Меню Закрыть

ЛАММАС, ЛУГНАСАД. ПОДГОТОВКА

ЛАММАС, ЛУГНАСАД. ПОДГОТОВКА Практика герметического закатывания банок — а это и есть консервирование — вообще говоря, изначально была процессом магическим. Ее создание приписывают Гермесу Трисмегисту (так греки называли египетского бога Тота, который считается создателем алхимии и других оккультных наук). В XVII веке, а возможно, и ранее, в Германии белые рейнские вина хранили в каменных сосудах, называемых «беллармины». Хотя свое название они и получили предположительно в честь одного из раннехристианских епископов, украшали их обычно ликом бога Ваала, или Бела, а иногда — маской бога растительности, стилизованной в форме листьев, чтобы защитить и сохранить их содержимое.

ЛАММАС, ЛУГНАСАД. ПОДГОТОВКА

Практика герметического закатывания банок — а это и есть консервирование — вообще говоря, изначально была процессом магическим. Ее создание приписывают Гермесу Трисмегисту (так греки называли египетского бога Тота, который считается создателем алхимии и других оккультных наук). В XVII веке, а возможно, и ранее, в Германии белые рейнские вина хранили в каменных сосудах, называемых «беллармины». Хотя свое название они и получили предположительно в честь одного из раннехристианских епископов, украшали их обычно ликом бога Ваала, или Бела, а иногда — маской бога растительности, стилизованной в форме листьев, чтобы защитить и сохранить их содержимое.

Поэтому такие сосуды часто использовались в качестве «ведьминых бутылей» — защитных амулетов, которые содержали мочу, а иногда — кровь самого знахаря.
В них также могло храниться символическое оружие для защиты: булавки, шипы, ржавые гвозди, битое стекло. Эти бутыли закапывались в землю горлышком вниз, и их защитная сила сохранялась, пока бутыль и ее содержимое были целы. Подобные амулеты — довольно распространенные археологические находки в Европе, а одну такую бутыль обнаружили в Соединенных Штатах, на острове Тинникум, что на реке Делавэр чуть ниже Филадельфии. (Правда, амулетом тут служила бутылка из зеленого стекла, а не беллармин.)

Пока уборка урожая идет своим чередом, можно сделать очень многое для подготовки к празднованию Ламмаса. Появляется сладкая кукуруза, которую можно различным образом использовать. Я обнаружила, что один из лучших способов войти в контакт с духом сезона, любого сезона — это носить украшения из природных предметов, этому сезону свойственных. Проще всего это сделать так: возьмите свежий початок сладкой кукурузы (чем крупнее и плотнее зерна, тем лучше, но они не должны быть совершенно сухими). Сняв листовую оболочку, разломите початок пополам, а затем лущите зерна, начиная с разлома на каждой из половинок и идя по кругу. Старайтесь отделять зерна целиком, вместе с белыми пятнышками. После этого возьмите суровую нитку длиной 60–90 см и большую иглу и начните нанизывать зерна, прокалывая их иглой в самой середине. Когда длины нитки уже достаточно для ожерелья (а одного початка обычно хватает с лихвой), свяжите ее концы и повесьте ожерелье в теплое, сухое место на несколько недель. Зерна усохнут и сморщатся, и, может быть, понадобится затянуть узел потуже.

Прекрасные варианты такого ожерелья можно сделать из маиса (индейской кукурузы), которая еще не высушена на поле. Вы можете вырастить маис у себя в огороде или спросить на местной ферме, можно ли купить недозрелые початки. Если вы не хотите делать ожерелье из кукурузных зерен каждый год, а вместо этого желаете год от года надевать во время Ламмаса одни и те же ожерелья, сбрызните их полиуретаном или лаком, чтобы в них не заводилась моль.
Идея ношения ожерелья из кукурузных зерен для празднования жатвы зерновых звучит достаточно просто, но на деле, если развить эту идею переодевания в подражание духам Природы дальше, она может превратиться в могущественное связующее звено между нами и духами зерна.

Еще один вариант в этом духе: можно сплести из длинных кукурузных листьев корону или головную повязку.
Их тоже можно украсить метелками с верхушек початков. Есть много способов делать украшения из оболочки кукурузного початка. Из сушеных початков, нарезанных кружочками, получаются прекрасные розетки, носить которые можно множеством разных способов. Все, что вам необходимо, — это запас кукурузы, кукурузная шелуха и творческое воображение.

Дом, а особенно те помещения, где будут проводиться праздничные
обряды Ламмаса, тоже можно украсить мисками фруктов и корзинами овощей, а также всеми знаками и символами сезона.
К этим символам относятся и сельскохозяйственные инструменты для сбора урожая. В конце концов круг Ламмаса можно украсить не только плодами урожая, но и инструментами, особенно теми, которые связаны с жатвой зерновых культур. Кривой нож для жатвы (серп) посвящен богине, и не только потому, что ассоциируются со священным зерном, но и потому, что по форме напоминает молодой месяц. Вилы служат не только для уборки урожая; их зубья напоминают рога Рогатого бога. Коса называется также Зубом Сатурна.

Сатурн — древний бог смерти, а также отец Зевса. Коса в руках Старого года в новогоднюю ночь — символ кончины уходящего года. Ее также носит с собой более мрачная фигура, известная как Зловещий жнец, в которой люди, не исповедующие язычества, видят владыку смерти, но сохранившая при этом черты сходства с богом зерна — богом смерти и возрождения. Цеп также ассоциируется с жатвой зерна; он был также символом египетских фараонов. Корзина для веяния зерна — еще один символ жатвы.

Само зерно — особенно могущественный символ. Пучки кукурузных стеблей, снопы сжатой пшеницы или другой зерновой культуры можно расположить по бокам алтаря. Если празднование проходит более скромно, вазами с пшеницей, овсом или ячменем можно украсить стол, который послужит алтарем, когда настанет вечер шабаша…
В древние времена сбор этих зерновых культур традиционно сопровождался множеством ритуалов. Люди верили, что дух, обитающий во всем хлебном поле, уходит по мере жатвы в еще не сжатое зерно. Поэтому никто не хотел срезать последнюю несжатую полоску в поле: вместо этого жнецы по очереди метали в нее серпами, пока последний колос не был срезан.

Вероятно, считалось, что дух зерна остается и в последнем снопе. Сбор его был особым ритуалом, а связывали его так, чтобы формой он напоминал женскую фигуру, и нарекали Матерью хлеба. Были и другие варианты этого имени, например Хлебная старуха, Мать ржи, Мать ячменя или Мать пшеницы, Старуха или Мать урожая, в зависимости от местности и от того, какие зерновые культуры там выращивались. Затем Мать хлеба наряжали в женскую одежду либо украшали материей или лентой. После этого ее, подняв на шест, могли торжественно внести в деревню или на ферму в веселой процессии телег и повозок, нагруженных собранным урожаем зерна. Затем Мать хлеба укрепляли в амбаре над гумном, где зерно обмолачивали, после этого она хранилась в доме до следующей весны.

Изготовление Матери хлеба

В германских странах и в Восточной Европе она — Мать хлеба, а ее антипод — Дева хлеба. В кельтских странах ее называют Каиллиах, а ее вторая, весенняя, половина — сама великая богиня Брайд (Бригита); в Древней Греции она — Деметра, а антиподом ей служит ее дочь Персефона; у римлян это Церера и Прозерпина. Вместе их называют просто «Двумя богинями».

Мать хлеба была и должна оставаться центральной частью обрядов Ламмаса. Изготавливаться она может очень просто или, наоборот, сложно — здесь все зависит от воображения. Первый шаг этого процесса — раздобыть хлебные колосья. Маленькие пучки пшеничных колосьев можно купить в цветочном магазине или магазине, торгующем материалами для художественных промыслов. Это удобно, так как в прежние времена, когда еще жива была древняя религия, Мать хлеба иногда делали из двенадцати или тринадцати небольших снопов хлеба.

Если вы живете неподалеку от мест, где выращивают хлеб, вы можете — с разрешения фермера — сами собрать колосья. Лучше всего, если вы договоритесь с фермером, чтобы он оставил для вас на поле маленькую несжатую полоску или уголок после того, как собрал все остальное зерно; а может быть, вы найдете уцелевшие колоски после того, как поле было сжато.
Так или иначе эти колосья следует срезать бронзовым серпом или ножом с белой рукояткой, произнося при этом слова, подобные этим:

Мать Хлеба,
Я пожинаю тебя.
Весной ты станете
Снова Девой.

В древние времена несколько колосков с зернами выдергивали из Матери хлеба и откладывали в сторону, чтобы вплетать в магические амулеты, известные как хлебные куколки, или для венков, которые предстояло надеть молодым девушкам, участвующим в праздничном шествии сбора урожая.

Чтобы сделать Мать хлеба, перевяжите сноп зерна примерно посередине или немного ниже, оставив несколько колосьев для рук и головы. Затем отогните верхушки колосьев вниз и кнаружи снопа, чтобы из них получилась юбка, и снова перевяжите сноп, чтобы обозначить талию. Свяжите два небольших пучка колосьев по обоим концам (для этого можно использовать резинки) и вставьте их в верхнюю часть снопа, чтобы получились руки. И наконец, вставив туда же тонкий пучок колосьев, сделайте голову.

Затем эту фигурку можно по желанию украсить. Традиционный наряд Матери хлеба — юбка или передник из ткани. Подойдут и ожерелья или браслеты из зерен кукурузы, ленты, цветы. Закончив изготовление Матери хлеба, се можно поднять на шест, обнести в процессии по кругу и наконец установить на востоке или юге круга, где она может взирать на обряды, проводимые в ее честь.

Для того чтобы в полной мере оценить праздник Ламмаса, необходимо понять, что так же, как Бельтайн — противоположность Самайна, а летнее Солнцестояние — противоположность святок, Ламмас, в свою очередь, — это противоположность Имболька, что прямо выражается в отношениях между Матерью хлеба во время Ламмаса и Девой хлеба во время Имболка. Они — две ипостаси одной и той же богини: одна из них — Каиллиах, или Старуха, после того, как ее дни роста и плодородия закончены и хлеб ее сжат; другая же — снова Дева, обновленная после смертельного сна зимы и снова готовая к оплодотворению.

Опубликовано в ПРАЗДНИКИ, ВИККА

Связанные записи