Меню Закрыть

БОГИНЯ БАСТЕТ (БАСТ)

БОГИНЯ БАСТЕТ (БАСТ) Бастет - богиня радости и веселья, изображалась в образе кошки.

Бастет — богиня радости и веселья, изображалась в образе кошки.

Каждая кошка в Египте считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, «один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.

У Ра только одно око, однако оно имеет много воплощений. Оно воплощается в «дочерей Ра»; порой они кроткие, а порой — устрашающие. Все они стали богинями, и египтяне наделили каждую из них особыми чертами. Ласковая кошка Баст — самая миролюбивая из дочерей Ра. Народ любил ее, поэтому ее изображения очень распространены.

Баст получила от Ра всю его доброту, а Сехмет — всю его жестокость. Тем не менее древние египтяне с огромным трудом различали богиню-кошку и богиню-львицу, ведь оба животных отличаются необузданным нравом. Действительно, в текстах Сехмет часто называют «разъяренной Баст». Судя по всему, по-настоящему миролюбивой Баст стала считаться достаточно поздно, и лишь тогда она окончательно обособилась от Сехмет. Баст — ясное око Ра, исполненное спокойствия и безмятежности. И в этом она напоминает кошку, заботящуюся о своем потомстве.

В ранние эпохи Баст чаще всего изображалась в виде львицы, что стало причиной ее отождествления с Сехмет: в то время Баст была одним из ее воплощений. Такой она предстает перед нами на барельефах пирамиды фараона Сахура из V династии. Мы можем увидеть здесь, как правитель поклоняется богине Баст с головой львицы. Тридцатью годами позднее царь Микерин, построивший знаменитую пирамиду, изображен рядом с богиней Баст в посвященном ему храме в долине, расположенном в Гизе.

Образ кошки Баст приобрел более широкое распространение в эпоху Нового царства и в III переходный период (1070-712 гг. до н. э.). Это воплощение богини знакомо нам, прежде всего благодаря вотивным бронзовым статуэткам, которые становились все более многочисленными по мере приближения к Позднему периоду. Мы видим, как Баст восседает в изящной позе или же заботливо кормит своих котят. Неудивительно, что египтяне сделали ее покровительницей матерей и новорожденных! Отметим, что значительная часть этих маленьких статуэток была найдена в Бубастисе и в Саккаре.

Мифы о Баст

Баст — воплощение ясного и безмятежного ока Ра. В этом она противопоставляется Сехмет, которая воплощает грозную сущность солнца. Тем не менее, египтяне часто путали двух богинь. Баст достаточно поздно откажется от обличья львицы и окончательно станет ласковой кошкой. Но ведь и кошки тоже хищники!

Богиня-кошка родом из Бубастиса, города в дельте Нила, приобрела настоящую известность, когда в ее вотчине обосновались фараоны XXII династии (945-712 гг. до н. э.). Из кровожадной львицы, которой она была раньше, уподобляясь гневной богине Сехмет, Баст превратилась в спокойно сидящую кошку.

Дочь солнца и око звезды

У ока Ра, солнечного диска, родилось несколько дочерей, и все — хищницы с буйным нравом. Две львицы, Тефнут и Сехмет, слыли самыми опасными из них; эти создания были настолько неукротимы и сильны, что даже их божественный отец с трудом мог с ними совладать. Дочери Ра, которых египтяне почтительно называли грозными богинями, вели бесконечную борьбу с силами тьмы, постоянно пытавшимися отнять у солнца власть над миром, где оно светит.

Однако эти богини могли быть и кроткими. В таком случае из львиц они превращались в кошек. Одна из них, знаменитая по всему Египту, звалась «Баст, госпожа Бубастиса, око Ра, небесная госпожа». Это имя она получила по названию своего родного города, Бубастиса. На дворе был III переходный период, до Рождества Христова оставалось еще около тысячи лет.

Миф о далекой богине

Баст как око Ра неизбежно связывалась с «мифом о далекой богине». Этот миф рассказывает нам о происхождении дочерей Ра. В стародавние времена, когда люди отважились выступить против солнечного бога, тот, одновременно опечаленный и разгневанный, никак не мог решить, как же следует поступить с мятежниками. Он созвал всех богов на совет и объявил: «(Люди) замышляли заговоры против меня. Скажите же, что бы вы сделали с ними. Видите, я полон сомнений; но я не хочу убивать их, не выслушав сначала ваши соображения». Боги посоветовали Ра жестоко покарать неблагодарное человечество: «Страх, который ты внушаешь, будет велик, если твое око обратится на тех, кто поносит тебя. Пошли его к людям, чтобы оно убило во имя твое коварных заговорщиков. Пусть же твое око не остается на твоем челе, пусть оно сойдет с него!» И око сошло с чела Ра, превратившись в одну из дочерей бога.

Одни говорят, что это была Хатор, другие — Сехмет, а третьи — Баст! Как бы то ни было, богиня устроила страшную резню. Ра одолели угрызения совести. Но спущенную львицу никак не удавалось остановить. Чтобы наконец заставить ее вернуться, Ра пришлось прибегнуть к хитрости. Он взял семьсот кувшинов диди (сорт пива), придал напитку вид человеческой крови и разлил по полям. Увидев это, «грозная богиня» оставила людей в покое и набросилась на пиво. Опьянев, она не могла больше истреблять смертных и вернулась, кроткая и ласковая, как кошка, к пославшему ее Ра. Так богиня обратилась в Баст.

Египет и кошки

Домашние кошки, которых древние египтяне называли всем понятным словом «миу», были, по всей очевидности, привезены в страну только около 2100 гг. до н. э. Поскольку эти животные очень ловко расправлялись с мышами, постоянно совершавшими набеги на хлебные амбары, они очень быстро приобрели репутацию верных защитниц одного из главных сокровищ страны — запасов зерна.

Косточка в жарком

В Древнем Египте даже боги могли страдать от мелких неприятностей повседневности. Так, однажды Баст, пируя в компании других богов, запустила свои прекрасные зубки в жаркое — и наткнулась на маленькую, но очень острую косточку, которая чуть было, не стоила ей жизни — печальная участь для бога. Но к счастью, история закончилась благополучно: богиня хорошенько прокашлялась, а потом обрушила все свое негодование на невнимательных поваров.

Кроткая, но непредсказуемая

«Я — дочь Атума», — заявляет Баст. Ее кротость, незыблемая, как само творение, противопоставляется жестокости львиц, призванных сражаться с силами зла. Тем не менее к Баст все же следовало относиться с некоторым опасением. Египтяне знали, что кровожадный нрав богини лишь дремлет. Легенда гласит, что после печально знаменитой резни мудрый Тот, призвав на помощь Шу, лишил богиню свирепости. Однако в конце каждого года в пять эпагоменальных дней, считавшихся крайне неблагоприятными, нрав Сехмет может одержать верх, и «грозная богиня» со своими вооруженными до зубов демонами может снова обрушиться на землю!

Конечно, Баст — покорная дочь, но ей следует доверяться только с величайшей осторожностью. Это, несомненно, объясняет, почему богине-кошке оставляли столько вотивных статуэток в древнеегипетских храмах (особенно в Бубастисе). Баст была всего лишь одним из воплощений ока Ра, поэтому нет ничего удивительного в том, что египтяне редко окружали ее семьей. Но, скажем, в городе Леонтополе, жители которого почитали Тефнут, другую дочь Ра, славившуюся куда более вспыльчивым нравом, поклонялись также ее брату и паредре Шу.

Баст и Басти

Чтобы Баст не оставалась в одиночестве, ее духовенство дало ей (впрочем, достаточно поздно) супругапаредра по имени Басти. Формально этот бог не играет никакой роли в древнеегипетской мифологии. Однако благодаря ему у Баст родился сын по имени Махес, в честь которого фараон Осоркон II (924-909 гг. до н. э.) построил храм в Бубастисе. Египтяне поклонялись Махесу, как богу грозы и бури. Свой буйный нрав он определенно унаследовал от матери-хищницы! 

Культ Баст

Храмы, некрополи, праздники, тысячи бронзовых статуэток… Все это дает нам некоторое представление о том, насколько популярна была Баст вопреки отнюдь не безупречной репутации. Похоже, египтяне доверяли своим богиням, в том числе и самой хищной из них.

Баст была богиней Бубастиса, столицы XVIII нома Дельты. Корни ее культа восходят к Древнему царству, а именно к периоду правления IV династии. Но особенную почесть воздали богине-кошке ливийские цари из XXII династии, перенесшие свою столицу в Бубастис. Геродот рассказывает нам, что ежегодные праздники, отмечавшиеся в честь Баст в Бубастисе, привлекали в Поздний период целые толпы верующих.

Целые некрополи для кошек

О масштабах культа богини Баст говорит и количество кошачьих некрополей, обнаруженных археологами в разных концах Египетского царства. Среди самых знаменитых из них особо стоит отметить Бубастейон, расположенный в Саккаре. На этом большом кладбище в возвышающихся над городом скалах, насчитывается несколько тысяч захоронений кошек. Одни были забальзамированы и обернуты повязками, другие же покоятся в настоящих маленьких зооморфных (то есть изготовленных в форме животного, в данном случае — кошки) гробах. Обряды, посвященные погребенным кошкам, были достойны культа умерших предков. В память об этих кошках и в знак почтения богине Баст египтяне украшали маленькие деревянные дощечки миниатюрными скульптурами кошек из того же материала. Сотни подобных изделий были обнаружены в гробницах Саккары, а также в храме Баст в Бубастисе. Археологи открыли и другие некрополи, не только в Бубастисе, но и в Танисе, Бени-Хасане (Среднее царство; в котором поклонялись другой богине-львице — Пахет), и, наконец, в Фивах.

Тысячи бронзовых статуэток

Древнеегипетские скульпторы, поклонявшиеся Баст, изготовили тысячи бронзовых статуэток богини. Значительная часть из них датируется Поздним периодом. Среди этих изображений можно выделить три иконографических типа: кошка, сидящая в изящной позе; лежащая кошка, кормящая котят, и, наконец, стоящая женщина с кошачьей головой. Подобных изделий было так много, что теперь в редком музее не отыщется хотя бы одна из трогательных статуэток Баст.

Храм Баст в Бубастисе

Бубастис (от Пер-Баст (древнеегип.) — Владения Баст) был столицей XVIII нома Нижнего Египта. Он был очень удачно расположен — на пути из Мемфиса в синайские рудники — и не переставал расти. Золотой век настал для города с приходом к власти ливийских фараонов из XXII династии и знаменитого Осоркона II, правившего с 924-го по 909 г. до н. э. Из трудов Геродота мы можем узнать, что близ Бубастиса был построен в честь богини храм, заслуживающий, по мнению историка, отдельного упоминания: «другие, несомненно, больше и богаче, однако ни один из них так не радует взгляд». Храм этот стоял чуть ниже по склону, чем сам город, и разделял надвое священное озеро, напоминая искусственный остров. Здесь, продолжает грек, «целый лес из гигантских деревьев окружает огромное святилище, в котором царит богиня».

Здание, раскопанное швейцарским археологом Эдуардом Навилем в 1887-1889 годах, в длину занимало от двухсот до трехсот метров; внутри было несколько помещений: большой передний зал (творение Осоркона II), зал праздника сед и большой гипостильный зал, перестроенный при Осорконе III (883-855 гг. до н. а). К сожалению, не удалось полностью воссоздать план здания. В нескольких метрах от храма Баст был расположен храм ее сына, грозного бога-льва Махеса. Этот религиозный комплекс дополнялся кошачьим некрополем.

Поклонение богине Баст в ее святилище

Геродот, подробно описавший внешний облик храма богини Баст в Бубастисе, рассказывает нам и о совершавшихся в нем обрядах и, в частности, о том празднике, что отмечался в период нильских разливов (в соответствии с мифом о возвращении далекой и смягчившей свой гнев богини), на 13-й день месяца паофи (август-сентябрь). Вот что он пишет о событиях этого дня: «Главный (праздник) и самый известный отмечается в Бубастисе, и посвящен он Артемиде (эта богиня отождествлялась с Баст) […] Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плыть туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. По прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до семисот тысяч людей обоего пола». Хотя в описании самих обрядов Геродот не слишком конкретен, по крайней мере, из его текста ясно, какой популярностью пользовалась богиня. Стоит также отметить, что в своем кротком обличье кошка Баст, как заботливая мать, была покровительницей домашнего очага. И, конечно же, в первую очередь она одаривала своей благосклонностью те семьи, в которых ожидалось счастливое событие — рождение ребенка.

Покровительница домашнего очага

Тексты, в которых говорится о «мирной Баст, Баст ласковой и радостной», определенно доказывают, что египтяне замечали, с какой нежностью кошки заботятся о своем потомстве. Неудивительно, что женщины почитали ее, как богиню родов и покровительницу домашнего очага. Как мы уже рассказывали, в храме Баст и на посвященных ей некрополях было обнаружено немало бронзовых статуэток, изображающих кошку, кормящую котят. Богине-кошке жертвовали вотивные статуэтки и молились, чтобы вся семья и, главное, дети всегда были здоровы.

Опубликовано в БОГИ И БОГИНИ

Связанные записи