Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Были широко распространены представления о ветре как космическом дарителе жизни, организаторе и основе. Бытие начинается с Духа Божия, который, как ветер, носился над бездной.
Ветры как посланцы богов, а особенно вихри, могут указывать на присутствие божества.
В Новом завете языки огня — духа приносит апостолам «несущийся сильный ветер» (Деян. 2, 2-3). Нечто подобное встречается и в еврейских легендах (Е. Бин Гурион, 1980):
«Есть две вещи, которые не созданы, — ветер и вода. Они были с самого начала, как сказано: «Дух Божий носился над водою». Древнееврейское слово «руах» обозначает и «дух» и «дыхание», и «ветер». Пророк Иезекииль узрел херувимов во внезапном и сильном вихре (1: 4-14). Схождение Святого Духа произошло среди несущегося сильного ветра (Деяния Апостолов 2: 2), «Господь Бог отвечал Иову среди бури» (Книга Иова 38: 1).
В шумеро-аккадской мифологии Энли́ль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Э́ллиль) — бог ветра, воздуха, земли и бурь; верховный бог шумерского пантеона, но позже также стал почитаться аккадцами, вавилонянами, ассирийцами и хурритами.
Имя Энлиля происходит от шумерского «эн» («господин») + «лиль» («ветер») и не стоит в родительном падеже. Это указывает на то, что Энлиль воспринимался как персонификация ветра, а не его причина.
В месопотамской иконографии Энлиля изображали не антропоморфно, а обозначали символом рогатой шапки, состоявшая из СЕМИ пар сложенных БЫЧЬИХ рогов. Такие короны были важным символом божеств, которые изображались в них с приблизительно III тысячелетия до н. э. Рогатая шапка формой и значением оставалась неизменной с раннего периода шумерской предыстории до времён Персидского завоевания и далее.
Энлиль — один из трёх великих богов (наряду с Ану и Эа). Сын Ану (неба) и богини Ки (земли), которых в аккадской мифологии звали соответственно Аншар и Кишар.
Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,
Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,
Боги Земли склоняются в страхе перед ним,
Боги Небес смиренны перед ним…
(Шумерский гимн Энлилю в переводе Самюэля Крамера)
Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось, что Энлиль насылает стихийные бедствия. В эпосе о Гильгамеше Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества.
Шумеры почитали его как покровителя, без которого цивилизация не могла бы существовать, присматривающего за людьми и их благополучием, называли «Великой горой» и «Правителем чужих земель», «свирепой БУРЕЙ», «диким БЫКОМ», «торговцем». Месопотамцы Энлиля, также известного как Нунамнир, считали создателем, владыкой вселенной, называемым (по крайней мере в одном тексте) «Восточным ветром и Северным».
Согласно представлениям, отраженным в древнесирийских текстах, которые относятся приблизительно к 60-140 гг., в доисторические времена над хаосом парил «темный ветер, который сам себя оплодотворяет».
Аквилон также известен как Борей (βορεας), главный из греческих крылатых богов ветра. Римский эквивалент Борея — Септентрион (Septentrio), слово происходит от Septem triones («СЕМЬ ВОЛОВ») со ссылкой на СЕМЬ видных звёзд в северном созвездии Большой Медведицы.
У Гесиода однозначно сказано, что ВСЕ ЗЕМНЫЕ (и на воде, и на суше) ветры – «пустовеи, и без толку дуют», и порождены они сброшенным в Тартар богом Тифоем (Тифоном).
Борей же, если внимательно отнестись к мифологии, понимается не как большой природный сквозняк, а как «оплодотворяющий ветер»: у него крутой нрав, он обладал даром превращаться в коня и покрывать кобылиц, у которых появлялось непревзойдённое потомство – жеребята носились, словно ветер, не касаясь травы или пены морской. Недаром исследователи отмечают у Борея древнее, архаическое, демоническое начало, что характеризуется не только мощью и неукротимостью, напористостью, лёгкостью и резвостью коня, но и более загадочными атрибутами – есть изображения Борея, где у него вместо ног – змеиные хвосты.
Ветер в русских говорах довольно часто и в обыденной речи называют БАТЮШКО, БАТЮШКА (водяного называют дедушка, к домовому обращаются со словами хозяин, домовитель, покровитель). А.А. Каменев, член общества изучения Русского Севера, корреспондент целого ряда изданий северных губерний, попавший на Поморский берег в ссылку, а по ее окончании оставшийся жить в Сумском Посаде, публиковал свои впечатления о культуре поморов. Исследователь отмечал веру местных жителей в божественное происхождение ветров: «Народ убежден, что ветры происходят от дыхания Божия и они есть — Дух Святой. Живут они на небе и повинуются своему Старшему — Богу».
Женщины-поморки, пользуясь его повышенной сексуальной энергией, в целом присущей многим демонологическим персонажам, могли вызывать ветер, задрав подол сарафана и постучав себя по промежности. В д. Поньгома ритуал заклинания ветра в середине ХХ века имел специфическую форму и назывался сига варить. Летом во время сенокоса женщины и находившиеся с ними дети втайне от всех вставали на руки вверх ногами (так оголялась нижняя часть их тел) и свистели, призывая ветер.
В Древнем Иране, а также в исламе ветер необходим для создания космического принципа порядка в мироздании. В Древнем Египте прохладный северный ветер приходит из горла бога Амона. Древняя Мексика связывает ветер (Эхекатль) с богом Кетцалькоатлем, который в этом проявлении носит на лице маску с клювообразным носом.
В Древнем Китае ветер (фэн) в древние времена почитался как бог-птица, возможно, как первичная форма феникса. Здесь ветра тоже различались и назывались по небесным направлениям. «Фэн-шуй» — наука о «ветре и воде», о выборе места по природным данным при закладке зданий. «Фэн» обладает также переносным значением в смысле ласк, а также слухов. Прорицатель называется «зеркалом ветра».
«Истинно — без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно:
То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху.
И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.
Солнце её отец, Луна её мать.
ВЕТЕР носил её в своём чреве. Земля её кормилица.
Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей вселенной.
Сила её остаётся цельной, когда она превращается в землю.
Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.
Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
Таким образом ты приобретешь славу всего мира.
Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.
Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь.
Так был сотворён мир.
Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой,
Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии.
Полно то, что я сказал о действии солнца».
Tabula smaragdina (Изумрудная скрижаль).
__________________
Плод, сокрытый во чреве Борея,
Живым и могучим явит себя.
Ему подвиги все дано совершить
Умело, искусно, силами мысли и тела.
Дай только Бог, чтоб не стал он уродом как Кезо,
Или Агриппой, а родился под счастливой звездой.
Эпиграмма 1. Михаэль Майер — Убегающая Аталанта
Камбриэль в «Курсе герметической философии» пишет: «Алхимическая работа совершается только посредством огня и сама есть огонь», а Раймонд Луллий: «Камень есть огонь, носимый во чреве ветра».
__________________
Змеехвостый Борей, или Северный ветер, — это одно из имен демиурга Офиона, который плясал с Эвриномой или Орифией, богиней творения, и оплодотворил ее.
Представления первобытных людей о том, что ребенок — это воплощение мертвого предка, который вошел в чрево женщины вместе с неожиданным порывом ветра, можно обнаружить в эротическом культе богини-кобылицы, и авторитет Гомера был настолько велик, что образованные римляне, вместе с Плинием, продолжали верить, будто в Испании кобылы оплодотворяются ветром (Плиний. Естественная история IV. 35 и VIII. 67) Варрон и Колумелла пишут об этом же явлении, а в конце III в. н.э. Лактанций проводит параллель между этим явлением и непорочным зачатием от Sanctus Spiritus (святого духа) .
Р. Грейфс Мифы Древней Греции
__________________
Так странно, когда ветер играет безжизненными вещами … Так необычно смотрят мертвые предметы, когда они вдруг начинают шевелиться. Разве нет?.. Однажды я видел, как на пустынной площади большие обрывки бумаги в диком остервенении кружились и гнали друг друга, точно сражаясь, тогда как я не чувствовал никакого ветра, будучи прикрыт домом. Через мгновение они как будто успокоились, но вдруг опять напало на них неистовое oжесточение, и они опять погнались в бессмысленной ярости, – забились все вместе за поворотом улицы, чтобы снова исступленно оторваться друг от друга и исчезнуть, наконец, за углом.
Только один толстый газетный лист не мог следовать за ними, он остался на мостовой, бился в неистовстве, задыхаясь и ловя воздух.
Смутное подозрение явилось тогда у меня: что, если мы, живые существа, являемся чем-то очень похожим на эти бумажные обрывки? Разве не может быть, что невидимый, непостижимый «ветер» бросает и нас то туда, то сюда, определяя наши поступки, тогда как мы, в нашем простодушии, полагаем, что мы действуем по своей свободной воле?
Что если жизнь в нас не что иное, как таинственный вихрь?! Тот самый ветер, о котором говорится в Библии: знаешь ли ты, откуда он приходит и куда он стремится?.. Разве не снится нам порою, что мы погружаемся в глубокую воду и ловим там серебряных рыбок – в действительности же всего только холодный ветерок дохнул нам на руку?
Густав Майринк, Голем
Эпиграмма 1.
Плод, сокрытый во чреве Борея,
Живым и могучим явит себя.
Ему подвиги все дано совершить
Умело, искусно, силами мысли и тела.
Дай только Бог, чтоб не стал он уродом как Кезо,
Или Агриппой, а родился под счастливой звездой.
Камбриэль в «Курсе герметической философии» пишет: «Алхимическая работа совершается только посредством огня и сама есть огонь», а Раймонд Луллий: «Камень есть огонь, носимый во чреве ветра».