также он пожирает прелюбодеев, клятвопреступников и подлых убийц.

По легендам на вершине ясеня Иггдрасиль сидит ётун (великан) Хрёсвельг в обличье орла, обладающий великой мудростью. Он находится в вечной вражде с Нидхёггом.

Ну и конечно же Фафнир (Fafnir) он же Фафни.

Вообще, первоначально он великан- сын колдуна Хрейдмара, брат Отра и Регина, впоследствии принявший облик дракона.

Его сгубила алчность. Он убил собственного отца, чтобы завладеть роковым золотым кладом карлика Андвари и сам превратился в страшное чудовище, чтобы охранять это сокровище.

Его дядя, кузнец-колдун Регин, воспитатал героя Сигурда и подговорил его убить Фафнира ради этого самого сокровища. Для борьбы с Фафниром Регин выковал Сигурду меч Грам. Сигурд убил Фафнира и съел его сердце, которое было волшебным. После этого Сигурд стал понимать язык зверей и птиц.

Фафнир упоминается в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Саге о Вельсунгах», также появляется в опере Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». В 2015 году Международный астрономический союз присвоил звезде 42 Дракона его имя.

Если уйти от драконов и змей, то на удивление в Скандинавских легендах много вепрей и кабанов.

Гуллинбурсти (Gullinburste) — очень быстро передвигающийся вепрь с золотой щетиной, созданный в ходе спора между гномами — братьями Броком и Синдри и богом хитрости и коварства Локи. Принадлежит Фрейру (Ингви) – богу плодородия и лета.
Упоминается в нескольких местах Младшей Эдды.

Боевой вепрь Хильдисвини (Hildisvíni) на котором ездит богиня любви и войны Фрейя (Ванадис), когда не использует свою колесницу, запряженную кошками.

Согласно «Песни о Хюндле», под вепря Хильдисвини Фрейя замаскировала своего поклонника Оттара.

Интересно, что название Хильдисвини носил шлем шведского короля Оли разбитого шведским королём Адилом в битве на льду озера Венерн. Оли был убит в битве, и шлем достался Адилу.

А в Беовульфе сказано, что вепрь на шлеме дает защиту тому, кто его носит.

Ну и гигантский кабан Сехримнир (Sæhrimnir) которого каждый день варит в своем котле Элдхримнир эйнхерийский повар Андхримнир, чтобы подать к столу эйнхериям (это лучшие из воинов, павших в битве, которые живут в Вальхалле).

Однако к вечеру Сехримнир снова оживает целым.

Конечно же, огромную роль играет фигура волка.

И главный тут Ужасный волк Фенрир (Fenrir). Это второй сын Локи и Ангрбоды, которому боги позволили жить в Асгарде (горнем мире).

Волк вырос среди богов и стал настолько велик и ужасен, что кормить его отваживался только Тюр, бог воинской храбрости. Чтобы обезопасить себя, асы (боги) решили сковать Фенрира цепью, но могучий волк легко рвал самые крепкие цепи. В конце концов асам хитростью всё же удалось сковать Фенрира волшебной цепью под названием Глейпнир, которую гномы (записывайте рецепт :-))) сделали из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны, которая при этом была тонка и мягка, как шёлк.

Но, чтобы волк позволил надеть на себя эту цепь, Тюру пришлось вложить руку ему в пасть в знак отсутствия злых намерений. Когда Фенрир не смог освободиться, он откусил руку Тюра. Асы приковали Фенрира к скале глубоко под землёй и воткнули меч между его челюстями.

В день Рагнарёка Фенрир разорвёт свои оковы. В финале же битвы Фенрир убьёт Одина, а за своего отца отомстит Видар — древнескандинавский бог мщения и безмолвия, сын Одина и великанши Грид.

Еще известные волки это Хати (Hati), который каждую ночь преследующий Мани (луну), пытаясь его пожрать. Лунные затмения происходят, когда Хати слишком близко приближается к Мани. В честь Хати назван один из спутников Сатурна.

У него есть брат Сколль, который преследует Соль (солнце). Оба они являются сыновьями или братьями чудовищного волка Фенрира. В день Рагнарёка они догонят и поглотят и Соль, и Мани.

Кроме вышеуказанных можно вспомнить еще Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»). Эти два волка, которые сопровождают бога Одина.

В одной из саг Старшей Эдды говорится, что Один вкушает лишь вино, а всю остальную еду, что стоит у него на столе, он бросает двум волкам, лежащим у его ног

Но Одина сопровождают не только волки. Все знают и про воронов.

Ворон – вообще особо почитаемое существо у скандинавов. Наводящие ужас на всю Европу викинги над своими драккарами обычно поднимали стяг с вороном.

Ну так вот рядом с Одином два ворона – Хугин («мыслящий») и Мунин («помнящий»). Они летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем.

Среди других божественных скандинавских животных все вспоминают, конечно же Слейпнира – восьминогого коня Одина, порождение Локи. В честь Слейпнира названа борозда на Плутоне.

Но я бы напомнил еще нескольких. Выше мы с вами говорили о вражде орла и великого змея Нидхёгг. там есть еще один персонаж.

Белка Рататоск (Ratatǫskr), которая бегает по мировому дереву как посланец между Нидхёгг и ётуном Хрёсвельг и передает проклятия от одного другому. А также грызёт мировое древо, в котором живёт, являясь, таким образом, ещё одним символом перерождения и постоянной изменчивости сущего.

Есть Адская гончая. Огромная чёрная, иногда с коричневыми пятнами, собака со светящимися красными или жёлтыми глазами, очень сильная и быстрая, имеющая призрачную или фантомную суть и неприятный запах, а иногда даже способность говорить.

Им часто поручено охранять вход в мир мёртвых или выполнение других обязанностей, связанных с загробным или сверхъестественным миром, таких как охота на заблудившиеся души и охрана сверхъестественных вещей.

Ну и три самых доброжелательных существа.

Огроманая корова Аудумла (Аудумбла) (Auðumbla), появившаяся из таявшего льда в одно время с Имиром (первое живое существо – прородитель), которого кормила своим молоком и всех его потомков тоже. Сама Аудумла питалась тем, что лизала солёные глыбы на границе Нифльхейма.

От тепла её языка из глыбы солёного льда появился Бури, прародитель асов. Видимо, погибла, когда кровь Имира затопила мир.

Коза Хейдрун (Heiðrún), щиплющая листья Мирового Древа Иггдрасиль с крыши Вальхаллы. Её неиссякаемое медвяное молоко питает эйнхериев.

И олень Эйктюрнир, который стоит на крыше Вальгаллы и ест листья мирового дерева — ясеня Иггдрасиль. Вода, которая капает с его рогов, дает исток всем рекам.

“Эйктюрнир олень,
на Вальгалле стоя,
ест Лерад листву;
в Хвергельмир падает
влага с рогов —
всех рек то истоки.”

Вот такие вот дела.

Опубликовано в СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ

Связанные записи