Сив и её семья
Имя Сив — Sif — происходит от древнескандинавского (Old Norse) sif — «родня, родственница» и имеет тот же корень, что sifjar — «родство, свойство (=родство по браку)», выражение byggja sifjar означает «вступать в брак». Также имя богини имеет общее происхождение с древнеанглийским (Old English) sibb — «родство», от которого произошло средне-английское sib — «состоящий в родстве, родич», и современное английское sib, sibling — «брат, сестра, кровный родственник». Также имя богини родственно немецкому sippe — «племя» (древневерхненемецкое sippa). На древнесаксонском есть sibbia — «свойство (=родство по браку)». На основании таких этимологических связей имя богини истолковывали как Родственница (Andy Orchard), Свекровь (John Lindow) или Родственная по браку (Rudolf Simek ).
Разумеется, более всего известна Сив своими золотыми волосами и историей их обретения: Снорри в «Языке поэзии» рассказывает, как Локи обрезал Сив волосы, но, испугавшись разгневанного Тора, пообещал, что чёрные альвы создадут новые и они будут ещё прекраснее. В результате сыновья Ивальди выковали из золота новые, живые волосы Сив, а заодно — не знающее промаха копьё Гунгнир и чудесный корабль Скидбладнир. Поскольку одновременно, соревнуясь с детьми Ивальди, дверги Брокк и Синдри (по другой версии — Эйтри) изготовили кольцо Драупнир, вепря Гуллинбурсти и молот Мьёльнир, то Сив невольным образом помогла своему супругу обрести грозное оружие, ставшее его символом. А исследователь Джон Линдоу предположил, что, поскольку золотые волосы были созданы вместе с предметами, воплощавшими могущество великих богов, то мы просто утратили знание о той силе, которая в них заключена и о которой рассказывали древние мифы (Lindow, John. Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. Oxford University Press.2001).
Красотой Сив сравнима с Фрейей: в «Языке поэзии» упомянуто, что великан Хрунгнир именно Фрейю и Сив похваляется забрать себе после разрушения Асгарда и убийства богов. Так что Тор, вышедший с Хрунгниром на поединок, защищает не только обитель асов, но и свою семью. Надо добавить, что в исландских сагах длинные золотые волосы не просто служат признаком женской красоты, это практически единственная конкретная деталь внешности, которая упомянута у женщин, чьим обликом восхищались, некое обобщённое указание на эталон прекрасного.
Дочь Тора и Сив зовут Труд (Þrúð), её имя переводится как Сила и созвучно с названием владений отца — Трудхеймом, Жилищем Силы … или Труд (и это вполне может быть намёком, кто здесь любимица и «папина дочка»). В «Речах Гримнира» имя Труд названо в перечне валькирий, обносящих эйнхериев рогом на пирах в Валхалле, вероятно, валькирией-посланницей Отца Побед она и является. Красотой Труд восхищались не меньше, чем красотой её матери: к ней сватался дверг Альвис (Alvíss, Всемудрый), также, видимо, есть не дошедшее до нас предание о похищении Труд ётуном Хрунгниром: тот назван Þrúðar þjófr — похитителем Труд в «Драпе о Рагнаре» скальда Браги Бодасона.
Сын Тора Моди (Móði), судя по всему, тоже рождён от Сив, хотя кеннинги вида «мать Моди» у Снорри не упомянуты, в отличии от обозначения Сив как «матери Труд» и «матери Улля». Моди также носит характеризующее его имя — Яростный, причём оно является производным от слова móðr — «гнев, ярость», которое напоминает о способности его отца приходить в Ásmóðr — состояние божественной ярости, когда силы Тора многократно возрастают.
Названный выше в кеннинге сын богини Улль (Ullr, что родственно готскому wulþus — слава) не является сыном Тора, Снорри называет его stúpsonr Þórs, в современном написании stjúpsonur — «пасынок». Т.е. Улль Тором усыновлён, а в эпоху викингов это было очень значимое с точки зрения закона действие, влекущее существенное повышение правового статуса. Кто отец Улля, лыжника и лучника, великого воина, которого, как писал Снорри, «хорошо призывать в единоборстве», в дошедших до нас источниках не сказано. В «Песне о Харбарде» неузнанный Один-Харбард, поддразнивая своего сына, произносит двусмысленную фразу, которая может указывать на измену жены Тора, но может и означать насмешливое пожелание отправляться домой и сидеть на кухне, что воину, разумеется, зазорно ( hór, вин. п.hó — и крюк для котла, и блуд, разврат, поэтому фраза Sif á hó heima — Сив имеет hór дома — может читаться двояко. На второе прочтение обратил первым внимание Ю.Слеповронский, за что ему большое спасибо). В пользу первой версии говорят слова Локи на пиру у Эгира ( «но знаю, с одним — и мне ли не знать! —изменила ты мужу, —то был злобный Локи»). Всё это может указывать на отцовство Локи, тем более что обрезанием волос женщин наказывали за неверность во многих культурах. Тем не менее, однозначного ответа на этот вопрос у нас нет. Улль, возможно, старший из детей Сив или просто самый самостоятельный, поскольку живёт отдельно в своих собственных палатах в Тисовых Долинах — Идалире.
Также трудно сказать, есть ли здесь хоть какая-то связь с сюжетом, который В.Н.Топоров и В.В.Иванов назвали «основным мифом индоевропейцев», а именно с тем его вариантом, где Змей похищает не воду, а жену Громовержца, либо жена Громовержца тому изменяет с его врагом. Локи, отец Ёрмунганда, противника Тора, в данном случае вполне может выступать «заместителем» Змея. При разработке этого сюжета приверженцы названной теории предполагают также вариант, при котором божество поражает громом неродных (или даже родных, но принявших сторону Змея) сыновей от своей жены, но воскрешает младшего, который оказался «настоящим», верным отцу-Громовержцу. Проблема в том, что реконструкция может задать только общее направление мысли, но вовсе не конкретное воплощение мифа в той или иной культуре. Однако то, что согласно теории младший сын получает власть над временами года, а Улль воспринимается сегодня как тесно связанное с зимой божество, как зимний охотник, тоже может быть косвенным свидетельством в пользу такого предположения. История Оллера-Улля у Саксона, когда он сперва замещает ушедшего в изгнание Одина, а затем уходит в изгнание сам, скорее всего, несёт в себе следы древней смены зимнего и летнего властителя…
С другой стороны, историй о помощи Улля приёмному отцу не сохранилось, зато прекрасно известен миф о том, как Тору помог его родной сын от великанши Ярнсаксы по имени Магни (Magni, Могущественный), когда вызволил отца из под тела убитого великана Хрунгнира, на что ни у кого из богов не хватило сил. При чём совершил это Магни в возрасте трёх дней отроду, что в мифе и эпосе характеризует героических персонажей. Про ещё один героико-эпический мотив истории Магни — признание отцом взрослого сына — может состоять в том, что Снорри, описывая этот эпизод, употребляет выражения Þá kom til Magni ( «Тогда явился/пришёл Магни») и Þá stóð Þórr upp ok fagnaði vel syni sínum ( «Тогда Тор встал и хорошо поприветствовал своего сына»). Понять это можно так, что до этого сын воспитывался у матери, а к отцу пришёл на выручку и был им признан (сюжет, в эпосе регулярно встречающийся, в том числе и в наших былинах). Тогда и подарок, чудесный конь, является знаком принятия ребёнка от великанши «в свои» (и недовольство Одина будет относиться именно к этому моменту и не связано с завистью, как объяснено у Снорри). Но, конечно, это тоже предположения.
Сив — приёмная мать для Магни, однако никаких различий в отношении к ним или в их с Моди положении в семье нет, в «Речах Вавтруднира» о них обоих сказано «Моди и Магни Мьёлльнир возьмут, когда Вингнис (=Тор) погибнет». Сходство имён братьев вместе с данной репликой заставляют задуматься, везде ли и всегда ли в Скандинавии их рассматривали как две фигуры…
Таким образом, судя по дошедшим до нас мифам, Сив — самая одарённая славными детьми мать среди старших богинь Асгарда (по крайней мере,пока нам неизвестно. кем рождены Хёд, Хермод и многие иные дети Одина). Одно это уже делает её покровительницей материнства, семьи и всего, что к семье и отношениям в ней относится, а значение её имени указывает, что она является и покровительницей всего рода как совокупности поколений, а также кровных и супружеских связей. Это косвенно подтверждается свидетельством Якоба Гримма в его «Германской мифологии» о шведах: «Вермландцы называют жену Тора godmor, доброй матерью». Никаких указаний на разлад в семье Тора в мифах нет, и в эддической позии, не слишком богатой на кеннинги, Тор, кажется, чаще всех богов определяется именно через свою семью — Муж Сив (Sifjar verr), Отец Моди (faðir Móða), Отец Магни (faðir Magna), Сын Одина (Óðins sonr) и Сын Ёрд (Jarðar burr).
В таком направлении германо-скандинавского язычества как Блот Сив считается богиней домашнего очага и всего, что с ним связано, что тоже достаточно близко к покровительству семьи и клана, недаром домашний очаг метафорически семью и обозначает. А учитывая, насколько велик чертог Тора Бильскирнир, самый просторный из чертогов богов, что вмещает «пять сотен дверей и сорок ещё», Сив неизбежно ещё и умелая хозяйка-хусфрейя (húsfreyja или húsfrú, госпожа дома). Современные язычники часто предполагают, что после смерти в чертоги к Тору попадает трудолюбивый народ, так что можно допустить, что хорошим хозяйкам там тоже находится место.
При этом Сив неизбежно довольно самостоятельна в решениях, ведь муж её должен стоять на защите Асгарда и Мидгарда и часто отсутствует, положение дел, в котором многие скандинавские женщины эпохи викингов должны были узнавать себя. В «Речах Альвиса» Тор говорит, что брачный сговор дверга с его дочерью недействителен, поскольку был заключён в отсутствие отца и без отцовского согласия, и это вполне соответствует скандинавским законам. Но, тем не менее, Владыка Мьёльнира предпочитает избавиться от нежеланного претендента хитростью, а не вынуждает свою супругу «терять лицо», нарушив данное слово. Какова бы ни была подоплёка шутки Локи, но Тор начинает с того, что без колебаний встаёт на защиту своей жены…и почему-то кажется, что шутнику при этом крепко досталось. Но и Сив, естественно, никогда не пытается изменить жизнь Тора, заставить его отказаться от своего долга и своей сути воина. Судя по всему, чтобы в семье Тора и Сив ни случалось, главным для супругов остаётся сама семья, прочный союз, клан как общность, защита и опора, жизнь во взаимном уважении, любви и терпении, которое позволяет приспособиться друг к другу и научиться прощать чужие ошибки. Без последнего любые, самые страстные отношения, недолговечны. А семья Тора и Сив выглядит воистину золотой, самой счастливой и крепкой из известных в Асгарде.
Надо сказать, что и в «Перебранке Локи» Сив, подобно Идун и Гевьон, пытается выступить голосом разума и примирения, она явно из тех, кто хотел бы ткать мир (vefa frið), а не войну (vefa hildi). И тут же, сразу после нападок Локи на Сив присутствующие слышат как «горы дрожат, (…) то едет Хлорриди грозный». Тор входит в чертог и изгоняет злоречивого, вновь оказавшись защитником и пирующих, и, возможно, в первую очередь, своей половины.
Сегодня среди язычников чаще всего принято видеть в Сив богиню плодородия и покровительницу колосящихся полей. Связано это с ролью её супруга-Громовержца как защитника урожая, а ещё со сходством золотых волос богини с полями спелой ржи или пшеницы. Также сюда добавляются довольно натянутые построения про то, что история с обрезанием её волос может выступать метафорой пожара, готовящего землю под пашню, а сработанные подземными кузнецами живые волосы — метафорой колосьев. Похожей точки зрения придерживаются и некоторые учёные, те из них, кто видит в мифе о Торе и Сив воспоминание о браке Неба и Земли, когда небесный дождь оплодотворяет землю (Шачи, супруга Индры и Гера, жена Зевса, подобными построениями явно не интересуются!). Также и Гримм видел в Сив черты богини Земли и греческой Деметры: «В Эдде Сиф называется прекрасноволосой (it hârfagra gođ) и златовласой: Локи отрезал ее локоны (Sifjar haddr — Sifae peplum [локоны Сиф]), и ей из золота выковали новые, еще более прекрасные (Sn., 119, 130). Polytrichum aureum [золотой кукушкин лён] назывался haddr Sifjar [волосами Сиф]. Исследователи склонны объяснять этот образ через новое прорастание когда-то сожженных золотых плодов земли, Сиф уподобляют Церере и ξανθὴ Δημήτηρ [златовласой («льняной») Деметре]» (перевод Д.С.Колчигина)
Мох из рода Polytrichum (кукушкин лён обыкновенный), относится к тому же семейству, что и описываемый Гриммом. Возможно даже, что золотой кукушкин лён — местное название данного растения (никаких упоминаний о Polytrichum aureum найти не удалось).
В связи с последним сравнением Сив с Деметрой любопытным моментом было бы сватовство к Труд дверга Альвиса, чей лик бледен и наводит на мысли о мёртвых (вспомним вопрос Тора: «не спал ли ты с трупом?»)…но скандинавского «похищения Персефоны», как известно, не получилось, что ещё раз подтверждает шаткость попыток вывести некий «усреднённый миф», общий для всех индоевропейцев. Что же до полей и колосьев, то представляется, что земное плодородие — вторичная роль хранительницы Бильскирнира, связанная скорее с общей заботой о роде и его выживании и благополучии, а также с возможным разделением сил со своим мужем. Как писал Адам Бременский, к Тору шведы обращались «если грозит голод или мор», и представляется разумным, что в подобной ситуации обращались и к его супруге, которая, как минимум, способна убедить своего мужа сменить гнев на милость.
Сив и Тор. иллюстрация Л.Перкинса (Sif and Thor. L. F. Perkins’ Illustrations for A Primary Reader (1895))
Сив и Тор. иллюстрация Л.Перкинса (Sif and Thor. L. F. Perkins’ Illustrations for A Primary Reader (1895))
Кстати, если уж обращаться к сравнительной мифологии, то супруга греческого Громовержца известна своей ревностью, Шачи просто богиня ревности, так сказать профессионально, а саамы и финны считали, что гром гремит когда Укко и его жена ругаются… Так что вариант «милые бранятся — только тешатся» в семье Тора тоже не исключен…но и совершенно не обязателен. С другой стороны, Снорри описывал характер Тора как вспыльчивый, но добродушно-отходчивый, и если у Сив такой же, проблем с тем, чтобы поладить, особых не возникло бы.
Также Сив считают связанной с даром прорицания на основании рассказа Снорри в довольно путанном «Прологе» Младшей Эдды, что «в северной части света он (Тор) повстречал прорицательницу по имени Сибилла — а мы зовем ее Сив — и женился на ней. Никто не ведает, откуда Сив родом. Она была прекраснейшей из женщин, волосы у нее были подобны золоту». Правда, далее Тор оказывается отцом детей, чьи имена — его собственные хейти, а затем и вовсе отдалённым предком Одина, своего отца… Однако, с учётом того, что скандинавы полностью унаследовали германское, описанное ещё Тацитом, представление, «что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар», вполне вероятно, что с пророчествами Сив действительно связана и может покровительствовать ищущим себя на этом пути. Особенно с учётом того, что Фригг, зная орлёг, никогда не говорит о нём, область же власти Фрейи — сейд — довольно специфична.
Поскольку в образе саамского бога грома Тордена или Хорагаллеса (Horagalles или Thora Galles, искажение имени Þórr Karl, Старый Тора или Тор-Приятель, что в свою очередь может быть связано с норвежским Torrekall или шведским Torsmannen, «громовой человек) обнаруживаются многие черты, заимствованные у скандинавского Тора, в образе супруги Хорагаллеса Равдны (Ravdna) и финской Рауни (Rauni), супруги Укко, финского Громовержца, предполагают сходство с Сив, восстанавливая, в свою очередь, по их чертам образ скандинавской богини. Сходство Сив и Равдны весьма вероятно, поскольку священным деревом саамской богини была рябина с её алыми ягодами, а именно рябину Снорри назвал «спасением Тора» (björg Þórs) в «Языке поэзии», когда куст её позволил Громовержцу устоять в нахлынувших волнах. Легко представить, что как Фригг заклинает путь Одина на благое возвращение в «Речах Вавтруднира», так и Сив может незримо оберегать своего мужа в опасных странствиях. Да и скандинавское обозначение рябины reynir, особенно в реконструированной древнескандинавской (ON) форме *raunir, напоминает имя Rauni (правда, это не единственная этимология имени богини). Так что тем, кто использует нанизанные в ожерелье ягоды рябины как оберег для дома или работает с защитными свойствами этого дерева как-то иначе, вдвойне уместно освятить амулеты именем Сив, обратившись к ней и как к защитнице рода и жилища, и как к богине, которой рябина, дерево спасения, посвящено. Также и имя Þórbjörg (Тор+спасение) кажется вполне подходящим хейти в обращениях к Сив.
Итак, о Сив мы можем найти в древних источниках не так уж мало. Она богиня семьи, покровительница рода и родственных отношений, домашнего очага, материнства, воспитания детей (включая все сложности переходного возраста), она благоволит трудолюбивым и умелым хозяйкам. Она мирная богиня, которая стремится восстановить согласие в доме и в мире. Её дерево — рябина, и Сив дарует защиту и покровительство, подобно Тору, но в более мягком, женственном варианте, причём её власть распространяется и на дом, и на жизнь вне его. К Сив можно обратиться за помощью в предсказании будущего. Скорее всего, ею принята и роль покровительницы полей, раз уж верные так массово просят её об этом.
Легко заметить, что Сив — не единственная в Асгарде, кто покровительствует браку, материнству, детям и дому. Миф и фольклор рассказывают о сходных деяниях Фригг: она отчаянно пыталась спасти своего сына Бальдра, помогла рождению ребёнка в роду Вёльсунгов, её и Фрейи имена вспоминают в связи с помощью при родах в «Плаче Оддрун», свидетелем брачных клятв является Вар, состоящая в свите Фригг (если не являющаяся её ипостасью), другие девы-спутницы Фригг помогают в делах любви, свита из детей сопровождает народное преломление образа богини — Фрау Хольду… Но Фригг одновременно — жена Владыки Асгарда, в её природе очень заметен аспект воплощённой власти, и там, где она вмешивалась в события лично, семьи и кланы были отнюдь не простыми, либо и вовсе речь шла о целых народах, как в случае лангобардов. А путешествующие по земле среди крестьян и ремесленников Фрау Холле, Годе и Перхта — хозяйки требовательные, они сурово наказывают за лень, небрежение обязанностями или жадность, и одаривают только достойных. Покровительство Фригг более строгое и спрос её с людей выше, а тепло отношений иногда может быть заменено долгом. Практически все женщины в течении жизни выступают в одной, нескольких, а в идеале во всех изначальных ролях — возлюбленной, жены, матери, хозяйки дома (перечень этим не исчерпывается, разумеется, но эти грани бытия древнейшие и самые важные). Однако раскрывать себя в них можно по разному, и богини Асгарда являют нам пример этого.