Магия в повседневной жизни.
Как психолог и психотерапевт могу сказать, что не только душевнобольные используют магию. Вообще-то, все мы до сих пор употребляем магию. Граница между магическим действием и действием, приспособленным к реальности, не всегда заметна. Язык, например, все еще очень часто несет в себе магию. Очень часто мы не можем сопротивляться красноречию хорошего оратора, хотя наша логика опровергает его аргументы. Мы просто «околдованы» его словами.
Любая религиозная молитва и любой популярный оратор оказывают «магическое» воздействие. «Словом, — Логосом, был мир сотворен.» В сновидениях детей и первобытных людей, слово — это нечто материальное, с ним обращаются, как с предметом, и оно наделено магическими свойствами.
Больные шизофренией используют магию языка в негативном и в позитивном смысле. Молчание шизофреника часто означает, что он не хочет уничтожить мир своими словами. Иногда он хочет ранить мир словом, а иногда — спасти. Это напоминает проклятия и благословения нормального человека. Для душевнобольных и для детей «магическая» сила слов значит гораздо больше, чем для нормального взрослого человека. Речь — это способ выражения. Ее цель — общение; ее объект — другой человек. Язык — это функция эго, служащая ид. Его задача — влиять на других.
Шизофреник сказал, что он может говорить со мной, только когда любит меня; когда он не разговаривает, значит он меня не любит и лучше мне оставить его в покое. В другой раз он полагал, что своими словами он оплодотворяет мир.
Похоже, что энергия, происходящая из либидо это, используется также для формирования языка. Шпербер сделал вывод, что язык происходит из сексуальных инстинктов. Если так оно и есть, тогда мы можем без труда понять, почему некоторые люди, независимо от содержания своей речи, начинают говорить при малейшей возможности. Похоже, что они цепляются за других людей с помощью слов, словно хотят удержать их разговорами. Это обычно люди с плохо развитым объективным либидо, которые с помощью магии слов пытаются прельстить другого человека ч привязать его к себе.
Это явление довольно часто встречается у шизофреников в начале болезни. Для них разговоры часто являются замещением любви. Другие же люди говорят очень осторожно, с долгими внезапными паузами, опуская многие связующие звенья, нарушая структуру предложений и формируя неологизмы. С помощью перестановки и изменения слов они явно хотят скрыть свои тайные импульсы. Таким образом, посредством речи можно практиковать, как позитивную так и негативную магию. Речь — это замещение действия. Для того, чтобы говорить, как и для любых других действий, необходимы исполнительные органы. Хотя слово формируется главным образом в церебральном кортексе, однако исполнительным инструментом является периферийная мускулатура, особенно мускулатура горла и рта.
Как правило, речь приводится в действие, как и функции всех остальных органов, с помощью сексуальных стремлений, цель которых запретна, с помощью десексуализированного либидо. Это выражение сублимаций, которые возникают очень рано. Но если либидо захлестывает эго, формирующее либидо, другими словами, если церебральный кортекс или речевой аппарат (горло, рот) или и то, и другое одновременно, эротизируется, в результате возникает нарушение функции речи. Нарушение выражается в том, что речевая функция эго регрессирует до магической фазы. Это особенно ярко заметно на примере шизофреников и компульсивных невротиков, язык которых крайне сексуализирован. Однако не только язык, но и идеи, и мыслительный процесс, и действия, короче говоря, любая психическая активность, может приобрести магический оттенок (магический эффект кинофильмов).
Максим Горький в своей автобиографии рассказывает, как он учил крестьянина читать. Когда крестьянин научился читать и стал понимать то, что читает, он задумался, как же может существовать то, чего нет; ведь при чтении нечего видеть или слышать, однако читающий видит людей, леса, поля, слышит разговоры и пение птиц, как будто все это происходит на самом деле. В конце концов, он с восторгом воскликнул, что это просто магия. Подобным образом истерик верит в свои фантазии, как в реальность, компульсивный невротик думает, что с помощью своих ритуалов он предотвратит несчастье, параноик полагает, что позитивно или негативно влияет на мир некими запутанными действиями и так далее.
Как правило, магия сопровождается ощущением всемогущества. Даже здоровые люди суеверны; компульсивные невротики верят в свое всемогущество в магию, а у шизофреников эта вера принимает невероятные размеры.
В качестве примера я хотел бы рассказать о пациентке, которая постоянно расчесывала кожу на груди, а содранный верхний слой кожи скатывалась маленькие шарики, которые были похожи на грязь. Когда я спросил ее, зачем она это делает, она ответила, что она создает из земли людей, как Бог, нет, что она сама и есть Бог. Пациентка сместила свое положение в мире; механизм проверки реальности был утерян. Она идентифицировала себя с землей и с Богом. Граница между ее эго и внешним миром почти исчезла: она чувствовала себя всемогущей и верила, что может автопластично и магически создать мир из собственного тела. Эта пациентка страдала манией величия; ее ощущение собственного всемогущества приняло форму мегаломании.
Мания величия связана с завышенной самооценкой. Собственная личность переоценивается так, как обычно переоценивается только любимый объект. Мания величия объясняется тем, что либидо отходит от объектов и обращается на эго. Таким образом, ощущение всемогущества предшествует мании величия. Ощущение всемогущества увеличивает самоуверенность, подобно страстной любви, и человек начинает верить, что способен покорить мир. Разница между влюбленностью и ощущением всемогущества (и манией величия) состоит в том, что ощущение всемогущества возникает при отсутствии реальных объектов, когда само эго («Я», «принцип реальности») становится объектом либидо(влечения). Таким образом, необходимым условием для возникновения ощущения всемогущества является эротизация либидо.
Магия и сексуальность
Ощущение всемогущества охватывает все эго, а магия связана лишь с определенными функциями и органами. Например, гениталии считаются магическим инструментом (фаллические культы, заклинания, волшебная палочка). Любая другая эрогенная зона тоже может быть наделена магическими свойствами. Например, магия экскрементов и по сей день играет важную роль не только в обрядах дикарей и в народной медицине, но и в снах и фантазиях взрослых, а также в играх детей.
«Магическая сила дыхания» играла главную роль в симптоматологии одного из моих пациентов психоанализа. Он считал, что его дыхание плохо пахнет, и он отравляет воздух. В ходе анализа выяснилось, что в детстве у них с сестрой была такая игра: они дышали друг на друга под одеялом. В то время он думал, что так делаются дети. Судя по всему, нарциссическое либидо дает эго ощущение всемогущества и наделяет магией эрогенные зоны.
Магия присутствует и в поверье о том, что можно причинить вред проклятьем или сглазом. Более того, некоторые компульсивные невротики и шизофреники верят и в то же время боятся, что мастурбируя и выделяя семя, выдыхая воздух испражняясь и так далее, они создают злых духов, и что даже одна-единственным их мысль может нанести вред миру. Тот факт, что магия служит не только позитивным и продуктивным силам, но и негативным и разрушичельным, может заставить нас усомниться, так ли уж всемогущество и магия зависят от либидо. Однако мы должны помнить, что негативная, разрушительная магия появляется когда либидо уже регрессировало и произошло разделение инстинктов, что хорошо видно на примере компульсивного невроза. Если деструктивные инстинкты, неизвестным пока для нас способом, соединяются с либидо, тогда эти инстинкты также демонстрируют магическую силу — однако, не в позитивном смысле, а в негативном.
Таким образом, позитивная магия находится на службе у сексуальных инстинктов, у Эроса; негативная магия находится на службе у сексуализированных деструктивных инстинктов или инстинктов смерти, то есть на службе у садизма; но оба вида магии служат ид (принципу удовольствия и исполнения желаний). Оба вида магии, а также ощущение всемогущества и мысли о всемогуществ( появились в истории человечества, как плоды анимистического восприятия мира которое было у первобытных людей.
Такое восприятие мира можно встретить у детей и многих душевнобольных. На анимистической стадии развития «внутреннее» все еще принимается за «внешнее» (внешний мир является отражением внутреннего мира). «Граница эго» не отчетлива, она размыта. Эго все еще не способно безошибочно отличить внутренние процессы от внешних и, в сущности, не способно сопротивляться натиску стремлений ид и не может их модифицировать. Отделение эго от ид еще не завершено; эго — это все еще лишь частично организованная и обособленная часть ид. Следовательно, всемогущество и магия принадлежат к той стадии развития личности, на которой эго лишь слегка отделилось от ид, и в которой ид, так сказать, все еще «близко к эго»; это еще одна причина того, что часто почти невозможно отделить стремления ид от стремлений эго. Хотя магический импульс зарождается в ид, магия проявляется в эго.
Магическое мышление в неврозе
Каждый невротик обращается к той или иной форме магии; магия играет важную роль при любом неврозе. Похоже, что магия также отвечает на вопрос о том, какова «цель» или каков бессознательный смысл невротического симптома, который, как мы знаем, нельзя полностью объяснить с помощью одних только причинных связей. Психоаналитик Ференци выделяет четыре стадии всемогущества и магии. Он считает, что первая фаза — это всемогущества без условий, которое предположительно соответствует состояние зародыша в матке. Это чисто гипотетическая фаза, у нас нет никаких доказательств ее существования, и поэтому мы ее рассматривать не будем.
Предположение Тауска о том, что шизофреник в кататоническом ступоре возвращается в материнскую утробу, можно рассматривать, как подтверждение этой гипотезы. Вторая фаза, магические галлюцинации, более достоверна; ее признает и Фрейд. Предполагается, что на этой фазе любой импульс, любое желание воспринимаются как магия Например, если младенец голоден, и в реальности его желание не удовлетворяется, он может достичь удовлетворения, представив, что сосет молоко. Хотя мы не можем сказать с определенностью, таковы ли на самом деле ощущения младенца, но у взрослых мы встречаемся с аналогичными процессами; стоит только вспомнить о сновидениях, в которых волшебным образом исполняются желания. Фантазии, сны наяву также являются магическим исполнением желаний, представляющих собой коррекцию реальности.
С помощью точно такой же «магии» желания психически осуществляются в галлюцинациях истериков и шизофреников через визуальное возбуждение. Третья фаза, согласно Ференци, это всемогущество, достигаемое с помощью магических жестов. Ее возникновение связано с зарождением речи. Вначале речь состояла из нечленораздельных звуков, которые затем были наделены магическим значением, и даже сегодня следы этого можно встретить у детей и у шизофреников. Звуки вначале были связаны с идеями, которые также имели магическое значение.
В ходе развития слова стали ассоциироваться с этими инстинктивными звуками и идеями, которые, благодаря этому союзу, также приняли магический характер. Похоже, что вначале слова были смешанны со зрительными и слуховыми идеями, в ходе сложного процесса отделились от них, а затем выстроились в определенную структуру, не зависящую от конкретных зрительных или слуховых идеи. Связь между вербальными идеями и всеми остальными идеями, которые обрели независимость, связь, подчиняющуюся определенным законам, мы называем мышлением. Магия и всемогущество, которые в предыдущей фазе относились к словам и идеям, переходят на следующую фазу и вливаются в мышление.
Как правило, компульсивный невроз спускается именно до этой стадии развития эго. Всемогущество и магия мыслей играют важную роль в этой форме невроза. При психических расстройствах и психозах задержка развития эго может произойти на любой стадии; стадия, на которой произошла задержка, накладывает свой отпечаток на отношение пациента к реальности. Таким образом, эго может вернуться на стадию всемогущества и магии. В симптоматологии некоторых шизофреников (например при кататоническом ступоре) явно доминируют безусловное всемогущество и магия; при паранойе преобладают магическая переоценка эго в целом и «демонический» внешний мир; при истерии — всемогущество идей и жестов; при компульсивном неврозе — всемогущество и магия мыслей.