Меню Закрыть

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ Выученная беспомощность - состояние, возникающее у человека после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удаётся (в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия неразрешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Выученная беспомощность – состояние, возникающее у человека после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удаётся (в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия неразрешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога) на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.

Характеристикой выученной беспомощности является тенденция генерализации – будучи выработанной в одной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестаёт предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению. Степень генерализации выученной беспомощности зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта.

Выученная беспомощность определяет собой всё поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего у тех лиц, которые считают, что их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств, и характерны для любых других жизненных ситуаций, причём, не только в настоящем, но и в будущем; у индивида, имеющего представление о себе, как о субъекте, который не в состоянии справиться с предложенными задачами или жизненными ситуациями, тогда как для любого другого человека эти задачи оказались бы вполне разрешимыми.

Напротив, уверенность, что с задачей не мог бы справиться никто, препятствует развитию у субъекта выученной беспомощности, а представление о том, что не удаётся решить задачу только здесь и сейчас и к тому же не по своей вине, предотвращает генерализацию выученной беспомощности.

Опубликовано в ПСИХОЛОГИЯ

Связанные записи