Вербальная магия является характерным и основным элементом религиозно-магической практики древних египтян. Особенно это важно для периода Среднего царства, когда доступ к священным знаниям и царским ритуалам получили широкие слои населения.
Важность силы слова в египетских религиозно-магических практиках общеизвестна, однако ее обоснование отсутствует, и работ посвященных данному вопросу практически нет. Поэтому данное направление в исследовании является актуальным, поскольку вербальных магических формулах данного периода нашли отражение религиозные, морально-этические и мировоззренческие установки, развивавшиеся под влиянием культа Осириса.
Специфика исследования данной темы заключается в том, что источники носят косвенный характер. Поэтому, в первую очередь,
следует изучить мифологический материал. В работе были использованы священные тексты Древнего Египта: «Тексты Саркофагов», «Книга Мертвых», сборник древнеегипетских магических текстов и произведения нарративной традиции периода Среднего царства.
В историографических работах очерченная проблема представлена в виде определенных акцентов. Западноевропейские исследователи
утверждают, что сила египетской магии состояла непосредственно в словах, однако не объясняют почему.
В отечественной историографии данная проблема также не рассматривалась.
Целью данной работы является исследование вопросов происхождения сакрализации слов, структуры построения и принципам использования вербальной составляющей магической практики древних египтян.
Термин «вербальный» означает слово. Египтяне с большим почтением относились как к произнесенному, так и к написанному слову. Однако следует понимать, что под «словом» египтяне понимали не просто речь как таковую или бытовое общение, а в первую очередь священные знания, передаваемые или написанные словесно-буквенными символами, то есть иероглифами. Существовала разница между словом для простых египтян и предназначенным для элиты общества, которое носило идеологическую окраску и очень отличалось от действительности.
Разумеется, каждое вербальное проявления магии имело свою идеологию, но в данном случае уместнее назвать это «смысловая сопутствующая». Определенные слова, выстроенные в соответствующем порядке, назывались – хекау – – «слова власти» – магические формулы, заклинания. Такие тексты объединялись в «Книги» и представляли собой «священную литературу» Древнего Египта. А всем, кто искал знаний и просветления, египетские мудрецы советовали:
«Любите книги, как вы любите свою мать».
Но слова неотъемлемы от их символического изображения – письменности. Р. Кларк считает, что иероглифическая письменность передает духовные идеи через повседневные образы. Египтяне считали, что божественную истину легче понять, если перевести ее в
определенный символ, понятный большинству. Поэтому египтяне создали разветвленную систему знаков, символов и формул, основанных
на принципах парности, одновременности и ассоциаций. Для этого требовались определенные знания, свобода от догм и магическое
мышление, опирающиеся на формулу «подобное привлекает подобное». Таким образом, слова – это знаковый материал, символы через которые боги изъявляли свою волю и открывали посвященным сакральные знания.
Согласно «Текстам саркофагов» , «Книге познания творений Ра и низвержения Апопа», Луврскому папирусу I. сакрализация и сила произнесенного или написанного слова состояла в следующем – бог-демиург посредством слова создал жизнь
и дал существование всему во Вселенной.
Благодаря таким магическим словам были сотворены и все боги.
Бог магии Хека являлся ипостасью бога Тота – бога письменности и магии.
В «Книге Небесной коровы» говорится, что Ра сделал Тота своим наместником и хранителем божественных знаний.
Бог Тот – «бог слова», воплотил законы Маат – вселенской справедливости и гармонии – в письменном виде: «Тот – проводник Ра, он переводит истину в слова». Бог Тот передавал людям божественные знания, которые были воплощены в магических заклинаниях и ритуалах.
Древние египтяне с большим трепетом относились к письменным знакам, так как считали их живыми. Поэтому в период III–IV династий в гробницах отсутствуют изображения, чтобы они не стали «жить» сами по себе и не навредили покойному. Так как слово являлось орудием творения, все, что говорили боги, было реальностью. Считалось, что даже слюна во рту становилась волшебной при произношении заклинаний . Поэтому тех, кто относился к священным текстам без должного уважения или использовал их не по назначению, ждала смерть.
В понимании египтян достаточно было объявить о событии, чтобы оно произошло. Именно поэтому оскорбление или угроза заключали в себе реальность, которой остаётся только проявиться. Таким образом, слово было оружием, которое позволяло творить, созидать или подчинять и уничтожать.
Одним из высших познаний египетских жрецов было осознание того, что весь опыт человечества является зеркальным отражением вселенских процессов, то есть подобное притягивает подобное. Принцип подобия являлся наиболее простой и распространенной технологией практической магии и был неизменным на протяжении всей египетской истории, от «Текстов пирамид» до «Изумрудной скрижали». Именно этот аспект должен быть отправной точкой в исследованиях религиозно-магических воззрений Древнего Египта.
Поскольку слово является звуковым аналогом мысли, то сказанное вслух слово, тембр голоса, манера речи определенным образом
воздействовали на людей. Так как звуковые колебания это физическая энергия, воздействующая на слуховые и неврологические механизмы организма, следовательно, слово, произнесенное определенным образом, имело магическое значение. Соответствующее слово содержало в себе соответствующие звуковые коды – энергетические вибрации, которые и воплощали мысленный образ в действительность: «Мысль – это первый уровень творения. Слова – это второй уровень творения. Действия – это слова в движении».
В период Среднего царства знания стали доступны, но часто были лишены духовности и превращались в суеверия….