О ДУХАХ-СОЮЗНИКАХ ШАМАНА
Еще одним видом «союзников» являются «ценцаки» — духи-помощники, содержащиеся в магических иглах. М. Харнер, известный исследователь шаманских практик, описывает их следующим образом: «Эти «ценцаки», или духи-помощники, считаются главными силами, которые способны вызывать или исцелять болезни в повседневной жизни. Для человека, не являющегося шаманом, они обычно остаются невидимыми, и даже сами шаманы замечают их только тогда, когда находятся в измененном состоянии сознания.
«Дурные» шаманы, или колдуны, посылают этих духов-помощников в тела своих жертв, чтобы те заболели или умерли. «Добрые» шаманы, или целители, при помощи своих «ценцаков» высасывают духов из тел больных соплеменников. Кроме того, духи-помощники образуют щит, который вместе с духом-хранителем шамана защищает своего хозяина от нападения…
Каждый «ценцак» имеет две формы: ординарную и неординарную. ординарная форма магической иглы — это сам материальный объект в том виде, в каком он представляется, если не выпить «аяухаски». Но когда шаман выпивает отвару, ему открывается неординарная, «истинная», форма «ценцака». После этого магические иглы проявляются в своем скрытом виде духов-помощников — в образе гигантских бабочек, ягуаров, змей, птиц и обезьян, которые активно помогают шаману в его работе». Именно этот тип «союзников» подробно описывал в своих произведениях К.Кастанеда. Оба его учителя — дон Хуан и дон Хенаро — использовали «ценцаков» в магических практиках и в процессе обучения своих учеников.
Сущности других миров используются также и в европейской магии, где они носят название «помощников». Однако не все эти «помощники» европейских колдунов являются неорганическими существами.
П.Хасон подразделяет их на три основных типа.
Первый тип — уже рассмотренные тотемные животные-духи, которые являются охранителем отдельной группы людей: племени, клана и т.д. Особенно сильно тотемная магия развита среди шаманских культур коренного населения Африки, Австралии, Америки, севера Евразии, а также юга Индостана и Полинезии.
Обычно тотемных (священных) животных используют для вызова привидений, называемых астральной проекцией. Наиболее распространенными священными животными в европейской магии являются какая-нибудь мрачная птица или черный кот. Однако, по утверждению К.Кастанеды, восприятие одного и того же «союзника» у разных людей может быть разным, поскольку это зависит от положения его «точки сборки» (точки восприятия).
Вторым типом «помощника», как правило, оказывается реальное любимое животное колдуна или мага. Обычно такое животное используется как объект энергии. Оно может передавать проклятие или благословление колдуна тому человеку, с которым входит в контакт.
И, наконец, третий тип является самым важным «помощником» колдуна — это некое существо демонической природы (т.е. относящееся к нижним мирам), которое отождествлено с некоторыми магическими приспособлениями. Оно может быть также элементарным творением, созданным комбинацией колдовской силы (намерения) и природного феномена. При этом существо оказывается обладающим своей собственной магической силой, которая обычно направлена на защиту колдуна или мага от всякого враждебного колдовства.
Далеко не всех этих «помощников» можно подвести под категорию «союзников». При этом индейский маг дон Хуан конкретно различает два этих типа существ:
«- Помощник с той стороны — это то же самое, что союзник?
— Нет, помощник — это помощь диаблеро (черного мага — авт.). Помощник — это дух, который живет на той стороне мира и помогает диаблеро вызывать болезнь или боль. Он помогает убивать.
— А может ли диаблеро иметь еще и союзника?
— Только диаблеро и имеют союзника, но для того, чтобы приручить союзника, диаблеро нужно вначале заполучить помощника, который бы ему помогал». (К.Кастанеда «Учение дона Хуана»).
К.Кастанеда отмечает также, что «союзниками» могут быть и определенные духи магических растений: мандрагоры, дурмана обыкновенного и одного из видов галлюциногенных грибов. П.Хасон упоминает в качестве таковых мандрагору, белену, чародейский паслен и дьявольское яблоко, которое известно в США как дурман обыкновенный, а также горную рябину.
Таким образом, существуют различные типы «союзников», которых маги используют для магических операций, защиты и путешествий в другие миры. А.Минделл по этому поводу подчеркивает следующее: «Прежде чем воспользоваться помощью своих союзников при путешествии в другие миры, чтобы отыскать там душу или недостающие предметы, шаманы определяют ценность своих союзников, считая, например, койотов и собак менее ценными, чем медведей. Союзник — это дух, который может иметь силу, но не иметь разума, иметь стойкость, но не иметь сердца, иметь мудрость, но не иметь чувства. Вовсе не обязательно, чтобы союзник был мудрым, здоровым или совершенным сам по себе. Но вы, безусловно, должны знать своих союзников.
Шаманы говорят, что человек нисколько не лучше, чем его союзник. Проблема состоит в том, что лишь немногие знают о существовании у них союзника. Большинство полагают, что они вообще не располагают силой, а это означает, что они не осознают своих возможностей. Однако некоторые люди всегда имели, что-то вроде духовного помощника».
И здесь мы видим уже некоторую аналогию с христианским ангелом-спасителем. Но христианство же и утверждает, что у человека есть и демоническое существо — ангел-искуситель. Это как раз раскрывает нам сущность свободы человеческого выбора между добром и злом, и напрямую указывает на то, что человек является существом, которое способно контактировать как с высшими (небесными), так и с нижними (подземными) мирами и сущностями в них обитающими.
Понятие «высший» и «низший» тоже имеют свое объяснение. Вот как это объясняет С.Цвелев: «Мир считается «Высшим», если он расположен ближе к Первопричине, чем другой Мир, находящийся с ним в одной цепочке причинно-следственных связей. Мир «низший» — это вторичный Мир по отношению к высшему».
Характерно, что древнееврейская традиция делит все миры на следующие группы в порядке нисхождения: миры излучения, миры творения, миры созидания, миры действий, одним из которых является и наш мир. Ниже нашего мира расположены демонические миры преисподней — антимиры. И если Ангелы Света располагаются в Высших Мирах, то низшие населены ангелами тьмы и разрушения. Существование и тех, и других находится в определенной зависимости от энергетической направленности человека.
У С.Цвелева можно найти этому следующее объяснение: «…Слово «ангел» — это перевод ивритского «малах», что буквально означает «посланник». Задача каждой такой Ангельской Сущности Света — поддерживать постоянный контакт между нашим Миром действия и другими Мирами, как Высшими, так и низшими….
Человек, молящийся или направляющий свои Мысли ко Всевышнему Богу, тем самым создает своего собственного Ангела-Хранителя, помогающего ему, и, следовательно, Дух его проникает в Высшие Миры. Ангелы-разрушители, наоборот, всеми способами искушают людей, подстрекают ко злу, передавая о нем знания из Антимиров».
Таким образом, можно сделать вывод, что этот тип «союзника» полностью зависит от внутренних склонностей человека.