Как распознать человека в роли «Жертва»? И какие еще роли бывают рядом с Жертвой?
1. Жертва всегда зависима от других. Она всем своим видом и поведением демонстрирует это. А если не видно, то усиливает через психосоматику, панические атаки, и прочее. Мол, смотри, как мне плохо! Не покидай меня, делай за меня! Будь рядом, а то я умру!
2. Жертва терпит. Много, все. Там, где человек со здоровой злостью, границами взорвется, жертва будет покорна и даже благодарна агрессору.
3. Жертва говорит слова, которые дают понять, что она тут не виновата, не при чем. Это они виноваты, они а не она. Итак, вот эти слова: «мне, меня, обо мне, мною, со мной, об меня,..» Это слова — маркеры. Не она решает в своей жизни что либо, а кто-то другой или что-то. Словно игрушка в руках кукловода. Без воли и прав. Причем права она отдает другому сама, добровольно.
4. Жертва вызывает одновременно два разных чувства. Ее и жалко и к ней много агрессии. Злости. Вас словно разрывает изнутри два противоположных чувства. Это маркер того, что перед Вами жертва. Она не осознавая этого сама вызывает в других рядом с ней сильное внутреннее противоречие. Поэтому ее одни жалеют, а потом «бьют», а другие «бьют», а потом жалеют. Или одни бьют, а другие жалеют. Но все равно внутри ощущают к жертве злость, просто ее удерживают или вытесняют.
Таких людей называют «Козел отпущения». Они ничего плохого никому не делают, часто очень безобидны, но при этом их «бьют» в прямом и переносном смысле.
5. Там, где есть Жертва, всегда найдется Спасатель, тот кто пожалеет. И Преследователь или Тиран, кто бьет, наказывает. Это роли из треугольника Карпмана. И там, где есть одна, непременно будут и остальные.
6. Жертва сама бывает и в роли Спасателя и в роли Тирана или Преследователя. Но не надолго, ведь ее любимая роль «Жертва». И те, кто ее спасает и тиранит, тоже бывают в других ролях и тоже не надолго.
7. Жертва любит игры по Берну. Так например, игра «Дочь алкоголика», «Почему бы тебе не… — Да, но..» или «Что вы хотите от человека с деревянной ногой», «Почему это всегда происходит со мной?», «Если бы не ты» и другие.
8. У жертв часто нет опор в лице близких им людей. Обычно у них безвыходная жизненная ситуация в которой им попросту некуда деться. Поэтому они не уходят от Агрессора, а остаются и продолжают терпеть. Это сценарий поведения. Но бывает и так, что и деться есть куда, только все равно не уходят.
Безвыходность приучает жертв быть беспомощными. Они не верят в свои силы, они не видят выходов, которые им предлагают другие, они часто не берут помощь, потому что они не знают, что делать дальше получив ее. И приняв помощь им нужно будет принять и ответственность, а они не хотят, не умеют, страшно, небезопасно. Это по сути раб. Невольник. Раб, получая вольную или сбегая от своего хозяина, угнетателя, снова возвращается к нему. Потому что так привычнее. Так понятно. Ничего не нужно решать самостоятельно, делать жизненные выборы, проявлять активность в своей жизни, нести ответственность за свой выбор и решения которые жизнь заставляет делать ежесекундно. Роль Родителя, который все решает, выполняет Агрессор или Спасатель (хозяин, в чьих руках право и выбор добровольно отданные ему жертвой). Он помогает Жертве оставаться в беспомощной роли Ребенка, о котором заботится и коммуницирует с внешним миром, социумом — Агрессор или Спасатель.
9. Жертва легко перескакивает в роль Агрессора как только вы начинаете ей говорить об ответственности, о ее праве выбора и предлагать действия, побуждать к действиям. Как только она насыщается и переедает помощи и заботы от Спасателя.
10. Жертвы объединяются в группы, защищают и поддерживают друг друга в своей жертвенности. Роль Спасателя для друг друга и Роль Преследователя для вас, если вы покусились на их жертвенность и предложили действия, выход, спасение. То есть, вошли в роль Спасателя.
Группа жертв может растоптать любого, кто скажет, что они жертвы и нужно брать ответственность за свою жизнь.
Не брать ответственность за свою жизнь — это вторичная выгода, от которой очень трудно отказаться. Плюс другие блага, зачастую материального характера. И за это жертва готова платить большую цену — название которой «Свобода».