Меню Закрыть

СКАНДИНАВСКИЕ БОГИ — КУДА НЕСТИ ДАРЫ?

СКАНДИНАВСКИЕ БОГИ - КУДА НЕСТИ ДАРЫ? Вообще самым универсальным деревом является ясень. Поэтому, если не знаете или не уверены куда нести, несите к ясеню. Также если делаете общее подношение, обращенное всему пантеону сразу, то тоже к ясеню.

Куда нести дары?

  • Одину – ясень, тис.
  • Тору – дуб, рябина.
  • Фрейр – плодовые деревья, кустарники (орешник, можжевельник, крыжовник).
  • Тюр – можно к ясеню.
  • Хеймдалль – ясень, тис.
  • Бальдр – липа.
  • Локи – также можно к ясеню.
  • Улль – тис, можжевельник.
  • Фрейя – бузина.
  • Фригг – береза, липа.
  • Скади – ели, карликовые березы.
  • Эйр – береза.
  • Индунн – можно к ясеню или яблоне.
  • Сив – рябина.
  • Соль (Сунна) – ясень.
  • Сюн – ясень.
  • Труд – ясень.

Вообще самым универсальным деревом является ясень. Поэтому, если не знаете или не уверены куда нести, несите к ясеню. Также если делаете общее подношение, обращенное всему пантеону сразу, то тоже к ясеню.

Для мужских божеств можно выбирать “мужские” деревья, для женских, соответственно, более женские. Тем же женским божествам подойдут цветущие и плодоносящие сладкими плодами деревья. Хотя и со своими исключениями.

Иногда с дарами можно особо и не экспериментировать. Просто отнесите яблок (желательно желтых) и преподнесите их как пожелание божеству здоровья и долголетия. Ничего неожиданного в такой мысли нет.

По германо-скандинавской мифологии их боги смертны. Чтобы продлевать свое долголетие и здоровье, им приходится вкушать золотые яблоки, хранительницей которых является Индунн. Поэтому такой жест вполне будет соотносится с северной традицией.


  • Кошки и магия: от древности до наших дней

    Кошки и магия: от древности до наших дней

    Кошки всегда были окутаны мистикой и тайной. На протяжении веков их связывали с магией, ведьмами и колдовскими ритуалами. Наши предки верили, что кошки могут приносить счастье или, наоборот, отводить удачу от дома. В Древнем Египте кошки пользовались таким почетом, что их убийство считалось страшным преступлением.

    Кошек приглашали к семейному столу, а бродячих животных встречали с радостью перед праздниками и важными событиями. И по сей день кошки остаются загадочными существами, окруженными ореолом таинственности. Многие считают, что они не случайно сопровождают колдунов и ведьм.

    В эпоху Средневековья инквизиторы часто подозревали кошек в связях с нечистой силой. Они верили, что ведьмы могут превращаться в животных, и нередко обвиняли кошек в колдовстве. Животных сжигали на кострах и вешали, считая их виновниками бед и несчастий.

    Один из самых известных случаев произошел в 1718 году. Уильям Монтгомери утверждал, что видел, как под его окнами собиралась стая кошек, которые разговаривали между собой на человеческом языке. Отважный горожанин решил бороться с ними и убил двух животных, ранив третье. На следующее утро стражники обнаружили тела двух старух, подозреваемых в колдовстве, и их раненую помощницу.

    Среди моряков также существовало поверье, что черная кошка, пробравшаяся на корабль, приносит счастье команде и судну. Если животное падало за борт, это считалось предвестником разрушительного шторма. Известны случаи, когда моряков спасали, вынося кошек с тонущего корабля, как драгоценный груз, и никто не решался бросить их на погибель.

    Кошачья шерсть также обладала магическими свойствами. Ее использовали в амулетах и оберегах, а также для лечения различных недугов. Считалось, что купание в воде, в которой мыли кошку, могло избавить человека от всех болезней. Животное якобы уносило все хвори за порог, и они больше не возвращались.

    В XXI веке кошки продолжают оставаться популярными домашними питомцами. Их любят и холят, берут с собой в путешествия и даже на Новый год в Подмосковье. Многие верят, что кошачьи «помнушки» помогают избавиться от головной боли, дискомфорта в области живота и стресса.

    СКАНДИНАВСКИЕ БОГИ - КУДА НЕСТИ ДАРЫ? Вообще самым универсальным деревом является ясень. Поэтому, если не знаете или не уверены куда нести, несите к ясеню. Также если делаете общее подношение, обращенное всему пантеону сразу, то тоже к ясеню.
  • Путешествие в мир магии звука: практики с этническими инструментами

    Путешествие в мир магии звука: практики с этническими инструментами

    Каждый из нас использует различные практики, медитации. Но знайте ли вы куда можно дойти,если следовать за звуком? Думаю для искателей новых ощущений и состояний будут интересны практики с использованием музыкальных инструментов. И самое главное, для подобных практик не обязательно быть профессиональным музыкантом. Для этого существуют этнические инструменты. Эти инструменты легки в освоении,не требуют особой музыкальной одарённости, слуха, чувства ритма и прочего.

    Эти инструменты были созданы обычными людьми для простого народа. В древности люди знали о магической силе музыки. Многие используют в различных традициях всё что способно воспроизвести музыку.. Тибетские чаши, бамбуковые флейты, варганы, барабаны, ну и конечно же самый главный «инструмент», которым одарён каждый из нас,это голос.

    Самое главное это найти «Свой» инструмент, подходящий именно Вам.
    В первую очередь нужно отталкиваться от того,насколько приятен для вас инструмент на слух,насколько он затрагивает внутренние струны души. Какие эмоции он у вас вызывает?Если вы чувствуйте невероятное притяжение то следует обратить внимание на него.

    Так же,хочется отметить, что каждый инструмент обладает определённой энергетикой и свойствами. Например варган в шаманской традиции считается Иньским инструментом, а шаманский бубен, барабаны- яньским. Флейты обладают гармонизирующими и успокаивающими свойствами, в то время как ритуальные барабаны могут волновать и пробуждать в вас силы.

    Это очень важно. Вы должны оценивать ваше состояние на данный момент и то что вам необходимо. Музыкальный инструмент может стать проводником к необходимым состояниям,энергиям и возможно мирам. Зависит всё от вас и как далеко готовы вы зайти,следуя за нотами.

    Необходимо собрать информацию на сколько инструмент сложен в освоении для вас. Хотя, опять же повторюсь,этнические духовые инструменты,варганы,барабаны, не требуют особого мастерства. Лишь сноровка и безграничное желание.
    Последний этап. Если вы определились и поняли что это то что вам нужно, то смело приобретайте и вперёд.. В мир магии звуков..

    Для ознакомления хочется конечно предоставить краткий перечень этнических инструментов, которые Вам могут помочь и в медитации,так и в магических целях,а так же и в целительских практиках.

    Варган

    Один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. В древности считалось, что игра на варгане очищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cсовременные ученые.

    По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.
    Засчёт того что полость рта и черепная коропка является резонатором,и вибрации глубоко отдают в мозг, варган позволяет быстро войти в состояние транса.

    Звуковую вибрацию варгана можно собирать в любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Спирально закрученные звуковые вибрации при прохождении по энергетическим каналам внутри человека разбивают психоэнергетические блоки, мешающие свободному протеканию энергий, на чем основан мощный целительский эффект, который наблюдается при игре на этом древнейшем эзотерическом музыкальном инструменте.

    Игра на варгане может вызывать состояние легкого контролируемого транса, при котором могут возникать эффекты спонтанного яснознания, ясновидения или яснослышания. При концентрации звуковой вибрации варгана в области локализации чакр происходит их спонтанное раскрытие, причем эффект открытой чакры сохраняется довольно длительное время и после окончания игры на варгане.

    Природа энергетического воздействия варгана на человека. Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. И можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём. В биологии известны так называемые альфа- , бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Возникает ощущение, «что крыша куда-то поехала». Мир магически преображается, и мы начинаем видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечали до этого. Этот любопытный эффект испытывает любой человек, начинающий играть на варгане. Он проявляется быстро и мощно.

    Если вы знакомы с «энергетическими» практиками и знаете картографию изменённых состояний сознания, то варган поможет вам выйти в «верхний мир» за информацией, в «нижний мир» за силой и в «средние миры» для активных действий, преобразующих реальность. Этому может научиться любой человек. Притом надо научиться один раз и умение останется с Вами на всю жизнь, так же как умение кататься на велосипеде. Со стороны это сложно, на самом деле, когда Вы освоите, это будет естественно и просто, так же как дышать и жить. С моей точки зрения это просто своеобразная «энергетическая грамотность», необходимая каждому.

    Как используют в целительстве варган шаманы? Они играют на варгане, и концентрируют эту вибрацию и начинают перемещать ее по своему телу, по энергетическим каналам подобно рентгену. В тех местах, где есть психоэнергетические блоки, залипания, это сразу же чувствуется. Там другая плотность, другое звучание, другой тон. Обозначив эти места в своем теле или теле клиента, концентрируют там вибрации, промодулированные внутренней безмолвной мантрой, и разрушают блок. Можно сконцентрировать исходящую звуковую вибрацию на любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства.

    Бамбуковая флейта

    Бамбуковая флейта – это изумительный природный инструмент. Бамбук и тростник являются готовой природной трубкой, и везде, где они растут, из них делают дудки, свирели, флуеры, банси, ди, сяо, кены, сякухати – в каждой культуре найдется свое название, но всех их объединяет одно – все это флейты по способу звукоизвлечения.

    Игра на флейте приносит ошеломляющий целебный эффект. Выдыхая, вы освобождаете свое дыхание свой организм от негативной энергии, которая годами скапливалась у вас внутри и нарушала жизненные
    процессы, протекающие в вашем организме. Лечебная вибрация флейты подтверждается не только многочисленными научными исследованиями и рекомендациями врачей, но и личным опытом, каждого, кто начал путь
    к исцелению своих болезней. Путь к душевному равновесию и гармонии.

    Сложно сказать к какой стихии и какой энергии можно отнести данный инструмент. В одно время используется дыхание. Играющий вдыхает воздух и инструмент оживает за счёт потока воздуха. На самом деле всё очень индивидуально. Все флейты разные. Есть очень лёгкие и воздушные. А есть очень глубокие, корневые. Они делаются из нижней части бамбука,от которой отрезается корень. Такие флейты подходят для глубоких медитаций.

    Опять же свою флейту нужно искать. Как по звуку ,так и пробовать по ощущениям. Всё зависит от ваших потребностей и вас самого.. Во многих магических практиках и разных традициях используются дыхательные практики. Флейта вам обеспечит отличную практику. Это основа. А если прибавить к этому ещё звук, за которым если вы последуйте отключив внутренний диалог,то эффект не заставит долго себя ждать. Тогда и начнутся настоящие чудеса. Возможно вы почувствуйте и узнайте о себе такое, чего бы никогда не узнали с помощью других практик.
    Кстати в некоторых буддийских монастырях присутствуют обязательные практики и медитации с бамбуковой флейтой.
    Флейта лечит душу. Успокаивает разум. Дарует спокойствие.

    Бубен

    Самым эффективным способом входа в состояние транса являются ритмичные удары в бубен. Научными исследованиями было установлено, что повторяющиеся ритмы с определенной частотой ударов могут вызвать гипнотическое состояние, аналогичное шаманскому трансу. Ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть то громче, то тише, в зависимости от состояния сознания шамана в данный момент.

    Бубны у монгольских и сибирских племен обычно имеют довольно большой диаметр и обладают глубоким резонирующим звуком, вибрации которого проходят сквозь тело. Часто бубен держится рядом с лицом или над головой, так что его вибрации резонируют в голове и верхней части тела с большой силой.

    Диджериду

    Диджериду (Didgeridoo) — древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Этот инструмент обладает особой магической силой. Неслучайно к его игре советуют прислушаться, как к высказыванию мудрого человека. « Волшебное звучание диджериду зовет нас вспомнить земное и духовное наследство » — это одно из многих высказываний, которые так точно передают то незабываемое впечатление, которое может произвести только такой загадочный инструмент как диджериду.

    На севере Австралии, где появилась диджериду, его называют «Йедаки». Самая большая диджериду достигает в длину до трех метров. Играют на ней только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду.

    Диджериду создает сама природа, поэтому и звук ее максимально близок к природе. Когда вы впервые услышите живой звук диджериду, вы переживете чувство реального единения с чудом и вашу душу заполнит бесконечная гармония и блаженство. Интересен факт изготовления этого инструмента – он делается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Остается отыскать эти «заготовки» и вы – обладатель диджериду.

    С появлением в мире диджериду связано множество легенд. Так, согласно одной из них, божественные сущности ванджина создали мир по образу, который им явился во сне. Выполнив столь нелегкое дело, они решили покинуть Землю и переселиться в духовный мир. Однако они очень любили людей и решили оставить им в дар диджериду. Это не просто подарок, а некий коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.

    Диджериду обладает живительной силой. Согласно древнему сказанию, диджериду – это флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности. Однажды Юрлунггур в ярости проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она вдохнула жизнь в их безжизненные тела. Эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни.

    Есть множество видов барабанов, духовых инструментов различных народов мира.
    Вообще в руках мага,любой инструмент,не только музыкальный,конечно же, может стать проводником в различные состояния и измерения.
    Несомненно вокальные практики,особенно глубокие,как горловое пение, то же, природный сильный резонатор. Думаю, весьма интересен и эффективен.


  • МОЛИТВЫ ОТ СГЛАЗА И ПОРЧИ В ПРАВОСЛАВИИ

    МОЛИТВЫ ОТ СГЛАЗА И ПОРЧИ В ПРАВОСЛАВИИ

    Порча и колдовство — это целенаправленное негативное воздействие, в отличие от сглаза. Кто-то намеренно вредит другому из-за зависти, вражды или личной неприязни. Если не снять действие черной магии, это может ухудшить здоровье и жизнь. Православные молитвы от порчи и сглаза защитят человека, даже если негатив послан опытным колдуном.

    Порчу наводят разными способами, поэтому подбирать молитву нужно индивидуально. Чаще всего обращаются к молитве «Отче наш». Её читают несколько раз в полном одиночестве. Это не только приносит облегчение, но и защищает от негатива в будущем. При колдовстве «Отче наш» необходимо читать в течение 40 дней утром и вечером.

    Молитвы от сглаза и порчи

    Существуют три сильные молитвы, которые могут помочь избавиться от сглаза и порчи:

    • 90-й псалом;
    • молитва святому Киприану;
    • молитва Животворящему Кресту.

    Для лучшего результата рекомендуется читать их из первоисточника.

    Как правильно читать молитвы

    Невезения и проблемы случаются с каждым, но если беды преследуют вас постоянно, это может быть признаком магического воздействия. Чтобы молитва против порчи, сглаза и колдовства была эффективной, нужно настроиться. Во время чтения не отвлекайтесь на посторонние мысли. Сомнения делают молитву бесполезной, поэтому важна искренняя вера. Свечи можно не зажигать, но они помогают быстрее сосредоточиться. Верующему человеку достаточно выучить несколько молитв, чтобы защитить себя от черной магии. Они безопасны по сравнению с обрядами. Нельзя сочетать чтение молитв и проведение ритуалов, так как это может усилить действие порчи и нанести непоправимый вред.

    Молитва защищает и дает верующему человеку веру в свои силы и помощь от высших сил. Она способна восстановить энергетическое поле, поврежденное колдовством. Если снять сглаз самостоятельно, у человека появляется иммунитет к магическому влиянию.

    Кому молиться о защите

    Молитвы от неудач, колдовства и порчи помогут защитить человека и улучшить его жизнь. Только искреннее обращение, наполненное верой, будет услышано высшими силами.

    Молитва Иисусу Христу

    Наиболее сильной молитвой против порчи является обращение к Всевышнему. Именно Иисус Христос своей кровью искупил все грехи людей, которые живут на планете. Он способен помочь страждущим и просящим. Сильные моления обращены к Святой Богородице и Иисус Христу.

    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешнаго.

    Молитва Матроне Московской

    Еще одной сильной молитвой от порчи является обращение за помощью к Матроне Московской. Делается это по специальной схеме. Сначала произносят первую часть молитвы в храме, где будут гореть три свечи возле икон Блаженной Старицы Матроны Московской, Николая Чудотворца и Иисуса Христа.

    «Обращаюсь к тебе, о, блаженная Старица, Матрона Московская. Услышь мольбу мою и не откажи в моей просьбе. Очисти меня от глаза и порчи, оттолкни от меня дьявольские пакости недобрых и злобных людей. Убери с моей души сажу чуждую мне греховную и не наказывай болью страшной бренное тело. Я искренне раскаиваюсь во всех своих ведомых и неведомых прегрешениях, свершенных исключительно по моему неразумению.Сотри с моей души нетерпимость, злобу и безверие. Испроси у Господа Бога милости для меня.Восстанови мою искреннюю веру в Бога. Аминь».

    90 Псалом

    Считается одной из самых сильных и старейших молитв, написанных царем Давидом. У нее есть другое название – «Живой в помощи». Ее читают при наличии сглаза, порчи и других видах колдовства. Псалом 90 позволяет избавиться от нечисти, наладить свои дела.

    1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
    2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
    3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
    4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
    5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
    6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
    7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
    8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
    9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
    10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
    11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
    12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
    13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
    14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
    15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
    16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

    90 Псалом. Перевод на русский язык:

    1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
    2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
    3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
    4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
    5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
    6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
    7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
    8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
    9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
    10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
    11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
    12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
    13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
    14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
    15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
    16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

    Молитва мученикам Иустинии и Киприану

    Не только к святым можно обращаться с сильными молитвами от колдовства, но и к священномученикам. Киприан до того, как прийти к Христу обращался к помощи к дьяволу, но вера помогла ему на путь истинный. Затем он стал епископом. Иустиния вместе с Киприаном стали жертвами гонений на христиан.

    О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина!Внемлите смиренному молению нашему.

    Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте,
    присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе.

    Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте.

    Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена).

    Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Аминь.

    Молитва Николаю Чудотворцу

    При диагностировании запущенного влияния черной магии необходимо проговаривать сильную молитву от порчи Николаю Чудотворцу. Священномученик поможет избавить человека от колдовства. Молитву можно сочетать с проведением ритуалом, она усиливает их действие. Моление способно поставить защиту на человека от зависти окружающих людей.

    «Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. Не виня в душе своей никого, я прошу лишь у тебя одного. Помоги всем моим членам семьи, и коль есть, то порчу с нас забери. Все болезни, склоки, ссоры и зной, ты святой водицей этой умой. Пусть от порчи не страдает колдун, от нее же не погибнет ведун. Пусть в семье моей не будет разлад, умоляю я тебя во стократ. Да будет воля твоя. Аминь».

    Молитва Господу от чародейства

    Молитву от порчи необходимо читать ежедневно утром и вечером. Обращение к Животворящему кресту можно проговаривать как дома, так и в церкви. Чтобы усилить эффект от моления рекомендуется зажечь церковную свечу. Если молитва была прочитана в церкви, то при выходе необходимо поставить свечу за свое здравие и взять домой святой воды для умывания.

    Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, огради́ мя святы́ми Твои́ми А́нгелы, моли́твами Всепречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, свята́го архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих Небе́сных сил беспло́тных, свята́го проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна, свята́го апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва, священному́ченика Киприа́на и му́ченицы Иусти́ны, святи́теля Никола́я, архиепи́скопа Мир Лики́йских, Чудотво́рца, святи́теля Льва, епи́скопа Ката́нскаго, святи́теля Ники́ты Новгоро́дскаго, святи́теля Иоаса́фа Белгоро́дскаго, святи́теля Митрофа́на Воро́нежскаго, преподо́бнаго Се́ргия, игу́мена Ра́донежскаго, преподо́бных Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких, преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго, Чудотво́рца, святы́х му́чениц Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и ма́тери их Софи́и, свята́го му́ченика Три́фона, святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны и всех святы́х Твои́х, помози́ мне, недосто́йному рабу́ Твоему́ (имя молящегося), изба́ви мя от всех наве́т вра́жиих, от вся́каго зла, колдовства́, волшебства́, чароде́йства и от лука́вых челове́к, да не возмо́гут они́ причини́ти мне нико́его зла. Го́споди, све́том Твоего́ сия́ния сохрани́ мя зау́тра, и полу́дне, и ве́чер, и на сон гряду́щаго и си́лою благода́ти Твоея́ отврати́ и удали́ вся́кая зла́я нече́стия, де́йствуемая по науще́нию диа́вола. А́ще ко́е зло замы́слено или соде́лано е́сть, возврати́ его́ па́ки в преиспо́днюю. Я́ко Твое́ е́сть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.


  • ТАРО И ТАТУИРОВКИ: магия на теле или просто украшение?

    ТАРО И ТАТУИРОВКИ: магия на теле или просто украшение?

    В последние годы татуировки с символикой Таро стали особенно популярными. Многие люди, увлеченные мистикой и эзотерикой, стремятся запечатлеть на своем теле изображения арканов, мастей или даже целых раскладов. Однако, как и в случае с любыми магическими практиками, здесь важно понимать, что татуировка может не только украсить тело, но и повлиять на жизнь владельца. В этой статье мы рассмотрим, какие виды татуировок Таро существуют, и как они могут влиять на человека.

    1. Нанесение отдельной символики

    Чаще всего в качестве татуировок выбирают символы мастей Таро: жезлы, пентакли, мечи и чаши. В качестве эскиза выбирается мотив соединения всех мастей в гармоничной системе. Эта татуировка, по сути, лишь отображает четыре большие сферы, поэтому не несет сильного влияния, кроме возможной гармонии. Часто её делают тароманы, чтобы показать любовь к мантике, чем ради магического воздействия и помощи.

    2. Нанесение определённого Аркана

    Эта категория, пожалуй, не менее распространённая, но и самая опасная (по моему мнению). “Бум” подобных татуировок также связан с колодой Wild Unknown. Изображение Аркана в данном случае должно призывать определённые энергии и архетип в жизнь владельца. Стоит помнить, что у каждой карты есть не только Свет, но и Тень (одна из причин, почему нет “плохих” и “хороших” арканов). Кроме того, изображение конкретной одной силы является постоянным её привлечением. Здесь можно вспомнить про луч солнца, бьющий в одну точку: он приятен, полезен, но бумагу прожжёт. В качестве “бумаги” выступает дух человека.

    3. Нанесение (идеальных) раскладов

    Казалось бы, здесь несколько Арканов, что должно быть даже пагубнее предыдущего пункта, но дело обстоит иначе. В раскладах у каждой карты есть обозначенная позиция. Таким образом, влияние Аркана и его Тени ограничено условием, причём в данном аспекте Тень может и не проявляться/не быть невыгодной. Здесь можно задать “идеальные” архетипы, которые будут проявляться, выходить на поверхность в разных областях деятельности и взаимодействия с людьми; также можно заложить желаемый отклик коллективного бессознательного.


    Личное мнение

    Лично мне кажется чрезмерным и опасным постоянное использование энергии, бьющей в точку. Это чревато последствиями. Однако, использование символики, выверенной веками (ещё до создания Таро, поскольку символы и сама система — наследие старых оккультных школ), действительно, очень сильный инструмент. Нанесение временных изображений не всегда удобно, их приходится часто подновлять, но сегодня существует множество способов для нанесения достаточно стойкого рисунка. Впрочем, наносить всё равно должен знающий.

    Заключение

    Татуировки Таро могут быть не только красивым украшением, но и мощным магическим инструментом. Важно понимать, что каждая татуировка может влиять на вашу жизнь, и подходить к выбору символики с осторожностью. Если вы решите сделать татуировку с символикой Таро, убедитесь, что вы понимаете её значение и готовы к возможным последствиям.


  • МАГИЯ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

    МАГИЯ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

    Древним славянам было свойственно космоцентрическое мировоззрение, которое по своему отношению к природе значительно отличается от современного, технологического. Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому и обожествлял ее. Он обожествлял все природные стихии (огонь, воду, землю, воздух), считая их одушевленными (анимизм) и разумными (фетишизм). Поклонение природе, ее силам находит выражение в славянской магии. Люди верили, что при помощи определенных заклинаний, «заповедных» слов и действий можно владеть светлыми и темными существами, господствовавшими над ними. Считая все окружающее живым, человек, например, в своей тени видел нечто живое, как бы часть самого себя; точно так же он смотрел на свое изображение и даже на имя. По мнению язычников, такие явления, как дождь, град, молния, гром, ураганы, землетрясения, происходят не сами по себе, а ниспосланы тем или иным божеством, управляющим этими стихиями. Поэтому и просят славяне заступничества у солнца, луны (месяца), звезд, духов лесов, морей, рек и т.п., ищут у них поддержки, просят сил для совершения какого-либо действия, стремятся узнать у них свою судьбу.

    Магические действия славян делятся на две группы: заговоры и гадания.

    Заговоры (присушки, отсухи, шептания, заклинания, наговоры, обереги, слова и т.д.) направлены на исполнение какой-либо воли – доброй или злой – кудесника.

    Гадания помогают с помощью потусторонних сил получить сведения о будущем. Гадающие очень часто прибегают еще к одному магическому средству – обращаются к силе растений: трав и деревьев. Целители, знахари и колдуны составляли так называемые чародейские травники, в которых описывалась сила и предназначение каждой используемой травы, а также способы ее сбора и применения.

    Гадания

    Если раньше человек обладал даром предвидения, то жизнь в обществе по разным причинам вынудила его отказаться от многих своих умений или модифицировать их, придав им «более цивилизованную» форму. Так из удивительного дара предвидения, интуиции, «шестого чувства» сформировалось гадание (ворожба). В язычестве гадание составляет одно из главных обрядов богослужения. Само гадание есть обращение к богам, изначально – языческим, а с принятием христианства – и к почитаемым господствующей церковью (несмотря на преследование ворожбы и другой языческой магии христианством). Упоминания о гадании встречаются уже в самых ранних памятниках, рассказывающих о славянах. Так, Прокопий Кесарийский (VI век) писал: «Поклонялись они (славяне – И.Ш.) также нимфам и некоторым другим духам, которым точно так же жертвовали и притом гадали о будущем». О бросании славянами жребия перед началом какого-либо важного дела свидетельствуют Константин Багрянородный (Х в.) и Титмар Мерзебургский (XI век), о предназначении черт и рез для счета и гадания пишет Черноризец Храбр (IX в.). Различные способы гадания упоминаются и в западнославянских судебных документах XVI – XVII веков, и в различных славянских гадательных книгах XIV – XVII веков.

    Гадания могли быть общественными и уединенными. В Ретре и Арконе (наиболее известные языческие центры западных славян) производились самые древние из дошедших до нас общественных гаданий при посредстве священных коней. Вот одно из них, приводимое М.Д. Чулковым: «Для бранного гадательства втыкали стоймя перед храмом шесть копий, по два в ряд, одно подле другого на равном расстоянии, и ко всякой двойне привязывали копье поперек так высоко, как коню можно без прыгания перешагнуть; потом жрец по прочтении долгих и торжественных молитв, взяв с великими обрядами коня за узду, переводил его через три поперечные копья, и ежели конь переступал все три правою ногой, без помешательства с левою, то почитали оное за доброе предзнаменование предприемлемой войны; а ежели он, переступая копья, мешался, то признавали за худое предвозвещение; по сему конскому шаганию начиналась война или отлагалась» (1). Уединенные гадания не раз находили отражение в художественной литературе XVIII – ХХ веков. Писатели и поэты включали их в свои произведения с различными целями (В.Жуковский, Л.Толстой, В.Брюсов и др.).

    Гадания основывались на наблюдении за поведением животных и птиц (Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота; Свинья чешется – к теплу, а визжит (ревет) – к ненастью; Если куры не прячутся от дождя, то он будет продолжителен; Черная и пестрая корова впереди стада – к ненастью, белая и рыжая – к вёдру; Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь; Ворон каркает – к несчастию, ворона – к ненастию; Кости пасхального ягненка (поросенка) зарывают на ниве, чтобы градом не било), растений (Хорошо рябина цветет – к урожаю льна; Поздний листопад – на тяжелый год; Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота), состоянием природы (Туман на Мокия – к мокрому лету; Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям; Красные облака до восхода – к ветру, тучи – к дождю, красные при закате – к вёдру и ветру), различными предметами (Коли пенится в подойнике молоко, то будет дождь; К ненастью соль волгнет; По весу первого куриного яйца весной заключают об урожае; Если утиральник из-под пирога, брошенный на застреху, не скатится, то будет хороший урожай) (2).

    Для распознавания будущего обращались и к нечистой силе, умершим, поэтому такое гадание традиционно считалось опасным, а с точки зрения христианской церкви, — грешным. Большая часть таких гаданий проходила в дни, когда души умерших свободно бродят по земле, а нечистая сила активизируется. Обычно это Святки, Троица, Пасха, Иван Купала и Юрьев день. Гадание проходит в три этапа: подготовительный, получение «знака», его толкование.

    Для установления контакта с нечистой силой положено было снять с себя крест, распустить все узлы на одежде и пояса. Девушки расплетали косы и оставались простоволосыми, очень часто – босыми и в одной рубашке. К месту гадания нужно было идти тайком, не произнося ни слова. Места для гадания тоже выбирали «нечистые»: баню, овин, хлев, заброшенный дом, кладбище, перекресток дорог, ворота – те места, где должна обитать нечистая сила или же пространство, служащее переходом между миром живых и миром мертвых. Чтобы обезопасить себя, гадающий очерчивал вокруг себя круг, зажмуривался, не имел права обернуться.

    «Знаком» могли быть сновидения, звуки и случайно услышанные слова, формы вылитого воска, олова или белка, поведение животных, выпавший первым предмет, его направление (направление носовой части башмака), отражение в зеркале или в какой-либо гладкой поверхности, четное или нечетное количество предметов и др.

    Толкование было традиционным для той или иной местности, определялось символикой предмета, использующегося в гадании (хлеб, зерно – удача, богатство; уголь, зола – болезнь; земля – смерть; кольцо, венок – замужество и др.) и волей трактовки гадающего или людей, его окружающих.

    ЗАГОВОРЫ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

    Чтобы изменить свою или чужую судьбу, прибегали к заговору – тексту и сопровождающему его обряду, имеющему магическое свойство.
    В основном заговоры бытовали в устной форме и передавались от одного волхва к другому, но некоторые из них записывались и должны были всегда находиться с оберегаемым человеком (промысловые заговоры, воинские, заговоры для рожениц).

    В энциклопедии «Славянская мифология» приводится фрагмент Новгородской берестяной грамоты второй половины XIV в., содержащей так называемую «присушку»: «… так ся розгори сердце твое и тело твое и душя твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего» (3). Чудом уцелевшие формулы древних языческих заклинаний, можно обнаружить и в судебных делах, и в рукописных колдовских книгах (одну из таких колдовских книг автору приходилось видеть у одной из современных целительниц). Конечно, заговоры не могли сохраниться во всей своей первозданности. Как и другие устные памятники, они подверглись значительным искажениям; на изменение некоторых языческих текстов отчасти повлияло время, не позволившее сохранить в памяти человека древние формулировки, отчасти – эволюция народных убеждений, вызванная принятием христианства.

    В древности заговоры произносились громким, зычным голосом, их нашептывание стало применяться позднее, когда в них увидели таинственное, заповедное знание, которое следовало хранить в тайне от всех непосвященных. Заговорные слова перестали быть доступными всем и каждому; в обществе выделился особый класс людей, ведающих магическими обрядами, молениями: ведуны, колдуны, знахари. Вместе с тем несложными заговорами (от ячменя, от бородавок, при ушибе, при кровотечении, при встрече с «нечистым» животным и некоторыми другими) владел каждый человек.

    Могущество заговорного слова, по убеждению магов, безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать гром, бурю, дожди, пожары, град и предотвращать их; разрывать цепи, ломать запоры; наводить и изгонять злых духов; связывать уста зверей, руки и ноги воров; вызывать из могил мертвых; способствовать хорошему урожаю и творить бесплодие; умножать богатство; даровать человеку счастье, здоровье, успех и подвергать его бедствиям; прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового; наводить сон; зажигать сердца девицы и юноши любовью или охлаждать пыл взаимной страсти; пробуждать в сильных мира сего милосердие, кротость или ожесточение и злобу; придавать оружию меткость и делать воина неуязвимым; заживлять раны, останавливать кровь.

    Таким образом, заговорное слово способно творить чудеса, подчиняя воле заклинателя как благотворные, так и зловредные влияния всей природы. Как считают заклинатели, слово только потому обладает силой, что в нем заключена мысль, следовательно, действие заговора зависит от способности сделать эту мысль живой. Заговор может и потерять свою силу, если использовать его не по назначению; если чародей берет деньги с того, кому что-нибудь заговаривает; если заговор передан не младшему летами; если маг не придерживается определенных жизненных условий, при которых он обладает своим даром.

    В соответствии с назначением заговоры делят на несколько групп. А.Л. Топорков выделяет следующие виды заговоров: «лечебные (от лихорадки, от сглаза, от зубной боли, от укуса змеи и т.д.), хозяйственные (связанные со скотоводством, разведением скота, земледелием и т.д.), любовные (присушки и отсушки), промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т.д.), ситуативные (при зарытии или поисках клада, при собирании целебных трав, при отправлении в путь и т.д.) и др.» (4). Заговоры могут иметь положительную направленность — они читаются по «легким» дням (вторник, среда, суббота), и отрицательную — читаются по «черным» дням (понедельник, пятница).

    Многие заговорные формулы являются не чем иным, как описанием последовательно совершаемых действий. Например, традиционный зачин многих русских заговоров: «Встану я, раб божий, благословясь, выйду, перекрестясь, из ворот в ворота, из дверей в двери, в чистое поле, во широкое раздолье. В чистом поле, во широком раздолье лежит бел-горюч камень. Стану я, раб божий, на бел-горюч камень» и т. д. Словесное пояснение вызвано стремлением осмыслить действие, они проливают свет на многие магические обряды.

    Наиболее общей композиционной схемой заговора является следующая: зачин, эпическая часть, закрепка.

    Единый зачин в заговорах отсутствует, однако можно выделить наиболее типичные формулы, самой распространенной из которых является последовательное описание подготовительного этапа действий. Вот три варианта такого зачина: «Стану я, (имя молодца), не помолясь, и пойду не благословясь, из избы не дверьми, из ворот не воротами, выйду подвальным бревном и дымным окном в чистое поле»; «Стану я, (имя девицы), помолясь, пойду, благословясь, из избы в двери, из дверей в ворота, выйду в чистое поле, в подвосточную сторону»; «Лягу я, (имя молодца), помолясь, и встану, благословясь, и пойду я из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, под чистые звёзды, под лунь небесную».

    Первый вариант предшествует «черным» заговорам, второй и третий – «белым». Несомненно, такой вид зачина испытал на себе влияние христианской церкви, так как в нем упоминается молитва и благословение. Еще большее влияние христианства видно в зачинах, в которых заговорщик называет себя рабом (рабой) Божией, совершает обряд крестного знамения, читает христианскую молитву: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, пойду по матери — по сырой земле, небом покроюсь, зарею подпояшусь, звездами отычусь» (эта формулировка наиболее часто встречается в северновеликорусских текстах). Иногда перед началом совершения самого заговора чародей читает какую-либо христианскую молитву, чаще всего посвященную Николаю Угоднику: «Николай, угодник Божий, помощник Божий. Ты и в поле, ты и в доме, в пути и в дороге, на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла» или «затворную молитву»: «Во имя отца, и сына, и святого духа».

    Всё это заговоры христианской поры. Однако неслучайным в них является упоминание ворот, подвала, дымного окна, чистого поля – всё это места, где проще всего перейти в мир нечистой силы, попросить у нее помощи. Упоминание в заговоре матери – сырой земли является отголоском языческого поклонения ее культу, поиск заступничества у более сильной, чем человек, природы. Тот же поиск заступничества у природы виден и в упоминании зари, звезд, месяца, солнца – начал, каждое из которых обитает на одном из девяти небес: «Ты, небо, слышишь, ты, небо, видишь, что я хочу делать над телом (имя) Тело Маерена печень тезе. Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную; а в моей чаше вода из-за горного студенца. Месяц ты красный, зайди в мою клеть; а в моей клети ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное, взойди на мой двор; а на моем дворе ни людей, ни зверей. Звезды уймите (имя) от вина, месяц отврати (имя) от вина; солнышко усмири (имя) от вина. Слово мое крепко!».

    Обращение в заговорах к стихиям неба, воздуха (ветра), земли, воды является характерным не только для зачина, но и для срединной, эпической части: «…помолюся я, (имя молодца), трем братам, трем ветрам: первый брат — ветер восточный, второй — ветер западный, третий — ветер северный!»; «Выйду я, (имя молодца), на три росстани и помолюся я трем братьям-ветрам»; «Хмель и вино выходи на быструю воду, на которой воды люди не ездят; от (имя) хмель и вино поди на буйные ветры».

    Ветер у славян – существо демоническое. Если легкий ветерок – это дыхание матери-сырой земли, начало доброе, то сильный ветер, вихрь порождается душами грешников, сил дьявольских. Поляки и словаки считают, что в завываниях ветра слышны стоны висельников; белорусы — ветер дует с той стороны, где утонул человек; кашубы полагают, что ветер – это плач души. Ветер сопровождает, по поверьям западных и восточных славян, ведьму, по поверьям западных, — Вилу . Ветер разносит положительные и отрицательные заклинания, тем самым помогая ведьме совершать колдовство. Ветер призывается в помощники, когда нужно «присушить» кого-либо; на ветер падает и заклятие против пьянства. «Гой еси, река быстрая (название реки), прихожу я к тебе по три зари утренние и по три зари вечерние с тоской тоскучей, с сухотой плакучей, мыть и полоскать лицо белое». Река традиционно является местом совершения у славян каких-либо обрядов. Она осмысляется как дорога в иной мир, связывается с идеями смерти, страха перед неведомым, неизвестностью судьбы, с идеей разлуки. Очень часто река упоминается в зачинах любовных заговоров, направленных на остуду, разлучение супругов.

    Типичным образом славянского заговора является камень. Славяне-язычники почитали камни, наделяли их сверхъестественными свойствами, вырезали из камня (как и из дерева) своих богов. Каменные бабы почитались всеми славянами, их находят повсеместно на территории расселения и южных, и западных, и восточных славян. Очень часто каменные идолы или просто огромные валуны (иногда с углублением, напоминающим отпечаток ступни, в котором скапливалась дождевая вода) находят вблизи языческих капищ. Особенным почетом пользовались необработанные валуны, расположенные на берегу водоема; их всячески украшали, считали, что они приносят исцеление. По некоторым поверьям, с камнем было связано происхождение человека. Считалось, что если положить под супружескую кровать камень, то родится мальчик, если глиняный черепок, — девочка. Камень сам заключал в себе неисчерпаемую силу и наделял ею тех, кто к камню прикасался.

    В «Слове Иоанна Златоуста» (по русскому списку XIV века) перечисляются места, куда русские «приходише молитъся» и «жертву приносише», упоминаются среди них и «камения». Среди белорусов до недавнего времени существовало поверье, что в седую старину камни говорили, чувствовали, росли и размножались, как люди. Фетишистский культ камней почти в неизменном виде влился в христианские культы «святых мест», амулетов и т.д. В восточнославянских заговорах упоминаются камень Алатырь (Латырь; бел-горюч камень) – отец всех камней, каменные стены, каменные стрелы, каменные пули, каменные тучи и другие подобные образы.

    Вот примеры упоминания «каменных» образов в зачинах заговоров: «Заря-заряница, а я, красна девица, пойду за кленовые ворота, в заповедные места, найду камень белее снега, крепче стали, тяжелее олова возьму этот камень, брошу на дно морское с теми словами…»; «Стану я, не помолясь, пойду, не благословясь, из избы не дворами, из двора не во-ротами, в чисто поле. В том поле есть море-окиян, в том море есть Алатырь-камень, на том камне стоит столб от земли до неба огненный, под тем столбом лежит змея жгуча, опалюча. Я той змее поклонюсь и покорюсь…» (столб, вероятно, представляет собой Мировое дерево); «На море на окияне есть бел горюч камень Алатырь, никому неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца»; «На море на окияне, на острове на Буяне лежит камень, на том камне сидит красна девка, (имя девицы), и идет к ней (имя молодца), и говорит ей…».

    Упоминание камня как чего-то очень крепкого и не подвергающегося разрушению встречается и в закрепах: «К тем моим словам — небо и земля, ключ и камень»; «Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень Алатырь. А как у замков смычки крепки, так мои словеса крепки»; «Замыкаю мои приговорныя словеса замком; а ключ кидаю в море-окиян под горюч камень Алатырь. Как морю не усыхать, камня не видать, ключей не доставать, так меня пулями не убивать до моего живота, по конец века»; «Мой заговор крепок, как камень Алатырь»; «брошу я те золоты ключи в окиян-море, под тот бел-горюч камень»; «Будьте вы, мои слова, крепки и лепки, крепче камня и булата». Наиболее часто образ камня обнаруживается в воинских оберегах; в них выражается пожелание, чтобы тело воина стало крепким, как камень: «А будет мое тело крепче камня, тверже булату, платье и колпак крепче панциря и кольчуги»; «…тело мое было бы крепче белого камня. И как от воды камни отпрядывают и пузыри отскакивают, так бы от ратных орудий прядали от меня стрелы и порох – селитра»; «А будь твое тело крепче камня, рубаха — крепче желе-за, грудь — крепче камня Алатыря». В воинских оберегах образ камня встречается не один, а несколько раз: и в эпической части, и в затворной, отчего сила заговора должна была увеличиваться.

    Промысловые заговоры имеют специфические зачины. В них призывается удача охотника, рыбака, поэтому упоминаются специфические для этих промыслов образы: «В темном лесе, в сизом тумане живет птица полетуха на поляне, на большой березе, на горькой осине, есть там гуси и серые утки и разная птица, тетерев и синица»; «Пойду я на быструю реку, на ней есть рыбки трепетушки…». Иногда зачин таких заговоров вполне традиционен, однако место действия через двери, ворота и т.д. перемещаются в лес или дубраву, где обычно и происходит охота: «Встаю, (имя), раным на рано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, бранным, тонким полотенцем; пойду, (имя), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я это сбрую ставить на белых и на ярых зайцев»; «Встану я, (имя), засветло, умываюсь ни бело ни черно, утираюсь ни сухо ни мокро. Иду я из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему».

    Очень часто промысловые заговоры вообще не имеют зачина как такового, весь заговор состоит из эпической части. Не используются здесь и традиционные для язычества образы; все желания выражаются очень конкретно, без иносказаний. Придя на место ужения, прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор: «Окуни, и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка: и червяк, и мушка».
    Насадив червячка и поплевав на него, говорят: «Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбку на крючок, ловись, рыбка: карасики и лини, по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу!» Чтобы на удочку попадалась более крупная рыба, поймав на крючок маленькую, делают так: берут стебель водоросли и секут, приговаривая: «Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца. Всех, кто старше, посылай, а ты вновь иди, играй». После этого снимают рыбку с крючка и осторожно пускают снова в воду. Очень конкретные образы используются и в заговорах охотника, который наговаривается на кусок хлеба или мяса: «В чистом поле, в темном лесе, в тумане превеликом есть птица полетуша, есть серые гуси, сизыя утки. У них бы крылья подломились, сами бы опустились, перья оборвались и сели бы на бугор высок, и чтобы меня, (имя) не видели и стрельбы моей не слышали, и долетела бы до них дробь, как вольное перо».

    После зачина в заговорах следует эпическая часть, рассказывающая о чудесах, совершающихся вокруг упоминаемого в заговоре предмета. Очень часто в эпическую часть вводятся образы примитивной мифологии или поэтические образы, подсказанные назначением самого заговора. Так, в заговорах на остуду нередки образы черта и чертищи, кошки и собаки, волка («Сидишь ты чертище прочь лицом от своей чертищи»; «Черт идет водой, волк идет горой; они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят, плоды не плодят, плодовых речей не говорят»; «как у кошки с собакой, у собаки с росомахой, так бы и у (имя молодца) с (имя девицы) не было согласия ни днем, ни ночью…»); в воинских оберегах упоминаются «железный муж» (всякое холодное оружие), «красная девица» (кровь), «огненный змей» (огнестрельное оружие): «В высоком терему в понизовском, за рекою Волгой, стоит красная девица, стоит покрашается, добрым людям похваляется, ратным делом красуется. В правой руке держит пули свинцовые, в левой — медные, а в ногах — каменные. Ты, красная девица, отбери ружья…»; «Красны девицы проходящие, жилы красноодеянные, остановитесь бессиль-но, как сестры, лишенные брата» и т.д.Как правило, основная часть заговора наполнена всевозможными языковыми средствами, с помощью которых текст становится убедительным, ясным, четко доносящим мысль до потусторонних сил. Наиболее употребительными среди используемых тропов являются сравнения и эпитеты.

    Сравнения должны соотнести абстрактные понятия заговора с конкретными реалиями и тем самым придать чувствам, ощущениям качества осязаемых, постоянно наблюдаемых предметов: «как огонь горит в печи жарко, не потухает, так бы ее сердце горело по (имя молодца)»; «как тоскует мать по дитяте, так бы (имя девицы) тосковала и горевала по (имя молодца), тосковало и горевало ее сердце; как тоскует младенец по титьке, так бы и она тосковала, и горевало сердце у (имя девицы) по (имя молодца); как тоскует кобыла по жеребенку, корова по теленку, так бы (имя девицы) тосковала, и горевало ее сердце по (имя молодца); как тоскует сука по щенятам, кошка по котятам, так бы и она, (имя девицы), тосковала, и горевало ее сердце по (имя молодца); как тоскует утка по утятам, клуша по клушатам»; «и будем мы, как два цветка Иван-да-Марья, жить вместе и любиться крепко».

    Наиболее часто в заговорах используется союзное сравнение (как…, так и…), но нередко встречаются и обороты, оформленные сравнительной степенью прилагательного («будет мое тело крепче камня, тверже булату, платье и колпак крепче панциря и кольчуги»; «так бы я казался ей, (имя молодца), краше красного солнышка, светлее светлого месяца»). Сравнительные ряды многократно повторяются, цепляются один на другой, дополняют друг друга, каждый раз добавляя к необходимому явлению новые качества и тем самым усиливая его. Все образы заговоров очень конкретны и выполняют четко предназначенную им функцию.

    В заговорах не прослеживается мотива оборотничества, поэтому в них и не используются такие тропы, как творительный сравнения, метаморфоза. Однако в воинских заговорах очень распространенным является так называемое перенаправление движения, изменение первоначально осуществляемого кем- или чем-либо действия. Целью заговора является задать действию нужное для чародея направление. Он диктует свою волю потусторонним силам, подчиняет их себе, своим желаниям: «пошли ты эти пули во сыру землю, во чисто поле»; «Тебе не главы рубить, а мух пугать, тебе не грудь мою пронзать, а землю пахать. Ну и паши землю да меряй пространство воздушное и рощи пустоту!»; «а ты, железо, поди в свою матерь землю, а ты, древо, поди в свою матерь древо, а вы, перья, подите в свою матерь птицу, а птица полети в небо, а клей пойди в рыбу, а рыба поплыви в море»; «Железо, уклад, сталь, медь, на меня не ходите!» Отсюда и значительное распространение в заговорах императивных конструкций.

    Перенаправление движения может быть еще более очевидным, если оно оформляется с помощью диалога: «навстречу мне, (имя молодца), три брата: Усыня, Бородыня да Никита Маментий. «Гой еси, три брата, да вы куда идете, вы куда бредете?» — «Идем на леса темные, на болота зыбучие, на реки текучие леса зажигать, болота высушать, реки затворять». «Гой вы еси, три брата, не ходите на леса темные, на болота зыбучие, на реки текучие, подите вы, сходите, послужите мне, куда я (имя молодца) вас пошлю».

    Все используемые в заговоре языковые средства направлены на то, чтобы усилить действие слова, поэтому многие из них строятся на всевозможных повторах. Интенсивность явления как процесса подчеркивается корневым повтором отглагольного имени и глагола: «думы не думают»; «мыслей не мыслят, плоды не плодят»; «в еде бы тоски не заедала»; «сослужи мне службу».

    Точно так же добивается заговаривающий и интенсивности признака: при имени повторяется однокоренное прилагательное: «тоска тоскучая», «сухота сухотучая», «гром гремучий». Используется также лексический («гора с горой не сходятся») и семантический повторы («по пути пойду, по дороге»; «на море, на океане»; «все мысли, все думы…»). Лексический повтор – подхват, помимо эмоционального воздействия, концентрирует внимание потусторонних сил и заговариваемого на наиболее значимых, с точки зрения заговаривающего, событиях: «Я слова свои скреплю золотом, скреплю золотом, залью оловом, залью оловом, скую молотом, скую молотом, как кузнец-ловкач в кузне огненной, в кузне огненной, в сердце трепетном».

    Отводят напасть или привораживают кого-либо и простым перечислением желаемого или нежелаемого: «будь ты, мое дитятко, цел и невредим от пушек, пищалей, стрел, борцов, кулачных бойцов: бойцам тебя не требовать, ратным орудиям не побивать, рогатиной и копьем не колоть, топором и бердышем не сечь, обухом тебя бить — не убить, ножом не уязвить, старожилым людям в обман не вводить, молодым парням ничем не вредить»; «не можно бы ей ни жить, ни быть, ни пить, ни есть, ни спать, ни лежать, все на уме меня держать». Перечисление всех напастей должно было надежно сохранить жизнь человека, уберечь его от недоброго или же, наоборот, внести тревогу во все тело и мысли.

    Языческий заговор поздней поры очень прочно связан с христианской молитвой. Он впитал в себя некоторые церковнославянские обороты и формы. Духовенство практиковало в своей деятельности врачевательные или заклинательные молитвы и обряды, о чем свидетельствуют всевозможные жития святых и мучеников, рассказывают летописи, и тем самым в какой-то мере стилизовало и заклинание, оберег, поэтому трудно бывает провести резкую грань между собственно молитвами и молитвообразными заговорами. Церковные элементы часто обнаруживаются в замыкающей части заговорного слова: «Сие слово есть утверждение и укрепление, им же утверждается, укрепляется и замыкается. Аще ли кто от человек, кроме меня, покусится отмыкать страх сей, то буди, аки червь в свинце ореховом. Аминь!».

    В этом закрепе восемь слов собственно церковнославянских и нет ни одного с восточнославянскими чертами. Синтаксис этих предложений разговорным или народно-поэтическим назвать сложно. Глагол-связка «быть» в составном именном сказуемом настоящего времени (слово есть утверждение и укрепление); книжные, давно ушедшие из языка формы повелительного наклонения (буди) и существительного (от человек); указательные местоимения сие, сей; книжные союзы аще, аки; наконец, венцом закрепы является прямое заимствование из конечной части молитвы «Аминь» — всё это придает конечной, закрепительной части заговора убедительность, веру в действенность слова и сообщает ему некую торжественность.

    Закрепы заговорных слов очень разнообразны по своим схемам. Объединяет их желание замкнуть слова, сделать их крепкими, действенными и нерушимыми ничьей посторонней волей. В одних из них упоминаются образы ключа и замка, которые замыкают слово: «Всем моим словам ключ и замок»; «Тем моим словам и речам ключевые слова»; «Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в море-окиян, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот отгонит тоску»; в других крепость слова соотносится с камнем или булатом: «Кто камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет»; «буди мое слово крепко, крепче трех булата – во веки!»; в третьих говорится о том, что на всем белом свете нет такой силы, которая могла бы преодолеть силу заговора: «Как солнцу и месяцу помехи нет, так бы и моему заговору помехи не было»; «Кто из моря всю воду выпьет, кто из поля всю траву выщиплет, и тому мой заговор не превозмочь, силу могучу не увлечь».

    Заговоры сохранили драгоценные свидетельства своей словесной силы и строгого характера, который не допускает никаких отступлений. Их сила заключается именно в издревле узаконенных формулах, а также в могучей замыкающей силе слова. До сих пор у многих народов живо поверье, что слово доброго пожелания и приветствия призывает счастье, здоровье, успех в делах тому, кому оно сказано, и, наоборот, слово проклятия или злого пожелания влечет за собой гибель, болезни и всевозможные несчастья. По народному убеждению, выговоренное проклятие семь лет носится в воздухе и в каждое мгновение может обрушиться на того, кому оно было адресовано, или вернуться обратно. Обращение к силе язычества должно быть очень осторожным.

    Как правило, основная часть заговора наполнена всевозможными языковыми средствами, с помощью которых текст становится убедительным, ясным, четко доносящим мысль до потусторонних сил. Наиболее употребительными среди используемых тропов являются сравнения и эпитеты.

    Сравнения должны соотнести абстрактные понятия заговора с конкретными реалиями и тем самым придать чувствам, ощущениям качества осязаемых, постоянно наблюдаемых предметов: «как огонь горит в печи жарко, не потухает, так бы ее сердце горело по (имя молодца)»; «как тоскует мать по дитяте, так бы (имя девицы) тосковала и горевала по (имя молодца), тосковало и горевало ее сердце; как тоскует младенец по титьке, так бы и она тосковала, и горевало сердце у (имя девицы) по (имя молодца); как тоскует кобыла по жеребенку, корова по теленку, так бы (имя девицы) тосковала, и горевало ее сердце по (имя молодца); как тоскует сука по щенятам, кошка по котятам, так бы и она, (имя девицы), тосковала, и горевало ее сердце по (имя молодца); как тоскует утка по утятам, клуша по клушатам»; «и будем мы, как два цветка Иван-да-Марья, жить вместе и любиться крепко».

    Наиболее часто в заговорах используется союзное сравнение (как…, так и…), но нередко встречаются и обороты, оформленные сравнительной степенью прилагательного («будет мое тело крепче камня, тверже булату, платье и колпак крепче панциря и кольчуги»; «так бы я казался ей, (имя молодца), краше красного солнышка, светлее светлого месяца»). Сравнительные ряды многократно повторяются, цепляются один на другой, дополняют друг друга, каждый раз добавляя к необходимому явлению новые качества и тем самым усиливая его. Все образы заговоров очень конкретны и выполняют четко предназначенную им функцию.

    В заговорах не прослеживается мотива оборотничества, поэтому в них и не используются такие тропы, как творительный сравнения, метаморфоза. Однако в воинских заговорах очень распространенным является так называемое перенаправление движения, изменение первоначально осуществляемого кем- или чем-либо действия. Целью заговора является задать действию нужное для чародея направление. Он диктует свою волю потусторонним силам, подчиняет их себе, своим желаниям: «пошли ты эти пули во сыру землю, во чисто поле»; «Тебе не главы рубить, а мух пугать, тебе не грудь мою пронзать, а землю пахать. Ну и паши землю да меряй пространство воздушное и рощи пустоту!»; «а ты, железо, поди в свою матерь землю, а ты, древо, поди в свою матерь древо, а вы, перья, подите в свою матерь птицу, а птица полети в небо, а клей пойди в рыбу, а рыба поплыви в море»; «Железо, уклад, сталь, медь, на меня не ходите!» Отсюда и значительное распространение в заговорах императивных конструкций.

    Перенаправление движения может быть еще более очевидным, если оно оформляется с помощью диалога: «навстречу мне, (имя молодца), три брата: Усыня, Бородыня да Никита Маментий. «Гой еси, три брата, да вы куда идете, вы куда бредете?» — «Идем на леса темные, на болота зыбучие, на реки текучие леса зажигать, болота высушать, реки затворять». «Гой вы еси, три брата, не ходите на леса темные, на болота зыбучие, на реки текучие, подите вы, сходите, послужите мне, куда я (имя молодца) вас пошлю».

    Все используемые в заговоре языковые средства направлены на то, чтобы усилить действие слова, поэтому многие из них строятся на всевозможных повторах. Интенсивность явления как процесса подчеркивается корневым повтором отглагольного имени и глагола: «думы не думают»; «мыслей не мыслят, плоды не плодят»; «в еде бы тоски не заедала»; «сослужи мне службу».

    Точно так же добивается заговаривающий и интенсивности признака: при имени повторяется однокоренное прилагательное: «тоска тоскучая», «сухота сухотучая», «гром гремучий». Используется также лексический («гора с горой не сходятся») и семантический повторы («по пути пойду, по дороге»; «на море, на океане»; «все мысли, все думы…»). Лексический повтор – подхват, помимо эмоционального воздействия, концентрирует внимание потусторонних сил и заговариваемого на наиболее значимых, с точки зрения заговаривающего, событиях: «Я слова свои скреплю золотом, скреплю золотом, залью оловом, залью оловом, скую молотом, скую молотом, как кузнец-ловкач в кузне огненной, в кузне огненной, в сердце трепетном».

    Отводят напасть или привораживают кого-либо и простым перечислением желаемого или нежелаемого: «будь ты, мое дитятко, цел и невредим от пушек, пищалей, стрел, борцов, кулачных бойцов: бойцам тебя не требовать, ратным орудиям не побивать, рогатиной и копьем не колоть, топором и бердышем не сечь, обухом тебя бить — не убить, ножом не уязвить, старожилым людям в обман не вводить, молодым парням ничем не вредить»; «не можно бы ей ни жить, ни быть, ни пить, ни есть, ни спать, ни лежать, все на уме меня держать». Перечисление всех напастей должно было надежно сохранить жизнь человека, уберечь его от недоброго или же, наоборот, внести тревогу во все тело и мысли.

    Языческий заговор поздней поры очень прочно связан с христианской молитвой. Он впитал в себя некоторые церковнославянские обороты и формы. Духовенство практиковало в своей деятельности врачевательные или заклинательные молитвы и обряды, о чем свидетельствуют всевозможные жития святых и мучеников, рассказывают летописи, и тем самым в какой-то мере стилизовало и заклинание, оберег, поэтому трудно бывает провести резкую грань между собственно молитвами и молитвообразными заговорами. Церковные элементы часто обнаруживаются в замыкающей части заговорного слова: «Сие слово есть утверждение и укрепление, им же утверждается, укрепляется и замыкается. Аще ли кто от человек, кроме меня, покусится отмыкать страх сей, то буди, аки червь в свинце ореховом. Аминь!».

    В этом закрепе восемь слов собственно церковнославянских и нет ни одного с восточнославянскими чертами. Синтаксис этих предложений разговорным или народно-поэтическим назвать сложно. Глагол-связка «быть» в составном именном сказуемом настоящего времени (слово есть утверждение и укрепление); книжные, давно ушедшие из языка формы повелительного наклонения (буди) и существительного (от человек); указательные местоимения сие, сей; книжные союзы аще, аки; наконец, венцом закрепы является прямое заимствование из конечной части молитвы «Аминь» — всё это придает конечной, закрепительной части заговора убедительность, веру в действенность слова и сообщает ему некую торжественность.

    Закрепы заговорных слов очень разнообразны по своим схемам. Объединяет их желание замкнуть слова, сделать их крепкими, действенными и нерушимыми ничьей посторонней волей. В одних из них упоминаются образы ключа и замка, которые замыкают слово: «Всем моим словам ключ и замок»; «Тем моим словам и речам ключевые слова»; «Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в море-окиян, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот отгонит тоску»; в других крепость слова соотносится с камнем или булатом: «Кто камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет»; «буди мое слово крепко, крепче трех булата – во веки!»; в третьих говорится о том, что на всем белом свете нет такой силы, которая могла бы преодолеть силу заговора: «Как солнцу и месяцу помехи нет, так бы и моему заговору помехи не было»; «Кто из моря всю воду выпьет, кто из поля всю траву выщиплет, и тому мой заговор не превозмочь, силу могучу не увлечь».

    Заговоры сохранили драгоценные свидетельства своей словесной силы и строгого характера, который не допускает никаких отступлений. Их сила заключается именно в издревле узаконенных формулах, а также в могучей замыкающей силе слова. До сих пор у многих народов живо поверье, что слово доброго пожелания и приветствия призывает счастье, здоровье, успех в делах тому, кому оно сказано, и, наоборот, слово проклятия или злого пожелания влечет за собой гибель, болезни и всевозможные несчастья. По народному убеждению, выговоренное проклятие семь лет носится в воздухе и в каждое мгновение может обрушиться на того, кому оно было адресовано, или вернуться обратно. Обращение к силе язычества должно быть очень осторожным.


Опубликовано в ЭЗОТЕРИКА

Связанные записи