ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ СУД — ТАРО УЭЙТА
С легкой руки Хайо Банцхафа Суд приобрел репутацию чрезвычайно позитивной карты, особенно если дело касается какой-то застойной ситуации или наболевшей проблемы.
Это благополучное завершение какой-либо кризисной фазы, чудесное избавление от множества трудностей, перспектива одним махом избавиться от всего, что гнетет и давит. Либо исполнится давнее желание, либо жизнь в целом выйдет на более высокую ступень благополучия, как духовного, так и материального
Суд – всегда символизирует изменение ситуации, всегда радикальные ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ, успешное преодоление проблем, избавление от ограничений и препятствий. Есть смысл обеими руками хвататься за них, ничего не боясь. Эта редчайшая возможность может и ускользнуть, если будешь колебаться, малодушничать и откладывать решение. Это может касаться карьеры, романа, чего угодно.
Начало новой жизни (Смерть – конец старой, а Суд – конец Смерти), освобождение, радикальная позитивная перемена. Стоит ожидать положительных результатов в самом ближайшем времени. Избавление от печали и страданий, освобождение от всего, что сковывало и мешало действовать по своему усмотрению. Завершение какого-то трудного этапа, большое облегчение, потому что открывается новая жизненная перспектива. Возвращение здоровья, радости, удачи, счастья, возможности дышать полной грудью, как сам человек это понимает. Можно ожидать новости, важного известия, которое повлияет на продвижение вперед. Результат будет ясен, и все будет к лучшему, все равно, мирской или духовной жизни касается вопрос. Если вопрошающего мучает какая-то проблема, то вскоре все разрешится, причем самым наилучшим образом.
Суд четко и ясно указывает — «Труба зовет!» Его присутствие в раскладе дает понять, что вопрос очень значимый и от него нелегко будет увернуться. Выпадая в раскладе, Суд говорит, что вопрошающий находится на правильном пути (неважно, как велики сомнения), верный выбор уже сделан, а препятствия уже практически преодолены. Традиционные значения Суда – окончательное решение, не подлежащий обжалованию приговор, перемена участи. Зачастую по Суду человек оказывается перед очень серьезным выбором, необходимостью принять большое решение.
Оставление одного пути и переход на другие рельсы, возврат к некогда потерянному образу жизни (и это воспринимается как обновление и возрождение). Большинство авторов считает, что Суд символизирует не необходимость или возможность изменения, а уже произошедшую перемену. И совершнно не важно, наступает ли этот переход в результате внутренней работы или стечения внешних обстоятельств, потому что внутренний и внешний миры являются отражением друг друга. По сути дела здесь человек уже изменился, его старое я и старая обусловленность уже умерли, жизнь уже приобрела новое измерение, вопрос лишь в том, чтобы ясно это осознать.
В то же время на практике Двадцатый Аркан может проявляться и настораживающим образом. Можно предположить, что проявления Суда зависят от качества Плутона в гороскопе человека. Сильный и позитивно аспектированный Плутон акцентирует возрождение, трансформацию, негативно аспектированный – испытание, «суд кармы», а слабый может оставить на долю Двадцатого Аркана частности жизни вроде неожиданного телефонного звонка. Впрочем, Суд редко бывает сиюминутным. Обычно карта описывает какой-то важный, серьезный, долгоиграющий опыт. Для людей ищущих покоя и сохранения status quo, Суд означает нарушение привычного хода вещей, трансформацию, преобразование.
Наиболее сложное проявление Суда это….суд. Это какая-то ситуация, в которой человеку приходится расплачиваться за нечто, сделанное в прошлом, платить цену искупления, отвечать за свои грехи. В окружении негативных карт – проигрыш судебного дела, осуждение. По Суду идет предъявление счетов ( в том числе и в самом банальном, бытовом смысле). Кроме того, присутствие Суда в раскладе может говорить о том, что ответы на вопросы относительно текущего положения дел следует искать в прошлом, которое просматривается человеком на этой стадии довольно отчетливо.
Одно из старинных значений Аркана – природные катаклизмы.
Обновление, высвобождение доселе скрытых возможностей и талантов. Радость благодаря осуществлению мечты. Банцхаф со свойственным ему отношением к карте Суд акцентирует счастье и ни с чем не сравнимое чувство свободы – человек парит, как птица в небе и открывает для себя глубины и высоты, о которых раньше не подозревал.
Нередко по Суду человек переживает какое-то откровение, становящееся источником глубоких и серьезных перемен, настоящего перерождения. Происходит переоткрытие себя на высшем уровне, принципиальное расширение мышления, познание истины, идущей из глубины души, что субъективно часто переживается как Зов. Происходит смена парадигмы, внезапно появляется совершенно новый вид восприятия вещей, новый смысл, иное качество жизни. Плутон всегда трансформирует вещи сущностно, принципиально. Меняется центр круга, а вместе с ним – и местоположение всех остальных точек (поэтому к лучшему меняется обычно все одновременно). Происходит переоценка ценностей, смена направления, причем вполне возможно, что еще пару недель назад человек ничего такого не предполагал и не подозревал. Присутствие Суда в раскладе – знак чрезвычайной мощности. И эти силы (в целом позитивные) человек нимало не контролирует.
Во многих руководствах скромно указано, что Суд говорит о «развитии психических способностей», и авторы воздерживаются от дальнейших пояснений. Поскольку о развитии таких способностей говорят практически все Старшие Арканы – И Шут, и Маг, и Жрица, и дальше по списку, то есть смысл все-таки уточнять, о каких способностях идет речь. Суд в особенности указывает на активизацию памяти (и обычной, и трансперсональной) – перед человеком проходят забытые образы, голоса, сюжеты, всплывает какой-то казалось бы забытый опыт или же «воспоминания о будущем». В худшем случае душа начинает напоминать беспокойное кладбище в ночную пору – там все время что-то скрипит и стонет, а из могил встают призраки прошлого и расхаживают, гремя костями и предъявляя претензии. Если рядом еще Луна и Девятка Мечей, то картина считай верна в деталях.
Человек, описываемый Судом, может тем или иным образом «дуть в дуду» — быть законодателем и основоположником в какой-то сфере, задавать тон, призывать к ответственности, тем или иным образом взывать к окружающим. Суд – показатель талантов, большой одаренности, наличия ярких интересов и способностей, то есть у человека есть призвание к чему-то (подсказку могут дать другие карты).
Опять же – труба зовет!
Иногда, например, на новую работу, притом заграницей. Суд часто говорит о том, что человеку предстоит взять на себя какие-то обязательства, принять ответственность за какое-то важное дело. Может выразиться как возврат к давним проектам и делам, когда после долгого застоя произошли перемены к лучшему. Гораздо реже Суд означает освобождение от забот и обязанностей, подавлявших развитие.
Работа по Призванию с большой буквы (в том числе в организациях, где все работники четко осознают миссию). По Суду проходит организационное обучение и развитие, реорганизация, освоение продвинутых методов работы. Свежий ветер врывается в пыльное сонное царство. Призыв к действию, к тому, чтобы делиться знанием и опытом с другими.
Решение начать новое дело, которое изменит жизнь к лучшему. Развитие, продвижение вперед, восхождение. Награда, повышение зарплаты, отдых после долгого труда. Словом — достижение цели. Результат. Но и нововведения, новый старт, новые начинания. Для творческого человека (артиста, поэта, художника) эта карта означает наступление нового периода вдохновения, активной работы, прилив новых сил, открытие, переход в новое качество. В сочетании с другими картами успеха может означать реализацию творческих планов – выход книги, открытие выставки, завершение проекта. Способность создавать бессмертные творения. По Суду безусловно идет слава, шумиха, резонанс, «медные трубы», пиар. Некоторые российские тарологи считают, что бизнесменам Суд дает совет спонсировать людей искусства, чтобы они создали имидж их бизнесу, «протрубили», так сказать.
Помимо популярных персон в шоу-бизнесе, политике и так далее, Суд описывает людей, имеющих профессиональное отношение к судопроизводству (наравне со Справедливостью), а также к риторике, преподаванию и вообще всем ситуациям, когда необходимо публично обращаться к людям и быть чувствительным к коллективным стремлениям. По Суду идет новаторская и реформаторская деятельность, набор персонала, а в некоторых случаях – занятия, каким-то образом связанные с музыкой.
Коренное изменение ситуации.
В окружении благоприятных карт – к лучшему.
Однако нередко Суд проявляется весьма напряженно, вплоть до судебных разбирательств, аукционов, распродаж с молотка и необходимости покинуть теперешнее место пребывания.
Могут быть переезд в другой город, другую страну.
Суд несет большие перемены в личной жизни. На практике он чаще всего дает шанс искупить прошлые грехи, загладить ошибки, восстановить гармонию на определенном уровне – все приходит на круги своя. Улучшение и обновление отношений, прощение старых обид. Считается, что по Суду идут излечение от старых ран, прощение врагов, людей, причинявших боль, распутывание кармических узлов и решение наболевших проблем. Затрудняющие жизнь противоречения действительно сглаживаются, а из порочного круга удается выбраться.
Человеку, долгое время пребывавшему в одиночестве (особенно если его описывает Отшельник или близкий по смыслу сигнификатор) Суд предвещает внезапное обретение второй половины. По Суду находится и обретает новую жизнь то, что считалось утраченным, и отношений это тоже касается.
Суд извещает об освобождении всего, что летаргическим сном, похожим на смерть, спало внутри нас, и это внутреннее пробуждение приводит к новым ситуациям, означает глубокие изменения. Любовь, которая казалась давно и безнадежно потерянной, вновь вступает в свои права. «Труба зовет», чувства воскресают, есть смысл откликнуться на этот зов. Второго шанса может не быть еще очень и очень долго. Тем более, что Суд сам по себе помогает принятию окончательного решения и началу новой жизни. По сути это триумфальная весть о воссоединении и воскрешении. Здесь, конечно, надо обращать внимание на сопутствующие Арканы — иногда по Суду воскресает то, что уж лучше бы тихо лежало, и человек досадует на свою неспособность заколотить крышку этого гроба как следует.
Иногда, при соответствующих Младших Арканах – прибавление в семействе.
В отдельных случаях Суд описывает безусловно трансформацию и призыв в области личной жизни, которые оказываются для вопрошающего тяжелым испытанием. Например, это чрезвычайно сильная любовь и самоотдача со стороны другого человека, на которые надо ответить по прямому смыслу, например, отозваться на предложение о браке. Вопрошающий это чувствует как своего рода «долг», надо сказать «да» (и это как правило и есть долг – кармический! строго в соответствии со значением Аркана), но вот выполнить этот долг и этот внутренний приказ ему может быть сложно в силу целого ряда обстоятельств (надо смотреть на окружающие карты). Опять же, «труба зовет», есть громкий призыв от другого человека и суперэго подало знак, что надо действовать, но если человек ему не подчинится («а как же мое эго?!» то, которое не «супер», а просто эго), то последствия будут…плутонические. Вплоть до полного развала жизни или здоровья по непонятным причинам. Так работает Суд. Так работает Плутон. Эго не в счет.
Относительно здоровья карта проявляется двояко.
Она может обещать несомненное улучшение здоровья, приток энергии, восстановление после серьезной болезни, по ней можно «восстать из мертвых». Исцеление от депрессии. Освобождение от духовного и физического напряжения. Омоложение, мероприятия по общему укреплению здоровья, курс очищения, санаторий.
Но в отдельных случаях Суд призывает человека вон из этого мира, и если вопрос касается пациента реанимационного отделения больницы, то Двадцатый Аркан может сообщать о летальном исходе. Как уже упоминалось, Суд говорит о выходе за пределы физической реальности.
Как сигнификатор болезни Суд указывает на общее ужасное самочувствие (Плутон всегда тотален), ситуации, когда человеку «очень плохо»: это могут быть нарушения сердечной деятельности, сильная аллергия, несварение желудка, морская болезнь, болезненное начало менструаций, приступ мигрени, астмы или паранойи («голоса» и все такое). Дееспособность во всех таких состояниях, мягко говоря, понижена.
В перевернутом положении Суд – грозный сигнификатор. Его традиционное (и подтверждающееся на практике) значение – неизлечимый недуг. Положение практически безнадежно, и это надо постараться принять как есть.
Да, желаемое становится реальностью.
Символически на карте изображен трубящий Архангел Гавриил, призывающий души на Страшный Суд. На этом Аркане изображается, собственно, не сам Суд, а Воскресение, то есть момент возрождения и освобождения чего-то, долго бывшего подавленным или скрытым, это выход истинного, Божественного начала из темницы к свету. Карта олицетворяет важный, решительный шаг на пути становления личности, удачное завершение очередного этапа ее алхимической трансформации, то есть превращения низшей материи в высшую. Происходит духовное пробуждение, безмерно возросшая мощь подсознания (традиционно оно ассоциируется с водой, а на карте Уэйта гробы плывут по реке, указывая, что это что-то пробуждается именно во внутреннем мире) увлекает душу в горнило Божественной силы. Суд – это мистерия Преображения, Посвящения, глубинной духовной самореализации, озарения, благовещения, громкий внутренний голос, внятно говорящий какие-то вещи, от которых невозможно увернуться.
Это очень сильная карта по части всплесков кармической памяти, и эта идея отражена в целом ряде колод. Суд олицетворяет тайну постоянного возрождения духа. Он возрождается и на протяжении одной жизни, и после перехода в другое тело, неся в себе «семена кармы».
По Суду идет пробуждение и осознание «спящих» чувств, мыслей и идей, актуализация забытого, казалось бы «умершего» опыта. Снова становятся притягательными и исполненными силой образы, уже, казалось бы, умершие для души (или это она для них умерла, а теперь «воскресе»). Вновь звучит призывный голос истины и высшего призвания, и навстречу ему встает из гроба то, что казалось было мертво, происходит освобождение от савана прошлого.
В смысле возрождения – это еще и духовная работа с кармой, осознание накопленного опыта прошлых воплощений, созерцание и анализ пройденных троп, отчет за былые деяния. По Суду идет выход за пределы физической реальности, за рамки ограничений одной жизни. Ситуации, связанные с этим Арканом, по сути есть подтягивание кармических «хвостов», ответ за деяния в прошлом и ИСЦЕЛЕНИЕ души. Здесь силен не столько мотив справедливости «око за око», сколько мотив исправления, очищения и возрождения (для чего, собственно, это «око за око» и бывает нужно как воспитательное и искупительное средство).
На Двадцатом Аркане могила или гроб понимается как athanor в алхимии, горнило, место, где происходит превращение тела в дух. Интересно, что в астрологии Могила или Гробница (Geniror) – это символическое наименование IV дома, который также отвечает за истоки человека, место, откуда он вышел, как из гроба или утробы. В бытовом плане это дом и род, а в оккультном – кармическое происхождение, постижение изначальной традиции, глубинная память прошлых воплощений, в полном согласии с глубинным смыслом Двадцатого Аркана.
Зайченко пишет: «Каким бы ни был контекст, карта Суд – это в конечном счете дань невероятной отваге, жизнеспособности и прочности человеческого духа. Триумфальный момент возрождения становится торжеством выживания». Суд несет призыв к возрождению, самореализации, по этой карте ощущается голос высшего призвания (а оно обычно связано с целями не на одну жизнь, а на целый цикл воплощений). Поскольку обычно человек живет в полном забвении относительно этого самого призвания, по Суду истинно происходит духовное воскресение, спящий пробуждается. Его пещера трескается и разламывается, и он выходит на свет Божий. Иногда этой «пещерой» оказывается материальное земное тело человека, из которого выходит на свободу душа, поэтому карта Суд иногда гораздо точнее и непосредственнее карты Смерть может указывать на исход человека из этого мира. Эта карта символизирует освобождение тройной духовной силы человека от могилы его материального существования. Поскольку только одна треть духа входит в физическое тело, а остальные две трети составляют Герметический Антропос (или Сверхчеловека), то только одна из них действительно восстанет из гроба. Звук трубы (фанфары) символизирует сотворение Мира, и при этом звуке человек освобождается от земных ограничений. Томберг рассматривает Суд как синтез жизни и смерти: после воскресения восставший из мертвых может действовать так, словно он жив, но в то же время он свободен от земных уз, как если бы был мертв. Филадоро отмечает, что Суд делает различие между тем, что духовно и тем, что все еще материально. «Это не крестовый поход против материального. Дух сошел в материю, делая ее божественной и, следовательно, духовной. Но посвящение в Таро – путешествие по Арканам – предсказывает, что, освободясь от ограничений материального мира, Герой достигнет этапа величайшей духовной свободы».
Астрологически карта связывается с планетой Плутон, энергия которого, приобретенная им во время дисгармоничного состояния разрушения старого, дает возможность начать все сначала. Эта та внутренняя энергия, которая способна вознести помыслы человека до их реализации в мире и которая, базируясь на понятии смерти, разрушает все никчемное старое. В образе планеты Плутон трансформация соотнесена со страданием и страстью — близкими, но все же разными понятиями. Пробуждение и Суд над собой есть субъективный уход во внутренний мир, максимальная отстраненность от мира внешнего и воплощение только тех идей, которые способен контролировать разум. И в особенности в культуре прошлого представление об обновлении мира связывалось с аскетическими подвигами спасения своей души и душ своих ближних, но сейчас оно входит в обычную жизнь вместе с понятием любви, и миряне трансформируют друг друга своей любовью.
Суд – это очень важная карта всегда, и очень позитивная карта для людей, которые долго жили именно верой во что-то, причем без всяких гарантий. Урок этой карты – понять, что та цель, к которой ты бессознательно шел годами, лишь веруя, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО существует. «По вере вашей да будет вам» — Суд обещает награду за устремления.
Это карта настоящих героев духа, которые долго стремились к цели, поддерживаемые лишь собственным убеждением, что эта цель должна существовать и стоит того, чтобы к ней стремиться. Они не имели никаких доказательств, что то, к чему рвется их душа, чему посвящен каждый их день, в принципе существует или будет ими когда-нибудь достигнуто. Единственное доказательство они несли сами в себе, в своем сердце. И Суд возвещает им, что эта цель действительно существует, и нет ничего более ценного, чем стремиться к ней. Суд несет награду за эту сверхъестественную решимость, сверхчеловеческое устремление. Отныне не нужно слепо верить, есть настоящее подтвержденное знание. Из глубин так долго молчавшей Вселенной пришел ответ, причем на конверте точно написано и твое имя, и адрес твоего захолустья. Тебя видят, о тебе знают, тебя помнят высшие силы – что может превзойти это? Гарри Поттер получает письмо из Хогвартса, где говорится, что он волшебник и пора собираться. Вот оно, освобождение, новое рождение, восторг призвания. Конец замешательству, сомнениям, всей старой жизни. Дан ответ, разрешивший все загадки, ответ, который в глубине сердца был известен всегда. На колебания и малодушие нет времени – этим путем надо следовать, ухватившись за возможность обоими руками. Эту награду можно заслужить только верностью себе.
Здесь можно вспомнить слова Ричарда Баха о том, что человек доверяет свою жизнь служению тому, во что он верит. «Эти его идеи должны выдерживать груз сотен вопросов, которые он задает самому себе, плюс бремя сотен критиков, циников и любителей разрушать, плюс тяготы всех последствий, к которым они приведут. Будь они сделаны из стали, сталь бы не выдержала». Суд – это награда тем, кто выдержал.
Для тех, кто не выдержал, Суд – это…Страшный Суд. Иногда – очень страшный. В этой карте действительно сильно влияние Плутона, и те, кто знаком с астрологией, ведают, какова эта планета.
Стадия в духовном развитии, символизирующая прямое познание воли кармы и ее великих взаимосвязей. Все движется к неминуемому высшему суду, когда мы получаем ответ на все вопросы. Это миг отчета за использование и неиспользование возможностей, честная оценка собственных усилий и достижений. Она может быть болезненной с той точки зрения, что человек должен наконец осознать свое Высшее Призвание, научиться мыслить шире, выйти за пределы своего маленького я. Моральное пробуждение, испытание совести. Суд – это духовное возрождение человека, искупление прошлого (и чем глубже чувства, тем больше искупление). Эта сверхъестественная радость и окрыленность отпущения знакома тем, кому случалось пережить действительное раскаяние и получить существенное для них прощение.
Примечание: карта имеет особое отношение к празднику Троицы! И, наверное, недаром – на Аркане изображена триада: мужчина, женщина и дитя. Еще одно интересное значение состоит в том, что если эта карта выпадает человеку, который до этого молился, обращался к небесам с какой-то просьбой или покаянием, это четкий знак, что его молитва услышана. Это не гарантирует того, что все прям тотчас сбудется, но в целом карта Суд способствует чудесным превращениям и таким событиям, которые подтверждают человеку, то он был прав, когда верил и надеялся.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — творческий подъем; тяга к путешествию.
+ I. Маг — рост профессионализма; открытие способностей.
+ II. Верховная Жрица — подавать знаки.
+ III. Императрица — рождение.
+ IV. Император — расширение проекта, семьи.
+ V. Иерофант — спасение души.
+ VI. Влюбленные — огласить решение; обнародовать выбор.
+ VII. Колесница — закрепление победы.
+ VIII. Справедливость — осмысление ошибок прошлого; освобождение по суду; оглашение решения, постановления, приговора.
+ IX. Отшельник — переоценка; согласие с самим собой.
+ X. Колесо Фортуны — вдохновляющие перемены.
+ XI. Сила — рост потенциала.
+ XII. Повешенный — радикальная перемена; раскаяние.
+ XIII. Смерть — смертный приговор; возмездие; предать забвению.
+ XIV. Умеренность — заживление.
+ XV. Дьявол — нежелание преобразиться.
+ XVI. Башня — испытание.
+ XVII. Звезда — просветление.
+ XVIII. Луна — неверный сигнал; ложный вызов.
+ XIX. Солнце — известность, рождение творческих способностей; раскрытие таланта; исцеление.
+ XXI. Мир — признание по заслугам; открывать мир; подводить итог; свобода.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — возможность начать все сначала.
+ Двойка Жезлов — выбирать направление.
+ Тройка Жезлов — получить опыт.
+ Четверка Жезлов — помощь в доме.
+ Пятерка Жезлов — изменение мнения.
+ Шестерка Жезлов — принять ответственность на себя.
+ Семерка Жезлов — помощь в борьбе с трудностями; иметь тыл.
+ Восьмерка Жезлов — начать действовать; достучаться; освобождение.
+ Девятка Жезлов — собраться с силами.
+ Десятка Жезлов — выполнить долг.
+ Паж Жезлов — раскрывать талант.
+ Рыцарь Жезлов — оказаться в центре событий.
+ Королева Жезлов — продвижение в карьере, творчестве.
+ Король Жезлов — мотивировать.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — открыть душу; оживление отношений.
+ Двойка Кубков — достижение компромисса.
+ Тройка Кубков — эмоциональное обновление; праздник души.
+ Четверка Кубков — чувство вины; нежелание видеть новые возможности.
+ Пятерка Кубков — сожаление.
+ Шестерка Кубков — привязанность к прошлому.
+ Семерка Кубков — предаться мечтам и иллюзиям.
+ Восьмерка Кубков — отказаться от проторенных путей.
+ Девятка Кубков — заслуженное счастье.
+ Десятка Кубков — налаживание отношений в семье.
+ Паж Кубков — раскрытие творческих способностей.
+ Рыцарь Кубков — разрешение конфликта; добиться согласия.
+ Королева Кубков — новый старт для Королевы.
+ Король Кубков — новый старт для Короля.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — решительность; новый взгляд; призыв к действию; высший разум.
+ Двойка Мечей — безысходность.
+ Тройка Мечей — болезнь.
+ Четверка Мечей — восстановление здоровья; приход в себя после периода прозябания.
+ Пятерка Мечей — грязная травля.
+ Шестерка Мечей — шаг вперед из небытия.
+ Семерка Мечей — выход окольным путем; уклончивое решение.
+ Восьмерка Мечей — сигнал тревоги.
+ Девятка Мечей — страдания по поводу своего мучительного положения; чувство заброшенности.
+ Десятка Мечей — оказаться на дне.
+ Паж Мечей — недоразумения на пути реабилитации; подножка.
+ Рыцарь Мечей — давление; призыв в армию.
+ Королева Мечей — прошедшая через страдания.
+ Король Мечей — судья.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — благоприятное начало.
+ Двойка Пентаклей — растерянность; воздаяние.
+ Тройка Пентаклей — широкие возможности для проекта.
+ Четверка Пентаклей — закладка надежного фундамента.
+ Пятерка Пентаклей — ухудшение состояния.
+ Шестерка Пентаклей — прощение; воздаяние.
+ Семерка Пентаклей — отсрочка в разрешении ситуации.
+ Восьмерка Пентаклей — терпеливый выход из затруднительного положения.
+ Девятка Пентаклей — экономически благоприятная ситуация.
+ Десятка Пентаклей — наследство.
+ Паж Пентаклей — новая возможность для проекта.
+ Рыцарь Пентаклей — медленное оживление ситуации.
+ Королева Пентаклей — материальная поддержка.
+ Король Пентаклей — повышение по службе; заслуженный материальный успех.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


8 МЕЧЕЙ
Традиционно отрицательная, неприятная карта, указывающая на попадание в очень затруднительное положение. Выпадая на перспективу, Восьмерка Мечей предупреждает, что дела пойдут не тем путем, и выпутаться из этой ситуации будет сложно. Это совершенно явственное предупреждение, что дела могут пойти не тем путем, встретиться с какими-то препонами. В результате вопрошающий рискует попасть в неприятные обстоятельства, почувствовать себя загнанным в угол и сильно ограниченным в свободе принятия решений. Карта может быть как предупреждением, так и описывать неприятную ситуацию, которая уже наступила.
Это карта ограничений. Она описывает состояния связанности, опутанности, беспомощности, все те ситуации, когда человек не чувствует себя свободным и не может жить так, как ему нравится. Иногда Восьмерка Мечей выпадает в момент, когда жизнь давит со всех сторон, запутанные обстоятельства не позволяют делать хоть что-нибудь так, как хотелось бы, и постоянно приходится отказываться от собственных желаний и милых сердцу вещей. Другие карты могут подсказать, с чем это связано и стоит ли оно того.
Пожалуй, самая яркая тема, которую поднимает Восьмерка Мечей, чего бы не касался вопрос – это то, что человек позволил абсолютно всем распоряжаться кому-то другому. Он отдал власть, отдал силу, стал заложником того, что делает или не делает кто-то другой и сам от себя ничего не ждет, как если бы от него ничего не зависело в этом мире. Почему? Что заставляет так поступать? Ведь вообще-то так быть не должно.
Карта является ярким индикатором лишения свободы, иногда и в совершенно буквальном смысле. Это надо учитывать, если ситуация, на которую делается расклад, сопряжена с подобным риском (например, речь идет о какой-то афере – в этом случае полезно помнить, что Восьмерка является продолжением Семерки Мечей). Это может быть попадание в щекотливую ситуацию, связанную с компроматом и шантажом. В более простом варианте Восьмерка Мечей хорошо описывает застревание в автомобильной пробке. В сочетании с другими отрицательными картами Восьмерка Мечей может предупреждать о болезни или травме.
Иногда лишение свободы оказывается скорее внутренним – мы вынуждены с чем-то соглашаться, расплачиваться за допущенные ошибки, признавать и искупать свою вину, наступая при на горло «собственной песне». Эта карта ставит вопрос о том, кто же главный в этой ситуации, кто ею распоряжается, от кого же на самом деле зависит ее исход.
По Восьмерке Мечей проходят неодобрение, критика, клевета, злоречивое обсуждение и осуждение, где человек становится жертвой, «униженным и оскорбленным» у позорного столба. Похожим на Восьмерку Мечей образом он чувствует себя и в «системе», чрезвычайно бюрократической организации с регламентом (например, столкнувшись с судопроизводством или даже системой здравоохранения).
Восьмерка Мечей подчеркивает временный характер неприятностей. Этой ситуации можно избежать, предотвратить или разрулить собственными силами. Лучшее, что есть в этой карте – она содержит потенциал освобождения.
Стесненное и подавленное.
«Сам себе враг». Состояние бессилия и нерешительности, несвободы и страха, «психологического ступора». Личность не развивается, потому что боится ошибок и последствий своей активности. Сомнения и страх сделать неправильный выбор «ослепляют». Человек предпочитает сохранять неподвижность, отстраняется от принятия решений и конкретных действий, и надеется, что кто-то извне все решит за него.
Восьмерка Мечей подобна навязчивой идее, которая исключает из головы все альтернативные варианты. Действовать в таком состоянии как правило просто невозможно, это карта самопарализации, закрепощения. Все попытки действовать как-то иначе наталкиваются на огромное сопротивление. Восьмерка Мечей показывает, что мы сами подавляем какую-то часть своей личности. Часто это внутренние барьеры или запреты, которые мы обычно ставим себе сами, однако предпочитаем находить их причину в окружающей среде. Такая типичная позиция «Да, но…» («Я бы с удовольствием сделал то-то и то-то, но…», «Мне бы очень хотелось иметь то-то и то-то, но…, «Я был бы рад стать тем-то и тем-то, но…»).
При этом единственным препятствием на пути к этим вещам оказывается на самом деле нежелание сделать шаг для своего же блага. Эта карта показывает нам, что те ограничения, трудности и запреты, которые мы ощущаем как помеху, не принадлежат внешнему миру, а отражают лишь наши собственные страхи (не случайно следующий Аркан – это «панические атаки» Девятки Мечей). Хотя иногда речь может идти лишь о временном отказе от чего-либо или о добровольном ограничении, основанном на вполне достоверной информации, все же обычно Восьмерка Мечей указывает нам на блоки, которые необходимо преодолеть и запреты, которые необходимо изжить.
И тут уж каждому свое. Подсказку могут дать окружающие карты, а нередко — сама тема вопроса. Вообще Восьмерка Мечей всегда ставит на вид работу над собой — что стоит за боязнью заявить открыто о своих желаниях, добровольным самоограничением?
Банцхаф и Акрон акцентируют беспокойство, дурные предчувствия, преувеличение значимости проблем и внутренние метания. Блоки мышления могут выражаться как в его хаотичности, так и в догматичности. Застенчивость, робость, страх оказаться в центре внимания.
Иногда карта описывает оклеветанного, опозоренного человека, или просто пребывающего в униженном (по сравнению с привычным) положении. Иногда на передний план выходит чувство заброшенности и уязвимости, полного одиночества перед лицом жестокой судьбы, реже – саморазрушительное поведение. В любом случае, не стоит недооценивать страдание и чувство бессилия, связанные с этой картой.
Эта карта имеет нечто общее с Повешенным, и в ней также есть мотив жертвы, принесения чего-то на алтарь, признания и искупления. По Восьмерке Мечей мы жертвуем собой в той или иной форме, поступаем против своей естественной воли, терпим, смиряемся, капитулируем, восходим на эшафот, чтобы претерпеть какую-то экзекуцию. Значение этой карты, которое нередко себя проявляет – расплата за ошибки, этакая полуритуальная «порка провинившегося».
Возможно, сила воли и твердость сталкиваются со слишком разрушительным влиянием. Но чаще всего это влияние представлено сомнениями и внутренними конфликтами, которые не дает сделать ни шагу к цели. Сдержанность и контроль хороши, когда помогают достичь желаемого, но здесь налицо обратный эффект.
Карта говорит, что человеку приходится идти тернистым путем. Он сталкивается с какими-то препятствиями при выполенении своих профессиональных задач. Это может быть и его собственный страх и недостаток компетенции, но может быть и что-то организационное — неясный круг обязанностей, или система, при которой без санкции шефа и чихнуть нельзя, или же деятельность регламентируется таким количеством правил, поправок и комментариев к оным, что черт ногу сломит. Плохая организация работы, много времени тратится зря.
Выпадение этой карты – своего рода плохие новости. Нередко она описывает элемент противостояния коллег, конфликт на работе, но скрытый, не проявленный внешне в перепалках и оскорблениях. Человека «зажимают» на работе, не давая полностью проявить свои способности. Иногда он сам осознает свое невежество, пробелы в образовании, недостаток компетенции. Невозможность отстоять свои права.
Профессионально карта имеет отношение к системе судов и тюрем, деятельности в специфических условиях, где человек попросту теряется, чувствует себя песчинкой.
Еще одно ее значение – пустая трата сил, тщетные старания, перспектива остаться перед закрытой дверью. Отсутствие работы или работа, из-за которой человек чувствует себя связанным по рукам и ногам.
Стесненное. Ситуация, когда человек многого не может себе позволить, так как на это нет средств. Это карта «голодной диеты». Иногда это связано с желанием на что-то накопить.
Карта говорит о возможных финансовых потерях, плохих известиях, касающиеся денежных дел, дефиците средств. Их причиной может оказаться и промедление, непоследовательность, противоречивость собственных действий, и влияние окружающих. Одно из старинных значений — потеря денег, кража. Также – судебный процесс, тяжба.
Тупик, ситуация, в которой связаны руки. Кабальные договора, невыполнимые финансовые обязательства, трудности с возвращением долгов. Невозможность «вытащить» вложенные под процент деньги. Традиционно в качестве причины проблем Восьмерка Мечей указывает на неоправданный риск, наивность, невежество в финансовых делах.
В то же время встречаются такие толкования Восьмерки Мечей как разумное распоряжение материальными ресурсами, успех благодаря собственной прозорливости или предусмотрительности.
Восьмерка Мечей служит четким индикатором кризиса в отношениях. Они висят на волоске. По всей вероятности, это скрытый или неразрешимый на данный момент конфликт (потому что как минимум одна из сторон не желает и шагу ступить в альтернативном направлении, вернее, «не может»). Несогласованность действий и потребностей, в результате ощущение, что один стоит на пути у другого. О радости и искренности чувств здесь не приходится говорить, царят недопонимание, несговорчивость, взаимные нападки, ложная беспомощность, нежелание рассматривать возможные варианты решения. Попытки бороться с семейными запретами, ограничениями и табу, лишающими ощущения свободы могут описываться другими картами.
Кроули акцентирует гибель отношений по вине третьего лица (у него карта носит название «Вмешательство»). Но большинство авторов все-таки сходятся во мнении, что страх и боязнь проявить настойчивость, замыкание в себе отодвигают счастье.
Иногда Восьмерка Мечей описывает «неравные» отношения, в которых один человек оказывается по сути заложником в руках другого.
Не так уж редко карта описывает состояние изоляции и одиночества, которое самим человеком ощущается как безысходное, «жизнь за стеклом».
В действительности же он как правило не предпринимает никаких активных шагов, чтобы что-то изменить. «Спящая красавица», независимо от пола, ждет (и это еще не факт!) инициативы от другой стороны, сама не желая сделать ни шагу. За этим, кроме робости и неуверенности в себе, скрывается полнейшее отсутствие настоящего интереса к другим людям (это до человека обычно доходит с трудом, так как в полном соответствии с принципом проекции он склонен считать, что это им никто не интересуется). Уединенность и изоляция вообще-то могут быть разными, но в смысловом поле именно этого Аркана они теснейшим образом связаны с нерешительностью, беспомощностью и стеснительностью. Один из важнейших моментов, символизируемый повязкой на глазах фигуры – это нежелание хоть сколько-то открыть глаза, заметить людей в окружающем мире, научиться вопринимать их, отдать себе отчет в том, как они себя чувствуют.
Сексуальная закомплексованность, обилие внутренних страхов и запретов, скованность иллюзиями и бессознательная готовность стать жертвой.
Ощущение покинутости также связано с этой картой.
Восьмерка Мечей связывает по рукам и ногам, поэтому служит индикатором болезней и травм, «заточения» дома (реже в больнице), необходимости снизить привычный ритм жизни, отказаться от запланированных дел. Неприятная слабость. Но, в отличие от Четверки Мечей, которая как правило укладывает всерьез и надолго, проблемы, описываемые Восьмеркой Мечей, носят временный характер. Считается, что при соответствующих предосторожностях человек может и вовсе их избежать.
Травмы, переломы, все, что требует перевязок.
Возможна нежелательная беременность.
Энергетические блоки.
Иногда – «плен» душевных болезней (например, невроз навязчивых состояний). Карта заставляет задуматься о консультации психолога для выявления страхов и преодоления каких-то барьеров, особенно в общении.
Проблемы со зрением.
Нет, из — за страха перемен, чувства вины и бездействия.
Архетипически Восьмерка Мечей – это дама в беде, ожидающая рыцаря-спасителя и ни в какую не согласная спасать себя сама. Возможно, у нее действительно нет для этого никаких ресурсов. Восемь вертикально воткнутых в землю мечей символизируют ограничивающие, сдерживающие, препятствующие мысли. Они словно граница, которую невозможно нарушить.
Однако между ними существует явственный проход, тропа, они вовсе не безнадежно «запирают» свою жертву. Но человек не видит этой тропы, потому что у него вдобавок завязаны глаза. Важно, что у этой фигуры куда больше возможностей, чем кажется. Главное на карте – не отсутствие выхода, а то, что человек его не ищет! Хотя вода под ногами (символ подсознания) намекает на то, что выход можно найти, причем с помощью чувств и разума, а не рациональным путем.
Состояние «хочется да не можется». Человек «вырван из колеса», отчужден от привычного поведения, сильно ограничен в своих возможностях и платит за ошибки. Традиционная аллегория карты – плен, заточение, и здесь просматривается ее связь с XII домом кармических расплат. Как во сне происходит структурирование сознания, так в состояниях, описываемых XII домом происходит структурирование кармической памяти.
С точки зрения бодрствования, сон может быть и трагедия, но в целом в этом нет ничего страшного. В духовном смысле Восьмерка Мечей говорит о замедлении развития, тем не менее, наши глобальные цели и достижения остаются прежними и не подвергаются сомнению. Ограниченная сила может быть и препятстствующим, и спасительным фактором. Происходит анализ и оценка своих действий, возврат старого долга. Это карта памяти и глубоких размышлений. Одно из эзотерических соответствий Восьмерки Мечей – жертвоприношение. Аллегорически на Аркане изображена жертва, принесенная на алтарь судьбы, что перекликается с древними мистериями и ритуалами, в ходе которых в жертву богам приносилась непорочная дева.>1
Логически Восьмерка Мечей следует за Семеркой, которая не чиста на руку. В этом смысле карта говорит о том, что человек поддался искушению теми или иными возможностями, неправильно понял какие-то жизненные ситуации или направил свою активность (на это намекает и алое одеяние связанной женщины), и до поры до времени дальше не сдвинется. Метафизическая сила сталкивается с пассивным сопротивлением инертной материи (отсюда ощущение, что душа опутана и пленена узами материи, чуждого плотного тела).
В оккультном смысле Восьмерка Мечей отражает «паутину» тотальных взаимосвязей и связь времени и пространства. Если Четверка Мечей — это клетка, замкнутое помещение, то Восьмерка Мечей — это развернутый в пространстве, но столь же замкнутый Лабиринт, где поджидает Минотавр. Нужна нить Ариадны, чтобы выбраться оттуда (знание кармического Закона о последовательности действий). Пока подлинная внутренняя свобода не будет обретена, человеку не видать внешнего освобождения.
Глядя на карту может создаться впечатление, что женщина сумела выбраться из крепости, которая возвышается позади, но не может воспользоваться обретенной свободой: ей кажется, что она все еще пленница, что опасности подстерегают ее на каждом шагу.Однако небо на карте чистое; если вглядеться, видно, что путы, связывающие женщину, слабы, и она может легко избавиться от них. Да и мечей на ее пути нет – все они стоят в стороне. Казалось бы, всего-ничего задача – сбросить путы, ощутить себя свободным и смело идти вперед! Но не тут-то было.
Здесь действительно все не так просто. В Восьмерке Мечей силен мотив «позорного столба». Человек, неправильно поведший себя по Семерке Мечей, может столкнуться с порицанием и осуждением, его репутация может быть испорчена, он может подвернуться уголовному преследованию, сесть в тюрьму и так далее. Но все это может произойти и на ином, не общественном, незримом уровне. В результате неправильных действий ухудшается кармический статус, человек осуждается «судом судьбы» (и слова-то недаром имеют единый корень) и получает воздаяние в виде непонятных ограничений, которые могут коснуться самых разных сторон его жизни.
Считается, что в прямом положении в Восьмерке Мечей сказывается влияние Девы, причем влияние в самой острой, резкой форме — критиканство, пристрастные суждения, дотошное контролирование, порицание, навешивание ярлыков, искажение и профанация слов. Интересно, что на карте изображена скорее жертва такого поведения («у позорного столба»).
Карта имеет также отношение к первой декаде Близнецов (которыми, как и Девой, правит Меркурий). Знак Близнецов символизирует смену мыслей и преобразование человеческого интеллекта в целом, происходящих в момент активного взаимодействия сознания с внешней материальной реальностью. Все три декады Близнецов управляются огненными планетами — Юпитером, Марсом и Солнцем, и интеллект этого знака всегда полон энергии, направленной на поиск новых путей. Представители первой декады, прежде всего, ищут новые возможности мысли в области внутреннего видения, через ментальное воображение. Эта декада символизирует возвышенность ума, спонтанность его движения и неожиданные метаморфозы. Кроме Юпитера, придающего ее поиску уверенность и стремление опереться на духовные традиции, управителем первой декады Близнецов является и Нептун, который может, размыв границы мысли, сделать ее переменчивой и неустойчивой.
Тайна, соприкоснувшись с сознанием, создает интеллектуальное вдохновение. Но это как раз та ситуация, когда разуму, лишенному прежних ориентиров, предстоит преодолеть противоречие, заложенное в самой мысли: двойственность между теми образами, которые сознание находит во внешнем мире, и тем, как оно их воспринимает. В более широком смысле эта декада символизирует преграды и ограничения окружающего мира, которые вынуждено преодолевать сознание человека.
На карте Таро изображена фигура со связанными руками и завязанными глазами, которая стоит между восемью мечами, образующими заграждение. Вода на тропинке указывает на власть подсознательного, а замок на заднем плане говорит о прошлых достижениях. Сознание оставило ясность своего свободного видения (выстроенный замок позади) и погрузилось в связывающие его противоречивые материи. Отважившись постигнуть внешний мир и отказавшись от прежних установок и притязаний на знания, разум стал пленником окружающей действительности. Он вслепую идет навстречу неведомому, но верное внутреннее понимание вещей помогает ему преодолеть преграды.
Юпитер в Близнецах описывает также умственную суматоху и разбросанность, отвлекающую от стремления к подлинному познанию и высшим целям.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: затянуть пояс и в чем-то ограничить себя. Ситуация требует смирения и покорности. Захоти мы что-то предпринять для ее исправления, сейчас внутренняя слепота и неспособность разобраться в себе и других такова, что станет неодолимым препятствием для продвижения вперед. Лучше сейчас оставить вещи в покое, пусть они развиваются сами по себе. Время раскрываться еще не пришло. Вытеснение чувств и желаний до поры до времени необходимо. В то же время необходимо осознание разрушительных тенденций, мешающих проявить силу воли. Иногда, изменяя свое отношение к чему-то, мы можем заметно изменить жизнь в целом.
Предупреждение: большинство проблем являются надуманными. Сон разума порождает чудовищ. Все препятствия – только в мозгу, и наш злейший враг – мы сами. Очень сложно прорваться сквозь путы лени, страха и иллюзий, чтобы выйти из беззащитного состояния и пассивного ожидания спасения. Никто не может спасти человека от самого себя. В любом случае, есть смысл испытать на прочность все замки – камера открывается легче, чем кажется.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — проблемы взросления; без вины виноватый.
+ I. Маг — ограниченные возможности.
+ Верховная Жрица — предубеждения.
+ III. Императрица — ограниченный результат.
+ IV. Император — запреты; ограниченные полномочия.
+ V. Иерофант — стыд; муки совести.
+ VI. Влюбленные — находиться в плену взаимоотношений.
+ VII. Колесница — попасть в плен обстоятельств.
+ VIII. Справедливость — арест или ограничение по закону.
+ IX. Отшельник — страх одиночества; обет.
+ X. Колесо Фортуны — ограниченные возможности.
+ XI. Сила — бессилие; потеря энергии.
+ XII. Повешенный — попасться на крючок; наказывать себя.
+ XIII. Смерть — похоронить себя; сожалеть о кончине; страх смерти.
+ XIV. Умеренность — заботы; постепенное преодоление барьеров.
+ XV. Дьявол — сковывающая зависимость; закомплексованность; парализующий страх; подстава.
+ XVI. Башня — лишение свободы; точить себя изнутри.
+ XVII. Звезда — заблокированные перспективы.
+ XVIII. Луна — еще сильнее запутаться.
+ XIX. Солнце — снять с себя чувство вины.
+ XX. Суд — выход из кризиса, заточения; выход за рамки ограничений.
+ XXI. Мир — выход на свободу.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — начало прозрения.
+ Двойка Жезлов — еще больше запутаться.
+ Тройка Жезлов — постепенный выход из кризиса.
+ Четверка Жезлов — подписание договора, регламента.
+ Пятерка Жезлов — выход за рамки дозволенного провоцирует конфликт.
+ Шестерка Жезлов — выход из затруднительного положения.
+ Семерка Жезлов — пресечение вмешательства.
+ Восьмерка Жезлов — вырваться из западни; открыть глаза на происходящее.
+ Девятка Жезлов — ожидание худшего.
+ Десятка Жезлов — жесткие ограничения; нестерпимое давление; подавленное эмоциональное состояние; бремя вины; бессилие; жертва насилия.
+ Паж Жезлов — попытка здраво оценить ситуацию.
+ Рыцарь Жезлов — разрыв.
+ Королева Жезлов — разорвать собственные ограничения.
+ Король Жезлов — проявить силу воли; обрести уверенность.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — навязчивые чувства.
+ Двойка Кубков — связать себя обещанием; сковывающие отношения.
+ Тройка Кубков — зависимость от алкоголя и праздного образа жизни.
+ Четверка Кубков — депрессия.
+ Пятерка Кубков — поставить заслонку в отношениях; отстраненность.
+ Шестерка Кубков — давние страхи; сожаление об ушедшем; в плену у прошлого.
+ Семерка Кубков — в плену иллюзий; навязчивые видения; пустые страхи; воображаемая угроза.
+ Восьмерка Кубков — уход от того, что вас ограничивает.
+ Девятка Кубков — зависимость от желаний.
+ Десятка Кубков — ограничения со стороны близких людей; боязнь ранить чувства других.
+ Паж Кубков — заблокированные чувства.
+ Рыцарь Кубков — неискренность; отсутствие доверия.
+ Королева Кубков — отсутствие понимания.
+ Король Кубков — игра на чувствах.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — горе от ума.
+ Двойка Мечей — сдерживание эмоций.
+ Тройка Мечей — скорбь; сожаление о неосторожных высказываниях.
+ Четверка Мечей — заключение.
+ Пятерка Мечей — хамское вмешательство; ущемленное самолюбие.
+ Шестерка Мечей — неспособность выпутаться из проблемной ситуации; затягивание узла.
+ Семерка Мечей — запутаться во лжи; окольные пути; нарушенные обязательства.
+ Девятка Мечей — чувство вины.
+ Десятка Мечей — предел.
+ Паж Мечей — сплетни.
+ Рыцарь Мечей — жесткие ограничения; санкции.
+ Королева Мечей — автономность.
+ Король Мечей — подконтрольность.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — финансовая зависимость.
+ Двойка Пентаклей — отсутствие гибкости.
+ Тройка Пентаклей — зависимость от способностей.
+ Четверка Пентаклей — зависимость от своих убеждений.
+ Пятерка Пентаклей — страх несостоятельности.
+ Шестерка Пентаклей — обязательства по кредиту.
+ Семерка Пентаклей — зависимость от ожидаемого результата.
+ Восьмерка Пентаклей — обременительный труд; производственный стресс.
+ Девятка Пентаклей — неуверенность в завтрашнем дне.
+ Десятка Пентаклей — зависимость от семьи.
+ Паж Пентаклей — недостаток образования.
+ Рыцарь Пентаклей — застой.
+ Королева Пентаклей — недостаток практичности.
+ Король Пентаклей — зависимость от финансового успеха.