ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ КОЛЕСО ФОРТУНЫ — ТАРО УЭЙТА
«Все, что происходит – это твоя судьба, причем она тебе улыбается!» Все происходит по воле рока и все суть подарок судьбы.
Выпадение карты говорит о том, что будущее человека решается СЕЙЧАС, НО ВОВСЕ НЕ ИМ САМИМ. Это – поворотный пункт в жизни, хотим мы того или нет. Десятый Аркан, появившись в раскладе, может напоминать, что ситуация, какой бы она ни была, плохой или хорошей, рано или поздно изменится, и именно сейчас Колесо Судьбы набирает скорость. Традиционные значения карты – успех, везение, счастье.
Карта указывает, что случится нечто, чем мы едва ли можем управлять и чего никак не могли предвидеть. Выпадение Колеса Фортуны – это указание на то, что в жизни пошла динамика, которую надо воспринимать философски (а соседние карты могут подсказать, к чему идет дело). Но к чему бы оно ни шло, речь как правило не идет о результате каких-то сознательных усилий. Может совершенно незаслуженно повезти – эта карта предсказывает неожиданную улыбку судьбы. Однако для того, чтобы однажды повезло, надо дерзать («Фортуна благоволит храбрым»).
Кому-то Колесо Фортуны кажется «несправедливым», но на самом деле это просто другая справедливость – счета подбиваются на таком уровне, на котором мы не можем наглядно сопоставить причину и следствие. То, что происходит по Колесу Фортуны, кажется нам Случайностью – счастливой или роковой, — но на самом деле тут нет ничего случайного. Олицетворяя саму Судьбу, Колесо Фортуны обладает такой мощью кармического разрешения, которая нам кажется непостижимой. Поэтому с нашей человеческой точки зрения карта скорее говорит об Удаче и Везении, о счастливых неожиданных возможностях, чем о прямых заслугах и результате сознательных трудов.
Неожиданное счастливое событие. Удача, успех, везение, шанс, который дается, может быть, раз в жизни и совсем не случайно. Непредсказуемый, судьбоносный поворот событий. Победа, успешное преодоление препятствий.
Некоторые авторы считают, что Колесо Фортуны сигнализирует просто о влияющих на ситуацию силах, а другие карты в раскладе показывают, что это за силы и куда поворачивается колесо, вверх или вниз. Или, если общая ситуация, в которой человек находится сейчас, неблагоприятна, тогда карты в остальных позициях могут подсказать, что в данный момент необходимо сделать, чтобы перебраться на другую сторону Колеса, соответствующую подъёму и успеху. Но здесь все-таки не стоит переоценивать нашу способность «крутить» это колесо и направлять его движение.
Пожалуй, можно согласиться с тем, что трактовка Колеса Фортуны сильно зависит от окружающих карт в раскладе, но здесь также нет единого мнения. Одни считают, что в окружении негативных и угрожающих карт оно сообщает о неожиданных переменах к худшему, человек в чем-то промахнулся и удача готова от него отвернуться. Но иногда это значение скорее приписывается перевернутой карте, а в прямом положении Колесо Фортуны остается «удачей» — хотя бы в том плане, что вынесет из всех тех неприятностей, которые описываются другими картами.
С этой картой связано все, что способно расширить горизонты как физически, так и духовно: путешествие, перемена мест, получение образования или круговорот светской жизни.
Авантюрное!
Способность действовать смело и порой непредсказуемо, полагаясь не только на расчет, но и на везение. Заразительные легкость, храбрость, активность и жизнерадостность. Человек, описываемый Десятым Арканом, обычно и попадает «в десятку». Его жизнь выглядит насыщенной и интересной, «с корабля на бал». Он кажется любимцем Фортуны, баловнем судьбы.
Говоря о Судьбе, обычно вспоминают слово «карма». А с этим словом чаще всего в свою очередь рядом сказывается слово «задача» — кармическая задача, предназначение.
Колесо Фортуны может говорить о человеке, который осознал свою жизненную задачу, признал существование таковой или, по крайней мере, страстно жаждет ее обрести. По Колесу Фортуны человек сознает, что он поданный Рока, данник кармы, все, что происходит в его жизни непостижимо, но не случайно. Его ведет рука судьбы и в его жизни всему свое время. Он понимает необходимость каждого нового испытания для того, чтобы выйти на новый духовный уровень и готов принимать свою Судьбу и свой Путь с благодарностью. В ярком проявлении – это действительно избранник, не принадлежащий себе. Ему надо исполнить свою задачу, и его жизнь на земле расписана небом по часам (и чувство времени, чутье момента у человека, как правило, тоже прекрасное). При этом сам он может считать себя страшно непредсказуемым и свободным, в то время как духовно проницательному взгляду видно, что степеней свободы у человека ноль. Колесо Фортуны акцентирует также верность себе, своему призванию, своему истинному “Я”.
Знаменитый Хайо Банцхаф вообще считает, что этот Аркан следовало бы называть «Сверхзадача» или «Цель Жизни», а его появление в раскладе однозначно говорит о том, что пора осуществить задуманное.
Среди минусов личностного состояния, описываемого Колесом Фортуны – склонность к циклотимии (творческое и активное состояние периодически сменяется спадом и депрессией независимо от воли и планов человека), некоторая поверхностность в отношениях («с глаз долой – из сердца вон»), ну и тот самый «авось», на котором Россия «века стоит – не шолох…не шалох…не шелохнется!» Окружающими человек воспринимается как явление природы, не вполне одушевленное и слабо прогнозируемое.
Работа по призванию, выполнение своей жизненной задачи, миссии. Речь может идти о каком-то проекте, который «предназначен судьбой», а уж ждал его человек или всеми силами старался избежать – это другой вопрос. Какое-то неожиданное событие может вывести на новый путь, даже если до этого человек планировал свою карьеру совершенно иначе.
Экспансия, новые возможности, удача в делах, причем она будет скорее полной неожиданностью, чем чем-то запланированным.
Благоприятный поворот событий, «чистое везение» (это может иметь попросту громадное значение в некоторых сферах деятельности, где от ситуаций типа «его случайно заметил Сам Великий…». зависит все).
Появление новых ресурсов, информации, людей (а при сильно неблагоприятных окружающих картах – исчезновение).
Вознаграждение.
Расширение горизонтов, открытости изменениям, повышение квалификации. Иногда карта говорит, что человек стремится подстроиться под тот или иной жизненный ритм, «вписаться», и при этом крутится, как белка в колесе. Это все те места работы, где на стене обычно висят огромные часы, и все периодически бросают на них озабоченный взгляд. Это – то самое колесо: аэропорт, телевидение, новостные агентства, все те места, где «деньги не спят», работа продолжается 24 в сутки и show must go on что бы ни случилось. Часто человек чувствует, что он не властен над своей профессиональной деятельностью – это она властна над ним. Это профессии, связанные с широким охватом, распространением информации через массмедиа – продюсирование, реклама и т.п.
Особое отношение к Десятому Аркану имеют казино, вообще все те места, где действует принцип рулетки, происходят лотереи и жеребьевки, и присутствует возможность случайного выигрыша.
Это работа с какими-то повторяющимися циклами, сезонами, моделями, где все возвращается «на круги своя», но «раз на раз не приходится», и успех прошлого сезона не гарантирует удачи в новом.
Это также может быть организация, находящаяся в процессе перемен: временных (реорганизация) или постоянных (так называемая обучающаяся организация, где постоянные перемены являются философией жизни, а миссия осознается всеми).
Часто среди значений – круговерть человеческого взаимодействия.
Американские тарологи относят сюда же recycling, возобновляемые ресурсы.
Ощущение, что нет никакой власти решать эти вопросы, но обычно – дела идут в гору, подворачиваются какие-то новые возможности.
Процветание, улучшение, успех благодаря обстоятельствам, которые могут показаться чистым везением. Возможность неожиданного выигрыша.
Смена места жительства, переезд.
В настоящее время человек чувствует, что в жизни все остается по-прежнему и он ничего не в силах изменить, будь то не очень устраивающие отношения или жизнь без партнера. Но по Колесу Фортуны грядут перемены, личная жизнь обещает наладиться, причем нет нужды предпринимать какие-либо специальные усилия, чтобы обрести удачу, предвещаемую этой картой.
Все произойдет само по себе, когда для этого настанет время, и просто потому, что вопрошающий будет в нужное время в нужном месте. Важный аспект этой карты – верность человека себе самому. В этом случае счастье найдет его, в любом случае с ним произойдет именно то, что является наиболее важным. Как говорится «будь тверд, а здесь тебе не изменят».
Другой важный аспект карты – отказ от влияния и контроля, доверие ходу событий. Это относится как к одиноким людям, так и к тем, кто хотел бы как-то изменить существующие отношения. Колесо Фортуны учит тому, что в любых близких отношениях существует некий естественный цикл, времена упоительной близости сменяются периодами некоторого отчуждения и эмоционального спада, и не надо делать из этого трагедии и пытаться обязательно взять это под контроль. Волна ушла, волна придет. Ходите по песочку, держась за руки. Все вернется на круги своя.
По Колесу Фортуны идут так называемые «кармические отношения» или отношения, по которые можно сказать «Это судьба!» (что вовсе не гарантирует безоблачного счастья и не исключает весьма драматичного исхода). В этом случае человек не чувствует себя «свободным» (то есть, совершенно не властен над своими чувствами), по сути, на него возложена задача, от которой невозможно уклониться, ибо этот человек действительно его судьба. Связь становится «роковой» — хотя ясно, что отношения не являются ни легкими, ни понятными, притяжение сверхъестественное, выбора нет и отступать некуда. Ничего этой силе человек не может противопоставить – только ей следовать. Разумеется, такие встречи оказываются неизбежными.
Тут не увернешься от своего счастья, потому что синхронность, совпадение, случайность и рок здесь работают на самую полную мощность. Колесо Фортуны учит, что в жизни есть то, что «просто случается», люди оказываются в нужном месте в нужное время, причем «так получилось», планы были другие. Но и контролировать что-то в этих отношениях скорее всего не удастся. Тот факт, что их уготовила сама судьба, не означает, что она непременно подстелила соломку. Вспышки страсти, разрывы – все будет происходить непостижимо, человеку будет казаться, что его несет как щепку в потоке.
Человеку не всегда свойственно понимать, что для него хорошо, а что нет. Иногда он страдает от того, что что-то исполнилось не так, как он себе это представлял. Но на самом деле то, что с ним происходит – это подарок судьбы и оптимально овтечает глубинным основам его существа и сложившимся условиям развития. Качественно реализация Колеса Фортуны зависит от реального кармического багажа конкретного человека. Но в общем этот Аркан предвещает обретение подходящего партнера и счастливое развитие отношений. Иногда – повторение какого-то сценария, возвращение на круги своя (причем как в рамках одной жизни, так и через воплощения). В этом случае Колесо Фортуны дает возможность осознать, наконец, стереотипы своего поведения в отношениях с другими, уловить какие-то повторяющиеся гештальты, понять причины ошибок, истоки боли, природу барьеров. Это – драгоценный дар. Именно благодаря ему человеку удается иногда «изменить судьбу», что-то исправить, сделать по-другому. А судьба – она все видит, все слышит.
По Колесу Фортуны идут всякие «запрыгивания в последний вагон» — вступление в брак, которого человек долго избегал, обзаведение потомством на склоне репродуктивных лет и прочие шаги такого рода.
Как правило – вполне хорошее здоровье (особенно в окружении благоприятных карт), но с элементами циклотимии (чередование периодов подъема и упадка сил, перепады настроения).
Может быть и зависимость от каких-то других циклов. Например, цикла болезни (обострения, ремиссии, рецидивы, так называемая «рекуррентность», возвратность, что бывает как в случае некоторых инфекций, так и психических заболеваний). Сезонные аллергии.
Сезонные аффективные расстройства (обычно все-таки понимаемые как депрессии). Между прочим, старинное название депрессии или уныния – «бес полуденный» — четко указывает на привязку ко времени. Название зародилось в малоазийском регионе, где традиционно самыми тяжелыми становятся жаркие полуденные часы. Интересно, что и в наших широтах встречаются люди, тяжело психологически переносящие «полдень года» — июль и август.
Колесо Фортуны имеет отношение и к другому общеизвестному циклу – женскому, описывая связанные с ним явления (ПМС, задержки, колебания веса и тому подобное).
Да, это дано по судьбе.
Стадия в духовном развитии, когда человек должен осознать вечность перемен, становления и разрушения, понять, что пути рока неисповедимы и равновесие можно найти только внутри себя, по примеру стоиков. Власть человека не безгранична, он бывает бессилен перед судьбой. Десятый Аркан символизирует Судьбу, и этим все сказано.
«Имиже веси судьбами».
Человек предполагает, а Бог располагает. Промысел присутствует и действует в среде событий и поступков как тончайший, всепроникающий дух. Колесо Фортуны в раскладе напоминает, что в жизни есть вещи, на которые никто не может повлиять, то, над чем никто не властен. Она неумолимо катится вперед, своим ходом, и противостоять ходу времени и року не имеет смысла. Вещи меняются, даже если перемены нежелательны.
Всему свое время и каждое новое испытание необходимо для роста и самореализации. Все состоит из циклов и все циклы необходимы для развития, даже неприятные, притом каждая форма жизни имеет свою противоположность, как в круге астрологических домов. Надо смотреть на вещи философски и не зацикливаться ни на своих достижениях (рано или поздно наступит спад), ни на своих неудачах (подъем воспоследует), ибо это Колесо. Морального головокружения не должно быть ни на вершине, ни в какой иной фазе.
При средневековых королевских дворах, в эпоху, склонную к мрачному философствованию (чего стоит один «Танец Смерти»!), шуты разыгрывали перед монархами весьма назидательную пантомиму с большим шаром: когда один шут вскарабкивался наверх, другой оказывался внизу. Но вот шар делал новый оборот, и вознесшийся низвергался. Смысл Колеса Фортуны тут очевиден. Остается добавить, что, подобно Десятке Мечей (да и прочим Десяткам, в общем-то), Десятый Аркан особенно любит «королей» — людей с большим замахом. Это карта человека, наделенного миссией, призванием и сопутствующей этому реализационной властью. Он может производить впечатление любимца Фортуны, ему удаются потрясающие вещи, мир стелется перед ним как персидский ковер…до определенного момента. Потом судьба поворачивается к нему другим боком, и чем выше была верхняя точка, тем ниже кажется падение. Примеры судеб многих исторических деятелей, где блестящие триумфы сменялись бесславными провалами – это напоминание Колеса Фортуны о том, как все относительно. Фортуна улыбнулась, Фортуна отвернулась…. Эту извечную динамику надо научиться принимать с королевским стоицизмом, поставив себя в центр оси, вокруг которой вращается колесо. Во всех элементах жизни есть свои плюсы и минусы. Все течет, поэтому ничто не надо мнить фундаментальным. Все относительно (и при этом ничто не случайно).
Высший дар Колеса Фортуны — сознание непостоянства как счастья, так и невзгод. Число десять, означающее совершенство, является в то же время воротами в новое (за единицей следует ноль), новым началом, которое последует за очередным оборотом Колеса. Оно вращается непрерывно, сея радость и печаль, жизнь и смерть. Аркан учит, что Колесо жизни постоянно вращается и человек не может на него повлиять. Важно понять также, что Колесо поворачивается для каждого, все под Богом ходим.
Колесо Фортуны всегда акцентирует бессилие человека перед судьбой, и учит, что это к лучшему. Если бы все было только по нашему воле и разумению, узлы, наверное, вообще бы никогда не развязывались. Важно также понять, что этот урок нашей зависимости и беспомощности перед нею на самом деле стимулирует рост и взросление (вспомним колоссальный опыт постижения, который прошел Иван Бездомный после беседы на Патриарших прудах насчет «Сам человек и управляет!»).
Десятый Аркан считается символом прогресса, а никакой прогресс не дается даром. Он является плодом прошлых и настоящих усилий, прохождения ценных уроков, накопления знаний и мудрости. Совершенствование себя и всего, что окружает — занятие похвальное, однако нелегкое. Согласно Валентину Томбергу, Десятый Аркан представляет всю совокупность идей, связанных с проблемами Эволюции и Инволюции, Грехопадения и Реинтеграции. Эта стадия в развитии ставит задачу Духовной Алхимии, достижения внутреннего единства (символизируемого осью Колеса), за счет трансмутации низменных инстинктов в их светлые изначальные прототипы (Тетраморф на карте, «четыре зверя Апокалипсиса»). Причем достичь этого можно, строго соблюдая четыре герметических правила: Знать, Дерзать, Желать и Молчать, соответствующих четырем магическим добродетелям (Знание, Отвага, Воля, Молчание).
Это одна из «апокалиптических карт», на которой изображены четыре мистических существа, Великие оси Мистического Брака. Эти четыре мистических существа – Телец, Лев, Орел (Скорпион) и Человек (Водолей) соответствуют фиксированному или неподвижному кресту Зодиака, напоминая, что духовная реальность неизменна и вечна несмотря на все радикальные повороты и мелкую суету внешней жизни. Это вечно и не может исчезнуть. Сверху, на колесе, символизируя совершенное равновесие Универсальной Мудрости, восседает Сфинкс с мечом Справедливости. Сфинкс символизирует стремление человека разрешить загадку своей судьбы и, если человеку удается разрешить эту загадку Сфинкса (о круговороте жизни и смерти), то ему на какое-то время сопутствует удача и он постигает свой путь. Но человек недостаточно объективен и праведен, поэтому не может всю жизнь продержаться на верху колеса. Поэтому совет Десятого Аркана на духовном уровне: стремись к центру колеса, к его единственной неподвижной точке – твоему собственному “Я”. Остановись и наблюдай. В своем внутреннем мире ты найдешь ответы на все интересующие тебя вопросы, взглянув на свои проблемы оком стороннего наблюдателя и не пытаясь вмешиваться в ход событий.
Здесь хочется вспомнить одного прекрасного врача, который неоднократно давал страждущему изумительный совет: «Наблюдайте». Совет, бывало, доводил ближних до кондрашки, но оказывался поистине бесценным и чисто психологически, и с точки зрения дальнейшего лечения.
Что касается астрологического анализа Аркана, то планета Юпитер мифологически соотносится с вторичным творцом мира, с Вифлеемской звездой, предшествовавшей рождению Христа, да и с самим именем Иешуа, в кабалистическо-цифровом представлении вычисляемом как Каф — Юпитер.
Суть раскрывают мифы об умирающих и воскресающих вновь богах, символизирующих вечность обновления и возрождения природы. Восемь осей Колеса Фортуны связаны с традиционно восьмеричным делением года. Оно включает первые градусы кардинальных знаков (Овна, Рака, Весов и Козерога) и серединные градусы неподвижных знаков (Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея). Началом кардинальных знаков задаются Весеннее Равноденствие (Остара, Easter, Пасха), Летний Солнцеворот (Лита, Līgo-Jāņi, ночь на Ивана Купалу, то есть – рождество Иоанна Крестителя), Осеннее Равноденствие (Модрон, Михайлов день, Архангела Михаила) и Зимний Солнцеворот (Йоль, «Спица Колеса», Полночь Года, Рождество). Серединой неподвижных знаков задаются Бельтайн (Вальпургиева Ночь, Время Герна, ныне – День труда…в общем, это и был день труда, только довольно специфического), Лугнасад (Время Жатвы, солнечного бога Луга, пророка Илии на огненной колеснице), Самхайн (ныне известный как Хеллоуин, канун дня всех святых, all hallow eve, время духов, veļu laiks) и Имболк (праздник огненной богини Бригиты, Брид, ныне приходящийся на Сретение).
Все природные циклы заключают в себе идею Колеса Перерождения. Этот образ присутствует практически во всех культурах. Он известен, например, как Колесо Сансары, движения души от жизни к жизни и спиральной эволюции сознания. По Колесу Фортуны идет работа с памятью прошлых жизней, практики, связанные с кармическим наследием человека, Алхимия Души. Пережитое по Колесу Фортуны обладает сверъестественной силой прямого откровения, вытеснить эту информацию из сознания сложно.
В колоде Уэйта на Колесе Фортуны изображены буквы T-A-R-O. Известный оккультист XX века Пол Фостер Кейс произвел целых четыре анаграммы, получив фразу «Rota Taro Orat Tora Ator», приблизительно переводящуюся как «Колесо Таро говорит о законах жизни». И в этом определенно есть доля правды.
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — лузер.
+ I. Маг — перемены, вынуждающие действовать.
+ II. Верховная Жрица — водоворот событий, влекущий вас за собой.
+ III. Императрица — время чему-то или кому-то родиться; подходит срок.
+ IV. Император — перемены, несущие новый порядок; перемены в бизнесе или семье; хозяин судьбы.
+ V. Иерофант — изменения коснутся семьи или мировоззрения.
+ VI. Влюбленные — перемены в сфере взаимоотношений.
+ VII. Колесница — перемены, несущие хаос; навигация.
+ VIII. Справедливость — перемены, связанные с законодательством.
+ IX. Отшельник — выход на пенсию; перемены, ведущие к одиночеству или бедности.
+ XI. Сила — перемены, которые принимаются с трудом.
+ XII. Повешенный — перемены, несущие кризис.
+ XIII. Смерть — рок; усиление перемен.
+ XIV. Умеренность — время все расставит по своим местам; смирение.
+ XV. Дьявол — фат; злой рок; падение в статусе; планы летят ко всем чертям.
+ XVI. Башня — время расплаты; сломанная судьба.
+ XVII. Звезда — звездный час.
+ XVIII. Луна — смутное время.
+ XIX. Солнце — перемены, сулящие славу и успех; период везения.
+ XX. Суд — Фортуна повернулась к вам лицом.
+ XXI. Мир — перемены, несущие награду; воздаяние; выигрыш.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — свет в конце туннеля.
+ Двойка Жезлов — смена места жительства.
+ Тройка Жезлов — улучшение ситуации.
+ Четверка Жезлов — новоселье; смена офиса; перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — перемена настроения.
+ Шестерка Жезлов — изменение статуса; повышение по службе.
+ Семерка Жезлов — отчаянные попытки сохранить достигнутое.
+ Восьмерка Жезлов — неожиданное известие.
+ Девятка Жезлов — предупреждение.
+ Десятка Жезлов — удар судьбы.
+ Паж Жезлов — интересное предложение.
+ Рыцарь Жезлов — события закрутятся еще сильнее.
+ Королева Жезлов — время подарит оптимизм.
+ Король Жезлов — рост авторитета.
КУБКИ
+ Туз Кубков — удача в любви; шанс встретить любовь.
+ Двойка Кубков — совместный курс; общие планы.
+ Тройка Кубков — торжественные приготовления.
+ Четверка Кубков — не внушающие оптимизма перемены; время упущенных возможностей.
+ Пятерка Кубков — время эмоциональной потери.
+ Шестерка Кубков — де жа вю.
+ Семерка Кубков — азартные игры; судьба готовит сюрприз.
+ Восьмерка Кубков — испытывать судьбу; время расставания.
+ Девятка Кубков — везение; время исполнения желаний.
+ Десятка Кубков — находится на пике благополучия; счастливое время для всех.
+ Паж Кубков — время возможностей.
+ Рыцарь Кубков — мирный период.
+ Королева Кубков — встреча с Королевой.
+ Король Кубков — встреча с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — надвигающийся конфликт.
+ Двойка Мечей — игнорировать перемены.
+ Тройка Мечей — совершить ошибку; поставить не на ту лошадь.
+ Четверка Мечей — застой; тянуть время.
+ Пятерка Мечей — невзгоды.
+ Шестерка Мечей — благоприятные перемены.
+ Семерка Мечей — украденное время; перехитрить судьбу; ускользающая удача.
+ Восьмерка Мечей — ограничения, накладываемые переменами.
+ Девятка Мечей — будущее, которое не сулит ничего хорошего.
+ Десятка Мечей — время расплаты.
+ Паж Мечей — свежий ветер перемен.
+ Рыцарь Мечей — резкие перемены, несущие хаос.
+ Королева Мечей — движение к независимости.
+ Король Мечей — стратегический ход; «ход конем».
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — выигрыш; награда.
+ Двойка Пентаклей — нестабильность; крутиться как белка в колесе; то взлет, то падение.
+ Тройка Пентаклей — заключение контракта.
+ Четверка Пентаклей — сохранить статус-кво.
+ Пятерка Пентаклей — разорение.
+ Шестерка Пентаклей — подарок судьбы.
+ Семерка Пентаклей — затишье; сдача позиций; проволочки.
+ Восьмерка Пентаклей — время усердной работы.
+ Девятка Пентаклей — финансовый успех.
+ Десятка Пентаклей — выигрыш; наследство.
+ Паж Пентаклей — сессия; сдача экзамена.
+ Рыцарь Пентаклей — благоприятные обстоятельства.
+ Королева Пентаклей — период цветения.
+ Король Пентаклей — стабильность и процветание; назначение на высокую должность.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ
СМЕРТЬ
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз — Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это — то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» — например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь «Любовь — Смерть» также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» — вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это — освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти, «однако жизни без смерти не существует».
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая «Пляска смерти», излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса — важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение — «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет — эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически — непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое «Я», свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
«Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть». Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана — «Умри и возродись, восстань и минуй».
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.