Меню Закрыть

ДЬЯВОЛ – ТАРО УЭЙТА

ДЬЯВОЛ

ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ДЬЯВОЛ – ТАРО УЭЙТА


ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

В самом простом смысле Дьявол указывает, что человек не очень-то держит под контролем ситуацию, о которой идет речь, и может навлечь на себя массу неприятностей.

Дьявол указывает, что где-то в чем-то человек вступил на путь саморазрушения и деградации (или присутствует такая перспектива). Он предупреждает, что в потакании своим слабостям вопрошающий переходит допустимые границы. Или что происходит злоупотребление силой (любой, в том числе эротической), и это тоже суть потакание своей слабости. Или имеет место сугубое подчинение кому-то или зависимость от чего-то, и ни к чему хорошему это не приведет. Дьявол указывает на подавляющую ситуацию, на то, что какая-то личность или какая-то слабость приобретает над нами слишком большую власть, лишает нас свободы и нормального самопроявления. Это может быть и просто дурное внешнее влияние В итоге мы начинаем делать как раз то, чего не должны бы. Это главный трюк Дьявола – заставить человека вести себя образом, прямо обратным тому, который несет ему благо.

Из всех Арканов Таро Дьявол представляется самым трудным для понимания, потому что у каждого он свой. Уэйт считал, что главное проявление Дьявола – страх, другие авторы подчеркивали возбуждение низменных инстинктов, третьи полагают, что это темное прошлое, от которого человек каким-то образом зависим. Общими для всех можно, пожалуй, считать лишь ситуацию зависимости от кого-то или чего-то, слабую волю, постыдный провал благих намерений, а также действия, совершаемые вопреки собственным убеждениям. Темная сторона всех вещей, а каких именно – покажут другие карты.

Чтобы не сбиться с пути в толковании (а Дьявол имеет к сбиванию с пути прямое отношение), надо помнить, что вообще происходит, когда совершается расклад. Таро – это мудрый и проницательный Друг. Являя Дьявола в раскладе, этот видящий насквозь друг предупреждает: то, как действует сейчас твой разум, ведет к разрушению порядка, к направлению твоей жизни не в то русло. Присутствует огромное искушение проигнорировать правила, сбиться с пути истинного под влиянием искушения, страха или иного давления. Главным образом – срезать старые прямые дороги, не практиковать терпение и труд, потакать своим прихотям. Дьявол отклоняет от Умеренности и дело заканчивается Башней. Так или иначе, эта карта показывает, что мы играем с огнем. На глубинном уровне она означает, что наш вопрос затрагивает, прежде всего, теневые стороны нашей личности, или же в ситуации явно присутствует какое-то дурное влияние.

Чаще всего по Дьяволу проходит лихорадочная одержимость чем-либо (сильное увлечение, наносящее явный вред деловым обязанностям, потеря совести из-за страсти, искушение нечестных приобретений и тому подобные вещи).
Вообще выпадение Дьявола само по себе можно рассматривать как совет срочно возвращаться на путь истинный и предупреждение, что упорствуя в том, что символизирует эта карта, человек жестоко поплатится. Бывает, что дать обратный ход уже невозможно (вариант героиновой зависимости). Пока выбор еще есть – надо уносить ноги, не оглядываясь.

ЛИЧНОСТЬ

«Одержимость мелким бесом».

А иногда средним и крупным – калибр могут подсказать другие Арканы. Человек находится во власти какой-то навязчивой идеи, страха или другой сильной эмоции, воздействующей на него разрушительно. Стадия в духовном развитии, символизирующая столкновение с собственной тенью, с темными аспектами собственной личности, которые исподволь управляют нами. Это испытание, по ходу которого можно увидеть самую инволюционную часть своей натуры, которую не желаешь принимать или, даже если принимаешь с распростертыми объятиями, все равно не знаешь, как контролировать.

По Дьяволу человек может носиться с какими-то злыми намерениями – отомстить, похитить, соблазнить или даже убить ко всем чертям. ОЧЕНЬ характерная особенность Дьявола в том, что человек вообще не думает о грядущих последствиях. Мир, мышление и жизнь как будто заканчиваются для него в той точке, где это будет реализовано: вот я соблазню, завладею, отомщу, порешу…а там будь что будет. Дальше мышление обрывается, потому что думающий сейчас за человека тонкий демон полностью «самоосуществиться» в этой цели и отпадет, ему больше ничего не будет нужно от человека, а вот жить дальше и расхлебывать придется самому. В Дьяволе всегда силен элемент внутреннего слабоволия (именно внутреннего, внешне человек может вести себя чрезвычайно целенаправленно, и цель обычно та самая, «дьяволова»). Присутствует самопотакание, огромная зависимость от своих желаний, влечений, пристрастий. В гороскопе они обычно обозначены положением Лилит – что называется, «слабое место», через которое человек склонен деградировать, то, как проявляется его испорченность, слабоволие или беспринципность. Лилит может быть разной силы и проявляться очень по-разному в зависимости от знака, дома и аспектов. То же самое можно сказать и про Пятнадцатый Аркан. У кого-то это постыдный страх и дрожь в коленях, а у кого-то – искушение смести все на своем пути, не оставив камня на камне, боятся пусть все остальные… У кого-то он больше связан с жестокостью и разрушением, а у кого-то с безудержностью сексуальных импульсов. Дьявол одинаково хорошо внушает патологическое влечение и патологическое избегание. Одних Дьявол скорее услаждает, других скорее мучает, но в любом случае все имеет свою цену. В некоторых случаях человек совершенно отчетливо видит, что это «жуть во мраке». Но как искуситель Дьявол чаще всего предстает под привлекательной личиной. Именно в этом-то и трудность бороться и противостоять.

В худшем случае, Дьявол указывает на попадание в саморазрушительное рабство к своим пагубным пристрастиям, искушениям, привычкам, зависимость от них. Отсюда элемент беспринципности – обещания избавиться от этих страстей как правило только слова. Вообще мораль человека, описываемого Дьяволом, чрезвычайна сомнительна, и доверять ему не стоит для собственной же пользы. Пятнадцатый Аркан может указывать на виновность в противозаконных действиях (а уж по какой статье они проходят, могут подсказать другие карты).

Дьявол часто говорит о рабской чувственности, зависимости от собственного комфорта, которая может проявляться и как непомерная жадность к шикарным вещам, и как наркомания, и как одержимость сексом, и просто как непобедимая лень. Еще одно очень часто проявляющееся значение Дьявола – зависимость от другого человека.

А иногда Дьявол просто подстегивает отчебучить чего-нибудь эдакое, повыпендриваться, пережить нечто «захватывающее»…или просто «быть как все», не отстать от мира сего.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Изредка Дьявол сообщает, что человек должен пройти испытание на прочность и сообразительность, чтобы достичь вершин в своем деле. Но гораздо чаще это просто ситуация, когда человек «продал душу» чему-то и попал в подчинение, из которого не волен выбраться. Выглядеть это может очень по-разному, и сфера действия тут может быть практически любой. Это с одинаковым успехом могут быть шоу-бизнес, финансы, наука или политика. Присутствует большая зависимость от другого человека, или большое давление. Ситуация вынуждает совершить поступки, о которых рано или поздно придется серьезно сожалеть, и может быть этот момент уже наступил.

Дьявол говорит о риске предать свои убеждения, попасть в зависимость, быть скомпрометированным, подвергнуть . Дьявол говорит о риске предать свои убеждения, попасть в зависимость, быть скомпрометированным, подвергнуться ловкой манипуляции. Невозможность действовать по своему усмотрению. Дьявол редко описывает ситуацию открытой травли – он обычно предстает под привлекательной личиной, внешне все может выглядеть вполне благопристойно (хорошей иллюстрацией может служить фильм «Фирма»). Вовлечение в сомнительные предприятия, которые могут плохо кончиться. Клубок темных махинаций, паутина лжи и интриг, проблемы нарушения профессиональной этики. Это может быть фальсификация каких-то данных, круговая порука, воровство, теневые сделки, обход субординации, разглашение конфиденциальной информации, коррупция – словом, «рыльце в пушку». Нередко за попаданием в подобную «сеть» сомнительных дел следует беспощадная эксплуатация или одержимость дальнейшим возвышением. Поэтому Дьявол может быть показателем трудоголика, забывающего обо всем остальном в жизни.

Занятия чем-то неблаговидным – круг значений очень широк, это может быть и черная магия, и проституция, и мошенничество любого рода, от курсов исцеления от всех болезней до производства политической рекламы.
В профессиональном плане Дьявол тесно связан с политикой и ростовщичеством.
Дурные советы. Борьба за власть.

Дьявол может предвещать также неожиданный провал в делах из-за чьих-то происков или рокового стечения обстоятельств. ся ловкой манипуляции. Невозможность действовать по своему.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Когда основным вопросом расклада является материальное благополучие, Пятнадцатый Аркан проявляется относительно позитивно, обещая его достижение, хотя скорее всего не самыми чистыми средствами. Дьявол является символом наживы и продажности, меркантильности и взымания платы с процентами. Он говорит о концентрации усилий исключительно на достижении материальных благ, большой жажде материального, чисто физического благополучия, зацикленности на «хорошей жизни». Однако, как говорят в Одессе, видеть пирожок, иметь пирожок и кушать пирожок – это три большие разницы. Да и риск деградации в погоне за этими вещами налицо. По Дьяволу проявляется нажива за счет других, обогащение за чужой счет.
Попадание в ситуацию зависимости и подчинения (типичная ситуация содержанца). Кроме того, это неудержимая жажда гоняться за все новыми приобретениями.
Финансовые махинации. Спекуляции.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Безусловно, привязанность, сильное влечение, вспышка страсти. О, Дьявол – это карта отношений! Но каких, вот вопрос. Обычно из серии «бес попутал».

Дьявол часто открывается для тех, кто испытывает искушение вступить в любовную связь на стороне или совершенно потерял из-за кого-то голову. Стремление и желания настолько сильны, что полностью затмевают голос разума, мешая реально оценивать человека и ситуацию. Партнер – роковая страсть, истинная тень, индикатор темной стороны человека. Он искушает (не обязательно сознательно) и несет с собой примитивную энергетику, заставляющую забыть обо всем, потерять себя. Банцхаф и Акрон отмечают: «символизируя искусство обольщения, страсть и очарование, Дьявол всегда указывает на то, что все это ловушки и обман. Он предупреждает о разрушительных последствиях отношений, выстроенных на эмоциональной зависимости, тирании, садомазохизме, в основе которых лежат силы тьмы и огромный страх перед самим собой». По Дьяволу проходят не только жгучие искушения, но и просто подавление со стороны какого-то человека, отрицательное влияние – он контролирует, запугивает, разрушает «я» партнера, навязывает свой образ мысли. Вообще указание на нездоровые разрушительные взаимоотношения – едва ли не самая частая роль Пятнадцатого Аркана в раскладах! Могут быть такие проявления как финансовая зависимость, сексуальная одержимость, шантаж, предательство, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие. Нередко всплывает проблема ревности, контроля и манипулирования. Типична также тематика «обесчещивания», бесчестья. Сексуальные аномалии, всякий «двусмысленный шарм» также находится в ведении пятнадцатого Аркана. Возможна просто бурная, но крайне непродолжительная страсть, сопровождаемая ощущением, что лучше было бы в эту связь все-таки не вступать. Даже обеспечив пару-тройку острых переживаний, Дьявол в конечном итоге несет несчастья и страдания. Да, мы можем сказать: это был опыт, это многому меня научило, и все же, окидывая взглядом свою биографию на излете дней, мы в лучшем случае поморщимся – этого пятна на ней вполне могло бы и не быть. А в худшем – будем иметь повод для раскаяния, выдающегося по запоздалости и безнадежности. Дьявол является индикатором связи, в которой человек очень далеко отступил от своих принципов, понятий о чести и честности. Во временном угаре они могут показаться условными и лишними, но потом совесть ощутимо о себе напомнит.

Иногда Дьявол указывает на кармически неизбежное зло, нечто тайное и предопределенное. Кроме значения искушения и насилия над светлой природой, Дьявол (как и астрологически Лилит) имеет кармическое значение – рок, фатум, обреченность. Об этом часто забывают, хотя это подчеркивается в старых толкованиях. Присутствие Дьявола в раскладе делает обстоятельства роковыми, фатальными, даже если и не порочными в корне. Его появление – это знак рока, довлеющего над ситуацией. Иногда Дьявол указывает, что глубокая и страстная связь, существующая между людьми, сложилась еще в прошлом, и теперь произошло соединение кармических предпосылок. Но вот основание этой связи – мрачное, и в прошлом между ними имели место огромные трудности, возможно, ненависть, насилие, невыполненные обещания, роковые клятвы, использование каких-то магических приворотов или что-то тому подобное. А теперь эти двое постоянно бередят застарелые раны друг друга.

Дьявол заметно энергетизирует сферу инстинктов. Одна из причин, почему из описываемых Пятнадцатым Арканом отношений сложно выбраться – это набор интенсивных сексуальных переживаний. Барахтаясь в пучине страсти, человек может прекрасно сознавать, что увяз не на шутку и хорошо бы выбраться, но как это сделать не представляет. Иногда карта указывает на что, что в деле не обошлось без магических приворотов, и это состояние «одержимости» возникло как результат каких-то манипуляций, имеющих целью привязать к себе. Один партнер играет с другим как кошка с мышью, сознательно или нет, идет на хитроумные уловки, чтобы привязать, заполучить, вернуть, овладеть, отомстить – список «мечтаний» можно продолжать. Также Дьявол может указывать на связь, в которой любовь и ненависть присутствуют одновременно и в высокой концентрации. Присутствуют и неконтролируемое влечение, и большая враждебность (и желание избавиться, и страх потерять, свободы ноль…в общем, типичные проявления Лилит). Отсюда вечный бой, покой нам только снится, если появляется время на сон. В эти отношения совершенно необходимо внести свет и хоть немного освободить друг друга, потому что на данный момент они являются очень вязкими, мучительными, силовыми по сути, с большим акцентом на темы власти, покорения, невозможности противостоять и неспособности вовремя остановиться. Не стоит приуменьшать опасность, которая от них исходит.

Реакция на подарки Дьявола сильно зависит от отношений человека с «зеркальным» Арканом – Первосвященником, то есть от наличия моральных понятий. При их неразвитости, человек находит своего учителя именно на Пятнадцатом Аркане, усматривает в происходящем интересность и «счастье» и тонет с головой, иногда успешно подводя под все это философско-психологическую базу (что лишний раз подтверждает старое правило: Дьявол есть пародия Первосвященника). Если совесть развита, то происходящее по Дьяволу однозначно оценивается как темная полоса и лишение собственной воли. Человек отчетливо чувствует, что все это – страсть, мания, одержимость, инстинкты – заставляет его поступать наперекор собственной воле. Отождествления с тенью не происходит, и ее радостного принятия тоже. Дьявол остается насильником и поработителем.

По Дьяволу могут идти и сложные чувства, связанные с расторжением мучительной связи – например, разводом, по ходу которого отношения выясняются до предела, обнажающего все неблаговидные чувства. Перейти все границы приличий можно запросто, какого бы хорошего мнения человек ни был о своей воспитанности.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Иногда карта указывает на дурное астральное влияние, черномагические действия (хотя тут как правило требуется подтверждение со стороны других Арканов, например, наличие Повешенного).
Разрушение (или как минимум подрыв) здоровья из-за зависимостей, дурных привычек, неправильного образа жизни, самопотакания. Наркомания, алкоголизм. Венерические болезни.
При подтверждении другими Арканами – смерть.

ДА ИЛИ НЕТ

Нет, это будет рабством.

ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Как Лилит высвечивает темную или слабую сторону каждого знака Зодиака, в который попадает, так и Дьявол олицетворяет темную сторону других карт (и в особенности находящихся в раскладе по соседству): для Мага это черная магия, для Жреца – ханжество, стяжательство под личиной святоши, для Влюбленных – борьба за власть или вырождение партнерских отношений в похоть без малейшего признака любви, для Справедливости – коррупция или неумение признать собственную неправоту. Он олицетворяет обратную, темную сторону Силы, неумеренность в противоположность Умеренности и правит различными областями Луны. Но в наибольшей степени это темная пародия на Пятый Аркан (Иерофант, Первосвященник) – чему ты, собственно, поклоняешься и служишь?

Это борьба между Высшим добром и Высшим злом (и они могут выглядеть вовсе нетривиально, на этом высшем уровне!). Зло является составной частью как сущности человека, так и жизни вообще, и здесь выбор совершается не в сторону порядка, а в сторону хаоса. Индивидуализм, нежелание подчиняться миропорядку, жажда идти собственным путем – это дорога, которая никуда не ведет.
Фигура Дьявола является символом магических сил астрального света или универсального зеркала, в котором божественные силы отражаются в обратное, или низшее состояние. С этой картой соотносится также понятие астрального света, как универсального творящего начала, астрологически соответствующего Марсу (планете экзальтирующей в знаке Козерога). Перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда) символизирует принцип активного снисхождения духа в материю, а также деградацию и гибель духовного начала в человеке. Крылья летучей мыши подчеркивают его принадлежность к ночной или теневой сфере, а животная природа человека выражена в форме мужского и женского начал, прикованных к кубу, на котором восседает Дьявол. Его факел – ложный свет, ведущий непросвещенные души к их собственному разрушению. Они закованы в свободные цепи – могут их сбросить, но не делают этого. Этих «черных влюбленных» держат иллюзии, а не реальные оковы. В этом, кстати, источник надежды – цепи можно сбросить. Надо только найти в себе желание это сделать. Люди не делают этого потому, что не хотят.
Козерог ассоциируется с козлорогим Паном – античным богом неумеренности и неистовства; он не был зол, но звуки его свирели возбуждали людей и приводили в безудержное неистовство.
По идее, человек должен уметь видеть Дьявола и не бояться вступить с ним во взаимодействие (выражаясь языком психологии, следует познать свою тень). Главный трюк Дьявола – делать вид, что его не существует. Во внутреннем мире это выглядит как ощущение собственной безгрешности, праведности и свободы от всего низменного, от слабостей и зависимостей. От этого во все времена предостерегали духовные наставники всех вероисповеданий, включая христианское: не мни себя безгрешным, не мни себя сильным.

Пятнадцатый Аркан часто ставит на вид «комплекс сверхчеловека», люциферическую тему первенства и гордыни, самонадеянности и заносчивости. Он искушает «самореализацией» в самых различных областях, самовыпячиванием – все равно, где и как, лишь бы заметили, внушает потребность опередить кого-то, одержать над кем-то победу, доказать свое превосходство.
Иногда срабатывает и значение чрезмерной социализации, зависимости от своего эго, а вот эго – от мнения других людей. Дьявол – «князь мира сего». А мир во многом сковывает человека цепями. Люди становятся такими, какими их принимает этот самый «сей мир», заставляющий бороться за свое существование по образу и подобию джунглей.

Древние учили, что есть порядок для мира, в котором все живые существа способны найти свое лучшее предназначение. Божественный закон устанавливает и поддерживает этот порядок. Дьявол стремится его ниспровергнуть. Истинный путь по Таро – приблизиться к божественной силе. На этой стадии развития путник уже достаточно силен и посвящен, чтобы стать ценным слугой сил зла. Именно в этой точке предстоит выбрать, продолжать ли путь к конечной цели или пойти по другой дорожке (которая здесь начинается…и здесь же заканчивается). В этот момент искушение очень велико – Умеренность предлагает терпеливо и скромно ждать завершения задач, а Дьявол указывает на способ достижения той же цели без ожидания и без трудов. Предлагаемое огромно, но цена еще дороже. На самом деле человек МОЖЕТ достичь всего этого и без помощи Дьявола. Он просто заинтересован в слуге и его потенциале. Глядя на Пятнадцатый Аркан в раскладе, следует помнить, что Таро – живой проводник в мир трансформации и роста, и показывая человеку Дьявола, старается помочь осознать опасность или предотвратить пагубную ошибку. Сейчас предлагается быстрое решение проблем и удовлетворение – без трудов, ожидания, морали и так далее. Оно напоминает – нетерпеливость приведет к крушению всех планов и надежд, темным силам инволюции это на руку. Им вовсе не нужен успешно развивающийся свободный человек, они заинтересованы в том, чтобы остановить и опутать героя сетями. За власть или усладу, предлагаемую Дьяволом, придется заплатить дорогую цену, и личная свобода будет первым. Все идет к тому, что таким образом в жизни воцарится хаос и обреченность на несчастья, страдания, одиночество, самые злополучные обстоятельства. Ищущего обходных путей ждут опустошение и падение, бедствия и саморазрушение, даже если сейчас ему предлагаются золотые горы.

По поводу астрологических ассоциаций нами найден следующий материал: само число 15 (Пятнадцатый Аркан) связано с полнолунием, 15-м лунным днем. Луна – планета бессмертной души. Умирая и вновь рождаясь на небосклоне, она пробуждает в человеческой душе идею бессмертия и ассоциируется с образом небесного Глаза, обозревающего по ночам Землю. Но ночью все земное погружено в сон, и недремлющему Оку не с кем поделиться об увиденном, и оно лишь видит, но не говорит. Но его зрение остро и проникает в самые темные уголки материи, познавая всю ее суть и основу. Сохранить старое при рождении нового – это традиционная функция Луны. А за плотную материю, где происходит запись этой памяти, отвечает знак Козерога. Можно сказать, что если Стрелец утверждает новое видение мира, то Козерог, как его компенсация, привязан к старому, к самым жестким и консервативным его основам, поэтому карту Дьявол (астрологический эквивалент которой – знак Козерога) связывают со служением материи, которое несет внутреннее (духовное) опустошение.

Некоторые авторы считают, что Дьявол в раскладе является символом испытания, “вызова” (challenge), некоего экзамена, который человек должен сдать, чтобы проверить свои силы и подняться на новый уровень осознания себя и мира. Таким экзаменом или испытанием может стать что угодно – рискованное предприятие, решение пойти на обострение конфликта или, действительно, алкоголь, наркотики, супружеская измена. Фокус в том, что экзамен нужно сдать, нужно пройти через него сознательно, – и, если карта в прямом положении, это будет лишь способствовать росту и освобождению от искушений на будущее. Если же она перевернута, то человек либо не сдаст экзамена (струсит или провалится), либо не сможет освободиться от зависимости, в которую попал, по крайней мере в ближайшее время.

В своей наиболее позитивной трактовке Пятнадцатый Аркан – это Герн, зеленое божество природы и леса, олицетворение инстинктивной и сексуальной природы человека. С тех пор, как человек подразучился обращаться с бессознательными силами, их проявления стали считаться демоничными и опасными (церковь здесь сыграла не последнюю роль). Герн же смиряет, покоряет инстинктивной природе, возвращает на землю и учит почтению к ней. Герн в первую очередь мужское божество, в его власти мужская сексуальность и способность производить потомство. Это очень интересная, хотя и редко высвечивающаяся сторона Аркана. Герн – отец и бог отцовства. Он воплощает жажду жизни и инстинкты, позволившие сохраниться человеческому роду. Это и половой инстинкт, и эгоистическая вера в то, что мы в центре мироздания, и стремление всем управлять в собственных интересах. Попытки доказать обратное и подавить силы Герна саморазрушительны. Разумеется, эта мораль противоречит морали христианской и рога Герна сделались рогами Дьявола. Прежде было отмечено, что Дьявол – это темная пародия Первосвященника. Однако здесь нельзя не заметить, что попытки священников полностью игнорировать все императивы Герна нередко превращают их в темную пародию Дьявола, и проблеме одержимости соблазнами и искушениями в их жизни отводится такое место, что средний европеец, украдкой приценивающийся к виагре, может лишь подивиться. Герн несет огромный запас жизненной энергии, которого должно хватить на выживание всех. Он стоит на страже жизни, не полагаясь на наши шаткие представления о ее ценности. Временное затуманивание разума детей-людей инстинктивными порывами предусмотрено папой-Герном весьма заботливо и дальновидно. Не детям это решать – выживать ли роду человеческому из тысячелетия в тысячелетие. Тут вопрос серьезный, не до щепетильности. Поэтому инстинкты, несмотря ни на какое сопротивление и подавление заявляют в определенную пору жизни о своем существовании и требуют, чтобы их услышали и направили. И по идее папу-Герна, стоящего у каждой колыбели, за это надо не проклинать, а почитать и благодарить (вечное разногласие христианства и язычества).

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ КАРТАМИ

СТАРШИЕ АРКАНЫ

+ O. Шут — опьянение; наркотический дурман; одурачить; демон безумия.
+ I. Маг — манипуляции; черный маг; патологический врун; великий мистификатор.
+ II. Верховная Жрица — черная магия; ведьма; шантаж.
+ III. Императрица — теневые доходы.
+ IV. Император — подавляющая ситуация; теневая структура; коррупция во власти; интриганство.
+ V. Иерофант — ложный учитель; безнравственность; сатанизм.
+ VI. Влюбленные — демон разврата; похоть; отношения, основанные на сексе или ненависти.
+ VII. Колесница — насилие.
+ VIII. Справедливость — демон беззакония; продажный суд.
+ IX. Отшельник — одиночество из-за порока.
+ X. Колесо Фортуны — игромания.
+ XI. Сила — демон зависимости; демоническая энергия; неконтролируемая страсть.
+ XII. Повешенный — демон предательства; бесплатный сыр в мышеловке.
+ XIII. Смерть — разрушительные последствия.
+ XIV. Умеренность — демон невоздержанности.
+ XVI. Башня — демон высокомерия и разрушения; финансовая пирамида; грехопадение.
+ XVII. Звезда — демон безверия.
+ XVIII. Луна — демон лжи; обман, кража, помешательство.
+ XIX. Солнце — высветить все, что темно; больное тщеславие; чем ярче снимок, тем чернее негатив.
+ XX. Суд — помощь.
+ XXI. Мир — оставить темное прошлое; одержимость властью.

ЖЕЗЛЫ

+ Туз Жезлов — провокация; сластолюбец; сексуальный маньяк.
+ Двойка Жезлов — строить козни; Дьявол кроется в деталях.
+ Тройка Жезлов — проблем больше, чем ожидалось.
+ Четверка Жезлов — обман, кризис в доме.
+ Пятерка Жезлов — выяснение отношений; враждебное и нечестное окружение.
+ Шестерка Жезлов — самообольщение; довериться обманщику.
+ Семерка Жезлов — рабское положение; всецелое подчинение.
+ Восьмерка Жезлов — насилие.
+ Девятка Жезлов — чрезмерная подозрительность; паранойя.
+ Десятка Жезлов — злоупотребления; безоговорочное подчинение.
+ Паж Жезлов — просчеты.
+ Рыцарь Жезлов — безответственное поведение.
+ Королева Жезлов — подавленность.
+ Король Жезлов — тщеславие, порочность.

КУБКИ

+ Туз Кубков — демон искушения; жестокий обман в любви; манипулирование на чувствах; нездоровое увлечение.
+ Двойка Кубков — лживые обещания; нездоровые привязанности; пагубные отношения; порочные связи.
+ Тройка Кубков — праздность.
+ Четверка Кубков — демон уныния; потакать дурным наклонностям.
+ Пятерка Кубков — потери из-за пагубных привычек.
+ Шестерка Кубков — бывший алкоголик или наркоман.
+ Семерка Кубков — грязные мысли; наркомания; алкоголизм; обман.
+ Восьмерка Кубков — избавляться от вредной привычки.
+ Девятка Кубков — обжорство; алкоголизм; потакание своим слабостям.
+ Десятка Кубков — круговая порука; порок в семье.
+ Паж Кубков — непристойное предложение.
+ Рыцарь Кубков — притворщик.
+ Королева Кубков — порочная Королева.
+ Король Кубков — порочный Король; пьянство.

МЕЧИ

+ Туз Мечей — дьявольская идея; идея-фикс; дамоклов меч.
+ Двойка Мечей — бессилие.
+ Тройка Мечей — жестокость; садизм.
+ Четверка Мечей — трусость.
+ Пятерка Мечей — бесчестие.
+ Шестерка Мечей — попытка «завязать».
+ Семерка Мечей — темные делишки; дьявольские уловки; клептомания.
+ Восьмерка Мечей — невроз; наваждение; демон страха.
+ Девятка Мечей — приступ паники.
+ Десятка Мечей — убийца.
+ Паж Мечей — завистник.
+ Рыцарь Мечей — несдержанность.
+ Королева Мечей — лицемерие.
+ Король Мечей — беспринципная личность; жажда власти.

ПЕНТАКЛИ

+ Туз Пентаклей — незаконные деньги; зависимость от денег.
+ Двойка Пентаклей — опасная игра с деньгами.
+ Тройка Пентаклей — незаконная торговля.
+ Четверка Пентаклей — стяжательство; чрезмерная привязанность к материальному; патологическая жадность; демон алчности.
+ Пятерка Пентаклей — серьезные экономические проблемы как следствие деградации личности.
+ Шестерка Пентаклей — сомнительная доброта.
+ Семерка Пентаклей — спекуляции.
+ Восьмерка Пентаклей — подпольный бизнес.
+ Девятка Пентаклей — незаконно нажитое богатство.
+ Десятка Пентаклей — мафиозный клан.
+ Паж Пентаклей — личность, не заслуживающая доверия.
+ Рыцарь Пентаклей — незаконные поборы.
+ Королева Пентаклей — расчетливая женщина.
+ Король Пентаклей — глава нелегального бизнеса; мафиози.


ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО

НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


ДЬЯВОЛ - ТАРО УЭЙТА В самом простом смысле Дьявол указывает, что человек не очень-то держит под контролем ситуацию, о которой идет речь, и может навлечь на себя массу неприятностей.
ПОВЕШЕННЫЙ

ПОВЕШЕННЫЙ

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Повешенный приобрел репутацию одной из самых неблагоприятных карт, какие могут появиться в раскладе. Спорить с этим, пожалуй, не приходится – описываемый опыт определенно не будет простым и легким. Однако, он может быть очень ценным, это раз. Как сказал кто-то из великих, жизненный опыт – это не то, что с нами происходит, а то, что мы делаем с тем, что с нами происходит.

Там, где один впадет в деструктивное состояние вечной жертвы, утопающей в самооплакивании, другой ощутит единство со всем миром и мистическое слияние с Потоком судьбы, подобное акту любви (недаром древние прозвали его «amor fati»). Кроме того, в случае Повешенного, очень многое зависит от темы вопроса! Если речь идет о намерении вопрошающего достичь какой-то важной цели, ради которой он готов чем-то жертвовать, то Повешенный четко сообщает, что событие, о котором идет речь, произойдет. Вопрос может касаться многолетней учебы в высшем учебном заведении, приобретения недвижимости или другого ценного имущества в кредит и так далее. Очевидно, что вопрошающий собирается ввязаться во что-то (Повешенный связан), «зависнуть» на каких-то целях и образе жизни на длительный срок (Повешенный висит), и сам, некоторым образом, превратиться в «недвижимость» (утратить возможность распоряжаться своими деньгами, временем или другими ресурсами, поскольку они посвящены избранной цели). Случится ли это? Если выпал Повешенный, то Таро сообщает – да. Таким образом, это будет позитивный ответ. Везде, где подразумевается преданность долгу, Повешенный на своем месте.

Однако, если ничего такого вопрошающий не имеет в виду, голова его отнюдь не загружена наполеоновскими планами, рассчитанными на долгоиграющий героизм, а вопрос касается того, как пройдет увеселительная поездка, даст ли шеф денег в долг или позвонит ли заинтересовавшая персона, то ответ Повешенного будет отрицательным. Поездка будет отложена или сопряжена со всевозможными препятствиями, шеф не только не даст денег, а еще и урежет зарплату за чужие грехи, а ждать звонка можно будет до конца тысячелетия. В качестве опорной или итоговой карты расклада он любит сообщать, что никакого продвижения вперед не будет, так что сейчас лучше отказаться от намеченного и оставить тему в покое. Все это потребует гораздо больше времени, чем хотелось бы. Раз выпал Повешенный, что-то испытывает наше терпение или предлагает освоить урок смирения.

На других позициях карта описывает необходимость (или, реже, желание) каких-то жертв и нового подхода. Есть цели, ради которых можно пережить что-то неприятное. Если ты выдержишь, жертва полностью окупится. Но жертва понимается здесь не как бесплодная потеря чего-то дорогого, а как отдача во имя приобретения еще более необходимого. Главный урок карты – понять, что жертва добровольна, потому что ЦЕЛЬ ТОГО СТОИТ. И жертва, и цель могут быть любыми – физическими, интеллектуальными, духовными. Но все это трудное и возможно затяжное («искупительное») время надо помнить – жертва добровольная и цель того стоит.

Эта стадия означает также период передышки между значительными событиями, пребывание в неопределенности, в подвешенном состоянии. Судьба замирает в невесомости. Время апатии, отсутствие продвижения вперед и капитуляция перед внешними факторами, оказывающими сильное влияние. Нахождение в состоянии волевого ступора, паралича, потеря контроля над происходящим, невозможность повлиять на события.

По Повешенному человек часто чувствует себя наказанным и нередко вопиет «За что?!» Мэри Грир замечает: это всего лишь описание того, что происходит с человеком, погрязшим в материальных заботах и отказывающимся видеть, чего от него требует Дух, следующая ступень развития сознания. Когда так называемый реальный мир зависает, у человека появляется возможность понять это. Опыт Повешенного всецело пережил и прекрасно отразил Оскар Уайльд в своем манускрипте DE PROFUNDIS: «Тюремная жизнь помогает увидеть людей и то, что движет ими, в истинном свете… Люди, живущие во внешнем мире, пребывают в плену иллюзии, будто жизнь – это непрерывное движение. Они вращаются в водовороте событий и поэтому живут в нереальном мире. Лишь нам, живущим в неподвижности заточения, дано видеть и знать».

Как правило, этот Аркан несет неспособность к внешней активности, заточение в монастыре духа. Воля связана по рукам и ногам, все силы уходят на духовную работы, смену точки сборки. Под давлением внешних обязательств собственная пассивность воспринимается мучительно. В любом случае, человек чувствует себя несвободным в своих решениях: не может делать либо то, что хочется, либо то, что надо. Надо набираться терпения и смирения, сохранять спокойствие, ждать, воспринимать ситуацию с ее светлой стороны. Может выпасть тогда, когда имеется довольно четкое представление, что необходимо сделать, но что-то не позволяет предпринять это действие.

Это карта принятия судьбы, поучения долгу и терпению. Человека могут ограничить обстоятельства, вплоть до понимания ее глубинного смысла, а потом смирение диктуется уже этим пониманием. Повешенный отучает цепляться – за контроль, власть, удобства, привязанности. Он не поучает, как Иерофант, не призывает к суду, как Правосудие, не громит, как Башня. Он просто….подвешивает. Лишая власти и контроля, он дарит подлинную смиренную готовность к принятию перемен, жизненную гибкость, эластичность мышления.

Повешенный нередко выпадает тогда, когда происходящее кажется странным, трудным для осмысления. Творятся непостижимые вещи – то, чего на самом деле быть не может. Но это не должно слишком пугать, лучше постараться быть открытым всему новому, посмотреть на мир другими глазами. Двенадцатый Аркан говорит: если привычный мир встал c ног на голову, помни, что и ты можешь сделать то же самое. Терпеливо жди развития событий. Учись наблюдать, но старайся при этом сохранить ясность мышления и спокойствие души. Учись, терпи, сохраняй ясность духа – и жди. Еще более важно сохранить равновесие между тем, что есть в тебе, и тем, что происходит снаружи – не надо пытаться уйти в себя и ограничиться миром собственных переживаний. По этой карте идет переворот всей системы ценностей (но не разрушение по Башне, а именно парадоксальное переустройство «с ног на голову»). Парадокс, взгляд с другой точки зрения, полное изменение в сознании (оно может быть мучительным само по себе, если человеку тяжело пожертвовать привычным мнением).

На практике эта карта означает необходимость учиться новому. Таким образом, это одна из карт, дающих положительный ответ на вопросы вроде: “поступит ли ребенок в институт?”. Да, поступит и попадает в ситуацию уз и академических обязательств, пока не «выпутается», успешно защитив диплом, таким образом, придется приносить многие жертвы ради высшей цели. Однако и людям взрослым она советует не держаться за старые представления, а попробовать найти новую точку зрения. Дух этой карты – преданность, самоотдача, самоотречение ради высшей цели (сходно с принятием монашеских обетов). Отказ от чего-то ради чего-то лучшего, ведомого тебе одному, сокровенного.

Основное положительное значение этой карты: рост мудрости, интуиции. Это также сильная карта ясновидения.

ЛИЧНОСТЬ

«Жертва на заклании». Самочувствие при этом может различаться – от потерянной беспомощности, бессилия и полного непонимания, что творится, до непоколебимой твердости, самопосвященности и веры в смысл происходящего, вроде той, с которой христианские мученики уходили в Царствие Небесное с арены Колизея.

Это создание своего Я по образу и подобию избранного идеала. Самоотдача, самоотречение, рост познания. Чем выше цель, тем больше жертва, и эта карта олицетворяет человека, готового дорого заплатить за то, чего он хочет. Все это трудное время надо помнить, что жертва добровольная – или плати цену, или пожертвуй целью.

Повешенный – это карта самоопределения, кризиса, принесения в жертву старого эго, его растворения в волнах превосходящей силы, Потока. Повешенный, если взглянуть на него по-простому, означает, что мы “застряли”, зашли в тупик и ощущаем, что не можем сейчас изменить обстоятельства, даже не представляем, как это сделать.

При более близком рассмотрении оказывается, что за этой внешней неподвижностью кроются необходимость и неплохая возможность переосмыслить многое в жизни, а как следствие – произвести глубокие перемены, как в ней самой, так и во взгляде на нее. Пассивность, к которой мы приговорены в этот период, больше всего напоминает образ лежачего больного, – это тоже одно из значений карты. О Повешенном как об ощущении хорошо сказал К. Г. Юнг: “Висеть означает (…) и вполне позитивное hanging on, что, с одной стороны, означает некоторое затруднение, хотя и преодолимое, однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком”.

Повешенный часто свидетельствует о несомненной глубине натуры, о готовности идти на жертвы ради себя и близких вам людей, заплатить – и щедро – за желаемое.

Он знает, чего хочет, даже если для других эта цель непостижима и недостижима. Повешенный символизирует человека, отвергающего статус-кво и сознательно идущего со всеми не в ногу. Можно предположить, что одним из весьма ярких современных олицетворений архетипа Повешенного является ныне овеянный легендами Стив Джобс (не без примеси других Арканов, конечно). Изначально «жертва» (ребенок, брошенный родителями), «жертва» впоследствии, лишившийся всяких прав и выброшенный за борт компанией, которую основал, и «жертва» в итоге (тяжелый уход из жизни), он, тем не менее, действительно преобразовал современный мир. В его судьбе просматривается соответствующий духу Повешенного миф Прометея, давшего людям судьбоносное ноу-хау и расставшегося со здоровьем, так скажем, а уж его речи об идущих не в ногу стали образцом риторики на тему. Анализируя символические соответствия Аркана, любопытен окажется и нимб вокруг головы Повешенного – начиная с намека на повешенный интеллектуализм, и заканчивая тем ореолом, который овеял личность Джобса к моменту ухода из жизни. Вспоминаются и пресловутое Think different (кардинальный переворот мышления), и «евангелизм» Apple. В прямом положении карта является символом “стояния на голове”, пресловутым переворотом всей системы. На этом примере мы видим, что Повешенный – это реальные утраты и жертвы, но вовсе не личная беспомощность и слабость. Также Повешенный любит навязчивые мысли, от которых не удается так просто отделаться. Любой раб вдохновения, любой ученый или, например, композитор, который не пивши – не евши – не спавши корпит над улавливанием приходящих идей, проходит по Двенадцатому Аркану.

В негативном смысле эта карта может описывать человека, который не видит смысла в жизни, болтается в подвешенном состоянии между небом и землей, переживает неприкаянность и беззащитность, униженность и оскорбленность

Иногда карта описывает состояние человека, у которого есть какая-то дурная привычка или постыдная слабость, от которой он не мог избавиться, потому что в действительности вовсе этого не хотел, но в то же время осознал, что лучше бы жить без этого. Надо отказаться ради собственной же выгоды, например, ради здоровья.

Часто символизирует невозможность произвести никакое действие, кроме медитации, безвластие над собой, неспособность к внешней активности, время, когда человек останавливается, зависает и углубляется в себя, с целью обрести новые, более наполненные и правильные жизненные ориентиры и вновь почувствовать вкус к жизни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Вряд ли человек, которому выпал Повешенный, счастлив на профессиональном поприще. Иногда оно действительно становится похожим на арену Колизея. По этой карте уверенно проходят ситуации, когда вопрошающий оказывается «козлом отпущения», «стрелочником», «подставленным» и без вины виноватым, на которого вешают всех собак. Выговоры, общественное осуждение, разговоры за спиной…все это часть палитры. Повешенный нередко описывает состояния «у позорного столба».

Иногда эта карта четко указывает на принесение жертв своему профессиональному служению – это может быть как подорванное здоровье и недополученные деньги, так и тягостная необходимость отправляться на корпоративный банкет, где быть не хочется, или произносить речь с трибуны, в то время как больше всего хотелось бы спрятаться в задних рядах.

По этой карте человек переживает свою работу как тяжелую и не несущую ни успеха сейчас, ни перспектив в будущем.

Для бизнесмена прямой Повешенный – это чаще всего совет начать осваивать новые области бизнеса, практиковать новую тактику, нестандартные решения. Другие карты расклада покажут, что из этого выйдет. Это полное безоговорочное принятие другой точки зрения.

Проекты по Повешенному часто сталкиваются с вынужденными приостановками, обычно ввиду недостаточности финансирования или нерасторопности руководства. Карта нередко отмечает, подобно Двойке Мечей, ситуации дилеммы, какой-то отсрочки и неспособности принять решение. Опоздание в решении своих дел (подвешенность позиции).

Это карта странников, вагабондов, путешественников-блогеров, мистиков и шаманов. Повешенный – это также архетип Раненного Целителя, который может помогать только тогда, когда ему самому плохо.

Иногда карта отмечает представителей «жертвенных» профессий, вроде балетных танцовщиков или агентов спецслужб, а также программистов, криптографов, шифровальщиков.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Финансовые жертвы – необходимость невыгодных вложений, затрат и «расплат», связанных с восстановлением здоровья, выплатой компенсаций и штрафов и тому подобное. Потери средств. Потеря жилья (разумеется, в раскладе должны быть и другие указания на риск подобного развития событий). Необходимость экономить, сокращать расходы, «затягивать пояс». Материальные убытки. Утрата источников дохода. Вынужденность продать какие-то ценности, с чем-то расстаться. Обременительные обязательства, например, связанные с недвижимостью и надолго сообщающие своего рода «финансовую недвижимость» самому вопрошающему – утрату свободы распоряжаться средствами по своему усмотрению, так как надо справляться с платежами.

Риск оказаться жертвой каких-то финансовых махинаций или подписать кабальный договор, из которого и Гудини не выпутается.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Невозможность контролировать происходящее в отношениях, свое поведение и поведение партнера. Ощущение себя бессильной жертвой и хорошим материалом для психотерапевта. Вынужденность поступиться своими желаниями, страстями и свободой ради отношений.

Интуитивно понятно, что Повешенный, выпавший в раскладе на отношения, символизирует какой-то кризис. Причем не начало кризиса, как Башня, не окончание его, как Десятка Мечей, а перманентный вялотекущий кризис, которому не видно ни начала, ни конца. Впрочем, финал иногда просматривается – в эфемерных, не устоявшихся отношениях, которые «висят на волоске» при появлении Двенадцатого Аркана велик риск все потерять.

Часто в устоявшихся отношениях эта карта соответствует ощущению, что все замерло, а то и умерло. Апатия, тупость, скука, спад. Беспомощная остановка, бессилие, кризис, это состояние длится дольше, чем можно было бы предположить и дальше, чем хотелось бы. Ощущение «сглаза», отношения неплодотворны, секса никакого, что дальше – непонятно.

В сочетаниях с картами, намекающими на любовный треугольник (например, Влюбленные, Тройка Мечей, Тройка Чаш, Шестерка Пентаклей),

Повешенный показывает человека, «распятого» между двумя полюсами и четко говорит, что страдают все. В этой ситуации нет победителей, а попытки сделать счастливыми всех заканчиваются неописуемыми страданиями.

Повешенный ничего не предпринимает, потому что не может ничего предпринять и не представляет, что могло бы быть выходом в этой ситуации.

Она воспринимается как замкнутый круг. По идее, ее можно трансформировать, но для этого надо начать действовать по-другому. Разрешить эту дилемму можно, только принеся жертву, отказавшись от чего-то, что было естественным (как правило, это означает – выбрать все-таки тот огонь, у которого будешь греться в дальнейшем). Но не тут-то было. В отношениях часто проявляется такое значение Повешенного, как узость и ограниченность представлений. Результатом увязания в противоречиях и нахождения между двух огней становится эмоциональное изнеможение и истощение, и что еще более существенно – оба огня гаснут.

Для одиноких людей Повешенный отмечает периоды тщетного поиска отношений, указывая, что в ближайшее время на создание пары рассчитывать не приходится, поскольку перед душой определенно стоят другие задачи. Бесплодные попытки познакомиться и завести роман не добавят вопрошающему радости. Карта может говорить о том, что создание отношений стало чем-то вроде навязчивой «идеи фикс», в то время как личностно человек к ним не готов (в частности, не так уж готов на жертвы и альтруизм, которых потребует совместное пребывание изо дня в день и из ночи в ночь). В общем, Повешенный нередко нелестно сообщает – эгоизм и зацикленность на себе и своих потребностях, вот все, что у тебя сейчас есть. И пока это не изменится, судьба не предложит тебе свадебный лимузин, в частности. В конце концов, на брак венчают «мученическими» венцами, и неготовность принимать испытания и ограничения – плохая база для него.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Эта карта сама по себе – один из индикаторов больного человека. Хронические болезни, психические расстройства, всевозможные зависимости, особенно те, которые связаны с пребыванием в измененном состоянии сознания и «зависанием» на чем-то – спектр его проявлений весьма широк.

Стадия абстиненции, мазохизма, аскетизма. Измождение, подорванное здоровье, обессиленность, истощение.

Лишение подвижности (например, перелом ноги)

В определенном контексте может указывать на тяжелые состояния: политравма, кома, последствия химической или лучевой терапии, пребывание в реанимации.

Черномагические воздействия и попытки вмешаться в тонкие структуры человека также проходят по этой карте.

ДА ИЛИ НЕТ

Нет, дело зайдёт в тупик.

ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Стадия в духовном развитии, когда надо освоить способность добровольно пожертвовать чем-то для достижения цели, если нужно, с миром отпустить то, что было. В жизни очень важно уметь чем-то жертвовать, от чего-то отказаться. На этой стадии приходиться сознавать, что мы не можем получить все сразу, во всяком случае, так, как мы это планировали. Пафос Повешенного – самопожертвование в целях духовного роста, достижения проницательности и мудрости.

Лишившись чего-то, можно осознать то, чего не понимал раньше. Необходимость пожертвовать детскими эгоистическими иллюзиями ради того, чтобы сбылась настоящая зрелая мечта, удовольствием ради достижения цели – это неприятное переживание, мученичество, но это собственный добровольный выбор, ибо цель того стоит. Если ты выдержишь испытание, то цель будет достигнута, тебя ждет триумф.

Традиционно Аркан носит название «Повешенный», однако возможны и другие варианты («Жертва», «Мессия», «Повешенный Бог»). Прежде чем мы обратимся к значению данной карты, присмотримся внимательнее к изображению. Перед нами – пустынная местность. Заходит солнце, окрашивая всю картину. И на фоне этих красок, привязанный к перекладине, живому дереву (Древу Жизни) или цветущей изгороди за ногу, висит человек. Подвешенность за левую ногу говорит о том, что человек пришел к этой ситуации неосознанно. Перекладина держится на двух бревнах, на каждом из которых по шесть обрубленных сучьев – аллюзия на Зодиак. Правая нога Повешенного обычно согнута и закинута за левую, а руки он соединил за головой таким образом, что они образовали крест. Фигура как бы образует перевернутый знак серы. Находящиеся наверху ноги означают спиритуализацию низшей природы. Красные чулки – символ земных страстей, подлежащих сейчас усмирению. «Крест» ног символизирует земную, материальную реальность, а «треугольник» рук – божественный план.

В некоторых колодах человек держит в руках по мешку, из которых сыплются монеты (согласно одной из интерпретаций, на этой карте изображен Иуда Искариот с деньгами, полученными за предательство). Карта символизирует временную победу полярности над духовным принципом равновесия. Таким образом, чтобы постичь высоты философии, человек должен перевернуть привычный образ мышления («При этом он отказывается от правил золота в пользу золотого правила»). Основная идея данного Аркана – жертва, некое распятие.

Однажды Один, который был божеством не только военной дружины, но и учителем мудрости, постигаемой в экстатическом состоянии, пригвоздил себя копьем к Мировому Дереву – ясеню Игдрасиль. Повисев в таком состоянии девять дней, он утолил жажду священным медом из рук деда по матери – великана Бельторна и получил от него руны – носители мудрости. Такую же жертву приносит Апостол Петр, который сам просит римлян не только распять его (как они поступили с Иисусом), но распять вниз головой. Имеется множество свидетельств того, что священномученики пребывали в просветленном и даже экстатическом состоянии на своем поприще, и ничто не могло поколебать их уверенности в уготованную им божественную награду и уготованный после смерти венец (за Арканом Смерти следует Ангел). Повешенный позволяет своему я всецело раствориться в потоке Жизни, и это единственное, что готовит к встрече со следующим Арканом – Смертью.

Повешенный (как и Отшельник) описан во многих религиях и мифах – это тот, кто пошел на жертву ради достижения мудрости или божественного состояния, во имя высших соображений. Это и Прометей, и Христос. Это нисхождение духа в материю, сопряженное со страданием. На самом деле Повешенный не принесен в жертву кем-то – это его выбор и он знает, на что идет. Это знание – важнейшая составляющая Аркана.

В высшем смысле человек совершенно добровольно, по собственному выбору, ограничивает себя, подвергает «мучениям», аскезе, медитации, заточению, ради чего-то высшего, значимого для него. У окружающих это вызывает непонимание, иногда склонность нападать на него и высмеивать. У Повешенного не даром мирное, задумчивое, иногда даже восторженное выражение лица (ни боли, ни отчаяния, ни протеста, ни страдания – он доверяет своему пути и чувствует, что это необходимо). Ему ведома цель.

С точки зрения мистицизма, в периоды между воплощениями наша душа всецело видит свои пути и свою карму. Располагая этим знанием, она выбирает обстоятельства будущего воплощения, со всеми его неудобствами (а воплощений без испытаний не бывает, каждому – свой крест). Таким образом, она, как и Повешенный, знает, на что и ради чего идет. При «ударе» души о материю и реалии очередного воплощения это знание утрачивается, однако может быть обретено вновь в ходе жизненных испытаний – именно это символизирует нимб Повешенного.

Неся в себе ощущение изначального единства и близости к небесной родине, карма погружает человека в созерцание жизненных волн и космических вибраций, – символизируемое планетой Нептун, в то первоначало, где родилось человеческое сознание, с которым он стремится слиться. Отключение сознания – несет блаженство, и в этом подобно сну – но та бессознательная причастность к единому, что во сне воспринимается несказанным блаженством, наяву может оказаться невыразимым страданием. Принимает ли разум или отвергает радости и недостатки мира, он является лишь их пассивным отражателем: активную роль исполняет душа, совершающая свой выбор, и в реакциях которой срабатывает принцип аналогии: она реагирует на то, что ей близко, что ее задевает и трогает. Но если душа включилась в мировой поток, которому она обязана жизнью, разуму нечего ей противопоставить, поскольку он и сам того же происхождения. И сознание жертвует собой во имя непостижимого первоначала. Один из смыслов Повешенного – погружение Духа в материю. Поэтому человек изображен головой вниз к земле. На карте эту ситуацию изображает человек, подвешенный вниз головой на ключе жизни: он видит мир перевернутым. Так как только в перевернутом (подвешенном) состоянии – состоянии поиска своего потерянного отражения – человек может постигнуть истину и раскрыть нептунианские тайны своей души. В их отражении есть сущностный смысл для внутреннего мира человека. Дар просветления и провидения в большинстве культур связан с трансовыми и экстатическими состояниями, жертвованием своим я (опять же Нептун).

Двенадцатый Аркан как нельзя лучше характеризует то, что принято считать славянской душой, – сочетание неприкаянности и просветленности. И планеты, соотносимые с этой картой, тоже характерны для этого психотипа: Нептун и Уран. На земном астрологическом уровне эта карта соответствует соединению Марса с Меркурием и означает предприимчивость и даже авантюризм, а в духовном смысле – это поиск новых решений и открытий.

Повешенный считается прекрасной картой для мистических постижений и духовного роста, эзотерических практик и познания тайн. Посты и молитвы, медитации и ритриты, йога и трансы, епитимии и исповеди, экстрасенсорика и вещие сны – все это проходит по Двенадцатому Аркану. И даже пребывание на безлюдном морском побережье или в далекой стране, в отрыве от привычных точек опоры тоже. Все ситуации, когда мы самоуглубляемся, выходя за пределы эго, и переживаем смирение и слияние с потоком – это мистерия Повешенного. Возвращаемся мы измененными и просветленными, причащенными тайн жизни, именно это символизирует нимб вокруг головы персонажа на карте.

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ КАРТАМИ

СТАРШИЕ АРКАНЫ

+ O. Шут — выход из заточения; снять гипс.
+ I. Маг — завершение этапа ничегонеделания; игрушка в чужих руках.
+ II. Верховная Жрица — усиление выжидания.
+ III. Императрица — извлечь пользу из неблагоприятных обстоятельств.
+ IV. Император — ступор; полный штиль.
+ V. Иерофант — перемена мировоззрения; раскаяние.
+ VI. Влюбленные — жертва ради отношений.
+ VII. Колесница — жертва ради самоутверждения.
+ VIII. Справедливость — наказание по закону; приговоренный.
+ IX. Отшельник — вынужденное одиночество; раскаяние.
+ X. Колесо Фортуны — томительное ожидание.
+ XI. Сила — выжидание; попытка выиграть время.
+ XIII. Смерть — неизбежный выход из тупика.
+ XIV. Умеренность — уменьшение страдания.
+ XV. Дьявол — расправа.
+ XVI. Башня — месть; эшафот.
+ XVII. Звезда — надежда выйти из затруднительного положения.
+ XVIII. Луна — жертва обмана.
+ XIX. Солнце — награда за мученичество.
+ XX. Суд — выход из затруднительного положения; искупление грехов.
+ XXI. Мир — переворот.

ЖЕЗЛЫ

+ Туз Жезлов — потерять рвение; ловушка собственных желаний.
+ Двойка Жезлов — остановка, промедление.
+ Тройка Жезлов — плачевные результаты.
+ Четверка Жезлов — безвыходная ситуация в доме.
+ Пятерка Жезлов — поиски выхода из тупика.
+ Шестерка Жезлов — напрасные жертвы; бессмысленный груз.
+ Семерка Жезлов — расчищать дорогу.
+ Восьмерка Жезлов — идти на жертвы; известие о предательстве; пройденное наказание; падение.
+ Девятка Жезлов — бороться с «ветряными мельницами».
+ Десятка Жезлов — кандалы; принести себя в жертву; увязнуть; затянуть петлю.
+ Паж Жезлов — оценить то, что осталось.
+ Рыцарь Жезлов — выбраться из колеи.
+ Королева Жезлов — жертва во имя работы, творчества.
+ Король Жезлов — устаревший взгляд.

КУБКИ

+ Туз Кубков — жертва во имя любви; заложник чувств.
+ Двойка Кубков — отступить от принятых на себя обязательств.
+ Тройка Кубков — противопоставить себя другим.
+ Четверка Кубков — искаженный взгляд.
+ Пятерка Кубков — потеря из-за предательства.
+ Шестерка Кубков — кризис, имеющий глубокие корни; наказание в прошлом; устаревшие взгляды.
+ Семерка Кубков — исследование; в плену иллюзий.
+ Восьмерка Кубков — тщетные попытки вырваться из ямы.
+ Девятка Кубков — жертвовать мечтой.
+ Десятка Кубков — жертвовать семейным благополучием.
+ Паж Кубков — отказ от предложения.
+ Рыцарь Кубков — искаженное восприятие.
+ Королева Кубков — предательство со стороны Королевы.
+ Король Кубков — предательство со стороны Короля.

МЕЧИ

+ Туз Мечей — противоположный взгляд; заложник идеи.
+ Двойка Мечей — безвыходная ситуация.
+ Тройка Мечей — болезненное наказание.
+ Четверка Мечей — безделье.
+ Пятерка Мечей — предательство.
+ Шестерка Мечей — постепенный выход из тупика.
+ Семерка Мечей — избежать наказания.
+ Восьмерка Мечей — загнать себя в угол; оказаться в ловушке собственных ограничений; добровольное пленение; боязнь наказания.
+ Девятка Мечей — расплата; самобичевание; задушиться слезами.
+ Десятка Мечей — расплатиться или наказать.
+ Паж Мечей — травля.
+ Рыцарь Мечей — наказание в армии.
+ Королева Мечей — соломенная вдова.
+ Король Мечей — прокурор.

ПЕНТАКЛИ

+ Туз Пентаклей — видение одной стороны дела.
+ Двойка Пентаклей — неустойчивые взгляды; долговой плен.
+ Тройка Пентаклей — пересмотр.
+ Четверка Пентаклей — привязанность.
+ Пятерка Пентаклей — ухудшение положения; в плену безденежья.
+ Шестерка Пентаклей — пожертвование.
+ Семерка Пентаклей — самоотверженность.
+ Восьмерка Пентаклей — постепенные перемены.
+ Девятка Пентаклей — награда за стойкость.
+ Десятка Пентаклей — отказ от семейных традиций.
+ Паж Пентаклей — увидеть шанс в ином свете.
+ Рыцарь Пентаклей — камень на шее.
+ Королева Пентаклей — поддержка.
+ Король Пентаклей — постоянство или косность.

ПЕРЕМЕШАТЬ
ОТКРЫТЬ\ЗАКРЫТЬ
Опубликовано в ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ СТАРШИХ АРКАНОВ ТАРО УЭЙТА

Связанные записи