АЛТАРЬ ЛАММАСА. РИТУАЛЬНЫЙ ХЛЕБ, РЕЦЕПТЫ
Едва ли можно сомневаться в том, что священные хлебные зерна из снопа сжатого хлеба, называемого Матерью хлеба, в древнейшие времена сохранялись для посева будущего года; чтобы следующий урожай был удачным, над ними проводилось множество магических ритуалов.
Если рассматривать эти древние традиции Ламмаса только как причудливые пережитки религии тех времен, когда выживание человека зависело от хорошего урожая, то современный язычник, живущий в эпоху сельскохозяйственной индустрии, химических удобрений и инсектицидов, найдет в них для себя мало ценного. Но если мы увидим в этих древних ритуалах символическую суть всеобщих ритмов Природы, от которых зависит жизнь всех нас, мы снова сможем праздновать древние обычаи и черпать из их могущественных сил для нашего собственного блага и блага всей планеты.
Ламмас — это праздник не только богини, но также и бога (как и все в мире). Очень похоже, что на самых ранних фазах существования древней религии в действительности было две религии, которые существовали параллельно и функционировали совместно на благо всего общества. Одна из них исповедовалась женщинами и относилась к деторождению, исчислению времени, сельскому хозяйству, истории племени и медицине. Другая исповедовалась в основном мужчинами и имела дело с духами животных, на которых охотились, и с общением с предками племени. Последняя — это то, что обычно называют шаманизмом, а первая получила название колдовства. Разумеется, граница между ними не была четко очерчена, в некоторых областях они перекрывались, а жрецы и жрицы сотрудничали и обменивались друг с другом знаниями ради всеобщего блага. И все же, независимо друг от друга, жрецы служили Рогатому богу смерти и возрождения, а жрицы — богине плодородия, Матери-Земле.
Возможно, в течение сезона плодородия и изобилия представлялось, что верх берет богиня, в то время как бог смерти, затаившись, уходит в тень. А в зимние месяцы власть переходила в руки Рогатого бога, и все же известно было, что когда-нибудь богиня пробудится и вернется из Подземного мира. Несомненно, жрецы и жрицы во время великих шабашей проводили обряды, в которых выражалось взаимодействие богини и бога. Именно это сочетание традиций и унаследовали мы, современные язычники и ведьмы, и мы всегда должны помнить о поддержании равновесия.
Ламмас — это праздник урожая и Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба, чья жизнь приносится в жертву во время жатвы. Некоторые из древнейших богов — Таммуз, Адонис, Аттис, а позже Дионис — были богами растительности и зерна. Богиня пребывает вечно, созревая, старясь и засыпая на зиму, чтобы омолодиться и вновь стать Девой, или спускаясь живой в Подземный мир, чтобы найти своего умершего возлюбленного супруга, в то время как бог должен умереть, чтобы возродиться вновь.
Этот сюжет вновь и вновь рассказывается в историях сражений Короля Дуба с Королем Падубом, мифах об Адонисе, Таммузе и Бальдере и историях Гавейна и Зеленого Рыцаря, Талиесина и Керидвен. Боги этих историй и легенд — это бог либо солнца, либо зерна, но неважно, какой из них, потому что в конечном счете оба — один бог. Этот бог провел зимние месяцы в Подземном мире мертвых, возвращается на землю в дни Весеннего равноденствия, растет и достигает зрелости во время летнего Солнцестояния; он гибнет под ножом во цвете лет во время Ламмаса или умирает во время Осеннего равноденствия или на святки.
Большинство солнечных богов похожи в двух отношениях: во-первых, они ежегодно умирают, а во-вторых, их голова увенчана сияющими золотыми волосами. Эти два свойства как нельзя лучше относятся и к солнцу, и к созревающим колосьям хлеба.
Другое название Ламмаса — Лугнасад; так праздник был назван в честь древнего кельтского бога солнца — Луга, которому и были посвящены его торжества. Однако в этих обрядах не праздновалась жизнь Луга, но оплакивалась его смерть. Ламмас следует за летним Солнцестоянием, когда солнце на вершине своего могущества, и отмечает время, когда тьма начинает прибывать, а свет Солнца идет на убыль.
Вполне очевидно, что во всех культурах бог в его ипостаси бога солнца, чье возвращение весной приносило свет, тепло и возрождение Природы, признавался и почитался задолго до его ипостаси бога зерна и земледелия. После того как его ипостась бога зерна была признана, его часто воспринимали как сына бога солнца. В этой ипостаси он более явно выступает как бог смерти и возрождения. Во многих мифологиях в нем совмещаются свойства нового бога зерна и прежнего бога солнца.
То, что в мифе о Бальдре Боги по очереди бросали в него свое оружие, определенно напоминает старинный языческий обычай, когда жнецы по очереди бросают свои серпы в последнюю несжатую небольшую полоску хлеба, пока не повалят его весь.
Мы нашли весьма могущественный символ для того, чтобы представлять бога во время шабаша Ламмас: им может послужить солнечное колесо, сделанное из восьми початков миниатюрной кукурузы. Все, что нужно для того, чтобы сделать это Солнечное колесо — толстая проволока, кружок из дерева или картона диаметром примерно семь с половиной сантиметров, столярный клей, проволока для цветов или зажимы и восемь початков кукурузы совершенно одинаковой длины. Согните проволоку в круг диаметром 25–30 см. Размер должен быть достаточным для того, чтобы в круге уместились два початка, кончики которых соприкасались бы в центре, а кочерыжки, из которых растут листья, лежали бы на проволоке. Положив проволочное кольцо на стол, разместите в нем кукурузные початки в виде лучей. Затем с помощью проволоки для цветов или зажимов прикрутите каждый початок к проволочному кругу (можно использовать и разогретый клей). Затем, приподняв кончики початков в центре круга, подложите под них деревянный кружок там, где все восемь початков соединяются. Наконец, приподнимая за кончик по одному початку, введите под него большое количество столярного клея или разогретого клея и оставьте солнечное колесо на ночь для просушки.
На следующий день некоторые листья с каждого початка можно обернуть вокруг проволочного круга, чтобы скрыть его, и закрепить их на месте каплей клея. По необходимости хлебное, или солнечное, колесо делается и из початков, собранных предыдущей осенью.
Во время празднования шабаша Ламмас обе фигуры — хлебное солнечное колесо и Мать хлеба — могут стать частью ритуала: участники процессии могут внести их в круг, обнести по нему, а затем водрузить хлебное солнечное колесо на западе или севере, а Мать хлеба — на востоке или юге.
После обрядов шабаша эти два могущественных ритуальных предмета могут остаться ка всеобщем обозрении вплоть до Осеннего равноденствия; затем их убирают по отдельности в укромное место, где они могут пробыть в покое всю темную половину Колеса года и где их не потревожат мыши и моль. Этой же Матери хлеба будут воздаваться почести во время Имболька. Хлебное солнечное колесо теперь не понадобится до следующего Ламмаса, и, если оно изготовлено для постоянного хранения, оно станет еще более могущественным ритуальным предметом, который с каждым шабашем Ламмас будет вбирать в себя магическую энергию.
После того как хлеб убран, его обмолачивают и провеивают. При обмолоте зерно отделяется от колоса, а также освобождается от мякины, или плевел, — твердой оболочки, которой окружено каждое зернышко.
Чтобы этого добиться, снопы зерна выкладывают на гумно и отбивают специальным деревянным инструментом — цепом. Этот процесс и зерно, освобождавшееся таким образом, были столь священными, что фараоны Древнего Египта изображались с цепом в руке (и с серпом — в другой). А когда царь Давид вошел в Иудею, он приобрел гумно, на котором построил храм. Гумно столь тесно было связано с плодородием, что даже в наши дни один из бесчисленных обрядов и ритуалов, сопровождающих современную свадьбу, — это перенесение невесты женихом через порог в брачную ночь. Из самого этого слова явствует, что когда-то порогом (threshold) именовался бортик, который приколачивали к полу на гумне (threshing floor) для того, чтобы драгоценное зерно не рассыпалось. В кельтском мифе о Керидвен и Талиесине мальчик по имени Гвион Бах благодаря капле колдовского варева из котла Керидвен превращается в пшеничное зернышко на гумне. Тогда Керидвен, обернувшись черной курицей, склевывает пшеничное зернышко, а позже, уже в собственном обличье, производит на свет чародея Талиесина.
И вот зерно обмолочено; теперь его нужно провеять. Для этого обмолоченное зерно подбрасывали в воздух с помощью корзины или грабель, позволяя ветру отделить зерна от мякины.
Следующий процесс — это помол пшеницы или другого зерна в муку. Когда-то это делали с помощью маленькой ручной мельницы, позже — с помощью больших жерновов. Если сжатое зерно есть тело приносимого в жертву бога зерна, то, возможно, жернов — это серебряное колесо, или сама Арианрод, богиня смерти.
После помола зерна в муку оно увлажняется (и обычно соединяется с другими ингредиентами), и из него выпекается хлеб. Этот самый каравай и поедается торжественно в кульминационный момент праздника Ламмас.
Вот два рецепта, по которым можно испечь очень вкусный хлеб, который станет отличным главным кушаньем на празднике Ламмас.
Первый — это рецепт кукурузного хлеба, который особенно подходит для американских язычников, так как кукуруза — основная зерновая культура, выращиваемая в нашей стране сотни лет. Здесь не требуется ни дрожжей, ни времени для поднятия теста, и хлеб выйдет особенно красивым, если его выпекать в специальной форме для кукурузного хлеба: получатся маленькие батончики в виде кукурузных початков.
Кукурузный хлеб
Разогрейте духовку до 220 °C. Затем смешайте:
- * 1 стакан обычной пшеничной муки
- * 1 стакан желтой кукурузной муки крупного помола
- * 1/4 стакана сахара
- * 3/4 чайной ложки соли
- * 2 чайных ложки пекарского порошка, заменяющего дрожжи
- Продолжая помешивать, добавьте:
- * 2 яйца
- * 1 стакан молока
- * 1/4 стакана размягченного сливочного масла или маргарина (для рассыпчатости)
Взбивайте тесто, пока оно не станет однородным, но не нужно взбивать слишком сильно. Вылейте его в хорошо смазанные жиром формы для кукурузного хлеба, формы для сдобы или на противень размером 30х30х5 см и выпекайте 20–25 минут. Кукурузный хлеб вкуснее всего, если его подавать еще теплым и густо намазывать несоленым сливочным маслом.
Поскольку жатва, веяние и помол зерна символизируют смерть бога зерна, съесть священные хлеба — значит причаститься его тела, а значит, и получить крохотную частичку его божественной сущности. Поэтому в очень многих древних традициях хлеба выпекались в виде трупа (в форме не человеческого тела, но мумии).
Зерновому хлебу, замешенному по следующему рецепту, можно легко придать нужную форму на окончательной стадии последнего подъема теста.
Зерновой хлеб
В большой миске смешайте:
- * 2 стакана молока (чуть теплого)
- * 2 пакетика сухих дрожжей
- * 1 чайную ложку соли
- * 1/2 стакана меда
- * 1/4 стакана темного коричневого сахара
Накройте смесь крышкой и оставьте в теплом месте, пока она не увеличится в объеме вдвое (примерно на полчаса). Добавьте к этой смеси:
- * 3 столовые ложки размягченного сливочного масла
- * 2 яйца
- * 1 стакан неотбеленной пшеничной муки
- Размешивайте, пока смесь не вспенится. Теперь добавьте:
- * 1/2 стакана зерен пшеницы
- * 1/2 стакана овсяных хлопьев
- * 2 стакана пшеничной муки
- * 2 столовых ложки семян кунжута
Выложите получившееся тесто на посыпанную мукой доску и постепенно продолжайте вмешивать в него неотбеленную пшеничную муку, пока оно не станет гладким и эластичным и перестанет прилипать к рукам.
Положите тесто в миску, смазанную жиром и немного обваляйте его в жире. Затем накройте его чистой тканью и оставьте в теплом месте подниматься (примерно на час), пока оно не увеличится в объеме вдвое. После этого примните его, разделите на два или больше продолговатых хлебца, придав им форму, приблизительно напоминающую мумию, и положите на смазанные жиром листы для выпечки печенья. Накройте их и снова поставьте в теплое место, пока они опять не увеличатся в два раза. Выпекайте хлебцы в предварительно разогретой духовке при температуре 175 градусов примерно один час или до готовности, когда они станут полыми на ощупь.
Если жатва хлеба — это смерть бога зерна, то прорастание зерна — его возрождение. В некоторых странах Средиземноморья женщины проращивали зерна пшеницы в глиняных блюдцах или чашах. Эти чаши с пророщенным зерном назывались «Садами Адониса»; их приносили в дар древнему богу, бросая в ручьи, реки или в море. (В более поздние времена их приносили в дар старому богу, оставляя в храмах новой религии).