Свойства чисел по Пифагору
ЕДИНИЦА — МОНАДА
ЕДИНИЦА — точка, которая имеет своё положение в пространстве, но не имеет размера. Она представляет собой «начало всех начал». Это зерно, обладающее полным потенциалом могучего дерева, который пока не проявЛен. Пифагор утверждал, что Монада олицетворяет собой вселенский хаос, из которого рождается все сущее, что когда либо было, есть и будет. Она не имеет начала и конца, прошлого и будущего, потому что ей присущи вечность и неизменность. Это число, одновременно, бытие и небытие, альфа и омега. Из нее все рождается, и в нее все уходит.
ДВОЙКА — ДИАДА
ДВОЙКА. Пифагор выдвинул принцип дуальности и теорию противоположности. Это число вносит во Вселенную конфликт, разделяя ее на противоположности. Благодаря Диаде, этот мир пребывает в постоянном движении и противостоянии. Но зато Двойка не допускает застоя — она заставляет двигаться, совершенствоваться, развиваться, стремиться к новому.
Некоторые примеры дуальности:
-чётный — нечётный
-Ян — Инь
-Я — не Я (кто-то другой)
-свет — мрак
-хорошо — плохо
-активный — пассивный
-жизнь — смерть
-счастье — горе
-молодость — старость
-здоровье — болезнь
ТРОЙКА — ТРИАДА
ТРОЙКА олицетворяет устойчивость, стабильность, а также равновесие между духом, разумом и душой. Пифагор считал Тройку священным числом. Ибо в ней присутствует соединение Монады и Дуады — мужского и женского начал. Пифагорейцы утверждали, что Триада отображает творческий аспект Бога, создающего многочисленные миры из самого себя:
-Святая Троица
-тело — разум — душа
-начало — середина — конец
-тезис — антитезис — синтез
-предмет — действие — объект
ЧЕТВЁРКА — ТЕТРАЭДР
ЧЕТВЁРКА образует первую объемную, трехмерную фигуру, это число ассоциируется с рождением материального, физического мира.
-4 эллемента: земля, вода, огонь и воздух
-4 сезона: зима, весна, лето, осень
-4 ветра
-4 стороны света:север, юг, запад, восток
-4 недели в месяце
-4 буквы в имени Бога
-4 реки Блаженства
-4 мудрости
ПЯТЁРКА — ПЕНТАГРАММА
Это число изображается в виде пентаграммы и является символом совершенной человеческой души. Она обозначает движение и время, а, стало быть, различные изменения. Пифагорейцы связывали это число с жизнью, с умением выживать и приспосабливаться к любым условиям.
-5 пальцев на руках и ногах
-5 органов чувств
ШЕСТЁРКА — ГЕКСОГРАММА
Пифагорийцы считали это число числом абсолютной красоты и гармонии. 1+2+3 = 6 Сотворение Мира было законченно на 6-ой день. Гексограмма состоит из 2-х треугольников, расположенных противоположно друг другу, и обозначающих единение противоположностей. Пифагор считал, что Шестерка воплощает в себе земную любовь, союз двух людей
СЕМЁРКА
СЕМЁРКА не может быть образованна умножением одного целого числа на другое. Это небесная триада + земная четверка, что вместе образует полноту.
-7 музыкальных нот
-7 цветов радуги
-7 планет, видимых невооружённым глазом
-7 чакр
-7 дней в неделе
-7 мудростей
-7 смертельных грехов
ВОСЬМЁРКА
Восьмёрка представляет собой два четырёхугольника, которые пересекаются друг с другом. 8 считалась у пифагорейцев священным числом, содержащим в себе две четверки и четыре двойки. А четные числа, в отличие от нечетных, вносят в этот мир стабильность и устойчивость. Ключевые слова, при помощи которых можно охарактеризовать Восьмерку: «высший порядок», «закон», «неизменность», «надежность», «вечность». Все в этом мире меняется, но законы Бога всегда и во все времена остаются неизменными — именно эта великая идея заключена в Восьмерке.
ДЕВЯТКА
Пифагорейцы считали Девятку символом нестабильности, недостаточности и несовершенства, так как ей для превращения в Десятку недостает всего одной Единицы. Для этого числа не существует границ и ограничений, так что оно весьма непредсказуемо. Наверное поэтому в древности считалось, что в Девятке заключен беспорядок. Также это чисто символизирует начало жизни. Возможно, это связано с девятью месяцами развития эмбриона во чреве матери. В целом, значение этого числа ни в коем случае нельзя считать полностью негативным. Ребенок рождается на свет несовершенным, но со временем, по мере взросления, он приобретает мудрость и высокие моральные качества. Также и Девятка в конце концов приобретает недостающую Единицу и переходит в Десятку.
ДЕСЯТКА
Десятка, как и единица — число, объединяющее в себе все вещи. Но если в единицы был чистый потенциал, то 10 — его максимальное раскрытие. Пифагорейцы называли Десятку совершенной и подобной Богу потому, что она включает в себя все числа, но при этом имеет преимущества перед любым их них. В Декаде заключено высшее совершенство — как небесное, так и земное. Для человеческой души она — путь, ведущий к Богу. Поэтому любое число, будучи умноженным на Десять, становится более могущественным, сильным.
-10 заповедей
Значение чисел в Таро из книги Плейса «Алхимия и Таро»
Единица — символ единства. Для мистика она представляет Бога, которого Платон и неоплатоники называли Единым, Благим и Прекрасным. Это также тот опыт единства, которого ищущ мистики. На мирском уровне число 1 — это начало, нечто новое, независимое, творческое, оригинальное; это человек амбициозный, решительный и уверенный в себе; но это может быть и наивный новичок. Геометрически единица выражается точкой.
Двойка — число двойственности и полярности (например, «мужское — женское»). Как учил Эмпедокл, любой полярностью управляют законы притяжения и отталкивания, любви и ненависти. Таким образом, двойка может символизировать гармонию или противостояние. По отношению к одному члену пары другой член может быть возлюбленным, миротворцем, спорщиком и даже врагом. Цель алхимии — растворить любую двойственность в единстве. Для пифагорейцев фундаментальная двойственность чисел выражалась в поляризации «четное (мужское) — нечетное (женское)». Геометрически число 2 выражается линией, соединяющей две точки. У линии есть лишь одно измерение — длина, и она, как и точка, является сугубо умозрительным понятием. Поэтому двойку пифагорейцы не считали собственно числом: в ней видели женское начало в противоположность мужской тройке (единица еще не считалась ни четной, ни нечетной). В трактате IV века «Теологумены арифметики», приписываемом Ямвлиху, двойка связывается с богиней Исидой, которую в то время повсеместно почитали как богиню-мать.
Тройка — это созидательный результат взаимодействия единицы и двойки. Тройка есть творческое решение, она позитивна и оптимистична, но может также представлять триангулярное противостояние (наподобие любовного треугольника). Как творческое число, оно может представлять магическое решение вопроса. Магические инвокации часто повторяются по три раза, а в сказках нередко фигурируют три желания. Во многих религиях сотворение мира приписывается трем богам или богиням, а в христианстве — триединому Богу. Число з также соотносится с тремя уровнями души — душой голода, душой воли и душой разума, которые связаны с телом, умом и духом. Сочетание тройки и четверки символизирует соединение духа и материи, а суммарная семерка представляет человека. В эпоху Ренессанса Благоразумие часто изображали трехликим: подразумевалось, что остальные три кардинальные добродетели — ее три лика, а сама она — их кульминация. Петрарка в «Триумфах», как мы уже говорили, делит шесть триумфов на три пары: Похоть и Целомудрие, Смерть и Слава, Время и Вечность. Каждую пару можно соотнести с одной из трех душ по учению Платона в восходящем порядке. Данте разделил свою «Божественную комедию» на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — и связал их с Троицей и христианскими добродетелями, но их также можно связать и с Платоновой «триединой душой».
Четверка — это завершение и совокупность физического мира с его четырьмя сторонами света, временами года и первоэлементами.
Как основание Тетрактиса, число 4 представляет структуру. Четверка — это также физическое проявление, которое мы видим на примерах четырех веков истории, четырех возрастов человека и четырех
уровней эманации в Тетрактисе. На картине Боттичелли «Весна» три грации и Меркурий как их глава образуют четверичную группу. Данте в «Божественной комедии» связывает четыре возраста жизни с четырьмя временами года, гуморами и частями церковного дня. Колесо Фортуны в искусстве эпохи Ренессанса изображается с вращающимися на нем четырьмя фигурами, представляющими те же четыре возраста жизни. На уровне индивидуумов четверка представляет человека-работника — практического, надежного, консервативного, сдержанного, логического и дисциплинированного, но порой слишком озабоченного физическими вещами.
Пятерка — число духовной сущности вне физической четверичности, Квинтэссенция («пятая сущность») алхимиков. На руке это большой палец, который взаимодействует с четырьмя остальными, но и
противопоставлен им. В теле человека это голова, которая управляет четырьмя конечностями. Число 5 — это агент перемен: легко приспосабливающийся ко всему, умный и остроумный, идеалистически настроенный, любознательный, но также обладающий разрушительным потенциалом. При помощи пяти чувств мы воспринимаем чувственный мир, который христиане связывают с пятеркой. Пять же крестных ран Христа делают пятерку числом страдания.
Шестерка — сумма двух троек. Это число взаимоотношений, гармонии, любви, мира и красоты. Шестерка была числом Афродиты, воплощавшей все эти качества. Пифагорейцы считали ее совершенным
числом, поскольку это одновременно и сумма, и произведение первых трех чисел: 1 + 243=1x2x3 = 6. В «Теологуменах арифметики» отмечается также, что шестерка — произведение первого женского числа и первого мужского (2 х 3) и поэтому представляет супружество или андрогинна. Согласно библейской «Книге Бытия», Бог сотворил мир за шесть дней. И в шестой день он сотворил мужчину и женщину. Поэтому число 6 ассоциируется с миром, садом Едемским и двумя полами. В «Триумфах» Петрарки автор соединяется со своей идеальной возлюбленной Лаурой в шестом и последнем триумфе — в Вечности, после Страшного Суда. Шестиконечная звезда, которая была принята как символ иудаизма, служит также алхимическим символом Мировой Души. Она образуется, если совместить треугольные символы четырех первоэлементов (двух мужских и двух женских).
Семерка — любимое многими «счастливое» число и число планет, известных древним . С незапамятных времен мистики пытались в трансе совершить восхождение по лестнице семи планет, чтобы достичь Неба и получить гнозис, или просветление. Семерка — число мистическое, героическое, интроспективное, интуитивное, психическое, мудрое, но при этом сильное и волевое. Семь — это также число Церкви,
которая, как и храм Мудрости в Библии, имеет семь столпов (колонн). С церковной точки зрения, семь столпов мудрости суть семь таинств. Но это могут быть и семь добродетелей. Число 7 указывает на семь нот
в музыке, семь дней недели (причем седьмой день предназначен для поклонения Богу) и семь центров души.
Восьмерка — это удвоение четверки, превращающее квадрат с четырьмя углами в куб с восемью вершинами. Если физический мир определяется четырьмя основными сторонами света, то число 8 вводит
промежуточные стороны света — вторую четверичную группу: северовосток, юго-восток, юго-запад и северо-запад. Кроме того, восьмерка — это сочетание четырех первоэлементов и четырех качеств. Еще можно вспомнить, что согласно древней космологической модели Землю окружают восемь сфер — семь планетных и сфера неподвижных звезд, содержащая зодиак и врата Неба. Такое представление космоса как восьми небесных сфер и Земли как восьми сторон света отразилось в символе колеса с восемью спицами, которое стало Колесом Фортуны. Поскольку седьмой день творения был днем отдыха, раннехристианские философы разработали концепцию восьмого дня как дня возрождения и связали его с Христом. Некоторые средневековые христиане считали, что Христос воскрес на восьмой день — через неделю и еще один день . Кроме того, одна из теорий выделяет в истории семь веков; соответственно, восьмерка ассоциируется не только с Христом, но и с Судным днем и Справедливостью. В традиционном порядке козырей Справедливость идет под восьмым номером. Если бы восьмерку представлял человек, он был бы практичным, справедливым, авторитетным, успешным, храбрым, культурным, организованным и материалистичным.
Девятка — последнее однозначное число, которое древние мистики связывали с Небом. Это число совершенства и завершения, возвращения вложений, вознаграждения. Девять — это трижды три или три в кубе. Если тройка — число магическое и творческое, то девятка — то же самое в кубе. Когда месяц (один лунный цикл) утвердился в качестве меры времени, люди заметили, что их беременность длится девять месяцев. Поэтому число 9 стали связывать с жизнью, рождением и Луной. В античной мифологии девятка — число муз, спутниц Аполлона и покровительниц искусств. В древней космологии, как мы видели, восьмая сфера содержала Небесные врата (или была ими), поэтому Небо соотносили с девяткой. Данте, признававший девятку символом совершенства, в «Божественной комедии» постоянно соотносит это число со своей идеальной возлюбленной Беатриче. В его Аду и Чистилище по девять кругов, а в Раю — девять небес. Девятое небо — это Перводвигатель. Девятый круг Ада — худший. Именно там трехглавый Сатана непрерывно пожирает тела трех Предателей — Брута, Кассия и Иуды.
Десятка — это возвращение к единству по окончании цикла. Это число завершения, совершенства и достижения, но его можно понимать и как число выхода за пределы совершенства девятки — и, таким
образом, чрезмерности. Пифагорейцы все же считали десятку числом совершенства, полагая, что, если оно содержит в себе все (однозначные) числа, то, значит, содержит в себе и все вещи. Десятке равняется сумма
первых четырех чисел, составляющих Тетрактис: 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Философ-пифагореец Филолай (ок. 470 — ок. 385 гг. до и. э.) создал космологическую модель, в которой Земля как планета наравне с другими семью (в том числе и Солнцем) вращалась вокруг некоего Центрального Огня. Поскольку вместе с этим Огнем получалось девять небесных тел, до совершенства не хватало одного, и Филолай решил, что должна быть еще одна Земля, которая всегда вращается строго напротив нашей, по ту сторону Огня, невидимая для нас.
Как глава девяти муз, Аполлон доводил число группы до десяти. В эпоху Ренессанса Аполлон и музы были популярными садовыми статуями. В Ветхом Завете законы Бога сформулированы как Десять Заповедей и делятся на две группы по пять. В Евангелиях число 10 используется для обозначения завершенных групп, таких как десять дев у Матфея или десять прокаженных и десять мин серебра у Луки. Данте разделил
свою «Божественную комедию» на 100 песен. Это десять раз по десять и, следовательно, число большого совершенства. Беатриче, которая, как мы видели, соотносится с девяткой и проводит героя к девятому Небу, показывает ему Бога, находящегося за ней и за девятым Небом. Следовательно, Бог — это число 10. Видимый героем Бог описывается как точка света, окруженная девятью кольцами ангелов, но также и как роза, у которой пять лепестков. Это объединяет пятерку и десятку как символы совершенства. Но в конечном счете последнее видение Данте неописуемо.