Меню Закрыть

РИТУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА БИЧА В РУМЫНСКОЙ ТРАДИЦИИ

РИТУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА БИЧА В РУМЫНСКОЙ ТРАДИЦИИ Бич, плеть и прочие орудия флагелляции обладают настолько древней и универсальной символикой, что она считывается в любой точке земного шара. Ниже мы рассмотрим формы, в которых ее осмыслил и сохранил румынский народ.

Бич, плеть и прочие орудия флагелляции обладают настолько древней и универсальной символикой, что она считывается в любой точке земного шара. Ниже мы рассмотрим формы, в которых ее осмыслил и сохранил румынский народ.

Использование в ритуалах перехода

Бич – знак верховной, небесной власти, которая принадлежит мужскому началу. Кроме того, это инструмент, который активно использовался в ритуалах перехода.
Сразу уточним, что речь идет о пастушеском биче. Поскольку статус пастуха сам по себе является пограничным, то и его орудия труда – бич, рожок, трембита, посох, – представлялись магическими. Здесь бич выполнял апотропеическую функцию: щелкая бичом, пастух отгонял от стада злых духов. Той же цели служили и ритуальные действия, проводившиеся на Новый год: например, обряд Pocnitul (“Хлопóк”) в Трансильвании, когда юноши ходили по дворам села и щелкали бичами, прогоняя все старое, отжившее, скверное. В регионе Телеормана проводился аналогичный обряд, но “C колоколами” – Cu clopotele. Ну и как обойти вниманием широко известный ритуал Плугушорул 31 декабря, в котором хлопки бичей вместе со звоном ботал и стуком бугаев создавали необходимую какофонию, чтобы отогнать зло?

Бич актуализирует переход из одного состояния в другое – неважно, касается ли это вступления в новый цикл или сказочных превращений. Это частое оружие героя в румынском фольклоре. Удар бича способен оживить мертвых и наоборот обратить живое существо в камень, превратить человека в зверя. Также по хлопку бича из ниоткуда возникают монастыри, мосты и дворцы. Более того, ударом того же бича объекты можно всячески видоизменять: “Трижды обернись вокруг себя, хлопни бичом – и превратится дворец змея в золотой орех” (сказка “Pătru Făt-Frumos”).

Управление погодой

В метеорологическом плане бич также играет немаловажную роль: с помощью бичей соломонары (колдуны, заведующие погодой) правят балаурами (драконами, которые изрыгают дождь). Удары ассоциируются с раскатами грома, а всполох молнии – непосредственно с извивающимся бичом. Такое же сакральное орудие имеется у святого Ильи Пророка: во время грозы он бьет огненным бичом, разгоняя бесов, которые прячутся куда только можно – отсюда сожженные молнией деревья, постройки и т.д.

Фаллический символизм

Как и скипетр (чьим прообразом опять же является пастуший посох), бич обладает сугубо фаллической символикой и отсылает к идее господствующего мужского начала. Стоит ли уточнять, что вышеупомянутые магические действия с бичами совершали исключительно мужчины? Сама семантика бича «мужская», что ставит его в один ряд с топором, ножом – предметами, которыми бьют, пронзают, пускают кровь. Изначально флагелляция воспринималась как сексуальный акт, который, в свою очередь, является залогом плодородия и благополучия. Именно поэтому кровавая порка всегда была частью оргий. В наследство от римлян румынам досталась символическая “порка” невесты – на одном из этапов свадьбы жених наносил легкий удар бичом невесте по спине. Здесь бич используется в ритуале перехода, гарантирует плодовитость, плюс символизирует власть будущего мужа и послушание жены.
В Буковине бич сигнализировал о скором разрешении от бремени – которое представляет собой первый ритуал перехода. Стоило мужчине с бичом войти во двор к повитухе, как она без слов понимала, что нужно идти на помощь к его жене.

В общем и целом, бич выступает как апотропей, а его удар знаменует собой молнию, проявление божественной силы, как животворящей, так и карающей.

Опубликовано в МАГИЯ, МИСТИКА

Связанные записи