ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Фрейд вводит понятие влечения в работе 1915 г. «Влечения и их судьбы», где говорит о влечении, как о непрерывно действующей силе, заряженной высоким напряжением (суммой энергии), проистекающей из внутреннего источника. Фрейд вводит 4 характеристики влечения: источник, напор, цель и объект. Влечение представлено в психическом через репрезентанты репрезентантов, нагруженных либидинальной энергией.
До 1920 г. Фрейд ведет речь о двух влечениях – сексуальном влечении и влечении самосохранения. Основу сексуального влечения составляет энергия либидо, выступающая его количественной характеристикой во всех его преобразованиях – смещении энергетических нагрузок в отношении объекта, его цели и источника. Влечение выступает пограничным понятием, так как возникает на границе психики и сомы, а либидо — его психическим аспектом, динамическим проявлением сексуального влечения.
Работа З. Фрейда 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия» знаменует собой новый этап в расширении представлений о бессознательном, который непосредственно связан с пересмотром теории влечений. В данном тексте З. Фрейд впервые вносит в психоаналитический дискурс понятие «принципа», то есть закономерности, определяющей функционирование психического аппарата, и «влечения смерти». Текст данной работы непрост для изучения и нередко даже в психоаналитических кругах он подвержен вульгарному понимаю, что связано с переводом и пониманием сути термина «влечение смерти» (без предлога «к»), как «влечения к смерти» (с предлогом «к»), и буквальным пониманием этого влечения, как стремлением и движением к биологической смерти. Забегая вперед, обозначу, что влечение смерти проявляет себя через навязчивое повторение и движение к первичному объекту. Но об этом ниже.
Первоначально З. Фрейд ведет речь о принципе удовольствия (неудовольствия), сутью которого является тенденция к снижению напряжения (нагрузки) в психическом аппарате, и этот принцип изначально представляется, как господствующий. Так Фрейд вводит экономическую точку зрения на устройство психического, формулируя таким образом метапсихологию психоланализа, то есть теорию, которая помимо топической (вопрос взаимоотношения мест в психическом) и динамической, учитывает еще и экономическую модель. Важно понимать, что принцип удовольствия (неудовольствия), о котором ведет речь Фрейд, не является присоединением к какому-либо философскому направлению, например, гедонизму, а выведен Фрейдом из клинической практики работы с пациентами. При этом сам текст данной работы имеет несколько пограничную структуру, психоаналитический дискурс выходит на границы с другими дискурсами — философии, физиологии, биологии, что делает его междисциплинарным.
В общем случае, можно думать о том, что повышение напряжения в психическом аппарате приводит к неудовольствию, а понижение к удовольствию, однако важно иметь в виду, что данная тенденция не имеет прямой зависимости, так как известны случаи, когда именно повышение психического напряжения приводит к переживанию удовольствия, и яркими примерами такой ситуации являются сексуальное возбуждение при сексуальном акте или эрогенный мазохизм.
Далее З. Фрейд вводит принцип константности, который является своего рода материнским для принципа удовольствия, так как последний выводится из первого. Этот принцип заимствован З. Фрейдом из работ психофизиолога Г. Фехнера. Согласно принципу константности количество энергии в психическом аппарате стремится удерживаться на постоянном уровне.
Размышления о господстве принципа удовольствия в психическом аппарате прерываются наблюдением ряда фактов обычного человеческого опыта. Речь идет о мазохистической составляющей в человеческой жизни в широком ее понимании, то есть о страдании. Каждый субъект – это субъект страдающий. Так от «господства» принципа удовольствия Фрейд переходит к «сильной тенденции» принципа удовольствия и обосновывает это следующим.
Во-первых, здесь стоит сказать о торможении. Первый случай торможения – это принцип реальности. Принцип реальности служит принципу удовольствия, но с отсрочкой в его удовлетворении, используя для этого непрямые (обходные) пути. Говоря о реальности важно понимать, что речь идет о психической реальности, а не об объективной. У влечения всегда одна цель – снижение напряжения, но ведут к ней разные пути, обусловленные судьбами влечений. Принцип реальности – это тот же принцип удовольствия, но на обходных путях.
Во-вторых, важно сказать о расщеплении психического – удовольствие одной части психического аппарата является неудовольствием для другой части психического аппарата, и, безусловно, такое расщепление исключает господство принципа удовольствия.
В-третьих, Фрейд обращает внимание на травматических (военных) невротиков. В фокусе внимания оказываются их сны, в которых не обнаруживает себя принцип удовольствия, ведь если бы сновидение формировалось в соответствии с этим принципом, то человеку скорее бы снились красивые картины того, как он избежал травму, однако в сновидениях травматических невротиков раз за разом воспроизводится травмирующая ситуация. Функция сна при этом оказывается нарушена, обнаруживая мазохистические тенденции, то есть возвращение к переживанию страдания, повышающего психическое напряжение.
Также обращает на себя внимание богатство симптоматики травматического невротика, в которой обнажается сходство с истерией. Вспомним, что истерическая симптоматика выражена телесно, но при этом в ней отсутствует физиологическая компонента. И предельно похожую картину нам рисует травматический невроз, когда при отсутствии буквальной органической контузии, орган или часть тела травматического невротика ведет себя так, как если бы эта контузия имела место.
Еще один важный момент – разведение Фрейдом страха/тревоги (от немецкого Angst) и боязни (от немецкого Furcht). Аффект страха/тревоги не имеет представления (представление вытеснено), в то время как боязнь всегда связана с представлением. Отличную иллюстрацию к этому утверждению Фрейд дает в работе 1907 года «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика», когда описывает, как сначала маленький Ганс начинает испытывать страх, из-за которого не может ходить в парк и не может объяснить, что с ним происходит, то есть на этом этапе аффект страха не связан с представлением. Однако позднее, он сообщает своим взрослым о том, что боится, что в комнату придет лошадь – в этом момент произошло связывание аффекта с представлением.
Рассуждая о страхе/тревоге и боязни, Фрейд также упоминает испуг, для которого характерен эффект неожиданности, внезапность происходящего, а значит, неподготовленность субъекта.
Однако повторение травматического опыта обнаруживает себя не только в снах травматических невротиков, но и в более тривиальной ситуации – игре ребенка. Таким ребенком, за которым Фрейд наблюдал, стал его внук полутора лет.
Однако этих наблюдений все еще недостаточно, чтобы обнаружить, первичный и независимый от принципа удовольствия принцип, но достаточно, чтобы сделать вывод: «Мы приходим, таким образом, к убеждению, что и при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки».
В психоаналитическом смысле досубъектное состояние человека нередко мифологизируется, как счастье. Это состояние слияния с первичным материнским другим. Однако если нет отрыва от первичного объекта, то нет и того, кто может мечтать и фантазировать об этом счастье слияния. Представление об этом счастье возникает в последействии, в результате прохождения через травму и субъективацию. Получается, что чтобы начать желать, нужно потерять. Только потеряв можно начать движение за утраченным и в этом движении претерпевать усложнение психики.
Совокупность рассмотренных выше психических актов указывает на тенденцию к навязчивому повторению, отличную от принципа удовольствия, причем сила этой тенденции явно превосходит силу принципа удовольствия, значит можно говорить о наличии в психическом первичного и преобладающего принципа — принципа навязчивого повторения. То есть по ту сторону принципа удовольствия Фрейд обнаруживает принцип, без которого психика состояться не может, — принцип навязчивого повторения.
По сути, вся работа Фрейда – это разговор о том, что есть только одно влечение – это влечение смерти, а влечение жизни, а точнее было бы сказать, то, что производит впечатление влечения жизни, — это обходные пути, и у каждого свой путь к смерти. Не биологической смерти, а смерти субъекта через слияние с инцестуозным объектом.
Автор: Юлия Семина