Меню Закрыть

РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР И ПРИНЦИПЫ ПРИДВОРНЫХ КАРТ

РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР И ПРИНЦИПЫ ПРИДВОРНЫХ КАРТ Мы признаем существование традиционных ролевых маркеров в рамках системных взаимоотношений. В современной культуре искусство общения заключается не столько в том, чтобы сохранить свой статус, сколько в умелом и разумном приспособлении его к конкретной ситуации. Высоко оценивается не только буквальное следование правилам, но и умение, в случае необходимости, не соблюдать их. В связи с этим резко возрастает и роль личности и вариативность самих ролевых позиций. Вместо обязательных предписаний и запретов ритуализованного поведения – в общем культурном поле – предполагается творческое обыгрывание более или менее мобильных норм. Мы достаточно очевидно и ясно можем переложить социальный опыт ролевых взаимоотношений на систему Придворных карт.

Мы признаем существование традиционных ролевых маркеров в рамках системных взаимоотношений. В современной культуре искусство общения заключается не столько в том, чтобы сохранить свой статус, сколько в умелом и разумном приспособлении его к конкретной ситуации. Высоко оценивается не только буквальное следование правилам, но и умение, в случае необходимости, не соблюдать их. В связи с этим резко возрастает и роль личности и вариативность самих ролевых позиций. Вместо обязательных предписаний и запретов ритуализованного поведения – в общем культурном поле – предполагается творческое обыгрывание более или менее мобильных норм. Мы достаточно очевидно и ясно можем переложить социальный опыт ролевых взаимоотношений на систему Придворных карт.

Приведем некоторые примеры.

Отношения Паж–Королева или Паж–Король – это обычные взаимоотношения начальника и подчиненного, учителя и ученика, родителя и социально незрелого ребенка.

Отношения Рыцарь–Рыцарь – это классическое столкновение в конкуренции за призом, соперничестве в соревновании при совершенно разных подходах или же группировка и союзничество в некоей общности братства. При этом братство может смениться соперничеством, безусловно, этот же сценарий охватывает не только отдельных субъектов, но и группировки молодежного, субкультурного типа, а также функциональные служебные субкультуры, например подразделения силовых ведомств.

Отношения Королева–Королева – это уже соперничество сфер влияния, династий, территорий с «мирными жителями, и обитателями, которые то дружат друг с другом, то припоминают старые обиды. Хорошо, если Королевам нечего делить или они умело воздерживаются от
этого, в противном случае все напоминает споры хозяек на одной коммунальной кухне. Очень тяжелая, тягостная и коварная борьба.

В поведенческих стереотипах в обобщенном виде присутствует социальный опыт. С их помощью и через их посредство человек конкретизирует и типизирует не только ситуацию общения в целом, но и коммуникативные роли партнеров, в том числе свою собственную роль.
Таким образом, реализуется одна из важнейших функций этикета – функция социальной идентификации. Другая его функция – выражение определенного личного отношения к собеседнику. При понимании того, какова игра и кто участвует, мы можем предсказать ее дальнейший
ход и возможный исход, а, кроме того, сообразить и дать советы участникам. Тогда имеют значение масти, потому что, к примеру, Паж одной масти будет не настолько подчинен Рыцарю другой – взаимозависимость разных мастей снижена по сравнению с одной и той же. Кроме того, мы можем учитывать комплементарность или несовпадение стихии в паре Придворных карт.

Рыцарь Мечей (Воздух Воздуха) с трудом понимает представителей других мастей, кроме Мечей (Воздуха), и Других степеней, кроме Рыцарей (Воздуха). Равно как и Королева Чаш, Король Жезлов и Паж Дисков. Они все достаточно целостны и центрированы на одном принципе.

Понравиться или договориться они могут только с теми картами, в которых есть дружественная стихия или Дружественная и своя собственная. Враждовать будут и не поймут враждебные стихии, а нейтральные к ним могут попасть в любую сторону.

Так, Рыцарь Дисков уже сам по себе песет внутренний конфликт Воздуха и Земли, но ему будет достаточно легко с комплементарной картой Земли Воздуха, то есть Пажом Мечей.

Классическое рабочее сочетание для бюрократической или военной организации, как в трудовом коллективе, так и внутри самого человека. Комплементарная карта легко становится неким «вторым «я», отражением основной ролевой позиции или же находится в партнере. Так Королевы Жезлов (тоже внутренне конфликтные роли) находят себе альфонсов, мошенников или прекрасных муз в виде Королей Чаш (или же сами являют в себе обратную сторону – Полосатого Дудочника). Эти две пары в настоящее время – наиболее классическое, часто встречающееся соответствие внутри пары или внутри одного человека. Мы затрудняемся сказать почему. Королева Мечей (Вода Воздуха) и Рыцарь Чаш (Воздух Воды) кажутся совершенно непохожими. Однако определенная идеалистичность и порыв присутствуют в обоих. В своем
стремлении к идеалу Королева Чаш способна быть слепой к обстоятельствам и людям, пожертвовать собой ради общей цели и т.д.

Но это соответствие менее уловимо, реже его можно
обнаружить навскидку в определяемых по Придворным картам персонажах. Любой акт культурного общения предполагает наличие, по меньшей мере, двух партнеров, имеющих разный коммуникативный статус. Партнеры общения могут различаться по возрасту, полу, общественному положению, национальности, конфессиональной принадлежности, степени знакомства и родства. В зависимости от них меняется стиль, тактика и стратегия общения.

Понимая диалогичность общения и этикетных посланий, мы способны изменить свою роль, подавая те или иные коммуникативные знаки собеседнику. Например, при встрече с критическим Рыцарем Дисков/Пажом Мечей или же Рыцарем Мечей в ситуации его социального превосходства нам стоит учесть, что стать Королевой или королем уже не получится. Остаются Пажи или Рыцари, но Рыцарей он воспримет как соперников. Мы оказываемся перед двумя ходовыми маневрами: либо сделать все, что он хочет, по Пажу Мечей или Пажу Дисков (то, что
он ожидает), либо перейти в другую масть, например Пажа Жезлов. Адекватность ситуации будет поддержана стихией Земли, формально подчиненная роль – Пажом, но Жезлы дадут невраждебную альтернативу предполагаемой сферы принадлежности. При этом Жезлы достаточно хороши в ситуациях социального давления, они умеют выдерживать напор (особенно если субъект умеет отыгрывать не только степень Пажа) при достаточном жизнелюбивом драйве.

Началу общения предшествует стадия ориентации, когда каждый партнер выбирает свою тактику поведения. Для того чтобы осуществить такой выбор, необходимо учесть целый ряд параметров коммуникативной ситуации, и в первую очередь соотнести свой статус со статусом партнера. При работе с Придворными картами этот этап будет соответствовать определению степеней. В качестве дифференцирующих при оценке коммуникативных статусов выступают
такие признаки, как пол, возраст, общественное положение, национальная и конфессиональная принадлежность, родственные связи или их отсутствие, степень знакомства и некоторые
другие. В каждом конкретном случае одни признаки актуализируются, другие же нейтрализуются. Опубликовано в сообществе Breath of Eternity – Созвездие Таро. Понятно, что актуализируются различия, а нейтрализуются совпадения. Чем больше признаков, по которым участники общения «не совпадают», тем обычно выше степень этикетности ситуации и обязательность соблюдения правил. А при работе с принципами Придворных карт тем важнее дифференциация по мастям и точное определение своей роли, и каким образом она может сыграть. (Поэтому всегда полезно иметь не одну, а две роли, из которых вторая должна быть фоновой атмосферой, беззвучным посланием и которая всегда может стать первой.) Наличие готовых этикетных стереотипов избавляет человека от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения. С другой стороны, само разнообразие поведенческих тактик обеспечивается тем, насколько велик выбор стереотипов, то есть какие возможности предоставляет человеку система этикета и ролевых взаимоотношений.
Учитывая многообразие культурных норм и правил, мы приходим к выводу о необходимости динамики социальных форм для гибкого существования и развития личности В современном Обществе.

Еще более существенной при этом становится этическая норма и мораль индивидуума. При смене масок необходимо сохранять свое лицо. Речь идет об умении вступать в различные ролевые взаимоотношения, разделяя их форму и смысл, усиливая и насыщая мораль и нравственность выражаемого акта или же намеренно не допуская эмоциональной включенности жеста. Одним из инструментов подобного развитая является расширение ролевою репертуара личности, при котором индивид обучается имиджевому поведению и особому характерному взгляду на мир из различных ролей и позиций. Приоритетным оказывается не столько автономная самостоятельность подобных образов (как это происходит при обильной практике ролевых игр), сколько способность к их организации и построению внутренней системы, устойчивой и гибкой одновременно. Это возможно лишь при ясной нравственной структуре личности.

Опубликовано в РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КАРТ ТАРО

Связанные записи