ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ СМЕРТЬ — ТАРО УЭЙТА
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз — Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это — то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» — например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь «Любовь — Смерть» также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» — вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это — освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти, «однако жизни без смерти не существует».
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая «Пляска смерти», излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса — важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение — «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет — эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически — непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое «Я», свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
«Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть». Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана — «Умри и возродись, восстань и минуй».
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


СУД
С легкой руки Хайо Банцхафа Суд приобрел репутацию чрезвычайно позитивной карты, особенно если дело касается какой-то застойной ситуации или наболевшей проблемы.
Это благополучное завершение какой-либо кризисной фазы, чудесное избавление от множества трудностей, перспектива одним махом избавиться от всего, что гнетет и давит. Либо исполнится давнее желание, либо жизнь в целом выйдет на более высокую ступень благополучия, как духовного, так и материального
Суд – всегда символизирует изменение ситуации, всегда радикальные ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ, успешное преодоление проблем, избавление от ограничений и препятствий. Есть смысл обеими руками хвататься за них, ничего не боясь. Эта редчайшая возможность может и ускользнуть, если будешь колебаться, малодушничать и откладывать решение. Это может касаться карьеры, романа, чего угодно.
Начало новой жизни (Смерть – конец старой, а Суд – конец Смерти), освобождение, радикальная позитивная перемена. Стоит ожидать положительных результатов в самом ближайшем времени. Избавление от печали и страданий, освобождение от всего, что сковывало и мешало действовать по своему усмотрению. Завершение какого-то трудного этапа, большое облегчение, потому что открывается новая жизненная перспектива. Возвращение здоровья, радости, удачи, счастья, возможности дышать полной грудью, как сам человек это понимает. Можно ожидать новости, важного известия, которое повлияет на продвижение вперед. Результат будет ясен, и все будет к лучшему, все равно, мирской или духовной жизни касается вопрос. Если вопрошающего мучает какая-то проблема, то вскоре все разрешится, причем самым наилучшим образом.
Суд четко и ясно указывает — «Труба зовет!» Его присутствие в раскладе дает понять, что вопрос очень значимый и от него нелегко будет увернуться. Выпадая в раскладе, Суд говорит, что вопрошающий находится на правильном пути (неважно, как велики сомнения), верный выбор уже сделан, а препятствия уже практически преодолены. Традиционные значения Суда – окончательное решение, не подлежащий обжалованию приговор, перемена участи. Зачастую по Суду человек оказывается перед очень серьезным выбором, необходимостью принять большое решение.
Оставление одного пути и переход на другие рельсы, возврат к некогда потерянному образу жизни (и это воспринимается как обновление и возрождение). Большинство авторов считает, что Суд символизирует не необходимость или возможность изменения, а уже произошедшую перемену. И совершнно не важно, наступает ли этот переход в результате внутренней работы или стечения внешних обстоятельств, потому что внутренний и внешний миры являются отражением друг друга. По сути дела здесь человек уже изменился, его старое я и старая обусловленность уже умерли, жизнь уже приобрела новое измерение, вопрос лишь в том, чтобы ясно это осознать.
В то же время на практике Двадцатый Аркан может проявляться и настораживающим образом. Можно предположить, что проявления Суда зависят от качества Плутона в гороскопе человека. Сильный и позитивно аспектированный Плутон акцентирует возрождение, трансформацию, негативно аспектированный – испытание, «суд кармы», а слабый может оставить на долю Двадцатого Аркана частности жизни вроде неожиданного телефонного звонка. Впрочем, Суд редко бывает сиюминутным. Обычно карта описывает какой-то важный, серьезный, долгоиграющий опыт. Для людей ищущих покоя и сохранения status quo, Суд означает нарушение привычного хода вещей, трансформацию, преобразование.
Наиболее сложное проявление Суда это….суд. Это какая-то ситуация, в которой человеку приходится расплачиваться за нечто, сделанное в прошлом, платить цену искупления, отвечать за свои грехи. В окружении негативных карт – проигрыш судебного дела, осуждение. По Суду идет предъявление счетов ( в том числе и в самом банальном, бытовом смысле). Кроме того, присутствие Суда в раскладе может говорить о том, что ответы на вопросы относительно текущего положения дел следует искать в прошлом, которое просматривается человеком на этой стадии довольно отчетливо.
Одно из старинных значений Аркана – природные катаклизмы.
Обновление, высвобождение доселе скрытых возможностей и талантов. Радость благодаря осуществлению мечты. Банцхаф со свойственным ему отношением к карте Суд акцентирует счастье и ни с чем не сравнимое чувство свободы – человек парит, как птица в небе и открывает для себя глубины и высоты, о которых раньше не подозревал.
Нередко по Суду человек переживает какое-то откровение, становящееся источником глубоких и серьезных перемен, настоящего перерождения. Происходит переоткрытие себя на высшем уровне, принципиальное расширение мышления, познание истины, идущей из глубины души, что субъективно часто переживается как Зов. Происходит смена парадигмы, внезапно появляется совершенно новый вид восприятия вещей, новый смысл, иное качество жизни. Плутон всегда трансформирует вещи сущностно, принципиально. Меняется центр круга, а вместе с ним – и местоположение всех остальных точек (поэтому к лучшему меняется обычно все одновременно). Происходит переоценка ценностей, смена направления, причем вполне возможно, что еще пару недель назад человек ничего такого не предполагал и не подозревал. Присутствие Суда в раскладе – знак чрезвычайной мощности. И эти силы (в целом позитивные) человек нимало не контролирует.
Во многих руководствах скромно указано, что Суд говорит о «развитии психических способностей», и авторы воздерживаются от дальнейших пояснений. Поскольку о развитии таких способностей говорят практически все Старшие Арканы – И Шут, и Маг, и Жрица, и дальше по списку, то есть смысл все-таки уточнять, о каких способностях идет речь. Суд в особенности указывает на активизацию памяти (и обычной, и трансперсональной) – перед человеком проходят забытые образы, голоса, сюжеты, всплывает какой-то казалось бы забытый опыт или же «воспоминания о будущем». В худшем случае душа начинает напоминать беспокойное кладбище в ночную пору – там все время что-то скрипит и стонет, а из могил встают призраки прошлого и расхаживают, гремя костями и предъявляя претензии. Если рядом еще Луна и Девятка Мечей, то картина считай верна в деталях.
Человек, описываемый Судом, может тем или иным образом «дуть в дуду» — быть законодателем и основоположником в какой-то сфере, задавать тон, призывать к ответственности, тем или иным образом взывать к окружающим. Суд – показатель талантов, большой одаренности, наличия ярких интересов и способностей, то есть у человека есть призвание к чему-то (подсказку могут дать другие карты).
Опять же – труба зовет!
Иногда, например, на новую работу, притом заграницей. Суд часто говорит о том, что человеку предстоит взять на себя какие-то обязательства, принять ответственность за какое-то важное дело. Может выразиться как возврат к давним проектам и делам, когда после долгого застоя произошли перемены к лучшему. Гораздо реже Суд означает освобождение от забот и обязанностей, подавлявших развитие.
Работа по Призванию с большой буквы (в том числе в организациях, где все работники четко осознают миссию). По Суду проходит организационное обучение и развитие, реорганизация, освоение продвинутых методов работы. Свежий ветер врывается в пыльное сонное царство. Призыв к действию, к тому, чтобы делиться знанием и опытом с другими.
Решение начать новое дело, которое изменит жизнь к лучшему. Развитие, продвижение вперед, восхождение. Награда, повышение зарплаты, отдых после долгого труда. Словом — достижение цели. Результат. Но и нововведения, новый старт, новые начинания. Для творческого человека (артиста, поэта, художника) эта карта означает наступление нового периода вдохновения, активной работы, прилив новых сил, открытие, переход в новое качество. В сочетании с другими картами успеха может означать реализацию творческих планов – выход книги, открытие выставки, завершение проекта. Способность создавать бессмертные творения. По Суду безусловно идет слава, шумиха, резонанс, «медные трубы», пиар. Некоторые российские тарологи считают, что бизнесменам Суд дает совет спонсировать людей искусства, чтобы они создали имидж их бизнесу, «протрубили», так сказать.
Помимо популярных персон в шоу-бизнесе, политике и так далее, Суд описывает людей, имеющих профессиональное отношение к судопроизводству (наравне со Справедливостью), а также к риторике, преподаванию и вообще всем ситуациям, когда необходимо публично обращаться к людям и быть чувствительным к коллективным стремлениям. По Суду идет новаторская и реформаторская деятельность, набор персонала, а в некоторых случаях – занятия, каким-то образом связанные с музыкой.
Коренное изменение ситуации.
В окружении благоприятных карт – к лучшему.
Однако нередко Суд проявляется весьма напряженно, вплоть до судебных разбирательств, аукционов, распродаж с молотка и необходимости покинуть теперешнее место пребывания.
Могут быть переезд в другой город, другую страну.
Суд несет большие перемены в личной жизни. На практике он чаще всего дает шанс искупить прошлые грехи, загладить ошибки, восстановить гармонию на определенном уровне – все приходит на круги своя. Улучшение и обновление отношений, прощение старых обид. Считается, что по Суду идут излечение от старых ран, прощение врагов, людей, причинявших боль, распутывание кармических узлов и решение наболевших проблем. Затрудняющие жизнь противоречения действительно сглаживаются, а из порочного круга удается выбраться.
Человеку, долгое время пребывавшему в одиночестве (особенно если его описывает Отшельник или близкий по смыслу сигнификатор) Суд предвещает внезапное обретение второй половины. По Суду находится и обретает новую жизнь то, что считалось утраченным, и отношений это тоже касается.
Суд извещает об освобождении всего, что летаргическим сном, похожим на смерть, спало внутри нас, и это внутреннее пробуждение приводит к новым ситуациям, означает глубокие изменения. Любовь, которая казалась давно и безнадежно потерянной, вновь вступает в свои права. «Труба зовет», чувства воскресают, есть смысл откликнуться на этот зов. Второго шанса может не быть еще очень и очень долго. Тем более, что Суд сам по себе помогает принятию окончательного решения и началу новой жизни. По сути это триумфальная весть о воссоединении и воскрешении. Здесь, конечно, надо обращать внимание на сопутствующие Арканы — иногда по Суду воскресает то, что уж лучше бы тихо лежало, и человек досадует на свою неспособность заколотить крышку этого гроба как следует.
Иногда, при соответствующих Младших Арканах – прибавление в семействе.
В отдельных случаях Суд описывает безусловно трансформацию и призыв в области личной жизни, которые оказываются для вопрошающего тяжелым испытанием. Например, это чрезвычайно сильная любовь и самоотдача со стороны другого человека, на которые надо ответить по прямому смыслу, например, отозваться на предложение о браке. Вопрошающий это чувствует как своего рода «долг», надо сказать «да» (и это как правило и есть долг – кармический! строго в соответствии со значением Аркана), но вот выполнить этот долг и этот внутренний приказ ему может быть сложно в силу целого ряда обстоятельств (надо смотреть на окружающие карты). Опять же, «труба зовет», есть громкий призыв от другого человека и суперэго подало знак, что надо действовать, но если человек ему не подчинится («а как же мое эго?!» то, которое не «супер», а просто эго), то последствия будут…плутонические. Вплоть до полного развала жизни или здоровья по непонятным причинам. Так работает Суд. Так работает Плутон. Эго не в счет.
Относительно здоровья карта проявляется двояко.
Она может обещать несомненное улучшение здоровья, приток энергии, восстановление после серьезной болезни, по ней можно «восстать из мертвых». Исцеление от депрессии. Освобождение от духовного и физического напряжения. Омоложение, мероприятия по общему укреплению здоровья, курс очищения, санаторий.
Но в отдельных случаях Суд призывает человека вон из этого мира, и если вопрос касается пациента реанимационного отделения больницы, то Двадцатый Аркан может сообщать о летальном исходе. Как уже упоминалось, Суд говорит о выходе за пределы физической реальности.
Как сигнификатор болезни Суд указывает на общее ужасное самочувствие (Плутон всегда тотален), ситуации, когда человеку «очень плохо»: это могут быть нарушения сердечной деятельности, сильная аллергия, несварение желудка, морская болезнь, болезненное начало менструаций, приступ мигрени, астмы или паранойи («голоса» и все такое). Дееспособность во всех таких состояниях, мягко говоря, понижена.
В перевернутом положении Суд – грозный сигнификатор. Его традиционное (и подтверждающееся на практике) значение – неизлечимый недуг. Положение практически безнадежно, и это надо постараться принять как есть.
Да, желаемое становится реальностью.
Символически на карте изображен трубящий Архангел Гавриил, призывающий души на Страшный Суд. На этом Аркане изображается, собственно, не сам Суд, а Воскресение, то есть момент возрождения и освобождения чего-то, долго бывшего подавленным или скрытым, это выход истинного, Божественного начала из темницы к свету. Карта олицетворяет важный, решительный шаг на пути становления личности, удачное завершение очередного этапа ее алхимической трансформации, то есть превращения низшей материи в высшую. Происходит духовное пробуждение, безмерно возросшая мощь подсознания (традиционно оно ассоциируется с водой, а на карте Уэйта гробы плывут по реке, указывая, что это что-то пробуждается именно во внутреннем мире) увлекает душу в горнило Божественной силы. Суд – это мистерия Преображения, Посвящения, глубинной духовной самореализации, озарения, благовещения, громкий внутренний голос, внятно говорящий какие-то вещи, от которых невозможно увернуться.
Это очень сильная карта по части всплесков кармической памяти, и эта идея отражена в целом ряде колод. Суд олицетворяет тайну постоянного возрождения духа. Он возрождается и на протяжении одной жизни, и после перехода в другое тело, неся в себе «семена кармы».
По Суду идет пробуждение и осознание «спящих» чувств, мыслей и идей, актуализация забытого, казалось бы «умершего» опыта. Снова становятся притягательными и исполненными силой образы, уже, казалось бы, умершие для души (или это она для них умерла, а теперь «воскресе»). Вновь звучит призывный голос истины и высшего призвания, и навстречу ему встает из гроба то, что казалось было мертво, происходит освобождение от савана прошлого.
В смысле возрождения – это еще и духовная работа с кармой, осознание накопленного опыта прошлых воплощений, созерцание и анализ пройденных троп, отчет за былые деяния. По Суду идет выход за пределы физической реальности, за рамки ограничений одной жизни. Ситуации, связанные с этим Арканом, по сути есть подтягивание кармических «хвостов», ответ за деяния в прошлом и ИСЦЕЛЕНИЕ души. Здесь силен не столько мотив справедливости «око за око», сколько мотив исправления, очищения и возрождения (для чего, собственно, это «око за око» и бывает нужно как воспитательное и искупительное средство).
На Двадцатом Аркане могила или гроб понимается как athanor в алхимии, горнило, место, где происходит превращение тела в дух. Интересно, что в астрологии Могила или Гробница (Geniror) – это символическое наименование IV дома, который также отвечает за истоки человека, место, откуда он вышел, как из гроба или утробы. В бытовом плане это дом и род, а в оккультном – кармическое происхождение, постижение изначальной традиции, глубинная память прошлых воплощений, в полном согласии с глубинным смыслом Двадцатого Аркана.
Зайченко пишет: «Каким бы ни был контекст, карта Суд – это в конечном счете дань невероятной отваге, жизнеспособности и прочности человеческого духа. Триумфальный момент возрождения становится торжеством выживания». Суд несет призыв к возрождению, самореализации, по этой карте ощущается голос высшего призвания (а оно обычно связано с целями не на одну жизнь, а на целый цикл воплощений). Поскольку обычно человек живет в полном забвении относительно этого самого призвания, по Суду истинно происходит духовное воскресение, спящий пробуждается. Его пещера трескается и разламывается, и он выходит на свет Божий. Иногда этой «пещерой» оказывается материальное земное тело человека, из которого выходит на свободу душа, поэтому карта Суд иногда гораздо точнее и непосредственнее карты Смерть может указывать на исход человека из этого мира. Эта карта символизирует освобождение тройной духовной силы человека от могилы его материального существования. Поскольку только одна треть духа входит в физическое тело, а остальные две трети составляют Герметический Антропос (или Сверхчеловека), то только одна из них действительно восстанет из гроба. Звук трубы (фанфары) символизирует сотворение Мира, и при этом звуке человек освобождается от земных ограничений. Томберг рассматривает Суд как синтез жизни и смерти: после воскресения восставший из мертвых может действовать так, словно он жив, но в то же время он свободен от земных уз, как если бы был мертв. Филадоро отмечает, что Суд делает различие между тем, что духовно и тем, что все еще материально. «Это не крестовый поход против материального. Дух сошел в материю, делая ее божественной и, следовательно, духовной. Но посвящение в Таро – путешествие по Арканам – предсказывает, что, освободясь от ограничений материального мира, Герой достигнет этапа величайшей духовной свободы».
Астрологически карта связывается с планетой Плутон, энергия которого, приобретенная им во время дисгармоничного состояния разрушения старого, дает возможность начать все сначала. Эта та внутренняя энергия, которая способна вознести помыслы человека до их реализации в мире и которая, базируясь на понятии смерти, разрушает все никчемное старое. В образе планеты Плутон трансформация соотнесена со страданием и страстью — близкими, но все же разными понятиями. Пробуждение и Суд над собой есть субъективный уход во внутренний мир, максимальная отстраненность от мира внешнего и воплощение только тех идей, которые способен контролировать разум. И в особенности в культуре прошлого представление об обновлении мира связывалось с аскетическими подвигами спасения своей души и душ своих ближних, но сейчас оно входит в обычную жизнь вместе с понятием любви, и миряне трансформируют друг друга своей любовью.
Суд – это очень важная карта всегда, и очень позитивная карта для людей, которые долго жили именно верой во что-то, причем без всяких гарантий. Урок этой карты – понять, что та цель, к которой ты бессознательно шел годами, лишь веруя, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО существует. «По вере вашей да будет вам» — Суд обещает награду за устремления.
Это карта настоящих героев духа, которые долго стремились к цели, поддерживаемые лишь собственным убеждением, что эта цель должна существовать и стоит того, чтобы к ней стремиться. Они не имели никаких доказательств, что то, к чему рвется их душа, чему посвящен каждый их день, в принципе существует или будет ими когда-нибудь достигнуто. Единственное доказательство они несли сами в себе, в своем сердце. И Суд возвещает им, что эта цель действительно существует, и нет ничего более ценного, чем стремиться к ней. Суд несет награду за эту сверхъестественную решимость, сверхчеловеческое устремление. Отныне не нужно слепо верить, есть настоящее подтвержденное знание. Из глубин так долго молчавшей Вселенной пришел ответ, причем на конверте точно написано и твое имя, и адрес твоего захолустья. Тебя видят, о тебе знают, тебя помнят высшие силы – что может превзойти это? Гарри Поттер получает письмо из Хогвартса, где говорится, что он волшебник и пора собираться. Вот оно, освобождение, новое рождение, восторг призвания. Конец замешательству, сомнениям, всей старой жизни. Дан ответ, разрешивший все загадки, ответ, который в глубине сердца был известен всегда. На колебания и малодушие нет времени – этим путем надо следовать, ухватившись за возможность обоими руками. Эту награду можно заслужить только верностью себе.
Здесь можно вспомнить слова Ричарда Баха о том, что человек доверяет свою жизнь служению тому, во что он верит. «Эти его идеи должны выдерживать груз сотен вопросов, которые он задает самому себе, плюс бремя сотен критиков, циников и любителей разрушать, плюс тяготы всех последствий, к которым они приведут. Будь они сделаны из стали, сталь бы не выдержала». Суд – это награда тем, кто выдержал.
Для тех, кто не выдержал, Суд – это…Страшный Суд. Иногда – очень страшный. В этой карте действительно сильно влияние Плутона, и те, кто знаком с астрологией, ведают, какова эта планета.
Стадия в духовном развитии, символизирующая прямое познание воли кармы и ее великих взаимосвязей. Все движется к неминуемому высшему суду, когда мы получаем ответ на все вопросы. Это миг отчета за использование и неиспользование возможностей, честная оценка собственных усилий и достижений. Она может быть болезненной с той точки зрения, что человек должен наконец осознать свое Высшее Призвание, научиться мыслить шире, выйти за пределы своего маленького я. Моральное пробуждение, испытание совести. Суд – это духовное возрождение человека, искупление прошлого (и чем глубже чувства, тем больше искупление). Эта сверхъестественная радость и окрыленность отпущения знакома тем, кому случалось пережить действительное раскаяние и получить существенное для них прощение.
Примечание: карта имеет особое отношение к празднику Троицы! И, наверное, недаром – на Аркане изображена триада: мужчина, женщина и дитя. Еще одно интересное значение состоит в том, что если эта карта выпадает человеку, который до этого молился, обращался к небесам с какой-то просьбой или покаянием, это четкий знак, что его молитва услышана. Это не гарантирует того, что все прям тотчас сбудется, но в целом карта Суд способствует чудесным превращениям и таким событиям, которые подтверждают человеку, то он был прав, когда верил и надеялся.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — творческий подъем; тяга к путешествию.
+ I. Маг — рост профессионализма; открытие способностей.
+ II. Верховная Жрица — подавать знаки.
+ III. Императрица — рождение.
+ IV. Император — расширение проекта, семьи.
+ V. Иерофант — спасение души.
+ VI. Влюбленные — огласить решение; обнародовать выбор.
+ VII. Колесница — закрепление победы.
+ VIII. Справедливость — осмысление ошибок прошлого; освобождение по суду; оглашение решения, постановления, приговора.
+ IX. Отшельник — переоценка; согласие с самим собой.
+ X. Колесо Фортуны — вдохновляющие перемены.
+ XI. Сила — рост потенциала.
+ XII. Повешенный — радикальная перемена; раскаяние.
+ XIII. Смерть — смертный приговор; возмездие; предать забвению.
+ XIV. Умеренность — заживление.
+ XV. Дьявол — нежелание преобразиться.
+ XVI. Башня — испытание.
+ XVII. Звезда — просветление.
+ XVIII. Луна — неверный сигнал; ложный вызов.
+ XIX. Солнце — известность, рождение творческих способностей; раскрытие таланта; исцеление.
+ XXI. Мир — признание по заслугам; открывать мир; подводить итог; свобода.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — возможность начать все сначала.
+ Двойка Жезлов — выбирать направление.
+ Тройка Жезлов — получить опыт.
+ Четверка Жезлов — помощь в доме.
+ Пятерка Жезлов — изменение мнения.
+ Шестерка Жезлов — принять ответственность на себя.
+ Семерка Жезлов — помощь в борьбе с трудностями; иметь тыл.
+ Восьмерка Жезлов — начать действовать; достучаться; освобождение.
+ Девятка Жезлов — собраться с силами.
+ Десятка Жезлов — выполнить долг.
+ Паж Жезлов — раскрывать талант.
+ Рыцарь Жезлов — оказаться в центре событий.
+ Королева Жезлов — продвижение в карьере, творчестве.
+ Король Жезлов — мотивировать.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — открыть душу; оживление отношений.
+ Двойка Кубков — достижение компромисса.
+ Тройка Кубков — эмоциональное обновление; праздник души.
+ Четверка Кубков — чувство вины; нежелание видеть новые возможности.
+ Пятерка Кубков — сожаление.
+ Шестерка Кубков — привязанность к прошлому.
+ Семерка Кубков — предаться мечтам и иллюзиям.
+ Восьмерка Кубков — отказаться от проторенных путей.
+ Девятка Кубков — заслуженное счастье.
+ Десятка Кубков — налаживание отношений в семье.
+ Паж Кубков — раскрытие творческих способностей.
+ Рыцарь Кубков — разрешение конфликта; добиться согласия.
+ Королева Кубков — новый старт для Королевы.
+ Король Кубков — новый старт для Короля.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — решительность; новый взгляд; призыв к действию; высший разум.
+ Двойка Мечей — безысходность.
+ Тройка Мечей — болезнь.
+ Четверка Мечей — восстановление здоровья; приход в себя после периода прозябания.
+ Пятерка Мечей — грязная травля.
+ Шестерка Мечей — шаг вперед из небытия.
+ Семерка Мечей — выход окольным путем; уклончивое решение.
+ Восьмерка Мечей — сигнал тревоги.
+ Девятка Мечей — страдания по поводу своего мучительного положения; чувство заброшенности.
+ Десятка Мечей — оказаться на дне.
+ Паж Мечей — недоразумения на пути реабилитации; подножка.
+ Рыцарь Мечей — давление; призыв в армию.
+ Королева Мечей — прошедшая через страдания.
+ Король Мечей — судья.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — благоприятное начало.
+ Двойка Пентаклей — растерянность; воздаяние.
+ Тройка Пентаклей — широкие возможности для проекта.
+ Четверка Пентаклей — закладка надежного фундамента.
+ Пятерка Пентаклей — ухудшение состояния.
+ Шестерка Пентаклей — прощение; воздаяние.
+ Семерка Пентаклей — отсрочка в разрешении ситуации.
+ Восьмерка Пентаклей — терпеливый выход из затруднительного положения.
+ Девятка Пентаклей — экономически благоприятная ситуация.
+ Десятка Пентаклей — наследство.
+ Паж Пентаклей — новая возможность для проекта.
+ Рыцарь Пентаклей — медленное оживление ситуации.
+ Королева Пентаклей — материальная поддержка.
+ Король Пентаклей — повышение по службе; заслуженный материальный успех.