АРХЕТИП И ЭГРЕГОР ТАРО
Общаясь с людьми, которые интересуются эзотерикой и картами Таро, посещая тематические сайты и форумы, я нередко сталкиваюсь с тем, что многие ошибочно ставят знак равенства между понятиями «эгрегор» и «архетип». Недавно слышал, как, рассуждая об Аркане Императрица, его попеременно называли то «эгрегором Императрицы», то «архетипом Императрицы». Говорящие, безусловно, пребывали в полной уверенности, что используют синонимы. Разбираться в том, почему это не так, начнем с определений этих двух понятий.
Архетип Таро
Термин архетип был введен Карлом Густавом Юнгом — психиатром, основателем школы аналитической психологии — в начале прошлого века. Он предположил, что кроме эго (сознания человека) и личного бессознательного (хранилища вытесненных эмоций, чувств и травмирующих воспоминаний) в структуре человеческой психики есть и более глубокий слой – коллективное бессознательное. Оно одинаково у всех людей и является вместилищем общечеловеческого опыта, который передается из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы (от греч. arxetypos, «первообраз»). Юнг писал о них, как о моделях и образцах инстинктивного поведения, врожденных паттернах, которые подталкивают людей воспринимать действительность и реагировать на события в своей жизни определенным образом. Это своего рода первичные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые являются базовыми, как инстинкты у животных, и не зависят от уровня образованности.
Юнг пришел к идее существования архетипов, исследуя сны, рисунки и галлюцинации своих пациентов. В них он обнаруживал древние символы, мифологические фигуры и образы, причем всплывали они даже у тех, кто никогда не видел их прежде, абсолютно не интересовался историей древних цивилизаций и не знал мифологию. Они появлялись как безусловное знание. Другим доказательством своей теории Юнг считал то, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира строятся на одних и тех же сюжетах – историях о любви, верности, предательстве, возмездии, смерти и воскрешении. Мы видим в них и схожих персонажей, соответствующих архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старца, Матери, Героя, Ребёнка и т.д. Присутствуя в фольклорном наследии очень далеких и часто изолированных друг от друга культур, они имеют также схожее эмоциональное и смысловое наполнение. «Существует столь же много архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций, — пояснял Юнг, — … Если в жизни случается нечто, что соответствует архетипу, то последний активизируется; и наступает неодолимое понуждение, которое, наподобие инстинктивной реакции, берет верх вопреки рассудку и воле…». Собственно в этом и состоит механизм действия архетипа. Так, оказываясь в ситуации борьбы, когда нам нужно противостоять чему-то или кому-то, мы можем обнаружить в себе качества, скажем, завидную смелость или склонность к самопожертвованию, которые появились в нас не в результате научения или родительского воспитания. Это и есть проявление «первичных психических инстинктов» — архетипов. В данном случае мы можем говорить о влиянии архетипа Героя.
Соприкасаясь в процессе жизни с разными архетипами и через это открывая содержание своего бессознательного, человек проходит путь индивидуации – путь самопознания и приятия себя во всех проявлениях, ведущий к открытию своего истинного «я» и своего полного потенциала. Юнг называл это «открытием своей Самости». Архетип Самости – есть архетип целостности, единство сознательного и бессознательного. Именно достижение Самости, то есть достижение понимания, какой ты и кем ты являешься на самом деле, и есть главная задача индивидуации. «…сознание, — пишет Юнг, — больше не будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний, страхов, надежд и амбиций… Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом».
Эгрегор Таро
Понятием «эгрегор» оперировали эзотерики, мистики и теософы разных эпох. Опираясь на работы Папюса, французского оккультиста, мага и создателя названной его именем школы Таро, можно говорить о том, что знания об эгрегорах, как, собственно, и о системе Таро, досталось нам еще от жрецов Древнего Египта. Папюс писал, что в 22 Старших Арканах Таро зашифрована информация об устройстве Вселенной и о силах, которые воздействуют на жизни людей. Этими силами являются, в том числе, и эгрегоры. Но обо всем по порядку.
Итак, под эгрегором понимается информационно-энергетическая структура, существующая на астральном плане, обладающая своим разумом, волей и способная влиять на наш мир. Можно сказать, что это живое существо. Эгрегоров существует великое множество. У любого сообщества людей, объединенных некой идей, будь то промышленное предприятие, интернет-сообщество, семья или группа учеников, изучающих Таро, есть свой эгрегор. Есть они и у планет, божеств и религий, есть у неодушевленных предметов, с которыми связаны какие-либо верования людей.
По принципу формирования эгрегоры можно разделить на две группы. Первая – эгрегоры с одинарной инвольтацией (вложением энергии). Они создаются людьми без прямого участия высших сил. Такие эгрегоры еще называют «ментальным конденсатом», поскольку они — результат ментальной работы группы людей. По сути, это энергетический банк, который существует и пополняется за счет мыслей и эмоций людей и энергии человеческой веры. Эгрегоры с одинарной инвольтацией часто связываются с неким вещественным предметом, являющимся «физическим представителем» данного «тонкого» существа в нашем «плотном» мире. Для большей ясности приведу пример. Представьте себе некое африканское племя, которое много веков поклоняется идолу, вызывающему, по их мнению, дождь в засушливое время, если ему ритуальным способом потереть например нос. И это правда работает – дождь идет. Почему это действие срабатывает, и дождь действительно идет? Вера всех членов племени, их отцов, дедов и прадедов, сформировала эгрегор, энергия которого направлена на то, чтобы через совершение ритуала, в частности, потирание носа идола, заставлять небо проливаться дождем. Пока члены племени будут верить и подпитывать ментальной энергией эгрегор, схема будет работать, и дождь будет идти. Более того, эгрегор будет вызывать дождь, даже если участники ритуала не будут верить в то, что пойдет дождь или в силу этого идола, а просто будут выполнять схему ритуала и таким образом «жать на кнопку», которой в моем примере является нос идола. Это будет срабатывать до тех пор, пока эгрегор жив, пока у него есть энергия на это.
Еще одним ярким примером эгрегора с одинарной инвольтацией является собака пограничника на станции метро «Площадь революции» в Москве. Ей трут нос студенты для сдачи экзамена и все, кому не лень — «на удачу». Думаю что эгрегор уже сформирован и работает. Но вернемся к теме.
Эгрегоры с двойной инвольтацией создаются двумя энергетическими потоками: первый и магистральный исходит от высших сил, второй — ментальная энергия людей, находящихся в зоне влияния эгрегора. К этому типу можно отнести эгрегоры религиозных конфессий, чудотворных икон. Например чудотворные иконы Богородицы являются эгрегорами с двойной инвольтацией. Ну конечно сами иконы не эгрегоры, а физические их «представители» в этом мире, как я писал выше.
Поскольку в эгрегоры с двойной инвольтацией высшими силами вкладывается практически неограниченное количество энергии, они обладают гораздо большей силой и гораздо большим влиянием на ход событий в нашем проявленном мире, чем эгрегоры, «созданные людьми». Такие эгрегоры являются прямыми проводниками божественной энергии, и именно о них писал Папюс, как о силах, стоящих за Старшими Арканами Таро. Они сами выбирают, когда приходить в жизнь человека и как менять ее ход, согласно Божественной воле. При помощи карт Таро, через те или иные расклады, можно увидеть какие из эгрегоров влияют на человека в этот период и куда его направляют.
Важно отметить, что, говоря о влиянии на нашу жизнь эгрегоров и архетипов, речь идет о принципиально разном влиянии. Разные эгрегоры ведут нас на всем пути от рождения до смерти. Собственно говоря, у каждого человека есть его «тип» эгрегора – тот, энергию которого он проводит через себя, свои действия в этот мир. Этот тип эгрегора в нашей системе называется Лучом Миссии . Архетипы действуют иначе и далеко не так глобально. Они работают как предрасполагающие факторы, которые подталкивают человека бессознательно реализовывать в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия. Архетипы не выбирают влиять на нас или не влиять, они могут активизироваться, когда обстоятельства нашей жизни складываются в узнаваемый архетипический сюжет.
Истоки заблуждений
Поговорив об эгрегорах и архетипах и убедившись, что понятия эти не только несут разную смысловую нагрузку, но и относятся к разным системам знаний, возникает резонный вопрос: почему вообще они воспринимаются как синонимы? Дело здесь не только в обилии их вольных трактовок, которыми наводнен интернет, ответ лежит глубже – он в особенности подходов к картам Таро в эзотерике и психологии.
Когда психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину, а произошло это сравнительно недавно – в 19 веке, она провела четкую границу между тем, что относится к объекту ее изучения, а что остается «за бортом». Она отринула и отвергла всю мистическую базу – вопросы божественного происхождения человека, энергетики, эзотерики, и сконцентрировалась на том, что можно «увидеть и пощупать» – на работе мозга, нервной системы, психических процессах, реакциях и инстинктах. От своих духовных корней психология (в буквально переводе «наука о душе») практически отказалась. А потому открытие Юнгом феномена коллективного бессознательного и теории архетипов, ставшее шагом за переделы физиологии, вызывала массу вопрос у его ученых коллег, называвших его работы оккультными. Впрочем, Юнг, действительно, живо интересовался мистикой, оккультизмом и древними знания. И, как уже говорилось, именно они помогли ему сделать его главные открытия, причем сделать истинно научным методом – наблюдая за пациентами.
Но вернемся к Таро. Поскольку Юнг предполагал, что архетипы – это уложенный в некие формы накопленный с древнейших времен психический общечеловеческий опыт, то они должны находить отражение и в древних символических системах. В частности, он писал: «Если нужно сформировать картину символического процесса, хорошим примером является серия изображений, применяемых в алхимии…, — писал Юнг, — представляется, что изображения карт Таро являются отдалёнными потомками архетипов трансформации…»
Сегодняшние психологи, приверженцы юнгианства, пишут о том, что 22 Старших аркана Таро — это ключевые архетипы, соприкасаясь с которыми человек продвигается к познанию себя. Саму колоду Таро они используют совершенно не с гадательной целью, а как материал для тестирования и терапии. Принцип не нов: мы видим во внешнем мире то, что есть в нас самих. Изображения на картах, с которыми резонирует человек, помогают распознать действующие архетипы его бессознательного и вывести их в сознание. Это и называется путем индивидуации, который ведет к самости – состоянию гармонии, безусловного принятия себя самого без страхов, отрицаний и запретов.
С точки зрения таролога, колода Таро несет в себе зашифрованное знание об устройстве вселенной, об энергетических процессах, происходящих в нашем мире, и их влиянии на жизни людей. Таролог интерпретирует значение карты не на основании самого образа, который изображен на карте, а руководствуется твердыми знаниями о значении каждой карты. Иначе бы интерпретации сильно менялись от колоды к колоде, как и рисунки, нанесенные рукой художника, в зависимости от его вкусов, фантазии и идеи колоды (например, есть такие колоды как таро эльфов, вампиров, эротическое таро и пр.). И, самое интересное, если рассматривать значение Старших Арканов Таро с точки зрения эзотерики, то есть отождествлять их с эгрегорами, и с точки зрения аналитической психологии, то выводы будут совершенно разными. Например, Старший Аркан Император толкуется в Таро как карта, описывающая процесс выхода человека на путь правильных поступков, движения в русле своей судьбы и предназначения. Психологи же, по-видимому больше ориентируясь на визуальное оформление карты, усматривают в ней архетипы Отца и Властителя Мира. Аркан Папесса — это карта открытия истины, правды, узнавание которой в корне меняет жизнь. Психологи видят в этой карте архетип Непорочной Девы – символа женственности и чистоты. Согласитесь, что смыслы разные. И все потому, что используется один и тот же инструмент — колода Таро, но с разной целью, она словно накладывается на разные системы координат.
В заключение хочется сказать, что карты Таро, будучи древней и открытой системой, позволяют работать с ними не только в аспекте гадания. Но важно не смешивать понятия из разных областей знаний, даже несмотря на то, что в итоге и у тарологии, и у психологии одна цель – помочь человеку в его духовном развитии и самопознании.