Все царства природы населены невидимыми существами, которых в Оккультизме называют «элементалами». Обычно их классифицируют на основе общего деления по четырем стихийным элементам (отсюда и само их название). Их можно считать одушевленными сгустками стихийной энергии огня, воды, воздуха и земли, хотя подробнее об их происхождении и строении речь у нас пойдет далее. Элементалы существуют вне зависимости от знания человека о них, однако маги, обладающие достаточной подготовкой и силой, могут по собственной воле создавать такие существа, наделяя их примитивным разумом и возлагая на них определенные задачи.
Начиная примерно с XIX века оккультисты стали активно стремиться к систематизации своих знаний. В этом процессе в различных книгах стали появляться списки всех видов существ, встречающихся на астральном плане и в более высоких областях. Зачастую эти списки дополняют друг друга, и то, что один автор (или школа) дает кратко и обобщенно, в другом источнике рассматривается со всеми частными разновидностями.
В отличие от «астроидеи», которая принадлежит по большей части ментальному плану и лишь начинает облекаться астральными формами, элементал является преимущественно существом астральным, хотя при этом может иметь свою ментальную и физическую составляющие. Вот что пишет об этих существах Г. Мёбес в «Энциклопедии Оккультизма» (лекция 2):
«Элементали имеют ментальную монаду, направленную к специально инволютивной деятельности; астросом, оформляющий эту деятельность; и физическое тело, невидимое при обыкновенных условиях по самой однородности его строения с той средой, в которой эти элементали оперируют. Элементали заправляют химическими и физическими явлениями, многими физиологическими процессами и т. п. Если тело их по преимуществу газообразное, их называют сильфами. Если жидкое – ундинами. Если твердое – гномами. Если же их тело более тонкое и по строению подходит к тому, что мы называем мировым эфиром, то – саламандрами».
Далее нам еще предстоит уточнить, что же такое ментальная монада и астросом элементалов. Названия этих четырех видов сложились в такой классификации приблизительно в эпоху Ренессанса. Во многом это результат упорной работы и терминологической изобретательности Парацельса. Однако частные упоминания о существах, обитающих внутри каждой из стихий, идут с гораздо более древних времен. К примеру, саламандры упоминаются в Вавилонском Талмуде (конец трактата Хагига, 27 а). Там говорится, что огонь не властен над человеком, помазавшим себя кровью саламандры, поскольку сама она является порождением огня[1]. Мёбес, связавший саламандр с «мировым эфиром», также имел в виду огонь: он говорил об агрегатных состояниях материи (земля – твердое, вода – жидкое, воздух – газообразное), но ему не хватило термина для передачи состояния огня. Фактически, слова «мировой эфир» могут ввести в заблуждение, поскольку эфир традиционно считается пятым элементом, существующим помимо четырех основных.
Искусственные элементалы
Чарльз Ледбитер, один из известных учителей Теософского Общества, в своей книге «Астральный план» рассматривает «население» астрала, относя элементалов к нечеловеческим сущностям. Он говорит об элементалах, создаваемых людьми сознательно или бессознательно.
«Это огромное количество дурно созданных существ, полуразвитых, многоразличных, согласно мыслям людей, и не поддающихся никакой классификации. Единственное возможное разделение будет в отличии искусственных элементалов, создаваемых большинством людей бессознательно, от сформированных магами с определенной целью»[2].
Стоит отметить, что сам Ледбитер не был магом – практическая магия вообще не слишком поощрялась в рядах Теософского Общества. Скорее, он был исследователем оккультных явлений, и в своей работе стремился к наиболее высоким планам. Поэтому классификация искуственно созданных существ астрального плана, с одной стороны, возможно, не слишком волновала его, с другой – была невозможна в силу ограниченности опыта в данной конкретной сфере (при том, что в целом его книги демонстрируют огромный опыт и эрудицию).
Чтобы лучше понять, откуда берутся эти искусственные создания, нужно уделить внимание понятию «элементальной эссенции», которую тот же автор описывает в другом разделе книги.
«Астральное царство представляет обширное хранилище элементальной эссенции, удивительно чувствительной к самым мимолетным человеческим мыслям, отзывающейся на малейшие человеческие желания (даже бессознательные) с поразительной быстротой и верностью. Но с момента, когда под влиянием мысли или желания известная часть элементальной эссенции должна принять образ живой силы того, что называется элементалом, она перестает принадлежать к разряду, который мы изучаем, и приходит к группе искусственных существ. Это отдельное существование является очень недолговременным: понудительная сила вскоре истощается, и элементал возвращается к общей массе необособленной эссенции того разряда, из которого он был выделен»[3].
Фактически, именно эта элементальная эссенция служит материалом для образования искусственных существ, которых производит человеческая мысль. Чем сильнее заряжена силой эта мысль, тем более устойчивый эффект она приносит. Можно сказать, астральный план кишит такими существами с кратковременной и непрочной жизнью, поскольку большинство мыслей у людей мимолетны. Едва ли стоит всерьез считаться с этими бессознательными элементалами – они подобны пузырям на поверхности кипящей воды, которые исчезают почти сразу же в момент появления.
Другое дело, когда элементал, созданный бессознательно, тем не менее оказывается заряжен сильной и постоянной эмоцией. Такое может происходить, если его создатель одержим неким желанием и постоянно думает о нем, представляя, как оно осуществляется. Причиной может быть любовь, ненависть или иная страсть. Фактически, интенсивные чувства (которые почти неизбежно также облекаются конкретными мыслеформами) людей друг к другу постоянно порождают таких искусственных элементалов. Ледбитер приводит в пример, как любовь матери к детям создавала сильного «ангела-хранителя», который сопровождал и оберегал их. С другой стороны, таким же образом создаются и злые, агрессивные элементалы, вредящие тем, к кому они направлены[4]. Общим принципом остается то, что сами по себе элементалы (как и их исходный материал) совершенно индифферентны к добру и злу, а воля, направляющая их к созиданию или разрушению, принадлежит человеку. Поэтому и кармическая ответственность за их действия ложится на его плечи.
Если же элементал создается намеренно, то есть человек, производящий его, понимает принципы астрального плана и хочет оказать магическое воздействие, тогда его порождение может быть наделено силой и долгой жизнью. Оно получает четкое направление на выполнение определенной задачи, а иногда и инструкции о том, какими способами этого достичь. Такая программа, заложенная в элементала в момент его создания, становится той самой ментальной монадой в его составе, тогда как астросом возникает из энергии, которую маг аккумулирует во время своего ритуала.
Как создается элементал?
Техники создания элементалов приводятся в различных книгах по магии. К примеру, Франц Бардон указывает достаточно простой в теории способ, который однако будет эффективен лишь у того, кто уже имеет достаточно силы (например, у того, кто прошел все предварительные этапы тренировки по книге Бардона). Он дает следующие инструкции:
«Маг представляет вселенский океан света из блестящей материи, из которой он формирует огромный световой шар, сжимая и аккумулируя его все больше с помощью воображения, пока тот не станет по размеру около 12-20 дюймов. Благодаря такой аккумуляции этот шар становится подобен сияющему солнцу»[5].
Очевидно, именно через изначальное воображение этого океана света маг подключается к той самой элементальной эссенции, о которой писал Ч. Ледбитер, и которая заполняет собой астральный план. Затем маг должен зарядить этот шар волей и твердой убежденностью, соответствующей ожидаемому эффекту, придать ему образ желаемого существа и наделить именем.
Здесь становится четко видно коренное отличие разных видов магии. В случае прямого воздействия на объект визуализация, главным образом, должна включать этот самый объект, и никаких имен никому давать не нужно. Такое воздействие может быть сильным и быстрым, но непостоянным[6]. Создание талисмана, с другой стороны, привязывает желаемое влияние к физическому предмету. Соответственно, это влияние не столь сильно обусловлено тем, к кому впоследствии оно будет применено. Его объектом может оказаться любой, кто станет носить с собой талисман. Создание разумного элементала можно считать третьим видом магической операции. В этом случае мы не привязываем влияние к физическому объекту, но задаем ему программу на ментальном плане, которая фактически превращает элементала в автономное существо, действующее дальше уже без нашего прямого участия. Это позволяет, к примеру, отсрочить влияние, задав определенное время и обстоятельства для его реализации и т. п.
Именно для того, чтобы элементал стал таким автономным существом, ему нужно астральное тело и имя. Тело возникает в результате интенсивного акта воображения, а имя выбирается такое, чтобы по смыслу (в случае более грамотного подхода – еще и по буквенному составу, гематрии, звучанию) оно отражало цель и миссию элементала.
Дальнейшее поведение мага в отношении созданного элементала также обусловлено особенностями этой операции. Если в случае попытки прямого влияния эффективнее всего работает то, что оккультисты называют «моноидеизмом» (состояние, когда разум человека неотрывно поглощен одной идеей), то в случае с элементалом верно обратное. Бардон пишет об этом следующее:
«Чем больше отделен от мага такой элементал, тем эффективнее он будет проявляться в ментальной сфере личности, для которой он создан. Он может работать независимо в ментальной сфере и не будет ограничен каким-либо образом разумом мага».
Этой же цели служит ритуальный жест отделения и разрыва связи, которым завершается процесс создания элементала. Впрочем, второй вид операций (талисманы) и третий (элементалы) можно объединить, если заставить элементала войти в физический предмет и «стоять на посту», пребывая в нем. К примеру, такое может быть уместно, если задачей является охрана жилища. М. Д. Крейг в своей книге «Современная магия» дает еще один, более ритуализированный способ создания искусственных элементалов, упоминая о различных возможностях использования этих существ в том числе в привязке к физическим объектам.
Наконец, из относительной автономии элементала вытекает еще один важный вопрос: что должна делать созданная нами сущность после того, как ее задача будет выполнена? Поскольку в ее теле заключен некоторый заряд энергии, и этому «сосуду» дано имя и образ, он не исчезнет сам собой бесследно. Этот вопрос связан напрямую с другим: как определить достаточную силу элементала для совершения возложенного на него действия? Что будет, если этой силы не хватит или, напротив, окажется слишком много?
В случае, если силы не хватает, имеет место «подзарядка» элементала. С учетом того, что он имеет образ и имя, его можно повторно призвать и вступить с ним в общение. Фактически, процесс подзарядки идентичен процессу первоначального создания, только вместо появления нового элементала энергия будет передана уже существующему. Факт обладания ограниченной разумностью (ментальной монадой) создает в этом существе нечто навроде индивидуального эго, вследствие чего элементал и сам может стремиться продлить свою жизнь. Он будет повторно вызывать в своем хозяине (или в объекте своего влияния) желание того же вида, которое его породило.
Одни авторы не выделяют в категории элементалов никаких частных видов (Ч. Ледбитер, уже цитированный выше); другие же (Ф. Бардон), кто больше работают в сфере практической магии, различают несколько видов подобных порожденных человеком существ. В частности, элементалы, рождаемые за счет яркого эмоционального переживания, относятся к категории лярв. Лярвам более всех остальных свойственен инстинкт самосохранения, и они будут стремиться вновь вызвать те желание и чувства, которые стали их источником. С этим связаны различные пристрастия и дурные привычки людей, от которых те не могут избавиться. Различные же страхи, вызывающие в воображении картины предполагаемых врагов или угроз, порождают существ, которых Бардон называет фантомами или фантазмами. Они также стараются подпитываться за счет повторения страхов, следствием чего служат психические расстройства, паранойя и т. п.
Указанные выше причины приводят к тому, что элементал, чья программа еще не отработана, может тем или иным образом и сам найти себе питание и дополнительный заряд. Но если он был создан сознательно и с конкретной целью, нет смысла рассчитывать на это – лучше произвести целенаправленную подзарядку.
Если же элементал обладает избытком силы, которая остается уже после выполнения задачи, он может израсходовать ее непредсказуемым образом. Такой неуправляемый элементал становится потенциально опасным. Чтобы застраховаться от ненужных последствий, в его программу изначально закладывается установка вернуть избыток силы и мирно раствориться, не причиняя никому вреда. По мнению Ледбитера именно такие «бродячие» элементалы, ускользнувшие из-под контроля своих создателей и неимеющие конкретной задачи, в целях самосохранения могут являться людям и заставлять их верить в себя, принося им жертвы и т. п. Такова может быть природа различных примитивных языческих божеств, находивших себе последователей среди диких племен.
Примечания:
[1] По этой же причине, – продолжает Талмуд, – ученики мудрецов, все тело которых стало огнем (ибо само слово Божье, которое они изучают, пророк называет огнем), неподвержены адскому пламени.[2] Ч. Ледбитер «Астральный план», «Население: раздел В».
[3] Там же, «Население: Раздел Б. 14».
[4] Так можно понять сказанное Элифасом Леви («Учение и ритуал высшей магии», ч. 1, гл. 16), что колдовство до некоторой степени необходимо и неизбежно, и что оно беспрестанно совершается без ведома лиц, производящих его и подвергающихся ему.
[5] Ф. Бардон «Посвящение в Герметизм», ступень 6, физическая тренировка мага.
[6] Технически и в этом случае должен возникать некий элементал, но лишь как мгновенное передаточное звено. Он не будет похож на живое существо с разумом и телом.
Автор статьи — Бецалэль Ариэли