Поскольку целью и содержанием Пути мага является самореализация – расширение сознания – накопление Силы (эти три термина синонимичны в рассматриваемом Мифе, с точки зрения Мифа, говорить, что у мага «много Силы», или что у него «развитое сознание», или что он «высокореализован» — это говорить об одном и том же.), поиск источников и способов такого накопления является ключевой задачей на этом Пути.
Поскольку под «Силой» при этом понимается способность сознания к «самодвижению», самостоятельной деятельности, понятно, что она включает два аспекта: 1) независимость самого сознания и 2) его проникновение в бытие. Исходя из этого наблюдения, маги обнаружили, что существует два принципиальных подхода к накоплению силы: «из самого сознания» и «из источников в бытии». При этом речь идет только о том, откуда начинается это накопление, поскольку сам процесс все равно должен пройти обе стадии – «внутреннюю» и «внешнюю», то есть – изучение сознания в его взаимодействии с самим собой и с «внешними» объектами. Соответственно, конечно, оба способа используются магами в равной степени.
Первый способ сводится к самоизучению, самоанализу и саморефлексии сознания, которые превращаются в силу тогда, когда не просто обнаруживают те или иные качества или свойства сознания, но – исходя из этих наблюдений находят и новые способы его эффективного взаимодействия с бытием и, соответственно, самоизучения в этом взаимодействии.
Второй способ, напротив, сводится к изучению «воздействия» бытия на сознание, инициирующие осознавание влияния «окружения», и реакции сознания на эти воздействия.
То есть, фактически, весь вопрос лишь в том, какая из систем рассматривается как «источник взаимодействия» — само осознание или «бытие». В реальной ситуации жизни мага чаще всего первая способность – возможность самого сознания «провоцировать» бытие на те или иные проявления, искать в нем новые возможности для самопознания через индукцию новых взаимодействий – появляется не сразу, но после некоторого этапа развития и накопления энергии. Именно эти две стадии отражают два этапа становления мага – «соискательство», или ученичество, и адептат, или самостоятельный путь: на первом этапе ученик использует «внешние» стимулы для саморазвития, а на втором – научается и самостоятельно «провоцировать» среду на необходимые ему взаимодействия.
Поскольку накопление силы происходит путем индукции, на первом (а также нередко и на втором) этапе развития сознания возникает потребность в особых источниках, взаимодействие с которыми и индуцирует силу в данном существе. Другими словами, ученик всегда нуждается в наличии таких индукторов, да и для адепта и даже мастера взаимодействие с ними может быть весьма ценным.
Понятно, что индуцировать силу может лишь объект, который обладает высокой степенью внутренней гармонии, самотождественности и однонаправленности потока, и при этом обладает значительной степенью созвучия, внутреннего сродства с тем, в ком эта индукция должна произойти.
Чаще всего такими индукторами выступают три категории деятелей: учителя, боги-хранители и высшие матрицы сознания. Другими словами, сознанию проще всего накопить силу, либо вступив во взаимодействие с тем, кто этой силой обладает, либо – объектировав в себе самом те состояния, в которых эта сила доступна.
Поиск и взаимодействие с высокореализованным и созвучным ученику учителем – первый и самый эффективный способ индукции силы. О «Гуру-йоге» сказано и написано очень много. Отметим лишь, что если ученику посчастливилось найти адекватного и подходящего ему учителя, то больше никаких особых условий для успешности его Пути и не требуется.
Йога божеств, теургия – направлены на установление контакта с потоками энергии, способными гармонизировать сознание, повысить его эффективность и придать ему верное направление.
Поиск «идама», «внутреннего божества-покровителя», шаманский «поиск видения» и т.п. чаще всего направлены именно на активацию высших матриц сознания и установление связи «актуальных» слоев психокосмоса с этими его «верховными» обитателями.
Собственно, по такому же принципу действует и хорошо известное эволюционное влияние любви: при должной степени взаимного соответствия и сонастройки партнер выступает как индуктор силы. И, поскольку, как хорошо известно любовь заставляет видеть в возлюбленном его «высший», «божественный» образ, то именно этот образ и индуцирует Силу в любящем человеке. Будучи проявлением силы изначального единства, любовь (когда это действительно она) переносит сознание в то состояние «первоначальной чистоты», незамутненности, в котором оно пребывало (метафизически, не во времени) до своего погружения в материю. Именно поэтому трансформирующее сознание действие любви может выступать не менее, а нередко — и более действенным индуктором реализации сознания, чем все другие способы активации Высших матриц сознания.
Отметим, что божества «западного» пантеона могут быть рассмотрены и как Живые Потоки энергии, независимые деятели, с которыми сознание может входить в контакт в теургической операции взывания, и – как активные матрицы сознания (или, как сейчас говорят юнгиански-настроенные путники – «архетипы»), причем Живое Божество и «Архетип» этого божетсва, его «представительство» в сознании совершенно не обязательно аналогичны и имеют схожее влияние на сознание. Поэтому эффекты разных форм взаимодействия с, вроде бы, одним и тем же «божеством» могут быть совершенно различны, и это необходимо учитывать.
С другой стороны, скажем, многие божества буддистского пантеона (так называемые «надмирные божества») относятся исключительно к областям сознания, обозначая различные «просветленные» активности самого сознания, и не связаны напрямую ни с какими «воплощенными» сущностями, поэтому взаимодействие с такими матрицами носит характер саморефлексии сознания: сознание ищет в себе, как в бесконечном пространстве, эти просветленные состояния, и, воспринимая их сперва как объект медитации, а затем – отождествляясь с ними – трансформирует себя в более гармоничное и реализованное состояние.
В любом случае, взаимодействие сознания с индукторами силы представляет собой весьма эффективный путь его совершенствования. И независимо от того, где сознание находит эти индукторы, оно должно со всей серьезностью подойти к, во-первых, определению степени своего соответствия с ними, а в случае обнаружения значительного соответствия – к, во-вторых, максимально продуктивному контакту с ними.