СОЧЕЛЬНИК — НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
Именно в ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Добро зазывает прославлять рождение Христа, мирится с врагами и радоваться. Зло собирает на шабаш ведьм. Ведь языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.
Сочельник, Рождество и Святки — это пограничье между старым и новым солнечным годом, это «плохое безвременье», когда будущее кажется темным и непонятным. В это время на земле появляются души умерших, а Нечисть становится особенно опасной, так как граница между миром людей и тем миром размыта.
Для покойников и духов всю ночь стояла на столе еда, была истоплена на ночь баня. Верили, что «родители», обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году.
Для того чтобы нечистая сила не проникла в дом и другие помещения, на всех дверях снаружи рисовали крест. В старину молодежь в ночь под Рождество обычно гадала — по горению лучины, по поведению животных, по тому, как клевал зерно, принесенный в избу петух, полагали, что можно угадать свою судьбу; верили в вещие сны в эту ночь и т. д.
Нечистью наши предки называли низших демонологических существ и духов, чертей, дьяволов, бесов и т. д. Все эти существа принадлежат «нечистому» миру, иногда более чётко — к Аду, преисподней.
По народным верованиям, нечистая сила создана самим Богом из плевка, из ангелов-отступников или согрешивших ангелов, изгнанных Богом с неба на землю и в преисподнюю или Сатаной, создавшим в противоборстве с Богом свою армию Нечисти.
Существуют также поверья о том, что разного рода демонологические существа появляются из так называемых заложных покойников (некрещённых детей, самоубийц, умерших неестественной смертью), детей, проклятых родителями, людей, похищенных нечистью (лешим, водяным, русалками, кикиморами и шишиморами и т. д.), детей, рождённых от сношения с нечистой силой. Широко было распространено у славян верование, что Нечисть (дьявол, чёрт) может вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева.
К внешним признакам нечисти относятся характерные аномальные (для человека) проявления: сиплый, громкий голос, шум, треск, гул, вой; скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика.
Нечисть вездесуща, однако её собственным пространством являются нечистые места — трясины, непроходимые болота, пещеры, ямы, омуты.
Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени (особенно в Сочельник), не выходить из дома в полночь, заслонять в нужное время печь, окна, трубу, завешивать зеркало, а также совершать специальные действия — обереги: чтение молитвы, очерчивание круга нечистая сила боится крестного знамения, четных чисел, пения петуха. Применяются растения-обереги, особенно мак, полынь, крапива и др., железные кольца и режущие предметы.
Промежуточное положение между миром нечистой силы и миром людей занимают лица, знающиеся с нечистью, «продавшие душу чёрту».
«Классификация» нечисти: кого бояться и как спасаться
На Руси была даже своя, «календарная» нечисть — святочницы, которые могли появляться только на святках. Это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Встречаться со святочницами очень опасно. Руки у них — с огромными, длинными ногтями, и этими ногтями они отколупывают у людей куски мяса и часто заколупывают до смерти. Есть, правда, у этих чудовищ одна слабость — кокетство. Как и все представительницы слабого пола, святочницы любят украшения. Это-то и спасло забредших однажды на пение в заброшенную баню девушек. Когда святочницы накинулись на них, одна из девиц вспомнила о страсти святочниц к бусам, сорвала их с шеи и рассыпала по полу; другие сделали то же самое. Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девушки тем временем успели добежать до дома и захлопнуть двери. Обитают святочницы обычно в неосвещенных избах.
Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться. Боялись наши предки и ведьм, которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.
Опасались жители деревень и так называемого огненного змея. Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.
Не дремлют святочными ночами и привидения. Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.
Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час про кого-то: «Чтоб его (ее) леший унес, что ли!». Могут и унести. Бегай потом, ищи по лесу. Хорошо, если унесенный жив останется. Послал как-то один мужик дочку за чем -то во двор; та замешкалась, ну, и произнес он эти самые слова в сердцах. И нашли потом несчастную девицу через день в лесу между двух деревьев и неживую.
Оборотни тоже в святки не дремлют и могут принять вид и сороки, и любого домашнего животного или даже какого парня или девушки. Раз в святки глянула одна девица (не благословясь!) на улицу и увидела там парня, который ей нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал — и враз неразумная с ума сошла. В святки вообще все надо делать благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. Как-то гадали девицы в нежилой (и неосвещенной!) избе и услышали, что печь жуткие звуки издает. Бросились они бежать, а печь за ними едет, воет и страшным синеватым огнем светится. Еле успели добежать до избы и, перекрестив, закрыть окна и двери — это-то печь в дом и не пустило.
В святки, еще раз напомним, что было принято ставить кресты на окнах и дверях и, конечно, на чердаках — излюбленном месте высадки «ночного десанта» чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом не только суеверные деревенские жители, но и горожане. А вот каверзы городской нечисти были гораздо замысловатей и изысканней, чем у их деревенских собратьев. Особенно опасны были маскарады. Увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша прелестной маской, последует за ней, а она его приведет на кладбище к склепу; или извозчик обратит к нему лицо, и — ах! — вместо извозчика — мертвец или черт. Или вдруг на святочном балу-маскараде обнаруживается, что у всех танцующих вместо ног — копыта, а под масками — страшные бесовские рожи; или, например, с первым криком петуха танцующие превращаются в скелеты. Жуть! Впрочем, странные истории на маскарадах носят, так сказать, «интернациональный» характер, но есть еще в разных странах и своя «национальная» нечисть.
В канун Крещения проводился обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали:
«Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».