Меню Закрыть

Мантры и их классификация.

Мантры и их классификация. Данный краткий очерк позволит неофитам разобраться и навести порядок в голове относительно звуковых форм магии. Не только в тантре, но и в любых других направлениях через принципы сходности и типичности инструментов для всех культур - и магия здесь не исключение. "Топор, он и в Африке топор..."

Классификация Мантр

Данный краткий очерк позволит неофитам разобраться и навести порядок в голове относительно звуковых форм магии. Не только в тантре, но и в любых других направлениях через принципы сходности и типичности инструментов для всех культур – и магия здесь не исключение.
“Топор, он и в Африке топор…”

Мантра – формульный текст состоящий из одного слога (буквы) до нескольких связанных слов или фраз, обладающий способностью преобразовывать реальность – психическую, эмоциональную, физическую.

Корень «ман» означает «полагать, мыслить», мнить», суффикс «тра» – «инструмент, приспособление». То есть буквально – «способ воплотить то, что задумано, что имеется на уме».

Языком мантр является преимущественно санскрит (часто отличающийся от нормативного или искаженный), также существуют мантры на брахми, на пали, на апабхрамша, а также на тибетском, китайском и других языках.

Мантры часто не имеет конкретного значения или однозначной семантики. Это могут быть слоги, обозначающие буквы алфавита деванагари, брахми или являющиеся восклицаниями и междометиями.

Существует множество направлений мантр, например:

  • Мантра-яна: путь, колесница мантр; синоним ряда направлений в составе тантрических традиций, например ваджраяны в буддизме.
  • Мантра-видья: учение, наука мантр.
  • Мантра-шастра: руководства по мантрам.
  • Мантра-йога: один из разделов практик йоги.

Мантры могут обладать одним или несколькими классифицирующими аспектами:

  • Звук – музыкальность звука, частота колебаний, вибрация.
  • Слово – выражается в слоге, составном слове или более длинном тексте.
  • Цвет – имеет особый цвет или нет.
  • Символ – внешний облик мантры, может использоваться в диаграммах, орнаменте, рисунках, янтрах, талисманах, визуализациях энергетических конструктов.
  • Тело – произнесение мантры может требовать определенного положения тела в пространстве (асана) и определенных символических жестов рук (мудра), двигательных действиях (в определенном ритме и темпе).
  • Боги – мантры ассоциируются с определенным богом или несколькими божествами, произнесение мантры способствует проявлению их сущности и силы.

По происхождению Мантры могут делится на:

Пранава мантра – Аоум, состоящая из 4 звуков – этот священный слог считается истоком всех остальных мантр.
Мантрой может быть, как просто имя Бога, так и производной от него или быть кратким содержанием доктрин.
Например очищающая препятствия и преобразующиая Мантра происходящая из упанишад – павамана мантра Брихадараньяка упанишады:

Асато Ма Сат Гамая
Тамасо Ма Джьетир Гамая
Мритьйор Ма Амритам Гамая
Аоум Шанти Шанти Шантихи.

«Из небытия в бытие дай мне двигаться,
Из тьмы в свет дай мне двигаться,
Из смерти в бессмертие дай мне двигаться
Аоум мир, баланс, покой.»

Мантры могут быть получены в результате откровения от Богов или в результате медитации.
Особняком стоят древние восклицания, звукоподражательные слова (например, пхат – треск костра) или короткие слова-формулы, восклицания, произносимые в ходе обрядов (свасти, свадха, сваха, вашат),
Мантрами также считаются – шабад, слова Гуру, аватара или пророка из духовных текстов:
Так есть категории Мантр, выпахтанных (словно творог из молока) творцом Праджапати из 3 Вед – Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Это мантры типа рик (риг, рич), саман, яджус, нигада.
Например:

Оджах сахах саха оджах.
Бхур бхувах свах.
Вьяхрити.

  • Сатья мантры – из текстов Ригведы нацеленные на обретение истины.
  • Махакарика мантры – высказывания из упанишад
  • Матрика мантры – «материнские» – 50 букв и их слогов алфавита деванагари, которые понимаются как источник мудрости. Каждый слог связывается с определенной частью тела, на которые адепт при произнесении кладет ладонь.

По способу действия выделяют:

  • Кавача мантры – облачение в доспехи, защищающие адепта от нападений.
  • Астра мантры – вооруженные, нацеленные, посылающие оружие в противника.
  • Видьют мантры – светящиеся вспыхивающие и уничтожающие зло.

Есть мантры и призывающие зло, приворотные, и одурманивающие: истамбхан, вашикаран, акаршан, маран и т.д.

Мантры могут делится также:

на мужские и женские,
лунные, солнечные и планетарные, успокаивающие и пробуждающие.

По особенностям передачи Мантры делят на две категории:

Те, которые передаются только лично – от учителя к ученику.
И общеизвестные, составляющие общекультурное наследие.
Выделяют биджакшара, или биджа мантры – «семенные» мантры, моносиллабические, обычно заканчивающиеся анусварой – «м» носовым, которй обладает силой материализации.
Дхарани мантры – («держащие») – более длинные и нацеленые на концентрацию внимания в ходе медитации.

Разделяют Мантры и исходя из числа содержащихся в них слогов:

  • Панчакшара мантры из 5 слогов
  • Аоум Намах Шивайя.
  • Шадакшара мантры из 6 слогов,
  • Оум мани падме хум,
  • Двадашакшара мантры из 12 слогов,
  • Оум намо бхагавате васудевайя
  • Число слогов и звуков является также выражением силы стоящей за мантрой.

По манере произнесения различают:

  • Кантика мантры – произносимые голосом, артикулируемые.
  • Вачика или анирукта мантры – отчетливо проговариваемые во время ритуала.
  • Бхрамара мантры – бормотание, во время многократных повторений.
  • Джанантика мантры – очень тихое произношение шепотом.
  • Карника мантры – те, которые шепчут прямо в ухо.
  • Джапа мантры – многократно произносимые (5, 10, 28, 108, 1008 и т.д. раз), число их произнесения отсчитывается с помощью четок.
  • Аджапа мантры – не произносимые вслух.
  • Упамшу мантры – безмолвные молитвы.
  • Манаса мантры – ментальные, те, на которые медитируют и обретают из пространства акаши во время транса.

Существуют правила, предписания и запреты для использования мантр по уровню посвящения:

Время, место, намерение, ориентация тела по сторонам света, состояние самого адепта, точность рецитации.
Произнесенная в неподобающее время, неподготовленным человеком, с неверными намерениями мантра – приводит к трагическим последствиям.

Произнесение Мантр нацелено на определенный результат:

  • обретение желаемого,
  • получение сверхъестественных способностей (сиддх),
  • вхождение в мистический транс, просветление.

Мантры могут использоваться как заклинание или заговор:

  • для нахождения потерянного,
  • для исцеления,
  • для привлечения удачи; для защиты,
  • для искупления кармы,
  • для того, чтобы отогнать злых духов,
  • как молитва – призыв к духам, богам или собственной воле адепта,
  • как высказывание;
  • как инструмент способный совершить магические действия:
  • очищать, избавлять от загрязнения, осквернения, соединять адепта и высшую реальность,
  • трансформировать адепта и его личность, наделяя его мудростью, бессмертием, постижением шуньяты-пустоты в буддизме, или вести к мокше освобождению от череды рождений и смертей и т.д. и т.п.
Опубликовано в ЧАКРЫ, МАГИЧЕСКИЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРАКТИКИ, КАРМА

Связанные записи