КОРОЛЕВА МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ КОРОЛЕВА МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
У Королевы Мечей не особенно хорошая репутация в раскладах, и это повелось издревле. Кто не знает, что от «пиковой Дамы» хорошего не жди? Во всех традиционных толкованиях (которые не стоит сбрасывать со счетов), эта карта предрекает горький опыт. Это может быть некая личная потеря, печаль, утрата, лишения, огорчения. Появление Королевы Мечей может говорить о готовности к конфликту, завышенных требованиях и неизбежности критических замечаний. При появлении в раскладе она указывает, что ситуация эмоционально разрушительна, способна обернуться несчастьем (если Король Мечей опасен как интеллектуальный соперник, а Рыцарь – физически, то Королева говорит об эмоциональной опасности).
Появление этой карты может говорить о готовности к конфликту, трудных переговорах, жестком противостоянии. Легкого достижения результатов не приходится ожидать – дела движутся, но в рамках непререкаемых запретов и в строгом соответствии с принятыми правилами.
В позитивном смысле Королева Мечей указывает на важность логичных аргументов, независимых действий и разумных решений. В прямом положении может означать разъяснение, прояснение какой-либо ситуации, а также полный контроль над собой, своими реакциями и поступками, что на практике обычно означает успех задуманного дела.
В неблагоприятном раскладе указывает на чью-то злонамеренную волю, недоброжелательность, на личность, способную нанести большой урон.
Королева Мечей в раскладе на ситуацию может говорить о встречаемых возражениях и о влиятельной роли какого-то человека, ведущего себя эмоционально отстраненно и недружелюбно, однако готового быть вполне объективным экспертом.
Еще одно значение этого Аркана – пустота, вакантность, незаполненность, незанятость, отсутствие чего-либо.
Королева Мечей может указывать как на печаль и слезу, так и на холодность и ожесточенность, когда никаких слез нет. Это во многом зависит от способности человека адаптировать в своем внутреннем мире энергию Мечей (чем менее она ему родственна, тем более астеническими и «слезными» будут реакции; при привычности этих вибраций, человек запросто одевается в ледяную броню). Под воздействием Королевы Мечей мы превращаемся в прозорливых перфекционистов, которым трудно угодить – в конце концов, реальность так несовершенна, а человек так несвободен от недостатков! Типичное состояние Королевы Мечей – скептическое и контролирующее, а потому недовольное.
Появление ее в личном раскладе — признак незаурядной серьезной натуры, умения ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Эта карта выдает привычку держать эмоции под контролем и использовать интеллект для получения желаемых результатов. В любом случае, эта личность знает, чего хочет, и еще лучше – чего не хочет. Все нежелательное отсекается, все желательное заполучается путем расчета и схем.
Это деловая женщина (хотя иногда карта может указывать и на мужчину), успешно делающая свою карьеру, в профессиональном плане спокойный, здравомыслящий человек, который осуществляет то, к чему стремится. Нередко в жизни вопрошающего Королева Мечей выступает в роли человека «с дубинкой», который не дает свернуть с намеченного пути.
Королева Мечей красноречива, иронична и обычно очень точно формулирует свои мысли. Причем, в отличие от Пажа Мечей, это будет не просто шпилька ради шпильки, а замечание не в бровь, а в глаз. Тут сказывается действие тонкой водной стихии, безошибочно улавливающей слабые места в поведении и душе другого. Именно поэтому она «видит насквозь» — это больше, чем просто ум. Примерно так же Королева Мечей обнаруживает неточности в финансовом отчете, нестыковки в деле подследственного, ошибки в школьном диктанте, сфабрикованные новости, фотомонтаж, стрелки на чулках, пение под фонограмму и еще тысячу других вещей и явлений. «Вода Воздуха» обладает исключительной, безнадежной проницательностью. Ее не проведешь.
Королева Мечей — хороший организатор и крайне целеустремленный человек. Обычно это женщина, обладающая авторитетом и властью и использующая их для достижения собственных целей. Она мужественна, решительна, сурова, непроницаема, может быть безжалостной, поскольку не позволяет эмоциям затрагивать принимаемые ей решения. Еще один аспект этой карты: она всегда представляет максималиста, человека, для которого не существует полутонов и индульгенций. Королева Мечей компетентна и ориентирована на высокие стандарты. «Сбить» ее с этой ориентации невозможно – она может надеть маску снисходительности, но в глубине души для нее «почти хорошо» и «действительно хорошо» никогда не сравняются. Она прекрасно видит все, даже когда смотрит на дело сквозь пальцы.
Если Королева Чаш не понимает сути ограничений, а Королева Жезлов плохо их переносит, то Королева Мечей – мастер их устанавливать и следить за их соблюдением. Она покровительствует любым занятиям, в сфере которых актуальны всяческие протоколы, кодексы, методические указания, регистры, инспекции, экзамены, аттестации, проверки и отчеты. Здесь сказывается близость Старшему Аркану Справедливость (или Правосудие). Она любит методический труд, повторяющиеся и регламентированные задачи, детализацию и логику. Отсутствие последних вызывает у нее неподдельное раздражение и головную боль, буквально физический протест в извилинах мозга (в этой эмоциональной реакции скажется стихия воды, которой причастны все Королевы). Там, где логики и системы нет, она их создаст, придумает и соорудит. Нет лучшего специалиста по обработке и защите данных – она буквально воспринимает их как мать, лелеет, оберегает, опекает, вникает, заботится и бдит. Она предвосхищает проблемы и изобретает решения. Отличие от Короля Мечей в том, что он скорее сперва создаст («сотворит») абстрактную систему, принцип «на пустом месте», в чистом ментальном пространстве, в то время как Королеве трудно творить в нетронутой пустоте — она скорее займется упорядочиванием и рационализацией уже существующего беспорядка, именуемого реальностью (и создаст систему под нее и для нее). Люди, неспособные упиваться (вода) менталом в чистом виде (воздух) и не понимающие, как он может быть для кого-то «живой водой», часто с трудом переносят Королеву Мечей с ее правилами и требованиями, полагая, что в них проявляется ее личная тяга к доминированию. Однако Королева Мечей без-лична, ей дорого лишь доминирование ее стихии (ум всему голова), а вовсе не чувство личностной значимости. Покуда люди покоряются ее стихии, все в порядке, даже если саму Королеву не замечают и не привечают – она скромна и легко обходится без знаков персонального внимания. Но попробуй, оступись! Ее персональное внимание тебе тут же гарантировано, и напоминать оно будет луч лазера или хорошо заточенный скальпель.
Королева Мечей олицетворяет способности к умственному творчеству и исследованиям. Это может быть инженер, математик, архитектор, специалист в области медицины, юриспруденции, информационных технологий и систем. Ей хорошо даются журналистика, писательство, работа в области образования и науки. Она хороша везде, где требуется острота ума и способность выдавать идеи.
Циглер пишет, что Королева Мечей является прекрасным консультантом, терапевтом и советчиком, потому что обладает кристально чистым проникновением вглубь ситуации или человека, при этом не позволяет себе застревать и эмоционально «завязываться» на них. Этим она зарабатывает подлинное доверие и сохраняет реальную способность предлагать помощь.
Если раскладе делается на конкретную ситуацию, то Королева Мечей скорее проявится неблагоприятно, как риск попасть «под нож» сокращений и увольнений, нелюбовь начальства, придирки, завышенные требования.
Совет: напрячь ум и разбираться в ситуации осторожно и критически, освобождаясь от иллюзий. Сохранять дистанцию, быть начеку, твердо проводить свою линию.
Ловушка: подавлять свои чувства ради показного равнодушия
Если вопрос животрепещущий и касается именно финансов, то Королева Мечей может трактоваться как неблагоприятный показатель — риск лишиться денег или жилища, попасть в неблагоприятные обстоятельства, сложную ситуацию, бедственное положение. Королева Мечей может указывать на необходимость избегать всяких скользких сделок, сомнительных схем – вероятность разоблачения и потерь очень высока.
В общем и целом это совет держать глаза открытыми, не проявлять излишней доверчивости в финансовых вопросах, взять дела под контроль и в случае необходимости обратиться к знающему специалисту.
Королева Мечей считается традиционным символом вдовства и траура, разведенности и бездетности. В ней явствует необходимость полагаться лишь на себя (рукоять меча опирается на ее собственный трон). Современная тарология по сравнению со старинной, разумеется, предлагает более широкий спектр толкований. Однако нельзя не согласиться с тем, что в общем и целом, она куда больше соответствует холостяцкой жизни, чем супружеской. Осознание своих зависимостей и освобождение от них, разрыв любых сдерживающих или подавляющих отношений – вот суть этой карты.
Королева Мечей – сильный индикатор разрыва и расставания, причем вовсе не обязательно, что это случится завтра. Она «любит» отмечать обреченные браки, где один их партнеров холоден к другому. В случае ссор, размолвок, разводов Королева Мечей обычно сообщает, что назад пути нет, или как минимум, что трещина очень серьезная.
Для людей, не создавших пару, Королева Мечей является показателем тенденции к одиночеству, не столько даже событийно, сколько психологически («одиночество вдвоем» тоже возможно). Как и ведомая мужской стихией огня Королева Жезлов, управляемая мужской стихией Воздуха Королева Мечей отличается высоким («неженским») внутренним суверенитетом. Она независима. Про нее даже нельзя сказать, что часто разочаровывается в людях – она видит их чересчур ясно, чтобы в принципе ими очароваться. Она разборчива и беспристрастно видит сквозь любые маски. В сочетании со склонностью к безличной позиции вообще, это делает ее «неуютной» для близких отношений. В них хороши некоторая дымка, толика зависимости, грамм заблуждений…всего этого не сыщешь в пространстве Королевы Мечей. Если Королева Жезлов излучает, по крайней мере, жизнерадостность, тепло и жар желаний, то Королева Мечей предлагает ничего из этого плюс холод чистой проницательности, твердую позицию, склонность все контролировать и бесстрашие в плане высказываний. Она не привносит в жизнь захватывающих эмоций, и не будет увлекать героя к цели…скорее, с абсолютной точностью увидит, где он просчитывается на пути к ней. Если у героя хватит духу пережить не льстящее самолюбию открытие, что он где-то просчитался, причем он не видит, где, а она видит, то Королева Мечей может оказаться подарком судьбы (хотя по первому впечатлению этот подарок хорошо описывается словами «получи, фашист, гранату»).
Исстари Королева Мечей считается картой, указывающей на предательство подруги, на неверную и коварную наперсницу-соперницу в окружении вопрошающей. Выпадая мужчине в любовном раскладе, Королева Мечей обычно указывает на равнодушие и холодность партнерши, проще говоря – на то, что он не любим той женщиной, о которой спрашивает. Эта карта может иногда описывать что-то очень влекущее, но абсолютно недоступное на любовном фронте. Традиционно мужчине не рекомендуется устанавливать близких отношений с «Пиковой Дамой», это причинит ему одни страдания.
В то же время, на эту фигуру можно положиться в плане специфической внутренней честности. Она не будет симулировать оргазм, если его не было. Она не станет молчать, если ей что-то не нравится. Если она с чем-то не согласна, ее не получится принудить или запугать. Королева Мечей готова продолжать свой путь в одиночку, если ее что-то не устраивает. Она дружит с головой, и иногда – только с ней.
Голова у Королевы Мечей светлая. Она многим интересуется, но больше всего на свете ценит свою независимость. Простор в отношениях вдохновляет ее куда больше, чем «залипание» из серии «люблю-не-могу». Самостоятельный и независимый партнер сохраняет притягательность в ее глазах и стимулирует ее излучать свой северный шарм. Слишком яркое проявление чувств кажется ей неестественным. Королева Мечей держит на расстоянии, чтобы сохранить за собой полную возможность делать все, что душе угодно. Любовь значит для нее, в общем и целом, гораздо меньше, чем выполнение различных поставленных перед собой задач. Про Королеву Мечей не вполне верно говорить, что она «пожертвовала» замужеством и материнством ради чего-то – она просто проходит мимо, потому что ей это не особенно интересно. Если это для нее и жертва, то из серии «на тебе, Боже, что мне негоже». Она не особенно нуждается в теплых отношениях. Пылкая страсть ей быстро наскучивает, так как мало чем питает ее ведущую стихию – воздух и разум, и для нее это сродни пребыванию в бескислородном пространстве. В то же время она способна годами поддерживать именно страстные отношения с каким-нибудь издателем, научным руководителем, соавтором, напарником, коллегой – таким же следователем-исследователем, как она сама, вызывая ревность у всех, кто не понимает, почему они иной раз созваниваются в три часа ночи, осененные идеей, или проводят сутки вместе на чистом кофе и сигаретах, едва переводя дух после очередного интеллектуального оргазма, когда «получилось», «нашли», «поняли», «сошлось». То, чем они занимаются – это секс, хотя участники застегнуты на все пуговицы. То, что они испытывают по отношению друг к другу – это любовь, хотя они никогда не скажут этого друг другу с той интонацией, с какой говорят влюбленные. В таком виде любовь и секс Королеве Мечей не надоедают никогда.
Королева Мечей не является жизнерадостной оптимисткой, не склонна к саморекламе, не пленяет артистизмом или близостью к природе…в ней не за что зацепиться, кроме холодноватого шарма и силы характера. Согласно Тони Вольф, если Королева Жезлов выстраивает личные отношения с индивидуальностью (подобно гетере, вдохновляющей полководца), то Королева Мечей – мастер безличных отношений с группой (хорошим примером может быть преподавательница в классе). До ее личности очень сложно доцарапаться, хотя она, конечно, будоражит и «персонализировать» ее в отношениях один на один очень хочется (не случайно строгая учительница так часто становится объектом сексуальных фантазий). При почти непреодолимой отчужденности от окружающих, ей не трудно оставаться требовательной и объективной, воздавая по заслугам. Это роднит ее с Арканом Правосудие. В глубине души, Королева Мечей всегда стремится к свободе и справедливости, независимости и правде. Она редко позволяет себя обманывать другим и даже самой себе — в этом смысле она честна. Больше всего на свете она ненавидит иллюзии («всякие там розовые очки, слезы, сопли…»), в том числе и в самой себе. Ее стихия просто не переносит подобных вещей. Воспринимается же это обстоятельство как холодность и жесткость, надменность и неприступность. Королева Мечей обычно не так самонадеянна, как Королева Жезлов, которая убеждена, что возможно вообще все, стоит только захотеть (масть Жезлов управляет желанием). В отличие от нее, Королева Мечей четко понимает, что в ее силах, а от чего следует отказаться. Она способна ценить платонические отношения и не нуждается в другом ради самоосуществления.
Как индикатор болезни, может говорить о нарушениях в работе легких, простуде, астме, также аллергиях. Виной всему может быть холодный воздух, сырость, плесень. Вообще это универсальный сигнификатор переохлаждения (и особенно — в результате сидения на чем-то холодном).
Может указывать на оперативное вмешательство.
Традиционно считается картой бесплодия.
Нет, вам это не понравится.
В глубинном смысле Королева Мечей близка Правосудию. Она так же сжимает вертикально поднятый Меч, а ее воздетая рука словно бы держит невидимые глазу весы. Перед нами «женщина в горе», но женщина очень сильная. Она не подавлена, не сломлена, не погрязла в жалости к себе. Достаточно взглянуть на меч в ее руке, указывающий прямо вверх (даже Король не держит его так твердо и прямо), на ее руку, украшенную траурной повязкой. Эта рука отнюдь не опущена, не уронена бессильно на подол. Она воздета навстречу ветру – ее стихии, — принимая все, что он несет, отпуская все, что он забирает. Ее стихия не предполагает цепляния за что-либо, в том числе и за свои страдания.
Королева Мечей – это баланс между природой Кубка и действенностью Меча. Карта описывает умение полностью проникнуться идеей (Вода) и затем рассмотреть ее ясными глазами со всех сторон (Воздух). Это женское проявление стихии воздуха, ставящее перед нами трудную задачу – установление непосредственной связи между чувствами и мышлением. Старинные пословицы о том, что «Ум сердцу не товарищ» иллюстрируют, до какой степени сложна задача, воплощаемая этим Арканом. Этот труднейшая внутренняя алхимия — создание гармонии между интеллектуальным и эмоциональным центром. Королева Мечей предвещает время самоопределения, моменты крайне важных и глубоких осознаний в жизни. Она олицетворяет собой ум, открытость, независимость, фантазию и сообразительность. Это — выражение нашей способности решать проблемы при помощи логики, восходить на всё более высокие ступени познания, не теряясь перед наплывом идей и сомнений. В отличие от прежнего представления о Королеве Мечей как «злой женщине», мы видим в ней женщину (или женское начало в мужчине), освобождающую себя от зависимости благодаря силе своего разума. Лишь в некоторых случаях нам открывается негативная сторона этой карты: это чаще всего «снежная королева», за внешней привлекательностью которой скрывается холодный расчет и почти непреодолимое отчуждение. Она вполне способна «ментально кастрировать» любого другого, требуя с него отчета, доминируя интеллектуально и умаляя его достоинство до отрицательной величины, подобно слишком жестокому наставнику, стирающему ученика в порошок.
В Королеве Жезлов присутствует своего рода мудрое своенравие. Королева Мечей даже не своенравна в смысле спонтанных увлечений – служение ее стихии этого не требует. Королева Мечей обычно горда – но не собой, а своей стихией. Это тонкий и бесстрашный исследователь и аналитик, способный интуитивно ощущать первоисточник жизни (вода) в разуме (воздух). Созерцая красоту системы, она всецело отдается мистическому переживанию, подобному созерцанию Творца через творение. Такого рода глубинный восторг недоступен ни одной из прочих Королев (и, кстати, даже Королю Мечей, потому что ему недостает «воды» как воспринимающей стихии). Ей ведом наполовину интеллектуальный-наполовину сущностный оргазм постижения («И познаете истину, и истина сделает вас свободными»).
На карте изображена женщина в царской одежде, в короне и с мечом в руках. В некоторых вариантах карт ее костюм дополняют те или иные детали рыцарских лат: щит, наплечники, нарукавники. Парящая птица над головой Королевы и сильф, украшающий ее трон – символы стихии Воздух. Небо на карте покрыто кучевыми облаками, поднимающимися у горизонта: прохладно, ветрено, может начаться дождь. Облака – символ потерь, трагедий и жизненных бурь, с которыми Королева имеет дело.
Послание этой карты — ясность чувств и действий, согласие между внутренним и внешним и свобода как следствие всех этих качеств. Королева Мечей преданно служит своей стихии, как и любая другая из Королев. Ей часто приписывается подавление чувств, но в действительности они просто не самое дорогое, что у нее есть. Она служит не им. Она служит знанию, свободе и истине и утверждает их совершенно независимо от того, что чувствуют по этому поводу другие. Дух Меча всегда несет расщепление, отъединение и разотождествление. Вода сливается, воздух отдаляется. Королева Мечей описывает способность покончить с чем угодно и играть свою роль с полным осознанием, не отождествляясь с ней. Идея о том, что тело – лишь одежда, которую мы снимаем в момент смерти, чтобы облачиться во что-то новое, полностью соответствует духу Королевы Мечей.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — бесплодие; отказ от материнства.
+ I. Маг — начать воплощать свои идеи.
+ Верховная Жрица — отказаться от своего предназначения; не слушать голос интуиции.
+ III. Императрица — отказ от материнства.
+ IV. Император — развод.
+ V. Иерофант — стать немилосердной.
+ VI. Влюбленные — поставить крест на отношениях.
+ VII. Колесница — добиваться своего; неподчинение.
+ VIII. Справедливость — бракоразводный процесс; раздел по суду.
+ IX. Отшельник — одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — печальные перемены.
+ XI. Сила — агрессивность.
+ XII. Повешенный — предательство.
+ XIII. Смерть — траур; вдовство.
+ XIV. Умеренность — зализывать раны.
+ XV. Дьявол — лицемерная и опасная женщина.
+ XVI. Башня — развод; раздел имущества; потеря; траур; вдовство.
+ XVII. Звезда — надежда снять венец безбрачия.
+ XVIII. Луна — болезнь; обман; беспросветная ситуация.
+ XIX. Солнце — согреть одинокую душу; встретить свое солнце.
+ XX. Суд — прийти в себя после потери.
+ XXI. Мир — торжество идеалов.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — оттаять.
+ Двойка Жезлов — упустить возможности.
+ Тройка Жезлов — проблематичное партнерство.
+ Четверка Жезлов — развод.
+ Пятерка Жезлов — тяжба; споры при разделе.
+ Шестерка Жезлов — потеря части поддержки; ослабить свое влияние.
+ Семерка Жезлов — отстаивать свои права при разводе.
+ Восьмерка Жезлов — ревность.
+ Девятка Жезлов — утомленная разводом.
+ Десятка Жезлов — гнетущая скорбь.
+ Паж Жезлов — печальная новость.
+ Рыцарь Жезлов — остудить чью-то горячую голову.
+ Королева Жезлов — ссора с подругой; прямолинейность.
+ Король Жезлов — развод.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — охлаждение; отказ от любви.
+ Двойка Кубков — прекращение партнерства.
+ Тройка Кубков — утрата удовольствия от жизни; развод.
+ Четверка Кубков — избавиться от хандры; абстрагироваться от эмоций
+ Пятерка Кубков — не фокусироваться на утратах.
+ Шестерка Кубков — отречься от прошлого.
+ Семерка Кубков — отмести иллюзии.
+ Восьмерка Кубков — разрыв.
+ Девятка Кубков — отказ от счастья и благополучия.
+ Десятка Кубков — отказ от семейного счастья.
+ Паж Кубков — пресекать любые проявления чувств.
+ Рыцарь Кубков — отказаться от перемирия.
+ Королева Кубков — развод; отказ от любимого человека.
+ Король Кубков — подавлять эмоции; развод с любимым; вдовство.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — независимый ум.
+ Двойка Мечей — развод.
+ Тройка Мечей — болезненный разрыв.
+ Четверка Мечей — изгнание.
+ Пятерка Мечей — грязный развод; отсечь нападки.
+ Шестерка Мечей — скорбное путешествие.
+ Семерка Мечей — пресечь неискренность.
+ Восьмерка Мечей — держать свои чувства запечатанными.
+ Девятка Мечей — предвестник беды.
+ Десятка Мечей — вдовство; смерть близкого.
+ Паж Мечей — пресечь любой выпад.
+ Рыцарь Мечей — серьезный конфликт; опасное противостояние.
+ Король Мечей — развод; враждебность; отстаивание своих интересов.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — отказ от подарка или нечто материального; финансовый раздел.
+ Двойка Пентаклей — покончить с неопределенностью.
+ Тройка Пентаклей — отказ от финансового проекта.
+ Четверка Пентаклей — раздел имущества.
+ Пятерка Пентаклей — избавиться от финансовых потерь.
+ Шестерка Пентаклей — избавиться от благодетелей и благоденствия.
+ Семерка Пентаклей — отказ от дальнейшего продвижения проекта.
+ Восьмерка Пентаклей — прекратить работу на дядю.
+ Девятка Пентаклей — прекратить инвестирование; выход из зоны комфорта.
+ Десятка Пентаклей — раздел семейного имущества.
+ Паж Пентаклей — бросить учебу.
+ Рыцарь Пентаклей — отсутствие материальной выгоды.
+ Королева Пентаклей — отказ от материнства. + Король Пентаклей — развод с состоятельным человеком.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ
ИЕРОФАНТ
Пятый Аркан заведует соблюдением запретов и повиновением заповедям — навроде олимпийских спортивных правил. Допинг не разрешается, судья не должен быть заинтересован в определенном исходе, и так далее – все ради того, чтобы игра была действительно честной, и это по-настоящему важно, потому что иначе все это просто лишится смысла! Вот и ключевые слова этой карты – правила и смысл. Пятый Аркан связан с верой в осмысленность происходящего и его цель. Иерофант учит и воспитывает, а Дьявол потом проверяет, чему мы научились, предлагая сыграть в обход правил и выявляя наши слабые места в понимании того, как надо и как не надо поступать. Справедливость в раскладе поднимает вопросы справедливости, Иерофант – вопросы собственно этики. Справедливость объявляет штрафной удар, чтобы выровнять нарушенное равновесие — то есть включается тогда, когда иерофантово «как надо» оказалось нарушено. Всякие международные стандарты качества, нормативные акты, методические указания, системы оценок – это, несомненно, Иерофант. Комиссии, инспекции, жюри – тоже. Другие карты расклада могут подсказать, как мы будем себя чувствовать при столкновении со всем этим и чем дело кончится.
В практических раскладах Иерофант указывает главным образом на три вещи: вопросы этики, процесс обучения и участие в каких-то ритуалах и церемониях. Это может быть и заключение официального брака. Он дает положительный ответ на вопрос о возможности или необходимости учиться или учить, а также о возможности или необходимости оформлять отношения. Более глубокие значения карты – истинная религиозность, следование за пастырем, наставничество и глубокое знание, поиски смысла и его обретение. Иерофант нередко выпадает тогда, когда человек пытается объяснить происходящее с ним в терминах какого-то учения, будь то гомеопатия, православие, венский психоанализ, индийская астрология или что угодно другое (спектр неограниченно широк, а само учение может существовать как две тысячи лет, так и два месяца). Иными словами, человек начинает задумываться, толковать и оценивать свой жизненный опыт, усматривая в нем какой-то дополнительный смысл. Часто это действительно вспышка интереса к церкви, обращение к исторически значимым воззрениям и принципам. Иерофант обычно припахивает нафталином, но и добротность в нем ощущается.
В старину Иерофант считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивающим благоприятный исход доброму делу и несущим знание, как правильно поступить. В этом есть смысл, потому что доверие вообще и наше доверие себе служат основой веры в жизнь, в будущее. Иерофант олицетворяет мир веры и доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. Если Дьявол в раскладе напоминает нам, что у нас есть искушения и слабости, то Иерофант в раскладе напоминает нам, что у нас есть совесть и внутреннее ощущение чистоты и добра в противоположность тому, что мы считаем злом. Помимо того, эта карта говорит, что претворение планов в жизнь пойдет успешно, если мы будем благоразумно играть по правилам, приспосабливаться к одобренным нормам поведения. Эта карта говорит о традиционном подходе к решению беспокоящего вопроса, так сказать, «путем истинным». Иерофант апеллирует к социальным ценностям и традициям, и всему, что подходит под эти понятия или с этим связано. В его ведении находятся всевозможные устои, четкое внутреннее понятие о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Современному человеку обычно не свойственны глубокомыслие и щепетильность в этих вопросах, поэтому Иерофант ставит его в тупик, а толкования обычно не заходят далее того, что это к свадьбе или поступлению в ВУЗ – словом, грядет какой-то освященный традициями официоз.
Это действительно карта «примыкания к традиции» или «школе», где есть кто-то авторитетный, кто знает, «как надо». Это с равным успехом может быть католическая церковь и викканский ковен, факультет университета и армейское подразделение, парикмахерские курсы и религиозная секта. Это место, где какие-то высшие законы или принципы, составляющие ядро учения, толкуются в терминах конкретного поведения, что делать и чего не делать. Карта действительно олицетворяет обучение, стремление к знаниям и социальное согласие – представьте себе семинары модного гуру, где в конечном итоге нет места несогласным, а согласные наперебой пытаются угодить, подстраивая свое «я» под проповедуемые стандарты (иногда не без пользы для себя). Иногда появление карты говорит о советчике, о ком-то, с кем есть смысл поговорить на волнующую тему. Чаще – о том, что на пути вопрошающего встретятся люди, полагающие, что знают истину (ты либо подчиняешься, либо подвергаешься каре). Это кто-то, кто учит, является мастером в своем деле и оценивает твои достижения.
Иерофант предан какой-либо идее и несет ее результаты людям, он вдохновенный служитель своей «религии» (которая от религии может быть очень далека), и с точки зрения последователей и учеников у него есть знание некой истины и власть определять, кто прав, а кто нет. Самое главное явление здесь – власть над умами, и самый главный вопрос – что есть истина? В ведении Иерофанта действительно находится mysterium fidei. Как люди начинают верить в то, что другой человек знает, как надо и его знание истинно? Тайна веры! Иерофант вообще заведует социально оформленными таинствами. Само слово «иерофант» означает того, кто открывает священные вещи в доступной форме. Крещение и исповедь, венчание и постриг, благословение и отпущение суть таинства, погруженные в обыденность. По-настоящему они свершаются только тогда, когда есть вера. Без этого остается лишь внешний ритуал, смысл которого теряется.
Иерофант может олицетворять человека, которому мы очень доверяем, с мнением которого считаемся и который принимает искреннее участие в нашей судьбе, помогая и и направляя. Иерофант несет контакт с наставником, способным открыть выход на более высокий уровень достижений, почитание прошлых заслуг, послушное следование тому, что говорят, а также часто – продолжение каких-то традиций, нежелание отказываться от них, со всеми их ритуалами. И та же энная по счету «Фабрика звезд» с точки зрения участников процесса — это чисто иерофантово дело. Это карта согласия (по крайней мере, внешнего), когда признают правила игры и стараются им следовать. Она говорит, что человек подписался на что-то («принес обет») и следует определенным путем, вполне возможно, временами ощущая несвободу и принуждение. Часто эта карта показывает, что мы либо нуждаемся в поддержке и опеке более опытного и знающего человека, либо сами стремимся передать другим накопленный опыт. В обыденном значении Иерофант указывает и на наличие в жизни какого-то очень важного союза (возможно, брачного), или на стремление к таковому.
Влияние Иерофанта, как и многих других карт может быть двояким и сильно зависит от отношения вопрошающего к внешним авторитетам и от наличия у него авторитета в собственных глазах (то есть его способности верить в то, что его собственное знание может быть верным – есть люди, которые этого в принципе не допускают и гоняются за этим знанием по кружкам и общинам, меняя «великих учителей» как перчатки). В зависимости от этой черты, Иерофант может описывать как подпадание под жернова чьих-то догм, так и исключительную моральную смелость и способность идти своим путем.
Иерофант может говорить о том, что нам предстоит играть роль должностного лица и образца для подражания (классический пример – учитель). Он ставит вопрос – как мы вели бы себя, если бы за нами никто не наблюдал? Действовали бы мы так же? Это карта общественного одобрения, внешней благопристойности и традиционности, социального договора. Поэтому он является старинным сигнификатором свадьбы. Здесь нет ни слова о чувствах, какими бы они ни были – акцент на ритуал обмена кольцами и обетами в присутствии свидетелей. Карта может указывать на любой союз, подобный брачному, принятие уз и обязательств (счастливых или нет).
Это карта школы, где ставят оценки и таким образом выражают одобрение или неодобрение твоим успехам. Эта карта всегда ставит вопрос уровня происходящего. Действительно ли это хорошо? Действительно ли это «как надо»? Иногда этот неожиданный вопрос ставится ребром (а в негативном карточном окружении – выходит боком).
Вообще-то выпадение Иерофанта нередко можно рассматривать как благословляющий знак в отношении вопроса. Он является сигнификатором истинной Веры и Пути истинного для каждого конкретного человека, и может быть указателем правильности выбранного направления. Часто предвещает встречу с хорошим человеком, который может помочь – по крайней мере, ценным советом.
Авторитетное и назидающее — «пророк в своем отечестве». Варьирует от догматизма и суровости до философской терпимости и снисходительности, но убежденность в своей правоте присутствует в любом случае. Иерофант верит в смысл происходящего и поступает в соответствии со своими моральными принципами.
Нередко акцентирует интерес к религии (в том или ином ее виде, учения могут быть самыми разными) или указывает на то, что человек действует что называется «по вдохновению».
Иерофанты консервативны и не любят приспосабливаться. Это объясняется очень просто – они знают, как надо. Это знание живет у них внутри, и свернуть с этих рельсов им трудно (притом часто никакого удовольствия от этого сворачивания они не получают, скорее четкое ощущение, что сбились с пути и надо срочно возвращаться). Иерофанты отличаются тем, что они действительно верят в проповедуемые ценности и служат им, так как они совпадают с их внутренним ощущением добра. Есть еще одна особенность – Иерофанты интуитивно хорошо чувствуют историю как связь времен, наследие прошлого оживляет для них настоящее. Они могут неожиданно хорошо ориентироваться в истории чего-либо (это может быть как целая эпоха, так и история какого-либо рода деятельности, организации, жанра в искусстве и т.п.), и где-то в глубине души хорошо чувствуют, что в этом есть особая значимость.
Естественное занятие для Иерофанта – наблюдать, все ли делается правильно. Он наставник, искатель и ревнитель истины. Его естественная черта – особая смелость, которой все это требует. В лучшем случае он несет умение в простом и материальном увидеть глубокий духовный смысл, правильно понять суть какого-то жизненного урока. Особенность Иерофанта в том, что его вера и его понятия практически всегда становятся публичными, выносятся на всеобщее обозрение. Это не тот случай, когда удается утаить «огонь, мерцающий в сосуде». Например, если ему удалось извлечь какую-то мудрость в ходе преодоления собственных страданий, трудностей или болезней, он скорее всего, окрыленный и просветленный, напишет про все это целую книгу, которая и поступит в продажу…а там и выездные семинары не за горами. Так формируются школы, кружки и группы.
Случается, что устав доказывать, проповедовать и примирять свою совесть с общественными стандартами, и осознав, что «нет пророка в своем отечестве», Иерофант сбрасывает свое облачение и продолжает путь в плаще Отшельника, ни с кем более не соотносясь и никому ничего не доказывая (так сказать, приняв схиму и удалившись в пустыню). Но вообще-то Иерофант – это естественный учитель, законодатель и гуру. Ему нужна публика, ученики, последователи и преемники.
На Иерофанта, как правило, можно положиться – он ведет себя совестливо и последовательно, по крайней мере в рамках собственных понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Настоящий Иерофант весьма умудрен жизненным опытом, а потому способен давать бесценные советы в самых непостижимых ситуациях. Глядя в его невозмутимые глаза, трудно себе вообразить, что он прошел через какие-то коллизии и метания, но все же приходится признать, что его потрясающая мудрость куплена немалой ценой, которая до конца известна только ему. Иерофант – это роль Мастера по отношению к Ивану Бездомному. В лучшем случае это эмпатичный и мудрый наставник, духовный руководитель, учитель, способный помогать и направлять…и преклонение перед ним, респект от всей души. Через него можно прикоснуться к мощной традиции.
Иерофант часто служит в раскладах сигнификатором человека, состоящего в браке.
Иерофант символизирует правильные, важные и ответственные шаги, которые предпринимаются с большой верой в свое дело. Яркое ощущение миссии, значимости своей работы (обычно в терминах служения людям). Это карта честности, чистоты стремлений, честных сделок и fair play. Уверенное движение к цели с убеждением, что дело того стоит. Серьезное продвижение в профессиональном развитии.
Иерофант олицетворяет традиционную систему образования, школу, официальное обучение. По ему идет передача своих знаний другим, а также активное использование чужого опыта. Работа в сфере образования (или по крайней мере такая, которая действительно требует хорошего образования и знаний). Профессиональная связь с культурными или религиозными учреждениями (в худшем случае там царят жесткие установки и устойчивый запах мертвых ритуалов, от которых никак не удается отказаться). Вообще все профессии, где важны невозмутимость, знания и умение убеждать.
Иерофант является сигнификатором всех учреждений, где сильны многолетние традиций, а также где наличествуют разные «школы», «подходы» и «стили» (по сути, они подобны вероисповеданию – ни один не является истиной в последней инстанции, хотя их носители склонны воспринимать их именно так). Эта карта может обозначать любую профессию, которая подразумевает умение толковать законы, традиции или какие-то культурные установления.
Иерофанты – это научные руководители, консультанты, психотерапевты, учителя и наставники всех сортов. В общем смысле, карта говорит о соответствии занимаемой должности и высоком профессиональном статусе. Иерофант соответствует крупным организациям, нередко государственным, и в любом случае таким, которые были созданы явно не вчера и опираются на сложившиеся традиции (например, это может быть банк или мэрия). Иерофант любит работников университетов, библиотек, архивов, музеев – всех тех мест, где оберегается знание с долгой историей. Человек, обозначаемый Иерофантом, может иметь профессиональное отношение к религии, всему, связанному с бракосочетанием. Иногда – врач, помогающий избавиться от нажитых проблем, «отпускающий грехи».
Эта карта может означать, что в проект вкладывается масса энергии в то время как он, возможно, больше нуждается в хорошей организации.
Необходимость придерживаться инструкций, играть по правилам. Карта не исключает получения прибыли, но все же настраивает вопрошающего в том направлении, что «не хлебом единым…», давая понять, что не деньги сейчас главное. Иерофант не есть карта бизнеса и предпринимательства.
Эта карта символизирует наивысшие духовные составляющие отношений и в каком-то смысле всегда ставит вопрос их уровня.
Иерофант связан с общностью и социальными законами, поэтому в его ведении находятся если не любовь, то брачные обеты. В зависимости от других карт может предвещать свадьбу, прочное супружество, крепкую дружбу. Карта может говорить о том, что партнеров объединяет общая цель, общая вера во что-то, одним словом, нечто большее, чем просто симпатия или страсть. Иногда Иерофант сообщает, что «правильный» партнер появится в жизни тогда, когда духовное развитие достигнет надлежащего уровня, чтобы ничем не омрачать эту связь.
Иерофант большой традиционалист, ему импонирует респектабельность и сдержанность. Он может быть очень верным поклонником и крайней добропорядочным кандидатом в спутники жизни. Вспомните героя «сумеречной саги» Эдварда, когда он объясняет порывающейся затащить его в постель Белле, что он человек другой эпохи и по его понятиям все должно происходить иначе. «Я бы долго ухаживал за тобой, мы гуляли бы по аллее и пили чай со льдом на веранде, и может быть я украл бы у тебя поцелуй. Но только получив благословение твоего отца, я встал бы на одно колено, вручил бы тебе кольцо и спросил бы, окажешь ли ты мне честь и выйдешь ли за меня замуж». Вот это – Иерофант. И современным Иерофантам обоего пола глубоко безразлично, какой век на дворе. Они действительно ведут жизнь в соответствии со своими идеалами, принимая весь дискомфорт, который может быть с этим связан.
Любые проблемы в отношениях, и в особенности в браке Иерофант решает исключительно путем добродетели и сдерживания своих порывов. Партнеру, описываемому картой Иерофант, можно доверять. Не в том смысле, что это гарантия его личной святости, но для него измена – это не неверность партнеру. Это измена собственному духу, собственным понятиям и высоким моральным принципам, а это куда более интимное и болезненное мероприятие, чем небрежный шаг на сторону.
Обычно у Иерофанта высокие идеалы, и он способен создавать отношения, в которых все «честно и благородно». Впрочем, кавычки здесь не к месту. Честно и благородно. Это может быть изрядным испытанием само по себе, если человеческие возможности другого партнера не столь высокой пробы (а поскольку Иерофанты, в общем-то штучный товар и редко ходят стаями, то так оно обычно и оказывается).
Часто он всеми силами («Прости, что поучаю!») пытается передать другому свое видение смысла отношений, показать, что есть важно и что есть правильно. Он мечтает создать по-настоящему хорошие отношения, основанные на любви и ответственности друг за друга, свободные от неверности и обид.
В худшем случае Иерофант говорит о том, что людей связывает самое холодное из чувств – чувство долга.
Иерофант все подчиняет убеждениям, в том числе питание, секс и закалку, а потому любит посты, вегетарианство, йогу, аюр-веду и тому подобное. Не факт, что выбранная система является подходящей. Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. То, что прекрасно работает в Индии или Китае, может дать вовсе не столь желаемые результаты для уроженца средней полосы.
В качестве сигнификатора болезни может указывать на возрастные проблемы, например, артрит или остеопороз. Мэри Грир пишет о заболевания по типу «ухо-горло-нос», о мышечных болях и инфекциях, передающихся от человека к человеку воздушно-капельным путем (от говорящего к аудитории).
В литературе встречаются замечания о болезнях почек.
Да — на вопросы духовного характера. Нет — на вопросы материального характера.
Иерофант – Пробужденный и Просветленный.
Это великая мудрость мужского существа. Для современного человека «мужская мудрость» олицетворяется Императором – вот он, сверх-мужчина, чего еще надо?
Однако Император олицетворяет лишь сугубо мужской стиль мышления и образ действий (так же, как Императрица – сугубо женский) — он должен действовать, рулить, разруливать, деваться ему некуда, у него куча обязанностей, как у хозяина поместья, многодетного отца или президента страны. Тут перед нами совсем другая фигура. Он разруливает не здесь. Это изначальный Жрец древнего мира. Его не тревожат житейские попечения. Земная власть ему по щиколотку. Императоры склоняются перед ним, чтобы он совершил таинство помазания на царствие и посоветовал, как быть. Он не Маг, играющий с силами природы и гуляющий по краю. Он – тот, кто говорит Магу, что он доигрался и сообщает условия выравнивания нарушенного на тонких планах равновесия. Ему ведомы ставки в том казино, где мы ставим на кон бессмертную душу (в этом смысле Иерофант и Дьявол – наиболее тесно связанная пара в Таро). Иерофанту соответствуют старцы-провидцы, наделенные даром прозорливости, которым не нужна исповедь грешника, чтобы сообщить ему, что он должен сделать для собственного блага (при этом в «жилетку» они не превратятся ни на йоту). Иерофант соотносится с Императором примерно так, как Диоген – с Александром Македонским («Не заслоняй мне солнце»). К чести последнего надо отметить — юноша оценил ответ по достоинству и сообразил, что у пресловутой бочки проходит граница всех царств («если бы я не был Александром, то был бы Диогеном»).
Пятый Аркан символизирует собой высоких священников языческих или христианских школ Мистерий. Эта карта символизирует инициатора (мастера таинства жизни), или духовного врача. Иллюзорная Вселенная, в данном случае, символизируется двумя фигурами (полярности) — коленопреклоненными перед троном, на котором восседает инициированный, поднявший свое сознание до уровня духовного понимания и реальности. Иерофант воплощает праведность человека в высшем смысле этого слова. В отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, Иерофант символизирует принцип активности, являясь созидателем нового пути. На карте есть другие люди (коленопреклоненные монахи…или монархи…или монаршья пара) – мудрость Иерофанта предназначается для кого-то, в ней нет смысла, если она запечатана. Это одна из «троичных» карт (к ним относятся также Влюбленные, Дьявол и Колесница).
В отличие от Жрицы, он символизирует религиозный авторитет знатока таинств и толкователя истины. Он прошел долгий путь в этой системе и теперь может вести других (но и в чем-то ограничивать). Это не карта индивидуального единоличного пути, а карта примыкания к существовавшей до тебя традиции, какому-то мейнстриму, его ритуалам и устоявшейся системе воззрений. Он указывает путь к духовной цели – именно на этом пути, ему дана власть решать, что именно надо делать для успешного прогресса, он несет толкование закона в терминах поведения. Это устав монастыря или духовного ордена, а не личный гностицизм – богослужебные правила, ритуалы благочестия, общие для всех и созданные до тебя.
Это потребность и возможность следовать традиции, которая дарует и посвящение, и обучение, и практики, ведущие к твоему собственному Граалю. Люди, книги, духовные системы, помогающие новичку. Чтобы пройти великий путь, нужны желание, интуиция, но и мудрость предшественников. Именно дисциплина практик помогает поддерживать связь между духовной и повседневной жизнью.
Карта может символизировать и саму организацию (религиозную, образовательную, философскую), имеющую структуру и обладающую влиянием на умы последователей. Во всех подобных организациях есть лицо или группа лиц, чьи взгляды считаются практически непреложной истиной. Они имеют возможность продвинуть или сокрушить. Другие либо подчиняются из слову, принимая его именно таким образом, либо объявляются еретиками и изгоняются. Это система, где есть свои ценности, своя иерархия и формальности, и предполагается подчинение и послушание оным, конформизм.
Иерофант, как и Жрица – суть Знание, но в отличие от Жрицы с ее вещими снами и чтением мыслей, его знание четко этически окрашено, в нем присутствуют такие понятия, как ответственность, долг, искупление, справедливость. Ему одному таинственным образом ведомы ставки в том казино, где все мы пытаемся проиграть свою душу. Это знание «что почем» в этом лучшем из миров. Иными словами – система ценностей. В отличие от Жрицы, Жрецу не надо настраиваться и медитировать – он просто знает ответ, в любой момент своей жизни, эти ответы разложены по полочкам. Остается только одна проблема – привести себя в соответствие с этим знанием, ибо никакое знание не является подлинным, пока оно не стало руководящим принципом в жизни и основой для принятия решений.
Пятый Аркан описывает стадию духовного развития, на которой дается познать волю Божью по отношению к себе и истолковать ее в терминах личного поведения. Принятие для себя решения, жить ли в рамках закона, вписывать ли свое дальнейшее бытие в закон миропорядка или взять на себя всю ответственность за непослушание и индивидуальный путь…решить самому, какова будет твоя дорога или позволить авторитету решить за тебя…поиски истины и моральная смелость идти собственным путем, если веришь, что так надо…выбор – следовать потребностям своей души или подстроить свое я к требованиям других, к традиции…вот вопросы, которые ставит перед нами Пятый Аркан и предполагается, что ответ даст совесть. По сути же это выбор между добровольным послушанием и послушанием посредством принуждения («ведет послушных рок, а непослушных тащит»).
Не следует думать, что Иерофанту так уж легко раскладывать все по полочкам и поступать по совести. Он лучше всех чувствует конфликт между идеальной истиной, ведомой сердцу («как должно быть») и тем, что является правдой жизни. Этот конфликт представляет собой неизлечимую «пятую рану» (с точки зрения христианского эзотеризма — рану Святого Сердца, пронзенного воином). Эту «пятую рану», «рану сердца» носит в себе каждый патриарх. Иерофант вечно истекает кровью под своим облачением, он близок к раненому королю-рыбаку из сказаний о Граале. Об этом напоминает и «перстень Рыбака», носимый папой Римским.
Моральная проблема Иерофанта заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как Император, но и по отношению к самому себе. Непосредственная же его задача заключается в том, чтобы, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных, импульсов, не стать глухим к окружающим, постоянно соизмеряя их желания со своими.
Иерофант может быть Наставником на узком пути, где есть «да» и «нет», добро и зло, эволюция и деградация, а не просто нейтральный «опыт» и «рост» непонятно куда (в конце концов, раковая опухоль тоже растет). Психология личности со своей стороны сделала все, что освободить человека от оценочного давления в этих вопросах. Будучи чрезмерным, это давление деморализует и разрушает, но и полное его отсутствие, в общем, дает тот же самый эффект. Если появление Пятого Аркана в раскладе вызывает легкий ступор (непонятно, о чем он, и что с ним делать), значит, пришла пора стряхнуть пыль с такого инструмента как совесть – мы все периодически в этом нуждаемся, даже будучи хорошими людьми.
На карте Уэйта два ключа, скрещенные у ног Иерофанта, символизируют, по мысли Гугенхайма, ортодоксальную доктрину и внешние проявления жизни. Традиционная папская тиара обозначает власть над тремя уровнями бытия — небесами, землей и преисподней (в психологической проекции — «суперэго», «эго» и «оно»). Лилии на стихаре одного из коленопреклоненных монахов символизируют духовный идеализм, а розы на облачении другого – любовь к людям. На карте Кроули Иерофант изображен держащим символ триединства, а ниже изображена его женская природа, с мечом-мыслью в руке, которая правит им изнутри. Жезл в руке Иерофанта (крест с тремя перекладинами или три пересекающихся круга — эмблема Рериха) — подразумевает новое воплощение. Жезл обычно суть символ той веры, которую исповедуют создатели колоды. Интересно, что во многих колодах, хотя Иерофант в великолепное облачении, его ноги босы – это напоминание о внутреннем смирении и о том, что каковы бы ни были внешние правила, конечной точкой для их служителя все равно является личная совесть, обнаженная и ощущаемая в качестве «собственной шкуры».
За головой Иерофанта изображен пятилепестковый лотос, вписанный в пятиконечную звезду — символ активного участия в космическом творчестве. Из-за спины Иерофанта выглядывает разъяренный бык (символ Тельца) — символ мощного творческого потенциала, а также страстей и желаний, которому астрологически соответствует Иерофант. В греческой мифологии фигура Верховного жреца соответствует Дионису — богу-покровителю всех плодотворных сил Земли. Телец — самый «земной» знак, который своими жесткими рамками корректирует материя, поэтому «возвыситься» он сможет, лишь воплощая незыблемую праведность на своем пути.
Иерофант не всегда безобиден. Он несомненно присутствовал во время заседалищ святой инквизиции и настоял над теми кострами, в которые немецкие студенты кидали книги Цвейга и Манна. Чистота веры, чистота партии, учения, крови, расы – это его «профессиональная» головная боль. Его худшая черта – самодовольство, нетерпимость и исключительная убежденность в собственной правоте. Линчевание, поиск врагов народа, борьба с неверными, охота на ведьм, трибунал, аутодафе – это его мрачное дно или черная вершина. Вопрос от Пятого Аркана — почему, собственно, противопоставлены Древо Познания и Древо Жизни? Почему, став как боги, знающие Добро и Зло, смертию умрешь?
Иерофант ставит на вид еще одну проблему. Обычный современный человек как будто лишен всякой «зримой» идеологии, наставляющей его на «путь истинный» (вроде морального кодекса строителя коммунизма, истого католицизма или проповедей доктора Геббельса), и в то же время зачастую потрясающе узколоб, нетерпим и задавлен стереотипами – достаточно почитать комментарии в интернете к какой-либо «задевающей за живое» теме. Мы как будто живем в эпоху небывалой свободы совести, но с этой самой совестью и с ее свободой творится что-то странное. Иерофант может ставить вопрос насчет этого интересного внутреннего обстоятельства – почему ты так сильно что-то не одобряешь, что прям бы огнем и мечом все это, а? Или почему ты кидаешься на защиту чего-то с ревностью, сделавшей бы честь участнику крестового похода или варфоломеевской ночи, воображавшему, что он спасает истинную веру от еретиков? Иногда Иерофант в своей тиаре кажется этаким анахронизмом в колоде, чем-то устаревшим – но он и говорит о том, что мы изменились совсем не так сильно, как может показаться. Право на собственные взгляды и убеждения де факто приветствуется далеко не всегда. Свобода мысли и слова в обществе почему-то оборачивается лавиной штампов восприятия, где свободой мысли и не пахнет; неспособность мудро воспринимать истинные дары жизни идет рука об руку с погоней за ее дармовыми радостями…простота ли, избыток ли – все способно обернуться пустотой, если она внутри.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — брачный союз под угрозой; неукоренившиеся взгляды и принципы; брожение ума.
+ I. Маг — безоговорочная вера в себя и свои способности; способности от бога.
+ II. Верховная Жрица — послушание.
+ III. Императрица — рождение ребенка в брачном союзе.
+ IV. Император — неукоснительное следование правилам.
+ VI. Влюбленные — личные верования.
+ VII. Колесница — духовный путь; поступать по совести.
+ VIII. Справедливость — моральный кодекс; заповеди.
+ IX. Отшельник — поиск внутреннего света; исповедь; безбрачие; монашество.
+ X. Колесо Фортуны — взгляды, меняющие все вокруг.
+ XI. Сила — подчинение законам морали.
+ XII. Повешенный — устаревшие взгляды и закосневшие догмы.
+ XIII. Смерть — основательный пересмотр взглядов.
+ XIV. Умеренность — примирение с собой и с богом; притирание друг к другу в браке; установление доверия.
+ XV. Дьявол — поцелуй Иуды; безбожник; чернокнижник; под маской овцы скрывается волк; идолопоклонничество; сатанизм.
+ XVI. Башня — развод; разрушение веры.
+ XVII. Звезда — молиться; раскаиваться; исповедоваться; обряд очищения.
+ XVIII. Луна — сектантство; ложные ценности.
+ XIX. Солнце — счастливый брак; просветление; гуру.
+ XX. Суд — вера, дающая силы; взгляды, примиряющие нас с прошлым; чудо.
+ XXI. Мир — создание семьи; примирение с чужими взглядами; расширение кругозора.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — вспышка вдохновения.
+ Двойка Жезлов — отсутствие согласия.
+ Тройка Жезлов — мудрость в действии.
+ Четверка Жезлов — свадьба.
+ Пятерка Жезлов — ссора с родителем.
+ Шестерка Жезлов — поиски смысла.
+ Семерка Жезлов — искушения.
+ Восьмерка Жезлов — брачный договор; новости от дедушки.
+ Девятка Жезлов — ревность.
+ Десятка Жезлов — терять веру; измученная совесть.
+ Паж Жезлов — известие от родителей.
+ Рыцарь Жезлов — душевный порыв.
+ Королева Жезлов — принятие сана.
+ Король Жезлов — духовный наставник.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — духовное блаженство; безграничное доверие.
+ Двойка Кубков — доверительные отношения.
+ Тройка Кубков — духовный рост.
+ Четверка Кубков — недоверие.
+ Пятерка Кубков — брачный союз трещит по швам.
+ Шестерка Кубков — воспоминания, связанные с прародителями.
+ Семерка Кубков — искушение.
+ Восьмерка Кубков — сделка с совестью.
+ Девятка Кубков — быть в ладу со своей совестью.
+ Десятка Кубков — духовная зрелость.
+ Паж Кубков — предложение брачного союза.
+ Рыцарь Кубков — доверие; чистые помыслы.
+ Королева Кубков — нравственная чистота.
+ Король Кубков — психотерапевт; советник.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — духовная проницательность.
+ Двойка Мечей — душевные терзания.
+ Тройка Мечей — неоправданное доверие.
+ Четверка Мечей — медитация; молитва.
+ Пятерка Мечей — беспринципность.
+ Шестерка Мечей — поиск смысла.
+ Семерка Мечей — фальшивый пророк; обмануть доверие.
+ Восьмерка Мечей — этические ограничения.
+ Девятка Мечей — муки совести; страдания души.
+ Десятка Мечей — порушенное доверие; ритуальное убийство.
+ Паж Мечей — подозрительность; седина в бороду, бес в ребро.
+ Рыцарь Мечей — кризис убеждений.
+ Королева Мечей — развод.
+ Король Мечей — расхождение во взглядах.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — моральное вознаграждение.
+ Двойка Пентаклей — нарушенный уклад.
+ Тройка Пентаклей — талант.
+ Четверка Пентаклей — устойчивые убеждения.
+ Пятерка Пентаклей — потеря веры.
+ Шестерка Пентаклей — милосердие; моральная поддержка; спонсорство; мольба о прощении.
+ Семерка Пентаклей — долготерпение; моральная выдержка.
+ Восьмерка Пентаклей — нравственное совершенствование.
+ Девятка Пентаклей — моральное удовлетворение.
+ Десятка Пентаклей — семейные традиции.
+ Паж Пентаклей — традиционное обучение.
+ Рыцарь Пентаклей — служение людям.
+ Королева Пентаклей — выгодный брачный союз.
+ Король Пентаклей — система ценностей.