Философский Камень — мистическое вещество или объект, которое могло бы превратить любое другое — в чистое золото, самое совершенное из металлов.
С точки зрения юнгианской психологии, Lapis Philosophorum интерпретировался как интегрированное «Я», охватывающее все аспекты психики. Но создание камня также имело эзотерический, скрытый смысл: превращение плоти в дух.
Традиционно в алхимической трансформации было четыре основных процесса: Нигредо, Альбедо, Цитринитас, Рубедо, что соответствует теории четырех принципов, лежащих в основе гармонии и баланса в единстве. Однако многие алхимические трактаты упоминают двенадцать этапов Магнум Опуса, соответственно количеству знаков Зодиака, которые означают полный цикл Природы, переход от рождения к смерти, от распада до возрождения. Нижеследующее описание основано на списке, представленном английским алхимиком Джорджем Рипли в пятнадцатом веке.
Первые этапы, которые включали кальцинирование, растворение, разделение, соединение и гниение, должны были очищать сырье, сводить его к первоматерии и освободить её искру жизни. В процессе прокаливания основной металл нагревали на открытом огне до тех пор, пока он не превращался в порошок. Символично, кальцинирование представляло собой очищающие огнем стремления и самодисциплины, разрушение эго и привязанности к материальному. На этом этапе все подавленные энергии были выведены на поверхность и очищены огнем интроспекции и самооценки. Внешние аспекты личности были сожжены, и оставался «тонкий порошок» внутреннего человека.
Второй этап — растворение — должен был растворить порошок в воде. Иногда это упоминалось как «минеральная вода, которая не должна смачивать руки» и обозначала ртуть. Растворение было эмоциональной стадией самоанализа, в ходе которого адепт был возвращен в «матку», где смывались отношения, предрассудки, чувства и подавленные эмоции. Это было погружение в бессознательную, нерациональную, отвергнутую часть разума. Это часто был этап беспокойства и умственного расстройства, сопровождавшийся страхом, иллюзией, отчаянием и самообучением, или он воспринимался как поток энергий, активно участвующих в творческих действиях. С психологической точки зрения растворение — это поиск истинного понимания, которое является горьким и болезненным. Юнг пишет об этом этапе: «На самом деле очень трудно обнаружить за его высокими идеалами суровые, фанатичные убеждения, тем более лелеемые, и за его героическими притязаниями ничего нет, кроме грубого эгоизма, инфантильной жадности и самодовольства. Болезненное исправление является неизбежной стадией в каждом терапевтическом процессе ».
В третьем процессе – разделение — сырье было оставлено в сосуде, так чтобы могли быть выделены исходные компоненты растворения. Психологически эта стадия была повторным открытием внутренней сущности адепта, ранее отвергнутой рациональной частью ума, интеграцией совершенных аспектов личности и разделением ограничений и слабых сторон. В этом процессе адепт мог увидеть себя в нескольких частях внутри и выбрать, что сохранить и от чего нужно избавиться.
После разделения следовало соединение: достижение баланса между противоположностями и их примирение. Символично, что это была стадия внутреннего равновесия и возвращение алхимика в утробу: противоположные тенденции, которые являются основными составляющими его природы, были разделены и собраны снова. Адепт теперь был «ребенком в утробе матери, его первоначальным «Я».269 Это было посвящение истинному «Я» адепта, объединением мужских и женских сторон личности и новым состоянием сознания.
Следующим шагом было уничтожение материала и освобождение его жизненной искры. Для этого материал подвергался влажному нагреву в водяной бане или в ферментирующем навозе. Материал в сосуде постепенно превращался в черное и становился prima materia, мертвой, бесформенной массой, лишенной цвета и всех характеристик (черное считалось отсутствием цвета). На этом этапе материал считался гниющим, и процесс назывался — гниение или разложение. Гниение было связано с алхимическим Нигредо, черной стадией, также известной как Черная Ворона, Голова Ворона, Меланхолия или Черное Солнце и изображалось в алхимической иконографии гниющим трупом, черной птицей, мертвым королем или черным человеком. Материал должен был гнить, поскольку считалось, что гниение является необходимой предпосылкой жизни. Символически это было гниение мертвого «Я». Адепт теперь подчинялся своей Тенью, проявляя сомнения, недостатки, агрессию, депрессию и отчаяние. Только в противостоянии тени можно было понять ее и принять как неотъемлемую часть личности. На этом этапе адепту приходится пройти мистическую «смерть», идентифицируемую с меланхолией, состоянием беспомощного уныния и духовной гнили, в которой искра жизни покинула тело и душу: первоначальное «Я» или «Первая материя» умерли в черной агонии Нигредо.
Гниение есть время поиска, сомнений и вопросов, сопровождающихся страхом безумия, дезориентацией и отчуждением. В христианской традиции этап Нигредо отмечен Распятием, от которого человек возносится к божеству. Это зависание в страдании, где адепт «умирает» и гниет в черноте меланхолии, ожидая освещения и возвращения божественной жизненной искры: «Пар, выделяемый во время гниения, парит над черным материалом сосуде, подобно Святому Духу, движущемуся над темными водами Бытия. Он проникает в Первую Мать, оживляет ее и создает эмбрион, который превратиться в Камень». Этот момент знаменует начало регенерации и роста. Дух и первая материя воссоединяются, и материал в сосуде кристаллизуется в белое твердое вещество. Этот этап назывался коагуляцией. Психологически это было появлением вдохновения, которое возродилось, подпиталось и принесло духовное озарение. Это проявляется в блестящем отображении цветов и видений, известных как «Хвост павлина», иллюзорная стадия просветления, следующая за Нигредо. Достижением этапа коагуляции был Белый камень, который превращал все в серебро. Его появление знаменовало собой второй основной процесс алхимического Магнума Опуса, Альбедо или отбеливания, обозначающего новое Я, мир, счастье, гармонию, свободу от конфликтов и невинность. На следующем этапе, cibation (кормление) материал в сосуде питался добавлением определенных ингредиентов, среди которых алхимические трактаты упоминают человеческую кровь, чистотел и мед: живительные и сладкие вещества. С этого момента адепт совершенствовал Камень, развивая качества чистоты, стабильности и совершенства.
Cibation сопровождалась возгонкой, которая была очисткой Камня путем нагревания и выделения остальных «несовершенных» качеств, первоначальной «скверны», которая сопровождала его рождение через гниение. Белое твердое вещество кипятили до конденсации, чтобы увеличить его количество. Это была сублимация психических сил, которые поднимали «Я» на высшие уровни, свободные от эмоций, мыслей, убеждений и мнений, освобожденные от привязанностей к материальному миру. Сублимация смывала оставшиеся несовершенства и выявляла ядро существования: очищенное не рожденное Я.
Конечные процессы повторяют и продолжают балансировать и сочетать компоненты Камня или противоположностей. Во время ферментации материал в сосуде желтеет и становится золотым. Однако это еще не идеальное вещество, хотя оно уже приобретает способность трансмутировать неблагородные металлы. Это «пожелтение» или фаза Цитринитас. На следующем этапе, экзальтации, камень приобретает окончательный цвет, и это процесс «покраснения», Рубедо. Тело и душа теперь соединяются в совершенное единство, которое символизируется постоянным и стойким Камнем: это совершенное золото — Красный Эликсир. Стадия умножения обеспечивает камень способностью быть плодотворным и размножаться, трансмутируя свойства неблагородных металлов. И в двенадцатом и последнем процессе, проекции, качества Камня могут быть окончательно применены на практике.
Философский камень является символом целого и сбалансированного сознания в психологии, эмблемой индивидуума и его обожествлением. Это союз воли и понимания, мысли и действия, желания и результата. Этот союз завершает цикл и начинает новый. Суть трансформации заключается в том, что она происходит в циклах, в вечном процессе становления, подобно Великой Матери, пожирающей собственный хвост. Последние этапы алхимического Магнума Опуса означают успешное завершение объединения «на всех уровнях. Дух и душа адепта воссоединяются с телом, отделенным от всего, что помешало бы восхождению в союз с Божеством. Эти этапы — есть феникс, восстающий из пепла.
Иногда, однако, алхимики выделяли семь основных процессов в создании Камня, который на эзотерическом уровне соответствует семи этапам процесса Кундалини. Кальцинирование было начальной фазой пробуждения Кундалини, которая начиналась в основной чакре — Муладхаре. Растворение представляло собой продолжение опыта Кундалини, когда энергетические каналы открывались в теле, чтобы обеспечить поток, который перезаряжал и поднимал клетки. Это было связано чакрой Свадхистхана в области гениталий. Разделение соответствовало чакре Манипура и включало контроль над дыханием, поскольку оно очищало и обновляло тело и дух. Конъюнкция в процессе Кундалини происходила в сердечной чакре, Анахата. Остальными стадиями были ферментация, дистилляция и коагуляция. В процессе Кундалини ферментация заключалась в возбуждении жизненной энергии, которая исцеляла и омолаживала тело и душу, первый шаг в сублимации силы к более высокому сознанию, которая происходила в горловой чакре — Вишуддхе. Дистилляция завершилась перетеканием Кундалини в области Третьего Глаза, известную как Аджна чакра, и превращала энергию в мощную силу освещения. И, наконец, в процессе коагуляции тело сплошного света проявлялось через Коронную Чакру, объединяя сознание с космическим потоком, заполняя разум живой мудростью и знанием Истины.
Но Камень в современных оккультных терминах можно интерпретировать двумя разными способами. Золото Философа — это стремление к мистическому единству с Божественным, откуда исходит все просветление и мудрость. Алхимик — мистик, который воссоздает первоначальный союз с главным источником Творения, а очищение и совершенство становится сосудом для Божественной Силы, который является единственным совершенным принципом во Вселенной. Алхимик становится блестящим алмазом, излучающим Божественный Свет совершенства. Но Камень также может быть черным (melaina lithos) и отражать свет внутреннего освещения, божественность внутри. Затем он становится Черным Алмазом, божеством, изолированным от Божественных Эманаций, но совершенным сам по себе, полным микрокосмом. Этот Черный Камень называется Меланхолия, и его сторонятся многие духовные пути, ибо для достижения этого адепт должен спуститься к Сердцу Тьмы, и дорога ведет через отчаяние, безумие и смерть. Поскольку тьма пробуждает страх у всех людей, кроме самых храбрых и самых просвещенных, все опасаются черноты меланхолии, которая затемняет рассудок и открывает ум красоте и ужасу иррациональности.