ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ИЕРОФАНТ – ТАРО УЭЙТА
Пятый Аркан заведует соблюдением запретов и повиновением заповедям – навроде олимпийских спортивных правил. Допинг не разрешается, судья не должен быть заинтересован в определенном исходе, и так далее – все ради того, чтобы игра была действительно честной, и это по-настоящему важно, потому что иначе все это просто лишится смысла! Вот и ключевые слова этой карты – правила и смысл. Пятый Аркан связан с верой в осмысленность происходящего и его цель. Иерофант учит и воспитывает, а Дьявол потом проверяет, чему мы научились, предлагая сыграть в обход правил и выявляя наши слабые места в понимании того, как надо и как не надо поступать. Справедливость в раскладе поднимает вопросы справедливости, Иерофант – вопросы собственно этики. Справедливость объявляет штрафной удар, чтобы выровнять нарушенное равновесие – то есть включается тогда, когда иерофантово «как надо» оказалось нарушено. Всякие международные стандарты качества, нормативные акты, методические указания, системы оценок – это, несомненно, Иерофант. Комиссии, инспекции, жюри – тоже. Другие карты расклада могут подсказать, как мы будем себя чувствовать при столкновении со всем этим и чем дело кончится.
В практических раскладах Иерофант указывает главным образом на три вещи: вопросы этики, процесс обучения и участие в каких-то ритуалах и церемониях. Это может быть и заключение официального брака. Он дает положительный ответ на вопрос о возможности или необходимости учиться или учить, а также о возможности или необходимости оформлять отношения. Более глубокие значения карты – истинная религиозность, следование за пастырем, наставничество и глубокое знание, поиски смысла и его обретение. Иерофант нередко выпадает тогда, когда человек пытается объяснить происходящее с ним в терминах какого-то учения, будь то гомеопатия, православие, венский психоанализ, индийская астрология или что угодно другое (спектр неограниченно широк, а само учение может существовать как две тысячи лет, так и два месяца). Иными словами, человек начинает задумываться, толковать и оценивать свой жизненный опыт, усматривая в нем какой-то дополнительный смысл. Часто это действительно вспышка интереса к церкви, обращение к исторически значимым воззрениям и принципам. Иерофант обычно припахивает нафталином, но и добротность в нем ощущается.
В старину Иерофант считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивающим благоприятный исход доброму делу и несущим знание, как правильно поступить. В этом есть смысл, потому что доверие вообще и наше доверие себе служат основой веры в жизнь, в будущее. Иерофант олицетворяет мир веры и доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. Если Дьявол в раскладе напоминает нам, что у нас есть искушения и слабости, то Иерофант в раскладе напоминает нам, что у нас есть совесть и внутреннее ощущение чистоты и добра в противоположность тому, что мы считаем злом. Помимо того, эта карта говорит, что претворение планов в жизнь пойдет успешно, если мы будем благоразумно играть по правилам, приспосабливаться к одобренным нормам поведения. Эта карта говорит о традиционном подходе к решению беспокоящего вопроса, так сказать, «путем истинным». Иерофант апеллирует к социальным ценностям и традициям, и всему, что подходит под эти понятия или с этим связано. В его ведении находятся всевозможные устои, четкое внутреннее понятие о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Современному человеку обычно не свойственны глубокомыслие и щепетильность в этих вопросах, поэтому Иерофант ставит его в тупик, а толкования обычно не заходят далее того, что это к свадьбе или поступлению в ВУЗ – словом, грядет какой-то освященный традициями официоз.
Это действительно карта «примыкания к традиции» или «школе», где есть кто-то авторитетный, кто знает, «как надо». Это с равным успехом может быть католическая церковь и викканский ковен, факультет университета и армейское подразделение, парикмахерские курсы и религиозная секта. Это место, где какие-то высшие законы или принципы, составляющие ядро учения, толкуются в терминах конкретного поведения, что делать и чего не делать. Карта действительно олицетворяет обучение, стремление к знаниям и социальное согласие – представьте себе семинары модного гуру, где в конечном итоге нет места несогласным, а согласные наперебой пытаются угодить, подстраивая свое «я» под проповедуемые стандарты (иногда не без пользы для себя). Иногда появление карты говорит о советчике, о ком-то, с кем есть смысл поговорить на волнующую тему. Чаще – о том, что на пути вопрошающего встретятся люди, полагающие, что знают истину (ты либо подчиняешься, либо подвергаешься каре). Это кто-то, кто учит, является мастером в своем деле и оценивает твои достижения.
Иерофант предан какой-либо идее и несет ее результаты людям, он вдохновенный служитель своей «религии» (которая от религии может быть очень далека), и с точки зрения последователей и учеников у него есть знание некой истины и власть определять, кто прав, а кто нет. Самое главное явление здесь – власть над умами, и самый главный вопрос – что есть истина? В ведении Иерофанта действительно находится mysterium fidei. Как люди начинают верить в то, что другой человек знает, как надо и его знание истинно? Тайна веры! Иерофант вообще заведует социально оформленными таинствами. Само слово «иерофант» означает того, кто открывает священные вещи в доступной форме. Крещение и исповедь, венчание и постриг, благословение и отпущение суть таинства, погруженные в обыденность. По-настоящему они свершаются только тогда, когда есть вера. Без этого остается лишь внешний ритуал, смысл которого теряется.
Иерофант может олицетворять человека, которому мы очень доверяем, с мнением которого считаемся и который принимает искреннее участие в нашей судьбе, помогая и и направляя. Иерофант несет контакт с наставником, способным открыть выход на более высокий уровень достижений, почитание прошлых заслуг, послушное следование тому, что говорят, а также часто – продолжение каких-то традиций, нежелание отказываться от них, со всеми их ритуалами. И та же энная по счету «Фабрика звезд» с точки зрения участников процесса – это чисто иерофантово дело. Это карта согласия (по крайней мере, внешнего), когда признают правила игры и стараются им следовать. Она говорит, что человек подписался на что-то («принес обет») и следует определенным путем, вполне возможно, временами ощущая несвободу и принуждение. Часто эта карта показывает, что мы либо нуждаемся в поддержке и опеке более опытного и знающего человека, либо сами стремимся передать другим накопленный опыт. В обыденном значении Иерофант указывает и на наличие в жизни какого-то очень важного союза (возможно, брачного), или на стремление к таковому.
Влияние Иерофанта, как и многих других карт может быть двояким и сильно зависит от отношения вопрошающего к внешним авторитетам и от наличия у него авторитета в собственных глазах (то есть его способности верить в то, что его собственное знание может быть верным – есть люди, которые этого в принципе не допускают и гоняются за этим знанием по кружкам и общинам, меняя «великих учителей» как перчатки). В зависимости от этой черты, Иерофант может описывать как подпадание под жернова чьих-то догм, так и исключительную моральную смелость и способность идти своим путем.
Иерофант может говорить о том, что нам предстоит играть роль должностного лица и образца для подражания (классический пример – учитель). Он ставит вопрос – как мы вели бы себя, если бы за нами никто не наблюдал? Действовали бы мы так же? Это карта общественного одобрения, внешней благопристойности и традиционности, социального договора. Поэтому он является старинным сигнификатором свадьбы. Здесь нет ни слова о чувствах, какими бы они ни были – акцент на ритуал обмена кольцами и обетами в присутствии свидетелей. Карта может указывать на любой союз, подобный брачному, принятие уз и обязательств (счастливых или нет).
Это карта школы, где ставят оценки и таким образом выражают одобрение или неодобрение твоим успехам. Эта карта всегда ставит вопрос уровня происходящего. Действительно ли это хорошо? Действительно ли это «как надо»? Иногда этот неожиданный вопрос ставится ребром (а в негативном карточном окружении – выходит боком).
Вообще-то выпадение Иерофанта нередко можно рассматривать как благословляющий знак в отношении вопроса. Он является сигнификатором истинной Веры и Пути истинного для каждого конкретного человека, и может быть указателем правильности выбранного направления. Часто предвещает встречу с хорошим человеком, который может помочь – по крайней мере, ценным советом.
Авторитетное и назидающее – «пророк в своем отечестве». Варьирует от догматизма и суровости до философской терпимости и снисходительности, но убежденность в своей правоте присутствует в любом случае. Иерофант верит в смысл происходящего и поступает в соответствии со своими моральными принципами.
Нередко акцентирует интерес к религии (в том или ином ее виде, учения могут быть самыми разными) или указывает на то, что человек действует что называется «по вдохновению».
Иерофанты консервативны и не любят приспосабливаться. Это объясняется очень просто – они знают, как надо. Это знание живет у них внутри, и свернуть с этих рельсов им трудно (притом часто никакого удовольствия от этого сворачивания они не получают, скорее четкое ощущение, что сбились с пути и надо срочно возвращаться). Иерофанты отличаются тем, что они действительно верят в проповедуемые ценности и служат им, так как они совпадают с их внутренним ощущением добра. Есть еще одна особенность – Иерофанты интуитивно хорошо чувствуют историю как связь времен, наследие прошлого оживляет для них настоящее. Они могут неожиданно хорошо ориентироваться в истории чего-либо (это может быть как целая эпоха, так и история какого-либо рода деятельности, организации, жанра в искусстве и т.п.), и где-то в глубине души хорошо чувствуют, что в этом есть особая значимость.
Естественное занятие для Иерофанта – наблюдать, все ли делается правильно. Он наставник, искатель и ревнитель истины. Его естественная черта – особая смелость, которой все это требует. В лучшем случае он несет умение в простом и материальном увидеть глубокий духовный смысл, правильно понять суть какого-то жизненного урока. Особенность Иерофанта в том, что его вера и его понятия практически всегда становятся публичными, выносятся на всеобщее обозрение. Это не тот случай, когда удается утаить «огонь, мерцающий в сосуде». Например, если ему удалось извлечь какую-то мудрость в ходе преодоления собственных страданий, трудностей или болезней, он скорее всего, окрыленный и просветленный, напишет про все это целую книгу, которая и поступит в продажу…а там и выездные семинары не за горами. Так формируются школы, кружки и группы.
Случается, что устав доказывать, проповедовать и примирять свою совесть с общественными стандартами, и осознав, что «нет пророка в своем отечестве», Иерофант сбрасывает свое облачение и продолжает путь в плаще Отшельника, ни с кем более не соотносясь и никому ничего не доказывая (так сказать, приняв схиму и удалившись в пустыню). Но вообще-то Иерофант – это естественный учитель, законодатель и гуру. Ему нужна публика, ученики, последователи и преемники.
На Иерофанта, как правило, можно положиться – он ведет себя совестливо и последовательно, по крайней мере в рамках собственных понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Настоящий Иерофант весьма умудрен жизненным опытом, а потому способен давать бесценные советы в самых непостижимых ситуациях. Глядя в его невозмутимые глаза, трудно себе вообразить, что он прошел через какие-то коллизии и метания, но все же приходится признать, что его потрясающая мудрость куплена немалой ценой, которая до конца известна только ему. Иерофант – это роль Мастера по отношению к Ивану Бездомному. В лучшем случае это эмпатичный и мудрый наставник, духовный руководитель, учитель, способный помогать и направлять…и преклонение перед ним, респект от всей души. Через него можно прикоснуться к мощной традиции.
Иерофант часто служит в раскладах сигнификатором человека, состоящего в браке.
Иерофант символизирует правильные, важные и ответственные шаги, которые предпринимаются с большой верой в свое дело. Яркое ощущение миссии, значимости своей работы (обычно в терминах служения людям). Это карта честности, чистоты стремлений, честных сделок и fair play. Уверенное движение к цели с убеждением, что дело того стоит. Серьезное продвижение в профессиональном развитии.
Иерофант олицетворяет традиционную систему образования, школу, официальное обучение. По ему идет передача своих знаний другим, а также активное использование чужого опыта. Работа в сфере образования (или по крайней мере такая, которая действительно требует хорошего образования и знаний). Профессиональная связь с культурными или религиозными учреждениями (в худшем случае там царят жесткие установки и устойчивый запах мертвых ритуалов, от которых никак не удается отказаться). Вообще все профессии, где важны невозмутимость, знания и умение убеждать.
Иерофант является сигнификатором всех учреждений, где сильны многолетние традиций, а также где наличествуют разные «школы», «подходы» и «стили» (по сути, они подобны вероисповеданию – ни один не является истиной в последней инстанции, хотя их носители склонны воспринимать их именно так). Эта карта может обозначать любую профессию, которая подразумевает умение толковать законы, традиции или какие-то культурные установления.
Иерофанты – это научные руководители, консультанты, психотерапевты, учителя и наставники всех сортов. В общем смысле, карта говорит о соответствии занимаемой должности и высоком профессиональном статусе. Иерофант соответствует крупным организациям, нередко государственным, и в любом случае таким, которые были созданы явно не вчера и опираются на сложившиеся традиции (например, это может быть банк или мэрия). Иерофант любит работников университетов, библиотек, архивов, музеев – всех тех мест, где оберегается знание с долгой историей. Человек, обозначаемый Иерофантом, может иметь профессиональное отношение к религии, всему, связанному с бракосочетанием. Иногда – врач, помогающий избавиться от нажитых проблем, «отпускающий грехи».
Эта карта может означать, что в проект вкладывается масса энергии в то время как он, возможно, больше нуждается в хорошей организации.
Необходимость придерживаться инструкций, играть по правилам. Карта не исключает получения прибыли, но все же настраивает вопрошающего в том направлении, что «не хлебом единым…», давая понять, что не деньги сейчас главное. Иерофант не есть карта бизнеса и предпринимательства.
Эта карта символизирует наивысшие духовные составляющие отношений и в каком-то смысле всегда ставит вопрос их уровня.
Иерофант связан с общностью и социальными законами, поэтому в его ведении находятся если не любовь, то брачные обеты. В зависимости от других карт может предвещать свадьбу, прочное супружество, крепкую дружбу. Карта может говорить о том, что партнеров объединяет общая цель, общая вера во что-то, одним словом, нечто большее, чем просто симпатия или страсть. Иногда Иерофант сообщает, что «правильный» партнер появится в жизни тогда, когда духовное развитие достигнет надлежащего уровня, чтобы ничем не омрачать эту связь.
Иерофант большой традиционалист, ему импонирует респектабельность и сдержанность. Он может быть очень верным поклонником и крайней добропорядочным кандидатом в спутники жизни. Вспомните героя «сумеречной саги» Эдварда, когда он объясняет порывающейся затащить его в постель Белле, что он человек другой эпохи и по его понятиям все должно происходить иначе. «Я бы долго ухаживал за тобой, мы гуляли бы по аллее и пили чай со льдом на веранде, и может быть я украл бы у тебя поцелуй. Но только получив благословение твоего отца, я встал бы на одно колено, вручил бы тебе кольцо и спросил бы, окажешь ли ты мне честь и выйдешь ли за меня замуж”. Вот это – Иерофант. И современным Иерофантам обоего пола глубоко безразлично, какой век на дворе. Они действительно ведут жизнь в соответствии со своими идеалами, принимая весь дискомфорт, который может быть с этим связан.
Любые проблемы в отношениях, и в особенности в браке Иерофант решает исключительно путем добродетели и сдерживания своих порывов. Партнеру, описываемому картой Иерофант, можно доверять. Не в том смысле, что это гарантия его личной святости, но для него измена – это не неверность партнеру. Это измена собственному духу, собственным понятиям и высоким моральным принципам, а это куда более интимное и болезненное мероприятие, чем небрежный шаг на сторону.
Обычно у Иерофанта высокие идеалы, и он способен создавать отношения, в которых все «честно и благородно». Впрочем, кавычки здесь не к месту. Честно и благородно. Это может быть изрядным испытанием само по себе, если человеческие возможности другого партнера не столь высокой пробы (а поскольку Иерофанты, в общем-то штучный товар и редко ходят стаями, то так оно обычно и оказывается).
Часто он всеми силами («Прости, что поучаю!») пытается передать другому свое видение смысла отношений, показать, что есть важно и что есть правильно. Он мечтает создать по-настоящему хорошие отношения, основанные на любви и ответственности друг за друга, свободные от неверности и обид.
В худшем случае Иерофант говорит о том, что людей связывает самое холодное из чувств – чувство долга.
Иерофант все подчиняет убеждениям, в том числе питание, секс и закалку, а потому любит посты, вегетарианство, йогу, аюр-веду и тому подобное. Не факт, что выбранная система является подходящей. Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. То, что прекрасно работает в Индии или Китае, может дать вовсе не столь желаемые результаты для уроженца средней полосы.
В качестве сигнификатора болезни может указывать на возрастные проблемы, например, артрит или остеопороз. Мэри Грир пишет о заболевания по типу «ухо-горло-нос», о мышечных болях и инфекциях, передающихся от человека к человеку воздушно-капельным путем (от говорящего к аудитории).
В литературе встречаются замечания о болезнях почек.
Да – на вопросы духовного характера. Нет – на вопросы материального характера.
Иерофант – Пробужденный и Просветленный.
Это великая мудрость мужского существа. Для современного человека «мужская мудрость» олицетворяется Императором – вот он, сверх-мужчина, чего еще надо?
Однако Император олицетворяет лишь сугубо мужской стиль мышления и образ действий (так же, как Императрица – сугубо женский) – он должен действовать, рулить, разруливать, деваться ему некуда, у него куча обязанностей, как у хозяина поместья, многодетного отца или президента страны. Тут перед нами совсем другая фигура. Он разруливает не здесь. Это изначальный Жрец древнего мира. Его не тревожат житейские попечения. Земная власть ему по щиколотку. Императоры склоняются перед ним, чтобы он совершил таинство помазания на царствие и посоветовал, как быть. Он не Маг, играющий с силами природы и гуляющий по краю. Он – тот, кто говорит Магу, что он доигрался и сообщает условия выравнивания нарушенного на тонких планах равновесия. Ему ведомы ставки в том казино, где мы ставим на кон бессмертную душу (в этом смысле Иерофант и Дьявол – наиболее тесно связанная пара в Таро). Иерофанту соответствуют старцы-провидцы, наделенные даром прозорливости, которым не нужна исповедь грешника, чтобы сообщить ему, что он должен сделать для собственного блага (при этом в «жилетку» они не превратятся ни на йоту). Иерофант соотносится с Императором примерно так, как Диоген – с Александром Македонским («Не заслоняй мне солнце»). К чести последнего надо отметить – юноша оценил ответ по достоинству и сообразил, что у пресловутой бочки проходит граница всех царств («если бы я не был Александром, то был бы Диогеном»).
Пятый Аркан символизирует собой высоких священников языческих или христианских школ Мистерий. Эта карта символизирует инициатора (мастера таинства жизни), или духовного врача. Иллюзорная Вселенная, в данном случае, символизируется двумя фигурами (полярности) – коленопреклоненными перед троном, на котором восседает инициированный, поднявший свое сознание до уровня духовного понимания и реальности. Иерофант воплощает праведность человека в высшем смысле этого слова. В отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, Иерофант символизирует принцип активности, являясь созидателем нового пути. На карте есть другие люди (коленопреклоненные монахи…или монархи…или монаршья пара) – мудрость Иерофанта предназначается для кого-то, в ней нет смысла, если она запечатана. Это одна из «троичных» карт (к ним относятся также Влюбленные, Дьявол и Колесница).
В отличие от Жрицы, он символизирует религиозный авторитет знатока таинств и толкователя истины. Он прошел долгий путь в этой системе и теперь может вести других (но и в чем-то ограничивать). Это не карта индивидуального единоличного пути, а карта примыкания к существовавшей до тебя традиции, какому-то мейнстриму, его ритуалам и устоявшейся системе воззрений. Он указывает путь к духовной цели – именно на этом пути, ему дана власть решать, что именно надо делать для успешного прогресса, он несет толкование закона в терминах поведения. Это устав монастыря или духовного ордена, а не личный гностицизм – богослужебные правила, ритуалы благочестия, общие для всех и созданные до тебя.
Это потребность и возможность следовать традиции, которая дарует и посвящение, и обучение, и практики, ведущие к твоему собственному Граалю. Люди, книги, духовные системы, помогающие новичку. Чтобы пройти великий путь, нужны желание, интуиция, но и мудрость предшественников. Именно дисциплина практик помогает поддерживать связь между духовной и повседневной жизнью.
Карта может символизировать и саму организацию (религиозную, образовательную, философскую), имеющую структуру и обладающую влиянием на умы последователей. Во всех подобных организациях есть лицо или группа лиц, чьи взгляды считаются практически непреложной истиной. Они имеют возможность продвинуть или сокрушить. Другие либо подчиняются из слову, принимая его именно таким образом, либо объявляются еретиками и изгоняются. Это система, где есть свои ценности, своя иерархия и формальности, и предполагается подчинение и послушание оным, конформизм.
Иерофант, как и Жрица – суть Знание, но в отличие от Жрицы с ее вещими снами и чтением мыслей, его знание четко этически окрашено, в нем присутствуют такие понятия, как ответственность, долг, искупление, справедливость. Ему одному таинственным образом ведомы ставки в том казино, где все мы пытаемся проиграть свою душу. Это знание «что почем» в этом лучшем из миров. Иными словами – система ценностей. В отличие от Жрицы, Жрецу не надо настраиваться и медитировать – он просто знает ответ, в любой момент своей жизни, эти ответы разложены по полочкам. Остается только одна проблема – привести себя в соответствие с этим знанием, ибо никакое знание не является подлинным, пока оно не стало руководящим принципом в жизни и основой для принятия решений.
Пятый Аркан описывает стадию духовного развития, на которой дается познать волю Божью по отношению к себе и истолковать ее в терминах личного поведения. Принятие для себя решения, жить ли в рамках закона, вписывать ли свое дальнейшее бытие в закон миропорядка или взять на себя всю ответственность за непослушание и индивидуальный путь…решить самому, какова будет твоя дорога или позволить авторитету решить за тебя…поиски истины и моральная смелость идти собственным путем, если веришь, что так надо…выбор – следовать потребностям своей души или подстроить свое я к требованиям других, к традиции…вот вопросы, которые ставит перед нами Пятый Аркан и предполагается, что ответ даст совесть. По сути же это выбор между добровольным послушанием и послушанием посредством принуждения («ведет послушных рок, а непослушных тащит»).
Не следует думать, что Иерофанту так уж легко раскладывать все по полочкам и поступать по совести. Он лучше всех чувствует конфликт между идеальной истиной, ведомой сердцу («как должно быть») и тем, что является правдой жизни. Этот конфликт представляет собой неизлечимую «пятую рану» (с точки зрения христианского эзотеризма – рану Святого Сердца, пронзенного воином). Эту «пятую рану», «рану сердца» носит в себе каждый патриарх. Иерофант вечно истекает кровью под своим облачением, он близок к раненому королю-рыбаку из сказаний о Граале. Об этом напоминает и «перстень Рыбака», носимый папой Римским.
Моральная проблема Иерофанта заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как Император, но и по отношению к самому себе. Непосредственная же его задача заключается в том, чтобы, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных, импульсов, не стать глухим к окружающим, постоянно соизмеряя их желания со своими.
Иерофант может быть Наставником на узком пути, где есть «да» и «нет», добро и зло, эволюция и деградация, а не просто нейтральный «опыт» и «рост» непонятно куда (в конце концов, раковая опухоль тоже растет). Психология личности со своей стороны сделала все, что освободить человека от оценочного давления в этих вопросах. Будучи чрезмерным, это давление деморализует и разрушает, но и полное его отсутствие, в общем, дает тот же самый эффект. Если появление Пятого Аркана в раскладе вызывает легкий ступор (непонятно, о чем он, и что с ним делать), значит, пришла пора стряхнуть пыль с такого инструмента как совесть – мы все периодически в этом нуждаемся, даже будучи хорошими людьми.
На карте Уэйта два ключа, скрещенные у ног Иерофанта, символизируют, по мысли Гугенхайма, ортодоксальную доктрину и внешние проявления жизни. Традиционная папская тиара обозначает власть над тремя уровнями бытия – небесами, землей и преисподней (в психологической проекции – «суперэго», «эго» и «оно»). Лилии на стихаре одного из коленопреклоненных монахов символизируют духовный идеализм, а розы на облачении другого – любовь к людям. На карте Кроули Иерофант изображен держащим символ триединства, а ниже изображена его женская природа, с мечом-мыслью в руке, которая правит им изнутри. Жезл в руке Иерофанта (крест с тремя перекладинами или три пересекающихся круга – эмблема Рериха) – подразумевает новое воплощение. Жезл обычно суть символ той веры, которую исповедуют создатели колоды. Интересно, что во многих колодах, хотя Иерофант в великолепное облачении, его ноги босы – это напоминание о внутреннем смирении и о том, что каковы бы ни были внешние правила, конечной точкой для их служителя все равно является личная совесть, обнаженная и ощущаемая в качестве «собственной шкуры».
За головой Иерофанта изображен пятилепестковый лотос, вписанный в пятиконечную звезду – символ активного участия в космическом творчестве. Из-за спины Иерофанта выглядывает разъяренный бык (символ Тельца) – символ мощного творческого потенциала, а также страстей и желаний, которому астрологически соответствует Иерофант. В греческой мифологии фигура Верховного жреца соответствует Дионису – богу-покровителю всех плодотворных сил Земли. Телец – самый “земной” знак, который своими жесткими рамками корректирует материя, поэтому “возвыситься” он сможет, лишь воплощая незыблемую праведность на своем пути.
Иерофант не всегда безобиден. Он несомненно присутствовал во время заседалищ святой инквизиции и настоял над теми кострами, в которые немецкие студенты кидали книги Цвейга и Манна. Чистота веры, чистота партии, учения, крови, расы – это его «профессиональная» головная боль. Его худшая черта – самодовольство, нетерпимость и исключительная убежденность в собственной правоте. Линчевание, поиск врагов народа, борьба с неверными, охота на ведьм, трибунал, аутодафе – это его мрачное дно или черная вершина. Вопрос от Пятого Аркана – почему, собственно, противопоставлены Древо Познания и Древо Жизни? Почему, став как боги, знающие Добро и Зло, смертию умрешь?
Иерофант ставит на вид еще одну проблему. Обычный современный человек как будто лишен всякой «зримой» идеологии, наставляющей его на «путь истинный» (вроде морального кодекса строителя коммунизма, истого католицизма или проповедей доктора Геббельса), и в то же время зачастую потрясающе узколоб, нетерпим и задавлен стереотипами – достаточно почитать комментарии в интернете к какой-либо «задевающей за живое» теме. Мы как будто живем в эпоху небывалой свободы совести, но с этой самой совестью и с ее свободой творится что-то странное. Иерофант может ставить вопрос насчет этого интересного внутреннего обстоятельства – почему ты так сильно что-то не одобряешь, что прям бы огнем и мечом все это, а? Или почему ты кидаешься на защиту чего-то с ревностью, сделавшей бы честь участнику крестового похода или варфоломеевской ночи, воображавшему, что он спасает истинную веру от еретиков? Иногда Иерофант в своей тиаре кажется этаким анахронизмом в колоде, чем-то устаревшим – но он и говорит о том, что мы изменились совсем не так сильно, как может показаться. Право на собственные взгляды и убеждения де факто приветствуется далеко не всегда. Свобода мысли и слова в обществе почему-то оборачивается лавиной штампов восприятия, где свободой мысли и не пахнет; неспособность мудро воспринимать истинные дары жизни идет рука об руку с погоней за ее дармовыми радостями…простота ли, избыток ли – все способно обернуться пустотой, если она внутри.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — брачный союз под угрозой; неукоренившиеся взгляды и принципы; брожение ума.
+ I. Маг — безоговорочная вера в себя и свои способности; способности от бога.
+ II. Верховная Жрица — послушание.
+ III. Императрица — рождение ребенка в брачном союзе.
+ IV. Император — неукоснительное следование правилам.
+ VI. Влюбленные — личные верования.
+ VII. Колесница — духовный путь; поступать по совести.
+ VIII. Справедливость — моральный кодекс; заповеди.
+ IX. Отшельник — поиск внутреннего света; исповедь; безбрачие; монашество.
+ X. Колесо Фортуны — взгляды, меняющие все вокруг.
+ XI. Сила — подчинение законам морали.
+ XII. Повешенный — устаревшие взгляды и закосневшие догмы.
+ XIII. Смерть — основательный пересмотр взглядов.
+ XIV. Умеренность — примирение с собой и с богом; притирание друг к другу в браке; установление доверия.
+ XV. Дьявол — поцелуй Иуды; безбожник; чернокнижник; под маской овцы скрывается волк; идолопоклонничество; сатанизм.
+ XVI. Башня — развод; разрушение веры.
+ XVII. Звезда — молиться; раскаиваться; исповедоваться; обряд очищения.
+ XVIII. Луна — сектантство; ложные ценности.
+ XIX. Солнце — счастливый брак; просветление; гуру.
+ XX. Суд — вера, дающая силы; взгляды, примиряющие нас с прошлым; чудо.
+ XXI. Мир — создание семьи; примирение с чужими взглядами; расширение кругозора.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — вспышка вдохновения.
+ Двойка Жезлов — отсутствие согласия.
+ Тройка Жезлов — мудрость в действии.
+ Четверка Жезлов — свадьба.
+ Пятерка Жезлов — ссора с родителем.
+ Шестерка Жезлов — поиски смысла.
+ Семерка Жезлов — искушения.
+ Восьмерка Жезлов — брачный договор; новости от дедушки.
+ Девятка Жезлов — ревность.
+ Десятка Жезлов — терять веру; измученная совесть.
+ Паж Жезлов — известие от родителей.
+ Рыцарь Жезлов — душевный порыв.
+ Королева Жезлов — принятие сана.
+ Король Жезлов — духовный наставник.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — духовное блаженство; безграничное доверие.
+ Двойка Кубков — доверительные отношения.
+ Тройка Кубков — духовный рост.
+ Четверка Кубков — недоверие.
+ Пятерка Кубков — брачный союз трещит по швам.
+ Шестерка Кубков — воспоминания, связанные с прародителями.
+ Семерка Кубков — искушение.
+ Восьмерка Кубков — сделка с совестью.
+ Девятка Кубков — быть в ладу со своей совестью.
+ Десятка Кубков — духовная зрелость.
+ Паж Кубков — предложение брачного союза.
+ Рыцарь Кубков — доверие; чистые помыслы.
+ Королева Кубков — нравственная чистота.
+ Король Кубков — психотерапевт; советник.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — духовная проницательность.
+ Двойка Мечей — душевные терзания.
+ Тройка Мечей — неоправданное доверие.
+ Четверка Мечей — медитация; молитва.
+ Пятерка Мечей — беспринципность.
+ Шестерка Мечей — поиск смысла.
+ Семерка Мечей — фальшивый пророк; обмануть доверие.
+ Восьмерка Мечей — этические ограничения.
+ Девятка Мечей — муки совести; страдания души.
+ Десятка Мечей — порушенное доверие; ритуальное убийство.
+ Паж Мечей — подозрительность; седина в бороду, бес в ребро.
+ Рыцарь Мечей — кризис убеждений.
+ Королева Мечей — развод.
+ Король Мечей — расхождение во взглядах.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — моральное вознаграждение.
+ Двойка Пентаклей — нарушенный уклад.
+ Тройка Пентаклей — талант.
+ Четверка Пентаклей — устойчивые убеждения.
+ Пятерка Пентаклей — потеря веры.
+ Шестерка Пентаклей — милосердие; моральная поддержка; спонсорство; мольба о прощении.
+ Семерка Пентаклей — долготерпение; моральная выдержка.
+ Восьмерка Пентаклей — нравственное совершенствование.
+ Девятка Пентаклей — моральное удовлетворение.
+ Десятка Пентаклей — семейные традиции.
+ Паж Пентаклей — традиционное обучение.
+ Рыцарь Пентаклей — служение людям.
+ Королева Пентаклей — выгодный брачный союз.
+ Король Пентаклей — система ценностей.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


5 ПЕНТАКЛЕЙ
Пятерка Пентаклей традиционно считалась картой хорошей для любви и плохой для денег. Она предвещала юношам и девицам брак по любви, по велению сердца, но вопреки всем меркантильным соображениям (и, соответственно, рай в шалаше без наследств и приданых, в немилости у родни). Наверное, были те, кто радовались такому предсказанию, и были те, кого оно изрядно пугало.
Пятерка Пентаклей любит «живущих сердцем». Она поддерживает духовное начало, иногда разрушая материальное (так болезнь тела нередко наставляет дух на путь истинный). Она обычно означает потерю чего-то материального и приобретение взамен житейского опыта, извлечение урока. Все Пятерки символизируют начало преобразований, которые должны в корне изменить нашу жизнь, и это не проходит безболезненно.
Тайна Пятерки Пентаклей в том, что самое главное на этой карте – Храм. Духовная сила помогает преодолевать жизненные просчеты и становится естественной внутренней опорой человека в материальной деятельности, а истинное чувство обладает великой силой и дает человеку возможность возвыситься над обстоятельствами. Традиционное значение – материальные невзгоды, но и возможность получить духовное взамен материального.
Пятёрка Пентаклей – это карта тяжелых времен, кризиса, лишений, треволнений, утрат. Она говорит об утрате или недостаче чего-то нужного.При этом карта редко служит предвестницей по-настоящему серьёзных потерь, горестей или разорения (хотя вообще-то для вопросов материальных это серьезное предупреждение об опасности), а в основном указывает на неопределённость положения и на переживаемый страх лишиться почвы под ногами. Необходимо помнить, что в жизни, как и в любом другом странствии, тревога – плохой проводник. Подобные периоды упадка характерны для всякого кризиса роста, когда человек покидает некую сферу, успевшую стать привычной, стабильной, и переходит в новую, ещё незнакомую, и, возможно, опасную.
В любом случае она говорит о превысившей лимиты растрате каких-то ресурсов и энергий и о столкновении с последствиями. Обнищать можно и добрым житием. Создание обратного благосостояния требует последовательных действий («копеечка рубль бережет»). Одно из старинных толкований – пустая трата времени и сил.
Универсальное значение карты – недостигнутые цели, провальные предприятия, ошибки и неудачи, катастрофы в бизнесе, материальные потери, даже нищета. Вопрошающий находится или скоро окажется в ситуации, когда туго с деньгами, а доходы, на которые он рассчитывал, проходят мимо. Иногда это результат неподвластных обстоятельств, иногда – собственных действий, расточительности и неблагоразумия.
Это столкновение с неприятными жизненными реалиями, разбивающими иллюзию совершенства. Карта предрекает утраты и подавленное состояние духа, причем речь идет не обязательно о материальных проблемах – просто о том, что предстоит трудный период и придется потуже затянуть пояс, чтобы преодолеть его. Это время усталости и изможденности (нехватка физических сил, потеря жизненной энергии и радости), или бедности, нищенского существования (нехватка денег, невозможность улучшить материальное положение), или отчаянного одиночества (нехватка любви, холод, отверженность, отрезанность от близких), или неуверенности в себе (потеря веры в себя, в свои способности и умения).
Карта говорит о том, что на некоторое (возможно, довольно долгое) время надо отложить ожидания и надежды, соблюдать осторожность и экономить оставшееся. Жизнь будет полна ежедневных хлопот, забот и проблем, трудностей и ограничений, возможно, неудач, попыток худо-бедно свести концы с концами. Она может нести неустойчивое положение и сомнения в себе как касаемо работы, так и отношений.
Традиционное толкование «все разрешится по истечении пяти недель» – часто подтверждается на практике. Надо знать, что нельзя терять голову. Придется некоторое время помучиться, но это время закончится, даже если сейчас тяжелые обстоятельства нагоняют уныние, а силы на исходе.
По этой карте проходят потрясения, вызванные началом каких-то преобразований в жизни. Как известно, в таких случаях плохо часто становится раньше, чем хорошо – это что-то вроде состояния человека, который решил заняться, наконец, собой и сходил в спортзал. На другой день у него будут мучительно болеть даже те мышцы, о существовании которых он и не подозревал – то есть, по ощущениям, стало хуже, чем было. Пятерка Пентаклей часто описывает такой вот «бедственный» начальный этап и говорит – потерпи пять недель.
Опустошенное и подавленное, тревожное и несчастное. По Пятерке Пентакелй человек иногда пребывает в этакой полудреме и полудепрессии, когда ничто не привлекает и нет убедительных причин ни жить, ни умереть. В лучшем случае – «блаженны нищие духом». Это упадок, несчастливая полоса (длящаяся по старинным поверьям пять недель, и часто это действительно срабатывает), когда мы чувствуем себя жалкими, брошенными, а иногда и в самом деле находимся в стеснённых обстоятельствах.
Мрачные размышления, страхи за свое положение, пессимизм, когда кажется, что просто все вокруг разваливается. Пятерка Пентаклей описывает тяжелое внутренне состояние, когда мысли ходят по кругу, в глубине души образуется просто черная дыра безысходности, а творческая энергия блокируется и сделать что-то толковое, внести какие-то изменения не получается. Это переживание всегда затрагивает глубоко. Его нельзя так просто вытеснить.
Эта карта, вслед на Девяткой Мечей, часто акцентирует тревогу, мучительное беспокойство. Нередко это в прямом смысле страх бедности, боязнь трудностей и краха. Возможны тяжелые мысли о своем одиночестве, ненужности, заброшенности, отсутствии любви. Как пишут Банцхаф и Акрон «Беспокойство и опустошенность в результате суммирования негативных влияний в неправильном направлении».
Карта должников, бедняков, безработных, изгоев, людей, до крайности неуверенных в себе либо сознающих какие-то свои дефекты, ограничения, ущербность. Комплекс неполноценности – это тоже Пятерка Пентаклей. Эта карта говорит о том, что в настоящий момент человеку чего-то очень сильно не хватает – денег, любви, еды, тепла…он одинок и о себе не заботится. По Пятерке Пентаклей человек может находиться в стесненных обстоятельствах, в серьезном кризисе или быть глубоко обижен. Почва уходит из-под ног и остается только чувство убогости и бессилия.
«У-у, как все запущено».
Катастрофические неудачи в бизнесе.
Банкротство предприятия. Бесперспективные проекты. Кризис, беспомощность, уныние, бесперспективные дела, безнадежные планы, враждебность и травля. «Нищее это дело» – ему либо в прямом смысле не хватает финансовых вливаний, либо оно вообще лишено сколько-нибудь прочных оснований. Это может выразиться, например, как отсутствие спроса.
В то же время в окружении благоприятных карт Пятерка Пентаклей может указывать на очень даже перспективный бизнес, который приходится «начинать в сарае», навроде основателя Micfosoft. На первых порах придется трудно, кое-кто может не понять намерений и даже осудить их, придется отстаивать себя и свои убеждения, работая в сложной обстановке.
Как символ развала сбалансированной схемы Четверки, может проявиться в виде анархии, разброда и шатаний, столкновения групповых интересов.
Гениальные слова Циглера по поводу Пятерки Пентаклей – «это черная дыра, затрагивающая самые глубины подсознания, блуждание мыслей по кругу в бесплодном внутреннем диалоге при том, что энергия блокирована» – можно прочувствовать только впрямь оказавшись в такой ситуации. Трудности, травля, изгнание из группы. Проблематичная коммуникация, ее отвратительный остаточный негатив, ощущение проигрыша по типу «я плохой – ты плохой», которое несет потерю жизненной энергии и радости.
Пятерка Пентаклей может описывать как заваленность работой при явно недостаточном вознаграждении, так и увольнение, потерю работы, безработицу.
Любопытно, что в современной тарологии считается, что это карта спонсоров, меценатов, предназначения денег на развитие искусства (опять-таки в смысле жертвования материальным и обретения духовного).
Как символ профессиональной принадлежности может иметь отношение к работе с больнице, приюте для престарелых, хосписе, социальном центре, реже в цервки или в организациях, оказывающих помощь беженцам и пострадавшим в результате массовых катастроф.
Денежные потери. Материальные трудности. Разорение, нищета. Утрата крова над головой. Это карта бедности, тяжелых времен, нужды, убытков, нехватки материальных ресурсов, обнищания, отсутствие достатка. Безработица, жизнь на пособие или маленькую пенсию. Необходимость экономить каждую крупицу ресурсов (каких-либо, не обязательно денег), зависимость от других, вынужденность попрошайничать (так или иначе), необходимость в благотворительной помощи.
Туго с деньгами – по своей вине или благодаря обстоятельствам. Утрата преимуществ и выгодной позиции. Доходы, на которые был расчет, пройдут мимо, вложенные средства не вернутся. Это может быть ситуация, когда человек тратит больше, чем зарабатывает. «Так интересно, аж жуть». Обремененность чрезмерными финансовыми обязательствами, необходимость немедленного возврата долгов, денежный штраф.
Лучшее, что может дать карта – это свободу от обязанностей, связанных с деньгами и собственностью, но мао кто обладает таким уровнем философского восприятия реальности, чтобы оценить эту свободу как нечто особенно позитивное.
Перевернутая Пятерка Пентаклей может означать неожиданную прибыль.
Что касается отношений, то здесь все-таки каждый должен сделать вывод на личном опыте.
Часто этой карте приписывается значение привязанности к любовнику или любовнице, но это скорее смысл крепкой, неразлучной связи двух людей, которые страдают вместе, непризнаваемые обществом, но никогда не расстанутся, какие бы тяготы не подразумевала их связь.
Эта карта символизирует людей (или человека), свыкшихся со своим положением и даже не думающих, что его можно изменить. Основой их отношений становится совместная борьба против жестокого мира (поэтому в перевернутом виде эта карта, обещая общее улучшение жизни, ставит такие отношения под угрозу). Иногда по ней человек идет через нравственные мучения к в прямом смысле выстраданному решению.
В некоторых толкованиях она говорит об узаконивании отношений (иногда является индикатором суда, юридических инстанций), об обязательности, приличиях, узах и связях, о благопристойности (и только в перевернутом виде говорит о разладе, порче, хаосе, беспорядке, раздоре и разорении).
Иногда эта карта все-таки означает именно депривацию, лишение любви, утрату. Иногда карта говорит о том, что двое устали друг от друга и ждать сейчас особо нечего. Иногда выражается и в разлуке с партнером, и в одиночестве, и во внезапном разрыве отношений (уход одного, брошенность другого, уходящий может чувствовать себя брошенным и т.д.). Подсказку могут дать другие карты расклада.
Это может быть период в отношениях, когда по крайней мере один из партнеров плачет в подушку от чувства беззащитности и неуверенности в себе, ему больно и страшно и он мучается ощущением, что рядом с другим ему делать нечего, он нелюбим и ненужен. Комплекс неполноценности и образ мысли жертвы. Чувство одиночества, ненужности, покинутости, отверженности, душевной израненности.
Еще одно значение – изматывающие отношения, в которых партнер явно злоупотребляет ресурсами вопрошающего – деньгами, эмоциями, сексуальной энергией…чего бы ни касалось дело, присутствует вампиризм без проблеска пощады. Результат – потеря жизненной энергии и радости. Возможно, отсутствие денег мешает любви. Еще одно значение – эротические похождения, ведущие к потерям в бизнесе.
Иногда – разобщение людей, проблематичная коммуникация в отношениях, они под угрозой и все кажется совершенно безнадежным и невозможным.
Впрочем, Пятерка Пентаклей не так проста, и не зря в стародавние времена ее считали имеющей прямое отношение к теме любви. Она может описывать горячо любящего и глубоко страдающего партнера, который «стоит у двери и стучит» (а иногда в прямом смысле готов жить под дверью на лестничной клетке), покуда сердцем он куда богаче отвергающего. Он стоит у запертых дверей другого жестокого сердца как нищий, твердя «сжалься!» И на самом деле он просит НЕ ДЛЯ СЕБЯ. Он для другого стоит как нищий, чтобы в его сердце что-то изменилось, чтобы его рука подала ему то, что он просит, чтобы он научился этому для себя же.
Плохое! Серьезные проблемы со здоровьем.
Депрессия, подавленность, резкий упадок сил. Энергетический удар.
Полная истощенность жизненных ресурсов, сижение иммунитета. Хроническая болезнь, истощающая жизненные силы. Рак.
Синдром хронической усталости, профессиональное выгорание, синдром приобретенного иммунодефицита.
Наличие пагубных привычек, которые подрывают здоровье.
Анорексия, авитаминоз, недоедание.
Простуды, болезни, вызванные переохлаждением, пневмония.
Переломы (в особенности ног), увечья.
Пороки развития, врожденные патологии.
Нет. Желаемое пройдет мимо вас.
Карта описывает один из самых жестких вызовов жизни – оставаться духовным и творческим человеком, когда нечего есть. Оставаться сильным и целостным, будучи больным или увечным. Не терять внутреннюю красоту, созерцая в зеркале физические дефекты.
Хранить верность своим принципам, когда это грозит потерями и страданиями. Это противопоставление внешнего и внутреннего, физического и психического, материального и духовного, мирского и горнего, и вопрос – на что тебя хватит? Действительно ли не хлебом единым? Действительно ли блаженны нищие духом? Пятерки связаны с тайной Пятого Аркана. Эта карта отражает простоту и непостижимость Нагорной проповеди. В историческом смысле этому Аркану соотвествуют всевозможные pauperurum commolitonum – монашеские образования с акцентом на бедность, нестяжание и возвышение духа через смирение души.
Одно из интересных значений карты – она часто действительно указывает на близость к церкви и ее идеалам. Отшельническая и подвижническая жизнь, очищающая лишениями душу, смирение и терпение тут перестают быть метафорой и на память приходит старинное наблюдение, что люди глубоко верующие переносят жизненные тяготы и стрессы совсем иначе. Свет, исходящий от учения церкви согревает и поддерживает среди по-настоящему тяжелых времен вполне реально. Пятерка Пентаклей может говорить о необходимости сохранять смиренную и высокодуховную позицию при любых обстоятельствах и напоминать о том, что подобные испытания и страдания преходящи (мистерия Иова).
Снег на карте – это знак присутствия воды, возможности будущего очищения. У Кроули и Филадоро встречается интересное замечание, что ключевое слово Пятерки Пентаклей – это тревога, которую человек ощущает из-за потери воображаемой безопасности, которая еще вчера определяла его мышление (сама по себе будучи большой иллюзией). И корень этой тревоги – отсутствие веры. Мы теряем именно ее.
Ведь в обычной жизни мы все «ходим над попастью», все наше благополучие и сама жизнь может оборваться час от часу, но вера в то, что этого не случится, что все будет нормально, позволяет нам чувствовать себя на жердочке над бездной вполне беззаботно, комфортно и самоуверенно. В момент, когда нам выпадает Пятерка Пентаклей, эта вера куда-то улетучивается и мы чувствуем себя ужасно уязвимыми, беззащитными и «над бездной» – почва, на которую мы так крепко и бездумно опирались, вдруг уходит из-под ног.
Есть мнение, что Пятерка Пентаклей действует на сонную среди быта душу подобно камню, брошенному в болото. Никакая другая карта так точно не отразит состояние героя, очумевшего от благостного состояния Четверки Пентаклей, как Пятерка Пентаклей. С астрологической точки зрения, в теме этой карты ярко звучит Уран, изгнанный во Льве. Там, где Водолей “поглотится” новой идеей, Лев заведет себе любовницу, поэтому Пятерка Пентаклей часто означает эротические похождения, увлечение, флирт, любовные игры (а в перевернутом виде – дисгармонию в любви, страх, растрату энергии).
Ситуация повесы, гуляки часто идет по Пятерке Пентаклей. Взрыв спокойной атмосферы Четверки, конечно, просто так не дается. Он часто сопровождается денежными потерями, срывами, неудачами, разочарованиями, двусмысленными ситуациями. Иногда нарушение покоя Четверки оказывается ошибочным, и человек только и помышляет о том, как бы ему вернуться назад (бес попутал). Вместе с тем, следует заметить, что Пятерка Пентаклей символизирует ситуации кармические, то есть заданные изначально. Уплата кармических долгов, тема возвращения блудного сына.
Вообще, если Четверки – это уверенность и упорядоченность в жизни, то Пятерки – внешнее воздействие, разбивающее иллюзию совершенства и ввергающее в подавленное состояние духа.
Пятерка Пентаклей означает сложности, трудности, приводящие к успеху и утверждению на новом уровне (по Шестерке Пентаклей это как минимум удача в получении помощи), либо возвращающему назад, на уровень Четверки. Так или иначе, воспоминание о прожитом опыте остается, независимо от того, позитивным или негативным он был.
Знак Тельца символизирует способность к творческому труду. Но истинное созидание это гармоничное соединение материального и духовного в единое целое. Если действия Козерога опираются на собственный внутренний стержень и свое “Я” способно вести его к цели потому что оно оказывается для этого знака более значимым, чем все остальное, то для Тельца свое “Я” растворяется в чувстве и желании.
Если “Я” человека удовлетворено и к действию его больше ничто не вынуждает, то, чтобы взяться за дело, должно возникнуть желание сделать “что-то”, за что тебе будет благодарен окружающий мир. Поэтому основная задача первой декады Тельца – осознать свои чувства, понять закравшиеся в душу желания и откликнуться на них. Этой декаде присуща предприимчивость во всем, что касается чувственной сферы, – и потому ее отличает успешное функционирование и административная деятельность в сфере искусства.
Ей также свойственна эмоциональная восприимчивость, которой наделяет ее склонный к поиску Меркурий, – ее управитель, хотя для Тельца и характерна медлительность восприятия. Чувство усваивает информацию не с той скоростью как разум, зато прочно: постигая, оно закладывает фундамент здания будущего. Чувственный опыт становится основой жизненной мудрости. А мудрость традиционно говорит о бренности всего тленного.
На карте изображены нищие под окнами храма. Жалкие фигуры двух калек показывают, насколько человек не властен над земным. Свободная воля часто лишь калечит человека: он зачастую не способен без ошибок идти по своему жизненному пути (и в итоге чувствует беспокойство из-за растрат и нарушений). Эта карта показывает пространство, которое человек создает сам, но часто оно оказывается далеким от совершенства из-за его чрезмерных амбиций и нереализуемых желаний.
Есть мнение, что бредущие в снегопад двое нищих отражают общее состояние всего человечества. Свет в витражном окне символизирует эзотерическую мудрость, постижение которой дает освобождение от мирских невзгод. Увы, бедолаги бредут мимо, не догадываясь о том, что избавление рядом, хотя на груди у калеки висит колокольчик, символизирующий глас интуиции.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет – экономить средства и не влезать ни в какие рискованные предприятия. Сейчас не время испытывать себя на прочность. Упростить образ жизни, сократив потребности до необходимого. Предпочесть одиночество поддержанию мрачной связи. Любые материлаьные пожертвования сейчас помогают духовному росту. С по-настоящему близкими трудности сплачивают. Иногда карта советует обратиться за помощью в тяжелой ситуации – мир не без добрых людей.
Ловушка – закостенеть в привычном и вечном недовольстве (в том числе и самим собой), прибедняться, маяться ощущением неполноценности, панически бояться отказа. Увязнуть в безнадежной ситуации. Эта карта часто и есть предупреждение, указание на необходимость уделять делам должное внимание, следить за каждым шагом, демонстрировать обязательность в работе, исполнять свой долг и прекратить расточительность. Часто это намек карт, что мы тратим имеющиеся у нас деньги на что угодно, только не вкладываем их в собственую стабильность, защищенность и развитие. Карта может говорить и о том, что неоправданная гордость мешает принять не раз уже предлагавшуюся и очень нужную помощь.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — финансовые и жилищные проблемы; бедность; бездомный.
+ I. Маг — потеря инициативы.
+ II. Верховная Жрица — потерять нюх.
+ III. Императрица — лишиться прибыли.
+ IV. Император — лишится работы, семьи.
+ V. Иерофант — потерять веру; лишиться совести.
+ VI. Влюбленные — потерять поддержку в отношениях.
+ VII. Колесница — борьба за выживание.
+ VIII. Справедливость — признание несостоятельности.
+ IX. Отшельник — потеряться; заброшенность.
+ X. Колесо Фортуны — потерять удачу; кризис.
+ XI. Сила — бессилие.
+ XII. Повешенный — тиски кризиса.
+ XIII. Смерть — потерять здоровье.
+ XIV. Умеренность — смириться с лишениями.
+ XV. Дьявол — опуститься «на дно».
+ XVI. Башня — потеря дома, здоровья; приют.
+ XVII. Звезда — надежда, что тяготы и лишения когда-нибудь кончатся.
+ XVIII. Луна — беспросветное материальное будущее; отсутствие поддержки.
+ XIX. Солнце — облегчение.
+ XX. Суд — «увидеть свет в конце туннеля».
+ XXI. Мир — обрести свой мир, свой дом, гражданство.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — увидеть свет во мраке.
+ Двойка Жезлов — не замечать возможностей.
+ Тройка Жезлов — едва наметившийся прогресс в создавшейся ситуации.
+ Четверка Жезлов — не достигнутая цель.
+ Пятерка Жезлов — борьба за выживание.
+ Шестерка Жезлов — ухудшение материального состояния; неверно выбранное направление.
+ Семерка Жезлов — неспособность постоять за себя.
+ Восьмерка Жезлов — падение.
+ Девятка Жезлов — утомленный проблемами.
+ Десятка Жезлов — подорванное здоровье; финансовая каббала.
+ Паж Жезлов — нерадостные новости.
+ Рыцарь Жезлов — испытания; разрыв.
+ Королева Жезлов — отсутствие веры в себя; неразумное ведение дел.
+ Король Жезлов — недостаток энергии; недальновидность и отсутствие осмотрительности.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — бесчувствие.
+ Двойка Кубков — отсутствие поддержки.
+ Тройка Кубков — праздный образ жизни.
+ Четверка Кубков — неудовлетворенность своей жизнью.
+ Пятерка Кубков — отчаяние.
+ Шестерка Кубков — лишиться заботы и внимания.
+ Семерка Кубков — разочарование.
+ Восьмерка Кубков — поиск лучшей доли.
+ Девятка Кубков — фиаско.
+ Десятка Кубков — потеря семьи.
+ Паж Кубков — потребность в новых отношениях.
+ Рыцарь Кубков — отсутствие согласия.
+ Королева Кубков — недостаток понимания.
+ Король Кубков — отсутствие утешения.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — хромая бесперспективная идея.
+ Двойка Мечей — безвыходность.
+ Тройка Мечей — мучительная ситуация.
+ Четверка Мечей — болезнь.
+ Пятерка Мечей — унижение; финансовая потеря.
+ Шестерка Мечей — поиск лучшей участи; бегство от нужды.
+ Семерка Мечей — безрассудность.
+ Восьмерка Мечей — в плену финансовой нужды
+ Девятка Мечей — депрессия из-за неустроенности.
+ Десятка Мечей — скатиться на самое дно.
+ Паж Мечей — неоправданный поступок.
+ Рыцарь Мечей — разорение.
+ Королева Мечей — лишение.
+ Король Мечей — проблемы с законом.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — подачка.
+ Двойка Пентаклей — нужда из-за долгов.
+ Тройка Пентаклей — нужда в заказах.
+ Четверка Пентаклей — нужда в сбережениях.
+ Шестерка Пентаклей — пособие; подачка; вынужденный кредит.
+ Семерка Пентаклей — затянувшийся период безденежья.
+ Восьмерка Пентаклей — нужда в работе.
+ Девятка Пентаклей — разорение из-за инвестиций.
+ Десятка Пентаклей — разорившееся семейство.
+ Паж Пентаклей — безалаберность в финансовом вопросе.
+ Рыцарь Пентаклей — отсутствие деловой хватки.
+ Королева Пентаклей — непрактичность.
+ Король Пентаклей — разорившийся Король.