Классификация Мантр
Данный краткий очерк позволит неофитам разобраться и навести порядок в голове относительно звуковых форм магии. Не только в тантре, но и в любых других направлениях через принципы сходности и типичности инструментов для всех культур — и магия здесь не исключение.
«Топор, он и в Африке топор…»
Мантра — формульный текст состоящий из одного слога (буквы) до нескольких связанных слов или фраз, обладающий способностью преобразовывать реальность — психическую, эмоциональную, физическую.
Корень «ман» означает «полагать, мыслить», мнить», суффикс «тра» — «инструмент, приспособление». То есть буквально — «способ воплотить то, что задумано, что имеется на уме».
Языком мантр является преимущественно санскрит (часто отличающийся от нормативного или искаженный), также существуют мантры на брахми, на пали, на апабхрамша, а также на тибетском, китайском и других языках.
Мантры часто не имеет конкретного значения или однозначной семантики. Это могут быть слоги, обозначающие буквы алфавита деванагари, брахми или являющиеся восклицаниями и междометиями.
Существует множество направлений мантр, например:
- Мантра-яна: путь, колесница мантр; синоним ряда направлений в составе тантрических традиций, например ваджраяны в буддизме.
- Мантра-видья: учение, наука мантр.
- Мантра-шастра: руководства по мантрам.
- Мантра-йога: один из разделов практик йоги.
Мантры могут обладать одним или несколькими классифицирующими аспектами:
- Звук — музыкальность звука, частота колебаний, вибрация.
- Слово — выражается в слоге, составном слове или более длинном тексте.
- Цвет — имеет особый цвет или нет.
- Символ — внешний облик мантры, может использоваться в диаграммах, орнаменте, рисунках, янтрах, талисманах, визуализациях энергетических конструктов.
- Тело — произнесение мантры может требовать определенного положения тела в пространстве (асана) и определенных символических жестов рук (мудра), двигательных действиях (в определенном ритме и темпе).
- Боги — мантры ассоциируются с определенным богом или несколькими божествами, произнесение мантры способствует проявлению их сущности и силы.
По происхождению Мантры могут делится на:
Пранава мантра — Аоум, состоящая из 4 звуков — этот священный слог считается истоком всех остальных мантр.
Мантрой может быть, как просто имя Бога, так и производной от него или быть кратким содержанием доктрин.
Например очищающая препятствия и преобразующиая Мантра происходящая из упанишад — павамана мантра Брихадараньяка упанишады:
Асато Ма Сат Гамая
Тамасо Ма Джьетир Гамая
Мритьйор Ма Амритам Гамая
Аоум Шанти Шанти Шантихи.
«Из небытия в бытие дай мне двигаться,
Из тьмы в свет дай мне двигаться,
Из смерти в бессмертие дай мне двигаться
Аоум мир, баланс, покой.»
Мантры могут быть получены в результате откровения от Богов или в результате медитации.
Особняком стоят древние восклицания, звукоподражательные слова (например, пхат — треск костра) или короткие слова-формулы, восклицания, произносимые в ходе обрядов (свасти, свадха, сваха, вашат),
Мантрами также считаются — шабад, слова Гуру, аватара или пророка из духовных текстов:
Так есть категории Мантр, выпахтанных (словно творог из молока) творцом Праджапати из 3 Вед — Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Это мантры типа рик (риг, рич), саман, яджус, нигада.
Например:
Оджах сахах саха оджах.
Бхур бхувах свах.
Вьяхрити.
- Сатья мантры — из текстов Ригведы нацеленные на обретение истины.
- Махакарика мантры — высказывания из упанишад
- Матрика мантры — «материнские» — 50 букв и их слогов алфавита деванагари, которые понимаются как источник мудрости. Каждый слог связывается с определенной частью тела, на которые адепт при произнесении кладет ладонь.
По способу действия выделяют:
- Кавача мантры — облачение в доспехи, защищающие адепта от нападений.
- Астра мантры — вооруженные, нацеленные, посылающие оружие в противника.
- Видьют мантры — светящиеся вспыхивающие и уничтожающие зло.
Есть мантры и призывающие зло, приворотные, и одурманивающие: истамбхан, вашикаран, акаршан, маран и т.д.
Мантры могут делится также:
на мужские и женские,
лунные, солнечные и планетарные, успокаивающие и пробуждающие.
По особенностям передачи Мантры делят на две категории:
Те, которые передаются только лично — от учителя к ученику.
И общеизвестные, составляющие общекультурное наследие.
Выделяют биджакшара, или биджа мантры — «семенные» мантры, моносиллабические, обычно заканчивающиеся анусварой — «м» носовым, которй обладает силой материализации.
Дхарани мантры — («держащие») — более длинные и нацеленые на концентрацию внимания в ходе медитации.
Разделяют Мантры и исходя из числа содержащихся в них слогов:
- Панчакшара мантры из 5 слогов
- Аоум Намах Шивайя.
- Шадакшара мантры из 6 слогов,
- Оум мани падме хум,
- Двадашакшара мантры из 12 слогов,
- Оум намо бхагавате васудевайя
- Число слогов и звуков является также выражением силы стоящей за мантрой.
По манере произнесения различают:
- Кантика мантры — произносимые голосом, артикулируемые.
- Вачика или анирукта мантры — отчетливо проговариваемые во время ритуала.
- Бхрамара мантры — бормотание, во время многократных повторений.
- Джанантика мантры — очень тихое произношение шепотом.
- Карника мантры — те, которые шепчут прямо в ухо.
- Джапа мантры — многократно произносимые (5, 10, 28, 108, 1008 и т.д. раз), число их произнесения отсчитывается с помощью четок.
- Аджапа мантры — не произносимые вслух.
- Упамшу мантры — безмолвные молитвы.
- Манаса мантры — ментальные, те, на которые медитируют и обретают из пространства акаши во время транса.
Существуют правила, предписания и запреты для использования мантр по уровню посвящения:
Время, место, намерение, ориентация тела по сторонам света, состояние самого адепта, точность рецитации.
Произнесенная в неподобающее время, неподготовленным человеком, с неверными намерениями мантра — приводит к трагическим последствиям.
Произнесение Мантр нацелено на определенный результат:
- обретение желаемого,
- получение сверхъестественных способностей (сиддх),
- вхождение в мистический транс, просветление.
Мантры могут использоваться как заклинание или заговор:
- для нахождения потерянного,
- для исцеления,
- для привлечения удачи; для защиты,
- для искупления кармы,
- для того, чтобы отогнать злых духов,
- как молитва — призыв к духам, богам или собственной воле адепта,
- как высказывание;
- как инструмент способный совершить магические действия:
- очищать, избавлять от загрязнения, осквернения, соединять адепта и высшую реальность,
- трансформировать адепта и его личность, наделяя его мудростью, бессмертием, постижением шуньяты-пустоты в буддизме, или вести к мокше освобождению от череды рождений и смертей и т.д. и т.п.