ДЖИННЫ: ДЕТИ ПЛАМЕНИ
Мы привыкли воспринимать джиннов как персонажей сказок из «Тысячи и одной ночи». Между тем эти таинственные и могущественные существа играли важную роль в древней арабской мифологии. А потом перекочевали в ислам — новую религию, объединившую народы Аравии. Любой правоверный мусульманин верит в Аллаха, но точно так же уверен в существовании джиннов и ангелов.
Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени», — говорится в Коране, священной книге мусульман. Джинны полноправно существуют в исламе, наравне с людьми и ангелами, сотворенными из света. А само слово «джинн» происходит от арабского «джанна», то есть «скрытый».
Мусульмане верят, что джинны постоянно присутствуют рядом с нами, просто человеческий взгляд не способен их увидеть. Джинны бывают очень разными — злыми и добрыми, правоверными и нечестивыми. Встреча с этими существами обязательно изменит жизнь человека, но невозможно заранее предугадать — к добру или к худу.
Наследники язычества
О том, как были сотворены джинны и какова их история, подробно писал двоюродный брат пророка Мухаммеда -Абдуллах ибн Аббас ибн Абд аль-Муталлиб. Он считается в исламской традиции первым толкователем Корана, а также выдающимся богословом и правоведом.
Вот как он описывал раннюю историю мира: «Первыми (до появления рода человеческого) на Земле были поселены джинны. После того как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (сатану, который на тот момент еще не был проклят и, являясь ученейшими набожным джинном, был вхож в окружение ангелов) и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам (и Ева)».
Таким образом, джинны оказываются причастны к самым важным тайнам. И даже сатана оказывается принадлежащим к их народу, а не падшим ангелом, как в христианской традиции.
Мусульмане верят, что все джинны делятся на праведных (мусульман, соблюдающих те же правила, что и люди, принадлежащие к исламу) и отступников (шайтанов, поклоняющихся Иблису). Впрочем, приверженцы салафизма -течения в исламе, исповедующего максимально праведную жизнь и «чистую веру», без примесей из народных верований или фольклора, -склонны не доверять любым джиннам.
Причина неприязни исламских фундаменталистов к джиннам проста. Ведь вера в этих существ перекочевала в ислам прямиком из языческих верований. Археологи уже давно установили, что до VII века, в котором пророк Мухаммед начал свою проповедь веры в единого Бога, жители Аравии поклонялись джиннаям — добрым богам. Даже в Мекке, которая сейчас является священным городом мусульман, совершались жертвоприношения во славу джиннов.
Основоположник ислама, объединяя арабские народы, разумеется, не мог просто так взять и запретить то, во что верили поколения арабов. Поэтому джинны сохранились в мусульманской картине мира, как будто символизируя связь старого и нового. При этом именно на джиннов была возложена вина за человеческие заблуждения в области религии. «Иблис стремится к тому, чтобы все люди стали много-божниками. Его цель — завести людей в ад», — прямо говорится в Коране.
Ифриты и мариды
Джинны обладают многими сверхъестественными свойствами, однако почти не отличаются от людей во многих вещах. Они точно так же, как люди, нуждаются в пище и сне. Как и люди, они влюбляются, вступают в брак, рожают детей. В конце концов, джинны умирают от старости. И после смерти их судьба схожа с человеческой: они в назначенный час предстанут перед великим судом, и тогда праведные из них попадут в рай, а нечестивые — в ад.
Но при всем этом джинны все-таки существа волшебные. А потому они способны менять свой облик. Один из самых первых мусульман, спутник Мухаммеда по имени Абдуллах ибн Масуд утверждал, что лично видел джиннов, которые пришли послушать пророка. Он описывал, что их облик был самым разным — от змей и гадов до высоких людей в белых одеждах. Кроме того, в разных источниках утверждается, что джинны могут превращаться в любых животных, в растения и даже в драконов.
Могут они выглядеть и как люди. Нередко человеческий облик нужен злым джиннам для того, чтобы осуществить свои коварные планы. А иногда они действуют еще хитрее — завладевают разумом и телом какого-либо живого создания. Такое может случиться, например, если джинн влюбился в человека. По мнению исламских богословов, чтобы уберечь себя от такой опасности, нужно всего-навсего почаще читать Коран.
Существует несколько вариантов классификаций джиннов. Некоторые из них довольно забавны — например, деление джиннов на три типа: те, кто умеет летать, те, кто похож на змей и собак, и те, кто непрерывно путешествует. Однако в классической арабской мифологии джинны делятся на четыре типа: ифриты, гули, силаты и мариды (малики).
Ифриты — это огненные джинны, самые сильные и опасные среди них. Они служат непосредственно Иблису и постоянно вредят людям. Любая встреча с ифритом может закончиться бедой. Гули -тоже создания недобрые. В доисламской мифологии так называли оборотней, живших вдоль дорог и нападавших на путников. В исламе же гулями стали называть джиннов, которые помогают Иблису.
По легенде, гули способны превращаться в чрезвычайно привлекательных юношей или девушек. Пользуясь этим, они заманивают людей в свое логово и там пожирают. Секрет уязвимости гуля состоит в том, что его можно убить лишь одним ударом — второй удар оживит оборотня. Силатами зовут джиннов воздуха. Они обладают легким характером, способны помочь человеку и даже стать ему верным другом.
Но иногда они не прочь попроказничать и могут довольно жестоко разыграть незнакомца. Силатов легко узнать по синему цвету кожи. Мариды же — это джинны воды (хотя в некоторых мифах их считают самостоятельными существами, не относящимися к джиннам). Они считаются самыми разумными и мудрыми, поэтому занимают среди всех джиннов положение монархов и судей. Маридов описывают либо как летучее эфирное вещество, не имеющее устойчивой формы, либо в виде белых людей с белыми бородами, в белой одежде, изо рта и ноздрей у которых идет огонь.
Как гласит предание
О джиннах немало рассказывает и Коран. Например, Аллах сообщает людям, что джинны способны попадать за границу Вселенной. Но делать это они могут только по Божьей воле. Тем не менее иногда некоторые джинны рискуют без позволения пробраться за пределы неба, чтобы подслушать божественные указы ангелов. Когда таких ослушников замечает Аллах, то он сжигает их небесной звездой, низвергая на землю.
Самым известным и почитаемым «охотником» на джиннов в исламе считается, конечно же, царь Соломон (Сулейман). Способность подчинять себе этих могущественных существ дал ему непосредственно Аллах.
Сулейман заставлял джиннов неустанно трудиться ради своего обогащения. Даже после его смерти джинны продолжали трудиться целый год, так как мертвое тело царя стояло, опираясь на посох, и им казалось, что он по-прежнему наблюдает за ними.
Джиннов можно встретить не только в исламе, но и в иудаизме. В Талмуде рассказывается о духах, которых Бог создал на шестой день творения. Из-за того, что наступила священная суббота, Творец не успел создать им тела. При этом, как ни странно, они, подобно людям, едят, пьют, размножаются и умирают.
Согласно Талмуду, эти существа во многом подобны ангелам, могут перемещаться от одного края мира до другого и знают будущее. Священная книга иудеев предупреждает, что люди должны опасаться их.