ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ОТШЕЛЬНИК — ТАРО УЭЙТА
Отшельник приобрел репутацию карты, предвещающей одиночество и «в общем ничего хорошего», в то время как для духовного развития эта карта – настоящий клад. Однако это опять же то измерение, которое среднего человека скорее пугает, нежели вдохновляет. Поэтому Отшельник редко бывает в раскладах желанным гостем. Но в сущности он говорит лишь о верности себе. Его появление может намекать, что отношение к жизни стало слишком уж вовлеченным и эмоциональным, и сейчас требуется «исцеление», возвращение на путь истинный, чуть ближе к себе, к своей подлинной природе. Это не только и не столько вопрос убеждений или совести – Отшельник тем и отличается от Первосвященника, что здесь не идет речь о «понятиях». Здесь речь о нашем стержне.
Это подлинность, живущая в костях, это дух, а не буква, здесь речь идет не о том, как «надо», а о том, кто ты есть и почему не можешь иначе. Это не просто я, не сверх-Я, это – настоящее, абсолютно аутентичное, без всяких приспособительных подделок Я. Ничто так не отделяет нас от других, от этого странного мира, к которому мы не без труда приспособились за первые …дцать лет жизни, как наша подлинность, наша верность самим себе.
Отшельник акцентирует стремление замкнуться и потребность в самоанализе, обретение внутреннего мира и собственной правды, следование своим путем. Он говорит, что пришло время заново оценить свою жизнь, свои цели и связи. Пора чуть отойти от социальной жизни, оставить мелочные заботы и ставшие привычными развлечения: они мешают задуматься о душе. Каждому человеку требуется период уединения (“отшельничество”), чтобы разобраться наконец в себе самом. Однако это не просто тайм-аут, вообще вибрации Отшельника заметно превосходят Четверку Мечей. Они возвещают нахождение в своем собственном центре и нахождение своего собственного света. Главное, что возвещает Девятый Аркан – это отказ руководствоваться чужими мнениями (только собственным!), отказ делать что-либо наперекор себе, своему внутреннему ощущению истинного и верного, в угоду другим или просто соответственно всеобщим понятиям. Это карта духовной самостоятельности и огромной личностной силы, достаточной для того, чтобы идти своим узким путем, несмотря на отсутствие попутчиков (или хотя бы общественного одобрения).
В раскладе это обычно человек, который отказался от участия в чем-либо, «крутит педали назад» и защищается от любых воздействий со стороны. Нужно время, чтобы все для себя выяснить, утвердиться в своем решении. Торопить его, подталкивать — пустое. Он все равно все сделает так и тогда, как сочтет нужным и правильным. Если рядом еще и Справедливость, то не ошибется, что хорошо, а что плохо. Пафос Отшельника – знание себя и отстаивание себя, невосприимчивость к влияниям извне, будь то красивые слова, угрозы, уговоры, манипуляции. Если они не соответствуют его пониманию вещей, то реакция будет, что называется, «как у крокодила на брюкву». Подстегивать события, прилагать усилия, оказывать давление бессмысленно, это ничего не даст.
По Отшельнику человек всерьез занят определением своей позиции и своих границ. При этом внешне от него может быть ни слуху, ни духу – ни звонков, ни писем, ни предложений, ни отказов. Он решает, что все это для него значит, зачем оно ему нужно и как далеко он во всем этом готов зайти, будь то любовь или бизнес. Это, пожалуй, самое важное.
Отшельник, как и Жрица, в определенной степени говорит о существовании некой скрытой истины. Правосудие ищет правды, Отшельник ищет истину, лишний раз давая понять, что правда и истина не одно и то же. И он находит, ибо по что пойдешь, то и найдешь.
Как и Жрица, Отшельник нередко указывает на нечто сокрытое, в данном случае скорее – спрятанное или утраченное, нежели тайное. Отшельник любит затихариться, спрятаться от глаз, погрузиться на глубину. Ему нравятся колодцы и фонтаны, пещеры и подземелья, погреба и лестницы, шкафы и сундуки, потайные ящики.
Иногда по Отшельнику происходит поиск (и обретение) учителя, наставника, духовного ведущего, он может говорить о получении ценного совета.
В старинных толкованиях указывается, что Отшельник может предсказывать не только духовное, а и вполне буквальное странствие, путешествие, особенно в какие-то духовно значимые места.
Считается, что как сигнификатор прошлого Отшельник говорит не столько об одиночестве, сколько о стремлении подвести черту под чем-то, что-то забыть. Приведет ли предвещаемое им временное одиночество к лучшей жизни, покажут другие карты расклада.
Отшельник придает силы и собранность для того, что сконцентрироваться на главном, но только это «главное» запросто может оказаться достижениями сугубо внутреннего характера, и не относится к тем целям, которые расписаны в деловом ежедневнике. Отшельник не есть карта внешней активности – скорее, карта ухода от нее. По нему редко можно ожидать продвижения в суетных делах. Хотя у Гегенхайма указывается, что «это карта мудрости, достижений и свершений».
Отшельник товарищ неспешный, а потому его появление в раскладе может указывать на замедленность процесса.
Вообще же, выпадая в раскладе, Отшельник намекает, что пришло время отринуть мелочные проблемы и суету, поскольку они мешают сконцентрироваться на собственной душе. А именно она сейчас требует пристального внимания. Каждому человеку необходим период ухода от повседневности и других людей. Этот Аркан словно говорит: попробуй побыть немного Отшельником, чтобы, наконец, понять самого себя и свои потребности, поразмыслить над своими проблемами. Это необходимо, чтобы научится видеть себя со стороны, реально оценить уровень своего развития и возлюбить себя. Помни, что тот, кто не любит себя, не в состоянии любить никого. Не считай время, проведенное в бездеятельности, уединении и созерцании, потраченным зря. Спокойный анализ и осмысление своих планов позволят избежать ошибок в дальнейших действиях.
Для людей обычных, например, девушки, расставшейся с мужчиной (“Вернется ли он?” Или: “Скоро ли я выйду замуж?”), означает просто одиночество, по крайней мере в ближайшее время, то есть ответ на «бытовые вопросы» будет отрицательным. Хотя та же карта дает ей и совет: используй отпущенное тебе одиночество для пользы дела, постарайся вырасти за это время. Для «небытовых вопросов» Отшельник карта сильная и важная, она действительно подобна фонарю, освещающему трудный путь. Впрочем, и для эзотериков и вообще людей, заботящихся о своем духовном росте, Отшельник может означать ощущение одиночества оттого, что его бывшие товарищи и близкие перестали понимать его: он ушел вперед, а они остались там же, где были. Поэтому общаться он может теперь лишь с такими же Отшельниками, но их мало, а поблизости может не быть вообще. Он может, конечно, вернуться назад, но на этом его духовное развитие закончится. Лучше иди вперед, говорит эта карта, покоряй следующие вершины, и ты найдешь новых друзей.
В перевернутом положении, наоборот, Отшельник говорит, что девушка одна не останется. Для эзотериков же он означает, что, увы, вершина еще не достигнута (возможно, путь был ошибочен), что творческого уединения нет и пока не предвидится.
Серьезное и самостоятельное (при условии, что человек не совсем новичок на пути духа и хоть как-то адаптирован к энергиям Отшельника, в противном случае – депрессивное и запутавшееся). «Думаю. Прошу не мешать» (пишу диплом, хожу на психотерапию, заканчиваю проект, делаю запись в блоге…). Отшельник – это жизнь по своим правилам. Устремленность скорее во внутренний мир, чем во внешний, преследование исключительно внутренних целей и равнодушие к внешним достижениям. Это — не Колесничий, который ищет себя во внешнем мире, совершая поступки, а уединенное исследование колодца своей души и отшельническое бытие.
Духовная самостоятельность, следование своим собственным путем, на котором нет попутчиков, поиски собственной правды (а не социально желательной). Отшельнику свойственно желание убежать от жизни, замкнуться в себе, но причина тому не страх, а жажда знания и обретения себя. Это продуктивное одиночество, погружение в свой внутренний мир, оторванность от материальной реальности, от сует и забот обыденной жизни, потребностей цивилизации. Это внутренняя собранность, но не для мирской жизни, а для поиска непреходящего. Что мы делали бы во внешнем мире, если бы каждому из нас не был дан его собственный внутренний мир?
Отшельник ревниво оберегает это мир – почти так же, как Император оберегает внешние владения и завоевания. Часто эта карта описывает боязнь раскрытия тайн (если рядом еще и Луна, то сильную и обоснованную). Отшельник хорошо «шифруется», и его бесполезно искать в социальных сетях – в лучшем случае там обнаружится ни к чему не обязывающий и формальный профиль. Этот человек тщательно скрывает от окружающих свое лицо, не стремится вступать с ними в контакт, опасаясь, что его одиночество будет нарушено. Он, кажется, рождается со знанием экзистенциальной истины, что мы все одиноки, рождение, смерть, боль, откровение – все это оставляет наедине с собой. При этом одиночество пробуждает его мысль, несет глубину и покой и является одним из наиболее вдохновляющих состояний. Тому, кто не адаптирован к энергиям Отшельника, это кажется просто невозможным. Самый мистический элемент Аркана – фонарь. Разглядеть его свет, вот духовная задача девятого Аркана. Отшельнику чужды беспомощность, разочарование или отчаяние. Он понимает, кто он, и знает, что делает и почему – или, по крайней мере, именно к этому состоянию Аркан призывает придти.
Важные качества Отшельника: благоразумие, осмотрительность, проницательность, серьезность помыслов, рассудительность, умение вовремя взять себя в руки (особенно с Силой), способность управлять своими эмоциями. Защищенность, независимость, духовная самостоятельность и самодостаточность. Мудрость, скрытность. Строгость, серьезность. Терпение, невозмутимость. Подчеркнутая незаметность (такой человек, даже обладая выдающимися внешними данными, сознательно сделает все, чтобы «пригасить» эффект). Отшельник вообще не особенно озабочен социализацией. Его адаптированность к социуму может быть вообще очень поверхностной – так, на уровне заставки для «рабочего стола». Выглядит как будто общепринято, но при попытке открыть любой файл выясняется, что расширение нестандартное или либо не открывается вовсе, либо язык не вполне читабелен, и пользователю явно недостает каких-то подключений, чтобы все это загрузить…и всем этим загрузиться. Таков Отшельник, и пол, возраст, звание и состояние тут дела не меняют. Плащ Отшельника на Аркане символизирует смазанность и закрытость его физической и социальной сути во время одинокого пути духовного восхождения. Но фонарь его, случается, становится путеводной звездой для других.
Работа с собственной душой, самоосмысление в уединении, поиск одиночества для внутренней работы. Само-бытность – вот еще одной ключевое слово Отшельника. Но иногда она достигает той стадии, когда человек так замкнулся в собственном эгоистичном мирке, что до него уже практически невозможно достучаться. Отшельник в принципе очень независим от окружающих и слабо реагирует на их одобрение или неодобрение, так как единственным мерилом всего и вся для него является собственная жизненная философия.
Отшельник символизирует опытного посвященного, хорошо усвоившего ранее полученные уроки жизненной мудрости. Часто это человек, которого судьба на какое-то время и каким-то образом «вынимала» из жизненной суеты – например, он много времени проводил в больнице, жил на отшибе или работал в закрытом учреждении. Отшельник любит духовные практики и посты. Он никогда не становится частью толпы. Призвание, проклятие и дар Отшельника – подчиненность воли внутренней истине. И только ей. Не капризам, не от ума принятым решениям (она с этой истиной могут быть в конфликте), не наведенным извне понятиям, и даже не слабостям и силам собственного характера. Только ведущей его неведомой силе. Отшельник – это почти что Шут, разница в том, что перед Шутом открыты все пути, а перед Отшельником – только через тернии к звездам. Узкий Путь. Границы его могут быть выложены драгоценными камнями или увиты колючей проволокой, сути дела это не меняет. С точки зрения символики шест Шута, на котором крепится узелок, становится посохом Отшельника, помогающим странствовать и дающим на пути единственную опору.
Этому человеку могут быть свойственны отчужденность, ярко выраженная интровертность, сдержанность и замкнутость. Отшельник бывает попросту стар. Причем старость может измеряться вовсе не паспортным возрастом, а закостенелостью, негибкостью, отчуждением от людей, духовной дряхлостью и категорическим неприятием окружающего современного мира. Есть люди, у которых кризис среднего возраста начинается непосредственно после кризиса пубертатного. В лучшем смысле Отшельник может символизировать человека таких внутренних богатств, что мир внешний кажется ему не более чем мишурой и бижутерией – вес имеет, но ценности не представляет. Он действительно ставит себе исключительно внутренние цели, причем бывает, что не на одну жизнь.
Негативное значение – самодовольное пребывание в мирке своих знаний, пусть вековых и эзотеричных, но не используемых на практике. Ожесточенность, изоляция, депрессия, аура скорби и утраты, мрачность и безрадостность. Отчужденность от людей, горечь. Через тему замкнутости и скрытности вырастают такие негативные традиционные значения как притворство, укрывательство, лицемерие и даже измена.
Отшельник равнодушен к почестям и достатку, но полностью сконцентрирован на цели. Профессионально он соответствует фрилансерам, не подчиненным какой-либо организации и питающим определенную неприязнь к коллективам.
Карта хороша для научных занятий, анализа, написания трудов и мемуаров, на худой конец — ведения блога. В ней есть последовательность и упорство, но только тогда, когда человек видит для себя смысл в том, что делает.
По Отшельнику идут люди, чья профессия так или иначе связана с поисками и изысканиями. Это может быть ученый и архивариус, а может быть и следователь криминальной полиции, идущий по следу со своим фонарем, высвечивающий то, что упустили или сокрыли другие (прокуроры, адвокаты – это к Правосудию), учитель, консультант.
Отшельник довольно благоприятен для обучения (его фонарь символизирует свет знания) и командировок (Отшельник обычно в пути, и его посох – посох дорожный). По Отшельнику отлично оттачиваются профессиональные навыки, самостоятельно или под руководством старшего наставника. Циглер сообщает, что это карта мудрых руководителей. Но все же, по всей вероятности, не в области бизнеса, явно ориентированного на прибыль.
Для бизнесмена Отшельник неблагоприятен. По сути, он указывает на бесплодность дела, которым тот сейчас занимается. Его можно рассматривать как совет отделаться от теперешнего предприятия и переключиться на что-то другое.
Есть мнение, что это карта завершения и сбора урожая, но то-то и оно, что Отшельник выступает скорее за путь и процесс, кроме того, обретения его интересуют в основном внутренние.
По Отшельнику человек может задаваться вопросом о смысле собственной деятельности и о своей профессиональной пригодности. Иногда по этой карте проходит отход от профессиональной активности, выход на пенсию и/или передача накопленного опыта другим.
Отшельник является неблагоприятным показателем для финансовых вопросов. Он живет в отрыве от мирских благ, и предлагает вопрошающему поупражняться в том же. Это карта денежных ограничений, недополучения причитающегося, пониженных зарплат и пенсий, простой и аскетичной жизни. Если речь идет о каких-то договоренностях, то они могут быть аннулированы. Отшельник может советовать вопрошающего попросту абстрагироваться от финансовых вопросов и взглянуть на дело под каким-то другим углом, давая понять, что деньги – не главное.
Одиночество – очень дорогой товар. Его одинаково трудно бывает приобрести, когда оно потребно, и сбыть с рук, когда оно надоело. Выпадая в раскладе, Отшельник сообщает, что вопрошающий, даже если он состоит в отношениях, сейчас больше сконцентрирован на себе и собственном развитии, нежели чем-то ином. Отшельник традиционно считается неблагоприятной для отношений картой. Отношения во многом держатся на приспособлении к другому человеку.
Отшельник не приспосабливается. Он идет своим путем и действительно принадлежит лишь ему. Поэтому карта нередко возвещает уход своим путем, расставание, разрыв взаимоотношений или как минимум поиск большей самостоятельности, независимости от партнера. Среди прочего, по ней отменяются свадьбы и разрываются помолвки (на это, конечно, должна быть еще какие-то указания). Отшельник задумывается о смысле отношений, о своей роли в них, о том, зачем все это надо и соответствует ли его внутреннему ощущению жизненного пути. В любом случае, плюс Отшельника в том, что он воспринимает вещи серьезно. Он не станет смотреть на проблемы в отношениях сквозь пальцы и руководствоваться принципом «авось утрясется» (он прекрасно понимает, что вещи имеют обыкновение «утрясаться» в основном по Башне).
Минус же Отшельника в том, что он едва ли кинется активно решать те проблемы, которые видит – скорее, отстранится («разобраться в свои чувствах») и когда разберется, уйдет своей дорогой. С ним можно, в общем, осушать трясины, разгребать завалы и наводить мосты через пропасти, но только при условии, что ему помогут увидеть во всем этом некий сермяжный смысл. Тогда с ним можно ходить в разведку — товарищ он серьезный и надежный. Но ощущение бессмысленности его доканывает, и это делает его сложным партнером – в конце концов, куда проще обеспечить заботы всех сортов, материальное благополучие и сексуальное разнообразие, чем повернуть смысловой ключик неведомой конфигурации в неизвестно где находящейся скважине. Впрочем, когда этот ключик повернулся и смысл засиял.
Отшельник способен выдержать отсутствие первого, второго и третьего (смотри выше) и еще много чего другого — он мыслит экзистенциальными категориями и не станет капризничать в случае неудобств.
Отшельник скрытен. В чем-то он подобен Жрице. Какая-то часть его интимной жизни всегда остается тайной. Он может указывать как на скрытного от природы партнера, который не изливает душу (в лучшем случае – раз в год по чайной ложке), так и на то, что ему есть что скрывать (например, измену). Это карта удаления, отстранения, дистанции.
Отшельник молчалив. От него не добьешься лишних выражений чувств. Он серьезно относится к отношениям, но вообще-то, для него и моногамия – это слишком много народу. Бывает, что одинокий человек не стремится домой, где останется наедине со стенами, но что касается Отшельника – он чрезвычайно дорожит уединением и закрывает за собой дверь в свое одинокое святилище с глубоким облегчением, переводя дух и становясь, наконец, самим собой. Мысль о том, что он лишится этого отдохновения и прибежища души, вступив в брак, пугает его куда более, нежели вдохновляет («тут за день так накувыркаешься, придешь домой – там ты сидишь!») Неудобства и тревоги одиночества Отшельник воспринимает философски, не придавая им какого-то особого значения – своя ноша не тянет. Знаменитые строки Омара Хайяма «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало» в случае Отшельника приобретают особую интонацию – слово «лучше» тут излишне, ибо он по-другому не очень-то и способен. Одиночество для него – не событие. Просто — бытие. Эта карта часто показывает осознанное желание быть одному. Для Отшельника крайне важны честность с самим собой и согласие с самим собой. Пока он их не достиг, подгонять его бесполезно, и ничьего влияния на себя он не принимает. Все, что не соответствует его природе и индивидуальности, рано или поздно будет им разрушено и вычеркнуто из жизни (а еще вернее – и вовсе не допущено в нее). Традиционно Отшельник описывает целибат, затворничество, уход от мира, замкнутую уединенную жизнь, непостижимую для других.
Очень показательно, если Отшельник выпадает человеку влюбленному. Это четкое указание сделать шаг назад, не торопиться связывать себя прочными узами, проверить чувства. Эта карта символизирует отчужденность, осмотрительность и осторожность в выборе партнера, пребывание в своем собственном пространстве. Скорее всего, человек подходит к отношениям серьезно, но ему нужно время, чтобы понять, чего он на самом деле хочет, потому что сейчас ясности нет. Прыгать в омут с головой явно не время.
Карта может говорить об отсутствии сексуального влечения, но это не всегда так однозначно. Например, возможно, что в сексуальном смысле Отшельник тоже «познает себя», и помощь другого в этом подразумевается не всегда. Бывает, что человек сам для себя является наилучшим сексуальным партнером, и со всеми остальными не испытывает того, что сам с собой. «Любовь соло» может быть им освоена в большей или меньшей степени, быть примитивной и утонченной. И если с Повешенным и Башней это скорее грубый акт самоудовлетворения, которому предшествовало подавление либидо, то если рядом, к примеру, Сила и Семерка Чаш – едва ли кто-то сможет доставить ему такое исчерпывающее удовольствие, которое он умеет доставлять себе сам.
Затащить Отшельника в постель для совместного времяпрепровождения дело нелегкое, и феерии тут ожидать опять же приходится. Это партнер сдержанный и не склонный проявлять инициативу. Кому-то такие качества могут импонировать. Нередко карта указывает на холодность, способность обходиться без секса, отсутствие интимной жизни.
В лучшем случае Отшельник может указывать на эмоциональную (но вряд ли сексуальную) связь с одухотворенным и очень мудрым человеком. Это союз глубинного уровня.
Отшельник – не самая благоприятная карта для здоровья. По нему тело становится эфемерным («Прах ты и в прах возвратишься»).
Это упадок энергии, понижение тонуса, постепенное сворачивание активности жизненных функций. Это карта спуска вглубь и движения вовнутрь. В самом классическом виде она соответствует процессам естественного старения и дряхления. Но это может быть и истощение после перегрузок и необходимость экономить оставшиеся силы.
Депрессия. Бессонница. Гормональная недостаточность. Менопауза. Ревматизм. Все типичные для преклонного возраста хронические проблемы здоровья. Проблемы с пищеварением.
По Отшельнику нередко проходит анестезия, наркоз, «сворачивание» психической активности.
Совет: аскеза, отказ от привычного стиля жизни и многих обыденных привычек, превратившихся в псевдопотребности.
Нет, ещё не время. Кроме вопросов о поиске себя.
Стадия в духовном развитии, символизирующая сатурновское самоуглубление, уход в себя, в пустыню, в монастырь духа, в XII дом. Отшельник ищет Бога внутри самого себя, он ищет днем с огнем ту невидимую основу своего существования, в которой кроются истоки жизни и будущего. По сути дела он ищет цель – какой она вообще должна быть. Познание ведет к действию, и до поры до времени лицо Отшельника скрыто: он молчит до тех пор, пока его аура не очистилась и не засияла новым светом. Отшельнику предстоит сначала осветить красотой собственную душу, прежде чем она станет светочем для других. Он в полном уединении накапливает и концентрирует те потенциальные энергии, на основе которых будет создано иное бытие в будущем. Этот Аркан символизирует синтез возможностей, «таинство действительного, но скрытого рождения, в котором участвуют только дух и душа».
В каббалистическом смысле Отшельник – это девятая сефира, основание для все ранее представленных свойство (Имен) Бога и призма, концентрирующая их перед выходом в материальный мир (десятая сефира). Энергии, терпеливо и молча накопленные в изоляции от всех посторонних и отвлекающих воздействий, высвобождаются с огромной мощью, когда для этого приходит время. Отшельник уходит во тьму, чтобы найти внутренний свет. И бывает, что свет их видений и откровений еще долгие века служит духовной путеводной звездой для других. Мистерия этого Аркана — поиски истины, экзистенциальные размышления, обретение внутренних сокровищ, искания и нахождение знания и мудрости в своем внутреннем мире, самопосвящение. Созерцание и величайшее постижение сути вещей под мудрым руководством внутреннего наставника.
Все религии содержат легенды о путешествиях духа, о великих учителях или пророках, которые обхоили весь мир или отправлялись в пустыню в поисках прозрения и истины. Самопосвящение, постижение тайной мудрости, вековых знаний (а не премудростей выживания в мире сем).
Карта напоминает нам о связи небесного и земного, символизируя смыкание высшего и низшего миров, их сходство и унификацию. А так как высший и низший, внутренний и внешний миры сходны, то для того, чтобы настроить себя на то светлое, что есть в небесах, человек порой вынужден уединиться в глубине своего внутреннего мира.
«Это пустыня. Но в этой пустыне со мной говорит Бог. Поэтому я живу в молчании – чтобы Его слышать». Абсолютная верность своим жизненным принципам и внутреннему знанию. Равнодушие к мнению и оценкам окружающих, к общепринятым стереотипам мышления и поведения. Глубокий анализ ситуации, осмысление прошлого опыта, подведение духовных итогов. Карта собственной правды, следования собственным путем. Углубление в себя, умеренность и уверенность. Самоограничение, видимая ущербность, но и обретение стержня и мудрости. Реальный путь самости, нахождение в одиночестве, в 12 доме, где есть только свет внутренней правды и никого больше. Отказ от работы с внешней информацией, так как взгляд обращен вовнутрь. Это может быть время, когда заново следует оценить свою жизнь, связи, цели. Изменения, которые при этом могут произойти, показывают другие карты в раскладе.
XII дом – это дом тайн. Глубинный мотив самоизоляции и отчужденности часто состоит именно в оберегании своих тайн. Это не те секреты, которыми можно поделиться за выпивкой – это тайна подлинности, кто ты есть на самом деле. Выпадая в раскладе (особенно есть рядом есть Девятка Жезлов), Отшельник, подобно Жрице, намекает, что человеку есть что скрывать, что он не таков, каким кажется извне. Данная карта свидетельствует об осторожности и отстраненности от житейской суеты. Она также является знаком победы над собственными страстями и желания постичь внутреннюю природу всех происходящих событий.
На карте как правило изображен старик, опирающийся на посох и одетый в монашеский плащ с капюшоном. В руке у него — фонарь, скрытый частично рукавом плаща. Это символ света оккультных наук, который всегда остается частично скрытым. В символическом и эзотерическом смысле Отшельник скрывает древнюю мудрость от профанов. Посох в его руке — символ знания, которое является единственной опорой для человека. Иногда мистический посох разделен сучками на семь частей — тонкая аналогия с семью священными центрами человеческого позвоночника. Отшельник следует по пути Посвящения, Таинства и Знания.
Аркан Отшельник тесно связан с Луной. Его знания не есть рациональные и логичные постулаты или красивые мысленные образы. Они гораздо инстинктивнее и истиннее любых схем, и простираются скорее вглубь, чем вширь – к мистическим истокам бытия, вглубь подземного царства, туда, где обитает Персефона (Дева), Орфей обретает и теряет Эвридику, а Данте созерцает изнанку бессмертия. Будучи связанным с Луной, Отшельник описывает сверх-тантрические практики просветления, основанного на возвышенной мастурбации, которые впоследствии преобразились в культ религиозного рвения, подогреваемого воздержанием (практика целибата).
Девятый Аркан сопоставим со знаком Девы — знаком упорядочивания внутренних ресурсов настоящего с целью создания благоприятной почвы будущего, с ее жаждой служения и самоотверженностью и иногда – невероятной развращенностью. Иногда эти свойства сочетаются в одной личности. С Отшельником связаны постижение порядка жизненных проявлений и разум воли, тот разум, который подготавливает каждое существо в отдельности к убеждению во всеобщей универсальности и который побуждает учиться управлять своим сознанием и познавать последовательность и порядок проявлений мира. Отшельник — это карта отрешённости от мира, путь к себе.
Это — период интроверсии, когда мы «закрываемся» от внешних влияний, чтобы вдали от суеты и людей обрести покой и, главное, найти самого себя. Тем самым, Отшельник символизирует важные события, показывающие нам, кто мы есть, к чему стремимся и как этого достичь. Он объединяет в себе два полюса: глубочайшие переживания и высочайшее познание. Тот, кто готов следовать зову Отшельника, не теряет себя, а находит, обретая ясность, силу и умение ладить с самим собой.
Близость Отшельника к Деве подчеркивает и Кроули, рассматривая его как «скрытую Персефону», царицу Аида, которая по осени ведет душу мира на тот свет, а весной – к возрождению (не случайно следующий Аркан – «циклическое» Колесо Фортуны).
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — потерять себя.
+ I. Маг — отыскать скрытый талант.
+ II. Верховная Жрица — постижение себя, самоуглубление; посвятить себя изучению тайных знаний.
+ III. Императрица — плодотворный поиск.
+ IV. Император — обретение власти над собой.
+ V. Иерофант — обрести духовного учителя; праведник; монах.
+ VI. Влюбленные — возникновение связей и отношений.
+ VII. Колесница — нарушенное одиночество.
+ VIII. Справедливость — найти справедливость; взять на себя роль арбитра.
+ X. Колесо Фортуны — конец заточению.
+ XI. Сила — соблюдение поста или обета.
+ XII. Повешенный — вынужденное одиночество или заточение.
+ XIII. Смерть — состояние траура.
+ XIV. Умеренность — заживление раны после утраты.
+ XV. Дьявол — не тому богу молиться; одержимость.
+ XVI. Башня — просветление.
+ XVII. Звезда — надежда пролить свет на свое предназначение; духовный путь.
+ XVIII. Луна — скрытая болезнь; утаенное.
+ XIX. Солнце — понять внутренний смысл; найти то, что долго искали; просветление.
+ XX. Суд — духовный опыт.
+ XXI. Мир — огородиться от мира.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — найти свет в себе.
+ Двойка Жезлов — нерешительность.
+ Тройка Жезлов — отыскать нечто ценное в себе.
+ Четверка Жезлов — отыскать пристанище.
+ Пятерка Жезлов — противоречивые чувства.
+ Шестерка Жезлов — взять на себя ответственность.
+ Семерка Жезлов — «собирать камни».
+ Восьмерка Жезлов — внутреннее озарение.
+ Девятка Жезлов — усвоить урок.
+ Десятка Жезлов — нести свой крест.
+ Паж Жезлов — помолодеть.
+ Рыцарь Жезлов — выпустить пар.
+ Королева Жезлов — оттаять, расцвести; выйти из своей оболочки.
+ Король Жезлов — повысить авторитет.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — безответная любовь; одинокое сердце.
+ Двойка Кубков — отсутствие отношений; холостяк; примириться с собой.
+ Тройка Кубков — конец холостяцкой жизни; конец воздержанию.
+ Четверка Кубков — отказ от соблазна.
+ Пятерка Кубков — расставание: ссора; потеря.
+ Шестерка Кубков — бобыль.
+ Семерка Кубков — уход в мир иллюзий.
+ Восьмерка Кубков — расставание.
+ Девятка Кубков — внутренняя гармония.
+ Десятка Кубков — гармония с окружающим миром.
+ Паж Кубков — проявление интереса на эмоциональном уровне.
+ Рыцарь Кубков — прощение.
+ Королева Кубков — внутреннее созерцание.
+ Король Кубков — психотерапевт; священник; духовный наставник.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — духовная истина.
+ Двойка Мечей — мученичество.
+ Тройка Мечей — изоляция.
+ Четверка Мечей» -уединение; изоляция.
+ Пятерка Мечей — деградация.
+ Шестерка Мечей — паломничество; уходить от одиночества.
+ Семерка Мечей — измена самому себе.
+ Восьмерка Мечей — узник собственных взглядов; заточение.
+ Девятка Мечей — мученик; раскаяние.
+ Десятка Мечей — опустошенность.
+ Паж Мечей — наблюдающий.
+ Рыцарь Мечей — фанатизм.
+ Королева Мечей — вдовство; одинокая женщина.
+ Король Мечей — вдовство; одинокий мужчина.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — открыть нечто ценное в себе.
+ Двойка Пентаклей — скитания.
+ Тройка Пентаклей — снискать уважение.
+ Четверка Пентаклей — отгородиться от других; консервативность.
+ Пятерка Пентаклей — нищенство.
+ Шестерка Пентаклей — помощь ближнему.
+ Семерка Пентаклей — пост; длительное воздержание.
+ Восьмерка Пентаклей — духовное усовершенствование.
+ Девятка Пентаклей — заслуженный отдых.
+ Десятка Пентаклей — пенсия.
+ Паж Пентаклей — семинарист.
+ Рыцарь Пентаклей — духовное служение.
+ Королева Пентаклей — сиделка; помощница по хозяйству.
+ Король Пентаклей — профессор.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ
4 КУБКОВ
Хандра, уныние, погруженность в прошлое и незамечание настоящего. Человек не замечает чего-то очень важного в жизни, в своей ситуации, ему скучно, но это только его слепота.
Эта карта по сути – дружеское предупреждение, что отрицательный взгляд на мир удерживает человека от достижения всего, что ему нужно и принятия всего, на что он надеется. Все это – доступно, но собственная неудовлетворенность удерживает от признания, принятия и использования преимуществ. Эта карта говорит о разнообразных ситуациях, вроде все есть, но не хватает душевного расположения достойно этому радоваться. Она предвещает начало застойного периода в жизни, причем внутреннее более пустого, чем по Четверке Мечей. Человек отвергает новые возможности, не желает развивать творческие способности, начинать новые проекты, заводить новые знакомства (ему кажется, что все это бессмысленно). Информация, которую несет Четверка Чаш, заставляет серьезно задуматься о назревающих в жизни проблемах эмоционального свойства. По сути эта карта всегда говорит о необходимости честного самоанализа для восстановления внутреннего равновесия, и о том, что надо приложить усилия к тому, чтобы увидеть свою жизнь иначе, чем скучной и тусклой. Это совсем небольшое усилие, но его никто не сделает за вопрошающего.
Типичные значения: расстройство, досадные происшествия, проблемы, нечто, вызывающее раздражение. Старинные толкования этой карты включают тоску и скуку, неудовольствие, необоснованные подозрения, воображаемую досаду, отвращение. Как там было у Пушкина? «Чайльд-Гарольдом стоишь каким-то». Сказано было Ленскому, хотя всем пресытившемуся и оттого хандрящему Онегину подошло бы больше! Четверка Чаш следует за Тройкой — по сути, это карта внутреннего «выгорания» после чрезмерной социализации. Одно из ее названий – «утро после веселой ночи», со всеми его апатией, вялостью и «отходом от дел», когда продолжение банкета не прельщает. Становится понятным старинное значение — негативное влияние прошлого на настоящее. С чем-то явно переусердствовали.
Строго говоря, все неприятные состояния Четверки Чаш могут быть не такими уж надуманными. Возможно, ситуация, в которой оказался вопрошающий, вызывает у него досаду, или сделанное предложение заставляет сомневаться, или он испытывает вполне обоснованные подозрения и недовольство своей второй половиной, или столкнулся с неожиданными препятствиями или противодействием.
Более редкое толкование этой карты — дар небес. Да-да, подарок судьбы, ее милость и даяние, некое предложение, которое вызывает тревогу, смятение; человек не может разобраться в своих чувствах. В сущности, речь идет о реально достижимом шансе, который не воспринимается человеком всерьез.
Интерепретация этого Аркана у Алистера Кроули отличается от традиционной в позитивную сторону. Карта описывает не столько скуку и апатию, сколько роскошь по типу «коту масленица». Приятное времяпрепровождение в хорошей привычной обстановке и ощущение защищенности и стабильности, наслаждение жизнью и возможность расслабиться.
Старинное толкование карты – сомнительные удовольствия.
Типичное современное – что-то надоело до такой степени, что человек не чает от этого избавиться. Что это такое, и как далеко он зайдет в этом стремлении, могут подсказать другие карты расклада.
Кислое и безучастное. «То денег нет, то смысла, то трамвая». Подобно аглицкому сплину — короче, русская хандра. Это либо склонность лениво игнорировать и упускать предлагаемые жизнью возможности, либо ситуация «за что боролись, на то напоролись». Ты вроде получил то, чего хотел (отношения, деньги, работу, дом, стабильность или еще что-то), но чувствуешь преимущественно скуку, апатию и недовольство. Игрушка больше не радует. Карта напоминает о непостоянстве наших чувств: мы всеми силами души желаем чего-то, однако, достигнув этого (и даже большего, чем желали), вдруг понимаем, что нам это не нужно.
Это может выражаться в унынии, равнодушии или наоборот, раздражении и обиженности на весь мир. Бывает, что разочарование и усталость этой карты проявляются агрессивно – человек никому не дает жизни. Но чаще ей все же соответствует тихое уныние и плохое настроение. Как выразилась бы современная психология – эмоции астенического спектра, вплоть до пассивно-депрессивного состояния. Роль мученика второго плана, лелеющего свои тусклые страдания, отсутствие веры в себя, потеря смысла жизни. Упадок духа после периода благоденствия и начальных достижений. «Обрыдло, осточертело». Беспричинная вялость, дефицит мотивации, неприятие наличной реальности («все хорошо, но ничего не надо»), ощущение себя недовольным, несчастливым. Некоторые авторы ассоицируют эту карту с состоянием капризной примадонны – человек много о себе воображает и беспричинно всем вокруг недоволен.
Это карта эмоционального кризиса. Это не тот случай, когда от подкрадывающейся депрессии можно откупиться порцией удовольствий – как раз удовольствия они не доставят. Поиск внутренней гармонии потребует как будто крошечного, но все же существенного изменения взгляда на мир. Это усилие ничем нельзя заменить, и никто не предпримет его за тебя – таков один из уроков Четверки Чаш.
Карта описывает специфическое расстроенное состояние ума, когда все имеющееся исчерпано, до дна испито и познано, и вызвало разочарование и недовольство, ибо оказалось неспособным удовлетворить запросы души. Все это отвергается, ибо кажется пустым (вроде и было немало, вроде получил ВСЕ, а это все оказалось скудным и недостаточным). У человека есть пока неосознанная цель, звезда, которой он еще не видит, еще не постигнутая мудрость, чашу которой ему предстоит испить, своего рода истовое желание служить своему идеалу. Нужен лишь небольшой поворот сознания (который, впрочем, в теперешнем его состоянии мало реален), принципиальное расширение видения. Это состояние, когда «лишь лезвие меча отделяет тебя от Грааля», но этот меч – твой теперешний разум и тут человек сам себе враг.
Порядочный эгоизм, душевная черствость, отчужденность. Поглощенность собой, оторванность от мира. На типичный стон «Меня никто не любит!» карта резонно возражает «А ты никого не замечаешь!». Апатия и пассивность, ни малейшей инициативы, застой в душе. В данном случае, в отличие от Четверки Пентаклей, человек не воздвигает защитных стен между собой и внешним миром. Они ему не нужны….потому что мир ему в сущности безразличен. Ему попросту не отчего отгораживаться.
В целом Четверка Чаш всегда указывает на какие-то сложности с эмоциональным раскрытием. В чем-то эта карта созвучна знаку Рака. Он вылез из своей скорлупы, был в очередной раз уязвлен и забрался обратно. В этой теме звучат Луна и Сатурн, и эта карта будет особенно ярко отыгрываться у тех людей, у которых эти планеты в гороскопе сильно выражены. В этом смысле Четверка Чаш – это карта одиночества. Иногда она указывает, что человека делает инертным излишняя мечтательность.
Иногда по этой карте проходит состояние детской «обиженности на всех» — а вот и не буду ничего делать!…что мне, больше всех надо?…да мне вообще ничего от вас не надо!.. и так далее. В этом мелочном состоянии человек может совершить крупную глупость, упустить благоприятный шанс или предложение.
Интерепретация Кроули акцентирует силу развитой женственности и материнскую эмоциональность, важность домашнего очага, привязанности и безопасности, что также соответствует модальности Рака. И все же естественное состояние воды – течение и движение. Четверка своей структурой и формальностью ее ограничивает и «застаивает».
Все спокойно, привычно, известно, предсказуемо и уже скучно. В работе не ощущается ни вызова, ни удовлетворения. Энтузиазма она не вызывает и никакого желания совершать трудовые подвиги нет. Здесь может быть легкое ощущение, что «болото засосало», не оставив простора для роста и самовыражения. Разочарование в профессии. Начальная стадия профессионального выгорания.
Отсутствие мотивации
Организационную среду по Четверке Чаш также характеризуют тоска, хандра, безразличие, ностальгия по прежним лучшим временам, атмосфера подавленности и грусти. С чем это связано – финансовыми трудностями, сменой руководства и т.п., подскажут окружающие карты.
Скромная прочность, частичное удовлетворение. Финансовая стабильность, но не рост. Привязанность к деньгам, они могут использоваться для того, чтобы удовлетворить эмоциональный голод (шопоголизм в мягкой форме), но и приходящее понимание, что счастье не купишь и разноообразным барахлом утолить душу нельзя. Неумение обращаться с деньгами
Традиционно это карта «холостяков и старых дев», то есть людей, надолго откладывающих брак из-за собственного психологического настроя и отказывающихся от подарков судьбы.
Все происходит от собственного нежелания принять предлагаемое добро или воспользоваться преимуществами. Человек бессознательно упивается своей ролью и настолько упорен в своей апатии, безынициативности и недовольстве, что отказывается от исполнения желаний. По сути, в этом и состоит предупреждение — «Ты не видишь дар прямо у себя перед глазами». Или не понимаешь своего счастья. Причина депрессии – в том, что ты в ней сидишь, а не в том, что жизнь плоха и скучна. В жизни все интересно ровно настолько, насколько интересен ты сам.
Эта карта может описывать и поглощенность какими-то бесперспективными отношениями, из-за которых человек не замечает куда более интересных новых возможностей.
Это что-то вроде «романа» юной фанатки с кинозвездой, чьими портретами увешаны все стены, при этом никакие лица из реальной жизни вообще никак не воспринимаются. Кстати, ввиду такой ситуации становится понятно еще одно «странное» старинное толкование — истовое служение своему идеалу, кумиру, религиозный фанатизм. Тут «кумиром» для вопрошающего становится человек, который не отвечает ему взаимностью, или отношения с которым никогда толком и не начинались, или уже явно подошли к концу, а вопрошающий все еще не желает ничего замечать вокруг себя и все еще полностью поглощен «тем, чего не может быть», ничто другое его не интересует. В данном случае рука, протягивающая страдальцу четвертую чашу, которой он не видит, символизирует судьбу, готовую дать ему что-то совсем иное.
Иногда по этой карте действительно проходит обида, злоба, бунт оскорбленной в лучших чувствах невинности, ревность, разочарование, огорчение. Но чаще острые состояния «достаются» Пятерке Чаш. Она действительно убивается и переживает. Четверка скорее просто скучает и хандрит. Ей все неинтересно и неприятно. Она страдает не столько от боли, сколько от отсутствия мотивации.
Карта может символизировать стабильный, но несчастливый период в жизни, полный скуки и отвержения, тоски и стагнации, и обусловленный собственным видением и по сути являющийся предметом личного выбора. Лишь собственное расположение духа мешает использовать то, что на самом деле доступно, и удовлетворить желания, к которым нет никаких препятствий. Это род фанатизма на самом деле. Но – стабильность, своеобразная внутренняя гармония и в определенной степени даже рост (благодаря интроспекции). Человек жертвует удовольствиями жизни ради здоровья или по морально-религиозным соображениям, при этом его внутренний стержень весьма прочен. Иногда карта указывает в том же смысле на экономический аспект жизни – скромная прочность, частичное удовлетворение, но стабильность.
Если речь идет о существующих отношений, Четверка Чаш может сообщать о скуке, нехватке впечатлений, перемен, качественного развития. Это именно тот первый кризис, когда начальные замечательные стадии (Двойка и Тройка Чаш) тем или иным образом пройдены и отношения надо «как-то развивать». В своем плавании пара достигла стоячих под, резко контрастирующих с упоительной Тройкой Чаш. Что делать дальше и для чего оставаться вместе посреди этого болотца совершенно непонятно.
Считается, что по этой карте идет разочарование в объекте любви и разрыв взаимоотношений. Это более справедливо для стадии романтических свиданий малознакомых людей и для совсем молодых супругов, и менее верно для устоявшегося брака. Но с одним можно согласиться – для отношений это действительно тяжелая карта. Главным образом — из-за поглощенности своей хандрой при оторванности от мира и равнодушии к переживаниям других людей.
Она описывает пресыщение, ситуацию, когда нечто хорошо знакомое (например, упоительные прежде встречи) больше не доставляет радости. Это неприятие партнера и подавленное состояние духа. Застывшее чувство, сексуальная вялость, беспричинно плохое настроение и неспособность порадоваться тому, что этого заслуживает. Это может быть естественный кризис в развитии отношений, когда приходит время открывать в них новые глубины и переходить на качественно новый уровень, символизируемый четвертой чашей. Но на то может быть и иная эмоциональная причина.
При виде этой карты на память приходит состоящий в браке человек, предающий после мимолетной встречи тщетным воспоминаниям о былом счастье. Некоторое время он погружен в себя и в эту грусть, и оттого не замечает радостей жизни с нынешним супругом (супругой), сам себя обделяя и опустошая. На какое-то время эти радости стали для него эмоционально недоступными, нежеланными и ненужными. Это классическое состояние Четверки Чаш. То, что раньше составляло наивысшую ценность и радость жизни (элемент Тройки Чаш) потеряло свою привлекательность, близкий человек показался чужим и далеким, сексуальный тонус на нуле, почему-то стало просто невозможно жить и радоваться. Отношения в явном кризисе, безучастность, вялость…готовность пить с горя и рыдать от хандры. Счастье и радость на расстоянии вытянутой руки, но хандра застилает глаза.
Иногда проблема состоит просто в рутине, поглощенности поддержанием привычного порядка, чрезмерной концентрации на стабильности и предсказуемости (этот элемент несут в себе все Четверки). Потребность в разнообразии для человека так же естественна, как потребность в стабильности. Без периодических встрясок и смены впечатлений возникает «голод на инциденты», тихо ощущаемый как скука и разочарование, просто дозы у каждого свои.
У карты есть и другое, почти противоположное значение (по Кроули), и иногда оно очень точно срабатывает. Этот опыт скорее можно определить как эмоциональную стабилизацию – острые переживания ушли, но присутствует роскошь покоя и счастья. Человек наслаждается жизнью, чувствуя, что имеет право расслабиться, быть доволен и не форсировать события (к этому и впрямь нет никакой мотивации, в этом смысле – да, карта отсутствия мотивации). Привычное приятное времяпрепровождение, нежность и забота в близких отношениях, ощущение стабильности и защищенности.
Интерепретация Кроули заметно отличается от традиционной. Он считает, что Четверка Чаш описывает вещи, вполне благоприятные для близких отношений. Это богатство и глубина чувств, стабильность, эмоциональная насыщенность, привязанность. Здесь присутствуют наслаждения и удовольствия, и нет места скуке. Но все же и Кроули пишет о стремлении к обладанию в своем эмоциональном превосходстве, о собственничестве и ограничении возможностей другого человека посредством чрезмерной привязанности. Что-то от излишнего сгущения, которое может проявляться как рутинное заполнение внутренней пустоты и отсутствие ярких чувств, здесь тоже улавливается. Разница в том, что у Кроули никак не акцентиируется обособление от близких людей (или от одного человека), которое, к сожалению, часто наблюдается на практике. Но и у него указано, что наслаждаясь внутренним покоем и счастьем, важно не забывать о дальнейшем развитии отношений.
Потеря жизненного тонуса, истощение, упадок сил. Человек ощущает себя больным и обессиленным (хотя это ощущение может быть кажущимся).
Гипотония, хроническая усталость. Понижение сопротивляемости огранизма, ослабление иммунитета.
Депрессия, упадническое настроение.
Типичнейшая карта похмелья. Головная боль, расстройство желудка.
Нет. Вас ждет разочарование.
Это карта первого экзистенциального разочарования в земной жизни и ее радостях. После первых ее опытов и успехов, первых радостей и достижений человека настигает ощущение, что «всех женщин все равно не перелюбишь, всего вина не выпьешь все равно» и вообще не то это все…Начинается этакая онегинская хандра.
По сути карта сообщает, что надо и о душе подумать, обратиться к ценностям более тонкого и возвышенного порядка. Именно их символизирует четвертый кубок, протягиваемый из облака тому, кто пока его не замечает. Гугенхайм пишет, что восседающий под деревом мужчина символизирует Будду, медитирующего у Древа Бодхи.
В идеале это карта близкого, рядом стоящего пророческого открытия, знака-молнии. Апатия (отсутствие драйва) и усталость, упретость в горестную ограниченность своего видения мешают заметить близость совсем рядом стоящего откровения. Видимо, к этой Четвертой Чаше обращался святой Бернар в своей заменитой проповеди в XII веке: все у тебя есть, рыцарь, все дары и блага, но нет смысла жизни. Ты можешь его обрести.
Третья декада Рака управляется Луной и символизирует непосредственность и простоту эмоций, проявленных вовне. Эта декада обладает богатым воображением и склонна к созерцанию и мечтам. Если вторая декада занята выработкой механизма переключения с внутреннего восприятия на внешнее, то третья обладает налаженной системой каналов связи внутреннего и внешнего и максимально задействована в процессе передачи своих впечатлений и эмоций другим. Основой богатства внутренних ощущений здесь является внешний мир. Эмоции соответствуют объективности и позитивно воспринимаются другими.
Жизнь передается как неисчерпаемый источник чувств, и их бесконечный поток позволяет человеку ощутить непрерывность и вечность жизни. Эта декада несет идею неведомых возможностей, скрытых в глубинах самой жизни, которые надо увидеть и понять. На карте изображен сидящий под деревом юноша, перед ним — стоят три кубка. Рука из облака предлагает ему четвертый, но молодой человек его не замечает. Этот дар свыше может быть для него потерян. Мечтательность делает его слишком инертным, а его представления слишком размытыми. На этапе Четверки Чаш желание обретает конкретные формы, хотя эти формы еще не полностью соответствуют нашему несовершенному миру — они несколько идеализированы и неконкретны, но вместе с тем достаточно материальны.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: Открыть глаза и увидеть, что судьба преподносит дар. Более широко посмотреть на окружающий мир и себя. Увидеть полноту смысла в ткани повседневности. Принять чей-то щедрый дар или выгодное предложение. Этот Аркан как никакой другой содержит и проблему, и ответ на нее. «При всей усталости, депресии, антипатии, отвращении, разочаровании и отсутствии счастья – учти, все это надуманно, это плод твоего расположения духа и воображения». Итак, Уэйтовский совет – искать знаки, мечты, просветеления и озарения свыше. Принимать дары, не отвергать благоприятные шансы. По Кроули – не форсировать события, отдыхать, не принимать события близко к сердцу и не пытаться решать проблемы, которые могут подождать до завтра.
Ловушка: отвергнуть предложение небес, если оно по началу вызвало неоднозначные чувства. Слепота к открывшимся возможностям. Перестань дуться, говорит эта карта, прислушайся к тому, что тебе говорят, иначе потом пожалеешь. В позиции предупреждения она намекает, что есть смысл отойти от мечтаний и вернуться в реальность с ее заботами. Еще одна ловушка — тлетворное стремление к полному спокойствию и комфорту. Этот выбор, будучи сделан, приведет к состоянию скуки, пресыщенности и неудовлетворенности. Ну и – сакраментальный вопрос, который задает эта карта: «Тебе что, жить надоело?»
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — каприз; расстройство из-за ребенка.
+ I. Маг — кто-то пользуется вашей слабостью.
+ II. Верховная Жрица — тайна, лишающая покоя.
+ III. Императрица — плачевный результат.
+ IV. Император — отсутствие перспектив на работе.
+ V. Иерофант — игнорировать моральные принципы.
+ VI. Влюбленные — отношения, которые не радуют.
+ VII. Колесница — пытаться вернуть утраченное.
+ VIII. Справедливость — признать промахи.
+ IX. Отшельник — зациклиться на себе и своих чувствах.
+ X. Колесо Фортуны — застрять в грустном прошлом.
+ XI. Сила — бессилие.
+ XII. Повешенный — изображать из себя жертву.
+ XIII. Смерть — оплакивать то, что умерло.
+ XIV. Умеренность — прийти в себя.
+ XV. Дьявол — жестокое похмелье.
+ XVI. Башня — скорбеть о потере.
+ XVII. Звезда — потерять надежду.
+ XVIII. Луна — обмануться.
+ XIX. Солнце — улучшение настроения.
+ XX. Суд — исцелить печали.
+ XXI. Мир — отыскать потерянный рай.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — упустить шанс; потеря драйва.
+ Двойка Жезлов — погрязнуть в сомнениях.
+ Тройка Жезлов — отсутствие веры в успех; неудачное продолжение.
+ Четверка Жезлов — поминки; неудачная сдача экзамена.
+ Пятерка Жезлов — конфликты на почве злоупотребления алкоголем; бессмысленность.
+ Шестерка Жезлов — неудачное ведение дел.
+ Семерка Жезлов — уязвимость; неверие в себя.
+ Восьмерка Жезлов — депрессия.
+ Девятка Жезлов — испорченное настроение; зацикленность на неудачах.
+ Десятка Жезлов — подавленное настроение; полное опустошение.
+ Паж Жезлов — нежелание учиться.
+ Рыцарь Жезлов — отступление.
+ Королева Жезлов — театральность; драма.
+ Король Жезлов — эгоизм.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — игнорировать чувства другого.
+ Двойка Кубков — разочароваться отношениями.
+ Тройка Кубков — не видеть повода для радости.
+ Пятерка Кубков — зацикленность на обидах.
+ Шестерка Кубков — застрять в прошлом.
+ Семерка Кубков — не замечать реальности.
+ Восьмерка Кубков — замыслить уход.
+ Девятка Кубков — не видеть хорошее.
+ Десятка Кубков — не разделять всеобщего восторга.
+ Паж Кубков — игнорировать предложение.
+ Рыцарь Кубков — эмоциональный кризис; игнорировать попытки примирения.
+ Королева Кубков — углубиться в свои переживания.
+ Король Кубков — игнорировать эмоциональную поддержку.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — пессимизм; грустные мысли; подавленные ум.
+ Двойка Мечей — разочаровавшие отношения.
+ Тройка Мечей — уязвленное самолюбие.
+ Четверка Мечей — хандрить.
+ Пятерка Мечей — переживания по поводу серьезного конфликта.
+ Шестерка Мечей — поиск спасения.
+ Семерка Мечей — зависть.
+ Восьмерка Мечей — пассивность.
+ Девятка Мечей — дурные предчувствия.
+ Десятка Мечей — переживания по поводу провала.
+ Паж Мечей — злые языки и дурные вести как повод для переживаний.
+ Рыцарь Мечей — переживания по поводу угрозы.
+ Королева Мечей — переживания расставания.
+ Король Мечей — подавленность из-за авторитетной личности.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — расстройство из-за денег.
+ Двойка Пентаклей — долги портят жизнь.
+ Тройка Пентаклей — недовольство специалистом.
+ Четверка Пентаклей — жадность портит настроение; таить обиды.
+ Пятерка Пентаклей — недовольство финансовым положением.
+ Шестерка Пентаклей — недовольство оказанной поддержкой.
+ Семерка Пентаклей — вложения не приносят морального удовлетворения.
+ Восьмерка Пентаклей — недовольство работой; скучный труд.
+ Девятка Пентаклей — вознаграждение не оправдало ожиданий.
+ Десятка Пентаклей — кто-то из членов семьи не оправдывает ожиданий.
+ Паж Пентаклей — отсутствие интереса к учебе.
+ Рыцарь Пентаклей — застой.
+ Королева Пентаклей — недовольная хозяйка.
+ Король Пентаклей — расстройство по поводу финансового статуса.