ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ СМЕРТЬ – ТАРО УЭЙТА
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз – Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это – то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» – например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь “Любовь – Смерть” также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» – вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть – это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это – освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. “Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом”, писал Кришнамурти, “однако жизни без смерти не существует”.
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая “Пляска смерти”, излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса – важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение – «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет – эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически – непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое “Я”, свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
“Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть”. Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана – “Умри и возродись, восстань и минуй”.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


8 ЖЕЗЛОВ
Эта оптимистичная карта указывает на несомненное продвижение к цели.
Стечения обстоятельств таковы, что ожидаемые события начинают неудержимо разворачиваться, все пришло в движение, противодействия больше не существует и вскоре что-то произойдет. Обычно эта карта возвещает события благоприятные для вопрошающего (но в случае, если ее сплошь окружают негативные Арканы, ускоряет динамику неприятных событий). Это – почти единственная из всех 78 карт, ясно указывающая, что события произойдут в самом ближайшем времени, быстрее, чем в это можно поверить. Она показывает, что что-то меняется, что-то носится в воздухе и наступит скорее, чем мы ожидаем, и что этот процесс уже начался, даже если мы этого пока еще не заметили.
Если вопрос касается долговременных планов, то они осуществятся и во всяком случае войдут в решающую фазу. В ведении Восьмерки Жезлов – неожиданные события, «неслучайные случайности». Сюрпризы судьбы (все нужное и полезное рано или поздно само упадет в руки, а тут – скорее рано, просто заставая врасплох). Это знак, что «что-то на подходе» – известия, которые вот-вот будут получены, неожиданные решения проблем, удачные стечения обстоятельств. В сочетании с предвещающими изменения Старшими Арканами (например, Колесом Фортуны) – грядут удивительные и неожиданные события, которые иногда могут изменить всю жизнь за минуту.
Если равновесие в каком-то вопросе было утрачено, то его восстановление уже не за горами. Вообще можно сказать, что ключевые слова Восьмерки Жезлов – второе дыхание! Она указывает на своевременное прибытие помощи, энергии, информации, вдохновения – а уж человек сам обычно прекрасно представляет, какая область его жизни нуждается сейчас в этом больше всего, где то «поле праведной борьбы». Обычно масть Жезлов указывает на сферу бизнеса и карьеры, но Восьмерка Жезлов имеет особое отношение к личной жизни и пробуждению любви.
Восьмерка Жезлов служит индикатором «всего быстрого» – гонок, электронной почты, авиаперелетов. Это «экспресс»карта, и стрел любви это тоже касается. Это не тот случай, когда люди долго присматриваются, принюхиваются и притираются друг к другу. Тут оглянуться не успеешь, как обнаружишь, что голова потеряна, влюбленность прогрессирует и события развиваются на пятой скорости.
Необходимость стремительно и бескомпромиссно принять какое-то решение, по типу «да или нет».
Девиз «Куй железо, пока горячо!» Некоторые авторы считают, что Восьмерка Жезлов – очень «скорпионья» карта, поэтому ситуации, которые она задает, резки и бескомпромиссны. Однако надо заметить, что мало у кого Восьмерка Жезлов – «сильная» карта, то есть обязательно проявляющаяся на полную мощь. Это не до конца исследованный вопрос, и мы надеемся, что на портале появится ценная информация с практическимми наблюдениями о проявлениях этой карты. Пока создается впечатление, что более заметна она в раскладах относительно тех дел, которые каким-то образом застряли в «мертвой точке». Если так, то выпавшая Восьмерка Жезлов – это ответ.
Путешествие. Загородный пикник. Вообще легкое, приятное, и весьма активное времяпрепровождение. Возможно, отпуск, время свободы.
Получение важного сообщения. Это может быть желанное известие или какая-то неожиданность, на которую никто не рассчитывал.
Эвристическое!
Неожиданные идеи, озарения и открытия, понимание каких-то взаимосвязей, расширение сознания. Выражаясь языком психологии – способность увидеть новые гештальты, увидеть в реальности нечто новое, сообразить нечто, уловить важную информацию (иногда буквально «лежащую на поверхности», но прежде ускользавшую от понимания).
Надежда, жизнелюбие, эмоциональность и энергичность. Воодушевленность, оптимизм. Состояние человека спешащего и успевающего. Он осознает, что времени не всегда вдоволь, если затянуть, то может быть поздно. Вообще Восьмерка Жезлов – тоже карта «уранических» личностей, типа Шута, открытых новому и готовых принимать любые сюрпризы судьбы. Ее Величество Случайность присматривает за ними лично! Они ходят в потоке, все действительно необходимое им само приходит в руки (наступает на ногу, падает на голову…обстоятельства могут быть различны, но суть не меняется – происходят чудеса).
Это яркая карта легкости и свободы, особенно от каких-то эмоциональных ограничений – в этом смысле карта противоположна Восьмерке Мечей. То, что препятствовало, создавало проблемы, вызывало боль, больше не актуально.
Период стремительной динамики, активности, быстрых действий. Время пожинать плоды ранее начатых действий, приступать к следующей фазе предприятия. Внезапное продвижение вперед (то, что буксовало, вдруг пошло, дело сдвинулось с «мертвой точки»), совершение невозможного. Реализация надежд, конец противодействию и препонам, достижение не за горами.
Шансы на дальнейшее развитие (возможности и знаки просто носятся в воздухе). Благоприятный поворот событий, новое развитие в делах, нежданный перелом к лучшему, и в результате – море волнений и срочных дел! Приходится быстро реагировать и принимать решения, звонить в пять мест одновременно и вообще бегать, опережая собственный свист, чтобы справиться с нежданным счастьем
Синхронистичность может выражаться в получении внезапных предложений, в каких-то знаковых встречах, «случайных» событиях, по сути являющихся ответом на стремления человека и служащих ему подтверждением, что его желание уместно, и он движется в правильном направлении.
По Восьмерке Жезлов можно получить предложение от работодателя и устроиться на новое место. При этом потребуется умение быстро войти в новый круг людей, научиться там быть своим, усвоить неписанные правила, которые “носятся в воздухе”. Восьмерка Жезлов как раз описывает способность их «поймать» (или, выражаясь языком психологии, усвоить организационную культуру).
Тот факт, что восемь жезлов на карте летят очень целенаправленно и упорядоченно, наводит многих авторов на мысль, что эта карта имеет отношение к упорядочиванию и рационализации чего-либо, созданию системы или формулы, наведению порядка в делах по крайней мере на концептуальном уровне (а в сочетании с Восьмеркой Пентаклей – и на уровне сугубо практическом, вплоть до раскладывания этих самых дел по полкам и папкам). Толковое оформление идей несомненно приведет к успеху.
Также эта карта имеет отношение к работе в команде классных специалистов, где каждый действует как будто сам по себе, но все вместе очень согласованно делают общее дело.
Интенсивное коммерческое взаимодействие (платежки летают туда-сюда). Наплыв информации.
Некоторые авторы полагают, что Восьмерка Жезлов символизирует науку, книги, обучение, образование и вообще «печатное слово» (включая интернет).
Бизнес, связанный с инновациями.
Карта тесно связана с финансами, в отношении которых предвидится успех, появление новых источников дохода. Приток инвестиций. Удачное взаимодействие с банками. Получение выгодного кредита. Срочные дела с деньгами. Денежная премия.
В старинных толковниках Восьмерка Жезлов описывает сельскую жизнь на лоне природы, служит индикатором садов и полей.
«Из искры возгорится пламя».
В старинных толковниках Восьмерка Жезлов однозначна – карта влюбленности! В современных выражениях – свадебный переполох. Или как минимум наплыв романтических возможностей. «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». И даже если ждешь, все равно не исключено ощущение, что она напала откуда-то из-за угла. По Восьмерке Жезлов нередко идут яркие увлечения, дающие всплеск адреналина, своего рода нежданная амурная мобилизация. Чувства не глубоки, но взбудораженность, эйфория, приподнятость и склонность форсировать события налицо. Безудержное стремление к предмету увлечения, страстное желание быть вместе, напор, стремительные действия.
Если человек один, то благоприятная возможность для создания отношений просто витает в воздухе, мечта готова стать явью, воплотиться в реальность. Бывает, что человек с нетерпением ждал этого, и все же все происходит как гром с ясного неба, заставая врасплох. А если и не ждал, все равно карта сообщает о перспективе влюбиться по уши. Иногда Восьмерка Жезлов описывает действительно поразительные проявления синхронистичности, неожиданные счастливые встречи, служащие результатом «случайностей», в основе которых нет ничего случайного. Кроме того, в раскладе на любовь эта карта предрекает вопрошающему беззаветную преданность со стороны любимого человека.
Карта самораскрытия (письма, разговоры) в отношении людей, которые что-то значат. Прояснение намерений, преодоление непонимания (при благоприятных картах – даже разрешение конфликтов между непримиримыми сторонами). Неожиданное оживление отношений, свежесть и искренность чувств, изменение в лучшую сторону. Романтическое приглашение (объединяет в себе и романтический и «вестовой» аспект этой карты), а то и предложение руки и сердца (которое может прозвучать совершенно неожиданно). Спонтанные решения вроде свадьбы на спор – это тоже Восьмерка Жезлов. Окружающие карты покажут, в какой степени стоит доверять этим вестям и решениям.
Восьмерка Жезлов акцентирует три явления, которые весьма тесно взаимосвязаны.
Во-первых, она поднимает вопрос гиперактивности, чрезмерного темпа, очень динамичного образа жизни. Во-вторых (и как следствие) – вопрос биоритмов человека и их нарушения (часы сна и бодрствования, недосып и т.п.)., и в-третьих – вопрос «гормонов стресса», главным обазом адреналина, которые и должны обеспечивать всю эту активность. Show must go on. Но не факт, что надпочечникам это нравится.
Возможно, тело подвергается многим рискам и угрозам, но пока успешно им противостоит за счет этой «стрессовой мобилизации», справляется с ними. Ключ – правильное внутреннее состояние сознания, смирение и слияние с потоком, приспособление, адаптация.
Да. Быстрое достижение цели.
Все стихии пришли в движение, «понеслось».
Это воплощение Закона синхронистичности, сопричастности, великой слышимости во Вселенной. На голову выливается целый поток известий из тонкого мира (поэтому карта связана со сферой эзотерических изысканий). Из горних сфер в трехмерную реальность прямо-таки сыплются знаки и инсайты. Это карта уранического восприятия, духовных откровений и озарений, моста между духовным и материальным мирами, обретения новых внутренних горизонтов (разум возбужден, в голову приходит множество идей, из искры возгорается пламя – в том числе любви). Чудеса, магические случайности. Остается только поражаться, как быстро может произойти то, что еще вчера казалось невозможным! «Ты и глазом моргнуть не успеешь!» говорит эта карта.
С магической точки зрения Восьмерка Жезлов – это взрыв жизненной силы («либидо»). Мэри Грир отмечает, что будучи картой стремительного движения, Восьмерка Жезлов подобна ведьминой метле, отражает способность к «полету», астральным путешествиям. Остается добавить, что образ метлы имеет к либидо прямое отношение – в конце концов, она олицетворяет собой символическое соединение мужского и женского начала. Сходные представления имеются и на востоке (например, идея о свойствах Кундалини, которая дожила до образа огнедышащего дракона – «огненная змея», на которой «можно летать»).
С астрологической точки зрения рассмотрение Восьмерки Жезлов занятие непростое.
С точки зрения планет, считается, что это карта, где ощущается влияние Закона, с одной стороны космического (Уран), с другой стороны социального (Юпитер), и именно их взаимодействие и дает «непостижимые случайности» в соответствии с мыслями и устремлениями человека. Однако остается открытым вопрос, насколько сам человек готов принять случившееся в его жизни чудо (Уран дает внезапные изменения и продвижения в какой-то области, качественные скачки, события, на которые нужно быстро реагировать), и можно сказать, что на глубинном уровне это карта испытания доверия человека жизни (и жизни ему), карта проверки на “политическую грамотность”.
Нашли мы также такой постулат: «Первая декада Стрельца, управляемая планетой Меркурий, выражает идею трансформации энергии в мысль. Все есть энергия и все основано на ней: основой энергетических процессов мира является закон единства и борьбы противоположностей. Он же формирует динамику мысли. И, наоборот, активность нашего разума – ключ к познанию динамики сил, управляющих миром. Сталкивающиеся между собой противоречия дают толчок мысли и устремляют ее к высшему, подобно тому, как, натягивая тетиву лука, Стрелец посылает стрелы своих стремлений к звездам. Его привлекает духовная сторона жизни, но отталкивается он от материального.
Эта декада символизирует познание природы и человеческой натуры как части ее. В ее динамике – опора того духовного движения, которые описывают карты стихии воздуха. Первая декада Стрельца дает любовь к классификации и авторитет преподавателя. Но это всего лишь чистая абстракция мысли. Поэтому в жизни представителям этой декады часто приходится сталкиваться с материальными трудностями и отсрочкой исполнения своих желаний – жизни не угнаться за скоростью их мысли. Но противоречивость устройства мира будит в них мысль и воспитывает ее, постепенно оформляя в стройные концепции.»
Свет и тень (совет и предостережение)
Карта говорит – время ускоряться, действовать активно, планировать и предпринимать какие-то шаги («Не тяни!»). Древние греки прекрасно различали два значения слова «время» – хронос и кайрос. Хронос – это количественное время (его может быть много, мало, его можно измерить и т.п.). А кайрос – это качественное время, время Свершения. Восьмерка Жезлов говорит – кайрос! Настал правильный час, ты на пути гарантированного успеха, лови момент, двигайся к цели, не теряя времени. Желаемого можно добиться только быстрыми и решительными действиями.
Еще один совет – открыть глаза и уши, быть предельно восприимчивым. Какая-то ключевая информация может поступить в очень неожиданном виде, важно ее не пропустить.
Предостережение: слишком быстрое продвижение вперед. Слишком поспешно принятые решения – их, возможно, еще придется изменить. Чрезмерное форсирование событий. Из-за скорости творческого полета теряются детали. Спешка чревата халтурой. Неумеренный ажиотаж в связи с темой вопроса.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — спонтанность; череда случайностей; дорога в никуда; незапланированное путешествие.
+ I. Маг — ускорить процесс; безотлагательное принятие решения.
+ II. Верховная Жрица — раскрыть замысел; прозрение; откровение.
+ III. Императрица — стричь купоны; скорые роды.
+ IV. Император — новость, которая стучится к вам в дом или на работу; продвижение по служебной лестнице.
+ V. Иерофант — известия относительно вашей семьи; дорога в храм; молитва.
+ VI. Влюбленные — стрелы Амура; свататься; делать предложение; определиться с выбором.
+ VII. Колесница — держать путь; попутный ветер.
+ VIII. Справедливость — обращение в суд; поспешные выводы.
+ IX. Отшельник — движение вглубь себя; духовный рост.
+ X. Колесо Фортуны — водоворот событий; попадание в яблочко; крутиться как белка в колесе.
+ XI. Сила — угроза применения силы.
+ XII. Повешенный — загнать себя в угол; угодить в капкан; наказать.
+ XIII. Смерть — прогрессирующие перемены; дорога в ад.
+ XIV. Умеренность — скорое выздоровление; выбор подходящего момента; движение к равновесию.
+ XV. Дьявол — нестерпимое давление; угодить в лапы дьявола; поддаться искушению.
+ XVI. Башня — сознательно вскрыть нарыв; дорога в казенный дом.
+ XVII. Звезда — шагать навстречу мечте.
+ XVIII. Луна — поддаться на аферу; пуститься во все тяжкое.
+ XIX. Солнце — движение к счастью; идти навстречу солнцу; дорога к месту отдыха; достигать успеха и популярности.
+ XX. Суд — неожиданное прозрение; открытие новых направлений.
+ XXI. Мир — воспользоваться протекцией; завершить путешествие; достичь цели; ратовать за мир.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — поймать удачу.
+ Двойка Жезлов — новость, ставящая в тупик; информация к размышлению.
+ Тройка Жезлов — благоприятный и плодотворный период.
+ Четверка Жезлов — радость, что стучится в дом; приглашение на праздник.
+ Пятерка Жезлов — спровоцировать конфликт; всплеск адреналина.
+ Шестерка Жезлов — стремительное приближение успеха.
+ Семерка Жезлов — бросить вызов.
+ Девятка Жезлов — рецидив; атака; навязчивая реклама; натиск.
+ Десятка Жезлов — ухудшение самочувствия; неприятный финал; отсутствие желания двигаться дальше; заезженная дорога; саморазрушение; удручающие новости; почтовый спам.
+ Паж Жезлов — ускоренное обучение; досрочная подготовка; экстренное сообщение.
+ Рыцарь Жезлов — стремительно развивающиеся события; неожиданный поворот событий; захватывающее путешествие.
+ Королева Жезлов — обнадеживающие новости; свидание с Королевой.
+ Король Жезлов — скорое повышение; свидание с Королем.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — идти навстречу любви; любовный пыл; свидание.
+ Двойка Кубков — свататься.
+ Тройка Кубков — отправиться на вечеринку.
+ Четверка Кубков — грустная дорога.
+ Пятерка Кубков — идти на конфликт.
+ Шестерка Кубков — углубиться в прошлое; дорога на родину; обратный путь.
+ Семерка Кубков — скользкая дорожка.
+ Восьмерка Кубков — уходить прочь; дорога в никуда; расставание.
+ Девятка Кубков — путешествие навстречу мечте; дорога к счастью; исполнение желания.
+ Десятка Кубков — возвращение домой; радостная встреча.
+ Паж Кубков — откликнуться на приглашение.
+ Рыцарь Кубков — завязать роман.
+ Королева Кубков — свидание с любимой женщиной; навестить мать.
+ Король Кубков — свидание с любимым мужчиной; навестить отца; посетить врача.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — ухватиться за идею.
+ Двойка Мечей — заключить перемирие.
+ Тройка Мечей — нанести обиду; неприятные новости.
+ Четверка Мечей — отсрочка; замедление; затишье; опоздать; задержаться.
+ Пятерка Мечей — деградация; провокация.
+ Шестерка Мечей — покинуть прошлые трудности.
+ Семерка Мечей — нечестный путь.
+ Восьмерка Мечей — угодить в западню; трудная дорога.
+ Девятка Мечей — причинение душевной или физической боли.
+ Десятка Мечей — движение к неизбежному концу; попасть в беду.
+ Паж Мечей — вызвать критику; спровоцировать ссору; заниматься прослушиванием.
+ Рыцарь Мечей — внезапные перемены; хаос.
+ Королева Мечей — расхождение; движение к разделению.
+ Король Мечей — обращение за советом.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — скорое поступление денег; денежный дождь.
+ Двойка Пентаклей — суета; колебания, мельтешение.
+ Тройка Пентаклей — просить совет.
+ Четверка Пентаклей — достижение стабильности; обращение в банк; получение наследства.
+ Пятерка Пентаклей — опуститься в социальном плане; увольнение.
+ Шестерка Пентаклей — обратиться за материальной помощью; проявить великодушие.
+ Семерка Пентаклей — застой.
+ Восьмерка Пентаклей — устроиться на работу.
+ Девятка Пентаклей — поступление денег.
+ Десятка Пентаклей — скорая дорожка домой.
+ Паж Пентаклей — хорошая новость относительно финансов; получение стипендии.
+ Рыцарь Пентаклей — финансовый прогресс.
+ Королева Пентаклей — практичный подход.
+ Король Пентаклей — взять курс на здравый смысл.