ВОСЬМЁРКА МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ВОСЬМЁРКА МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
Традиционно отрицательная, неприятная карта, указывающая на попадание в очень затруднительное положение. Выпадая на перспективу, Восьмерка Мечей предупреждает, что дела пойдут не тем путем, и выпутаться из этой ситуации будет сложно. Это совершенно явственное предупреждение, что дела могут пойти не тем путем, встретиться с какими-то препонами. В результате вопрошающий рискует попасть в неприятные обстоятельства, почувствовать себя загнанным в угол и сильно ограниченным в свободе принятия решений. Карта может быть как предупреждением, так и описывать неприятную ситуацию, которая уже наступила.
Это карта ограничений. Она описывает состояния связанности, опутанности, беспомощности, все те ситуации, когда человек не чувствует себя свободным и не может жить так, как ему нравится. Иногда Восьмерка Мечей выпадает в момент, когда жизнь давит со всех сторон, запутанные обстоятельства не позволяют делать хоть что-нибудь так, как хотелось бы, и постоянно приходится отказываться от собственных желаний и милых сердцу вещей. Другие карты могут подсказать, с чем это связано и стоит ли оно того.
Пожалуй, самая яркая тема, которую поднимает Восьмерка Мечей, чего бы не касался вопрос – это то, что человек позволил абсолютно всем распоряжаться кому-то другому. Он отдал власть, отдал силу, стал заложником того, что делает или не делает кто-то другой и сам от себя ничего не ждет, как если бы от него ничего не зависело в этом мире. Почему? Что заставляет так поступать? Ведь вообще-то так быть не должно.
Карта является ярким индикатором лишения свободы, иногда и в совершенно буквальном смысле. Это надо учитывать, если ситуация, на которую делается расклад, сопряжена с подобным риском (например, речь идет о какой-то афере – в этом случае полезно помнить, что Восьмерка является продолжением Семерки Мечей). Это может быть попадание в щекотливую ситуацию, связанную с компроматом и шантажом. В более простом варианте Восьмерка Мечей хорошо описывает застревание в автомобильной пробке. В сочетании с другими отрицательными картами Восьмерка Мечей может предупреждать о болезни или травме.
Иногда лишение свободы оказывается скорее внутренним – мы вынуждены с чем-то соглашаться, расплачиваться за допущенные ошибки, признавать и искупать свою вину, наступая при на горло «собственной песне». Эта карта ставит вопрос о том, кто же главный в этой ситуации, кто ею распоряжается, от кого же на самом деле зависит ее исход.
По Восьмерке Мечей проходят неодобрение, критика, клевета, злоречивое обсуждение и осуждение, где человек становится жертвой, «униженным и оскорбленным» у позорного столба. Похожим на Восьмерку Мечей образом он чувствует себя и в «системе», чрезвычайно бюрократической организации с регламентом (например, столкнувшись с судопроизводством или даже системой здравоохранения).
Восьмерка Мечей подчеркивает временный характер неприятностей. Этой ситуации можно избежать, предотвратить или разрулить собственными силами. Лучшее, что есть в этой карте – она содержит потенциал освобождения.
Стесненное и подавленное.
«Сам себе враг». Состояние бессилия и нерешительности, несвободы и страха, «психологического ступора». Личность не развивается, потому что боится ошибок и последствий своей активности. Сомнения и страх сделать неправильный выбор «ослепляют». Человек предпочитает сохранять неподвижность, отстраняется от принятия решений и конкретных действий, и надеется, что кто-то извне все решит за него.
Восьмерка Мечей подобна навязчивой идее, которая исключает из головы все альтернативные варианты. Действовать в таком состоянии как правило просто невозможно, это карта самопарализации, закрепощения. Все попытки действовать как-то иначе наталкиваются на огромное сопротивление. Восьмерка Мечей показывает, что мы сами подавляем какую-то часть своей личности. Часто это внутренние барьеры или запреты, которые мы обычно ставим себе сами, однако предпочитаем находить их причину в окружающей среде. Такая типичная позиция «Да, но…» («Я бы с удовольствием сделал то-то и то-то, но…», «Мне бы очень хотелось иметь то-то и то-то, но…, «Я был бы рад стать тем-то и тем-то, но…»).
При этом единственным препятствием на пути к этим вещам оказывается на самом деле нежелание сделать шаг для своего же блага. Эта карта показывает нам, что те ограничения, трудности и запреты, которые мы ощущаем как помеху, не принадлежат внешнему миру, а отражают лишь наши собственные страхи (не случайно следующий Аркан – это «панические атаки» Девятки Мечей). Хотя иногда речь может идти лишь о временном отказе от чего-либо или о добровольном ограничении, основанном на вполне достоверной информации, все же обычно Восьмерка Мечей указывает нам на блоки, которые необходимо преодолеть и запреты, которые необходимо изжить.
И тут уж каждому свое. Подсказку могут дать окружающие карты, а нередко — сама тема вопроса. Вообще Восьмерка Мечей всегда ставит на вид работу над собой — что стоит за боязнью заявить открыто о своих желаниях, добровольным самоограничением?
Банцхаф и Акрон акцентируют беспокойство, дурные предчувствия, преувеличение значимости проблем и внутренние метания. Блоки мышления могут выражаться как в его хаотичности, так и в догматичности. Застенчивость, робость, страх оказаться в центре внимания.
Иногда карта описывает оклеветанного, опозоренного человека, или просто пребывающего в униженном (по сравнению с привычным) положении. Иногда на передний план выходит чувство заброшенности и уязвимости, полного одиночества перед лицом жестокой судьбы, реже – саморазрушительное поведение. В любом случае, не стоит недооценивать страдание и чувство бессилия, связанные с этой картой.
Эта карта имеет нечто общее с Повешенным, и в ней также есть мотив жертвы, принесения чего-то на алтарь, признания и искупления. По Восьмерке Мечей мы жертвуем собой в той или иной форме, поступаем против своей естественной воли, терпим, смиряемся, капитулируем, восходим на эшафот, чтобы претерпеть какую-то экзекуцию. Значение этой карты, которое нередко себя проявляет – расплата за ошибки, этакая полуритуальная «порка провинившегося».
Возможно, сила воли и твердость сталкиваются со слишком разрушительным влиянием. Но чаще всего это влияние представлено сомнениями и внутренними конфликтами, которые не дает сделать ни шагу к цели. Сдержанность и контроль хороши, когда помогают достичь желаемого, но здесь налицо обратный эффект.
Карта говорит, что человеку приходится идти тернистым путем. Он сталкивается с какими-то препятствиями при выполенении своих профессиональных задач. Это может быть и его собственный страх и недостаток компетенции, но может быть и что-то организационное — неясный круг обязанностей, или система, при которой без санкции шефа и чихнуть нельзя, или же деятельность регламентируется таким количеством правил, поправок и комментариев к оным, что черт ногу сломит. Плохая организация работы, много времени тратится зря.
Выпадение этой карты – своего рода плохие новости. Нередко она описывает элемент противостояния коллег, конфликт на работе, но скрытый, не проявленный внешне в перепалках и оскорблениях. Человека «зажимают» на работе, не давая полностью проявить свои способности. Иногда он сам осознает свое невежество, пробелы в образовании, недостаток компетенции. Невозможность отстоять свои права.
Профессионально карта имеет отношение к системе судов и тюрем, деятельности в специфических условиях, где человек попросту теряется, чувствует себя песчинкой.
Еще одно ее значение – пустая трата сил, тщетные старания, перспектива остаться перед закрытой дверью. Отсутствие работы или работа, из-за которой человек чувствует себя связанным по рукам и ногам.
Стесненное. Ситуация, когда человек многого не может себе позволить, так как на это нет средств. Это карта «голодной диеты». Иногда это связано с желанием на что-то накопить.
Карта говорит о возможных финансовых потерях, плохих известиях, касающиеся денежных дел, дефиците средств. Их причиной может оказаться и промедление, непоследовательность, противоречивость собственных действий, и влияние окружающих. Одно из старинных значений — потеря денег, кража. Также – судебный процесс, тяжба.
Тупик, ситуация, в которой связаны руки. Кабальные договора, невыполнимые финансовые обязательства, трудности с возвращением долгов. Невозможность «вытащить» вложенные под процент деньги. Традиционно в качестве причины проблем Восьмерка Мечей указывает на неоправданный риск, наивность, невежество в финансовых делах.
В то же время встречаются такие толкования Восьмерки Мечей как разумное распоряжение материальными ресурсами, успех благодаря собственной прозорливости или предусмотрительности.
Восьмерка Мечей служит четким индикатором кризиса в отношениях. Они висят на волоске. По всей вероятности, это скрытый или неразрешимый на данный момент конфликт (потому что как минимум одна из сторон не желает и шагу ступить в альтернативном направлении, вернее, «не может»). Несогласованность действий и потребностей, в результате ощущение, что один стоит на пути у другого. О радости и искренности чувств здесь не приходится говорить, царят недопонимание, несговорчивость, взаимные нападки, ложная беспомощность, нежелание рассматривать возможные варианты решения. Попытки бороться с семейными запретами, ограничениями и табу, лишающими ощущения свободы могут описываться другими картами.
Кроули акцентирует гибель отношений по вине третьего лица (у него карта носит название «Вмешательство»). Но большинство авторов все-таки сходятся во мнении, что страх и боязнь проявить настойчивость, замыкание в себе отодвигают счастье.
Иногда Восьмерка Мечей описывает «неравные» отношения, в которых один человек оказывается по сути заложником в руках другого.
Не так уж редко карта описывает состояние изоляции и одиночества, которое самим человеком ощущается как безысходное, «жизнь за стеклом».
В действительности же он как правило не предпринимает никаких активных шагов, чтобы что-то изменить. «Спящая красавица», независимо от пола, ждет (и это еще не факт!) инициативы от другой стороны, сама не желая сделать ни шагу. За этим, кроме робости и неуверенности в себе, скрывается полнейшее отсутствие настоящего интереса к другим людям (это до человека обычно доходит с трудом, так как в полном соответствии с принципом проекции он склонен считать, что это им никто не интересуется). Уединенность и изоляция вообще-то могут быть разными, но в смысловом поле именно этого Аркана они теснейшим образом связаны с нерешительностью, беспомощностью и стеснительностью. Один из важнейших моментов, символизируемый повязкой на глазах фигуры – это нежелание хоть сколько-то открыть глаза, заметить людей в окружающем мире, научиться вопринимать их, отдать себе отчет в том, как они себя чувствуют.
Сексуальная закомплексованность, обилие внутренних страхов и запретов, скованность иллюзиями и бессознательная готовность стать жертвой.
Ощущение покинутости также связано с этой картой.
Восьмерка Мечей связывает по рукам и ногам, поэтому служит индикатором болезней и травм, «заточения» дома (реже в больнице), необходимости снизить привычный ритм жизни, отказаться от запланированных дел. Неприятная слабость. Но, в отличие от Четверки Мечей, которая как правило укладывает всерьез и надолго, проблемы, описываемые Восьмеркой Мечей, носят временный характер. Считается, что при соответствующих предосторожностях человек может и вовсе их избежать.
Травмы, переломы, все, что требует перевязок.
Возможна нежелательная беременность.
Энергетические блоки.
Иногда – «плен» душевных болезней (например, невроз навязчивых состояний). Карта заставляет задуматься о консультации психолога для выявления страхов и преодоления каких-то барьеров, особенно в общении.
Проблемы со зрением.
Нет, из — за страха перемен, чувства вины и бездействия.
Архетипически Восьмерка Мечей – это дама в беде, ожидающая рыцаря-спасителя и ни в какую не согласная спасать себя сама. Возможно, у нее действительно нет для этого никаких ресурсов. Восемь вертикально воткнутых в землю мечей символизируют ограничивающие, сдерживающие, препятствующие мысли. Они словно граница, которую невозможно нарушить.
Однако между ними существует явственный проход, тропа, они вовсе не безнадежно «запирают» свою жертву. Но человек не видит этой тропы, потому что у него вдобавок завязаны глаза. Важно, что у этой фигуры куда больше возможностей, чем кажется. Главное на карте – не отсутствие выхода, а то, что человек его не ищет! Хотя вода под ногами (символ подсознания) намекает на то, что выход можно найти, причем с помощью чувств и разума, а не рациональным путем.
Состояние «хочется да не можется». Человек «вырван из колеса», отчужден от привычного поведения, сильно ограничен в своих возможностях и платит за ошибки. Традиционная аллегория карты – плен, заточение, и здесь просматривается ее связь с XII домом кармических расплат. Как во сне происходит структурирование сознания, так в состояниях, описываемых XII домом происходит структурирование кармической памяти.
С точки зрения бодрствования, сон может быть и трагедия, но в целом в этом нет ничего страшного. В духовном смысле Восьмерка Мечей говорит о замедлении развития, тем не менее, наши глобальные цели и достижения остаются прежними и не подвергаются сомнению. Ограниченная сила может быть и препятстствующим, и спасительным фактором. Происходит анализ и оценка своих действий, возврат старого долга. Это карта памяти и глубоких размышлений. Одно из эзотерических соответствий Восьмерки Мечей – жертвоприношение. Аллегорически на Аркане изображена жертва, принесенная на алтарь судьбы, что перекликается с древними мистериями и ритуалами, в ходе которых в жертву богам приносилась непорочная дева.>1
Логически Восьмерка Мечей следует за Семеркой, которая не чиста на руку. В этом смысле карта говорит о том, что человек поддался искушению теми или иными возможностями, неправильно понял какие-то жизненные ситуации или направил свою активность (на это намекает и алое одеяние связанной женщины), и до поры до времени дальше не сдвинется. Метафизическая сила сталкивается с пассивным сопротивлением инертной материи (отсюда ощущение, что душа опутана и пленена узами материи, чуждого плотного тела).
В оккультном смысле Восьмерка Мечей отражает «паутину» тотальных взаимосвязей и связь времени и пространства. Если Четверка Мечей — это клетка, замкнутое помещение, то Восьмерка Мечей — это развернутый в пространстве, но столь же замкнутый Лабиринт, где поджидает Минотавр. Нужна нить Ариадны, чтобы выбраться оттуда (знание кармического Закона о последовательности действий). Пока подлинная внутренняя свобода не будет обретена, человеку не видать внешнего освобождения.
Глядя на карту может создаться впечатление, что женщина сумела выбраться из крепости, которая возвышается позади, но не может воспользоваться обретенной свободой: ей кажется, что она все еще пленница, что опасности подстерегают ее на каждом шагу.Однако небо на карте чистое; если вглядеться, видно, что путы, связывающие женщину, слабы, и она может легко избавиться от них. Да и мечей на ее пути нет – все они стоят в стороне. Казалось бы, всего-ничего задача – сбросить путы, ощутить себя свободным и смело идти вперед! Но не тут-то было.
Здесь действительно все не так просто. В Восьмерке Мечей силен мотив «позорного столба». Человек, неправильно поведший себя по Семерке Мечей, может столкнуться с порицанием и осуждением, его репутация может быть испорчена, он может подвернуться уголовному преследованию, сесть в тюрьму и так далее. Но все это может произойти и на ином, не общественном, незримом уровне. В результате неправильных действий ухудшается кармический статус, человек осуждается «судом судьбы» (и слова-то недаром имеют единый корень) и получает воздаяние в виде непонятных ограничений, которые могут коснуться самых разных сторон его жизни.
Считается, что в прямом положении в Восьмерке Мечей сказывается влияние Девы, причем влияние в самой острой, резкой форме — критиканство, пристрастные суждения, дотошное контролирование, порицание, навешивание ярлыков, искажение и профанация слов. Интересно, что на карте изображена скорее жертва такого поведения («у позорного столба»).
Карта имеет также отношение к первой декаде Близнецов (которыми, как и Девой, правит Меркурий). Знак Близнецов символизирует смену мыслей и преобразование человеческого интеллекта в целом, происходящих в момент активного взаимодействия сознания с внешней материальной реальностью. Все три декады Близнецов управляются огненными планетами — Юпитером, Марсом и Солнцем, и интеллект этого знака всегда полон энергии, направленной на поиск новых путей. Представители первой декады, прежде всего, ищут новые возможности мысли в области внутреннего видения, через ментальное воображение. Эта декада символизирует возвышенность ума, спонтанность его движения и неожиданные метаморфозы. Кроме Юпитера, придающего ее поиску уверенность и стремление опереться на духовные традиции, управителем первой декады Близнецов является и Нептун, который может, размыв границы мысли, сделать ее переменчивой и неустойчивой.
Тайна, соприкоснувшись с сознанием, создает интеллектуальное вдохновение. Но это как раз та ситуация, когда разуму, лишенному прежних ориентиров, предстоит преодолеть противоречие, заложенное в самой мысли: двойственность между теми образами, которые сознание находит во внешнем мире, и тем, как оно их воспринимает. В более широком смысле эта декада символизирует преграды и ограничения окружающего мира, которые вынуждено преодолевать сознание человека.
На карте Таро изображена фигура со связанными руками и завязанными глазами, которая стоит между восемью мечами, образующими заграждение. Вода на тропинке указывает на власть подсознательного, а замок на заднем плане говорит о прошлых достижениях. Сознание оставило ясность своего свободного видения (выстроенный замок позади) и погрузилось в связывающие его противоречивые материи. Отважившись постигнуть внешний мир и отказавшись от прежних установок и притязаний на знания, разум стал пленником окружающей действительности. Он вслепую идет навстречу неведомому, но верное внутреннее понимание вещей помогает ему преодолеть преграды.
Юпитер в Близнецах описывает также умственную суматоху и разбросанность, отвлекающую от стремления к подлинному познанию и высшим целям.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: затянуть пояс и в чем-то ограничить себя. Ситуация требует смирения и покорности. Захоти мы что-то предпринять для ее исправления, сейчас внутренняя слепота и неспособность разобраться в себе и других такова, что станет неодолимым препятствием для продвижения вперед. Лучше сейчас оставить вещи в покое, пусть они развиваются сами по себе. Время раскрываться еще не пришло. Вытеснение чувств и желаний до поры до времени необходимо. В то же время необходимо осознание разрушительных тенденций, мешающих проявить силу воли. Иногда, изменяя свое отношение к чему-то, мы можем заметно изменить жизнь в целом.
Предупреждение: большинство проблем являются надуманными. Сон разума порождает чудовищ. Все препятствия – только в мозгу, и наш злейший враг – мы сами. Очень сложно прорваться сквозь путы лени, страха и иллюзий, чтобы выйти из беззащитного состояния и пассивного ожидания спасения. Никто не может спасти человека от самого себя. В любом случае, есть смысл испытать на прочность все замки – камера открывается легче, чем кажется.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — проблемы взросления; без вины виноватый.
+ I. Маг — ограниченные возможности.
+ Верховная Жрица — предубеждения.
+ III. Императрица — ограниченный результат.
+ IV. Император — запреты; ограниченные полномочия.
+ V. Иерофант — стыд; муки совести.
+ VI. Влюбленные — находиться в плену взаимоотношений.
+ VII. Колесница — попасть в плен обстоятельств.
+ VIII. Справедливость — арест или ограничение по закону.
+ IX. Отшельник — страх одиночества; обет.
+ X. Колесо Фортуны — ограниченные возможности.
+ XI. Сила — бессилие; потеря энергии.
+ XII. Повешенный — попасться на крючок; наказывать себя.
+ XIII. Смерть — похоронить себя; сожалеть о кончине; страх смерти.
+ XIV. Умеренность — заботы; постепенное преодоление барьеров.
+ XV. Дьявол — сковывающая зависимость; закомплексованность; парализующий страх; подстава.
+ XVI. Башня — лишение свободы; точить себя изнутри.
+ XVII. Звезда — заблокированные перспективы.
+ XVIII. Луна — еще сильнее запутаться.
+ XIX. Солнце — снять с себя чувство вины.
+ XX. Суд — выход из кризиса, заточения; выход за рамки ограничений.
+ XXI. Мир — выход на свободу.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — начало прозрения.
+ Двойка Жезлов — еще больше запутаться.
+ Тройка Жезлов — постепенный выход из кризиса.
+ Четверка Жезлов — подписание договора, регламента.
+ Пятерка Жезлов — выход за рамки дозволенного провоцирует конфликт.
+ Шестерка Жезлов — выход из затруднительного положения.
+ Семерка Жезлов — пресечение вмешательства.
+ Восьмерка Жезлов — вырваться из западни; открыть глаза на происходящее.
+ Девятка Жезлов — ожидание худшего.
+ Десятка Жезлов — жесткие ограничения; нестерпимое давление; подавленное эмоциональное состояние; бремя вины; бессилие; жертва насилия.
+ Паж Жезлов — попытка здраво оценить ситуацию.
+ Рыцарь Жезлов — разрыв.
+ Королева Жезлов — разорвать собственные ограничения.
+ Король Жезлов — проявить силу воли; обрести уверенность.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — навязчивые чувства.
+ Двойка Кубков — связать себя обещанием; сковывающие отношения.
+ Тройка Кубков — зависимость от алкоголя и праздного образа жизни.
+ Четверка Кубков — депрессия.
+ Пятерка Кубков — поставить заслонку в отношениях; отстраненность.
+ Шестерка Кубков — давние страхи; сожаление об ушедшем; в плену у прошлого.
+ Семерка Кубков — в плену иллюзий; навязчивые видения; пустые страхи; воображаемая угроза.
+ Восьмерка Кубков — уход от того, что вас ограничивает.
+ Девятка Кубков — зависимость от желаний.
+ Десятка Кубков — ограничения со стороны близких людей; боязнь ранить чувства других.
+ Паж Кубков — заблокированные чувства.
+ Рыцарь Кубков — неискренность; отсутствие доверия.
+ Королева Кубков — отсутствие понимания.
+ Король Кубков — игра на чувствах.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — горе от ума.
+ Двойка Мечей — сдерживание эмоций.
+ Тройка Мечей — скорбь; сожаление о неосторожных высказываниях.
+ Четверка Мечей — заключение.
+ Пятерка Мечей — хамское вмешательство; ущемленное самолюбие.
+ Шестерка Мечей — неспособность выпутаться из проблемной ситуации; затягивание узла.
+ Семерка Мечей — запутаться во лжи; окольные пути; нарушенные обязательства.
+ Девятка Мечей — чувство вины.
+ Десятка Мечей — предел.
+ Паж Мечей — сплетни.
+ Рыцарь Мечей — жесткие ограничения; санкции.
+ Королева Мечей — автономность.
+ Король Мечей — подконтрольность.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — финансовая зависимость.
+ Двойка Пентаклей — отсутствие гибкости.
+ Тройка Пентаклей — зависимость от способностей.
+ Четверка Пентаклей — зависимость от своих убеждений.
+ Пятерка Пентаклей — страх несостоятельности.
+ Шестерка Пентаклей — обязательства по кредиту.
+ Семерка Пентаклей — зависимость от ожидаемого результата.
+ Восьмерка Пентаклей — обременительный труд; производственный стресс.
+ Девятка Пентаклей — неуверенность в завтрашнем дне.
+ Десятка Пентаклей — зависимость от семьи.
+ Паж Пентаклей — недостаток образования.
+ Рыцарь Пентаклей — застой.
+ Королева Пентаклей — недостаток практичности.
+ Король Пентаклей — зависимость от финансового успеха.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ
ЛУНА
Традиционно у Луны плохая репутация. Средневековый монарх ни секунды не сомневался бы при виде Луны в раскладе – здесь какой-то заговор!
Что-то тайное, скрываемое, таящее опасность…. Эта карта предполагает наличие в повседневной жизни неприятных эмоциональных проявлений. Это могут быть зависть и ревность, а где они, там недалеко до козней и обмана (и как их форма – кражи и пропажи). Где козни – там опасность, где опасность – там неуверенность и страх, где страх – там избегание. По Луне мы либо вводим кого-то в заблуждение, либо кто-то вводит в заблуждение нас, либо мы сами себя обманываем в чем-то. Слоган этого Аркана звучит шепотом: «По непроверенным данным при невыясненных обстоятельствах…» а уж что произошло или произойдет – догадайся сам. Но при этом учти, что все не так, как кажется, и грань между точно работающей интуицией и порождающим иллюзии воображением сейчас размыта как никогда.
Вообще-то, главное послание Луны состоит в том, что сейчас не надо пускаться в какие-то смелые приключения, не стоит испытывать себя на прочность.
Это карта-предостережение, говорящая, что стоит проявить осторожность, что стремление избежать опасности должно быть главным сейчас, надо следить за каждым своим шагом, так как риск сбиться с пути очень высок. Это может быть трудной задачей, например, если перед глазами маячит манящая перспектива хорошо заработать, что-то получить.
Она указывает на то, что события, развивающиеся в настоящее время, вне нашего полного контроля. Они могут в результате неожиданного влияния иметь непредсказуемые последствия. На основе неполной информации невозможно сделать правильные выводы. Причем информация может быть «неполной» не потому, что кто-то что-то скрывает, а потому что мы сами испытываем нежелание смотреть правде в глаза. Есть скрытая опасность, риск попадания в ловушку, возможность внезапных перемен, потому что в ситуации ощутимо действуют скрытые силы. Кто окажется в роли тайного пока врага могут подсказать другие карты, но на самом деле мы не очень-то ведаем, откуда придет опасность.
Луна предвещает трудности и препятствия, причем неявные, не сразу понятно, в чем они состоят и что собой представляют. Вероятность совершить ошибку очень высока. То, что вчера казалось таким ясным и понятным, сегодня покрыто мраком, пропали ориентиры. Это как в лесу – днем все кажется милым, но ночью ощущения совершенно иные.
Темная полоса. Есть мнение, что речь идет о периоде в один месяц (цикл Луны).
Темные таинственные энергии, иррациональное поведение, погружение в мир Души, инстинктов и фантазий, хождение по краю. Власть бессознательного делает нас ненадежными людьми, но она же несет великие сновидения, предчувствия, тонкие богатства.
Луна по большей части ведет вглубь образного мира души, мечтаний и откровений, но иногда предсказывает и обычные путешествия, не только астральные. В конце концов, самое главное на этой карте (после собственно Луны) — это Дорога!
Если Луна выпадает, например, как ведущая карта годового расклада – это тот самый темный час, что перед рассветом. Она говорит, что человек стоит на пока еще темном пороге нового дня. Это очень важный и глубокий, хотя и сложный момент его жизни. Он может переживаться как депрессия, но на самом деле в это время душа копит силы и очень многое познает, как это бывает во сне, перед тем как проснуться к новой жизни и выйти на новый уровень.
Тревоги и опасения, колебания и неуверенность. Луна часто выпадает тогда, когда человек интуитивно чувствует, что что-то надвигается, что различные многочисленные влияния (часто подспудные, словами даже трудно выразить, в чем они состоят) соединяются в одну угрожающую силу, но он толком так и не понимает, что происходит. Подводное течение куда-то несет. По Луне мы осторожненько так балансируем на узкой тропинке, трепеща и чувствуя себя канатоходцами во мраке. Обычно мы изрядно перепуганы (если рядом еще и Девятка Мечей, то почти насмерть), и не знаем, что делать дальше.
Боязнь сделать важный шаг. Чувство уязвимости и незащищенности, неуверенность в себе, пугливость. Ощущение опасности. Луна может говорить о том, что человек испытывает дискомфорт вследствие навалившихся дел или необходимости быть на людях, и ему очень хотелось бы избежать и того, и другого. В любом случае ему неуютно и страшновато.
На этой карте Луна демонстрирует свою власть над водой и над душой. Человек, как известно, по большей части состоит из воды. Психика, внутренний мир, традиционно соотносятся с водной стихией. Это архетипический символ бессознательного. Мы оказываемся во власти загадочных иррациональных сил. Это не чья-то воля, как в случае в Дьяволом. Это какие-то внешние влияния или загадочные подводные течения в собственной душе – мы собирались делать одно, а делаем что-то совершенно другое, толком не понимая даже, как это получилось. Это сумерки. По аналогии с фразой из одноименного фильма насчет my personal heroine, мы можем сказать, что Аркан Луны is our personal Twilight. Это наши личные «Сумерки». Сумерки души, в которых мы блуждаем – и иногда находим дорогу. Луна дает возможность окунуться в пугающие, но вместе с тем и завораживающие глубины, познакомиться с тем, что в нас скрывается. Ей подвластны страхи, секреты и воспоминания, интуиция, сны и символизм.
По Луне устанавливается контакт с тайными составляющими личности, с образами наших желаний, страхов и стремлений – результатом может стать и угнетенность, и вдохновение. По Луне мы погружаемся в темные миры души. Иногда она реагирует своим появлением на процесс психотерапии и даже просто на чтение поэзии или прозы «серебряного века» или прикосновение к искусству декаданса. Также ее появление в раскладах учащается, когда ночи начинаются удлиняться и становится все холоднее, а людьми овладевают уныние, страх и неуверенность.
Луна фактически перенаправляет информацию для обработки в бессознательное, потому что сознание оказывается по какой-то причине неэффективным. Она остается с нами, когда нас бросает наше всемогущее рацио, и за это ее стоит поблагодарить. Именно Луна выполняет «черную» работу, оставаясь с нами в самый темный час. Ее свет по-матерински светит нам там и тогда, “where all other lights go down”. Мы учимся у нее мирному прохождению по своему собственному пути среди самой темной и глубокой ночи.
Человек Луны меланхоличен и замкнут, его почти невозможно увидеть радостным, в то же время ему присущи глубокие чувства, иррациональное отношение к жизни, развитая интуиция и способности к постижению тайных знаний, скрытых сторон бытия. Всем правят настроения. Развитые психические способности, которые сложно поставить под сознательный контроль. Они могут быть также латентными, скрытыми (например, прекрасные способности к гипнозу). И отказ от осознания, и неправильное использование этих способностей опасны. Человек хорошо подстраивается к скрытым, глубинным слоям информации, но чем это обернется? Это как раз тот случай, когда подстраиваясь к чужим проблемам, он рискует «перетянуть» их на себя и заболеть теми же болезнями (в прямом или переносном смысле) – Луна светит отраженным светом.
Луна описывает изменчивость и непостоянство, повышенную и неустойчивую эмоциональность, циклически колеблющуюся, причем чаще – нахождение в негативной фазе уязвимости, спада, кризиса. Что ж, если у тебя случаются кошмарные сны, тягостные воспоминания и дурные предчувствия, значит, ты все еще человек, и у тебя есть душа, которая живет своей жизнью. Иногда Луна говорит о депрессии, угнетенности, об отсутствии в жизни ярко выраженных целей и задач. От этого она представляется «долиной теней», через которую кто-то уныло бредет, спотыкаясь, навстречу будущему, в равной степени неясному и безрадостному.
В то же время Луна может описывать и фазу эмоционального прилива, «полнолуния» во внутреннем мире (а уж как человек его переносит – это другой вопрос). Несмотря на свою неважную репутацию, у некоторых людей Луна проявляется достаточно позитивно, принося вдохновение и отдохновение. В реальности бессознательного живут не только монстры страхов (часто символически отображаемые как драконы, змеи, пресмыкающиеся), но и романтические мечты, глубинные желания, творческие фантазии. Гармония магических моментов, потока неуловимых ощущений, мыслей, интуитивных пониманий. Сталкиваясь с бездной чувств, человек становится богаче и мудрее. Если он как дома чувствует себя в астральных сферах, в царстве образов бессознательного, то Луна воспринимается им с интересом
Она несет яркие сны, медиумические переживания, интересный психический опыт, преломляющийся в творчестве, архетипические образы, всплывающие из внутренних глубин. Если же эта сфера вызывает недоверие и страх, то и Восемнадцатый Аркан едва ли принесет этому человеку что-то позитивное.
«Жуть во мраке». Нестабильная работа, неуверенность в завтрашнем дне. Страх не найти работу вообще и дело по душе в частности.
Иногда Луна становится индикатором всяких «переходных» состояний, перестроек, реорганизаций с туманным будущим, поскольку по ходу дела всплывают совершенно непредвиденные обстоятельства и обнажаются болевые точки, о которых никто не подозревал. Обман, беспорядок. Иррациональные организационные решения.
Отсутствие полной и ясной информации вызывает взаимонепонимание и конфликты, создает почву для мошенничества и организационных интриг. Подводные камни и подковерные разборки. Невыясненные отношения, накапливающееся напряжение. Запутанные трудовые отношения – кто-то что-то кому-то обещал, потом кинул, потом подкинул, потом не подписал…уже только слушая эту историю, чувствуешь головокружение и почти физическое погружение в какую-то лишенную логики путаницу, как в дурной сон.
Использование кого-то в своих (или чужих) интересах. Скрытые мотивы, плохое влияние. Обман, нечестность. Какая-то ложь, неясность. Разочарование.
Страх перед сценой, публичными выступлениями, что называется, lampu drudzis. Страх поражения, провала (особенно если речь идет о каких-то экзаменах, аттестациях, презентациях).
По Луне нередко идут художники, фотографы, писатели, творческие личности (особенно предпочитающие работать ночью). Вообще профессии, связанные с отражением внутреннего во внешних, видимых формах. Оккультисты, экзорцисты (вообще спецы по защите от психических и астральных нападений), медиумы. Также иллюзионисты, фокусники. Иногда психологи и психотерапевты, то, в чьи обязанности входит «лезть в душу», в особых случаях – представители древнейшей профессии.
В старинных толковниках упоминается связь с морским делом, навигацией.
Современные тарологи связывают Луну с «миром иллюзий» — шоу-бизнесом, кино, индустрией рекламы, а также всевозможными видами игорного бизнеса.
Нестабильные доходы, то пусто, то густо
Изменчивое финансовое положение.
Ситуация, когда будучи при деньгах человек превращается в буйного транжиру, а потом понятия не имеет, как свести концы с концами и выбраться из долгов.
Финансовый кризис.
Некоторые грани денежного вопроса неясны, так как есть какие-то скрытые обстоятельства. Сомнительные сделки. Ненадежные вложения.
Старинное толкование – материальное порабощение.
Традиционно это – карта измены (здесь сочетается «охлаждение», ибо свет Луны не греет, и ее «непостоянство», изменчивость). Она говорит о том, что в отношениях присутствует если не явная ложь, то как минимум какие-то скрытые мотивы, что-то, что партнер предпочитает хранить в тайне. Разумеется, это чревато неискренностью, она в свою очередь – разочарованием. Здесь возможна двойная игра (от которой человек, возможно, не получает никакого удовольствия, но так сложилось), элемент лукавства и неискренности, который возникает всегда, когда нельзя сказать всю правду.
Традиционно с Луной связывают «ложные отговорки» — как раз тот случай, когда нельзя сказать как есть. Возможно, отношения с самого начала были поверхностными, или человек был не вполне свободен, а теперь все зашло далеко и непонятно, как из этого выбраться. Какими бы ни были мотивы и переживания человека, Луна сообщает ту нерадостную весть, что на него нельзя положиться, по крайней мере, в настоящий момент.
В худшем случае Луна несет ложных друзей (и скрытых врагов), «подставы», клевету, прозор. Насколько болезненными могут оказаться ситуации, подскажут другие карты. В отношениях присутствует туман неизвестности, неопределенности. Луна может указывать, что это нестабильная связь, со множеством эмоциональных и сексуальных подъемов и спадов (и местами сопровождающих их истерик). Эта карта может описывать не только характер отношений, но и какую-то их фазу, наполненную загадками и догадками, полупризнаниями и недоговорками, намеками на намеки и ложно понятыми словами…томительную, болезненную, волнующую и пугающую, вокруг да около, когда еще ничто не разоблачено. Белла еще не знает, в кого влюбилась.
Реже (при соответствующих окружающих Мечах и Чашах) по Луне идут скандалы, ссоры и раздоры. Вообще же это скорее карта безмолвия, того, что скрыто, тайно и не высказано. В этом-то и проблема. Как раз поэтому по Луне люди барахтаются в трясине искаженного восприятия, заблуждений, непонимания, скрытых смыслов и мотивов (своих и чужих). Когда у человека есть тайна, о которой он должен молчать, или которую просто не может высказать, потому что язык не поворачивается, то так и получается. Характерная особенность ситуации Луны состоит в том, что ее практически невозможно внятно и связно изложить. «Он сказал, не зная, что тот знает, а тот подумал, что он-то знает, и поэтому потом не сказал…» — и вы чувствуете, что крыша плавно съезжает от попыток понять, что к чему. Вообще описываемые Луной ситуации могут быть ужасно замороченными и тягостными.
У Луны есть и другое значение, связывающее ее с глубинными инстинктами и потребностями, пучиной бессознательных стремлений и томлений. Таинственная, сомнительная, околдовывающая, она обладает особой мрачной привлекательностью, воздействующей как раз на те стороны души, относительно которых человек обычно делает вид, что их вовсе не существует. И это одна из причин, почему
Луна иногда (не обязательно) бывает индикатором отношений, создающихся на латентно гомосексуальной основе. Она задевает скрытую часть эротического восприятия, высвечивает «белые пятна», несет переживания, которых человек очень боится и в которых бессознательно нуждается. Естественно, он пугается, не понимает, что происходит, но и не может свернуть с этой дороги, потому что на него «действуют скрытые силы, обладающие огромной энергией», как пишется в старинных толковниках. Что ж, представьте себе человека, которого кольнуло веретеном, как спящую красавицу и пробудило в нем то, чего он не знал, хотя это всегда в нем было. Страшно ему до ужаса. Но таков путь Луны – идти в неведомое, путем фантазий, инстинктов и снов, мифов и эмоций, страха и трепета, исследуя самые потаенные глубины, мужественно встречаясь с бездной собственных чувств и стремлений. Они помогают ответить на давно мучающие вопросы: кто я? откуда и куда иду? что мне делать, чтобы быть счастливым?
По Луне надо знакомиться со своим подсознанием, отдаться во власть внутреннего чутья, процессуальности, это даст возможность ощутить гармонию и взаимосвязь с Высшими Силами, которые управляют миром. Только собственный страх может помешать приблизиться к своей внутренней истине. Но когда выпадает этот Аркан, человек обычно прошел уже слишком долгий путь, чтобы поворачивать обратно. Луна может описывать начальную фазу таких отношений, когда оба нервничают, обоим страшно, они еще не до конца понимают свои желания, но чувствуют инстинктивное влечение друг к другу. Им потребуется все их мужество, чтобы понять, как сильны их чувства и потребность друг в друге.
По Луне идут загадочные, опьяняющие влияния, притяжения и соблазны. В астрологии знак Рака, находящийся под управлением Луны, говорит о глубокой привязанности. Это не тот случай, когда можно сказать «я люблю за то, то и то» — по Луне мы сами не в состоянии толком объяснить, что происходит, почему существует связь. Она может указывать на то, что это отношения запутанные, тайные, скрываемые или, как минимум, не афишируемые. Или – сугубо ночные, когда при свете дня (в прямом и переносном смысле) люди просто не пересекаются и никто не знает о том, что у них роман. Иногда – совершенно эфемерные, «замок на песке», скорее мечта, чем настоящие отношения.
В некоторых случаях Луна говорит о партнере, «помешанном» на вопрошающем (или наоборот), об одержимости, вроде той, что заставляет волка выть на луну. Это своего рода наваждение, огромная инстинктивная потребность в другом, слепая и молчаливая, необъяснимая сильная тяга, быть может, смешанная с болью и страданием, с чувством неразделенной (или не вполне разделенной) любви. Здесь есть опасность отчаяния и даже самоубийства (при соответствующих окружающих картах). Второй участник этой связи светит «отраженным светом» (и не особенно греет). Он любит потому, что его любят, его чувства несравненно слабее, но это не значит, что он в любой момент готов остаться сам по себе
Луна имеет магнетизм, который притягивает и властвует, и даже если менее заинтересованный партнер готов временами выть от тоски (и от потери власти над собой), другой воздействует на его подсознание и волю таким образом, что разрушение этой связи не представляется возможным. Иногда Луна говорит о том, что более «слабый» партнер впутался в эти отношения только из страха одиночества и пустоты, или движимый каким-то другим иррациональным мотивом в сочетании со слабостью воли. Одно из традиционных значений «вынужденное согласие с чем-то неприятным, уступка, компромисс» следует понимать прежде всего в этом смысле — не хватает силы воли поступить иначе.
Иногда Луна говорит, что по крайней мере одному из двоих сейчас плохо и страшно. Он в себе неуверен, всего боится, что-то подозревает, и эта неуверенность порождает всяких монстров. Он испытывает смущение, замешательство, беззащитность и тревогу, сильно о чем-то беспокоится, сбит с толку. По Луне человек утрачивает ориентацию, реальную связь с людьми и событиями как они есть, и становится потерянным и уязвимым. И чем ему страшнее, тем в большей степени он тонет в эмоциях и скатывается к устоявшимся в детстве моделям поведения, так что мелкие хитрости и рыдания в подушку тут обычное дело.
Символы влаги и плодородия, силы инстинктов и эмоциональных глубин делают эту карту сексуально акцентированной. Это подчеркнуто в ряде колод, и во многих случаях заметно действует на практике.
Луна несет доверие самым глубоким внутренним импульсам, полное растворение в иррациональном опыте, в том числе в сексуальных переживаниях. Как одни люди боятся секса (потерять в нем себя, власть и контроль над собой), так другие люди (а иногда те же самые) боятся хоть в чем-то перешагнуть за рамки обыденного сознания и отправиться в мистический полет (или плавание) духа, по загадочным волнам смыслов и серебрящимся дорожкам откровений, в бездны души. И секс, и духовный поиск – это особое состояние сознания, поиск высшей точки, накопление обретенного и переход количества в качество. Вот почему Аркан Луны увязывает страхи, сексуальные чувства и погружение в глубины души. Сексуальность уводит в иной мир, иногда страшащий, но всегда творческий. Иногда Луна – это в чистом виде ночь любви. Она несет полную подвластность чувственным порывам и эмоциям, погружение в романтизм и очарование, побуждает всецело довериться порывам страсти, мудрости древних инстинктов, могучей силе и власти бессознательного.
Партнер, описываемый Луной, несет магнетизм, действующий на глубинную сторону натуры, он обволакивает, притягивает и властвует. От него исходят почти материнская забота и вечная опека. Он проникнет в душу так глубоко, как умеют только Раки и Матери, с ним изживаются самые потаенные стороны натуры. Другой уступает ему как привороженный и вовсе не обязательно чувствует себя при этом счастливым, уверенным и довольным собой. Ему может казаться, что он пошел по «опасному пути дурного влияния» (как пишется в старинных толковниках), а на самом деле лишь отдался силе тайных подавленных чувств. Это может быть и измена – тому партнеру, с которым, может быть, все по-своему было хорошо, но эти потайные стороны оставались незадействованны.
Бывает, что Луна говорит о глубоком психологическом кризисе или клинической депрессии, когда требуется помощь специалиста.
Нарушения сна, кошмары. Лунатизм. Летаргия, нарколепсия, кома.
Психические расстройства. Истерия. Страхи, мания преследования. Различные формы бегства от действительности (включая алкоголь, наркотики). Иллюзии и галлюцинации. Вообще зависимость от «мира иллюзий» — алкоголя, наркотиков, каких-то виртуальных дел.
Иногда по Луне идут запоздалые реакции на пережитый стресс – человек уже сделал важный шаг, самое страшное уже позади, пора бы радоваться, и вот тут-то последствия пережитого дают о себе знать всякими тошнотами и ломотами.
Скрытые недуги, особенно связанные с жидкостным обменом. Отеки. Недержание, проблемы с мочеиспусканием.
Иногда Луна указывает на наступление беременности. Считается, что в особых случаях говорит о наследственности, генах (особенно материнских), которые играют свою роль в состоянии здоровья или в течении заболевания.
По Луне весьма уверенно проходят вирусы, инфекции, эпидемии, вообще проблемы зараженности среды возбудителями болезней, токсинами или чем-то подобным.
Считается, что перевернутая Луна может быть показателем проблем с речью, (заикания, немоты или просто очень больших трудностей со словесным выражением). Молчание, апатия. Проявления аутизма, депрессии. Болезненная реакция на лунные фазы, атмосферные изменения, повышенная метеочувствительность.
Нет, вы на ложном пути.
Луна отличается богатейшей символикой, противоречиво воздействующей на сознание и подсознание.
Эту карту есть смысл поразглядывать внимательно, если уж она появилась в раскладе. Она с равным успехом может внушать тревогу и успокоение. Иногда дробящийся обманчивый свет, образ воющих собак и высящихся вдали башен кажется просто кошмаром. В другой раз падающие от Луны капли света возвещают мир и покой всему сущему, водоем, в котором укрывается рак, становится символом глубины и прибежища, а воздействие небес кажется непрекращающимся чудом, которое надо только ценить.
И правда, что заставляет собаку и волка выть на луну? Ужас, восторг, томление, вера в то, что зов будет услышан? Третье живое существо, рак, выползающий из воды на землю – символ зодиакального созвездия Рака, которым правит Луна. Рак, символ материнства, которому покровительствует Луна (поэтому иногда вода окрашена кровью, отражая муки рождения).
Символически этот Аркан представляет собой процесс родов: из теплого, безопасного материнского лона предстоит через узкие врата вырваться наружу навстречу ослепительному свету мира (следующий Аркан – Солнце). Извилистая дорога между двух башен – это по сути портал, путь в сферы астрала, мощных и загадочных психических сил. Это врата страха и перерождения, узкий родовой канал. В этих вратах опасности, боль, за ними таится неопознанное.
Аркан Луна – это символ трудного эмоционального путешествия, путь сквозь страхи, призраки, встающие из омута души. Интересно, что самому центру созвездия Рака соответствует 9-й лунный день, неблагополучное влияние которого известно астрологам. Это день активного заблуждения, когда человека преследуют иллюзии и обольщения, обманы и заблуждения, подверженность негативным влияниям, дурные сны, которым нельзя доверять. Мы получаем только дурные знаки и надо трезво обдумать и оценить каждый. Ощущается смешение мыслей и чувств, душевная тяжесть, сила внутренних видений. Идет борьба с призраками, очищение омута подсознания, глубин души от страхов, изъянов и тайн. Все это очень соответствует мистерии Восемнадцатого Аркана, когда фокус смещается на астральный план и «реальность» вдруг оказывается там.
На стадии Башни человек сталкивается с угрозой и опасностью, свет Звезды дает ему веру и силу духа, а Луна говорит о столкновении с монстрами в себе. Оккультно этот Аркан толкуется как Дорога Познания, ведущая от водоема человеческих иллюзий к духовному освобождению через Врата Мудрости. Герд Циглер пишет: «Это время окончательной, и часто самой трудной, проверки. Опасность забыть вашу истинную цель в темноте очень велика». Но лунные тени и зыбкие отражения подлинного знания сейчас все равно являются единственным доступным источником, и за неимением лучшего, с их помощью все же следует приближаться к истине (а не к суеверию и предрассудкам).
Элифас Леви писал об этом Аркане, что все закрыто перед невежеством, но все открыто перед искателем. Считается, что символ рака на карте предупреждает, что пятиться назад, «в болото», уж точно не следует (панцирь символизирует постепенное закостенение разума, отказавшегося от продвижения вперед). По этой дороге надо идти до конца, невзирая на страхи и кажущуюся безнадежность. Считается также, что лик Вселенского Разума наблюдает сверху за исходом борьбы в сердце человека, излучая умиротворение спокойствие, так как совершенно точно знает, что рано или поздно, в этой жизни или в следующих, человек обязательно пройдет по этой дороге.
Эзотерически карта символизирует картину эволюции, отражая мир растений, минералов, животную природу, выбравшуюся из воды на сушу (на переднем плане Аркана символически изображено море, породившее жизнь), и дела рукотворные, противостоящие и защищающиеся от изначальной среды. Сверху на это взирает лик Вселенского Разума, влиянию которого подвержено все. Причем рукотворное оказывается самым непрочным – в мистическом смысле на Аркане изображены озаренные луной поля на месте Вавилона, дорога проходит между мертвыми строениями исчезнувшего города и тает за горизонтом. Есть мнение, что этой карте соответствует зодиакальный знак Рыб — две рыбы, одна из которых медленно всплывает вверх, начиная эволюционировать, а другая, воплощая сферу подсознания, вечно остается во сне, на дне моря, чтобы не терять связи с изначальным источником, и исполняет роль опоры новому бытию.
Серп, вписанный в диск – это очень древний символ святости Луны. На стелах на Среднем Востоке, созданных арамейцами и финикийцами, часто повторяется изображение с серпом внутри диска, в Северной Африке, особенно в области, бывшей центром пунической культуры, диск чаще изображается под серпом. Падающие в воду капли отражают легенду, по которой наполнение водой священного Нила происходит за счет слез лунной Богини.
Психологически башни, изображенные на карте, говорят о бессознательном поиске защиты и контроля, стремлении цепляться за раз и навсегда установленные ценности, о страхе эго перед утратой смысла. Эзотерически эти два столба или пирамиды символизируют Геркулесовы Столбы, за которыми, по представлениям египтян, солнце никогда не заходит (опять же, следующий Аркан, к которому мы попадаем по уходящей за эти столбы извилистой тропке Луны – это Солнце). Эти башни – форпосты сознания на границе бессознательного.
Луна открывает путь во внутреннее пространство, так же, как когда-то нам был открыт путь во внешнее.
В образах волка и пса также нашла свое отражение древняя традиция. Согласно зороастрийским мифам, во время первых градусов Рака Дьявол нападал на создания Творца, а Он восстанавливал их и давал им стражей – псов. Поэтому дни прохождения первых градусов Рака получили наименование песьих дней. Это дни очищения от любой скверны. В этот период не проводили никаких мероприятий, в Древнем Риме распускался сенат и приостанавливалась государственная жизнь. Начинались летние «каникулы» (по названию созвездья Гончих Псов – Caniculus). Именно в знак Рака 2 тысячи лет назад входило Солнце в момент летнего солнцестояния, отсюда произошло название «тропик Рака», от греч. τροπή — поворот, то есть процесс «разворота» движения солнца в солнцестояние (а рак «пятится задом»). Псы же, как верные сторожа, по представлениям древних, охраняли правильное прохождение Луны и Солнца в критические моменты. С образами животных на Аркане корреспондирует и французское название часа сумерек “entre chien et loup” – «между собакой и волком», не вдруг разберешь, кто перед тобой. Кроме того, пес и волк – это символы Анубиса, «сумеречного» божества (ни ночь, ни день), стоящего на пороге жизнью и не-жизнью в своем двойственном обличье человека-шакала. По сути дела, путешествие по аду — это нисхождение в подземный мир, в глубины бессознательного (астрологически – IV дом), странствие по скрытым лабиринтам своей души, среди иллюзий и страхов, ради обретения глубинного знания себя. Луна указывает тот период времени, когда бодрствующее сознание всего живого отключено, давая возможность подсознанию проникнуть во все сферы жизни, но не постигая их, а только чувствуя. На погруженную в сон Землю падают язычки божественного пламени, проникающие в души в тот момент, когда никто не может этого видеть. Поэтому каждый человек имеет возможность вернуться из этого путешествия с очищенной и обновленной душой. Луна умирает на востоке, исчезает на три безлунные ночи, и вновь рождается на западе. Поэтому она символизирует всех странников, героев и освободителей, которые спускались в Нижний Мир на три дня, а затем возвращались невредимыми.
Наконец, номер Восемнадцатого Аркана соответствует повторяемости последовательности лунных и солнечных затмений на протяжении 18-летнего цикла.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — помутнение сознания.
+ I. Маг — манипулирование.
+ II. Верховная Жрица — шантаж; оккультизм; вещий сон.
+ III. Императрица — скрытые силы.
+ IV. Император — ложный друг.
+ V. Иерофант — ложный учитель.
+ VI. Влюбленные — отношения, строящиеся на обмане.
+ VII. Колесница — запутанные обстоятельства.
+ VIII. Справедливость — подтасовка фактов.
+ IX. Отшельник — опасность.
+ X. Колесо Фортуны — пугающая неизвестность.
+ XI. Сила — бессилие.
+ XII. Повешенный — поражение.
+ XIII. Смерть — опасность.
+ XIV. Умеренность — переменчивость.
+ XV. Дьявол — жестокий обман; колдовство; грязный секрет.
+ XVI. Башня — безумие; разрушения, не видимые глазу.
+ XVII. Звезда — забытье.
+ XIX. Солнце — любовный треугольник; озарение, идущее из глубин подсознания.
+ XX. Суд — помощь из подсознания.
+ XXI. Мир — все становится на свои места; тайное становится явным.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — потерять интерес.
+ Двойка Жезлов — еще больше запутаться.
+ Тройка Жезлов — получить нечто неожиданное.
+ Четверка Жезлов — обман, ложь или болезнь в доме; появление соперницы.
+ Пятерка Жезлов — интриги.
+ Шестерка Жезлов — взять неверное направление; сбиться с пути.
+ Семерка Жезлов — трудности возьмут верх.
+ Восьмерка Жезлов — козни.
+ Девятка Жезлов — смутные подозрения; недоверие; скрытая агрессия.
+ Десятка Жезлов — растеряться; потерять силы; отчаяться.
+ Паж Жезлов — неверный расчет; ошибка.
+ Рыцарь Жезлов — неприятный сюрприз.
+ Королева Жезлов — обманщица.
+ Король Жезлов — обмануть доверие.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — обманутая любовь.
+ Двойка Кубков — фальшивые обещания.
+ Тройка Кубков — любовный треугольник.
+ Четверка Кубков — сомнительная возможность.
+ Пятерка Кубков — потери в результате неверности и лжи.
+ Шестерка Кубков — туманное прошлое.
+ Семерка Кубков — замысел, построенный на обмане; вымысел; туманные размышления; странные видения; смутные воспоминания.
+ Восьмерка Кубков — запутаться.
+ Девятка Кубков — неясные мечты; злоупотребление спиртным; зыбкое счастье; фальшивое благополучие.
+ Десятка Кубков — неверность в семье.
+ Паж Кубков — сомнительное предложение.
+ Рыцарь Кубков — пустозвон.
+ Королева Кубков — лживая или скрытная Королева.
+ Король Кубков — двуликий Янус.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — сомнительная идея; нечеткая мысль.
+ Двойка Мечей — неясные мотивы.
+ Тройка Мечей — удар из-под тишка.
+ Четверка Мечей — бегство от действительности.
+ Пятерка Мечей — нервозность.
+ Шестерка Мечей — начать видеть вещи такими, как они есть.
+ Семерка Мечей — скрывать действительное положение дел.
+ Восьмерка Мечей — попасть в зависимость.
+ Девятка Мечей — психологические проблемы.
+ Десятка Мечей — настигающая опасность; жертва двойной игры.
+ Паж Мечей — клевета.
+ Рыцарь Мечей — тайная угроза.
+ Королева Мечей — обманутая женщина.
+ Король Мечей — тайная власть; серый кардинал.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — сомнительное происхождение денег.
+ Двойка Пентаклей — беспорядок в финансовых делах.
+ Тройка Пентаклей — сомнительное ведение дел; теневая сделка.
+ Четверка Пентаклей — неумение распоряжаться деньгами.
+ Пятерка Пентаклей — разорение.
+ Шестерка Пентаклей — отказ возвращать долг.
+ Семерка Пентаклей — провал.
+ Восьмерка Пентаклей — плохо организованная работа; мошенничество.
+ Девятка Пентаклей — неуверенность в завтрашнем дне.
+ Десятка Пентаклей — соперница в доме.
+ Паж Пентаклей — проблемы с контрактом.
+ Рыцарь Пентаклей — вялость.
+ Королева Пентаклей — непрактичность.
+ Король Пентаклей — банкрот; глава нелегального бизнеса.