ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА

ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА — святая великомученица Параскева

ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА — святая великомученица Параскева, нареченная Пятницей, «общница Христовых страстей».

День памяти ее отмечался 28.X 10.XI и именовался обычно «пятницей», хотя и не обязательно приходился на этот день; кроме этого дня, Пятнице посвящались также так называемые обетные и временные пятницы (12 пятниц и т.п.), а иногда и вообще все 52 пятницы в году.

Согласно библейской легенде, параскева была благочестивой девушкой, казненной за верность Христу язычниками. Свое имя она получила следующим образом: родители ее были людьми благочестивыми, по не имели детей; прося Бога о «разрешении их неплодства», они по обету проводили каждую пятницу, как день страданий и смерти Христа, в «особенных подвигах молитвы и поста и в делах благотворения»;
Господь же, услышав их молитвы, даровал им в этот день (в пятницу) дочь, которую они и назвали Параскевой (греческ. Paraskeue — «пятница»).

Параскева Пятница чрезвычайно почиталась у православных славян (и особенно на русском Севере).
По своим функциям в народных поверьях и обрядах она практически приравнивалась к самой Богоматери.
Так, на старых северно-русских иконах лик св. Параскевы нередко изображался на обороте иконы Пресвятой Девы. Так же, как и к Деве Марии, к святой Параскеве обращались в самых разных случаях: при болезнях и бесплодии, во время различных работ, при засухе и неурожае, по случаю свадьбы, родов и т.д. Праздники, посвященные святой Параскеве, во многих местах считались не менее значимыми, чем праздники, посвященные Богородице; они почитались и отмечались постом и особыми обрядами, а также запретами на многие работы.

В былое время ко дням памяти святой Параскевы приурочивалось множество различных обрядов и обычаев, как церковных, так и простонародных, бытовых.
Так, например, повсеместно принято было в 28-й день октября (ст.ст.) устраивать торжественные богослужения и приносить в церковь различные плоды для освящения; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы в течение целого года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский люд чествовал особым образом: поселяне убирали их цветными лентами, цветами, монистками и разными душистыми травами и в таком виде носили с крестным ходом.

В некоторых селах Малороссии существовал еще и такой обычай, приурочивавшийся ко дню святой Параскевы: поселяне водили женщину, изображавшую Пятницу, по селу, а после этого она принимала от них дары («…водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы»).

В народных поверьях и обрядах Параскева- Пятница наделялась множеством разнообразнейших функций. Так, во многих местах она почиталась как «бабья святая», охранительница семейного благополучия, покровительница брака и родов, а также женской работы, и особенно работы зимней (т.е. прядения, ткачества и т.п.). Крестьянки считали ее своей заступницей и защитницей, а девицы молились ей о скорейшем выходе замуж и о хороших женихах:

«Матушка Пятница-Параскева, Покрой меня поскорее!» или: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее!» Кроме того, Параскева повсеместно считалась покровительницей плодородия, полей и домашних животных. Ей молились о сохранении скота от мора и об умножении приплода. К святой Пятнице (как и к Богородице и святому Власу) нередко обращались с молитвами во время обрядового опахивания села, дол- женствующего защитить коров от страшной «коровьей смерти». В Болгарии на Власьев день хозяйки пекли особые «питы» (обрядовый хлеб), называемые «святая Петка» (т.е. святая Параскева Пятница) и «святой Влас»; хлеб «святая Петка» разламывали и раздавали соседям «за волове здравие», а хлеб «святой Влас» несли волам и скармливали его вместе с соле- ными отрубями, чтобы животные были здоровы.

Во многих местах верили, что святая Пятница способна исцелить практически от любых душевных и физических недугов. Особенно же часто ей молились о помощи при «дьявольском наваждении», лихорадках, зубной и головной боли и т.п. Люди, страдающие от наваждений нечистой силы, считали за непременное правило ставить перед иконой святой Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Существовали даже особые молитвы святой Параскеве, которые записывались на кусочках бумаги и т.п.: крестьяне почитали их одним из лучших охранительных средств от злых духов и разных недугов и носили при себе, привязывая к шейному кресту, к голове (для исцеления от головной боли) и т.д. Действенным средством против многих болезней считались также цветы и травы, которые привешивали к образу святой Параскевы:
их хранили в течение целого года или даже нескольких 395 Параскева Пятница лет, а в случае какой-либо болезни готовили из них отвары и настои, которыми и поили больных.

Святая Пятница традиционно считалась на Руси покровительницей нищих, убогих и усопших душ. Так, около пятницких церквей, располагавшихся обычно на подоле, у рек, у самой воды, селились нищие. Все храмы и монастыри, посвящавшиеся святой Параскеве и называемые обычно пятницами (пятницкими) или божедомками, были кладбищенскими. В древнее время в таких пятницких церквях в ильинскую пятницу старухи, следуя древнему обычаю, «девятничали», или «пятничали», т.е. проводили день в строгом посте в намять об умерших родителях.

Помимо всего прочего, святую Параскеву считали также и покровительницей торговли. Верование это, вероятно, основывалось на том, что в старину день пятницы во многих местах служил торговым днем.
Особенно распространен был этот обычай в западной и отчасти южной России, возможно, в связи с тем, что день этот приходился накануне субботы, когда торг в этих краях не производился «по причине празднования евреями шабаша» (согласно некоторым источникам, «этих шабашей особенно опасаются поселяне северо-западной Руси и потому по пятницам заботятся закупать себе все, что нужно для хозяйства и в доме»).
Пятницкие торги выпадали на дни, посвящавшиеся святой Параскеве, отчего она, очевидно, и стала считаться покровительницей торговли и различных ярмарок, которые вскоре стали связываться с се именем.
Так, например, во многих местах принято было в честь Параскевы Пятницы устраивать девять торговых пятниц, обычно следовавших одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи; при этом в древности на таких городских торжищах непременно выставлялись иконы святой Параскевы.

С именем Пятницы на Руси в древности связывались еще и особые столбы с изображениями этой святой, устанавливавшиеся на перекрестках и распутьях дорог и в народе часто называемые пятницами. По своему значению они были схожи с придорожными часовнями или крестами: «при них древнерусский люд обыкновенно торжествовал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов». Вероятно, такие пятницы-часовни явились на смену своеобразным дохристианским памятникам, которые в древнее время в виде столбов, чурбанов, вытесанных из дерева болванов ставились на распутьях дорог, на межах и т.д. и мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, пи пеший не проходил, не оставив какой-либо жертвы. У древних римлян подобные истуканы, расставляемые на полях и границах для их охраны, были связаны с божеством, именуемым Термин (очевидно, от лат. terminus — граница, предел), в честь которого некогда проводились празднества — терминалии. На Руси такие «пограничные» столбы-чурбаны имели то же самое значение: считалось, что они охраняют границы зе- мельных владений. С введением же христианства подобные языческие памятники, естественно, стали приобретать иной облик: вместо истуканов стали ставиться своеобразные часовни и столбы с изображениями святой Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

Сама святая Пятница в народном сознании обычно рисовалась красивой девушкой или молодой женщиной в белой сорочке и плахте; изредка — высокой и худой женщиной с длинными распущенными волосами. При этом, однако, некоторые народные поверья описывали Пятницу как нагую, растрепанную женщину, часто в крови от уколов спиц и веретен, которыми женщины пряли и ткали в пятницу, нарушая запрет на работу. Русские же иконописцы обычно изображали святую Пятницу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Такие иконы некогда можно было найти практически во всяком доме, т.к. считалось, что они охраняют семейное бла- гополучие и счастье; такие же изображения св. Парас- кевы, увешанные платками и лентами, выставлялись после Пасхи по пятницам в людных местах, на ярмарках и т.п.
Эти пятницы, составлявшие цикл своеобразных праздников, начинавшихся с первой недели Великого поста, назывались обычно временными или именными, а также обетными и посвящались они святой Пятнице.

В такие пятницы было запрещено работать:
прясть, ткать, пахать, стирать; купаться и купать детей; нередко — вообще выполнять какую бы то ни было работу. Считалось, что святая Пятница в эти дни ходит по земле в облике молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи и запреты; тех же, кто в ее день работает, она строго карает за нарушение запрета. Так, например, крестьяне многих гу- берний верили, что людей, нарушающих запрет на работу в ее дни, Параскева наказывает тем, что отнимает у прях зрение, причем если человек извинится перед ней и помолится у иконы святой Параскевы, она смилуется над ним и вернет ему здоровье, но если он не покается, что работал в пятницу, святая нашлет на него всяческие беды п несчастья. По поверьям различных мест, Пятница также сдирает кожу с женщин, ткавших полотно в пятницу, и вешает ее на станок; делает так, что у женщин, прявших в пятницу, на обеих руках скрючивает пальцы, сводит руки, образуются заусеницы п т.п. Мужчинам, работавшим в пятницу, она «вкладывает в спину стрелье и ломоту», насылает на них тяжкие болезни и т.п. Повсеместно считалось также, что святая Пятница, покровительница рожениц, пс станет торопиться на помощь призывающей ее во время родов женщине, припоминая той, сколько раз она нарушала запреты на работу в пятницу. В некоторых местах верили даже, что Пятница повсюду ходит вместе со Смертью и карает ею виноватых.

В Ярославской губернии существовал рассказ о святой Пятнице, объясняющий, очевидно, и демонический 396 Параскева Пятница подчас облик Пятницы, и ее недоброжелательное и даже жестокое отношение к людям, работающим в ее праздник. Рассказ этот следующего содержания: «В одной деревне жила женщина, и была она хорошая работница, только совсем не почитала пятницы: и пряла, и ткала в пятницу, и белье мыла, и всякую работу делала. Вот раз осталась она в избе одна- одинешенька, а дело было в пятницу вечером. Сидит баба да прядет. Только вдруг слышит, по сеням идет кто-то. А двери с улицы в сени были заперты. Спужалась баба не на шутку — сидит ни жива, ни мертва. Вдруг тихонько начала отворяться из сеней дверь в избу, и вошла женщина, страшная и безобразная. На ней были все лохмотья да дыры; голова вся платками рваными укутана, из-под них клочья волос повылезли растрепками; ноги у ней были все в грязи, руки тоже в грязи, и вся она, с головы до ног, была осыпана всякой нечистью и мусором. Вошла эта страшная женщина в горницу, начала молиться на образа и плакать. Потом подошла к хозяйке и говорит: «Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело. Громом бы тебя разразить мало. Ты преступила закон, и за это будет тебе огонь неугасимый и тьма кромешная. До чего ты меня довела? Я через твой поступок в такой горести состою, что целый день не пью, не ем, не сплю, не почиваю — все слезами обливаюсь. А ты, безумная баба, никакой жалости ко мне не имеешь и дня моего не почитаешь». Тут баба догадалась, что в избу к ней вошла сама Пятница, и стала было прощения просить. А Пятница: «Нет, — говорит, — тебе моего прощения», да взяла железную спицу, которой кудель льну к копылу привязывают, и стала тыкать ей бабу. Тыкала, тыкала, пока до полусмерти не истыкала. Утром на- шли бабу всю в крови и насилу в чувство привели. Да только с тех пор баба по пятницам уже работать — ни- ни: стала почитать праздничный-то день». Столь же распространен был и другой рассказ, в котором оби- женная Пятница превратила «бабу-непочетницу» в лягушку (с тех пор, по поверью, лягушки на земле и пошли).

Не менее известным, и далее более распространен- ным в народе был сюжет о святой Пятнице, подбрасывающей веретено в окно к женщине, прядущей накануне пятницы, и приказывающей спрясть его. По народ- ному убеждению, женщину, догадавшуюся в этом случае выбросить веретено обратно в окно, Пятница хвалит и после пособляет ей в делах, а бабу, не дога- давшуюся сделать этого, строго наказывает (сдирает с нее кожу и т.д.). Существовал, например, рассказ о девушке, которой госпожа приказала работать в «обетную» пятницу: когда девушка работала, к ней пришла Пятница и велела «спрясть сорок мычек и занять ими сорок веретен», угрожая смертью за непослушание; испуганная девушка спросила совета у старухи, и та посоветовала ей напрясть на каждое веретено только по одной нитке; Пятница же, придя за работой, взглянула на веретена и сказала: «Догадалась!», после чего исчезла, не тронув девицу.

В народных поверьях Пятница часто наделялась функциями Доли и Недоли, причем нередко сама отождествлялась с Долей. Так, например, в некоторых местах верили, что Пятница может наслать несчастье или, наоборот, подсказать человеку, что ему нужно сделать для своего благополучия.
Некоторые легенды уверяют, что Пятница может за добрые поступки и праведную жизнь наградить человека; однако вслед за этим она может и наказать его, если он неразумно воспользовался ее даром. Так, например, согласно одной из народных легенд, однажды Пятница наградила человека, разделившего с нею хлеб: она указала, где живет богатая невеста, и дала человеку «сто лет веку». Однако когда через сто лет Пятница пришла к тому человеку в дом для того, чтобы забрать его жизнь, он стал упрашивать ее подарить ему еще сто лет; она исполнила его просьбу, но через сто лет человек снова стал просить ее подарить ему еще сто лет жизни. Когда же Пятница в третий раз пришла к нему, он был уже стариком, у которого «по всему телу вырос мох», и на этот раз он согласился умереть. Пят- ница забрала его с собой и привела в какое-то прекрасное место; затем повела его дальше и привела в еще более красивое место; после этого она впихнула стари- ка в ад и сказала: «Когда бы ты помер на первой сотне своих лет, то жил бы в первом месте, на второй — на втором, а то в триста-то лет ты столько нагрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях».

Параскева Пятница в народе наделялась множеством разнообразных функций; но при этом лишь немногие из них вполне объяснялись жизнеописанием или самим именем этой святой, а остальные, судя по всему, имели языческое происхождение. Очевидно, культ Параскевы Пятницы заменил собой древний культ какой-то языческой богини, и широкий круг функций этой богини со временем перешел на христианскую святую. У восточных славян этой богиней, судя по всему, была Макошь, или Мокошь, богиня плодородия, воплощавшая собой «Мать — сыру землю», а у западных славян — Жива, богиня, связанная с плодородием и жизненными силами, воплощавшая жизнь как таковую и считавшаяся предвестницей солнца.

Живе, как и святой Параскеве, некогда посвящалась пятница, которая у западных славян тесно связывалась с ее именем. Известно, что у литовцев пятница называлась Seewa, а у чехов — Siva, Siwa, Ceres — от имени богини; у немцев же Siva называлась Freya, (откуда у них Freytag — пятница). Богиня эта соединяла в себе многие из тех поверий и функций, которые позднее стали относиться к святой Параскеве. Так, например, у древних язычников (литовцев, поляков и пр.) Жива или Фрея (практически аналогичная по своим функциям римской Церере или греческой Де- метре) считалась покровительницей плодородия и изображалась обычно в виде светоносной девы с 397 Параскева Пятница колосьями и цветами в руках; кроме того, ей приписывалось и покровительство брачным союзам.

Макошь, восточнославянская богиня, воплощавшая саму землю с ее силами плодородия, также из- древле связывалась с днем педели пятницей. Кроме этого, со святой Параскевой ее связывали многочисленные поверья.
Так, например, как Макошь, так и Пятница считались покровительницами рожениц и вообще женщин, а также семьи, брака и разных женских работ, особенно тех, что были связаны с прядением и ткачеством. Как богиню плодородия, Макошь повсеместно считали покровительницей и подательницей урожая; Параскеве так лее молились об урожае, а в день ее памяти приносили в церковь для освящения различные плоды, которые потом хранили в домах как священные предметы. К святой Параскеве, как, очевидно, некогда к Макоши, женщины обращались за помощью во время жатвы. При этом в некоторых местах существовал особый обычаи, связанный с культом святой Пятницы:

когда наступало время жатвы, одна из деревенских старух, считавшаяся «легкой на руку», ночью отправлялась в поле и сжинала первый сноп, связывала его, ставила на землю и при этом три раза молилась Пятнице, чтобы она помогла «рабам Божиим» (при этом перечислялись все женщины-жницы деревни) «без болезней и скорбей» окончить работу и защитила поля от «лихих людей», делающих заломы; потом старуха брала свой сноп и, крадучись, несла его в свою избу, стараясь при этом никого не встретить по дороге (так как любая встреча в это время считалась недобрым знаком).

Культ Пятницы, как и культ Макоши, издавна был связан с водой, в первую очередь, со священными исцеляющими источниками. Так, деревянные изваяния Пятницы, покровительницы и защитницы вод, нередко ставились рядом с теми источниками, которые в народе считались целебными и именовались иногда «прощи» («проща» — прощение, избавление от греха»). Иконы Пятницы нередко ставились и у колод- цев; при этом некоторые из них признавались явлен- ными, а стало быть, и чудотворными: так, например, существовало немало рассказов об иконах Пятницы, неожиданно возникавших в источника или колодцах и исцелявших от всяческих болезней.

Все эти изображения Пятницы (как обычные, так и «нерукотворные»), но народному убеждению, охраняли воду и нередко делали ее святой и целебной; к этим иконам, боясь, как бы не иссякла «спасающая и врачующая благодать», местные жители нередко приносили различные жертвы: монетки (которые нередко бросали в воду), новые рубахи, полотенца, вычесанную льняную кудель, выпряденные готовые нитки или овечью шерсть — «Матушке-Пятнице на передничек», «Угоднице на чулочки» и т.д. Эти дары нередко поступали в пользу ближайших к источнику жителей, за что те брали на себя заботу о святыне и оберегали источник от засоре- ния и осквернения. Осквернение источника могло повлечь за собой страшные последствия: так, напри- мер, во многих местах рассказывали, как в священных колодцах или родниках иссякла вода сразу после того, как его загрязнили, как в нем искупалась или набрала воды для стирки какая-нибудь баба «с придурью», и т.д.

Пятницкие храмы и монастыри также принято было строить на низменностях, у самой воды. При этом в некоторых местах существовали легенды о том, что церкви и часовни возникли на тех местах, где кому-то было «явление». Так, например, во Владимирской губернии рассказывали, что однажды одной богомольной старушке во сне был «тайный голос», сказавший: «Иди к горе, увидишь у подножия ключик, а в нем на дне чудотворную икону. Вынь ее и вели мужичкам строить тут часовню». Народ не послушался старухи, а икону священник поставил в церкви; однако в ту же ночь икона «ушла» и вновь, как была, оказалась на дне источника, и сколько ее ни носили в церковь — каждый раз повторялось то же самое. В конце концов над родником поставили часовню, а икону поместили в ней; воду же из того ручья признали целебной. Подобные рассказы бытовали во многих местах.

Моления о дождях во многих местах, и особенно в Белоруссии, также были обращены к святой Пятнице;
при этом сопровождались они различными тайными обрядами и нередко возносились в ночное время, что, по всей вероятности, указывает на их давнее происхождение. Вероятно, некогда подобные же моления были обращены к Макоши, богине — покровительнице животворной влаги, а позднее, несколько изменившись, стали возноситься святой Пятнице, сменившей ее.

О Параскеве Пятнице в народе ходили самые раз- ные легенды. Во Владимирской губернии, например, полагали, что некогда Параскева, которую в тех мес- тах именовали Прасковьей, была простой бабой, вместе с мужем жившей в деревне. Однажды она призналась мужу, что хотела бы, чтобы кто-нибудь позвал ее на повой; и в этот момент к ним в избу пришел какой-то парень, который позвал ее быть повитухой. Муж отговаривал ее идти, говоря, что «там всяко может случиться, пожалуй, еще согрешишь»; однако она ответила ему: «Только ходи с молитвой, да делай, как Бог велит, так и не будет ничего», и пошла, «хоть дело было ночью». Парень привел ее в баню, и она увидела, что на полке лежит девка, которая мучается родами, а вокруг нее повсюду сидят черти. Прасковья сперва испугалась, но потом помолилась Богу и подошла к девке; а старший черт тут ей и сказал: «Смотри ты, баба! Повивать повивай, а только чтобы без молитвы!» Однако Прасковья не испугалась, и

как только девка разродилась, с молитвой погрузила ребенка в воду и тихонько, чтобы черти не увидели, надела на него крест. Тут пропел петух, и все черти пропали вместе с девкой, а Прасковья осталась с ребенком одна. Взяла она дитя и принесла его домой. Только черти на этом не успокоились, а поскольку отнять ребенка не могли, решили отомстить Прасковье и сделали так, что царь 398 Пастен («а царь-то был нечестивый») призвал ее и стал соблазнять, чтобы она оставила христианскую веру.
Однако она не дала своего согласия, и тогда царь велел отрубить ей голову. Случилось это будто бы в пятницу, поэтому, по народному убеждению, и «зовется мученица Парасковья Пятницей».

About the author

Sophia Bennett is an art historian and freelance writer with a passion for exploring the intersections between nature, symbolism, and artistic expression. With a background in Renaissance and modern art, Sophia enjoys uncovering the hidden meanings behind iconic works and sharing her insights with art lovers of all levels. When she’s not visiting museums or researching the latest trends in contemporary art, you can find her hiking in the countryside, always chasing the next rainbow.