РЫЦАРЬ МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ РЫЦАРЬ МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
Как и значение любой другой карты, значение Рыцаря Мечей нужно сопоставлять с текущими обстоятельствами и другими картами расклада. Однако его появление редко бывает «проходным» — он исключительно точно реагирует на возникновение накаленных ситуаций в жизни вопрошающего, а в сочетании с неблагоприятными картами указывает, что положение отчаянное. Расклад подскажет, чего касается дело – трудностей на работе (Жезлы), личных отношений (Кубки), финансовых неурядиц (Пентакли).
Этот Аркан отмечает стремительно развивающиеся стрессовые ситуации, превратности судьбы, попадание в центр каких-то перипетий. Его появление в раскладе означает, что вопрошающий (либо кто-то из участников ситуации) просто «горит» своими идеями и целями. Можно сказать, что у него сейчас своя реальность, в которой он абсолютно убежден. Не факт, что действительность совпадает с его представлениями о ней.
Рыцарь Мечей обозначает бешеную, непререкаемую уверенность в собственной правоте, незаметно переходящую в праведный гнев и стремительное наступление «сломя голову». Это всегда нечто холодное, острое, несущее раздоры и споры, способное отравить даже те сферы жизни, которые до сих пор служили надежным, уютным убежищем. Символизируемый им холод может, конечно, разогнать туман и вывести на свет Божий всё, представлявшееся до сих пор неясным, однако чаще всего в этой карте стихия воздуха оборачивается к нам своей негативной стороной. Это означает холод отчуждения, острые дискуссии, резкое высказывание несогласия, злой язык и едкую иронию. Поэтому Рыцарь Мечей часто предвещает ссору, разрыв отношений, яростную полемику, а иногда и человеческую подлость. Его старинное значение — некто, способный причинить вред, унизить и оскорбить, открытый опасный враг, задира.
Нередко предсказывает, что какая-то неожиданная конфликтная ситуация да будет, что называется, на ровном месте. Если ситуация, по поводу которой задается вопрос, изначально накалена как таковая, то Рыцарь Мечей предрекает, что дело зайдет весьма далеко, вплоть до разрушения и полного крушения. В его ведении исстари находятся опасные положения, войны, драки, битвы и даже гибель (понятно, что о последнем можно задумываться при серьезных указаниях в раскладе в целом). Более мягкий вариант – какое-то решение, принятое не в пользу вопрошающего.
Тем не менее, в прямом положении эта карта всегда указывает на высокий интеллектуальный потенциал, который может быть использован и в «мирных» целях. Иногда по этой карте проявляется феноменальная находчивость, сообразительность и успевание тысячи вещей в единицу времени, совершенно для этого непригодную. Рыцарь Мечей хорош, когда нам нужна сила для сопротивления кому-то или чему-то, вера в свою правоту и бесстрашное стремление к победе над каким-то «монстром». Никто не превосходит этот Аркан в искусстве поединка, боя, битвы. Он несется своим путем, невзирая на погодные условия, изображенные на Аркане – на противодействие, холод и бурю. Посему, если «это есть наш последний и решительный бой», то появление Рыцаря Мечей кстати (особенно если рядом просматриваются карты благоприятного исхода и награды).
Как и все другие Рыцари, Рыцарь Мечей может предвещать поездку, как правило, срочную и сопряженную со стрессом. Рыцарь Мечей говорит о событиях, происходящих быстро и неожиданно.
«Каналья невменяем». Выражаясь языком НЛП, это состояние, в котором карта заменяет нам территорию. Про человека в таком состоянии можно сказать «у него своя реальность». Мрачная злобная решимость, ожесточенный настрой, дерзость, отчаянность, напор, способность «показать зубы»…и вопиющая недальновидность.
Когда мы пребываем в модусе Рыцаря Мечей, нам кажется, что мы все знаем и все можем сами, однако, отвергая помощь окружающих, мы навлекаем потери и производим абсурдные изменения в жизни (о результатах, впрочем, помогут судить другие карты расклада). Эта карта указывает на рост жестокости, агрессивности и напористости. По Рыцарю Мечей нами овладевает ожидание «противника» и раздраженная готовность к мобилизации. В ведении этого Аркана — логичные, авторитарные, бесчувственные действия, «наезды» на окружающих, бескомпромиссность и агрессивность, раздражительность и резкость, ничего христианского и готовность к бою с кем угодно. Способность унизить, оскорбить, напугать, довести до нервного срыва.
Исторически Рыцарь Мечей – грубый, хитрый, своенравный и вероломный варвар, с трудом перевоплотившийся в дуэлянта и задиру (но хоть с каким-то кодексом). Это «шальной, но славный юноша» — диковат, бесцеремонен, порывист, беспокоен, неуравновешен. Если ему некуда себя девать, то он яростно бросается вперед, не размышляя, часто без особых причин, но с большим желанием что-либо совершить. А слабо перепрыгнуть на мотоцикле с этой крыши на соседнюю?! (отличительная черта «воздушного» Рыцаря Мечей – тяга к хождению по краю пропасти, его манит высота, открытое пространство, но также и скорость, быстрота). Про такого говорят «безбашенный». Этим он зачастую осложняет жизнь себе и окружающим. Например, это может быть человек с большим интеллектуальным потенциалом, который вечно заводит нервные дискуссии, хватается за проекты, не имея материальных ресурсов, не заботясь о чувствах тех, кто работает вместе с ним. Его старинная аттестация — неглупый, но вульгарный человек, эгоистичный, жестокий, вероломный. Он хитер и активен, делает то, что хочет, проверяет свои способности, менее щепетилен и более жесток, чем Король. Полагаться на него как на союзника себе дороже, в результате можно сильно пострадать.
Рыцарь Мечей – достойный отпрыск своих непростых символических родителей, Короля и Королевы Мечей, которому не чужды мечты о всемогуществе. Это упрямый и своенравный всезнайка, не принимающий окружающих в расчет и с большим трудом выносящий (точнее, не выносящий вообще) более слабых партнеров по игре (они все кажутся ему «тормознутыми» и «не догоняющими», в полном соответствии с символизмом этого летящего во весь опор Аркана). В некоем индивидуалистическом исступлении, он изолирует себя от всего остального. Брызжет ядом, иронией и сарказмом, что иногда очаровывает его «последователей», однако следовать им, по сути, оказывается не за кем и некуда.
Рыцарь Мечей – не командный игрок. Это герой-одиночка, причем «герой» иногда в кавычках. Он в одиночку способен заварить такую кашу, какую потом не расхлебает и полк. Справиться с последствиями его действий обычно под силу лишь его символическим родителям и владыкам – Королеве и Королю Мечей. Это энергичный и ловкий человек, лишенный, однако, тех качеств, которые позволили бы ему стать лидером. Он сметлив, но его уму не хватает глубины и широты, которая свойственна Королю Мечей. Часто это – «шахматист», рассматривающий любую ситуацию лишь как возможность переиграть противника, а еще лучше – одержать над ним победу.
В лучшем случае это человек просто «без царя в голове» — вспыльчивый, импульсивный и склонный жертвовать превосходными планами ради минутного настроения. В худшем же — это тип забияки, несносный в мирной жизни или человек с криминальными наклонностями, живущий в своей реальности вседозволенности и безнаказанности…до поры до времени.
Карта символизирует, как правило, молодого человека, находящегося в начале своей карьеры: он хочет показать себе и другим, на что способен. У него есть и компетентность, и мастерство, однако они еще не достигли высшего уровня развития, символизируемого Королем. Он не эксперт. Однако, он мастер впадать в профессиональный раж, и невозбранно «заимеет» всех до полного изумления и «вынесет весь мозг» более ленивым и нерасторопным окружающим, чтобы то, что должно быть сделано, было сделано. В профессиональном смысле он скорее напоминает помощника опытного инспектора полиции – действует по принципу «ноги в руки», половину тонкостей вообще не заметил, касаемо другой половины сильно перестарался, выдвинул сто пять неверных версий, но…он все же специалист, знает, что делает и стремительно учится.
Мышление Рыцаря Мечей стремительно и нередко опережает развитие ситуации. Предлагаемые им планы, реформы, нововведения могут быть слишком амбициозными, кардинальными и смелыми, из-за чего их реализация пока что встречает сопротивление и откладывается. Планы и проекты подвергаются суровой критике. На защите диплома соискателя равняют с землей и защищаться приходится чуть ли не с помощью подручных предметов обстановки. Рыцарь Мечей сообщает, что о результатах начинания судить пока еще рано — время покажет. Это лишь середина пути к цели.
Рыцарь Мечей может предвещать смену обязанностей или рабочей обстановки. Это карта конкуренции и конфронтации. Как начальник, Рыцарь Мечей имеет все способности убеждения и принуждения, но последователи получают не больше выгоды, чем враги.
Этот Аркан может описывать брокера, аналитика, химика, специалиста по информационным технологиям, судебного исполнителя, следователя, острого на язык блоггера или каскадера. Рыцарь Мечей «любит» профессии, связанные с командировками, разъездами, необходимостью быстро обрабатывать и передавать информацию и вообще «рваться на британский флаг». В его ведении – всякие профессиональные подвиги из серии do or die, делание невозможного, успевание того, что надо было еще вчера.
Рыцарь Мечей нередко описывает взрывную и спешную интеллектуальную активность. На память приходит Эварист Галуа – навеки двадцатилетний отец современной высшей алгебры, кропающий в ночь перед дуэлью самый заковыристый из своих трудов. Словосочетание «мозговой штурм» с необычайной точностью описывает дух Рыцаря Мечей. По Рыцарю Мечей мы часто сталкиваемся с необходимостью быстро разобраться с делами, но поспешность лишает нас трезвой оценки ситуации и заставляет предпринимать опрометчивые шаги, искать сиюминутные решения.
Исстари — сигнификатор военного. Это может быть математик, жедающий во что бы то ни стало что-то доказать, или юрист, зацикленный на выигрывании дел.
Совет: решительность целенаправленность действий – залог успеха. Не пасовать перед давлением, отважно идти на риск, не страшиться конфронтации.
Предупреждение: меньше бесстрашной скачки напролом и побольше дипломатичности. Обуздать слишком острый язык. Ловушка карты: слепая жажда разрушения.
Резкие скачки в доходах. Необходимость серьезной и срочной коррекции финансовых планов. Старинное значение – расточительное сумасбродство.
Среди традиционных значений Аркана: война, разорение. Поэтому он и ныне может быть показателем грабежа, кражи со взломом, нападения, рэкета, отъема денег.
Рыцарь Мечей определенно неблагоприятен для каких бы то ни было отношений. Горячая голова и холодное сердце создают не ту атмосферную комбинацию. Взрывоопасная ситуация враждебности и противостояния, конфликта; присутствие ненависти, неприязни, получение удовольствия от стычек и вынашивание мстительных замыслов. В неблагоприятном раскладе предупреждает о насилии, а иногда и о смертельной опасности. Эта карта сообщает, что в данное время в отношениях «выкопан топор войны». Будет это злобная пикировка на пять минут или войны на поражение, подскажут другие карты.
Рыцарь Мечей – тот еще «фрукт» вообще, и в близких отношениях в особенности. С ним не то чтобы каши не сваришь, — скорее, найдется, что расхлебывать. Один из его немногочисленных плюсов состоит в том, что он обычно виден как на ладони, ибо эмоций и мыслей не скрывает. Он говорит то, что думает, а иногда и то, чего не думал. Рыцарь Мечей – определенно мастер чего-нибудь ляпнуть (в плане неосторожной критики), что оставляет в душе партнера шрамы, при этом он сам с легкостью игнорирует факт, что обидел. Прикидываться безобидным душкой он и не пытается, так что в данном случае мы можем быть с самого начала твердо уверены, что пригреваем на груди именно змею. А дальше, как говорится, наше дело – бегать по дому, крича «ой, укусили!», клясть судьбу, кусать в ответ или смиренно держать в шкафчике противоядие (главное, чтобы им не оказался крепкий алкоголь).
В личном плане это может быть человек, не умеющий приспосабливаться и предпочитающий идти на обострение отношений. Он не боится конфликтов и любит побеждать любой ценой, полагая, что все средства хороши. Поскольку его собственный эмоциональный мир разрушен, он не останавливается перед тем, чтобы разрушить чужой. Вражда – его естественное состояние, а желание покрасоваться — одно из самых сильных чувств в его арсенале. Поэтому, прежде чем решиться вступить с этим человеком в более близкие отношения, не грех было бы задуматься вот о чем: переделать Рыцаря Мечей не удастся. Такие люди, как правило, очень довольны собой и совершенно не жаждут меняться в угоду другим. Сожаления и угрызения совести – совершенно не их жанр. Постоянно терпеть рядом с собой Рыцаря Мечей могут лишь очень немногие. Партнер это неприятный и черствый, чужое мнение его не интересует, с ним рядом сложно настаивать на своем, а риск физического и сексуального насилия нужно учитывать как «шесть пишем, два в уме», на всякий случай.
Рыцарь Мечей горд, но не галантен. Женские (равно как мужские, детские, старческие) слезы его не волнуют, и слово «такт» ему неведомо. В случае немудрых настояний, он вполне подробно и исчерпывающе объяснит, почему он не любит, в чем состоят кардинальные преимущества другого (другой), или – что еще страшнее – почему и за что он любит…пока что. Безусловная любовь ему неведома. Он всегда любит что-то и за что-то, и, в общем и целом, объекты для него взаимозаменяемы. При аналогичном наборе спецификаций, какая разница, Манечка или Варенька? Рыцарь Мечей – однозначно «мучачо мало» (плохой мальчик). И как во всех «плохих мальчиках», в нем есть что-то притягательное, поэтому при всей своей невыносимости, он часто оказывается не один.
Близость с Рыцарем Мечей – нервное и переломное мероприятие. Это тоже поединок. «А на тебе, как на войне». Он гнет того, кто ему достался, как ветер дерево, вообще любит грозовые и штормовые ночи, тьму и боль, и секс после погонь друг за другом, спонтанных перелетов и метаний по вокзалам и аэропортам, после предшествовавших ссор и расставаний. В подобные экстремальные ночи он может оказаться на необычайной высоте и вне конкуренции, одаривая таким пронзительным чувственным сочетанием ярости и хрупкости, что оно навсегда застревает в памяти, как осколок. Это такой же безрассудный и стремительный бросок в близость, как и во все остальное в его жизни. Он остается жестким и непроницаемым, и все же в его безоглядности сквозит отчаяние, которое говорит громче любви. В обычных же житейских обстоятельствах любовник он так себе: нервный, нетерпеливый, нечуткий (в худшем случае грубый), эгоистичный и с претензиями, у которого, вдобавок, всегда и во всем виноват партнер. Отказов он не воспринимает. Ему больше пристала драма, чем обыденность, однако, говоря о драмах — в отношениях с Рыцарем Мечей лучше все же не обнаруживать, до каких пределов он способен доходить, когда терять больше нечего. В своем холодном равнодушном модусе он намного приятнее, чем в состоянии, когда он неравнодушен (то есть – ревнует, оскорблен, задета его гордость, он испытывает горечь и гнев). Начинаются всевозможные сицилийские замашки и кровная месть до седьмого колена. Это сочетание хитрой хладнокровной просчитанности и абсолютной оголтелости деяний – его фирменный знак. Никто и никогда не сравнится с ним в жестокости и безжалостности. Он действительно ни перед чем не останавливается. Ни перед чем. Он, понимаете ли, совершенно не способен что-либо поделать с собственным страданием – никак его осмыслить, использовать для роста, утопить, переключившись, в других делах (как сделают Жезлы и Пентакли), или же переварить, пропустить через сердце (на это мастера Чаши, но не Мечи). Единственное, что он может с ним сделать – объективировать его, увидеть вовне, как страдание другого (того, кто виноват), как нечто чужое, постороннее, «вне себя». И инстинктивно он знает, что пока он не увидит на стене фреску, написанную кровью врага, его собственная боль не уляжется.
Как индикатор болезни может указывать на всевозможные «игры разума», психические расстройства, вплоть до шизофрении, бреда, невменяемости. Игровые зависимости, одержимость интернетом, подвергающая риску здоровье и даже жизнь.
В физическом смысле это показатель ран, переломов, травм (преимущественно в результате падений или превышения скорости), несчастных случаев.
Рыцарь Мечей описывает опасные и экстремальные ситуации, а при подтверждении другими негативными по энергии Арканами может оказаться и вестником смерти.
В перевернутом состоянии может указывать на психогенную импотенцию (проблема не в теле, а в разуме).
Нет, ситуация изменится к худшему.
Рыцарь Мечей воплощает собой «воздушный» аспект Воздуха (в то время как Королева – «водный», а Король – «огненный»). Удвоение влияния ведущей стихии стимулирует его к созданию чисто ментальных концепций, оторванных от реальности. Это принципы ради принципов, идеи ради идей, и если вдруг факты противоречат его теории, то тем хуже для фактов. Безапелляционные и воинствующие философии (Ницше, Фихте, Шопенгауэр…) безусловно соответствуют этому Аркану. Иной раз Рыцарь Мечей – сам себе враг, потому что ни в какую не отступается от того образа мира и того восприятия ситуации, которые он себе измыслил. Он считает, что не стоит прогибаться под изменчивый мир – и готов лететь на него лоб в лоб со своими светлейшими мечтами или человеконенавистническими проповедями, искренне уверенный, что мир отвернет первый. Он целиком, полностью и тотально верует в победу справедливости (как он ее понимает) и торжество разделяемых им убеждений. По духу он самый настоящий крестоносец, непримиримый фанатик. Архетипически это рыцарь, поклявшийся убить дракона. Поход его может быть и благородным, но на высшем уровне Аркан ставит вопрос — бывают ли праведные войны?
Рыцарь Мечей олицетворяет до крайности активизированный ментальный план. Его задача – прорваться со своим мечом сквозь паутину неясностей и туман недомолвок и загадок. Он подобен детективу, расследующему преступление. Пока он не в состоянии делать это методом чистой дедукции, не выходя из дому (или не вставая с трона – это уже уровень Короля Мечей), однако благодаря неутомимости и бесстрашию докапывается до истины, попутно наживая себе кучу недоброжелателей.
«Воздух Воздуха» как никто обязывает помнить, что карта – это не территория. Есть модели реальности и сама реальность, которую они описывают более или менее успешно, но никогда – целиком. Рыцарь Мечей – исключительный мастер создания ментальных моделей, концепций, представлений о реальности (в народе их еще иногда называют «тараканами в голове»). В то же время его высшая задача – именно прорваться через старые модели восприятия, разрушить стереотипы и ограничения, обрести новое ясное видение. Этот Аркан учит, что мы не просто случайно попадаем в какие-то ситуации (особенно – сложные и трудные, который он и символизирует), мы создаем их вокруг себя, основываясь на своих поверьях о реальности. Если мы более пристально рассмотрим те свои стороны и качества, которые нас не удовлетворяют, мы увидим, что каждая неудобная и непроработанная ситуация служит для того, чтобы как в зеркале отразить нам наши собственные неправильные понятия и модели восприятия. Как только мы увидим их трезво, как они есть, мы сможем их отбросить и идти дальше, освободив мышление и дух.
В глубинном смысле Рыцарь Мечей подобен Башне. Он суть – буря. Насколько после нее воздух очистится и потеплеет, покажут другие карты расклада. Рыцарь Мечей вынашивает самые дикие мечты, реализует самые кажущиеся невозможными идеи. Им владеет дух изобретательства. Творческое мышление требует неограниченной свободы, поэтому Рыцарь не задумываясь обрывает любые связи и идеи, ограничивающие его продвижение или тянущие назад. В латах, с поднятым мечом, он мчится на невидимого врага. Кругом него – буря: гнутся сосны, летят обрывки туч, в штормовом небе мечутся птицы. Большие деревья, согнувшиеся под напором ветра, говорят о неотвратимости печальных событий. Бешеная скачка означает яростную решимость, с которой эго (всадник) преследует свою цель. Это – боец, бунтарь, он не знает снисхождения, нападает первым и не боится погибнуть: его девиз — победить или умереть. Белый конь является символом чистоты сердца – Рыцарь верит в то, за что сражается. Красный плащ, бушующий ветер – свидетельства страстности и импульсивности. Рыцарь Мечей, при всем своем уме, безрассуден и не обладает дальновидностью. Это все еще неупорядоченная сила мысли, переменчивая, лишенная главного приоритета, четкой системы (до статуса и возможностей Короля Мечей еще только предстоит дожить). Удерживать этот поток в заданном направлении очень сложно – «Воздух Воздуха» до крайности нестабилен. Одна мысль уничтожает и сводит на нет другую при отсутствии конечной цели, с которой их можно было бы соотнести, чтобы оценить. Вместо развития и «взросления» их ждет крушение. Аркан Рыцаря Мечей воплощает собой принцип мгновенного устаревания знаний, стремительного «изнашивания» любых трендов, сиюминутности инноваций. «Мысль изреченная есть ложь» — пока ты ее высказываешь, она успевает претерпеть метаморфозу, устареть и разрушиться, перестав соответствовать сама себе. Банцхаф и Акрон пишут: «Предотвращая окостенение и застой, он все же воплощает собой негативный аспект ума. Сухой технократ, нахальный всезнайка, циник и скандалист, он в любом случае является жертвой своего разрушенного эмоционального мира. Историю его жизни пишет наше агрессивное, эксплуататорское технократическое время в наряде клоуна». «Воздух Воздуха» состоит из чистых игр разума вне какой-либо морали. Он даже не спорит с нею, просто обходит стороной. Типичная проповедь Рыцаря Мечей: цель оправдывает средства, а победителей не судят. В лучшем случае – это волевой, быстрый, тонкий и искусный воин. Правда, и в этом случае он равно отважен и продажен. На его принципы нельзя положиться, но на профессионализм – да. В отличие от Короля Мечей, он не стратег, а тактик, так как способен видеть лишь одну цель в один момент времени, но зато уж ее-то он видит просто в оптический прицел.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — безрассудство; разорение.
+ I. Маг — объявить войну.
+ Верховная Жрица — скрытая война; военная тайна.
+ III. Императрица — выкидыш; скоротечные роды.
+ IV. Император — воевать с начальством, властью.
+ V. Иерофант — ссориться с отцом, учителем.
+ VI. Влюбленные — кризис в отношениях.
+ VII. Колесница — добиваться своего путем насилия или агрессии; лихачество на дороге.
+ VIII. Справедливость — угрожать судом.
+ IX. Отшельник — остаться одному в результате конфликта, кризиса, непредсказуемой ситуации; один в поле воин.
+ X. Колесо Фортуны — кризис, породивший изменения в жизни; потерять удачу.
+ XI. Сила — вспылить, поддаться агрессии; не сдерживаться.
+ XII. Повешенный — загнать себя в тупик.
+ XIII. Смерть — скоротечное кардинальное изменение ситуации.
+ XIV. Умеренность — ускорение процесса адаптации.
+ XV. Дьявол — неистовая ярость.
+ XVI. Башня — надвигающаяся опасность; травматизм в результате быстрой езды; ткракт; развод; казарма.
+ XVII. Звезда — двигаться семимильными шагами навстречу мечте.
+ XVIII. Луна — осложнение болезни; горячка.
+ XIX. Солнце — добиваться ясности.
+ XX. Суд — ускорение процесса восстановления.
+ XXI. Мир — мировой кризис.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — усталость; тщетность.
+ Двойка Жезлов — очередной вызов.
+ Тройка Жезлов — напор; давление; силовое решение.
+ Четверка Жезлов — развод; аннексия.
+ Пятерка Жезлов — стычки, недоговоренность, проявления неповиновения.
+ Шестерка Жезлов — неудача; капитуляция.
+ Семерка Жезлов — героическое сопротивление.
+ Восьмерка Жезлов — насилие.
+ Девятка Жезлов — испытания на прочность.
+ Десятка Жезлов — уныние; подавленность.
+ Паж Жезлов — скверные новости.
+ Рыцарь Жезлов — агрессивное соперничество.
+ Королева Жезлов — профессиональная непригодность; конфликт с женщиной.
+ Король Жезлов — творческий кризис; конфликт с мужчиной.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — ненависть.
+ Двойка Кубков — серьезный конфликт.
+ Тройка Кубков — неприкрытое столкновение в коллективе.
+ Четверка Кубков — эмоциональное подавление.
+ Пятерка Кубков — враждебность.
+ Шестерка Кубков — болезненные воспоминания; насилие в прошлом.
+ Семерка Кубков — безнадежные грезы.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход; выдворение.
+ Девятка Кубков — разрушенное счастье.
+ Десятка Кубков — разрушенная семья.
+ Паж Кубков — агрессивный жест.
+ Рыцарь Кубков — отвергнутое предложение.
+ Королева Кубков — агрессия в отношении к любимой женщине.
+ Король Кубков — вспышка подавленных эмоций; агрессия в отношении к любящему человеку.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — дерзкий замысел; смелое решение.
+ Двойка Мечей — жесточайшая дуэль; агрессивные отношения.
+ Тройка Мечей — жесткий разрыв; злобный выпад.
+ Четверка Мечей — разрушенное спокойствие.
+ Пятерка Мечей — сеять раздор; вышибить из седла; унижать.
+ Шестерка Мечей — убегать; спасаться.
+ Семерка Мечей — грабитель; продажный служащий.
+ Восьмерка Мечей — разрушительное влияние.
+ Девятка Мечей — приступ паники; пораженческое настроение; террор.
+ Десятка Мечей — жестокое разрушение; убийство.
+ Паж Мечей — противостояние агрессии и ума.
+ Королева Мечей — жестокий развод; вдова военного.
+ Король Мечей — столкновение с властью.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — борьба за деньги.
+ Двойка Пентаклей — выбивать долги.
+ Тройка Пентаклей — борьба за влияние.
+ Четверка Пентаклей — брать крепость; борьба за ресурсы.
+ Пятерка Пентаклей — сеять хаос.
+ Шестерка Пентаклей — подавление.
+ Семерка Пентаклей — конфискация.
+ Восьмерка Пентаклей — разрушать наработанное.
+ Девятка Пентаклей — экономический кризис; отобранные инвестиции.
+ Десятка Пентаклей — военный в отставке; ветеран.
+ Паж Пентаклей — опасная игра.
+ Рыцарь Пентаклей — непоследовательность.
+ Королева Пентаклей — рискованная экономическая безопасность.
+ Король Пентаклей — угроза стабильности.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ
ИЕРОФАНТ
Пятый Аркан заведует соблюдением запретов и повиновением заповедям — навроде олимпийских спортивных правил. Допинг не разрешается, судья не должен быть заинтересован в определенном исходе, и так далее – все ради того, чтобы игра была действительно честной, и это по-настоящему важно, потому что иначе все это просто лишится смысла! Вот и ключевые слова этой карты – правила и смысл. Пятый Аркан связан с верой в осмысленность происходящего и его цель. Иерофант учит и воспитывает, а Дьявол потом проверяет, чему мы научились, предлагая сыграть в обход правил и выявляя наши слабые места в понимании того, как надо и как не надо поступать. Справедливость в раскладе поднимает вопросы справедливости, Иерофант – вопросы собственно этики. Справедливость объявляет штрафной удар, чтобы выровнять нарушенное равновесие — то есть включается тогда, когда иерофантово «как надо» оказалось нарушено. Всякие международные стандарты качества, нормативные акты, методические указания, системы оценок – это, несомненно, Иерофант. Комиссии, инспекции, жюри – тоже. Другие карты расклада могут подсказать, как мы будем себя чувствовать при столкновении со всем этим и чем дело кончится.
В практических раскладах Иерофант указывает главным образом на три вещи: вопросы этики, процесс обучения и участие в каких-то ритуалах и церемониях. Это может быть и заключение официального брака. Он дает положительный ответ на вопрос о возможности или необходимости учиться или учить, а также о возможности или необходимости оформлять отношения. Более глубокие значения карты – истинная религиозность, следование за пастырем, наставничество и глубокое знание, поиски смысла и его обретение. Иерофант нередко выпадает тогда, когда человек пытается объяснить происходящее с ним в терминах какого-то учения, будь то гомеопатия, православие, венский психоанализ, индийская астрология или что угодно другое (спектр неограниченно широк, а само учение может существовать как две тысячи лет, так и два месяца). Иными словами, человек начинает задумываться, толковать и оценивать свой жизненный опыт, усматривая в нем какой-то дополнительный смысл. Часто это действительно вспышка интереса к церкви, обращение к исторически значимым воззрениям и принципам. Иерофант обычно припахивает нафталином, но и добротность в нем ощущается.
В старину Иерофант считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивающим благоприятный исход доброму делу и несущим знание, как правильно поступить. В этом есть смысл, потому что доверие вообще и наше доверие себе служат основой веры в жизнь, в будущее. Иерофант олицетворяет мир веры и доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. Если Дьявол в раскладе напоминает нам, что у нас есть искушения и слабости, то Иерофант в раскладе напоминает нам, что у нас есть совесть и внутреннее ощущение чистоты и добра в противоположность тому, что мы считаем злом. Помимо того, эта карта говорит, что претворение планов в жизнь пойдет успешно, если мы будем благоразумно играть по правилам, приспосабливаться к одобренным нормам поведения. Эта карта говорит о традиционном подходе к решению беспокоящего вопроса, так сказать, «путем истинным». Иерофант апеллирует к социальным ценностям и традициям, и всему, что подходит под эти понятия или с этим связано. В его ведении находятся всевозможные устои, четкое внутреннее понятие о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Современному человеку обычно не свойственны глубокомыслие и щепетильность в этих вопросах, поэтому Иерофант ставит его в тупик, а толкования обычно не заходят далее того, что это к свадьбе или поступлению в ВУЗ – словом, грядет какой-то освященный традициями официоз.
Это действительно карта «примыкания к традиции» или «школе», где есть кто-то авторитетный, кто знает, «как надо». Это с равным успехом может быть католическая церковь и викканский ковен, факультет университета и армейское подразделение, парикмахерские курсы и религиозная секта. Это место, где какие-то высшие законы или принципы, составляющие ядро учения, толкуются в терминах конкретного поведения, что делать и чего не делать. Карта действительно олицетворяет обучение, стремление к знаниям и социальное согласие – представьте себе семинары модного гуру, где в конечном итоге нет места несогласным, а согласные наперебой пытаются угодить, подстраивая свое «я» под проповедуемые стандарты (иногда не без пользы для себя). Иногда появление карты говорит о советчике, о ком-то, с кем есть смысл поговорить на волнующую тему. Чаще – о том, что на пути вопрошающего встретятся люди, полагающие, что знают истину (ты либо подчиняешься, либо подвергаешься каре). Это кто-то, кто учит, является мастером в своем деле и оценивает твои достижения.
Иерофант предан какой-либо идее и несет ее результаты людям, он вдохновенный служитель своей «религии» (которая от религии может быть очень далека), и с точки зрения последователей и учеников у него есть знание некой истины и власть определять, кто прав, а кто нет. Самое главное явление здесь – власть над умами, и самый главный вопрос – что есть истина? В ведении Иерофанта действительно находится mysterium fidei. Как люди начинают верить в то, что другой человек знает, как надо и его знание истинно? Тайна веры! Иерофант вообще заведует социально оформленными таинствами. Само слово «иерофант» означает того, кто открывает священные вещи в доступной форме. Крещение и исповедь, венчание и постриг, благословение и отпущение суть таинства, погруженные в обыденность. По-настоящему они свершаются только тогда, когда есть вера. Без этого остается лишь внешний ритуал, смысл которого теряется.
Иерофант может олицетворять человека, которому мы очень доверяем, с мнением которого считаемся и который принимает искреннее участие в нашей судьбе, помогая и и направляя. Иерофант несет контакт с наставником, способным открыть выход на более высокий уровень достижений, почитание прошлых заслуг, послушное следование тому, что говорят, а также часто – продолжение каких-то традиций, нежелание отказываться от них, со всеми их ритуалами. И та же энная по счету «Фабрика звезд» с точки зрения участников процесса — это чисто иерофантово дело. Это карта согласия (по крайней мере, внешнего), когда признают правила игры и стараются им следовать. Она говорит, что человек подписался на что-то («принес обет») и следует определенным путем, вполне возможно, временами ощущая несвободу и принуждение. Часто эта карта показывает, что мы либо нуждаемся в поддержке и опеке более опытного и знающего человека, либо сами стремимся передать другим накопленный опыт. В обыденном значении Иерофант указывает и на наличие в жизни какого-то очень важного союза (возможно, брачного), или на стремление к таковому.
Влияние Иерофанта, как и многих других карт может быть двояким и сильно зависит от отношения вопрошающего к внешним авторитетам и от наличия у него авторитета в собственных глазах (то есть его способности верить в то, что его собственное знание может быть верным – есть люди, которые этого в принципе не допускают и гоняются за этим знанием по кружкам и общинам, меняя «великих учителей» как перчатки). В зависимости от этой черты, Иерофант может описывать как подпадание под жернова чьих-то догм, так и исключительную моральную смелость и способность идти своим путем.
Иерофант может говорить о том, что нам предстоит играть роль должностного лица и образца для подражания (классический пример – учитель). Он ставит вопрос – как мы вели бы себя, если бы за нами никто не наблюдал? Действовали бы мы так же? Это карта общественного одобрения, внешней благопристойности и традиционности, социального договора. Поэтому он является старинным сигнификатором свадьбы. Здесь нет ни слова о чувствах, какими бы они ни были – акцент на ритуал обмена кольцами и обетами в присутствии свидетелей. Карта может указывать на любой союз, подобный брачному, принятие уз и обязательств (счастливых или нет).
Это карта школы, где ставят оценки и таким образом выражают одобрение или неодобрение твоим успехам. Эта карта всегда ставит вопрос уровня происходящего. Действительно ли это хорошо? Действительно ли это «как надо»? Иногда этот неожиданный вопрос ставится ребром (а в негативном карточном окружении – выходит боком).
Вообще-то выпадение Иерофанта нередко можно рассматривать как благословляющий знак в отношении вопроса. Он является сигнификатором истинной Веры и Пути истинного для каждого конкретного человека, и может быть указателем правильности выбранного направления. Часто предвещает встречу с хорошим человеком, который может помочь – по крайней мере, ценным советом.
Авторитетное и назидающее — «пророк в своем отечестве». Варьирует от догматизма и суровости до философской терпимости и снисходительности, но убежденность в своей правоте присутствует в любом случае. Иерофант верит в смысл происходящего и поступает в соответствии со своими моральными принципами.
Нередко акцентирует интерес к религии (в том или ином ее виде, учения могут быть самыми разными) или указывает на то, что человек действует что называется «по вдохновению».
Иерофанты консервативны и не любят приспосабливаться. Это объясняется очень просто – они знают, как надо. Это знание живет у них внутри, и свернуть с этих рельсов им трудно (притом часто никакого удовольствия от этого сворачивания они не получают, скорее четкое ощущение, что сбились с пути и надо срочно возвращаться). Иерофанты отличаются тем, что они действительно верят в проповедуемые ценности и служат им, так как они совпадают с их внутренним ощущением добра. Есть еще одна особенность – Иерофанты интуитивно хорошо чувствуют историю как связь времен, наследие прошлого оживляет для них настоящее. Они могут неожиданно хорошо ориентироваться в истории чего-либо (это может быть как целая эпоха, так и история какого-либо рода деятельности, организации, жанра в искусстве и т.п.), и где-то в глубине души хорошо чувствуют, что в этом есть особая значимость.
Естественное занятие для Иерофанта – наблюдать, все ли делается правильно. Он наставник, искатель и ревнитель истины. Его естественная черта – особая смелость, которой все это требует. В лучшем случае он несет умение в простом и материальном увидеть глубокий духовный смысл, правильно понять суть какого-то жизненного урока. Особенность Иерофанта в том, что его вера и его понятия практически всегда становятся публичными, выносятся на всеобщее обозрение. Это не тот случай, когда удается утаить «огонь, мерцающий в сосуде». Например, если ему удалось извлечь какую-то мудрость в ходе преодоления собственных страданий, трудностей или болезней, он скорее всего, окрыленный и просветленный, напишет про все это целую книгу, которая и поступит в продажу…а там и выездные семинары не за горами. Так формируются школы, кружки и группы.
Случается, что устав доказывать, проповедовать и примирять свою совесть с общественными стандартами, и осознав, что «нет пророка в своем отечестве», Иерофант сбрасывает свое облачение и продолжает путь в плаще Отшельника, ни с кем более не соотносясь и никому ничего не доказывая (так сказать, приняв схиму и удалившись в пустыню). Но вообще-то Иерофант – это естественный учитель, законодатель и гуру. Ему нужна публика, ученики, последователи и преемники.
На Иерофанта, как правило, можно положиться – он ведет себя совестливо и последовательно, по крайней мере в рамках собственных понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Настоящий Иерофант весьма умудрен жизненным опытом, а потому способен давать бесценные советы в самых непостижимых ситуациях. Глядя в его невозмутимые глаза, трудно себе вообразить, что он прошел через какие-то коллизии и метания, но все же приходится признать, что его потрясающая мудрость куплена немалой ценой, которая до конца известна только ему. Иерофант – это роль Мастера по отношению к Ивану Бездомному. В лучшем случае это эмпатичный и мудрый наставник, духовный руководитель, учитель, способный помогать и направлять…и преклонение перед ним, респект от всей души. Через него можно прикоснуться к мощной традиции.
Иерофант часто служит в раскладах сигнификатором человека, состоящего в браке.
Иерофант символизирует правильные, важные и ответственные шаги, которые предпринимаются с большой верой в свое дело. Яркое ощущение миссии, значимости своей работы (обычно в терминах служения людям). Это карта честности, чистоты стремлений, честных сделок и fair play. Уверенное движение к цели с убеждением, что дело того стоит. Серьезное продвижение в профессиональном развитии.
Иерофант олицетворяет традиционную систему образования, школу, официальное обучение. По ему идет передача своих знаний другим, а также активное использование чужого опыта. Работа в сфере образования (или по крайней мере такая, которая действительно требует хорошего образования и знаний). Профессиональная связь с культурными или религиозными учреждениями (в худшем случае там царят жесткие установки и устойчивый запах мертвых ритуалов, от которых никак не удается отказаться). Вообще все профессии, где важны невозмутимость, знания и умение убеждать.
Иерофант является сигнификатором всех учреждений, где сильны многолетние традиций, а также где наличествуют разные «школы», «подходы» и «стили» (по сути, они подобны вероисповеданию – ни один не является истиной в последней инстанции, хотя их носители склонны воспринимать их именно так). Эта карта может обозначать любую профессию, которая подразумевает умение толковать законы, традиции или какие-то культурные установления.
Иерофанты – это научные руководители, консультанты, психотерапевты, учителя и наставники всех сортов. В общем смысле, карта говорит о соответствии занимаемой должности и высоком профессиональном статусе. Иерофант соответствует крупным организациям, нередко государственным, и в любом случае таким, которые были созданы явно не вчера и опираются на сложившиеся традиции (например, это может быть банк или мэрия). Иерофант любит работников университетов, библиотек, архивов, музеев – всех тех мест, где оберегается знание с долгой историей. Человек, обозначаемый Иерофантом, может иметь профессиональное отношение к религии, всему, связанному с бракосочетанием. Иногда – врач, помогающий избавиться от нажитых проблем, «отпускающий грехи».
Эта карта может означать, что в проект вкладывается масса энергии в то время как он, возможно, больше нуждается в хорошей организации.
Необходимость придерживаться инструкций, играть по правилам. Карта не исключает получения прибыли, но все же настраивает вопрошающего в том направлении, что «не хлебом единым…», давая понять, что не деньги сейчас главное. Иерофант не есть карта бизнеса и предпринимательства.
Эта карта символизирует наивысшие духовные составляющие отношений и в каком-то смысле всегда ставит вопрос их уровня.
Иерофант связан с общностью и социальными законами, поэтому в его ведении находятся если не любовь, то брачные обеты. В зависимости от других карт может предвещать свадьбу, прочное супружество, крепкую дружбу. Карта может говорить о том, что партнеров объединяет общая цель, общая вера во что-то, одним словом, нечто большее, чем просто симпатия или страсть. Иногда Иерофант сообщает, что «правильный» партнер появится в жизни тогда, когда духовное развитие достигнет надлежащего уровня, чтобы ничем не омрачать эту связь.
Иерофант большой традиционалист, ему импонирует респектабельность и сдержанность. Он может быть очень верным поклонником и крайней добропорядочным кандидатом в спутники жизни. Вспомните героя «сумеречной саги» Эдварда, когда он объясняет порывающейся затащить его в постель Белле, что он человек другой эпохи и по его понятиям все должно происходить иначе. «Я бы долго ухаживал за тобой, мы гуляли бы по аллее и пили чай со льдом на веранде, и может быть я украл бы у тебя поцелуй. Но только получив благословение твоего отца, я встал бы на одно колено, вручил бы тебе кольцо и спросил бы, окажешь ли ты мне честь и выйдешь ли за меня замуж». Вот это – Иерофант. И современным Иерофантам обоего пола глубоко безразлично, какой век на дворе. Они действительно ведут жизнь в соответствии со своими идеалами, принимая весь дискомфорт, который может быть с этим связан.
Любые проблемы в отношениях, и в особенности в браке Иерофант решает исключительно путем добродетели и сдерживания своих порывов. Партнеру, описываемому картой Иерофант, можно доверять. Не в том смысле, что это гарантия его личной святости, но для него измена – это не неверность партнеру. Это измена собственному духу, собственным понятиям и высоким моральным принципам, а это куда более интимное и болезненное мероприятие, чем небрежный шаг на сторону.
Обычно у Иерофанта высокие идеалы, и он способен создавать отношения, в которых все «честно и благородно». Впрочем, кавычки здесь не к месту. Честно и благородно. Это может быть изрядным испытанием само по себе, если человеческие возможности другого партнера не столь высокой пробы (а поскольку Иерофанты, в общем-то штучный товар и редко ходят стаями, то так оно обычно и оказывается).
Часто он всеми силами («Прости, что поучаю!») пытается передать другому свое видение смысла отношений, показать, что есть важно и что есть правильно. Он мечтает создать по-настоящему хорошие отношения, основанные на любви и ответственности друг за друга, свободные от неверности и обид.
В худшем случае Иерофант говорит о том, что людей связывает самое холодное из чувств – чувство долга.
Иерофант все подчиняет убеждениям, в том числе питание, секс и закалку, а потому любит посты, вегетарианство, йогу, аюр-веду и тому подобное. Не факт, что выбранная система является подходящей. Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. То, что прекрасно работает в Индии или Китае, может дать вовсе не столь желаемые результаты для уроженца средней полосы.
В качестве сигнификатора болезни может указывать на возрастные проблемы, например, артрит или остеопороз. Мэри Грир пишет о заболевания по типу «ухо-горло-нос», о мышечных болях и инфекциях, передающихся от человека к человеку воздушно-капельным путем (от говорящего к аудитории).
В литературе встречаются замечания о болезнях почек.
Да — на вопросы духовного характера. Нет — на вопросы материального характера.
Иерофант – Пробужденный и Просветленный.
Это великая мудрость мужского существа. Для современного человека «мужская мудрость» олицетворяется Императором – вот он, сверх-мужчина, чего еще надо?
Однако Император олицетворяет лишь сугубо мужской стиль мышления и образ действий (так же, как Императрица – сугубо женский) — он должен действовать, рулить, разруливать, деваться ему некуда, у него куча обязанностей, как у хозяина поместья, многодетного отца или президента страны. Тут перед нами совсем другая фигура. Он разруливает не здесь. Это изначальный Жрец древнего мира. Его не тревожат житейские попечения. Земная власть ему по щиколотку. Императоры склоняются перед ним, чтобы он совершил таинство помазания на царствие и посоветовал, как быть. Он не Маг, играющий с силами природы и гуляющий по краю. Он – тот, кто говорит Магу, что он доигрался и сообщает условия выравнивания нарушенного на тонких планах равновесия. Ему ведомы ставки в том казино, где мы ставим на кон бессмертную душу (в этом смысле Иерофант и Дьявол – наиболее тесно связанная пара в Таро). Иерофанту соответствуют старцы-провидцы, наделенные даром прозорливости, которым не нужна исповедь грешника, чтобы сообщить ему, что он должен сделать для собственного блага (при этом в «жилетку» они не превратятся ни на йоту). Иерофант соотносится с Императором примерно так, как Диоген – с Александром Македонским («Не заслоняй мне солнце»). К чести последнего надо отметить — юноша оценил ответ по достоинству и сообразил, что у пресловутой бочки проходит граница всех царств («если бы я не был Александром, то был бы Диогеном»).
Пятый Аркан символизирует собой высоких священников языческих или христианских школ Мистерий. Эта карта символизирует инициатора (мастера таинства жизни), или духовного врача. Иллюзорная Вселенная, в данном случае, символизируется двумя фигурами (полярности) — коленопреклоненными перед троном, на котором восседает инициированный, поднявший свое сознание до уровня духовного понимания и реальности. Иерофант воплощает праведность человека в высшем смысле этого слова. В отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, Иерофант символизирует принцип активности, являясь созидателем нового пути. На карте есть другие люди (коленопреклоненные монахи…или монархи…или монаршья пара) – мудрость Иерофанта предназначается для кого-то, в ней нет смысла, если она запечатана. Это одна из «троичных» карт (к ним относятся также Влюбленные, Дьявол и Колесница).
В отличие от Жрицы, он символизирует религиозный авторитет знатока таинств и толкователя истины. Он прошел долгий путь в этой системе и теперь может вести других (но и в чем-то ограничивать). Это не карта индивидуального единоличного пути, а карта примыкания к существовавшей до тебя традиции, какому-то мейнстриму, его ритуалам и устоявшейся системе воззрений. Он указывает путь к духовной цели – именно на этом пути, ему дана власть решать, что именно надо делать для успешного прогресса, он несет толкование закона в терминах поведения. Это устав монастыря или духовного ордена, а не личный гностицизм – богослужебные правила, ритуалы благочестия, общие для всех и созданные до тебя.
Это потребность и возможность следовать традиции, которая дарует и посвящение, и обучение, и практики, ведущие к твоему собственному Граалю. Люди, книги, духовные системы, помогающие новичку. Чтобы пройти великий путь, нужны желание, интуиция, но и мудрость предшественников. Именно дисциплина практик помогает поддерживать связь между духовной и повседневной жизнью.
Карта может символизировать и саму организацию (религиозную, образовательную, философскую), имеющую структуру и обладающую влиянием на умы последователей. Во всех подобных организациях есть лицо или группа лиц, чьи взгляды считаются практически непреложной истиной. Они имеют возможность продвинуть или сокрушить. Другие либо подчиняются из слову, принимая его именно таким образом, либо объявляются еретиками и изгоняются. Это система, где есть свои ценности, своя иерархия и формальности, и предполагается подчинение и послушание оным, конформизм.
Иерофант, как и Жрица – суть Знание, но в отличие от Жрицы с ее вещими снами и чтением мыслей, его знание четко этически окрашено, в нем присутствуют такие понятия, как ответственность, долг, искупление, справедливость. Ему одному таинственным образом ведомы ставки в том казино, где все мы пытаемся проиграть свою душу. Это знание «что почем» в этом лучшем из миров. Иными словами – система ценностей. В отличие от Жрицы, Жрецу не надо настраиваться и медитировать – он просто знает ответ, в любой момент своей жизни, эти ответы разложены по полочкам. Остается только одна проблема – привести себя в соответствие с этим знанием, ибо никакое знание не является подлинным, пока оно не стало руководящим принципом в жизни и основой для принятия решений.
Пятый Аркан описывает стадию духовного развития, на которой дается познать волю Божью по отношению к себе и истолковать ее в терминах личного поведения. Принятие для себя решения, жить ли в рамках закона, вписывать ли свое дальнейшее бытие в закон миропорядка или взять на себя всю ответственность за непослушание и индивидуальный путь…решить самому, какова будет твоя дорога или позволить авторитету решить за тебя…поиски истины и моральная смелость идти собственным путем, если веришь, что так надо…выбор – следовать потребностям своей души или подстроить свое я к требованиям других, к традиции…вот вопросы, которые ставит перед нами Пятый Аркан и предполагается, что ответ даст совесть. По сути же это выбор между добровольным послушанием и послушанием посредством принуждения («ведет послушных рок, а непослушных тащит»).
Не следует думать, что Иерофанту так уж легко раскладывать все по полочкам и поступать по совести. Он лучше всех чувствует конфликт между идеальной истиной, ведомой сердцу («как должно быть») и тем, что является правдой жизни. Этот конфликт представляет собой неизлечимую «пятую рану» (с точки зрения христианского эзотеризма — рану Святого Сердца, пронзенного воином). Эту «пятую рану», «рану сердца» носит в себе каждый патриарх. Иерофант вечно истекает кровью под своим облачением, он близок к раненому королю-рыбаку из сказаний о Граале. Об этом напоминает и «перстень Рыбака», носимый папой Римским.
Моральная проблема Иерофанта заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как Император, но и по отношению к самому себе. Непосредственная же его задача заключается в том, чтобы, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных, импульсов, не стать глухим к окружающим, постоянно соизмеряя их желания со своими.
Иерофант может быть Наставником на узком пути, где есть «да» и «нет», добро и зло, эволюция и деградация, а не просто нейтральный «опыт» и «рост» непонятно куда (в конце концов, раковая опухоль тоже растет). Психология личности со своей стороны сделала все, что освободить человека от оценочного давления в этих вопросах. Будучи чрезмерным, это давление деморализует и разрушает, но и полное его отсутствие, в общем, дает тот же самый эффект. Если появление Пятого Аркана в раскладе вызывает легкий ступор (непонятно, о чем он, и что с ним делать), значит, пришла пора стряхнуть пыль с такого инструмента как совесть – мы все периодически в этом нуждаемся, даже будучи хорошими людьми.
На карте Уэйта два ключа, скрещенные у ног Иерофанта, символизируют, по мысли Гугенхайма, ортодоксальную доктрину и внешние проявления жизни. Традиционная папская тиара обозначает власть над тремя уровнями бытия — небесами, землей и преисподней (в психологической проекции — «суперэго», «эго» и «оно»). Лилии на стихаре одного из коленопреклоненных монахов символизируют духовный идеализм, а розы на облачении другого – любовь к людям. На карте Кроули Иерофант изображен держащим символ триединства, а ниже изображена его женская природа, с мечом-мыслью в руке, которая правит им изнутри. Жезл в руке Иерофанта (крест с тремя перекладинами или три пересекающихся круга — эмблема Рериха) — подразумевает новое воплощение. Жезл обычно суть символ той веры, которую исповедуют создатели колоды. Интересно, что во многих колодах, хотя Иерофант в великолепное облачении, его ноги босы – это напоминание о внутреннем смирении и о том, что каковы бы ни были внешние правила, конечной точкой для их служителя все равно является личная совесть, обнаженная и ощущаемая в качестве «собственной шкуры».
За головой Иерофанта изображен пятилепестковый лотос, вписанный в пятиконечную звезду — символ активного участия в космическом творчестве. Из-за спины Иерофанта выглядывает разъяренный бык (символ Тельца) — символ мощного творческого потенциала, а также страстей и желаний, которому астрологически соответствует Иерофант. В греческой мифологии фигура Верховного жреца соответствует Дионису — богу-покровителю всех плодотворных сил Земли. Телец — самый «земной» знак, который своими жесткими рамками корректирует материя, поэтому «возвыситься» он сможет, лишь воплощая незыблемую праведность на своем пути.
Иерофант не всегда безобиден. Он несомненно присутствовал во время заседалищ святой инквизиции и настоял над теми кострами, в которые немецкие студенты кидали книги Цвейга и Манна. Чистота веры, чистота партии, учения, крови, расы – это его «профессиональная» головная боль. Его худшая черта – самодовольство, нетерпимость и исключительная убежденность в собственной правоте. Линчевание, поиск врагов народа, борьба с неверными, охота на ведьм, трибунал, аутодафе – это его мрачное дно или черная вершина. Вопрос от Пятого Аркана — почему, собственно, противопоставлены Древо Познания и Древо Жизни? Почему, став как боги, знающие Добро и Зло, смертию умрешь?
Иерофант ставит на вид еще одну проблему. Обычный современный человек как будто лишен всякой «зримой» идеологии, наставляющей его на «путь истинный» (вроде морального кодекса строителя коммунизма, истого католицизма или проповедей доктора Геббельса), и в то же время зачастую потрясающе узколоб, нетерпим и задавлен стереотипами – достаточно почитать комментарии в интернете к какой-либо «задевающей за живое» теме. Мы как будто живем в эпоху небывалой свободы совести, но с этой самой совестью и с ее свободой творится что-то странное. Иерофант может ставить вопрос насчет этого интересного внутреннего обстоятельства – почему ты так сильно что-то не одобряешь, что прям бы огнем и мечом все это, а? Или почему ты кидаешься на защиту чего-то с ревностью, сделавшей бы честь участнику крестового похода или варфоломеевской ночи, воображавшему, что он спасает истинную веру от еретиков? Иногда Иерофант в своей тиаре кажется этаким анахронизмом в колоде, чем-то устаревшим – но он и говорит о том, что мы изменились совсем не так сильно, как может показаться. Право на собственные взгляды и убеждения де факто приветствуется далеко не всегда. Свобода мысли и слова в обществе почему-то оборачивается лавиной штампов восприятия, где свободой мысли и не пахнет; неспособность мудро воспринимать истинные дары жизни идет рука об руку с погоней за ее дармовыми радостями…простота ли, избыток ли – все способно обернуться пустотой, если она внутри.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — брачный союз под угрозой; неукоренившиеся взгляды и принципы; брожение ума.
+ I. Маг — безоговорочная вера в себя и свои способности; способности от бога.
+ II. Верховная Жрица — послушание.
+ III. Императрица — рождение ребенка в брачном союзе.
+ IV. Император — неукоснительное следование правилам.
+ VI. Влюбленные — личные верования.
+ VII. Колесница — духовный путь; поступать по совести.
+ VIII. Справедливость — моральный кодекс; заповеди.
+ IX. Отшельник — поиск внутреннего света; исповедь; безбрачие; монашество.
+ X. Колесо Фортуны — взгляды, меняющие все вокруг.
+ XI. Сила — подчинение законам морали.
+ XII. Повешенный — устаревшие взгляды и закосневшие догмы.
+ XIII. Смерть — основательный пересмотр взглядов.
+ XIV. Умеренность — примирение с собой и с богом; притирание друг к другу в браке; установление доверия.
+ XV. Дьявол — поцелуй Иуды; безбожник; чернокнижник; под маской овцы скрывается волк; идолопоклонничество; сатанизм.
+ XVI. Башня — развод; разрушение веры.
+ XVII. Звезда — молиться; раскаиваться; исповедоваться; обряд очищения.
+ XVIII. Луна — сектантство; ложные ценности.
+ XIX. Солнце — счастливый брак; просветление; гуру.
+ XX. Суд — вера, дающая силы; взгляды, примиряющие нас с прошлым; чудо.
+ XXI. Мир — создание семьи; примирение с чужими взглядами; расширение кругозора.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — вспышка вдохновения.
+ Двойка Жезлов — отсутствие согласия.
+ Тройка Жезлов — мудрость в действии.
+ Четверка Жезлов — свадьба.
+ Пятерка Жезлов — ссора с родителем.
+ Шестерка Жезлов — поиски смысла.
+ Семерка Жезлов — искушения.
+ Восьмерка Жезлов — брачный договор; новости от дедушки.
+ Девятка Жезлов — ревность.
+ Десятка Жезлов — терять веру; измученная совесть.
+ Паж Жезлов — известие от родителей.
+ Рыцарь Жезлов — душевный порыв.
+ Королева Жезлов — принятие сана.
+ Король Жезлов — духовный наставник.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — духовное блаженство; безграничное доверие.
+ Двойка Кубков — доверительные отношения.
+ Тройка Кубков — духовный рост.
+ Четверка Кубков — недоверие.
+ Пятерка Кубков — брачный союз трещит по швам.
+ Шестерка Кубков — воспоминания, связанные с прародителями.
+ Семерка Кубков — искушение.
+ Восьмерка Кубков — сделка с совестью.
+ Девятка Кубков — быть в ладу со своей совестью.
+ Десятка Кубков — духовная зрелость.
+ Паж Кубков — предложение брачного союза.
+ Рыцарь Кубков — доверие; чистые помыслы.
+ Королева Кубков — нравственная чистота.
+ Король Кубков — психотерапевт; советник.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — духовная проницательность.
+ Двойка Мечей — душевные терзания.
+ Тройка Мечей — неоправданное доверие.
+ Четверка Мечей — медитация; молитва.
+ Пятерка Мечей — беспринципность.
+ Шестерка Мечей — поиск смысла.
+ Семерка Мечей — фальшивый пророк; обмануть доверие.
+ Восьмерка Мечей — этические ограничения.
+ Девятка Мечей — муки совести; страдания души.
+ Десятка Мечей — порушенное доверие; ритуальное убийство.
+ Паж Мечей — подозрительность; седина в бороду, бес в ребро.
+ Рыцарь Мечей — кризис убеждений.
+ Королева Мечей — развод.
+ Король Мечей — расхождение во взглядах.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — моральное вознаграждение.
+ Двойка Пентаклей — нарушенный уклад.
+ Тройка Пентаклей — талант.
+ Четверка Пентаклей — устойчивые убеждения.
+ Пятерка Пентаклей — потеря веры.
+ Шестерка Пентаклей — милосердие; моральная поддержка; спонсорство; мольба о прощении.
+ Семерка Пентаклей — долготерпение; моральная выдержка.
+ Восьмерка Пентаклей — нравственное совершенствование.
+ Девятка Пентаклей — моральное удовлетворение.
+ Десятка Пентаклей — семейные традиции.
+ Паж Пентаклей — традиционное обучение.
+ Рыцарь Пентаклей — служение людям.
+ Королева Пентаклей — выгодный брачный союз.
+ Король Пентаклей — система ценностей.