В летописях Велес характеризуется как «скотий бог», что дает возможность понять важнейшую сторону культа этого бога — покровителя скотоводства, плодовитости и богатства. Предположительно культ Велеса зародился тогда, когда праславяне научились приучать диких животных и когда главнейшим богатством племени был именно скот, т. е. в бронзовый век.
Вместе с тем функции Велеса, как скотьего бога, соответствует общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где один из богов пасет души мертвых. С этим связано ритуальное принесение в жертву скота, как при погребении, так и во время поминальных празднеств у славян.
Следует отметить, что в различных древнерусских письменных памятниках упоминаются два имени: Волос и Велес,- основываясь на лингвистическом анализе, а также на том, что в текстах встречается постоянно объединение Велеса и Перуна, Волоса и Перуна, исследователи и учёные приходят к выводу о тождестве Велеса-Волоса.
Со временем бог скота, богатства, плодородия, возможно, приобретал земледельческие функции. Этнографические исследования показывают, что крестьяне-земледельцы в XIX веке жертвовали Велесу последние колосья, оставшиеся на сжатой ниве.
Однако дополнительные земледельческие функции не заслонили его основной сущности: вплоть до христианизации Руси Волос-Велес сохранил свое значение «скотьего бога» в прямом смысле этого слова. Лишь только в силу этого и могло произойти замещение Велеса, по созвучию имен, святым Власием Севастийским, который на русской почве стал покровителем скота вплоть до XIX в.
Обряды во Власьев день (11 февраля ст. ст.) включали кормление скота хлебом и поение его крещенской водой. В Новгороде, Киеве, Ярославле уже в XI веке на местах поклонения Велесу были поставлены церкви святого Власия.
Имеющиеся данные позволяют предполагать наличие божества Велес у всех славян. Подтверждением существования в мифологии южных славян божества Велеса могут служить топонимы Велес в Македонии и Волос в Крайне. Следы почитания Велеса можно обнаружить и у западных славян, так, в чешском фольклоре известно демоническое существо Велес, сходное с северорусским бесом Ёлсом.
Итак, Велес-Волос имеет очень древнее происхождение, и его функции изменялись с течением времени.
Еще одним божеством небесного пантеона славян был Сварог.
Функционально Сварог связан с огнем и небесной сферой, следовательно, с небесным огнем.
В древности люди верили, что земной огонь порождается огнем небесным. И, действительно, в восточнославянской мифологии дух земного огня назван Сварожичем — сыном Сварога. Бог, или дух огня, который почитался у всех славян.
Сварог в славянской мифологии — бог небесного огня и одновременно податель культурных благ. Согласно верованиям славян, Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба клещи, установил законы моногамной семьи, сделал первый плуг и научил людей плужному земледелию.
Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, названным в летописи сыном Сварога.
Итак, одним из сыновей Сварога был Дажьбог — бог солнца. Славяне верили, что Дажьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета.
Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе Дажьбога предшествует появление его сестры — Утренней Зари, которая выводит на небосклон его белых коней; другая сестра — Вечерняя Заря, заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд.
У Дажьбога-солнца есть его прислужницы, разгоняющие тучи и с помощью дождей очищающие его лицо. Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой.
Co временем происходит расширение значения имени Дажьбога — божества солнца, которое стало пониматься как имя бога — подателя всех благ. Среди идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает высказанную ранее мысль, что культ Сварога позднее был вытеснен культом Дажьбога.
Второй сын Сварога – Сварожич — олицетворение огня. Сварожичем называли огонь, которому молились под овином и приносили жертвы. Дух овинного огня был очень почитаем крестьянами. Огонь в овине нужен для того, чтобы сушить снопы, духа огня нужно почитать и задабривать, чтобы он был милостив и сушил хлеб, а не сжег его вместе с овином, обрекая тем самым крестьянскую семью на голод.
Вообще, славяне, как и другие древние народы, почитали огонь. Нельзя было на огонь плевать, бросать в него нечистоты, топтать его ногами, в противном случае, считали они, он может отомстить. Огню приписывались очистительные и целебные свойства.
В древности больных проносили через огонь; существовал обычай провозить жениха и невесту между кострами. Обожествление огня дошло до наших дней, исчезло только наименование его Сварожичем.
После крещения Руси Сварог, как покровитель кузнечного дела, постепенно вытесняется христианскими святыми Кузьмой и Демьяном. В византийской традиции святые братья Косма и Дамиан (таковы их канонические имена) не были связаны с кузнечным делом.
На Руси же народ связал по созвучию имя Кузьма со словом «кузнь», и таким образом Кузьма стал кузнецом. А так как кузнецы обычно работают в паре — мастер и подручный,- то Демьян, брат Кузьмы, тоже оказался кузнецом.
На тот факт, что под именами Кузьмы и Демьяна почитался Сварог, указывает слияние в народном сознании имен святых братьев в одно — Кузьмодемьян. Кузьмодемьян являлся божественным кузнецом и покровителем брака, а кое-где ему приписывались все те культурные подвиги, которые совершил Сварог.
И последний персонаж «довладимирской эпохи», о котором необходимо упомянуть – это Ярило. Ярило — божество весеннего плодородия, он близок к античным культам умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса.
Ярило олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. У одних славянских племен день Ярилы отмечался в начале весны, у других — в конце весны, или начале лета. Славяне представляли его в виде молодого красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии.
Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый урожай. Празднуя этот день, встречали весну первой сошкой, 27 апреля. Девушки ходили хороводом и пели, нарядив одну Ярилою. Ярило ходит по нивам, растит рожь, приносит новорожденных.
Если праздник отмечался в конце весны, то Ярило изображался дряхлым стариком, символизировавшим собой состарившуюся уходящую весну.
ВЕЛЕС, СВАРОГ И ЯРИЛО
Опубликовано в БОГИ И БОГИНИ