БЕРЕГИНИ И СПАСЫ
Берегини и Спасы – кто они такие, откуда и почему – в открытых источниках довольно мало внятной информации. Кроме того, всех изрядно путает отождествление слова «Спас» с Христом-Спасом, устойчивым выражением из термонологии Христианского Эгрегора.
Терминология ХЭ в данном случае заимствована из язычества, и относится исключительно к восточной ветке христианства. А само отождествление Христа со Спасом – происходит от совпадения дат праздников в августе, т.е. еще со времен двоеверия, когда люди придерживались официальной веры – и веры предков.
Да, Иисус продвигался на рынок религиозных услуг как «спаситель» и все крайне удачно совпало, совместилось и закрепилось в устной традиции, которую, кстати (не всю, а ее языческую часть) регулярно поругивают жрецы ХЭ — то бишь, «попы».
Главное, что следует уяснить из вступительной части статьи, это то, что Иисус никаким боком к тем Спасам, о которых ведется речь, отношения имеет. Что до Берегинь, то аналогично, Дева Мария и все ее варианты «Оранты» и «Берегини» есть паразитирование на народных преданиях, которые были задолго до новых веяний от ХЭ.
А теперь к интересному, и по-настоящему важному обратимся. Кто такие Берегини и Спасы. Откуда. Зачем. А заодно – договоримся, что будем их называть с маленькой буквы, и не потому, что они такие скромные или совсем незначительные персоны, а потому, что таковы правила русского языка. Имена собственные – с большой буквы, имена нарицательные – с маленькой.
Берегин и Спасы – это духи родной земли. Не просто земли вообще, и не духи как таковые, не все, не всякие. Родная земля – может быть где угодно для вас, и даже в течение жизни разную землю вы ощутите «родной», это чувство близости и поддержки, безопасности, силы, питающей вас, и – повторюсь, в данном контексте «земля» отнюдь не стихия. Это сила, сила очень конкретной для вас территории.
Не важно, там ли это родство ощущается, где вы родились, или где-то в другом неком месте. Там ли, где похоронены родственники, или же нет. Там, куда вы только что переехали, или где прожили бОльшую часть своей жизни.
Все это внешние обстоятельства. Умение услышать, понять связи, вписаться в них своей собственной энергетикой – вот что важнее гораздо. И – да, обыкновенно (но далеко не всегда) это получается проще и легче, естественней, где вы провели свое детство. Но это не догма, а для магов так и подавно.
Маг сам по себе более текуч и изменчив, чем прочие люди, и умение встроиться в любую энергетическую систему одно из ключевых его качеств. Родная земля – это место, в котором вы ощущаете себя «дома». И при работе с ее силой данное ощущение и есть основная настройка.
А что касается духов этой самой родной земли, то некогда они были людьми, только очень-очень давно, так давно, что большинство утратило и память, и связь с прежним своим существованием.
Между прочим, как раз поэтому они не некто с именем, а «спасы и берегини», безымянные духи. Они – те, кто не завершил переход и не попал, как положено, в Навь после смерти. Мы этот момент затрагивали в статьях о Масленице, Радунице и Живиной ночи. Они не добры и не злы, по человеческим меркам. Не дружелюбны и не враждебны. У них мало связей с людьми, нет личной памяти о своем человеческом прошлом.
Из всего человеческого у них осталась одна только связь с землей, родной, той самой, которая кормилица и поилица. Эти духи – часть ее силы, и они же ее хранители. Живых людей признают они или же отвергают – исходя из отношения этих людей к земле. Бережны ли они. Пользу приносят или вредят. И вообще – и вот прямо сейчас. Да, вот сейчас, когда кто-то швыряет вокруг места для пикника осколки. А вот этот другой – и свой мусор прибрал, и чужой.
Весной, перед началом работы в полях, проводились обряды на будущий урожай. Причем в этих обрядах сплеталось мужское и женское, солнце красное да ветер теплый – с землей да водой, пробужденными от зимнего сна, правье и навье. А перед тем, как бросить зерно, обращались к духам-хранителям этих полей и родичам в нави, чтоб зерно, что брошено в землю, проросло и корнями своими силу взяло, сколько надо. Чтобы все получилось правильно, и все шло своим чередом. А заодно – чтобы поле сохранили они засеянное от вредителей – и человеческих, и звериных, всяких.
Урожай, собранный к осени, был общим делом, общей заслугой. И начиная с 1-го августа, с Медового спаса, было принято спасов благодарить. По сути своей, это действие символическое, ритуальное, закрепляющее узы и древний союз. Всего сорок дней, что совпадает с числом дней прощания духа, души и тела умершего человека.
Но сохранились только 3 даты, с четкими обрядами и традициями, связанными не только с духами земли родной, но и богами. Основная идея такая: то, что собрано первым (первое жито, первые яблоки, первые овощи и т.д.) – независимо от даты этого действия – делится с Навьими, которые спасы и берегини. Так благодарят родную землю и ее хранителей.
К Берегиням относятся большинство духов-хранителей мест дикой природы, родников, ручьев, рощ, озер, рек, берегов, перелесков. Это всегда довольно-таки небольшая, ограниченная территория, хоть никто с точностью до километра и метра не скажет, какая норма площади на одну берегиню, сколько деревьев или литров воды в минуту в ее попечении. Очень многое зависит от рельефа местности, от разнообразия разных объектов.
Никаких правил нет, кроме того, что берегини заботятся о природе, оберегают растения и животных, занимаются энергетикой места, и если все правильно и хорошо, то такие места, где живет берегиня, ощущаются как «волшебные», необычные, с невероятно гармоничной энергией и красотой чисто внешней.
Кроме того, духи земли выступали и защитниками на дорогах. Это не значило, что некий конкретный дух становился личным хранителем для человека, не его это дело. Да и у каждого привязанность к своему, конкретному месту.
На защиту заговаривались обереги: «Берегини-матушки, закройте и защитите, шелковыми пеленами, шелковыми поясами». Берегини-матушки, т.е. все и каждая, кто этот оберег увидит, просьбу, в нем заключенную, поймет. И отведет опасность от человека с таким оберегом. Он – как сигнал, знак, маячок, с определенным понятным им кодом.
А главное, не один некий конкретный дух будет защитой, а вся родная земля, где б человек ни очутился. Ибо он ступает везде – тут и там – по своей, по родной земле, и в любом уголке он все равно, что дома, а что может быть безопасней и надежнее этого места?
Но вот если вчера ломал и крушил как попало деревья в лесу, а после себя оставил загаженную поляну в использованных детских памперсах и пластиковой посуде, то про защиту через обращение к берегиням лучше не заикаться. Со смирением и терпимость к свинству у духов вообще напряженка, а у берегинь так подавно. «Добреньких» ангелоподобных няшек, готовых по первому зову кинуться защищать всяких подонков, среди них не найдется.
В отличие от Берегинь, которые отгоняют всякие опасные вещи с пути, спасы подсказывают дороги, выбор, куда свернуть, чтоб добраться до цели. Или встретить нужного человека. Или возможности. А если попросят их правильно, то могут привести суженого на порог, или заплутавшего путника выведут из чащобы. К ним же обращаются, чтоб вернуть домой скот сбежавший, а то и обидчика или вора с толку сбить и чтоб в дороге его нагнали.
Но повторюсь – они вас поймут и услышат, если вы будете при обращении созвучны, настроены на родную землю, к ним только так достучаться можно. Почему и проще идет такая работа в период отмечания праздников спасов: мы при этом совершаем обряды, связанные с урожаем, мы ощущаем теплый и щедрый поток силы земли, принимаем ее дары, чувствуем радость, сытость и защищенность. Но это только помощь в настройке на силу, а не правило, что в другие периоды года ничего не получится. Все получится, и главное – что в любом уголке нашего мира.
Где б вы ни были. Воздух, вода, небо, солнце, земля – и древнее заклинание, озвученное Киплингом: «Ты и я – одной крови». Мы одно.