С ним связана одна из самых известных в истории религии попыток реформации сверху. Фараон Аменхотеп объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам, и изменил своё имя Аменхотеп на Эхнатон, что значит «Угодный Атону» или «Полезный Атону». Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось.
Атона изображали в виде солнечного диска. Лучи заканчивались руками, в которых помещался знак жизни анкх, потому что считалось, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе.
Древние фараоны Египта
Ато́н — символ диска солнца, одна из его сущностей, «тело Ра». Расцвет культа Атона происходит во времена фараона Аменхотепа IV, объявившего Атона единым богом всего Египта.
Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон и имя своей супруги на Ниферфруатон. Выстроенный в честь Атона белокаменный город Ахетатон стал центром культа.
Атон сочетает в себе черты мужкого и женского божества одновременно. Всё созданное, как считалось, произошло от бога и в то же время существует внутри него. В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным .
Изображается в виде солнечного диска с лучами с ладонями, тянущимися к людям. Одно из известнейших изображений этого бога сохранилось на спинке золотого трона Тутанхамона. Возможно, Культ Атона повлиял на формирование и развитие иудейского монотеизма.
Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа .
Имя Атон записывали внутри картуша, подобно тому как записывали имя фараона, чего не было в случае с другими божествами.
Ра-Гор, которого обычно называли Ра-Хорахти , сочетает в себе особенности двух других богов, появившихся в более ранние времена. Соединение всех богов воедино становится очевидным в «Великом гимне Атону», в котором Ра-Хорахти, Шу и Атон объединены в единого бога-творца.
В период Амарны имя Атон являлось царским титулом . Существовали две формы этого титула: в первой были имена других богов, а во второй форме было больше «особенностей», присущих самому Атону.
Ранние сведения об Атоне датируются временам XII династии. Один из примеров – древнеегипетский рассказе «Сказание Синухе». В нём умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском и его божественное тело сливается с его создателем. Термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны.
Если о большинстве самых старых богов Древнего Египта можно найти много информации в различных источниках, то относительно молодой бог Атон остается своего рода загадкой. В самом общем виде можно сказать, что Атон символизировал солнечный диск, являлся духом солнца.
О его происхождении практически ничего неизвестно, считается, что он долгое время являлся малозначимым местным солнечным божеством. Предположительно храм Атона мог располагаться в городе Гелиополе. Большую, но недолгую известность бог получил лишь во времена Среднего Царства, когда Эхнатон совершил попытку сделать его главным египетским божеством.
Однако, несмотря на кратковременное возвеличивание Атона, информации о нем немного. Это касается и его внешних образов, и приписываемых ему древнеегипетскими жрецами функций.
Известен лишь тот факт, что Книга Мертвых называет Атона покойным богом.
Как только Гиксосы были свергнуты, место верховного божества занял фиванский бог Амон. Он, согласно источникам, возглавил древнеегипетский пантеон, а правители Восемнадцатой Династии активно пропагандировали его культ среди египтян.
Во время правления фараонов этой Династии жрецы Амона щедро одаривались, культ бога всячески поощрялся материально. Однако и в это время оставалась небольшая часть правителей, отдающих предпочтение гелиопольским богам Солнца. Так, фараон Тутмос IV возвеличил солнечное божество Ра. соорудив из песка всемирно известного Сфинкса. Однако крепнущая власть жрецов представляла немалую опасность для фараонов, склонных к таким «отступлениям» от общепринятого культа фиванского бога Амона.
Сын Тутмоса, Аменхотеп III, также пошел против воли жрецов и склонялся на сторону культов солнечного бога. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что он женился на иностранке Тие, которая родила ему двух дочерей Иуаа и Тую. Они не имели связей с египетским родом фараонов и, вероятно, поклонялись Атону.
В качестве приданого Аменхотеп подарил Тие город Тчару. Кстати, сама она, по преданию, была уроженкой некой страны, неподалеку от которой располагался египетский город Гелиополь. Аменхотеп III был настолько смел и решителен в своих религиозных взглядах, что даже построил в Фивах неподалеку от главного храма, Амону-Ра, новое святилище, несмотря на явное недовольство жрецов.
Сын этого фараона, Аменхотеп IV, также отличался особым рвением в исполнении культа Атона, о чем свидетельствует вся его деятельность в этом направлении, начиная с самой ранней юности. Сторонники традиционной древнеегипетской религии были склонны считать, что эта предрасположенность всячески подогревалась в нем матерью-иностранкой.