Меню Закрыть

ОДЕРЖИМЫЕ ДУХАМИ: КАК СИБИРСКИЕ НАРОДЫ ХОРОНИЛИ ШАМАНОВ

ОДЕРЖИМЫЕ ДУХАМИ: КАК СИБИРСКИЕ НАРОДЫ ХОРОНИЛИ ШАМАНОВ Шаманы обладают выдающимися способностями, утверждают легенды. Однако в Сибири в древности не стремились становиться шаманом — боялись сойти с ума. Соплеменники опасались человека, одержимого духами. Тому приходилось селиться вдали от людей. Всю жизнь его преследовали голоса и видения страшных демонов, слетающихся к его жилищу во время общения с духами. И даже после смерти его тело редко находило покой. Кто такие шаманы и почему соплеменники боялись к ним прикоснуться?

ОДЕРЖИМЫЕ ДУХАМИ: КАК СИБИРСКИЕ НАРОДЫ ХОРОНИЛИ ШАМАНОВ

Шаманы обладают выдающимися способностями, утверждают легенды. Однако в Сибири в древности не стремились становиться шаманом — боялись сойти с ума. Соплеменники опасались человека, одержимого духами. Тому приходилось селиться вдали от людей. Всю жизнь его преследовали голоса и видения страшных демонов, слетающихся к его жилищу во время общения с духами. И даже после смерти его тело редко находило покой. Кто такие шаманы и почему соплеменники боялись к ним прикоснуться?

Похитить душу и спрятать в бутылку

Почти у всех сибирских народов, живущих сейчас на территории Иркутской области, существуют легенды, связывающие появление первого шамана с орлом, который или сам стал шаманом, или научил людей общаться с духами (камлать). Например, у бурят сохранилась легенда о том, что людей создали западные тэнгрии (божества). Создания божеств жили счастливо, пока им не позавидовали боги с востока и не наслали на них болезни и голод. Тогда западные боги решили дать людям в защитники шамана, чтобы отгонял злобных духов востока. Для этой цели боги избрали орла (или коршуна). Он спустился на землю, встретил девушку-пастушку, дождался, когда она уснет, дунул ей в ухо — и так передал свои чары.

Эта легенда варьируется у долган, якутов, хакасов, тувинцев, кетов, эвенков и других народов Восточной Сибири. У кетов, которые жили в низовьях Ангары, орел двуглавый. Он не передает чары человеку, а учит его камлать. У бурят девушка сама становится первой шаманкой. В монгольской версии женщина, сбежавшая от нелюбимого мужа, забеременела во сне от орла и родила первого шамана — будущего прародителя волхвов.

По легендам, первые шаманы соперничали с божествами и даже превосходили их в силе. Киренские эвенки рассказывают: первый маг был таким сильным, что воскрешал умерших, и на земле не стало смерти.

Бурятская легенда гласит, что первый шаман Моргон-Хара был сильнее богов: злой дух Эрлэн-Хан похищал души людей и отправлял их в ад, а Моргон-Хара возвращал их на землю. Тогда демон пожаловался другим божествам. Они разозлились и стали соперничать с шаманом. Верховное божество приказало ему пожарить два огромных куска мяса на одной сковороде. Если бы шаман справился с заданием, божество признало бы его силу и дало бы обет не вмешиваться в дела людей. Но шаман не справился с задачей. Так он лишился половины силы, и люди снова стали смертными.

Однажды божество похитило душу человека и спрятало в бутылку, чтобы шаман ее не нашел. Но Моргон-Хара не только обнаружил душу сородича, но и ужалил божество в лоб, превратившись в осу. За что, конечно, был наказан: его сила уменьшилась вчетверо, а святую книгу, благодаря которой он был силен, съел баран. Поэтому сейчас бурятские шаманы гадают по бараньей лопатке. Самого Моргон-Хара боги заставили плясать на черном камне до скончания времен. Если шаман «сотрется», то с лица земли исчезнут все шаманы. Если же сотрется камень, Моргон-Хара вновь появится на земле.

Бедность и одиночество: как жили шаманы

Этнографы пишут, что никто по собственной воле не хотел быть шаманом, потому что это означало видеть демонов, слетающихся к юрте, все время слышать их голоса и не принадлежать самому себе. Шаманы были бедны, поскольку от работы их отвлекали надоедливые посетители. И если он еще мог попытаться отказать людям, то страшным демонам — не имел права.

По свидетельствам самих шаманов, сила передавалась по мужской линии, но так происходило не всегда. Часто духи сами выбирали себе жертву и начинали мучить ее, пока человек не соглашался служить им. Главным «симптомом» была «шаманская болезнь», когда мучимый духами человек начинал слышать голоса, видеть потусторонних тварей и делать то, что никогда не делал бы в здравом рассудке.

Недаром православные богословы сравнивают «шаманскую болезнь» с одержимостью демонами. В Евангелии от Марка к Христу приводят мальчика, одержимого демонами. При виде Иисуса он начинает трястись, падает и катается по земле, испуская пену. Его отец свидетельствует, что «многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его».

«Шаманская болезнь» крайне мучительна: человек надолго теряет сознание, а душу бедняги духи якобы уносят туда, где его тело крючьями растаскивают на части и варят в котлах. После это человек умирает — и появляется шаман.

Якутский этнограф Гавриил Ксенофонтов в 1925 году записал историю тунгуса. За общение с духами шаман платил здоровьем и семейными связями. К нему обращались за помощью в разных случаях: по болезни, при падеже скота и даже при потере ценной вещи. Камлание было разным по продолжительности — от получаса до нескольких суток. За это время шаман терял физические силы и заболевал.

Если шаман хворал всерьез, его обходили стороной и боялись прикасаться — ведь через прикосновение тот мог передать свою силу другому человеку. Чтобы лечить, звали другого, более сильного шамана. Если шаман все-таки умирал, его тело погребали в редких случаях. Каждый народ поступал с останками по-своему.

«Прежде чем стать шаманом, человек несколько лет хворает умопомешательством. Его мучают духи умерших шаманов… Затем его тело… где-то наверху разрубают на части и жарят на рожне».

Осиновый кол и белый пепел: как хоронили шаманов

Прибайкальские буряты, согласно исследованиям монголоведа Баджи Бамбаева, хоронили шаманов в соответствии с их «цветом»: белых кремировали, чтобы они могли вознестись в верхний мир божеств, а черных (приносивших людям зло) до середины XIX века погребали в землю. Этнограф Матвей Хангалов писал: буряты верили, что черные шаманы поедают души людей и поэтому после смерти сами отправляются в «нижний» мир. Таких клали в гроб лицом вниз, чтобы они, даже если очнутся, не смогли вернуться на землю.
Хангалову удалось стать свидетелем погребения черной шаманки Балаганского ведомства Иркутской губернии.

Подобный обычай был распространен и у других народов Сибири. Например, якуты хоронили злого шамана ничком в согнутом положении, чтобы тот не мог встать, а в руки ему насыпали землю, чтобы она удерживала его.

Белого шамана буряты предавали кремации. Обряд назывался «шандаруу», что значило «белый пепел на угасающих углях». Пожилые родственники обмывали тело умершего водой и облачали его в шелковое белье, халат, шапку из лисьего меха, шубу, хромовые сапоги. Поверх одежды одевали оргой — шаманский наряд, подпоясанный белым поясом. До места кремации покойник ехал верхом на коне, покрытом синей шелковой попоной с колокольчиками, его поддерживал сидящий сзади человек. Затем усопшего усаживали на войлок.

Кремировали шамана в отоге — сосновом срубе, куда останки помещали после молитв и тризны, в которой участвовали старики. Под тело клали потник — войлок, который подкладывали под седло, а рядом — узду, седло, снедь, табак, водку. В сруб обязательно помещали лук и 8 стрел — верили, что на небесах, ломая эти стрелы, шаман сможет спасти от смерти 8 человек. Затем сруб закрывали бревнами.

Сжигали и бубен почившего, его оружие, колокольчики, звериные шкуры, трости. Некоторые вещи складывали в небольшой ящик и подвешивали его высоко на дереве. Иногда бубен не сжигали, а протыкали и оставляли на дереве. Тут же приносили в жертву коня и сжигали его в другом костре. Как только погребальный сруб разгорался, все уезжали, не оглядываясь.На место возвращались на третий день, в определенном порядке собирали останки в мешок из синего шёлка (торгон худэһэн), надевая специальные рукавицы. Мешок и рукавицы прятали в дупле сосны, закрывали его дощечкой и забивали гвоздями.

«Из дерева осины сделали гроб и положили в него шаманку лицом вниз; потом вырыли глубокую яму и опустили в неё гроб; кольями, сделанными из осины, пригвоздили её и придавили осиною, а потом завалили землёю»

Мужчине — бубен, женщине — котел: как шаманов хоронили эвенки

Из-за вечной мерзлоты эвенки погребали шаманов на пнях. Они выдалбливали для покойников колоду, заворачивали тело в ровдугу (тонкую замшу) и оставляли колоду головой на север на пнях, покрывая гроб пластами мха. В гроб мужчинам клали бубен и другие сакральные предметы, женщинам у ног — пробитый медный котел, рядом помещали предметы для рукоделия. Северный народ верил, что душа шамана покидает тело, лишь когда оно полностью истлеет. Поэтому к покойнику не приближались, а поминовения и обряды проводили в отдалении.

Подобным образом хоронили шаманов и якуты. Они сооружали арангасы — высоко над землей на шестах устанавливали колоду с телом и атрибутами шаманского ремесла. Якуты думали, что сильного шамана следует три раза перезахоронить, и выполняли этот ритуал: по мере разрушения арангаса они трижды «поднимали его кости». Для обряда приглашали другого шамана. Считалось, если умерший снится, значит, обряд до конца не выполнен.

При перезахоронении останки наряжали в новую одежду, арангас подновляли и приносили в жертву коней. Считалось, что дух шамана продолжает жить вблизи могилы и на этом месте никто не может обидеть его потомка, — шаман отомстит. Существовало поверье: если не довести обряд до конца, умерший станет «юэр» — злобным демоном. Если мертвый шаман начинал досаждать сородичам, приглашали другого шамана и тот с помощью ритуалов заключал демона в деревянную фигурку и избавлял сородичей от незваного гостя.

Почему от души шамана нужно было избавиться

Юкагиры — древнее население Саян. Этот народ жил в тайге от Енисея до Чукотки, а позже был вытеснен на Восток. Считается, что многие юкагирские племена были ассимилированы эвенами и эвенками.

Для юкагиров тело шамана было сакральным предметом. Имя шамана и само название его ремесла было табуировано. Как пишет в статье «Юкагирские сайтааны» этнограф Виктор Васильев, после смерти мага в его чум собирались другие шаманы. Они надевали маски в виде вороньих клювов и особые перчатки. А затем с помощью крючьев разрывали тело покойного на части, изображая воронье, которое поедает мертвечину. Возможно, это было связано с желанием уничтожить тело покойника, чтобы его душа, освободившись, легко ушла в мир мертвых.

Затем шаманы отделяли мясо от костей и вялили его на солнце. Так юкагиры готовили жертву для душ предков. Вяленую человечину развозили по стойбищам, где строили святилища — урасу. Останки вкладывали в труп жертвенной собаки (она считалась проводником в мир мертвых) и помещали в святилища.

Кости шамана разбирали на амулеты. Череп насаживали на кол, закрывали ритуальной маской, сооружали идола — шайтана (сайтааны).Этого идола юкагиры держали в жилищах и «кормили», сжигая перед ними пищу. Они верили, что таким образом насыщают душу мертвеца, и надеялись, что она охранит их дом.

Известно, что в древности подобные идолы были в домах якутов и эвенков, однако у них имя шамана никогда не было табу. Дух, заключенный в идоле, якобы служил не всему роду, а лишь одному человеку и был опасен для остальных.

Очевидно, все обряды народов Восточной Сибири, связанные с погребением шамана, были призваны обезопасить живых от мертвеца. Душа «правильно» погребенного покойника должна была существовать отдельно от мира людей и являться только в строго определенные дни поминовения.

Схожие поверья, связанные с умершими шаманами, были распространены на огромных территориях — от Урала до Тихого океана. В Приуралье, например, полагалось раздавить мертвому шаману голову и грудь и похоронить вдали от селений. Археолог Эльга Вадецкая в работе «Имитация мертвых для продления их жизни» писала, что еще недавно эвенки и нивхи мумифицировали тела «белых» шаманов и поклонялись им. Сибирские татары некогда верили, что мертвый злой шаман может выпить их душу, поэтому следовало разрыть его могилу и кольями разделить тело на части.

Опубликовано в ШАМАНИЗМ

Связанные записи