ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ МАГ — ТАРО УЭЙТА
При таком козыре на руках можно начинать игру! Время ожидания и бездеятельности явно прошло, пора, пора! Появляются новые возможности для решения старых проблем, достижения поставленных целей, причем ожидается скорое развитие событий. Маг – весьма энергетически насыщенная и позитивная карта, и она взывает к столь же энергичному и созидательному действию со стороны вопрошающего («сам захотел – сам сделал»). Маг говорит – у тебя есть власть. Прямо в настоящий момент тебе дана способность управлять ходом событий и контролировать свое окружение. Напряги волю и разум – и ты сможешь подчинить себе элементы в игре, людей, ресурсы, движущие силы действа. Разве тебе этого не хочется? Carpe diem! Это редкая возможность преобразить ситуацию, перейти на качественно иной уровень бытия, превзойти самого себя, освоить новые сферы жизни, достичь новых высот (материальных, интеллектуальных, романтических, творческих, духовных – каких угодно). Маг, как первая карта первой семерицы, всегда означает начало какого-то нового периода жизни, когда еще ничего не решено и не сделано никаких ошибок.
Маг говорит, что весь процесс, о котором задан вопрос, протекает под непосредственным контролем вопрошающего, он и есть главное действующее лицо, и поэтому ему решать, в какую сторону следует повернуть ситуацию.
Как правило карта Мага говорит о том, что настоящее время – это период относительной безопасности и успеха, когда вполне можно создать себе благоприятные условия и вообще взять нечто под свой контроль. Карта дает понять, что есть все возможности преобразовать и наладить свою жизнь. По Магу обычно перемены исходят от самого вопрошающего, хотя бывает и так, что жизнь преобразует какой-то внешний фактор (намек на это могут дать окружающие карты).
Маг сообщает об отличной возможности воплотить задуманное в реальность. Он предвещает успех и возвещает физически ощутимое начало действий. Он может указывать на начало предприятия не хуже Шута, на внезапное озарение, просветление. Если энергия Шута хаотична, то энергия Мага – это весьма целеустремленный и упорядоченный порыв. Что с этим порывом будет дальше и к чему он приведет, покажут окружающие карты.
Главное, что делает Маг – производит изменения, чтобы вызвать появление желаемых результатов. Он может делать это как художник, полководец или врач. Кроме того, Маг самоутверждается и трансформирует мир под себя, и предлагает заняться тем же самым вопрошающему. Как правило человек прекрасно сознает, где та область жизни, в которой ему пора проявить активность и взять инициативу в свои руки. Возможно, он долго этому сопротивлялся и ему вовсе не хочется брать быка за рога. Но как раз Маг-то и говорит: для осуществления имеются все необходимые ресурсы – план, материальные предпосылки, время, люди, навыки, личные качества, созревшая карма…как хочешь это назови. Все доступно, все работает на тебя, ты это можешь. Остается добавить инициативу и предприимчивость, и дело в шляпе! У Мага есть одна чисто эзотерическая особенность – его действия очень далеко «аукаются». Они всегда вызывают последствия. Иногда это выглядит как сущая магия – сделал мелочь, произвел совсем небольшое изменение, а процессы понеслись невообразимо и последствия посыпались как из рога изобилия (не факт, что именно те, на которые человек рассчитывал). Что ж, именно так и работали (да и работают) маги, производя изменения в магическом круге и вызывая другие изменения далеко за его пределами. Так что Маг – это своего рода предупреждение о том, что сейчас действия (в том числе и на уровне намерений, желаний и воображения) будут обладать повышенной результативностью. Жизнь полна чудес. И не в последнюю очередь надо учиться управлять своими мыслями, потому что сейчас именно сознание определяет бытие.
В Таро немало Арканов, акцентирующих в основном силу бессознательного. Маг акцентирует силу сознания. Магу свойственны оригинальность и творчество, ум, сообразительность, активная жизненная позиция, независимый дух, сила воли, уверенность в себе, умение контролировать собственные поступки и влиять на других людей, решимость довести дело до конца. Маг не ведает страха.
Ему лес по пояс, а море по колено – это его отличительная черта. Он не знает, что такое трястись, избегать и откладывать, поэтому-то его биография и рискует стать бестселлером при жизни. Интеллект, навыки — все при нем. Он способен сам загореться какой-нибудь идеей и других увлечь за собой. И то, что обычным людям кажется недостижимым, Магу видится лишь как очередная «вершина» на его пути. Маг – мастер коммуникации, что он умеет так это общаться. В отличие от жесткого и не склонного к компромиссам Императора, Маг более гибок и хитер (и как правило никому не раскрывает свою стратегию до конца). Он может влиять на других людей не только императивным образом и его доминирование не так прямолинейно, а потому может быть менее ощутимым, но он запросто может постараться взять власть в свои руки. Действия его не бывают случайными, хаотичными и нелогичными – он ЗНАЕТ, что делает. Но не всегда до конца понимает, что делает…
Некоторые авторы однозначно трактуют Мага негативно, как мошенника, которому не следует доверять (похожее негативное искажение встречается и в случае со Жрицей). Видимо, это результат каких-то личных наблюдений, и его нельзя считать единственно верным. Маг способен сильно влиять на реальность, преследуя свои цели, это все, что мы о нем знаем. Эти цели вполне могут быть честными и благородными, а способы влияния – деликатными и этичными. Хотя конечно, это не всегда так, а иногда такая способность может и вовсе развратить человека.
Маг предвещает покорение новых вершин в каком-то деле, как правило, интересном самому человеку. Это не тот случай, когда на работу еле тащат ноги, хандря и проклиная все на свете. Маг – фанат своего дела и как правило блестяще сведущ в своей сфере. Показатель компетентного специалиста, мастера. Маг акцентирует профессионализм, мастерство, владение многими знаниями и умениями, конкурентные преимущества. Готовность преобразовывать мир, способность использовать свои таланты для выполнения задачи. Уверенность в своем профессионализме. Творческие способности. Умение управлять – людьми и событиями. В бизнесе обычно означает призыв к активному действию, к перехвату инициативы, твердому отстаиванию своих позиций.
Иногда (если человек сам уж совсем никак себя не может отождествить с Магом в этой ситуации) указывает на интриги, усложнение дел, ну и, естественно, на сильного конкурента, способного попортить немало крови. Возможно, кто-то пытается захватить власть, контроль над ситуацией.
Маг нередко указывает на писателей и литераторов, так что стол перед ним, на которым разложены «элементы мира» иногда смело можно считать письменным, а жезл в его руке – авторучкой. Он демиургирует и творит реальность (и, кстати, порой сталкивается с тем, что что-то из этого происходит наяву). Вообще стол нередко играет важную роль в работе Мага (и вполне может быть операционным, лабораторным, учительским, а иногда даже стартовым). Это удивительно, но элементы изображения на Арканах иногда следует понимать абсолютно буквально – это работает.
Сноровка, изобретательность, мастерство, поиск новых нестандартных решений. По Магу идут скорее созидательные, интеллектуальные и креативные профессии – строители, архитекторы и дизайнеры, писатели, художники, специалисты в области рекламы и общественных отношений, управленцы и, конечно, преподаватели. Обычно Маг оставляет на всем, что делает, отпечаток своей индивидуальности, своего профессионального подхода. По Магу не так уж редко проходят врачи и разного рода терапевты (включая психотерапию и всевозможные экстрасенсорные подходы). По традиции Маг имеет особое отношение к медицине и химии (исторически он Алхимик!). Маг – ученый и естествоиспытатель, а уж что именно он изучает или на ком практикуется, подскажут другие карты (особенно Фигурные Арканы). Кроме того, он, как правило, искусный переговорщик.
По Магу идут всевозможные тренинги и тренеры, которые умеют говорить публично, менять личины и приспосабливаться к аудитории. Маг, естественно, делится знаниями, но не всеми, и делает это отнюдь не просто так. Работники радио и телевидения, всевозможные ведущие, профессионально медийные персоны также часто описываются этой картой.
Маг отражает концентрацию внимания, остроту восприятия, быструю реакцию, живой и вдохновенный ум, поэтому очень благоприятен для учебных вопросов. Успешная сдача экзаменов, тестов, прохождение всяких квалификаций и аттестаций. Идеи верны и энергии хватает, чтобы претворить задуманное в жизнь.
Маг говорит об идеях, начинаниях, составлении планов и проектов, распознавании имеющихся возможностей (например, рыночных), о творческих действиях и осуществлении проектов.
Маг говорит о получении прибыли благодаря предприимчивости и использованию своих способностей. Даром ничто с неба не упадет, но знания и умения будут оценены и помогут заработать. Это классический показатель бизнеса, предпринимательской активности. Маг помогает инициативно разобраться с денежными вопросами, взять финансы под контроль. Он также говорит о том, что человек понимает, как устроен мир, откуда берутся деньги и что надо делать, чтобы достичь результата.
В любом случае Маг говорит о том, что сейчас есть возможность преобразить ситуацию в желаемом для себя направлении.
Маг – неоднозначная карта в любви.
С одной стороны, он снискал себе славу знака мощной, яркой, уверенной мужской сексуальности. Единица – архетип мужского числа, да и жезл Мага является фаллическим символом. Партнер, описываемый Магом – яркая личность, сексуальная, мужественная, самоуверенная, обладающая всей полнотой физических и духовных способностей. Не так уж редко — тонкий диктатор и манипулятор, вне зависимости от половой принадлежности. Маг умеет очаровывать и охмурять. Он умеет делать первый шаг или притягивать, не делая этого шага, но мотивируя на это другого.
При не особенно благоприятных окружающих картах (венцом тут, конечно, является Дьявол) Маг акцентирует вопросы власти, контроля и противоборства сторон («в том поединке своеволий кто в чьей руке был только мяч?»). Когда девиз Мага «Я хочу!» налетает на девиз «А я не хочу!», формируются вязкие силовые отношения («будешь мой (-я)!»), нешуточные игры, противостояния, борьба воль, иногда «до победы», после которой мироздание восстановлению не подлежит. Маг очень предприимчивый и волевой товарищ, и в сущности прет как танк, устраняя все препятствия на пути (хотя внешне это может выглядеть отнюдь не так прямолинейно, а очень даже завуалированно, особенно это касается Магов женского пола). Ему свойственна исключительная самомотивация (именно «само» — вторая сторона может не мотивировать и даже всячески отбрыкиваться), и он не успокаивается, пока не добьется своего. Иногда указывается, что он привык получать все и сразу, и терпение не сильная его сторона, но с этим можно поспорить. Маг сосредотачивается на задаче всей волей, «всеми помыслами своими, всем разумением своим» (именно поэтому Маг — отличная карта для обучения типа медицинского, в процессе которого человек готов пройти через все и подчинить себя поставленной цели). Вообще его «профессиональный совет» — отдать делу тело и душу. А данном случае «делом» становится завоевание другого человека. Поэтому, как сказал бы великий Булгаков, будьте благонадежны. Если это действительно его цель, он изыщет средства.
В то же время Маг – преизрядный индивидуалист. Единица есть единица. Его индивидуальность сильна настолько, что особой потребности в дополнении он не ощущает. Он эгоистичен, умен, не особенно сентиментален и наделен сильнейшей волей к поступку – например, к прекращению отношений, которые его не устраивают, или к завязыванию отношений, которые ему сейчас понадобились. Он не всегда склонен обращать внимание на настроения и чувства других людей (вернее, считается с ними постольку, поскольку это в его интересах).
Как и во всем остальном, Маг говорит, что в нашей власти преобразить ситуацию в желаемом направлении – найти вторую половину, развестись с первой… короче, сотворить обыкновенное чудо. Совет, который Маг может дать в любви – решать проблемы! Своими руками ковать новое, небывалое прежде счастье, учиться и учить, строить отношения так, как хочется, создавать день за днем свой шедевр, сад на месте пустыни.
Вообще-то, если верить прямому символизму, Маг олицетворяет жизненную силу и ясно говорит, что человек находится в отличной форме.
Традиционные толкования почему-то весьма негативны, возможно из-за тесной ассоциации с врачевателем, а раз пришел врачеватель, значит, что-то случилось – неприятность, несчастье, страдание, скорбь, расстройство, болезнь, недуг, слабость, тоска, боль, врач, целитель.
В современных трактовках считается, что Маг предвещает благоприятный исход, если вопрос касается проблем со здоровьем (врач сумеет оказать нужную помощь, при этом надо учитывать, что физическое здоровье и душевное тесно связаны).
Перевернутый Маг вообще сильно акцентирует душевный дисбаланс (возможно, потому что в естественном состоянии разум и воля в нем на высоте – тут происходит их блокировка или развивается болезненное проявление).
Перед Шутом – сильный стресс, опасность потери рассудка, возможно, потому что обе карты символизируют нисхождение информации свыше в слабый человеческий разум.
С Семеркой Мечей в старинных толкованиях – не заболеешь, это к лучшему.
ДА, если вы используете инициативу и активность.
Если Шут, не осознавая себя, отождествляется с Творцом — то карта Маг предполагает отчетливое видение себя, и видение необыденное. Это первая по номеру карта Таро: любой путь начинается с самоосознания и самоопределения. Маг теряет абсолютную свободу воли Шута, но добавляет к воле знание, делающее его мастером своего дела. Он полон созидательной мужской силы. Его можно ассоциировать с Солнцем и Меркурием. Меркурий в высокой своей ипостаси — символ Воли, Знания и Слова-Логоса, творящего миры. В древности Гермес (Меркурий) считался покровителем прорицателей и тайных наук, он служил вестником богов, передавая их волю смертным людям, но тот же Гермес — божество хитрости, и деловитые древние греки к нему обращались, когда затевали какое-либо коммерческое дело, особенно не очень-то законное. Крылатый вестник может сообщать о получении некоей важной информации – это еще одно значение карты. Посредническая, пограничная роль Гермеса-Мага отмечена у Банцхафа и Акрона (ссылающихся при этом на другого автора): «В пограничных ситуациях и системах, достигших своих пределов, архетип Гермеса-Меркурия проявляется повсюду: он умеет напустить туману, дезориентировать….его освобождающий смех сотрясает систему. Во времена социальных катаклизмов, революций и восстаний всегда появляется великое множество ловкачей и хитрецов».
Маг недаром является первой картой колоды. Она в самом начале путешествия указывает на то, что все сотворенное есть не что иное, как сон, существование фокуснически сотворенных божественных элементов, а жизнь — непрерывная азартная игра. Кажущиеся чудеса природы есть просто дела космического кудесника. Фактически Маг подобен Богу. Лемниската над его головой олицетворяет доступ к высшим знаниям и герметический принцип «что наверху, то и внизу». В его воздетой руке – отнюдь не меч, но жезл. Жезлы – олицетворение воли и мысли, управляющей стихиями (духовностью чаши или креста, пентаклем земли или угольником вольного каменщика, и энергией меча). Изображение на Аркане говорит о том, что Маг – повелитель четырех стихий мира и данник четырех принципов магии: ведать (чаши), дерзать (мечи), желать (жезлы) и молчать (пентакли). Маг олицетворяет силу сознания и уверенность в своих способностях (отчасти коренящуюся в неведении), власть над силами, которые движут этим миром. Для него произошло соприкосновение с недоступной ранее мудростью, и в результате возрастание реализационной власти.
Хоть карта и указывает на высокий потенциал сознания, это не означает, что потенциалом других, подсознательных сил в это время можно пренебречь. Наоборот: готовность к действию, к успеху, на которую указывает Маг, основывается именно на гармонии между сознанием и подсознанием. Только благодаря уверенности в себе, возникающей в результате этой гармонии, мы действительно можем сдвинуть с места горы. Правая рука Мага воздета и вбирает в себя силу свыше. Правая рука управляется рациональным левым полушарием мозга. Жезл в правой руке Мага притягивает творческую энергию с небес, сознательно фокусирует ее (в этом смысле он является «волшебной палочкой»). Хотя можно допустить, что стяжание Магом вдохновения, творческого видения происходит вне логики. А вот через направленную на предметы левую руку, управляемую иррациональным правым полушарием, нисходит его влияние на проявления в мире. Карты также часто советуют вытягивать левой рукой, тобы процесс осуществлялся не столько логически, сколько интуитивно. Тело Мага при этом представляет собой энергетический канал воплощения идей, своего рода инструмент. Через него в мир устремляется то, что желает быть созданным. Этот магический жест, дающий возможность сознанию проецировать себя в мир, символизирует принцип: «что наверху, то и внизу».
Маг – это молодой вольный демиург, его мысль материальна, мироздание в его разуме становится мирозданием наяву, что помыслит, то и сбудется..вопрос, что. Это индивидуалистическое творческое самовыражение, еще не до конца обузданное ответственностью. Стадия в духовном развитии, на которой происходит становление личности через творческие способности, самовластное подчинение себе всех аспектов жизни при освоении ключевого, имеется большой потенциал управлять собой и миром. Но на деле Маг еще наивен и самонадеян. Мир видится ему игровой площадкой, он бодро демиургирует, но с детским подходом Александра Великого – дойти до края света, чего тут идти-то… Маг еще не знает, что его власть над миром закончится картой, где будет только Мир, а его самого не будет. В Маге воплощена детская самонадеянность и мощь атлантов, использовавших свои энергетические и гностические способности направо и налево, пока планета не сошла с катушек. Так что здесь всегда есть специфический риск. Свой риск есть в любом Старшем Аркане, на любой стадии развития. У Мага это риск «наворотить делов – не расхлебаешь».
Говоря о юношеской самонадеянности Мага, на память приходит БАК — большой адронный коллайдер. Картинка в стиле Бидструпа: облако, парящее над коллайдером, два элохима сидят, свесив ноги и с с любопытством глядят вниз. Один говорит другому:
— Послушай, а чего это они соорудили?
— Да вот, хотят понять, как ВСЕ ЭТО сделано! Ищут…
— А-а!…а чего ищут-то?
— Да какой-то бозон Хиггса…
— Ну-ну…
Маг действительно властвует над внутренним и внешним миром, а потому уже на этой ступени возникает соблазн считать, что цель достигнута (хотя на самом деле это лишь «игровая комната», первый шаг на пути роста, становление способностей через предметную деятельность, и Маг – это Ученик). Это комплекс Бога на детской стадии духовного развития. Властная самонадеянная личность с ощущением безграничных способностей влиять на реальность. Железная сила воли, мужество и чувство всевластия – довольно подростковый набор самоутверждения на стадии, когда впервые удается проявить самостоятельность. Но если вдруг случится перебор, жизнь заставит освоить куда более тихое, точное и аккуратное поведение («сперва подумай и вникни» — но это уже к следующему Аркану, Жрице).
Маг может означать также и инициацию — обряд посвящения непосвященного. Это необычайно важный порог в жизни каждого человека.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — шарлатан; неуч; планы могут пойти под откос; слабая воля.
+ II. Верховная Жрица — проект повис в воздухе; серый кардинал; высший маг.
+ III. Императрица — обнадеживающие начинания.
+ IV. Император — реорганизация.
+ V. Иерофант — божья воля; божественная искра; истинное призвание.
+ VI. Влюбленные — подписание договора.
+ VII. Колесница — продвижение проекта; налаживание связей.
+ VIII. Справедливость — принять на себя роль защитника.
+ IX. Отшельник — исследования.
+ X. Колесо Фортуны — инициировать перемены.
+ XI. Сила — мастерское владение собой.
+ XII. Повешенный — препятствия делу; угодить в ловушку.
+ XIII. Смерть — спиритизм.
+ XIV. Умеренность — умелая забота о проекте.
+ XV. Дьявол — безволие; опасное манипулирование; дьявольское манипулирование; злой гений; грязные руки; аферист; черный маг.
+ XVI. Башня — провальные начинания; надломленная воля.
+ XVII. Звезда — астролог, ясновидящий; медик; процесс выздоровления; удачное время для начинаний.
+ XVIII. Луна — шарлатан; опасный лгун.
+ XIX. Солнце — признание мастерства или идеи.
+ XX. Суд — повышение в должности; раскрытие способностей.
+ XXI. Мир — идея, получившая достойное воплощение.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — движение за воображением.
+ Двойка Жезлов — обдумывать идею.
+ Тройка Жезлов — завоевание новых рынков.
+ Четверка Жезлов — заложить фундамент.
+ Пятерка Жезлов — отрежиссировать ситуацию.
+ Шестерка Жезлов — движение к цели; умелое руководство.
+ Семерка Жезлов — использование любых средств, чтобы остаться на вершине.
+ Восьмерка Жезлов — вырисовывающаяся ситуация.
+ Девятка Жезлов — пройти проверку.
+ Десятка Жезлов — недостаток способностей; усталость от контактов; подавленная воля; нежизнеспособная идея.
+ Паж Жезлов» -изобретательность; маркетинговое исследование.
+ Рыцарь Жезлов — ускорить внедрение.
+ Королева Жезлов — повышение профессионализма.
+ Король Жезлов — талантливый изобретатель; способный руководитель.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — способности к литературе; творчество; любовная магия.
+ Двойка Кубков — заключение контракта.
+ Тройка Кубков — собрать команду.
+ Четверка Кубков — за рутиной не увидеть главного; упустить возможности для продвижения проекта.
+ Пятерка Кубков — неоправдавшиеся надежды; клиенты могут подвести.
+ Шестерка Кубков — начать осуществлять давно забытые планы или детскую мечту.
+ Семерка Кубков — несостоятельные планы; инсценировка.
+ Восьмерка Кубков — движение мимо цели; творческий застой; неудачная идея.
+ Девятка Кубков — открыть ресторан; начать осуществлять свою мечту.
+ Десятка Кубков — грамотное ведение дела; движение к процветанию.
+ Паж Кубков — рассмотрение предложения.
+ Рыцарь Кубков — сделать выгодное предложение.
+ Королева Кубков — обручиться.
+ Король Кубков — попросить совета у крупного специалиста.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — бизнес в интернете; добиться ясности; ухватиться за блестящую идею.
+ Двойка Мечей — недопонимание с партнерами, невыполнение условий; выражение протеста.
+ Тройка Мечей — жестоко просчитаться.
+ Четверка Мечей — взять паузу.
+ Пятерка Мечей — попытка построить счастье на чужом несчастье; удар ниже пояса; нечестные методы ведения дел.
+ Шестерка Мечей — бизнес переезжает в новый офис; начать строить сетевой бизнес; верные шаги.
+ Семерка Мечей — политические игры; фальсификатор; лгун; пренебрежение обязанностями; умелое манипулирование; шарлатан; умелец с душком.
+ Восьмерка Мечей — ловкое вмешательство; ограниченные контакты; безынициативность.
+ Девятка Мечей — дело приходит в упадок.
+ Десятка Мечей — обратной дороги нет; фиаско.
+ Паж Мечей — выдвинуть оригинальную идею; способный хирург.
+ Рыцарь Мечей — военный врач.
+ Королева Мечей — расставание с партнером; дробление бизнеса.
+ Король Мечей — проявить независимость.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — финансовый гений.
+ Двойка Пентаклей — погоня за «двумя зайцами».
+ Тройка Пентаклей — получение выгодного заказа.
+ Четверка Пентаклей — контроль за расходами; ужесточение финансовых расходов; закладка фундамента.
+ Пятерка Пентаклей — убыточное дело; отсутствие клиентуры.
+ Шестерка Пентаклей — врачебная помощь.
+ Семерка Пентаклей — долгие деньги; финансовые спекуляции.
+ Восьмерка Пентаклей — отлаженное дело, приносящее доход; мастерски выстроенный процесс; профессионализм.
+ Девятка Пентаклей — умелое, инвестирование; прибыль.
+ Десятка Пентаклей — идейный вдохновитель семейного бизнеса.
+ Паж Пентаклей — изучение основ ведение дела; введение в курс дела.
+ Рыцарь Пентаклей — задать направление делу; прогрессивная идея.
+ Королева Пентаклей — умелое ведение дел.
+ Король Пентаклей — распределить финансовые потоки.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ
ОТШЕЛЬНИК
Отшельник приобрел репутацию карты, предвещающей одиночество и «в общем ничего хорошего», в то время как для духовного развития эта карта – настоящий клад. Однако это опять же то измерение, которое среднего человека скорее пугает, нежели вдохновляет. Поэтому Отшельник редко бывает в раскладах желанным гостем. Но в сущности он говорит лишь о верности себе. Его появление может намекать, что отношение к жизни стало слишком уж вовлеченным и эмоциональным, и сейчас требуется «исцеление», возвращение на путь истинный, чуть ближе к себе, к своей подлинной природе. Это не только и не столько вопрос убеждений или совести – Отшельник тем и отличается от Первосвященника, что здесь не идет речь о «понятиях». Здесь речь о нашем стержне.
Это подлинность, живущая в костях, это дух, а не буква, здесь речь идет не о том, как «надо», а о том, кто ты есть и почему не можешь иначе. Это не просто я, не сверх-Я, это – настоящее, абсолютно аутентичное, без всяких приспособительных подделок Я. Ничто так не отделяет нас от других, от этого странного мира, к которому мы не без труда приспособились за первые …дцать лет жизни, как наша подлинность, наша верность самим себе.
Отшельник акцентирует стремление замкнуться и потребность в самоанализе, обретение внутреннего мира и собственной правды, следование своим путем. Он говорит, что пришло время заново оценить свою жизнь, свои цели и связи. Пора чуть отойти от социальной жизни, оставить мелочные заботы и ставшие привычными развлечения: они мешают задуматься о душе. Каждому человеку требуется период уединения (“отшельничество”), чтобы разобраться наконец в себе самом. Однако это не просто тайм-аут, вообще вибрации Отшельника заметно превосходят Четверку Мечей. Они возвещают нахождение в своем собственном центре и нахождение своего собственного света. Главное, что возвещает Девятый Аркан – это отказ руководствоваться чужими мнениями (только собственным!), отказ делать что-либо наперекор себе, своему внутреннему ощущению истинного и верного, в угоду другим или просто соответственно всеобщим понятиям. Это карта духовной самостоятельности и огромной личностной силы, достаточной для того, чтобы идти своим узким путем, несмотря на отсутствие попутчиков (или хотя бы общественного одобрения).
В раскладе это обычно человек, который отказался от участия в чем-либо, «крутит педали назад» и защищается от любых воздействий со стороны. Нужно время, чтобы все для себя выяснить, утвердиться в своем решении. Торопить его, подталкивать — пустое. Он все равно все сделает так и тогда, как сочтет нужным и правильным. Если рядом еще и Справедливость, то не ошибется, что хорошо, а что плохо. Пафос Отшельника – знание себя и отстаивание себя, невосприимчивость к влияниям извне, будь то красивые слова, угрозы, уговоры, манипуляции. Если они не соответствуют его пониманию вещей, то реакция будет, что называется, «как у крокодила на брюкву». Подстегивать события, прилагать усилия, оказывать давление бессмысленно, это ничего не даст.
По Отшельнику человек всерьез занят определением своей позиции и своих границ. При этом внешне от него может быть ни слуху, ни духу – ни звонков, ни писем, ни предложений, ни отказов. Он решает, что все это для него значит, зачем оно ему нужно и как далеко он во всем этом готов зайти, будь то любовь или бизнес. Это, пожалуй, самое важное.
Отшельник, как и Жрица, в определенной степени говорит о существовании некой скрытой истины. Правосудие ищет правды, Отшельник ищет истину, лишний раз давая понять, что правда и истина не одно и то же. И он находит, ибо по что пойдешь, то и найдешь.
Как и Жрица, Отшельник нередко указывает на нечто сокрытое, в данном случае скорее – спрятанное или утраченное, нежели тайное. Отшельник любит затихариться, спрятаться от глаз, погрузиться на глубину. Ему нравятся колодцы и фонтаны, пещеры и подземелья, погреба и лестницы, шкафы и сундуки, потайные ящики.
Иногда по Отшельнику происходит поиск (и обретение) учителя, наставника, духовного ведущего, он может говорить о получении ценного совета.
В старинных толкованиях указывается, что Отшельник может предсказывать не только духовное, а и вполне буквальное странствие, путешествие, особенно в какие-то духовно значимые места.
Считается, что как сигнификатор прошлого Отшельник говорит не столько об одиночестве, сколько о стремлении подвести черту под чем-то, что-то забыть. Приведет ли предвещаемое им временное одиночество к лучшей жизни, покажут другие карты расклада.
Отшельник придает силы и собранность для того, что сконцентрироваться на главном, но только это «главное» запросто может оказаться достижениями сугубо внутреннего характера, и не относится к тем целям, которые расписаны в деловом ежедневнике. Отшельник не есть карта внешней активности – скорее, карта ухода от нее. По нему редко можно ожидать продвижения в суетных делах. Хотя у Гегенхайма указывается, что «это карта мудрости, достижений и свершений».
Отшельник товарищ неспешный, а потому его появление в раскладе может указывать на замедленность процесса.
Вообще же, выпадая в раскладе, Отшельник намекает, что пришло время отринуть мелочные проблемы и суету, поскольку они мешают сконцентрироваться на собственной душе. А именно она сейчас требует пристального внимания. Каждому человеку необходим период ухода от повседневности и других людей. Этот Аркан словно говорит: попробуй побыть немного Отшельником, чтобы, наконец, понять самого себя и свои потребности, поразмыслить над своими проблемами. Это необходимо, чтобы научится видеть себя со стороны, реально оценить уровень своего развития и возлюбить себя. Помни, что тот, кто не любит себя, не в состоянии любить никого. Не считай время, проведенное в бездеятельности, уединении и созерцании, потраченным зря. Спокойный анализ и осмысление своих планов позволят избежать ошибок в дальнейших действиях.
Для людей обычных, например, девушки, расставшейся с мужчиной (“Вернется ли он?” Или: “Скоро ли я выйду замуж?”), означает просто одиночество, по крайней мере в ближайшее время, то есть ответ на «бытовые вопросы» будет отрицательным. Хотя та же карта дает ей и совет: используй отпущенное тебе одиночество для пользы дела, постарайся вырасти за это время. Для «небытовых вопросов» Отшельник карта сильная и важная, она действительно подобна фонарю, освещающему трудный путь. Впрочем, и для эзотериков и вообще людей, заботящихся о своем духовном росте, Отшельник может означать ощущение одиночества оттого, что его бывшие товарищи и близкие перестали понимать его: он ушел вперед, а они остались там же, где были. Поэтому общаться он может теперь лишь с такими же Отшельниками, но их мало, а поблизости может не быть вообще. Он может, конечно, вернуться назад, но на этом его духовное развитие закончится. Лучше иди вперед, говорит эта карта, покоряй следующие вершины, и ты найдешь новых друзей.
В перевернутом положении, наоборот, Отшельник говорит, что девушка одна не останется. Для эзотериков же он означает, что, увы, вершина еще не достигнута (возможно, путь был ошибочен), что творческого уединения нет и пока не предвидится.
Серьезное и самостоятельное (при условии, что человек не совсем новичок на пути духа и хоть как-то адаптирован к энергиям Отшельника, в противном случае – депрессивное и запутавшееся). «Думаю. Прошу не мешать» (пишу диплом, хожу на психотерапию, заканчиваю проект, делаю запись в блоге…). Отшельник – это жизнь по своим правилам. Устремленность скорее во внутренний мир, чем во внешний, преследование исключительно внутренних целей и равнодушие к внешним достижениям. Это — не Колесничий, который ищет себя во внешнем мире, совершая поступки, а уединенное исследование колодца своей души и отшельническое бытие.
Духовная самостоятельность, следование своим собственным путем, на котором нет попутчиков, поиски собственной правды (а не социально желательной). Отшельнику свойственно желание убежать от жизни, замкнуться в себе, но причина тому не страх, а жажда знания и обретения себя. Это продуктивное одиночество, погружение в свой внутренний мир, оторванность от материальной реальности, от сует и забот обыденной жизни, потребностей цивилизации. Это внутренняя собранность, но не для мирской жизни, а для поиска непреходящего. Что мы делали бы во внешнем мире, если бы каждому из нас не был дан его собственный внутренний мир?
Отшельник ревниво оберегает это мир – почти так же, как Император оберегает внешние владения и завоевания. Часто эта карта описывает боязнь раскрытия тайн (если рядом еще и Луна, то сильную и обоснованную). Отшельник хорошо «шифруется», и его бесполезно искать в социальных сетях – в лучшем случае там обнаружится ни к чему не обязывающий и формальный профиль. Этот человек тщательно скрывает от окружающих свое лицо, не стремится вступать с ними в контакт, опасаясь, что его одиночество будет нарушено. Он, кажется, рождается со знанием экзистенциальной истины, что мы все одиноки, рождение, смерть, боль, откровение – все это оставляет наедине с собой. При этом одиночество пробуждает его мысль, несет глубину и покой и является одним из наиболее вдохновляющих состояний. Тому, кто не адаптирован к энергиям Отшельника, это кажется просто невозможным. Самый мистический элемент Аркана – фонарь. Разглядеть его свет, вот духовная задача девятого Аркана. Отшельнику чужды беспомощность, разочарование или отчаяние. Он понимает, кто он, и знает, что делает и почему – или, по крайней мере, именно к этому состоянию Аркан призывает придти.
Важные качества Отшельника: благоразумие, осмотрительность, проницательность, серьезность помыслов, рассудительность, умение вовремя взять себя в руки (особенно с Силой), способность управлять своими эмоциями. Защищенность, независимость, духовная самостоятельность и самодостаточность. Мудрость, скрытность. Строгость, серьезность. Терпение, невозмутимость. Подчеркнутая незаметность (такой человек, даже обладая выдающимися внешними данными, сознательно сделает все, чтобы «пригасить» эффект). Отшельник вообще не особенно озабочен социализацией. Его адаптированность к социуму может быть вообще очень поверхностной – так, на уровне заставки для «рабочего стола». Выглядит как будто общепринято, но при попытке открыть любой файл выясняется, что расширение нестандартное или либо не открывается вовсе, либо язык не вполне читабелен, и пользователю явно недостает каких-то подключений, чтобы все это загрузить…и всем этим загрузиться. Таков Отшельник, и пол, возраст, звание и состояние тут дела не меняют. Плащ Отшельника на Аркане символизирует смазанность и закрытость его физической и социальной сути во время одинокого пути духовного восхождения. Но фонарь его, случается, становится путеводной звездой для других.
Работа с собственной душой, самоосмысление в уединении, поиск одиночества для внутренней работы. Само-бытность – вот еще одной ключевое слово Отшельника. Но иногда она достигает той стадии, когда человек так замкнулся в собственном эгоистичном мирке, что до него уже практически невозможно достучаться. Отшельник в принципе очень независим от окружающих и слабо реагирует на их одобрение или неодобрение, так как единственным мерилом всего и вся для него является собственная жизненная философия.
Отшельник символизирует опытного посвященного, хорошо усвоившего ранее полученные уроки жизненной мудрости. Часто это человек, которого судьба на какое-то время и каким-то образом «вынимала» из жизненной суеты – например, он много времени проводил в больнице, жил на отшибе или работал в закрытом учреждении. Отшельник любит духовные практики и посты. Он никогда не становится частью толпы. Призвание, проклятие и дар Отшельника – подчиненность воли внутренней истине. И только ей. Не капризам, не от ума принятым решениям (она с этой истиной могут быть в конфликте), не наведенным извне понятиям, и даже не слабостям и силам собственного характера. Только ведущей его неведомой силе. Отшельник – это почти что Шут, разница в том, что перед Шутом открыты все пути, а перед Отшельником – только через тернии к звездам. Узкий Путь. Границы его могут быть выложены драгоценными камнями или увиты колючей проволокой, сути дела это не меняет. С точки зрения символики шест Шута, на котором крепится узелок, становится посохом Отшельника, помогающим странствовать и дающим на пути единственную опору.
Этому человеку могут быть свойственны отчужденность, ярко выраженная интровертность, сдержанность и замкнутость. Отшельник бывает попросту стар. Причем старость может измеряться вовсе не паспортным возрастом, а закостенелостью, негибкостью, отчуждением от людей, духовной дряхлостью и категорическим неприятием окружающего современного мира. Есть люди, у которых кризис среднего возраста начинается непосредственно после кризиса пубертатного. В лучшем смысле Отшельник может символизировать человека таких внутренних богатств, что мир внешний кажется ему не более чем мишурой и бижутерией – вес имеет, но ценности не представляет. Он действительно ставит себе исключительно внутренние цели, причем бывает, что не на одну жизнь.
Негативное значение – самодовольное пребывание в мирке своих знаний, пусть вековых и эзотеричных, но не используемых на практике. Ожесточенность, изоляция, депрессия, аура скорби и утраты, мрачность и безрадостность. Отчужденность от людей, горечь. Через тему замкнутости и скрытности вырастают такие негативные традиционные значения как притворство, укрывательство, лицемерие и даже измена.
Отшельник равнодушен к почестям и достатку, но полностью сконцентрирован на цели. Профессионально он соответствует фрилансерам, не подчиненным какой-либо организации и питающим определенную неприязнь к коллективам.
Карта хороша для научных занятий, анализа, написания трудов и мемуаров, на худой конец — ведения блога. В ней есть последовательность и упорство, но только тогда, когда человек видит для себя смысл в том, что делает.
По Отшельнику идут люди, чья профессия так или иначе связана с поисками и изысканиями. Это может быть ученый и архивариус, а может быть и следователь криминальной полиции, идущий по следу со своим фонарем, высвечивающий то, что упустили или сокрыли другие (прокуроры, адвокаты – это к Правосудию), учитель, консультант.
Отшельник довольно благоприятен для обучения (его фонарь символизирует свет знания) и командировок (Отшельник обычно в пути, и его посох – посох дорожный). По Отшельнику отлично оттачиваются профессиональные навыки, самостоятельно или под руководством старшего наставника. Циглер сообщает, что это карта мудрых руководителей. Но все же, по всей вероятности, не в области бизнеса, явно ориентированного на прибыль.
Для бизнесмена Отшельник неблагоприятен. По сути, он указывает на бесплодность дела, которым тот сейчас занимается. Его можно рассматривать как совет отделаться от теперешнего предприятия и переключиться на что-то другое.
Есть мнение, что это карта завершения и сбора урожая, но то-то и оно, что Отшельник выступает скорее за путь и процесс, кроме того, обретения его интересуют в основном внутренние.
По Отшельнику человек может задаваться вопросом о смысле собственной деятельности и о своей профессиональной пригодности. Иногда по этой карте проходит отход от профессиональной активности, выход на пенсию и/или передача накопленного опыта другим.
Отшельник является неблагоприятным показателем для финансовых вопросов. Он живет в отрыве от мирских благ, и предлагает вопрошающему поупражняться в том же. Это карта денежных ограничений, недополучения причитающегося, пониженных зарплат и пенсий, простой и аскетичной жизни. Если речь идет о каких-то договоренностях, то они могут быть аннулированы. Отшельник может советовать вопрошающего попросту абстрагироваться от финансовых вопросов и взглянуть на дело под каким-то другим углом, давая понять, что деньги – не главное.
Одиночество – очень дорогой товар. Его одинаково трудно бывает приобрести, когда оно потребно, и сбыть с рук, когда оно надоело. Выпадая в раскладе, Отшельник сообщает, что вопрошающий, даже если он состоит в отношениях, сейчас больше сконцентрирован на себе и собственном развитии, нежели чем-то ином. Отшельник традиционно считается неблагоприятной для отношений картой. Отношения во многом держатся на приспособлении к другому человеку.
Отшельник не приспосабливается. Он идет своим путем и действительно принадлежит лишь ему. Поэтому карта нередко возвещает уход своим путем, расставание, разрыв взаимоотношений или как минимум поиск большей самостоятельности, независимости от партнера. Среди прочего, по ней отменяются свадьбы и разрываются помолвки (на это, конечно, должна быть еще какие-то указания). Отшельник задумывается о смысле отношений, о своей роли в них, о том, зачем все это надо и соответствует ли его внутреннему ощущению жизненного пути. В любом случае, плюс Отшельника в том, что он воспринимает вещи серьезно. Он не станет смотреть на проблемы в отношениях сквозь пальцы и руководствоваться принципом «авось утрясется» (он прекрасно понимает, что вещи имеют обыкновение «утрясаться» в основном по Башне).
Минус же Отшельника в том, что он едва ли кинется активно решать те проблемы, которые видит – скорее, отстранится («разобраться в свои чувствах») и когда разберется, уйдет своей дорогой. С ним можно, в общем, осушать трясины, разгребать завалы и наводить мосты через пропасти, но только при условии, что ему помогут увидеть во всем этом некий сермяжный смысл. Тогда с ним можно ходить в разведку — товарищ он серьезный и надежный. Но ощущение бессмысленности его доканывает, и это делает его сложным партнером – в конце концов, куда проще обеспечить заботы всех сортов, материальное благополучие и сексуальное разнообразие, чем повернуть смысловой ключик неведомой конфигурации в неизвестно где находящейся скважине. Впрочем, когда этот ключик повернулся и смысл засиял.
Отшельник способен выдержать отсутствие первого, второго и третьего (смотри выше) и еще много чего другого — он мыслит экзистенциальными категориями и не станет капризничать в случае неудобств.
Отшельник скрытен. В чем-то он подобен Жрице. Какая-то часть его интимной жизни всегда остается тайной. Он может указывать как на скрытного от природы партнера, который не изливает душу (в лучшем случае – раз в год по чайной ложке), так и на то, что ему есть что скрывать (например, измену). Это карта удаления, отстранения, дистанции.
Отшельник молчалив. От него не добьешься лишних выражений чувств. Он серьезно относится к отношениям, но вообще-то, для него и моногамия – это слишком много народу. Бывает, что одинокий человек не стремится домой, где останется наедине со стенами, но что касается Отшельника – он чрезвычайно дорожит уединением и закрывает за собой дверь в свое одинокое святилище с глубоким облегчением, переводя дух и становясь, наконец, самим собой. Мысль о том, что он лишится этого отдохновения и прибежища души, вступив в брак, пугает его куда более, нежели вдохновляет («тут за день так накувыркаешься, придешь домой – там ты сидишь!») Неудобства и тревоги одиночества Отшельник воспринимает философски, не придавая им какого-то особого значения – своя ноша не тянет. Знаменитые строки Омара Хайяма «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало» в случае Отшельника приобретают особую интонацию – слово «лучше» тут излишне, ибо он по-другому не очень-то и способен. Одиночество для него – не событие. Просто — бытие. Эта карта часто показывает осознанное желание быть одному. Для Отшельника крайне важны честность с самим собой и согласие с самим собой. Пока он их не достиг, подгонять его бесполезно, и ничьего влияния на себя он не принимает. Все, что не соответствует его природе и индивидуальности, рано или поздно будет им разрушено и вычеркнуто из жизни (а еще вернее – и вовсе не допущено в нее). Традиционно Отшельник описывает целибат, затворничество, уход от мира, замкнутую уединенную жизнь, непостижимую для других.
Очень показательно, если Отшельник выпадает человеку влюбленному. Это четкое указание сделать шаг назад, не торопиться связывать себя прочными узами, проверить чувства. Эта карта символизирует отчужденность, осмотрительность и осторожность в выборе партнера, пребывание в своем собственном пространстве. Скорее всего, человек подходит к отношениям серьезно, но ему нужно время, чтобы понять, чего он на самом деле хочет, потому что сейчас ясности нет. Прыгать в омут с головой явно не время.
Карта может говорить об отсутствии сексуального влечения, но это не всегда так однозначно. Например, возможно, что в сексуальном смысле Отшельник тоже «познает себя», и помощь другого в этом подразумевается не всегда. Бывает, что человек сам для себя является наилучшим сексуальным партнером, и со всеми остальными не испытывает того, что сам с собой. «Любовь соло» может быть им освоена в большей или меньшей степени, быть примитивной и утонченной. И если с Повешенным и Башней это скорее грубый акт самоудовлетворения, которому предшествовало подавление либидо, то если рядом, к примеру, Сила и Семерка Чаш – едва ли кто-то сможет доставить ему такое исчерпывающее удовольствие, которое он умеет доставлять себе сам.
Затащить Отшельника в постель для совместного времяпрепровождения дело нелегкое, и феерии тут ожидать опять же приходится. Это партнер сдержанный и не склонный проявлять инициативу. Кому-то такие качества могут импонировать. Нередко карта указывает на холодность, способность обходиться без секса, отсутствие интимной жизни.
В лучшем случае Отшельник может указывать на эмоциональную (но вряд ли сексуальную) связь с одухотворенным и очень мудрым человеком. Это союз глубинного уровня.
Отшельник – не самая благоприятная карта для здоровья. По нему тело становится эфемерным («Прах ты и в прах возвратишься»).
Это упадок энергии, понижение тонуса, постепенное сворачивание активности жизненных функций. Это карта спуска вглубь и движения вовнутрь. В самом классическом виде она соответствует процессам естественного старения и дряхления. Но это может быть и истощение после перегрузок и необходимость экономить оставшиеся силы.
Депрессия. Бессонница. Гормональная недостаточность. Менопауза. Ревматизм. Все типичные для преклонного возраста хронические проблемы здоровья. Проблемы с пищеварением.
По Отшельнику нередко проходит анестезия, наркоз, «сворачивание» психической активности.
Совет: аскеза, отказ от привычного стиля жизни и многих обыденных привычек, превратившихся в псевдопотребности.
Нет, ещё не время. Кроме вопросов о поиске себя.
Стадия в духовном развитии, символизирующая сатурновское самоуглубление, уход в себя, в пустыню, в монастырь духа, в XII дом. Отшельник ищет Бога внутри самого себя, он ищет днем с огнем ту невидимую основу своего существования, в которой кроются истоки жизни и будущего. По сути дела он ищет цель – какой она вообще должна быть. Познание ведет к действию, и до поры до времени лицо Отшельника скрыто: он молчит до тех пор, пока его аура не очистилась и не засияла новым светом. Отшельнику предстоит сначала осветить красотой собственную душу, прежде чем она станет светочем для других. Он в полном уединении накапливает и концентрирует те потенциальные энергии, на основе которых будет создано иное бытие в будущем. Этот Аркан символизирует синтез возможностей, «таинство действительного, но скрытого рождения, в котором участвуют только дух и душа».
В каббалистическом смысле Отшельник – это девятая сефира, основание для все ранее представленных свойство (Имен) Бога и призма, концентрирующая их перед выходом в материальный мир (десятая сефира). Энергии, терпеливо и молча накопленные в изоляции от всех посторонних и отвлекающих воздействий, высвобождаются с огромной мощью, когда для этого приходит время. Отшельник уходит во тьму, чтобы найти внутренний свет. И бывает, что свет их видений и откровений еще долгие века служит духовной путеводной звездой для других. Мистерия этого Аркана — поиски истины, экзистенциальные размышления, обретение внутренних сокровищ, искания и нахождение знания и мудрости в своем внутреннем мире, самопосвящение. Созерцание и величайшее постижение сути вещей под мудрым руководством внутреннего наставника.
Все религии содержат легенды о путешествиях духа, о великих учителях или пророках, которые обхоили весь мир или отправлялись в пустыню в поисках прозрения и истины. Самопосвящение, постижение тайной мудрости, вековых знаний (а не премудростей выживания в мире сем).
Карта напоминает нам о связи небесного и земного, символизируя смыкание высшего и низшего миров, их сходство и унификацию. А так как высший и низший, внутренний и внешний миры сходны, то для того, чтобы настроить себя на то светлое, что есть в небесах, человек порой вынужден уединиться в глубине своего внутреннего мира.
«Это пустыня. Но в этой пустыне со мной говорит Бог. Поэтому я живу в молчании – чтобы Его слышать». Абсолютная верность своим жизненным принципам и внутреннему знанию. Равнодушие к мнению и оценкам окружающих, к общепринятым стереотипам мышления и поведения. Глубокий анализ ситуации, осмысление прошлого опыта, подведение духовных итогов. Карта собственной правды, следования собственным путем. Углубление в себя, умеренность и уверенность. Самоограничение, видимая ущербность, но и обретение стержня и мудрости. Реальный путь самости, нахождение в одиночестве, в 12 доме, где есть только свет внутренней правды и никого больше. Отказ от работы с внешней информацией, так как взгляд обращен вовнутрь. Это может быть время, когда заново следует оценить свою жизнь, связи, цели. Изменения, которые при этом могут произойти, показывают другие карты в раскладе.
XII дом – это дом тайн. Глубинный мотив самоизоляции и отчужденности часто состоит именно в оберегании своих тайн. Это не те секреты, которыми можно поделиться за выпивкой – это тайна подлинности, кто ты есть на самом деле. Выпадая в раскладе (особенно есть рядом есть Девятка Жезлов), Отшельник, подобно Жрице, намекает, что человеку есть что скрывать, что он не таков, каким кажется извне. Данная карта свидетельствует об осторожности и отстраненности от житейской суеты. Она также является знаком победы над собственными страстями и желания постичь внутреннюю природу всех происходящих событий.
На карте как правило изображен старик, опирающийся на посох и одетый в монашеский плащ с капюшоном. В руке у него — фонарь, скрытый частично рукавом плаща. Это символ света оккультных наук, который всегда остается частично скрытым. В символическом и эзотерическом смысле Отшельник скрывает древнюю мудрость от профанов. Посох в его руке — символ знания, которое является единственной опорой для человека. Иногда мистический посох разделен сучками на семь частей — тонкая аналогия с семью священными центрами человеческого позвоночника. Отшельник следует по пути Посвящения, Таинства и Знания.
Аркан Отшельник тесно связан с Луной. Его знания не есть рациональные и логичные постулаты или красивые мысленные образы. Они гораздо инстинктивнее и истиннее любых схем, и простираются скорее вглубь, чем вширь – к мистическим истокам бытия, вглубь подземного царства, туда, где обитает Персефона (Дева), Орфей обретает и теряет Эвридику, а Данте созерцает изнанку бессмертия. Будучи связанным с Луной, Отшельник описывает сверх-тантрические практики просветления, основанного на возвышенной мастурбации, которые впоследствии преобразились в культ религиозного рвения, подогреваемого воздержанием (практика целибата).
Девятый Аркан сопоставим со знаком Девы — знаком упорядочивания внутренних ресурсов настоящего с целью создания благоприятной почвы будущего, с ее жаждой служения и самоотверженностью и иногда – невероятной развращенностью. Иногда эти свойства сочетаются в одной личности. С Отшельником связаны постижение порядка жизненных проявлений и разум воли, тот разум, который подготавливает каждое существо в отдельности к убеждению во всеобщей универсальности и который побуждает учиться управлять своим сознанием и познавать последовательность и порядок проявлений мира. Отшельник — это карта отрешённости от мира, путь к себе.
Это — период интроверсии, когда мы «закрываемся» от внешних влияний, чтобы вдали от суеты и людей обрести покой и, главное, найти самого себя. Тем самым, Отшельник символизирует важные события, показывающие нам, кто мы есть, к чему стремимся и как этого достичь. Он объединяет в себе два полюса: глубочайшие переживания и высочайшее познание. Тот, кто готов следовать зову Отшельника, не теряет себя, а находит, обретая ясность, силу и умение ладить с самим собой.
Близость Отшельника к Деве подчеркивает и Кроули, рассматривая его как «скрытую Персефону», царицу Аида, которая по осени ведет душу мира на тот свет, а весной – к возрождению (не случайно следующий Аркан – «циклическое» Колесо Фортуны).
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — потерять себя.
+ I. Маг — отыскать скрытый талант.
+ II. Верховная Жрица — постижение себя, самоуглубление; посвятить себя изучению тайных знаний.
+ III. Императрица — плодотворный поиск.
+ IV. Император — обретение власти над собой.
+ V. Иерофант — обрести духовного учителя; праведник; монах.
+ VI. Влюбленные — возникновение связей и отношений.
+ VII. Колесница — нарушенное одиночество.
+ VIII. Справедливость — найти справедливость; взять на себя роль арбитра.
+ X. Колесо Фортуны — конец заточению.
+ XI. Сила — соблюдение поста или обета.
+ XII. Повешенный — вынужденное одиночество или заточение.
+ XIII. Смерть — состояние траура.
+ XIV. Умеренность — заживление раны после утраты.
+ XV. Дьявол — не тому богу молиться; одержимость.
+ XVI. Башня — просветление.
+ XVII. Звезда — надежда пролить свет на свое предназначение; духовный путь.
+ XVIII. Луна — скрытая болезнь; утаенное.
+ XIX. Солнце — понять внутренний смысл; найти то, что долго искали; просветление.
+ XX. Суд — духовный опыт.
+ XXI. Мир — огородиться от мира.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — найти свет в себе.
+ Двойка Жезлов — нерешительность.
+ Тройка Жезлов — отыскать нечто ценное в себе.
+ Четверка Жезлов — отыскать пристанище.
+ Пятерка Жезлов — противоречивые чувства.
+ Шестерка Жезлов — взять на себя ответственность.
+ Семерка Жезлов — «собирать камни».
+ Восьмерка Жезлов — внутреннее озарение.
+ Девятка Жезлов — усвоить урок.
+ Десятка Жезлов — нести свой крест.
+ Паж Жезлов — помолодеть.
+ Рыцарь Жезлов — выпустить пар.
+ Королева Жезлов — оттаять, расцвести; выйти из своей оболочки.
+ Король Жезлов — повысить авторитет.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — безответная любовь; одинокое сердце.
+ Двойка Кубков — отсутствие отношений; холостяк; примириться с собой.
+ Тройка Кубков — конец холостяцкой жизни; конец воздержанию.
+ Четверка Кубков — отказ от соблазна.
+ Пятерка Кубков — расставание: ссора; потеря.
+ Шестерка Кубков — бобыль.
+ Семерка Кубков — уход в мир иллюзий.
+ Восьмерка Кубков — расставание.
+ Девятка Кубков — внутренняя гармония.
+ Десятка Кубков — гармония с окружающим миром.
+ Паж Кубков — проявление интереса на эмоциональном уровне.
+ Рыцарь Кубков — прощение.
+ Королева Кубков — внутреннее созерцание.
+ Король Кубков — психотерапевт; священник; духовный наставник.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — духовная истина.
+ Двойка Мечей — мученичество.
+ Тройка Мечей — изоляция.
+ Четверка Мечей» -уединение; изоляция.
+ Пятерка Мечей — деградация.
+ Шестерка Мечей — паломничество; уходить от одиночества.
+ Семерка Мечей — измена самому себе.
+ Восьмерка Мечей — узник собственных взглядов; заточение.
+ Девятка Мечей — мученик; раскаяние.
+ Десятка Мечей — опустошенность.
+ Паж Мечей — наблюдающий.
+ Рыцарь Мечей — фанатизм.
+ Королева Мечей — вдовство; одинокая женщина.
+ Король Мечей — вдовство; одинокий мужчина.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — открыть нечто ценное в себе.
+ Двойка Пентаклей — скитания.
+ Тройка Пентаклей — снискать уважение.
+ Четверка Пентаклей — отгородиться от других; консервативность.
+ Пятерка Пентаклей — нищенство.
+ Шестерка Пентаклей — помощь ближнему.
+ Семерка Пентаклей — пост; длительное воздержание.
+ Восьмерка Пентаклей — духовное усовершенствование.
+ Девятка Пентаклей — заслуженный отдых.
+ Десятка Пентаклей — пенсия.
+ Паж Пентаклей — семинарист.
+ Рыцарь Пентаклей — духовное служение.
+ Королева Пентаклей — сиделка; помощница по хозяйству.
+ Король Пентаклей — профессор.